Что является органом защиты прав человека который учредил совет европы

Обновлено: 18.05.2024

Эта статья посвящена Совету Европы (CoE / CdE) . Это не следует путать с институтами ЕС, Европейский Совет или Совет Европейского Союза (также известный как Совет министров ЕС ).

Совет Европы - английский Совет Европы (СЕ) , французский Conseil де l'Europe (CDE) - это европейская международная организация , основанная 5 мая 1949 года по уставу Совета Европы , договора , заключенного в Лондоне . Сегодня в Совет Европы входят 47 государств с 820 миллионами граждан.

Совет Европы - это форум для обсуждения общеевропейских проблем. Его устав предусматривает общее сотрудничество между государствами-членами в целях содействия экономическому и социальному прогрессу.

Местопребыванием Совета Европы является Европейский Дворец во французском Страсбурге . Ежегодно 5 мая день основания Совета Европы отмечается как День Европы .

Совет Европы институционально не связан с Европейским союзом (ЕС), хотя оба используют европейский флаг и европейский гимн . Основной компетенцией Совета Европы является защита прав человека , при этом экономическое сотрудничество с ЕС находится на переднем плане. Совет Европы не следует путать с институтами ЕС, Европейским Советом (органом глав государств и правительств) и Советом Европейского Союза (Советом министров).

В мае 2007 года ЕС и Совет Европы подписали Меморандум о взаимопонимании (МоВ) в качестве политической декларации о намерениях .

оглавление

история


Мемориальная доска в аудитории главного здания Страсбургского университета в память о первом заседании Совета Европы в 1949 году

Совет Европы был основан десятью странами Северной и Западной Европы. Он получил свой официальный статут 5 мая 1949 года от Бельгии , Дании , Франции , Ирландии , Италии , Люксембурга , Нидерландов , Норвегии , Швеции и Великобритании в рамках Лондонского пакта десяти держав . Это старейшая изначально политическая организация европейских государств. Он был основан Европейской конференцией по федерации по инициативе Американского комитета за объединенную Европу .

Помимо экономического ОЕЭС (присоединенного к ОЭСР ) и военного сотрудничества в рамках НАТО , политическое объединение континента приняло конкретные формы с Советом Европы.

Федеративная Республика Германии присоединилась к телу 14 июля 1950 года, первоначально в качестве ассоциированного члена и стала полноправным членом в мае 1951. Саар (до 1 января 1957 автономного государства) не был уже 13 мая 1950 года и зависимого от 2 мая 1951 года действительный члена. Австрия стала членом в 1956 году, Швейцария - в 1963 году.

За тремя исключениями, все европейские государства теперь входят в Совет Европы. Государство Ватикан не делает, поскольку такие отношения с другими государствами, но оставляет его международное представительство в Святом Престоле - последний имеет негосударственный субъект международного права статуса наблюдателя в Комитете министров. Беларусь является кандидатом в члены с 1993 года. Вопрос о приеме Косово будет рассмотрен только после того, как его статус будет уточнен в соответствии с международным правом. До этого Косово с апреля 2013 года предоставили статус наблюдателя двумя представителями косовского парламента, которые могут принимать участие в дебатах на пленарных заседаниях и в работе комитетов без права голоса.

После неоднозначного голосования по вопросу о членстве Крыма в России Совет Европы в апреле 2014 года временно снял с голосования 18 российских депутатов большинством в 145 голосов при 21 против и 22 воздержавшихся. Кроме того, Россия пока исключена из руководящих органов ассамблеи, после чего российские депутаты бойкотировали собрания ассамблеи, а Россия также прекратила платить членские взносы с июня 2017 года до дальнейшего уведомления.

Поскольку лишение права голоса не регулировалось уставом Совета Европы, и после двух лет без взносов окончательное изгнание России и выборы следующего генерального секретаря организации без российских членов в Парламентской ассамблее оказались под угрозой, Совет министров 17 мая 2019 года по инициативе председательства Финляндии приняла решение о введении новой многоэтапной процедуры санкций против членов, чтобы подготовить почву для возобновления полноправного членства России.

Постановка целей


Совет Европы - это форум для обсуждения общеевропейских проблем. В его рамках заключаются межправительственные юридически обязательные соглашения ( конвенции Совета Европы , такие как Европейская конвенция о правах человека ) с целью сохранения общего наследия и содействия экономическому и социальному прогрессу.

С 1993 года Совет Европы все больше и больше посвящает себя поддержанию демократической безопасности . К ним, в частности, относятся:

  • приверженность правам человека
  • защита демократических принципов, а также
  • основные принципы верховенства закона
  • Борьба с терроризмом с Комитетом экспертов по борьбе с терроризмом Совета Европы
  • Содействие экономическому и социальному прогрессу
  • Содействие культурному сотрудничеству (например, путем создания правовых рамок для признания университетского образования и дипломов, правовой защиты культурных меньшинств и создания политических руководящих принципов для межкультурного диалога ) - области, в которой ЕС не имеет собственных компетенций и поэтому должны сотрудничать с Советом Европы в соответствии со статьями 165 (3) и 167 (3) Договора FEU ( Договора о функционировании Европейского Союза ).
  • Содействие защите окружающей среды и природы в Европе, в том числе Проведение Европейского года охраны природы .

органы


Организационно Совет Европы в основном следует обычной структурной схеме международных организаций, но с заметным добавлением парламентского органа.

Комитет министров и Парламентская ассамблея

Согласно статье 10 Устава Совета Европы (EuRatS), двумя уставными органами Совета Европы являются:

  • Комитет министров Совета Европы, в котором государства-члены представлены своими министрами иностранных дел или их постоянными представителями в ранге послов, и
  • Парламентская ассамблея Совета Европы , к которому парламенты государств - членов направлять представитель.

В Комитете министров существует Совет министров, в котором каждое государство-член Совета Европы представлено своим действующим министром иностранных дел в соответствии со статьей 14 EuRatS. Святой Престол, Япония, Мексика и США имеют статус наблюдателей. У каждого министра иностранных дел есть постоянный представитель в Страсбурге. Комитет министров собирается один раз в год на пленарную сессию, так называемую министерскую конференцию ; постоянные представители (также называемые делегатами Комитета министров) встречаются на пленарных заседаниях, которые проходят не реже одного раза в неделю. Их поддерживают в работе подотчетные им дипломаты.

С января 2016 года Педро Аграмунт был председателем Парламентской ассамблеи . В апреле 2017 года Президиум отозвал его доверие по поводу обвинений в коррупции и больше не разрешал ему путешествовать, комментировать или представлять собрание от имени собрания. В результате должность фактически стала вакантной. Однако отменить выбор можно было только путем изменения правила. За несколько дней до запланированного голосования Аграмунт объявил о своей отставке 6 октября 2017 года, а его заместитель Роджер Гейл стал управляющим директором .

Совет Европы политически представлен председателем Комитета министров и председателем Парламентской ассамблеи.

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ)

Важной частью Совета Европы является Европейский суд по правам человека, который следит за соблюдением Европейской конвенции о правах человека. Почти половина Секретариата Совета Европы работает в Страсбургском Суде.

Совет Европы учредил должность Комиссара по правам человека. Он избирается Парламентской ассамблеей и готовит отчеты по соответствующим темам или ситуации с правами человека в отдельных странах.

Конференция международных неправительственных организаций

Другие органы

Конгресс местных и региональных властей формирует третий столп Совета Европы наряду с парламентской ассамблеей и Комитетом министров и является консультативным органом.

Совет Европы учредил должность Комиссара по правам человека. Он избирается Парламентской ассамблеей и готовит отчеты по соответствующим темам или ситуации с правами человека в отдельных странах.

Важной частью Совета Европы является Европейский суд по правам человека , который следит за соблюдением Европейской конвенции о правах человека . Почти половина Секретариата Совета Европы работает в Суде в Страсбурге.

Есть также ряд частичных соглашений Совета Европы, в том числе Европейская фармакопея , частичное соглашение в области спорта, агентство по финансированию фильмов Eurimages , Европейский центр современных языков в Граце и Центр Север-Юг в Лиссабоне. .

Молодежный отдел Директората демократического участия Совета Европы имеет европейские молодежные центры , европейское молодежное агентство и систему совместного управления. Эта система совместного управления позволяет представителям молодежи из европейских молодежных организаций прямо и на равных участвовать в принятии решений государств-членов Совета Европы в области молодежи.

Генеральные секретари Совета Европы

Органы Совета Европы поддерживаются постоянным секретариатом, возглавляемым Генеральным секретарем Совета Европы. Он избирается Парламентской ассамблеей на пять лет. 18 сентября 2019 года этот офис заняла хорватка Мария Пейчинович Бурич . Итальянка Габриэлла Баттаини-Драгони является заместителем генерального секретаря с 2012 года .


Члены

список

Особый случай: Беларусь

Критика Совета Европы направлена, среди прочего, против недемократических выборов, смертной казни и, в частности, смертных приговоров Эдуарда Лыкова (вероятно, казненного в конце 2014 года) и Александра Грунова . С другой стороны, на референдуме, проведенном в Беларуси в 1996 году, более 80 процентов проголосовавших белорусов высказались за применение смертной казни.

Правительство Беларуси намерено предоставить статус специального гостя. Оппозиция выступает за членство страны, что дало бы белорусскому гражданскому обществу доступ к независимой правовой системе (Европейская конвенция о правах человека, Европейский суд по правам человека).

Особый случай: Россия

Отравление и арест Алексея Навального , а также массовые аресты на демонстрациях, с точки зрения Парламентской ассамблеи Совета Европы, не являются национальным делом России , а имеют международно-правовые аспекты, которые также влияют на Совет Европы. .

Соглашение Совета Европы

Такие дополнения (The Congress / Le Congrès) к логотипу Совета Европы можно найти среди прочего. Также используется в связях с общественностью (новые, другие примеры: coe.int . youth . )

Более чем 223 соглашений Совета Европы (по состоянию на март 2021 г.) включают, например:

  • Европейское соглашение о благосостоянии 1953 г.
  • Европейское культурное соглашение 1954 г.
  • Европейское мировое соглашение от 1955 г.
  • Европейская конвенция о мирном разрешении споров 1957 г.
  • Европейская социальная хартия с 1961 г.
  • Конвенция 1963 года об унификации некоторых положений материального права о патентах на изобретения
  • Европейский порядок социального обеспечения с 1964 года
  • Европейская конвенция об иммунитете государства 1972 г.
  • Конвенция 1981 года о защите данных
  • Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания (Европейская конвенция против пыток) 1987 года
  • Европейская антидопинговая конвенция 1989 г.
  • Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств 1992 г.
  • Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г.
  • Конвенция о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением достижений биологии и медицины 1997 г. с 4 дополнительными протоколами
  • Европейская конвенция о гражданстве 1997 г.
  • Конвенция Совета Европы о противодействии торговле людьми 2005 г.
  • Рамочная конвенция о ценности культурного наследия для общества (Конвенция Фару), 27 октября 2005 г.
  • Конвенция о киберпреступности, касающаяся криминализации расистских действий, совершаемых с использованием компьютерных систем, и ксенофобского характера 28 (Конвенция о киберпреступности), Страсбург, январь 2003 г.

Потребность в реформе

Критика позиции Совета Европы

Правозащитные группы, такие как Human Rights Watch, обвиняют Совет Европы в том, что он неохотно называет нарушения прав человека в государствах-членах, включая Азербайджан , и что он не раскрывает фальсификации выборов так же, как Бюро демократических институтов и прав человека. (БДИПЧ) Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе .

коррупция

В апреле 2018 года независимая комиссия экспертов, состоящая из бывших судей, пришла к выводу, что существуют убедительные доказательства коррупции среди нескольких действующих и бывших членов Парламентской ассамблеи Совета Европы. Люди явно заняли позицию в пользу Азербайджана в обмен на пожертвования и пытались предотвратить или смягчить заявления о пренебрежении правами человека в Азербайджане. Названы имена нескольких человек, в том числе бывшего президента Парламентской ассамблеи Совета Европы Педро Аграмунта , Луки Волонте , Акселя Фишера и бывших депутатов Эдуарда Линтнера (ХСС) и Карин Стренц (ХДС).

финансирование

Смотри тоже

  • Кахди , Комитет юрисконсультов по международному праву

Фонды, призы и события:

Другие международные организации:

литература

веб ссылки

Индивидуальные доказательства

    Эта страница последний раз была отредактирована 8 августа 2021 в 21:37.

Поправка в ст. 79 Конституции о возможности неисполнения Россией решений международных органов, вероятно, нужна для того, чтобы убедить граждан не обращаться в Европейский Суд и сэкономить бюджетные миллионы или защитить вновь обретенные территории Крыма

Обновленная Конституция лишит граждан РФ международного механизма защиты прав?

1 июля пройдет голосование по поправкам в Конституцию, которые вызвали много споров. Одна из наиболее обсуждаемых из них – поправка о возможности неисполнения Россией решений международных органов, в частности Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ).

Сейчас активно обсуждается последнее предложение, которым и предлагается дополнить ст. 79. Оно привлекло внимание даже Венецианской комиссии – консультативного органа по конституционному праву при Совете Европы. Комиссия напомнила, что Россия взяла на себя обязательство исполнять решения ЕСПЧ после вступления в Совет Европы и ратификации Европейской конвенции по правам человека. Эксперты комиссии рекомендовали изменить или полностью отказаться от предложенной поправки.

Так будет ли Россия учитывать заключение комиссии или сможет отказаться от исполнения отдельных решений ЕСПЧ со ссылкой на ст. 79 Конституции?

Верховенство Конституции РФ или мир во всем мире

Никто не меняет правила по ходу игры. Международные договоры могут предусматривать оговорки, но их делают до, а не после подписания международного соглашения. Так, в 1998 г. при ратификации Европейской конвенции Россия сделала оговорку, в соответствии с которой положения п. 3 и 4 ст. 5 Конвенции не могли препятствовать применению статей Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, регулировавших порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления. Указанная оговорка действовала до принятия в 2001 г. нового Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Смысл международного сотрудничества и международных договоров заключается в том, что страна сознательно отказывается от части собственного суверенитета в пользу органов международного права. Возможно, кто-то не знает или не помнит, для чего создавались Европейская конвенция и Европейский Суд, гарантирующий ее соблюдение. Это как раз то, за что миллионы солдат отдали свои жизни; то, за что мы чтим наших ветеранов. Цель Конвенции – обеспечить мирное сосуществование стран и не допустить Третьей мировой войны. Наблюдая за тем, как развязываются вооруженные конфликты и какие трагические масштабы войны приобрели в ХХ в., государства пришли к выводу о необходимости взаимного контроля и сознательного отказа от части суверенитета, чтобы не допустить появления очередного военного монстра взамен поверженной фашистской Германии. Потому при подготовке Европейской конвенции было внимательно просчитано, нарушение каких прав ведет к взращиванию агрессивных идей и созданию тоталитарного государства.

Ограничение права на свободу, искоренение права на свободу собраний и подавление тех, чьи взгляды противоречат мнению большинства, отсутствие справедливого и независимого суда, честных выборов – все это ведет к сосредоточению власти в одних руках, мобилизации военных механизмов и подавлению неугодных. Так строится мощное, хорошо управляемое, непредсказуемое в своих законодательных инициативах и агрессивное государство, опасное для других стран.

Европейская конвенция стала не только средством защиты прав и свобод человека, но прежде всего инструментом поддержания мира на земле.

Почему Европейский Суд важен для граждан РФ?

ЕСПЧ – механизм защиты прав человека, органично включенный в российскую систему права с 1998 г. Этот международный суд находится в Страсбурге и уполномочен рассматривать жалобы граждан и организаций на нарушение их прав. Решения Европейского Суда являются основанием для пересмотра приговоров и решений по гражданским делам национальных судов, если установлено, что при вынесении такого приговора или решения была нарушена Европейская конвенция. Порядок исполнения решений ЕСПЧ, подразумевающий отмену или изменение обжалованного в Европейский Суд судебного акта, не отличается от порядка исполнения постановлений Конституционного Суда РФ, которые также являются основанием для пересмотра судебных решений, и прямо предусмотрен в каждом процессуальном кодексе (п. 4 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ, п. 4 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 350 КАС РФ, п. 2 ч. 4 ст. 413 УПК РФ).

Пострадавшим ЕСПЧ присуждает компенсации, которые выплачивает из своего бюджета государство, допустившее нарушение, – обычно от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч евро.

Но что наиболее важно – Европейский Суд влияет на совершенствование российского законодательства. Государственная Дума РФ ежегодно принимает несколько законов, основанных на его решениях, чтобы исключить нарушение прав человека, защищаемых Европейской конвенцией. Каждый год Министерство юстиции РФ представляет президенту доклад по мониторингу исполнения решений ЕСПЧ, в котором указывается, какие изменения в законодательство РФ были внесены на основании этих решений. С учетом собранных данных даются поручения, например:

Европейский Суд – это не чуждый и враждебный элемент, вмешивающийся во внутренние дела страны, а важная, неотделимая часть национальной системы права. Статья 15 Конституции РФ, в том числе ее новой редакции, предусматривает, что при наличии противоречия меду международными и российскими нормами права применяются международные. Эти главенствующие нормы конституционного права остаются неизменными.

Чем ЕСПЧ невыгоден России и останется ли он эффективным средством правовой защиты?

Европейский Суд является эффективным механизмом защиты прав. Именно поэтому он стал популярен, особенно в России. Желание добиться справедливости или просто пересмотра не устраивающего человека решения российского суда, а иногда стремление получить несколько десятков тысяч евро привели к тому, что российские граждане начали обращаться в ЕСПЧ массово, по поводу и без. Это повлекло миллиардные расходы казны РФ, выплачивающей гражданам компенсации на основании решений Европейского Суда.

Потому Россия внимательно отслеживает практику ЕСПЧ по наиболее болезненным направлениям и принимает законы, позволяющие человеку получить возмещение за нарушение Конвенции в России. Так было с нарушениями сроков судебных разбирательств: теперь компенсацию за это можно получить в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ, не обращаясь в ЕСПЧ. А 27 декабря 2019 г. в России был принят Федеральный закон № 494, устанавливающий порядок компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей.

Таким образом, конституционная поправка об отступлении от безусловного исполнения решений международных органов при их противоречии Конституции РФ может оказаться инструментом одноразового применения. Между тем ЕСПЧ останется эффективным средством правовой защиты для граждан и организаций в тех случаях, когда на национальном уровне таких средств не нашлось или они не сработали.

(с изменениями на 24 июня 2013 года)

Документ с изменениями, внесенными:

* Конвенция подписана Российской Федерацией 28 февраля 1996 года, вступила в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 года

** Текст Конвенции изменен в соответствии с положениями Протокола N 3 (СЕД N 45), который вступил в силу 21 сентября 1970 года, Протокола N 5 (СЕД N 55), который вступил в силу 20 декабря 1971 года, и Протокола N 8 (СЕД N 118), который вступил в силу 1 января 1990 года. Он также включает в себя текст Протокола N 2 (СЕД N 44; Бюллетень международных договоров, 1998 год, N 7), который в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Протокола является неотъемлемой частью Конвенции с даты вступления его в силу 21 сентября 1970 года. Все положения (Бюллетень международных договоров, 1998 год, N 7), которые были дополнены или изменены указанными Протоколами, заменены положениями Протокола N 11 (СЕД N 155; Бюллетень международных договоров, 1998 год, N 12) с даты вступления его в силу 1 ноября 1998 года. С этой даты прекращается действие Протокола N 9 (СЕД N 140; Бюллетень международных договоров, 1998 год, N 10), который вступил в силу 1 октября 1994 года, а Протокол N 10 (СЕД N 146), который не вступил в силу, утрачивает свою цель.

В соответствии с Протоколом N 11 к Конвенции изменена нумерация ее статей и введены их заголовки. Русский текст Конвенции дан в переводе с английского и французского текстов Конвенции с учетом практики Европейского суда по правам человека, особенно толкования Судом смысла статей 5, 6, 9, 10, 43 и др.

Правительства, подписавшие настоящую Конвенцию, являющиеся членами Совета Европы,

принимая во внимание Всеобщую декларацию прав человека, провозглашенную Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года,

учитывая, что эта Декларация имеет целью обеспечить всеобщее и эффективное признание и осуществление провозглашенных в ней прав,

считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами и что одним из средств достижения этой цели является защита и развитие прав человека и основных свобод,

подтверждая свою глубокую приверженность основным свободам, которые являются основой справедливости и всеобщего мира и соблюдение которых наилучшим образом обеспечивается, с одной стороны, подлинно демократическим политическим режимом и, с другой стороны, всеобщим пониманием и соблюдением прав человека, которым они привержены,

преисполненные решимости, как Правительства европейских государств, движимые единым стремлением и имеющие общее наследие политических традиций, идеалов, свободы и верховенства права, сделать первые шаги на пути обеспечения коллективного осуществления некоторых из прав, изложенных во Всеобщей декларации,

Подтверждая, что Высокие Договаривающиеся Стороны в соответствии с принципом субсидиарности несут основную ответственность за обеспечение прав и свобод, определенных в настоящей Конвенции и Протоколах к ней, пользуются при этом свободой усмотрения, надзор за осуществлением которой осуществляется Европейским судом по правам человека, учрежденным на основании настоящей Конвенции

(Часть дополнительно включена с 1 августа 2021 года международным протоколом от 24 июня 2013 года N 15)

согласились о нижеследующем:

Статья 1
Обязательство соблюдать права человека

Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе I настоящей Конвенции.

РАЗДЕЛ I
ПРАВА И СВОБОДЫ

Cтатья 2
Право на жизнь

1. Право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание.

2. Лишение жизни не рассматривается как нарушение настоящей статьи, когда оно является результатом абсолютно необходимого применения силы:

a) для защиты любого лица от противоправного насилия;

b) для осуществления законного задержания или предотвращения побега лица, заключенного под стражу на законных основаниях;

c) для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа.

Статья 3
Запрещение пыток

Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Статья 4
Запрещение рабства и принудительного труда

1. Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.

2. Никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду.

3. Для целей настоящей статьи термин "принудительный или обязательный труд" не включает в себя:

a) всякую работу, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении согласно положениям статьи 5 настоящей Конвенции или условно освобожденное от такого заключения;

b) всякую службу военного характера, а в тех странах, в которых правомерным признается отказ от военной службы на основании убеждений, службу, назначенную вместо обязательной военной службы;

c) всякую службу, обязательную в случае чрезвычайного положения или бедствия, угрожающего жизни или благополучию населения;

d) всякую работу или службу, являющуюся частью обычных гражданских обязанностей.

Статья 5
Право на свободу и личную неприкосновенность

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в порядке, установленном законом:

a) законное содержание под стражей лица, осужденного компетентным судом;

b) законное задержание или заключение под стражу (арест) лица за неисполнение вынесенного в соответствии с законом решения суда или с целью обеспечения исполнения любого обязательства, предписанного законом;

c) законное задержание или заключение под стражу лица, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения;

d) заключение под стражу несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное заключение под стражу, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом;

e) законное заключение под стражу лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также законное заключение под стражу душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг;

f) законное задержание или заключение под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.

2. Каждому арестованному незамедлительно сообщаются на понятном ему языке причины его ареста и любое предъявляемое ему обвинение.

3. Каждый задержанный или заключенный под стражу в соответствии с подпунктом "с" пункта 1 настоящей статьи незамедлительно доставляется к судье или к иному должностному лицу, наделенному, согласно закону, судебной властью, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда. Освобождение может быть обусловлено предоставлением гарантий явки в суд.

4. Каждый, кто лишен свободы в результате ареста или заключения под стражу, имеет право на безотлагательное рассмотрение судом правомерности его заключения под стражу и на освобождение, если его заключение под стражу признано судом незаконным.

5. Каждый, кто стал жертвой ареста или заключения под стражу в нарушение положений настоящей статьи, имеет право на компенсацию.

Статья 6
Право на справедливое судебное разбирательство

1. Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо - при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия. *6.1)

2. Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления считается невиновным, до тех пор пока его виновность не будет установлена законным порядком.

3. Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет как минимум следующие права:

a) быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного ему обвинения;

b) иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты;

c) защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или, при недостатке у него средств для оплаты услуг защитника, пользоваться услугами назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия;

d) допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, что и для свидетелей, показывающих против него;

e) пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке.

Статья 7
Наказание исключительно на основании закона

1. Никто не может быть осужден за совершение какого-либо деяния или за бездействие, которое согласно действовавшему в момент его совершения национальному или международному праву не являлось уголовным преступлением. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления.

2. Настоящая статья не препятствует осуждению и наказанию любого лица за совершение какого-либо деяния или за бездействие, которое в момент его совершения являлось уголовным преступлением в соответствии с общими принципами права, признанными цивилизованными странами.

Статья 8
Право на уважение частной и семейной жизни

1. Каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.

2. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Статья 9
Свобода мысли, совести и религии

1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.

2. Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Статья 10
Свобода выражения мнения

1. Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.

2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Статья 11
Свобода собраний и объединений

1. Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.

2. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства.

Статья 12
Право на вступление в брак

Мужчины и женщины, достигшие брачного возраста, имеют право вступать в брак и создавать семью в соответствии с национальным законодательством, регулирующим осуществление этого права.

Статья 13
Право на эффективное средство правовой защиты

Каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

ЕСПЧ. Архивное фото

4 ноября 2015 года исполняется 65 лет с подписания Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (неофициально — Европейская конвенция по правам человека) — основополагающий документ Совета Европы (СЕ). Подписана в Риме 4 ноября 1950 года, вступила в силу 3 сентября 1953 года.

Конвенция принята в развитие Всеобщей декларации прав человека, провозглашенной ООН в 1948 году, и повторяет ее главный тезис о том, что признание равных и неотъемлемых прав и свобод человека — основа "справедливости и всеобщего мира".

Однако если Декларация не является обязательным документом, будучи лишь "задачей, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства", Конвенция гарантирует соблюдение прав человека на территории стран-членов СЕ и определяет конкретный механизм их защиты.

Членство в СЕ прямо предполагает присоединение к Конвенции.

Раздел I Конвенции включает статьи, устанавливающие права и свободы человека.

В числе первых перечислены права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Запрещаются пытки и унижение, рабство и подневольный труд, дискриминация в осуществлении прав по любому признаку. Каждый имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Подтверждается принцип презумпции невиновности.

Согласно статьям Конвенции, каждый имеет право на уважение личной жизни и жилища, свободу мысли, совести и религии, свободу выражения своего мнения, свободу мирных собраний и объединений.

Допускается ограничение свободы религии и убеждений в интересах безопасности, общественного здоровья или нравственности.

Осуществление права свободно выражать мнение, получать и распространять информацию "может быть сопряжено с формальностями, условиями или санкциями". Допустимы ограничения для военных и чиновников в плане свободы собраний и объединений; ограничение на политическую деятельность для иностранцев.

В случае войны или в "иных чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни нации", государство вправе отступить от положений Конвенции, но "только в той степени, в какой это обусловлено чрезвычайностью обстоятельств".

Раздел II Конвенции посвящен деятельности Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) как единственной инстанции, отвечающей за ее толкование и соблюдение.

Европейский Суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции ее государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством — членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

Суд принимает жалобу к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние, национальные средства правовой защиты.

ЕСПЧ не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства — участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Если решено, что нарушение Конвенции имело место, а внутреннее право государства-ответчика допускает возможность только частичного устранения последствий нарушения, потерпевшей стороне может быть присуждена "справедливая компенсация".

Судьи ЕСПЧ избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы по одному от каждой страны-члена СЕ на шестилетний срок с возможностью переизбрания. Судьи выступают в личном качестве, но представитель страны, являющейся стороной в деле, обязательно принимает участие в его рассмотрении.

Неотъемлемой частью Конвенции считаются Протоколы к ней, принятые в разные годы и дополняющие ее содержание.

В Протоколах зафиксировано право на образование и на неприкосновенность имущества, запрет на лишение свободы за долги, свобода передвижения и выбора места жительства. Отдельно подчеркнуто, что никто не может быть выслан из своей страны, и никого нельзя лишить права вернуться. Запрещается "коллективная высылка иностранцев". Государствам вменяется в обязанность "проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования".

Протокол №13, принятый 3 мая 2002 года, отменяет смертную казнь в любых обстоятельствах, не допуская оговорок и ссылок, например, на случай войны или чрезвычайные обстоятельства.

Россия вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года, Федеральный закон "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" был подписан президентом РФ 30 марта 1998 года.

Глава 2 действующей Конституции РФ охватывает все те права и свободы человека и гражданина, которые перечислены в Конвенции, а также называет некоторые другие. Например, право на труд и на социальное обеспечение.

Установлено, что "каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты". Деятельность всех российских органов государственной власти не должна противоречить Конвенции, поскольку, в соответствии со статьей 15 Конституции РФ, она образует составную часть правовой системы России.

Российская Федерация подписала, но не ратифицировала Протокол №6 к Конвенции относительно отмены смертной казни.

При подписании Конвенции Россия сделала оговорку о поэтапном присоединении к Протоколу № 6. РФ не подписала и не ратифицировала Протокол № 13 относительно отмены смертной казни в любых обстоятельствах.

Европейская система по реализации и защите прав человека включает:

1. защиту прав человека в рамках Совета Европы;

2. защиту прав человека в рамках Европейского Союза ( раньше назывался Европейское Сообщество);

3. защиту прав человека в рамках ОБСЕ.

В ее развитии особую роль сыграл Совет Европы (СЕ), созданный в мае 1949 г. На базе СЕ созданы механизмы европейской конвенционной и судебной защиты прав человека. Организационной основой таких механизмов являются следующие рабочие органы СЕ:

1. Комитет министров иностранных дел;

2. Парламентская ассамблея, состоящая из представителей национальных парламентов;

3. Конгресс местных и региональных властей СЕ;

Комитет министров иностранных дел:

- вправе принимать от имени СЕ обязательные для его членов решения;

- Комитет министров рассматривает и одобряет нормативные документы (конвенции, соглашения) СЕ;

- принимает решения о направлении любых необходимых рекомендаций заинтересованным государствам в сфере прав человека;

- разбирает несложные дела о нарушениях прав человека, которые могут быть закончены исходя из существующего законодательства;

- контролирует выполнение своих обязательных решений по наруше­ниям прав человека, включая определения о возмещении убытков пострадавшей стороне.

Парламентская ассамблея СЕ (ПАСЕ) - совещательный представи­тельный орган, наделана в основном кон­сультативными функциями и заседает 4 раза в год. Делегации парламентариев регулярно направляются в страны, где установлены факты нарушения прав человека. Они встречаются с долж­ностными лицами правительства страны, а также с представителями неправительственных правозащитных организаций, СМИ, профсоюзов, ре­лигиозных и других групп.

Конгресс местных и региональных властей Европы - консульта­тивный орган, представляющий местные и региональные власти.

Структурные подразделения СЕ обслуживаются Международным секре­тариатом, состоящим из многонационального штата сотрудников, нанятых из государств-членов СЕ, в число которых входит и Директорат по правам человека. Директорат заинтересован в развитии связей с местными неправительственными правозащитными организациями (НПО), а также в получении информации о ситуации с правами человека в государствах-членах СЕ.

В рамках Совета Европы действует Комиссар СЕ по правам человека. В круг обязанностей Комиссара входит:

- информационно-просветительская деятельность в области прав человека в государствах-членах СЕ;

- содействие в совершенствовании законодательства в государствах-членах;

- содействие деятельности национальных омбудсменов;

- предоставление ежегодного доклада в Комитет министров и в ПАСЕ.

Основные правозащитные документы Совета Европы:

- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950г.);

- Европейская социальная хартия (1961г.);

- Европейская конвенция против пыток и других жестоких, бесчело­вечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания и др.

Чтобы добиться действия положений Конвенции в различных государствах-членах СЕ, образовали контрольные механизмы:

- Европейскую комиссию по правам человека;

- Европейский Суд по правам человека (1959г. Страсбург).

Комиссия уже перестала действовать, полностью передав свои полномочия реформированному Суду с ноября 1998 г. Она сыграла свою значительную роль, пока шло реформирование Суда.

Юрисдикция Европейского Суда по правам человекараспространяется на все случаи толкования и применения Европейской конвенции. Именно в интерпретации Конвенции состоит, прежде всего, предназначение Суда. Но он вправе рассматри­вать индивидуальные жалобы и в этом деле Европейский суд - последняя инстанция в процессе о нарушениях прав человека, проходящих в на­циональных судах стран-членов СЕ. Суд правомочен получать жалобы от любого физического лица, неправительственной организации или любой группы частных лиц, заявляющих, что они являются жертвами нарушения одной из сторон прав, предусмотренных Конвенцией и Протоколами к ней. Решение Суда является обязательным для государств-участников. Комитет министров СЕ наблюдает за осуществлением данных решений. Таким образом, сфор­мировалась наднациональная судебная власть.




Гражданин РФ может обратиться в Европейский Суд по правам человека после того, как исчерпает все возможности правосудия в стране, т.е. пройдя суд первой инстанции и кассацию. Исключением может быть об­стоятельство, когда суды в РФ отказывают гражданину в рассмотрении его законного требования. Решения Европейского Суда имеют абсолютную юридическую силу на террито­рии России и обязательны для исполнения всеми органами государственной власти. При этом суд не является вышестоящей инстанцией по отношению к национальным судам и не может изменять или отменять их решения. Решения Суда являются обязательными в том смысле, что игнорирование его решений ведет к необходимости отзыва несогласным с ними государством своей подписи под самой Европейской конвенцией по правам человека

Во всех сферах своей деятельности СЕ тесно сотрудничает с не­правительственными правозащитным организациями (НПО), работу которых считает важ­нейшей составляющей демократического процесса. НПО могут направлять информацию о нарушениях прав человека в Парламентскую ассамблею и Ко­митет министров. Сегодня СЕ взаимодействует с НПО на всех уровнях своей структуры. Сотрудничество принимает различные формы: от консультации по конкретному вопросу до широкомасштабного участия в отдельных проектах.

Читайте также: