Что является объектами концессионного соглашения по законодательству рф

Обновлено: 30.06.2024

Передача муниципального имущества коммунального назначения без торгов: нарушения антимонопольного законодательства и допустимые действия в сфере передачи муниципального имущества (объектов коммунального комплекса) в рамках закона о концессионных соглашениях

Передача муниципального имущества коммунального назначения без торгов:

нарушения антимонопольного законодательства и допустимые действия в сфере передачи муниципального имущества (объектов коммунального комплекса) в рамках закона о концессионных соглашениях

Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

Порядок передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов теплоснабжения регламентирован Законом о теплоснабжении, в отношении объектов водоснабжения, водоотведения регламентирован Законом о водоснабжении и водоотведении.

Согласно части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Аналогичные требования установлены частью 3 статьи 41.1. Закона о водоснабжении и водоотведении.

Таким образом, в с 01.01.2015 передача в пользование объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, срок эксплуатации которых составляет более 5 лет, может быть осуществлена собственником только на основании концессионного соглашения.

Концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса:

1) объектом заключаемого концессионного соглашения является имущество, которое было передано арендатору в соответствии с договором аренды, создано и (или) реконструировано арендатором по такому договору и в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть объектом концессионного соглашения;

2) договор аренды, в соответствии с которым у арендатора возникли права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, заключен до 1 июля 2010 года.

- в порядке инициативной концессии, в случае, если в сорокапятидневный срок со дня размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" предложения о заключении концессионного соглашения не поступило заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения, то концессионное соглашение заключается с лицом, выступившим с инициативой о заключении концессионного соглашения, на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения и проекте концессионного соглашения;

- в случае если конкурс объявлен не состоявшимся в соответствии с частью 6 статьи 27 Закона о концессионных соглашениях с единственным участником конкурса заключается концессионное соглашение (конкурс по решению концедента объявляется не состоявшимся в случае, если в конкурсную комиссию представлено менее двух конкурсных предложений или конкурсной комиссией признано соответствующими требованиям конкурсной документации, в том числе критериям конкурса, менее двух конкурсных предложений).

Закрепление объектов тепло-, водоснабжения, водоотведения на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием в настоящее время так же относится к одному из способов передачи муниципального имущества коммунального назначения без торгов.

Несмотря на правовую позицию, изложенную в Письме ФАС России от 05.10.2015 № АД/53812/15 и Письме Минэкономразвития России от 12.01.2006 № 110-НП/ДО7и о том, что закрепление объектов тепло-, водоснабжения на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием незаконно, поскольку в отношении них специальным законом установлены особенности передачи прав владения и (или) пользования, судебная практика основывается на следующем.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в своем определении от 31.07.2017 № 303-КГ17-4054, статья 28.1 Закона о теплоснабжении, как и статья 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, устанавливая особые требования к передаче прав владения и (или) пользования объектами тепло-, водоснабжения и водоотведения, не затрагивает правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом, и не исключает возможности по передаче собственником имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

С учетом изложенного, действующее законодательство в настоящее время не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.

Единственное, на что бы хотелось антимонопольному органу обратить внимание в таком случае, это на то, что муниципальное предприятие, которое получило такое имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, должно, безусловно, самостоятельно эксплуатировать данное имущество и не передавать его в аренду (иное пользование) иным лицам.

Таким образом, при приватизации указанного имущества путем внесения муниципального имущества в уставной капитал акционерного общества, предполагается, что лицо, которое получило такое имущество, обязано самостоятельно его эксплуатировать, выполнять инвестиционные обязательства и не передавать для использования иным организациям, в противном случае деятельность общества не будет соответствовать целям создания, кроме того, передача имущества в эксплуатацию иной организации созданным обществом может быть расценена как способ ухода от конкурентных процедур.

Практика антимонопольного применения в сфере передачи муниципального имущества (коммунального хозяйства) в рамках закона о концессионных соглашениях показала следующие типичные нарушения:

- передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов и по договору аренды, вместо концессионного соглашения, является типичным нарушением (более 90% нарушений);

- сведения об отсутствии решения о ликвидации юридического лица - заявителя или прекращении физическим лицом - заявителем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, сведения об отсутствии определения суда о возбуждении производства по делу о банкротстве в отношении заявителя (прилагаются выписки из Единого государственного реестра юридических лиц либо из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей);

- сведения об отсутствии недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности лица по уплате этих сумм исполненной) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 процентов балансовой стоимости активов лица, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период (прилагаются справки налогового органа, территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации о состоянии расчетов принципала (плательщика сбора, налогового агента) по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, подтверждающие исполнение принципалом обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, отсутствие задолженности по уплате обязательных платежей, а также задолженности по уплате процентов за пользование бюджетными средствами, соответствующих пеней, штрафов и иных финансовых санкций);

- сведения о наличии у заявителя средств или возможности их получения в размере не менее 5 процентов объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций (предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения) (прилагается копия подтверждающего документа, выданного кредитной организацией, в случае привлечения заявителем заемных средств).

Антимонопольным органом был установлен случай, когда, сведения и документы, приложенные к инициативному предложению лицом, выступившим с инициативой заключения концессионного соглашения, в подтверждение одного из вышеуказанного пункта, а именно, сведений о наличии у заявителя средств или возможности их получения были датированы позже чем дата подачи самого инициативного предложения, т.е. на дату подачи инициативного предложения у хозяйствующего субъекта, выступившего инициатором заключения концессионного соглашения отсутствовали документы, подтверждающие его соответствие установленным законом требованиям для заключения концессионного соглашения.

При этом Администрацией муниципального образования такое инициативное предложение было рассмотрено и принято.

Вместе с тем, как было установлено антимонопольным органом, в указанном случае, причины таких действий Администрации были обусловлены не халатностью органа местного самоуправления, а ранее достигнутой договоренностью между хозяйствующим субъектом и Администрацией об обеспечении хозяйствующему субъекту приоритетного доступа к муниципальному имуществу.

В соответствии со ст.ст. 3, 4 закона № 115-ФЗ, ст.ст. 7, 12 закона № 224-ФЗ объектом соглашения является недвижимое или движимое и недвижимое имущество, технологически связанное между собой и предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением. Как отмечалось в разделе 4.1, с 29 июня 2018 года стало возможно заключение соглашений в отношении только движимого имущества – объектов ИТ либо объектов ИТ и технических средств функционирования объектов ИТ.

Объектами соглашения могут выступать, например, следующие объекты:

  • социальной инфраструктуры (объекты здравоохранения, в том числе для санаторно-курортного лечения, объекты социального обслуживания, объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения. С 1 января 2021 года перечень объектов СГЧП дополнен объектами специализированных организаций для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения);
  • транспортной инфраструктуры (автомобильные дороги, мосты, аэродромы, метрополитен и другой транспорт общего пользования, объекты железнодорожного транспорта, объекты трубопроводного транспорта и т. д.);
  • коммунальной инфраструктуры (объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твёрдых коммунальных отходов, объекты энергоснабжения, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, и т. д.).

Перечень объектов соглашений является исчерпывающим, и заключение соглашения в отношении объекта, не указанного в перечне, не допускается [1] .

Объекты соглашений обладают следующими общими признаками:

  • должны находиться в сфере публичного интереса и контроля;
  • с использованием объекта должна осуществляться дальнейшая деятельность концессионера, частного партнёра, предусмотренная условиями соглашения.

По общему правилу на момент заключения соглашения объект, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности публичного субъекта, а на момент передачи частной стороне – быть свободным от прав третьих лиц [2] .

Объект концессионного соглашения после реализации мероприятий по его созданию и (или) реконструкции является собственностью концедента [3] . Концессионер получает права владения и пользования объектом соглашения, которые (в отношении недвижимости) подлежат государственной регистрации [4] . При этом концессионер имеет преимущественное право на выкуп этого объекта по цене, равной рыночной стоимости объекта, в случае включения объекта в документ планирования приватизации и при условии добросовестного исполнения концессионного соглашения (приватизация возможна по окончании срока действия концессионного соглашения). При этом нужно учитывать, что если в отношении соответствующей категории объектов действуют ограничения на приватизацию, то концессионер не сможет выкупить такой объект (например, по общему правилу запрещена приватизация спортивных сооружений, находящихся в государственной собственности [5] ).

Объект, построенный/реконструированный по СГЧП, напротив, является собственностью частного партнёра в течение срока действия соглашения и остаётся в его собственности после прекращения соглашения. Исключением выступают следующие случаи:

  • объём бюджетного финансирования на создание объекта и рыночная стоимость передаваемого имущества (прав на имущество) превышает объём финансирования частным партнёром;
  • расторжение соглашения по решению суда в связи с существенным нарушением условий договора частным партнёром;
  • иное согласовано сторонами.

В указанных случаях право собственности на объект СГЧП возникает у частного лица, но в дальнейшем подлежит передаче публичной стороне.

При условии, что эти действия не приведут к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, возможно заключение соглашения в отношении нескольких объектов одновременно, за отдельными исключениями. К примеру, в 2017 году было заключено концессионное соглашение в отношении двух физкультурно-оздоровительных комплексов в Нижегородской области [6] , а в 2019 году было заключено СГЧП в отношении семи поликлиник в Новосибирске [7] .

Также допускается передача публичной стороной частной не только объекта соглашения, но и иного имущества. Такое иное имущество должно образовывать единое целое с объектом соглашения и (или) быть предназначено для использования в целях создания условий осуществления частной стороной деятельности по соглашению. Несоблюдение указанного условия является нарушением законодательства о конкуренции [8] и может привести к признанию концессионного соглашения недействительным полностью или в части [9] . Кроме того, в силу позиции ФАС России, выраженной в отношении объектов ЖКХ [10] , в составе иного имущества, по общему правилу, не могут передаваться объекты, которые по смыслу закона № 115-ФЗ могут быть переданы в составе объекта концессионного соглашения.

По общему правилу объект соглашения не может быть предоставлен в залог. Данное ограничение не распространяется на случаи, когда объект СГЧП используется в качестве способа обеспечения исполнения обязательств перед финансирующим лицом при наличии прямого соглашения. При этом преимущественное право покупки в случае обращения взыскания на объект имеет публичный партнёр, а также действуют ограничения по обращению взыскания на предмет залога.

Условия об объекте соглашения имеют ряд особенностей, которые необходимо учитывать при структурировании проекта и подготовке соглашения:

  • По концессионному соглашению не допускается изменение целевого назначения реконструируемого объекта концессионного соглашения (п. 5 ст. 3 закона № 115-ФЗ). При этом отсутствует однозначная позиция в отношении того, что понимается под целевым назначением объекта. Потенциально возможно выявить несколько способов определения целевого назначения: из данных о назначении здания, сооружения, содержащихся в ЕГРН; исходя из последнего фактического назначения объекта; исходя из вида разрешённого использования земельного участка. На данный момент наиболее распространённым подходом является определение целевого назначения через назначение, содержащееся в ЕГРН. Так, здания по назначению подразделяются на нежилые, жилые, многоквартирные дома, жилые строения, садовые дома [11] . В отдельных судебных решениях факт смены целевого назначения объекта устанавливается судом, но не анализируется [12] . На практике эта норма препятствует реализации значительного числа проектов, в которых планируется реконструкция объекта соглашения (например, реконструкция неиспользуемой школы в объект здравоохранения).
  • Условие об описании объекта соглашения, включая его технико-экономические показатели (далее – ​ТЭПы), является существенным условием соглашения.

Поскольку по смыслу закона № 115-ФЗ объектом соглашения является как созданное/реконструированное имущество, так и те объекты, которые передаются концессионеру для реконструкции, можно сделать вывод, что технико-экономические показатели должны устанавливаться также в отношении объектов, входящих в состав объекта концессионного соглашения и подлежащих реконструкции. К технико-экономическим показателям таких объектов, согласно уже упомянутому письму Минстроя России, относятся сведения о сроке эксплуатации, износе, балансовой стоимости, о проведённых мероприятиях по ремонту.

За последние несколько лет заметно увеличилось число подготавливаемых и запускаемых концессионных проектов, а также усложнились условия и юридические техники концессионных соглашений и иной контрактной документации по проекту. При этом использование некоторых договорных механизмов может быть сопряжено с конфликтом концессионного и гражданского законодательства и, как следствие, является риском для сторон.

При определении условий концессионных соглашений часто встречаются неточные формулировки, в том числе основанные на нормах Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), или прямые ошибки, которые могут привести к сложностям исполнения таких условий. Такие ошибки тиражируются из проекта в проект, что негативно влияет на практику реализации и риски концессионных проектов.

В качестве примера в настоящей статье рассмотрены некоторые аспекты изменения условий об объекте и сроке соглашения как наиболее значимых (существенных) условий соглашения и выделены основные точки риска, возникающие при подготовке проектов.

Изменение объекта соглашения

В одном из аэропортовых проектов была применена формулировка об объектах расширения аэропорта и дополнительных объектах, относящихся к объекту соглашения, создание которых поставлено под условие. Еще в одном соглашении было оговорено право одностороннего частичного отказа концессионера от соглашения (в отношении определенных элементов объекта соглашения при наступлении особых обстоятельств). В этих соглашениях стороны предусмотрели изменение таких условий без заключения дополнительного соглашения.

Действительно, в практике могут встречаться случаи, когда для целей дальнейшей реализации проекта необходимо изменить объект соглашения, его отдельные параметры. При этом стороны ошибочно используют не соответствующие законодательству механизмы, что может привести к обжалованию такого изменения или иным рискам по проекту.

Условие об объекте соглашения изначально формулируется в решении о заключении соглашения и конкурсной документации. Отдельные параметры объекта могут уточняться предложением победителя конкурса по критериям в отношении проектной документации или технико-экономических показателей, а также в самом соглашении. Окончательные параметры объекта становятся известны по итогам проектирования.

На практике во время проектирования, на стадии строительства и эксплуатации в зависимости от обстоятельств возникают случаи, когда для дальнейшей реализации проекта в интересах одной или обеих сторон необходимо внести изменения в условия о создаваемом объекте или изменить сам объект.

Особую сложность представляет ситуация, когда корректировки проектной документации недостаточно или эксплуатация уже началась и желаемое изменение объекта (увеличение или уменьшение) явно выходит за рамки существующих технико-экономических показателей.

В такой ситуации сторонам, согласно положениям ст. 13 Закона о концессионных соглашениях1, необходимо использовать механизм внесения изменений в соглашение в следующих случаях и порядке: по соглашению сторон:

1) если такие изменения являются изменением (существенных) условий, определенных на основании решения о заключении соглашения и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, — на основании решения концедента с учетом согласования с антимонопольным органом;

2) если такие изменения не являются изменением (существенных) условий, определенных на основании решения о заключении соглашения и конкурсного предложения концессионера, — без решения концедента и согласования с антимонопольным органом;

по решению суда — по основаниям, предусмотренным ГК РФ, при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных законами или соглашением.

Такие существенные нарушения и иные случаи, в соответствии с ГК РФ, а также критерии их наступления на практике часто именуются особыми обстоятельствами и могут служить основанием как для внесения изменений, так и для уплаты компенсации или расторжения соглашения.

При этом в практике, в том числе в приведенных выше примерах, встречаются подходы, когда при недостаточности правового регулирования субсидиарно применяются нормы ГК РФ в целом, что, по мнению сторон, следует из ч. 2 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях. Однако такие условия и ситуации, когда объект соглашения может быть значительно изменен без заключения сторонами дополнительного соглашения, противоречат ст. 13 Закона о концессионных соглашениях, но при этом соответствуют нормам ГК РФ об отказе от исполнения (ст. 450.1 ГК РФ) или исполнении обязательств в заранее согласованном сторонами порядке (фактически — изменение или частичное расторжение соглашения в случае уменьшения объекта соглашения).

В таких подходах не принимаются во внимание следующие нормы законодательства:

• согласно упомянутой ч. 2 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях предусмотрена отсылка не в целом к ГК РФ, а к правилам гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в соглашении, если иное не вытекает из Закона о концессионных соглашениях или существа концессионного соглашения;

• п. 3 ст. 420 ГК РФ предусмотрено, что к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (ст. 307–419), если иное не закреплено правилами гл. III и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в ГК РФ.

Таким образом, следует руководствоваться следующей последовательностью норм при недостаточности их регулирования (в приоритете от более значимых):

• нормы специального закона — Закона о концессионных соглашениях;

• общие положения об обязательствах (ст. 307–419) ГК РФ.

Закон о концессионных соглашениях имеет специальные инвестиционные и социальные цели3, особенные предмет и методы правового регулирования — гражданско-правовые и публично-правовые. В частности, предметом правового регулирования являются отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением соглашений, устанавливаются гарантии прав и законных интересов сторон4.

Следовательно, оснований для применения напрямую общих положений об обязательствах ГК РФ не усматривается. То есть нет возможности задать какой-либо иной порядок изменения объекта соглашения (или внесудебного частичного отказа), кроме дополнительного соглашения сторон согласно Закону о концессионных соглашениях, который напрямую и в достаточном объеме регламентирует такие вопросы.

Сам по себе внесудебный частичный отказ как способ изменения соглашения также следует считать не соответствующим Закону о концессионных соглашениях, поскольку законом предусмотрен специальный порядок как судебного изменения, так и судебного расторжения соглашения.

Тем не менее существует несколько судебных прецедентов, отражающих противоположный подход. Так, в нескольких случаях суд допустил, что концессионер (будучи подрядчиком и основываясь на квалификации соглашения как договора подряда) в соответствии с п. 1 ст. 719 ГК РФ вправе не приступать к работе, при­остановить начатую или отказаться от исполнения договора в случаях, когда нарушение заказчиком (концедентом) своих обязанностей по договору, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок6.

В отношении концедента как заказчика по договору подряда судебная практика именно по гл. 37 ГК РФ не встречается. Тем не менее согласно ст. 450.1 и 310 ГК РФ односторонний внесудебный отказ концедента от исполнения обязательств по соглашению признается некоторыми судами7, что не может считаться законно обоснованным.

Приведенные примеры судебной практики пока не носят обширного и устойчивого характера, и, вероятно, такая практика может измениться по мере увеличения количества споров, передаваемых в суд. В частности, условия о порядке изменения или частичного отказа от исполнения соглашения могут быть квалифицированы как недействительные (не соответствующие закону) на основе приведенного выше толкования законодательства.

Представляется, что, обходя установленный Законом о концессионных соглашениях порядок по прямой аналогии регулирования какого-либо гражданско-правового договора, нарушаются указанные выше цели правового регулирования. Могут быть ущемлены права и интересы государства, усиливаются дисбаланс интересов сторон и риски проекта в целом, включая риск приостановления или прекращения деятельности концессионером. Особенно это относится к крупным и долгосрочным проектам.

Очевидно, что, принимая специальный закон о самостоятельном виде договора, законодатель ограничил применение общих норм гражданского законодательства кроме случаев, когда это необходимо исключительно в отношении отдельных обязательств (элементов соглашения) при недостаточности существующих норм специального закона.

В отдельных проектах возможным вариантом урегулирования такой ситуации может быть создание дополнительного недвижимого имущества, которое не будет являться объектом соглашения или иным (передаваемым концессионеру) имуществом и которое будет являться собственностью концедента или концессионера8.

Такой механизм предусмотрен в одном из подготавливаемых в настоящее время аэропортовых проектов на региональном уровне, но также может быть применен и к линейным объектам и иным видам объектов соглашения в зависимости от обстоятельств.

Через данный механизм стороны вправе предусмотреть законные основания и порядок создания недвижимого имущества дополнительно к объекту соглашения. Создание таких объектов может быть сформулировано как обязательство, причем при наступлении заранее определенных условий или обстоятельств (отлагательных условий) или с учетом согласования с финансирующими организациями. При этом отдельные части такого создаваемого дополнительного имущества передаются в собственность концедента, но не являются объектом соглашения, а отдельные части могут быть оставлены в собственности концессионера.

В данном случае такой механизм с учетом его особенностей можно рассматривать как дополнительный источник развития проекта и расширения состава имущества, используемого в проекте.

Таким образом, при подготовке проекта в целом и формировании условий соглашения в частности основным участникам проекта предстоит оценить целесообразность включения предусмотренных и не предусмотренных Законом о концессионных соглашениях механизмов изменения и расторжения соглашения полностью или в части, риски и сложности реализации таких условий, в том числе с учетом интересов финансирующих организаций.

Изменение срока соглашения

В нескольких реализуемых проектах условия соглашения допускают автоматическое соразмерное продление срока соглашения в случаях просрочки со стороны концедента или наступления особых обстоятельств. Предусмотрено, что такое продление срока не требует дополнительного соглашения сторон.

Согласно Закону о концессионных соглашениях, срок действия соглашения должен устанавливаться с учетом срока создания или реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций, срока окупаемости, иных сроков9. То есть срок соглашения должен включать в себя все сроки обязательств по соглашению.

По общему правилу ГК РФ, истечение срока действия договора не прекращает исполнение обязательств по нему10 кроме случаев, когда законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет за собой прекращение обязательств сторон.

Таким образом, возникает несогласованность положений о сроке соглашения между нормами ГК РФ и Законом о концессионных соглашениях. Остается неясным, можно ли отнести Закон о концессионных соглашениях к такому упомянутому в ГК РФ закону? Прекращаются ли в соответствии с ним обязательства по истечении срока соглашения? Во всех ли случаях необходимо вносить изменения в форме дополнительного соглашения?

Как и для изменения объекта, изменение срока соглашения необходимо в форме дополнительного соглашения. В данном случае следует использовать нормы Закона о концессионных соглашениях как более жесткие нормы специального закона.

Подход, когда срок изменяется вне дополнительного соглашения, несет в себе большие риски для сторон, так как взаимоотношения сторон после окончания установленного соглашением срока его действия больше не регулируются концессионным соглашением. В таком случае тот же отказ от исполнения обязательств одной из сторон будет решаться не в рамках положений соглашения, а в соответствии с общими нормами законодательства. При этом процедура судебной защиты действий сторон вне соглашения значительно усложняется. Такая ситуация приводит к срыву проекта и убыткам сторон.

Более того, последние поправки в Закон о концессионных соглашениях усилили подход о пресекательном сроке соглашения введением механизма единоразового продления срока соглашения на 5 лет.

Оптимальным вариантом в такой ситуации может быть детальная проработка условий соглашения об ответственности и особых обстоятельствах, иных положений, являющихся основанием для требования стороны внести изменения в соглашение в форме дополнительного соглашения.

Таким образом, при изменении срока соглашения следует руководствоваться только Законом о концессионных соглашениях.

Варианты и перспективы

Несомненно, в большинстве случаев необходимость внесения изменений в условия об объекте или сроке соглашения обоснована интересами обеих сторон и направлена на дальнейшую эффективную реализацию проекта. Однако стороны могут использовать неоптимальные механизмы реализации таких изменений.

В подобных случаях возрастает необходимость более точного с точки зрения юридической техники формулирования условий соглашений, основанного на законодательстве. Выстраивание положительной практики позволит повысить качество подготавливаемых проектов, эффективность их реализации, упростит разрешение споров, минимизирует возможные убытки сторон.

Читайте также: