Что является элементом институциональной подсистемы политической системы правовые

Обновлено: 30.06.2024

Существует классификация элементов политической системы согласно степени активности их участия в деятельности политики. Они представлены:

  • собственно политическими организациями;
  • не собственно политическими объединениями и организациями, которые обладают незначительным политическим аспектом.

Собственно политические организации – это государство, некоторые отдельные организации общественного характера и партии политики.

Подобные организации характеризуются их прямой связью с политикой, а также активным воздействием на политику в целом. Прямая цель формирования и деятельности подобных организаций это есть политическая цель. Политическая цель представляет собой развитие и реализацию внутренней и внешней политики на различных этапах общественного развития. Суть ее заключается в воздействии политики и идеологии на разнообразные слои и классы, которые функционируют в социуме, а также в проведении интересов политического характера господствующих кругов и в некоторой степени всего общества в жизнь.

Не собственно политические объединения – это своего рода организации, возникновение и развитие которых происходит не из-за непосредственно политических, а из-за экономических и иного рода причин. Они представлены профсоюзными, кооперативными и прочими организациями.

Прямая цель их формирования и деятельности, в отличие от собственно политических объединений, никогда не может быть политической целью. Функционирование подобных институтов осуществляется не в политической сфере, а в социальной и бытовой, производственной, культурной и иных областях жизни. Ими не ставятся перед собой непосредственные задачи активного воздействия в целях политики на власть государства.

Основа функционирования не включает в себя политическую деятельность, так как она в свою очередь не обладает решающим для них значением.

Возникновение и функционирование организаций, обладающих незначительным политическим аспектом, происходит на основании склонностей и интересов личности той или иной группы людей к занятию установленной деятельности.

Например, в их численность входят объединения нумизматов, туристов и т.п.

Приобретение политического оттенка у подобного рода организаций происходит лишь как лишь через воздействие на них со стороны неких объектов, органов и организаций государственного или иного политического характера, но никак не субъектов-носителей политической власти и подобающих политических решений.

Схема политической системы общества, которая была ранее рассмотрена и вобрала в себя все вышеназванные объединения, рассматривает решающую роль в форме функционирующего государства.

Виды подсистем

Политическая система представлена подсистемами, между которыми создается взаимосвязь и обеспечивается функционирование и работа публичной власти.

Виды подсистем, на которые оказывает влияние функциональный признак, представлены:

  • институциональной;
  • нормативной;
  • функциональной;
  • коммуникативной.

Институциональная подсистема

Институциональная подсистема представлена:

  • государством;
  • политическими партиями;
  • социально-экономическими организациями;
  • общественными организациями;
  • отношениями между общественными организациями.

Отношения между общественными организациями – это элементы, которые представляют собой образование политической общественной системы.

Государство в подобной системе занимает основное место. Значительное место принадлежит церкви и СМИ, которые обладают способностью значительным образом оказывать влияние на процесс вырабатывания мнения общества.

Нормативная подсистема

Нормативная подсистема представлена:

  • правовыми;
  • политическими;
  • моральными нормами и ценностями.

Также сюда включены и традиции, обычаи, с помощью которых политическая система воздействует на функционирование институтов, поведение граждан. Нормативная подсистема образуется с помощью всевозможных норм, благодаря которым определяется внешнее поведение людей в политической жизни. Это выражается в участии и в процессах, когда необходимо выдвинуть требования, превратить подобные требования в решения, осуществить принятые решения. Зачастую такие процессы протекают либо поэтапно, либо сразу.

Таким образом, подобные нормы представлены основными правилами участия во всевозможных типах политического процесса. Именно поэтому они делятся на два типа:

Функциональная подсистема

Функциональная подсистема – это методы политической деятельности, способы осуществления власти.

Функциональная подсистема входят в состав основы политического режима, функционирование которого направлено на обеспечение деятельности, реорганизации и защиты механизма исполнения власти в обществе.

Коммуникативная подсистема

Коммуникативная подсистема представлена всеми формами политического взаимодействия как внутри системы, так и с политическими системами других государств.

Например, внутри системы это могут быть взаимодействия между институтами государства и политическими партиями.

Благодаря коммуникативной подсистеме устанавливаются тесные связи между институтами политической системы. Элементы подобной подсистемы представлены каналами передачи какой-либо информации правительственным органам.

Например, это может быть процедура слушания дел на открытом заседании, комиссии по расследованию, конфиденциальные консультации с заинтересованными группами, а также СМИ, которое представлено телевидением, радио, журналами, книгами, рассчитанными на огромную аудиторию.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

ТЕСТ: Политическая система

Задание 1(25)

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о структуре политической системы общества;

− одно предложение, раскрывающее любую из функций политической системы общества.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Задание 2 (1)

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

ЭЛЕМЕНТЫ ПОДСИСТЕМЫ

Совокупность законов, кодексов, подзаконных актов, регулирующих жизнедеятельность субъектов, институтов политической системы и общества в целом

Совокупность взаимоотношений и взаимосвязей между субъектами и институтами политической системы общества

Задание 3 (14)

Установите соответствие между компонентами политической системы и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

КОМПОНЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Б) взаимодействия партий и институтов гражданского общества

B) средства массовой информации

Г) политические ценности

Д) способы массового политического поведения

Е) законы о выборах депутатов

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Задание 4 (13)

Выберите верные суждения о политической системе и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Институциональный компонент политической системы включает политические традиции и дипломатический этикет.

2) Политическая психология отражает состояние культурно-идеологической подсистемы.

3) Функциональный компонент политической системы охватывает формы и направления политической деятельности.

4) Коммуникативная подсистема определяет взаимодействие между политическими системами различных стран.

5) Политическая организация общества включает в себя политическую деятельность и совокупный политический опыт.

6) Нормативная подсистема определяет методы осуществления политической власти.

Задание 5 (3)

1) политические партии 2) общественные движения 3) семья

4) гражданское общество 5) избирательная система 6) бизнес

Задание 6 (27)

Экономика государства Z основана на промышленности, производящей стандартную продукцию. Для нее характерны частная собственность и свобода хозяйственной инициативы, высокий уровень конкуренции. Доля государственного сектора в экономике незначительна.

Появилась массовая культура, наблюдается бурное развитие средств массовой коммуникации, растет урбанизация.

В государстве Z все граждане имеют равные гражданские и политические права и свободы, а так же гарантии их защиты. Периодически проводятся свободные выборы. Законодательную власть осуществляют парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.

К какому типу относится общество Z? К какому типу относится экономика государства Z? какой политический режим установился в государстве Z? Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод о том, что государство Z — президентская республика?

Задание 7 (13)

Выберите верные суждения о политической системе общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Политическая система призвана отражать многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают влияние на государственную власть.

2) Политическая система любого общества стабильна и не подвержена изменениям на протяжении длительного времени.

3) Политическая система выполняет функцию определения целей и направлений развития общества и государства.

4) Ценности, политические идеологии относятся к культурной подсистеме политической системы.

5) Политическая система выполняет функцию выдвижения политических лидеров, подготовки кадров для государственного аппарата и политических организаций.

Задание 8 (20)

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) изменение потребностей 2) общество 3) политический конфликт 4) включённость

5) политические объекты 6) личная безопасность 7) действия правительства 8) разделение властей

Она является сложной системой, т.к. обеспечивает нормальное функционирование всего общества, как единого организма, централизованно управляемого политической властью.

Политическая система состоит из таких компонентов, как:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • государство;
  • партии и общественно-политические движения;
  • отношения между политическими субъектами;
  • идеологические и политические ценности и нормы.

Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения между властвующими и подвластными, управляющими и управляемыми, господствующими и подчиненными.

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. К ним относятся:

  1. Принятие общеобязательных решений управления обществом — определение целей, задач и путей решения.
  2. Организация деятельности общества по решению поставленных задач.
  3. Распределение ценностей.
  4. Разработка системы правил и законов.
  5. Контроль за исполнением законов.
  6. Обеспечение безопасности как внутри государства, так и за ее пределами.
  7. Формирование политического сознания.
  8. Согласование разнообразных интересов в государстве и обществе.

Подсистемы политической системы

Структура политической системы является важнейшим свойством системы, т.к. указывает на способ организации и взаимодействия ее элементов.

Политическая система, как и любая другая, имеет свои подсистемы. Каждая из них имеет определенную цель, но это не означает, что она может существовать отдельно от главной системы. Выделяют следующие компоненты политической системы:

  • институциональная;
  • нормативная;
  • функциональная;
  • коммуникативная.

В институциональную подсистему входят взаимоотношения между политическими образованиями и обществом, между церковью и СМИ, оказывающие воздействие на политику. К таким относятся:

  • государство — главная политическая организация общества, вокруг которого крутятся все остальные институты. Оно обладает аппаратом управления, суверенитетом и издает законы;
  • общественно-политические движения;
  • политические партии — группы единомышленников, которые выражают интересы населения и стремятся к достижению определенных целей;
  • группы давления;
  • СМИ;
  • церковь.

Нормативная включает в себя моральные и политические нормы, ценности, традиции и обычаи, корпоративные нормы, характерные государству, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества.

Функциональная заключается в осуществлении политической деятельности и власти, т.е. это средства и способы реализации власти.

Коммуникативная подсистема — совокупность взаимодействия общественных систем с политической, т.е. власти, общества и индивида. Например, пресс-конференции, встречи с населением, выступления по телевидению.

Характеристика с примерами

Основные критерии характеристики политических систем:

  1. Генетический: объективная обусловленность политических явлений экономическими и социальными факторами. В первом случае это выражается в отношениях собственности и производства, распределения и управления. Социальный фактор актуализируется в процессе осознания обществом того, что данные явления выступают лишь средством и результатом общественного развития.
  2. Институционный подход позволяет выявить реально существующие характеристики политических явлений. Данный подход разъясняет, что отдельные индивиды не могут выступать в качестве элементов политической системы, т.к. любое политическое участие требует организованно-институционального оформления.
  3. Системный: данный подход позволяет представить всю совокупность политических явлений и процессов как единую систему, которая способна взаимодействовать как с отдельными элементами структуры, так и в целом — с обществом, иными системами и их компонентами. При этом ключевым критерием остается целостность.
  4. Субстанциональный (сущностный): применяется для выявления основной базы политических норм, институтов, явлений. Главным критерием формирования политической системы при данном подходе традиционно признается политическая власть.

Основным сущностным критерием политической системы является политическая власть.

Политическая власть — это способность больших социальных групп осуществлять свою волю в обществе, отстаивать и воплощать в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.

Политическая власть имеет ряд признаков, которыми отличается от других видов власти:

Политическая система – комплекс составных привил, норм, социальных институтов и организаций, которые взаимодействуют между собой и реализуют политическое управление; совокупность институтов политического и неполитического назначения, осуществляющих политическую власть и обеспечивающие функционирование системы власти; комплекс организации политической структуры и власти.

Основные признаки политической системы:

  • взаимосвязь с государственным правлением, выражена в противоборстве за политическую власть;
  • взаимодействие со всеми классами, социальными группами и организациями;
  • политическая власть характеризуется организационными формами;
  • регулирование организаций политического назначения;
  • создание политических традиций и норм.

Подсистемы политической системы

  1. Институциональная система, куда входят политические образования и организации, взаимоотношения меду ними; значение церкви и СМИ, влияющее и формирующее общественное мнение, оказывающие воздействие на политику и политических лидеров.
  2. Нормативная система, включающая в себя моральные и политические нормы, ценности, традиции и обычая, присущие государству.
  3. Функциональная система заключается в осуществлении политической деятельности и власти.
  4. Коммуникативная система: виды взаимодействия общественных систем с политической.

Функции политической системы

Классификация функций системы согласно Г. Алмонду и Дж. Пауэллу:

  • политическая адаптация;
  • социализация;
  • система реагирования;
  • мобильность внешних и внутренних ресурсов;
  • распределение материальных благ в системе;
  • регулирование.

Общепринятая классификация систем:

  • общественные запросы воплощаются в жизнь с помощью политических решений;
  • приспособление политической системы к внешним условиям;
  • мобильность человеческого и материального капитала в системе;
  • защита норм и традиций государства;
  • отношения с другими странами и международными организациями;
  • формирование и распределение материального продукта.

Классификация политических систем

  1. Деление по отношению к окружающей среде:
    • закрытые,
    • открытые.

  2. Согласно политическому типу:
    • авторитарные,
    • тоталитарные,
    • демократические.

  3. По форме управление:
    • коммунистические,
    • демократические,
    • либеральные,
    • авторитарно-консервативные,
    • традиционные,
    • популистские.

  4. Согласного ролям политического процесса и типу культуры:
    • доиндустриальные,
    • индустриальные,
    • тоталитарная,
    • англо-американская,
    • европейско-американская.

  5. По социально-экономической основе:
    • Тоталитарно-распределительные (основой служит распределение материального продукта);
    • Либерально-демократический (основой является рыночная система экономики);
    • Конвергенционные и мобилизационные (государственный контроль за системой рынка).

В авторитарных системах политическая власть всецело принадлежит политической партии с её лидером; основой власти является закон, который отображает интересы политического класса и его лидера. Судебная система не предусмотрена в таком государстве, исполнительная власть господствует в политическом строе. Авторитарная система разделяется на деспотическую (присуща аграрной стадии развития), тоталитарную (фашистская, советская и т.д. на индустриальном этапе).

Функции авторитарной государственной власти: обеспечение общественного порядка; обеспечение безопасности населению страны; особый вид экономики.

В социал-демократических политически системах власть принадлежит среднему классу, который образует основу демократическому и социальному государству. Система характеризуется разделением власти, которая базируется на правах и свободе человека. Демократическое право и население контролируют иерархию властей. Принятие любых политических решений происходит медленно, в отличии от других систем. Решение принимаются через дискуссию партий и населения, оценивая негативные и положительные последствия для государства и граждан.

Стабильность в государстве обеспечивается умением власти применять решения без физической силы. Удовлетворение населения – показатель эффективности политической власти.

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.

Тема актуальна тем, что понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать "окружением" или "окружающей средой", и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.

Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы, она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются. В случае законодательной системы речь идет о действии закона на определенной территории, в случае муниципалитета - его акты ограничены его территорией, в случае политической партии - учитываются пределы действия устава, программы, партийных решений.

Политическая система любого общества характеризуется наличием определенных механизмов, которые гарантируют ему устойчивость и жизнеспособность. При помощи этих механизмов разрешаются социальные противоречия и конфликты, координируются усилия разных общественных групп, организаций и движений, гармонизируются общественные отношения, достигается консенсус относительно основных ценностей, целей и направлений общественного развития.

1. Политическая система. Её элементы и подсистемы

1.1 Политическая система и её функции

Политическая система – это совокупность политических субъектов, их взаимодействий на базе политических норм, сознания и политической деятельности.

Сущность политической системы заключается в регламентации поведения людей посредством политической власти и политических интересов. Следовательно, политическая система общества – это совокупность организаций и граждан, взаимодействующих в процессе реализации своих социальных интересов через функционирование институтов власти.

Сущность политической системы также проявляется в ее функциях.

Функции политической системы:

1. Обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества, страны.

Политическая система есть институциональная (упорядоченная, закрепленная нормами) форма бытия власти. Через институты, образующие политическую систему, осуществляется легитимация власти, реализуется монополия на издание законов, имеющих общеобязательный характер, и применение принуждения для их исполнения. Политическая система, по определению Г. Алмонда, - это легитимная, поддерживающая порядок или трансформирующая система в обществе.

Политической системой устанавливаются и осуществляются определенные формы и методы властвования: насильственные и ненасильственные, демократические и авторитарные. Применяется та или иная субординация и координация политических институтов.

Институционализация политической системы осуществляется через Конституцию - свод утвержденных в правовом порядке образцов институтов, законов и политико-правовой практики.

2. Политическая система - управляющая система.

Она регулирует общественные отношения, управляет различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения. Объем управленческих функций, масштабы, формы и методы управленческой деятельности политических институтов зависят от типа общественных систем.

Так, сфера влияния политических институтов в современных развитых капиталистических странах на экономику значительно уже, чем в странах социалистической ориентации.

Такая особенность объясняется двумя обстоятельствами. В позитивном плане: социализм в идеале предполагает, сознательное творчество масс. Политика как форма организации массовой деятельности призвана здесь стать важнейшим фактором исторического прогресса. В действительности негативная роль политики и ее институтов в странах, сделавших социалистический выбор, стала чрезмерной, деформированной.

Политические институты в значительной мере поглотили общество, так как его социальные организации не были развиты в достаточной степени и уступили свои роли государственным структурам.

Действие политической системы как управляющей включает постановку целей и разработку на их основе политических проектов деятельности социальных институтов. Данную функцию, называемую политическим целеполаганием, нельзя абсолютизировать.

Процесс общественной жизни при всех исторических условиях и системах не бывает глобально целенаправленным. Сознательное всегда сочетается со стихийным.

Драматические страницы развития нашей страны опровергают стереотипную, пропагандировавшуюся многие годы характеристику советской истории лишь как практического воплощения научной теории марксизма-ленинизма.

3. Политическая система выполняет интегративную функцию в обществе.

Обеспечивает определенное единство всех социальных групп и слоев населения, поскольку это необходимо для сохранения статус-кво общества. Она объединяет эти социальные группы и слои вокруг общих социально-политических целей и ценностей, что дает возможность реализовать как интересы системы в целом, так и интересы отдельных групп. Политическая система, пишет П. Шаран, есть система взаимодействия, встречающаяся во всех независимых обществах, которая выполняет функцию их интеграции и адаптации посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного принуждения.

4. Одна из важнейших функций политической системы - создание необходимых политических условий для функционирования и прогресса экономики (правовое закрепление форм собственности на средства производства, обеспечение единого экономического пространства, проведение налоговой политики, регулирование финансовой системы и т. п.).

5. Защита данного общества, ее членов от разного рода разрушающих (внутренних и внешних) воздействий.

Речь идет о защите от деструктивных элементов, включая криминальные группы, приобретающие в наше время международный характер, от внешних агрессий (военной, экономической, идеологической, информационной), наконец, от экологической катастрофы.

Словом, политическая система реализует функцию целеполагания и целедостижения, обеспечивает порядок в обществе, держит под контролем процессы социальной напряженности в отношениях между людьми, обеспечивает его единство, создает условия для безопасности (физической, правовой, профессиональной и другой), распределяет материальные и духовные ценности (прямо или косвенно) между членами общества, мобилизует ресурсы для удовлетворения социальных потребностей.

В качестве общих моментов, объединяющих различные политические системы как одно – порядковые явления, можно выделить следующие:

- Существование и функционирование их лишь в рамках классового общества, возникновение и развитие с появлением и развитием классов.

- Охват каждой из них всего классового общества, существующего в пределах той или иной страны.

- Наличие у каждой из них политического характера, выступление данных систем в качестве политических, а не экономических или каких-либо иных по своему характеру образований.

- Опора каждой политической системы общества на определенный тип экономики, социальной структуры и идеологии.

- Выступление в качестве структурных элементов любой политической системы различных государственных, партийных и общественных организаций, участвующих в политической жизни той или иной страны.

Таким образом, политическая система является сложной, многогранной подсистемой общества. Ее оптимальное функционирование имеет исключительно важное значение для жизнеспособности и нормального развития как общества в целом, так и составляющих его социальных групп и индивидов.

1.2 Элементы политической системы

Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществоми государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционазацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.

Существенным элементом политической системы являются политические и правовые нормы, существующие и действующие в виде конституций, уставов и программ партий, политических традиций и процедур регуляции политических процессов. Они составляют ее нормативную основу. Насколько отличаются друг от друга политические режимы (например, тоталитаризм и политический плюрализм), настолько же различаются принципы и нормы, лежащие в основе функционирования соответствующих политических систем. Политические и правовые нормы регулируют политические отношения, придают им упорядоченность, определяя желательное и нежелательное, дозволенное и недозволенное с точки зрения укрепления политической системы.

Через политические и правовые нормы получают официальное признание и закрепление определенные политические устои. В свою очередь при помощи этих норм политико-властные структуры доводят до сведения общества, социальных групп, отдельных индивидов свои цели, обоснование принимаемых политических решений и определяют своеобразную модель поведения, которой будет руководствоваться все участники политической жизни.

Закрепляя в нормах запреты и ограничения, согласование интересов и поощрение инициативы, силы, доминирующие при данной политической системе, оказывают регулирующее воздействие на политические отношения. Так происходит формирование политического сознания и поведения субъектов в политической деятельности, выработка у них установок, соответствующим им целям и принципам политической системы.

К числу элементов политической системы общества относятся также политическое сознание и политическая культура. Являясь отражением и формируясь прежде всего под влиянием конкретной социальной и политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее воздействие на их поведение и всю политическую динамику. Поэтому в процессе руководства и управления обществом важно учитывать политические настроение масс.

Велика значимость политической идеологии, которая занимает в политическом сознании ведущее место и служит определяющим фактором изменения и развития сферы политической психологии. Политическая идеология в наиболее концентрированном виде выражает коренные интересы социальных общностей, обосновывает их место и роль в общественном развитии, в политической системе общества в частности. Она служит концептуальной основой программы социально-экономических и политических преобразований, с которой выступают соответствующие социальные силы.

Оказывая влияние на выбор стратегического курса, разработку и принятие политических решений, на политические взгляды и поведение индивидов и социальных общностей.

Каждый структурный элемент политической организации классового общества должен быть не просто организацией, а политической по своему характеру организацией.

Значит он непременно должен:

- выражать политические интересы определенного класса или иной социальной общности;

-быть участником политической жизни и носителем политических отношений;

-иметь непосредственное или опосредованное отношение к государственной власти – ее завоеванию, организации или использованию, причем не обязательно взаимодействуя с государственными органами, но и противодействуя им;

-руководствоваться в своей деятельности политическими нормами, сложившимися в недрах политической жизни той или иной страны .

1.3 Подсистемы

Политическая система представляет собой довольно сложное и многомерное образование, основным назначением которого служит обеспечение целостности, единообразия действий людей и их общностей в политике. В ней выделяют следующие подсистемы:

2. Регулятивная подсистема — это правовые и моральные нормы, традиции и обычаи, господствующие в обществе политические взгляды, воздействующие на политическую систему.

4. Коммуникативная подсистема - охватывает все формы взаимодействия между различными элементами политической системы, между политическими системами разных стран.

5. Политико - идеологическая подсистема - включает в себя совокупность политических идей, теорий и концепций, на основе которых возникают и развиваются различные общественно-политические институты. Она играет существенную роль в определении политических целей и путей их достижения.

Каждая из подсистем имеет собственную структуру и обладает относительной самостоятельностью. В конкретных условиях разных стран эти подсистемы функционируют в специфических формах.

Компонентом любой развитой политической системы является номенклатура — круг должностных лиц, назначение и утверждение которых относится к компетенции вышестоящих органов. Существование номенклатуры позволяет эффективно решать вопросы кадровой политики. Однако отсутствие контроля за ее деятельностью может вести к негативным последствиям, служить источником коррупции, вести к злоупотреблению власти.

Итак, в данной работе мы выяснили, что политическая власть функционирует в рамках политической системы. Политическая система - это основополагающая форма организации политической, да и всех других сфер жизни современного общества. Разнообразные общественные системы, ныне существующие в многочисленных странах мира, различаются прежде всего по характеру присущих им политических структур.

В каждом конкретном обществе его политическая система и соответствующие ей политические идеи, представления, политическое сознание не существуют изолированно, как нечто обособленное, положенное извне. Выступая как совокупность важнейших политических институтов, возникающая и функционирующая на основе определенных политических идей, политическая система того или иного общества и соответствующие ей идеи непрерывно взаимодействуют друг с другом, оказывают постоянное влияние, предполагают друг друга.

Анализ политической системы дает возможность продвигаться по пути конкретного раскрытия взаимосвязанных компонентов политики как социальной реальности. Он позволяет выяснять предметно-практические формы и способы реализации политических интересов и лежащих в их основе политических отношений. Изучение политической системы обеспечивает переход от теоретического рассмотрения различных сторон политической жизни к разработке понятий и характеристик, поддающихся эмпирическому социологическому исследованию.

Значимость знания и изучения политической системы состоит в том, что именно в ней проходит стержень социальной, экономической и духовной жизни общества, что именно здесь через столкновение и согласование воли различных общественных сил принимаются решения, способные оказать влияние на разные стороны жизни общества.

Читайте также: