Что я знаю о коррупции классный час

Обновлено: 23.05.2024

Главная задача этого классного часа обозначить эту проблему, заставить учеников задуматься о том, что в обществе могут быть большие проблемы, постараться вызвать негативное отношение к коррупции как к явлению, формировать у учащихся правовое самосознание, способствовать осознанию важности соблюдения закона.

Автор считает нецелесообразным расширять границы сведений о коррумпированности общества, исходя из возраста учащихся. Главная задача- обозначение проблемы и осознание своей причастности к её решению.

Задачи: 1. Привлечь внимание учащихся к проблеме коррупции;

2. Способствовать профилактике асоциального поведения, осознанию важности таких понятий как соблюдение закона, незапятнанная репутация и необходимость борьбы с коррупцией, наносящей вред государственным устоям и растлевающей человеческую личность.

Действие четвёртое

Артемий Филлипович. Воля ваша, Аммос Фёдорович, нам нужно бы кое- что предпринять.

Аммос Фёдорович. А что именно?

Артемий Филлипович. Ну известно что.

Аммос Фёдорович. Подсунуть ?

Артемий Филиппович. Ну да, хоть и подсунуть.

Аммос Фёдорович. Опасно, чёрт возьми, раскричится: государственный человек. А разве в виде приношения со стороны дворянства на какой- нибудь памятник?

Артемий Филиппович. Смотрите, чтоб он вас по почте не отправил куда- нибудь подальше…

Явление 111
Хлестаков. Прошу садиться. Так вы здесь судья?

Аммос Фёдорович. С восемьсот шестнадцатого был избран на трёхлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени.

Хлестаков. А выгодно однако же быть судьёю?

Аммос Фёдорович. За три трёхлетия представлен к Владимиру четвёртой степени с одобрения со стороны начальства. (В сторону) А деньги в кулаке, да кулак- то весь в огне.

Хлестаков. А мне нравится Владимир. Вот Анна третьей степени уж не так.

Аммос Фёдорович (высовывая понемногу вперёд сжатый кулак. В сторону). Господи боже! Не знаю, где сижу. Точно горячие угли под тобою.

Хлестаков. Что это у вас в руке?

Аммос Фёдорович ( потерявшись и роняя на пол ассигнации). Ничего-с.

Хлестаков. Как ничего? Я вижу, деньги упали.

Аммос Фёдорович (дрожа всем телом). Никак нет-с! ( В сторону) О боже! Вот уж я и под судом! И тележку подвезли схватить меня!

Хлестаков (подымая). Да это деньги.

3
Аммос Фёдорович (в сторону). Ну, всё кончено - пропал! пропал!

Хлестаков. Знаете ли что? дайте их мне взаймы.

Аммос Фёдорович ( поспешно). Как же-с, как же-с… с большим удовольствием. ( в сторону.) Ну смелее, смелее! Вывози, пресвятая матерь!

Хлестаков. Я, знаете, в дороге издержался: то да сё… Впрочем, я вам из деревни сейчас их пришлю.

Аммос Фёдорович. Помилуйте! как можно! И без того, это такая честь… Конечно, слабыми моими силами, рвением и усердием к начальству… постараюсь заслужить… ( Приподымается со стула, вытянувшись ми руки по швам.) Не смею больше беспокоить своим присутствием. Не будет ли какого приказания?

Хлестаков. Какого приказания?

Аммос Фёдорович. Я разумею, не дадите ли какого приказания здешнему уездному суду?

Хлестаков. Зачем же? Ведь мне никакой нет теперь в нём надобности. Покорнейше благодарю.

Аммос Фёдорович (раскланиваясь и уходя, в сторону). Ну, город наш!

Хлестаков (по уходе его). Судья - хороший человек!

( Учащиеся не затрудняются с ответом, что эти деньги- взятка)

Вопрос: Как называется человек, берущий взятку?

Вопрос: Что же такое взяточничество?

(Учащиеся предлагают свои варианты ответа)

Учитель предлагает найти ответ на вопрос в энциклопедическом словаре.
Взяточничество- получение должностным лицом любым путём и в любой форме материальных ценностей или предоставление ему материальных благ за совершение (или не совершение) в интересах взяткодателя действий, входящих в компетенцию данного должностного лица.

Уголовное законодательство устанавливает ответственность за получение и дачу взятки, посредничество по взяточничеству.
Учитель. Взяточничество- это одна из составляющих ещё более обширного явления в обществе, которое называется коррупция.
Вопросы учащимся. Приходилось ли вам слышать это слово? Что оно обозначает?
( Ученики говорят о том, что это слово они услышали в новостях, видели в газетах, но затрудняются в объяснении)
Учитель предлагает вновь заглянуть в энциклопедический словарь и дать определение.
Коррупция (от лат.corruptio-подкуп), процесс, связанный с прямым использованием должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного

4
обогащения (подкуп чиновников и общественно- политических деятелей, дача взяток и т.д.)

Учитель. Если посмотреть вокруг, нет ли в нашей жизни этого негативного явления? Приведите известные вам примеры. Имён называть не надо, ведь мы обсуждаем явление в обществе.
( Учащиеся, оказывается, в какой- то мере осведомлены о явлении, говорят известные им факты, о которых слышали от взрослых, это дача взятки при поступлении в учебное заведение, приём на престижное рабочее место, в больнице, и т. п.)

Учитель. Как мы в обиходе называем всё сказанное?

Ответ: Блат. По блату.

Вопрос: Что предполагает блат?

Ответ: дачу взятки. Иными словами необходимо отблагодарить человека, оказавшего услугу.

Вопрос: Что представляет собой взятка?

Ответы: конверт с деньгами, ценная вещь, взаимная услуга (Ты - мне, я - тебе)
Вопрос: Кто такой посредник?

Ответ: Человек, через которого осуществляется взятка.

Учитель. А теперь давайте обсудим проблему в группах.

Первая группа отвечает на вопрос: почему люди дают взятки?

Вторая группа отвечает на вопрос: почему люди берут взятки?
Выступают представители от групп.
Учёные попытались обобщить знания о коррупции. Вот что у них получилось
Внимание учащихся к экрану, куда проецируются материалы слайдов

Учитель кратко знакомит учащихся с видами коррупции по слайду

Предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы)

Подытоживая выступления учащихся, учитель говорит, что для общества коррупция стала одной из острейших проблем. Ежедневно в СМИ мы слышим о коррупции, взяточничестве. Это негативное явление пронизало всё общество. Практически каждый житель нашей страны так или иначе столкнулся с этим явлением.

Примеры (Взято из Интернета)

Проецируется на экран

Прокуратура республики направила в суд уголовное дело в отношении двух лиц, обвиняющихся в мошенничествах, сопряженных с подстрекательством дачи взятки должностным лицам исполкома города Казани.

90 процентов инспекторов ГИБДД, прошедших тест на полиграфе, брали взятки

Сегодня на встрече с журналистами Асгат Сафаров подробно остановился на нарушениях, совершаемых сотрудниками милиции.

51,7% населения никогда не сталкивается с поборами. (либо не знает, что это такое)
17,9% сталкивается с ними очень часто
17,2% периодически платят взятки
13,2% делают это редко.

насколько часто вам приходиться сталкиваться с поборами со стороны чиновников и представителей силовых структур

В одной лишь системе российского образования ежегодно имеют место взятки на 1 млрд. долларов – эти деньги идут на успешное поступление и сдачу экзаменов, неспособные студенты в зависимости от репутации учебного заведения платят за поступление в университет от 500 до 20 тыс. долларов. Большинство из них продолжают давать взятки, чтобы сдать госэкзамены и получить диплом.

Вопрос: Хотели бы вы лечиться у врача, получившего такой диплом?

По данным специалистов ФОМ (Фонд общественного мнения), больше 41% опрошенных в Татарстане признались, что давали взятки должностным лицам и работникам государственных учреждений. Это самый большой показатель в России после Москвы.

По данным правоохранительных органов, с начала года в Татарстане было зафиксировано более 400 должностных преступлений, из которых более 160 фактов получения взятки.

Учитель: Как по - вашему, ребята, надо ли бороться с коррупцией?

(Учащиеся дают положительный ответ)

В истории России были разные периоды равного наказания и того, кто подкупает и кого подкупают. Петр I определял наказание дающим взятку наравне с получившим взятку "…чинить велено смертную казнь, без всякой пощады". Такой подход отмечается и за рубежом, например, в современной Японии.

Ворвался разорённый люд.

Нет, не со зла, а от обиды,-

Их разорил богатый плут.

Он результат трудов тяжёлых

Себе присвоить вдруг решил:

И их последнего лишил.

Перед лицом суда и чести

И рассыпался в грубой лести,

Чтоб суд его не очернил.

Но справедливость существует…

Судом был плут приговорён…

Так справедливость торжествует,-

Учитель комментирует статьи УК

Ведь это скрыто от глаз,

Всё чаще звучит сейчас.

А лапа мохнатая тут как тут,

Везде затаилась и ждёт,

И часто случается в жизни так,

Что лапа взятки берёт.

8
Вот важный чиновник сидит за столом,

В два счёта решил бы вопрос,

А он намекал, юлил, не спешил,

И денежный ждал поднос.

И посетителя вынудил он,

Чиновника понят намёк,

Деньги - в конверт, конверт - на стол,

И сразу решился вопрос.

Горячее лето, для ВУЗа страда,

Экзамены здесь сдают,

Но чьи - то папа с мамой в обход

Сынка в институт ведут.

Он в школе учился не ахти, кое - как,

Но в ВУЗ ему позарез,

За взятку декану в тот институт

Этот бездельник пролез.

А кто - то умный уже за бортом,

Не будет учиться он,

Тот умный честно хотел поступить,

Не нарушая закон.

А в клинике к доктору сто человек,

Толпится народ и ждёт,

Но кто- то без очереди, дав взятку врачу,

Уже на приём идёт.

На снимок больного доктор послал,

А там никого - тишина.

-Придёте вечером,- ему говорит

В стерильном халате сестра.

-Ах, как же, на вечер? Я не могу.

Что делать? А время идёт.

Чтоб день не губить, он деньги тайком

В стерильный карман кладёт.

Минута, другая, и снимок готов,

Не надо вечера ждать,

Как видите, просто всё и легко,
Если взятку дать…

-Дайте мне справку,- просит клиент,

Но Зам. не спешит выдавать,

И справки ему не видать.

Клиент догадлив, однако, был,

Он даже знал наперёд,

Решение быстро найдёт.

И он в магазин, и с пакетом в руках

Заходит повторно он,

В пакете конфеты, шампанское есть,

За справку всё выложил он.

Превысил скорость пьяный лихач,

Задержан постом ГАИ,

Юлит и вертится этак и так,

Чтоб только не замели.

9
А пост ГАИ продажным был,

На деньги позарился он,

За взятку он отпустил лихача,

Презрев и нарушив закон.

Но если за дело возьмётся тот,

Кто охраняет Закон,

Того, кто взятки всегда берёт,

Поймает за руку он.

Вот и включился особый отдел,

К чиновнику опер идёт,

И деньги, посыпанные порошком,

Для взятки в кармане несёт.

Чиновник дотошно решает вопрос,

И тянет с ответом пока,

Но пачку денег опер даёт,

Берёт её Зама рука…

А тут в кабинет опера ворвались,

У Зама растерянный вид,

На каждой купюре горит.

А на руках порошок зацвёл,

И краска надиво прочна,

Так уличён чиновник был,

Так засветилась рука.

Взятки и взятки на каждом шагу,

За то, и за это. Как быть?

Как эту заразу в жизни у нас

Со свету искоренить?

Что можем с тобою, я и ты,

Что можем мы предпринять?

Пусть долго, пусть трудно, но никогда

Взяток не будем давать!

Учитель. Не надо думать, что борьба с коррупцией, взяточничеством идёт где- то далеко, в нашем обществе. Общество- это мы. Давайте поможем нашему правительству, подскажем меры борьбы со взяточничеством.
Представьте, что коррупция- это гигантский спрут, обвивший своими щупальцами все сферы человеческой жизни и деятельности. Вот на этом плакате изображён спрут. Что мы должны противопоставить этому чудовищу? Предлагайте, и с каждым вашим предложением будет отрываться одно щупальце.
Учащиеся предлагают способы борьбы с коррупцией и взяточничеством

( Задание обсуждается в группах, выводы записываются на листочки, озвучиваются, а затем прикрепляются на плакат и отрываются щупальца.)

Избегай женщин с быстрыми губами. Маорийское изречение
ещё >>


Углубление теоретического уровня познания обучающимися такого явления, как коррупция, причин возникновения, факторов, способствующих ее развитию.

Развитие навыков работы нормативно-правовыми документами.

Воспитание активной жизненной позиции, усвоение обучающимися практических мер по борьбе с коррупцией.

Содержимое разработки

"Коррупция "есть корень, из которого

вытекает во все времена и при всяких

соблазнах презрение ко всем законам".

Цели мероприятия:

Углубление теоретического уровня познания обучающимися такого явления, как коррупция, причин возникновения, факторов, способствующих ее развитию.

Развитие навыков работы нормативно-правовыми документами.

Воспитание активной жизненной позиции, усвоение обучающимися практических мер по борьбе с коррупцией.

Оборудование: раздаточный материал "О противодействии коррупции".

Ход мероприятия:

Вступительное слово преподавателя: Согласно ООН 9 декабря является международным днем борьбы с коррупцией. Коррупции могут и должны противодействовать государство, бизнес, СМИ, международные и иностранные организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции - дело всего общества, каждого из нас.

Рассмотрим отдельные возможные случаи коррупции и обсудим меры по нейтрализации или минимизации проявлений коррупции.

Сегодня работа организована в малых группах в форме состязания команд. Каждая команда имеет свое название и девиз. При ответе на вопросы членам других команд можно задать вопросы, делать уточнения.

1 этап конкурса

Вопрос: Многие сравнивают коррупцию с болячкой. У каждой болячки есть свои причины, которые нужно лечить. Каковы же причины коррупции?

Задание: В течение 3-х минут написать на листе причины коррупции. Одна причина - 1 балл.

Чья команда напишет больше причин, та команда зарабатывает большее количество баллов.

Причины коррупции:

- Низкая заработная плата государственных служащих

- Желание легкой наживы

- Частая сменяемость лиц на различных должностях

- Нестабильность в стране

- Коррупция как привычка

- Низкий уровень жизни населения

- Слабая развитость государственных институтов

- Неразвитость институтов гражданского общества

Вопрос болельщикам: Что вы знаете из истории борьбы с коррупцией в нашей республике?

2 этап конкурса "Ребусы"

Преподаватель сообщает дополнительную информацию о видах и формах коррупции.

В зависимости от сферы деятельности коррупция проявляется в следующих формах:

Коррупция в сфере государственного управления касается стоящих у власти государственных служащих (чиновников), которые распоряжаются государственными ресурсами и принимают решения не в интересах государства и общества, а исходя из корыстных убеждений.

Парламентская коррупция выражается в покупке голосов избирателей вовремя выборов.

Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

Коррупция на предприятиях выражается в том, что сотрудник коммерческой или общественной организации распоряжается не принадлежащими ему ресурсами и за счет этого незаконно обогащается.

Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи.

В жизни часто нарушают наши права, нам приходится отстаивать права, а нарушенные восстанавливать. Командам необходимо восстановить слова в течение определенного времени.

Задание: Разгадать ребусы в течение 3 минут, дать объяснения понятиям.

1 команда - тажШан, циярупКор

Шантаж - угроза разоблачения, разглашения сведений, которые объект шантажа хотел бы сохранить в тайне, с целью добиться какой-либо выгоды.

Коррупция - сращивание государственных структур со структурами преступного мира в сфере экономики, а также продажность и подкуп политических и общественных деятелей, государственных чиновников.

2 команда - ротиякраБю, каВтзя

Бюрократия - высший чиновничий аппарат, администрация; система управления, основанная на формализме, административной волоките.

Взятка - плата или подарок должностному лицу за незаконные действия в пользу дающего.

3 команда - ствотельгамоВы, кетРэ

Вымогательство - не обусловленное правом, не предусмотренное законом требование передачи денег, имущественных ценностей, сопровождаемое разного рода угрозами, обманом со стороны вымогателей.

Рэкет - незаконное, производимое путем угроз, шантажа вымогательство денег от предпринимателей со стороны преступных элементов, рэкетиров.

3 этап конкурса "Конкурс капитанов"

Преподаватель сообщает дополнительную информацию о формах коррупции:

- Фаворитизм - в государственной и общественной жизни страстное покровительство любимцам (фаворитам) и назначение любимцев на высокие должности, несмотря на то, что они не обладают ни способностями, ни знаниями, необходимыми для их службы

- Злоупотребление должностными полномочиями

Задание: Рассмотреть ситуации и указать, ссылаясь на статью "О противодействии коррупции", в которых из них представлены случаи коррупции, а в которых нет.

1. В благодарность за то, что врач вылечил её тяжело больного ребёнка, Полина подарила врачу букет из цветов своего сада.

2. Бухгалтер Светлова К. использовала поддельные счета, которые содержат неверную информацию.

3. Кандидат в депутаты договорился с фирмой о финансировании её выборов в органы государственной власти, взамен обещал помогать этой фирме получать хорошие заказы.

4. Государственное должностное лицо пользуется служебным автомобилем и топливом в личных целях.

5. Игорь вынужден был отблагодарить чиновника, сознательно тянувшего время для решения его вопроса.

6. Должностное лицо правительства поздно приходит на работу, рано возвращается с работы и в рабочее время занимается личными делами.

4 этап конкурса "О чем гласит народная мудрость"

Задание: Вспомните, какие пословицы и поговорки отражают коррупционную деятельность в современном обществе?

Каждая команда называет по очереди пословицы и поговорки, объясняет ее содержание. Побеждает та команда, которая привела пример последней.

- "Не подмажешь, не поедешь" - вымогательство, взятничество.

- "Рука руку моет" - групповая запланированная деятельность в подкупе.

- "Загребать жар чужими руками" - несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.

- "Видит око, да зуб не мед" - безрезультативность действий борьбы с коррупцией.

5 этап конкурса

Преподаватель сообщает дополнительную информацию об основных признаках коррупционного действия:

- Обоюдное согласие участников действия.

- Наличие взаимных обязательств.

- Получение определенных выгод и преимуществ обеими сторонами.

- Принимаемое решение нарушает закон или противоречит моральным нормам.

- Сознательное подчинение общих интересов личной выгоде.

- Обе стороны стремятся скрыть свои действия.

Задание: Рассмотрите ситуации и ответьте на вопросы, используя статью "O противодействии коррупции". О какой форме коррупции идет речь и каковы вредные последствия данного поступка.

При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель заплатил сотруднику ПДД, который вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил правонарушителя.

Государственный служащий, отвечающий за распределение бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам.

Родственникам больного гражданина Н. главврач недвусмысленно говорит, что ему требуется экстренная операция, но в общей очереди операцию придется "ждать очень долго".

6 этап конкурса " Скажем коррупции "Нет!"

Преподаватель сообщает информацию об уголовной ответственности за взяточничество и иные коррупционные действия. Достаточно ли этих мер для борьбы с коррупцией? Чтобы вы предложили для решения данной проблемы?

Задание: Подготовить рекламу на тему "Скажем коррупции "Нет!"

Изображение и представление рекламы на листах формата А3 в течение 5 минут.

Подведение итогов и награждение команд.

Вывод: Коррупция - препятствие экономическому росту и развитию, ставит под угрозу любые преобразования. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью: чиновники, судьи, администраторы, депутаты, экзаменаторы, врачи и т.д. Всех их движет один стимул - получить экономическую прибыль. Но при этом они испытывают риск разоблачения и наказания. Как необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством, взятками в современном обществе?

Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.


-75%

Загрузить презентацию (488 кБ)

"Коррупция "есть корень, из которого
вытекает во все времена и при всяких
соблазнах презрение ко всем законам".
Томас Гоббс

  • Углубление теоретического уровня познания учащимися такого явления, как коррупция, причин возникновения, факторов, способствующих ее развитию.
  • Развитие навыков работы нормативно-правовыми документами.
  • Воспитание активной жизненной позиции, усвоение учащимися практических мер по борьбе с коррупцией.

Оборудование: раздаточный материал, содержащий статьи ФЗ "О противодействии коррупции", презентация Microsoft PowerPoint.

Вступительное слово учителя

Согласно ООН 9 декабря является международным днем борьбы с коррупцией. Коррупции могут и должны противодействовать государство, бизнес, СМИ, международные и иностранные организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции - дело всего общества, каждого из нас.

Рассмотрим отдельные возможные случаи коррупции и обсудим меры по нейтрализации или минимизации проявлений коррупции. Сегодня работа организована в малых группах в форме состязания команд. Каждая команда имеет свое название и девиз. При ответе на вопросы членам других команд можно задать вопросы, делать уточнения.

1 этап конкурса

Вопрос: Многие сравнивают коррупцию с болячкой. У каждой болячки есть свои причины, которые нужно лечить. Каковы же причины коррупции?

Задание: В течение 3-х минут написать на листе причины коррупции. Одна причина - 1 балл. Чья команда напишет больше причин, та команда зарабатывает большее количество баллов.

- Низкая заработная плата государственных служащих

- Желание легкой наживы

- Частая сменяемость лиц на различных должностях

- Нестабильность в стране

- Коррупция как привычка

- Низкий уровень жизни населения

- Слабая развитость государственных институтов

- Неразвитость институтов гражданского общества

Вопрос болельщикам: Что вы знаете из истории борьбы с коррупцией в нашей стране?

2 этап конкурса "Ребусы"

Учитель сообщает дополнительную информацию о видах и формах коррупции:

В зависимости от сферы деятельности коррупция проявляется в следующих формах:

Коррупция в сфере государственного управления касается стоящих у власти государственных служащих (чиновников), которые распоряжаются государственными ресурсами и принимают решения не в интересах государства и общества, а исходя из корыстных убеждений.

Парламентская коррупция выражается в покупке голосов избирателей вовремя выборов.

Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

Коррупция на предприятиях выражается в том, что сотрудник коммерческой или общественной организации распоряжается не принадлежащими ему ресурсами и за счет этого незаконно обогащается.

Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи.

В жизни часто нарушают наши права, нам приходится отстаивать права, а нарушенные восстанавливать. Командам необходимо восстановить слова в течении определенного времени.

Задание: Разгадать ребусы в течение 3 минут, дать объяснения понятиям.

1 команда - тажШан, циярупКор

Шантаж - угроза разоблачения, разглашения сведений, которые объект шантажа хотел бы сохранить в тайне, с целью добиться какой-либо выгоды.

Коррупция - сращивание государственных структур со структурами преступного мира в сфере экономики, а также продажность и подкуп политических и общественных деятелей, государственных чиновников.

2 команда - ротиякраБю, каВтзя

Бюрократия - высший чиновничий аппарат, администрация; система управления, основанная на формализме, административной волоките.

Взятка - плата или подарок должностному лицу за незаконные действия в пользу дающего.

3 команда - ствотельгамоВы, кетРэ

Вымогательство - не обусловленное правом, не предусмотренное законом требование передачи денег, имущественных ценностей, сопровождаемое разного рода угрозами, обманом со стороны вымогателей.

Рэкет - незаконное, производимое путем угроз, шантажа вымогательство денег от предпринимателей со стороны преступных элементов, рэкетиров.

3 этап конкурса "Конкурс капитанов"

Учитель сообщает дополнительную информацию о формах коррупции:

- Фаворитизм - в государственной и общественной жизни страстное покровительство любимцам (фаворитам) и назначение любимцев на высокие должности, несмотря на то, что они не обладают ни способностями, ни знаниями, необходимыми для их службы

- Злоупотребление должностными полномочиями

Задание: Рассмотреть ситуации и указать, ссылаясь на статьи ФЗ "О противодействии коррупции", в которых из них представлены случаи коррупции, а в которых нет.

1. В благодарность за то, что врач вылечил её тяжело больного ребёнка, Галина подарила врачу букет из цветов своего сада.

2. Бухгалтер Иванова С. использовала поддельные счета, которые содержат неверную информацию.

3. Кандидат в депутаты договорился фирмой о финансировании её выборов в органы государственной власти, взамен обещал помогать этой фирме получать хорошие заказы.

4. Государственное должностное лицо пользуется служебным автомобилем и топливом в личных целях.

5. Иван вынужден был отблагодарить чиновника, сознательно тянувшего время для решения его вопроса.

6. Должностное лицо правительства поздно приходит на работу, рано возвращается с работы и в рабочее время занимается личными делами.

4 этап конкурса "О чем гласит народная мудрость:"

Задание: Вспомните, какие пословицы и поговорки отражают коррупционную деятельность в современном обществе?

Каждая команда называет по очереди пословицы и поговорки, объясняет ее содержание. Побеждает та команда, которая привела пример последней.

- "Не подмажешь, не поедешь" - вымогательство, взятничество.

- "Рука руку моет" - групповая запланированная деятельность в подкупе.

- "Загребать жар чужими руками" - несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.

- "Видит око, да зуб не мед" - безрезультативность действий борьбы с коррупцией.

5 этап конкурса

Учитель сообщает дополнительную информацию об основных признаках коррупционного действия:

- Обоюдное согласие участников действия.

- Наличие взаимных обязательств.

- Получение определенных выгод и преимуществ обеими сторонами.

- Принимаемое решение нарушает закон или противоречит моральным нормам.

- Сознательное подчинение общих интересов личной выгоде.

- Обе стороны стремятся скрыть свои действия.

Задание: Рассмотрите ситуации и ответьте на вопросы, используя статьи ФЗ "O противодействии коррупции": о какой форме коррупции идет речь и каковы вредные последствия данного поступка.

Ситуации:

При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель заплатил сотруднику ГИБДД, который вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил правонарушителя.

Государственный служащий, отвечающий за распределение бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам.

Родственникам больного гражданина Н. главврач недвусмысленно говорит, что ему требуется экстренная операция, но в общей очереди операцию придется "ждать очень долго".

6 этап конкурса " Скажем коррупции "Нет!"

Учитель сообщает информацию об уголовной ответственности за взяточничество и иные коррупционные действия. Достаточно ли этих мер для борьбы с коррупцией? Чтобы вы предложили для решения данной проблемы?

Задание: Подготовить рекламу на тему "Скажем коррупции "Нет!"

Изображение и представление рекламы на листах формата А3 в течение 5 минут.

Подведение итогов и награждение команд.

Вывод: Коррупция - препятствие к экономическому росту и развитию, ставит под угрозу любые преобразования. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью: чиновники, судьи, администраторы, депутаты, экзаменаторы, врачи и т.д. Всех их движет один стимул - получить экономическую прибыль. Но при этом они испытывают риск разоблачения и наказания. Как необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством, взятками в современном обществе?

Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

6 II Основные этапы появления коррупции в России. XIII – первое упоминание о мздоимстве (коррупции). XV век – законодательное её ограничение. Время правления Ивана III. XVI век – вводилась смертная казнь за взятки. Время правления Ивана IV. XVII век – по Соборному Уложению 1649 г. (Алексей Михайлович). Наказание за преступление, попадающее под понятие коррупция. XVIII век – телесные наказания; расцвет коррупции. С 1826 г. при Николае I коррупция стала механизмом государственного управления. С 1918 г. – по декрету о взяточничестве полагалось тюремное заключение на 5 лет с конфискацией имущества. С 1922 г. – по Уголовному Кодексу за взяточничество расстрел. С 1957 г. – официально борьба приостановлена, т.к коррупция считалась редким явлением.

7 III Формы коррупционных отношений Согласно оценкам Всемирного банка, ежегодно в мире расточительно расходуется один триллион долларов ($1,000,000,000,000). А теперь мы познакомимся с формами коррупционных отношений: Взяточничество, подкуп, получение незаконных доходов Воровство и приватизация государственных ресурсов и средств Незаконное присвоение и злоупотребление при использовании государственных фондов, растраты Кумовство, фаворитизм Продвижение личных интересов, сговор Защита и покровительство Злоупотребление властью

8 IV Причины коррупции Вопрос: Многие сравнивают коррупцию с болячкой. У каждой болячки есть свои причины, которые нужно лечить. Каковы же причины коррупции? Задание: Объединитесь в группы по 5 человек и в течение 3-х минут напишите на листе предполагаемые причины коррупции.

9 Ответы учащихся: - Низкая заработная плата государственных служащих - Незнание законов - Желание легкой наживы - Частая сменяемость лиц на различных должностях - Нестабильность в стране - Коррупция как привычка - Низкий уровень жизни населения - Слабая развитость государственных институтов - Безработица и т. д.

10 Коррупция не исчезнет до тех пор, пока мы не заставим ее исчезнуть. Как вы считаете, достаточно ли мер для борьбы с коррупцией? Чтобы вы предложили для решения этой проблемы?

11 Поступайте правильно: не давайте и не берите взятки; старайтесь добиваться желаемых результатов на основе личной добропорядочности; предавайте гласности случаи коррупции. Вы также можете: изменить существующую систему и создать законы, которые бы защищали активных граждан, выступающих против коррупции; писать об известных вам случаях коррупции в местные газеты; принимать участие в проводимых во всем мире многочисленных кампаниях, акциях по борьбе с коррупцией. Изучать данное явление. Знакомиться с антикоррупционными мероприятиями и методами борьбы с коррупцией.

12 VI Ситуационные задания Задание: Рассмотрите ситуации и ответьте на вопросы: 1. О какой форме коррупции идет речь? 2. Каковы вредные последствия данного поступка? Работаете в группах, от имени группы выступает один человек, которые представляет коллективное мнение.

13 Ответ на вопрос: Взятка. Риск ДТП, падение авторитета ГИБДД, недоверие к ГИБДД. Ситуация 1: При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель Иванов И.И. заплатил сотруднику ГИБДД, который вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил Иванова И.И.

14 Ответ на вопрос Растрата – кража ресурсов людьми, облаченными властью или контролем над какими-либо ценностями. Растрата государственных средств – материальные урон бюджету государства. Ситуация 2 Государственный служащий Ковалев А.Н., отвечающий за распределение бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам.

16 Ответ на вопрос (Фаворитизм – назначение услуг или предоставление ресурсов родственникам, знакомым, в соответствии с их принадлежностью к партии, религии и т.п. Кумовство – форма фаворитизма, когда должностное лицо предпочитает при назначении на государственные должности выдвигать своих родственников. Ситуация 4 Вновь избранная администрация района назначила на различные должности членов своих семей и близких, друзей.

Читайте также: