Что влияет на обеспечение снижения воздействия на окружающую среду

Обновлено: 25.06.2024

Особенностью современного этапа хозяйственного развития является формирование представлений о тесной взаимосвязи финансового и экологического благополучия. Говоря о проблемах в становлении Россиив рыночной экономике, необходимо уделить особое внимание финансовому механизму рационального природопользования и охраны окружающей среды. Это определяется как внутренними потребностями страны, так и процессом интеграции в мировое сообщество, а значит, объективными требованиями использования в хозяйственной практике мировых стандартов. В настоящее время от успешного регулирования финансовых механизмов охраны окружающей среды зависит не только эффективность хозяйственной деятельности, но и благополучное существование человечества в целом.

Существующие экологические проблемы можно разделить на две большие группы. Во-первых, это проблемы эффективного использования природных ресурсов. Во-вторых, проблемы поиска наиболее целесообразных методов предотвращения и ликвидации ущерба от загрязнения окружающей среды.

Экологические проблемы имеют в первую очередь социальную направленность, поскольку напрямую влияют на качество жизни. Поэтому охрана окружающей среды является одной их важнейших функций современного общества.

Финансовые ограничения оказывают серьезной воздействие на стратегии и результаты регулирования и контроля в сфере охраны окружающей среды.

Необходимость совершенствования финансовых рычагов охраны окружающей среды обуславливается необходимостью принятия научно обоснованных решений по финансированию, планированию социально-экономических процессов в целом и в сфере природопользования в частности.

К приоритетным экологическим проблемам относятся:

1. Высокие экологические издержки в процессе.

2. Изношенность муниципальных объектов экологического профиля.

3. Исторические загрязнения.

4. Загрязнение окружающей среды автотранспортом в крупных городах.

5. Неустойчивость природных экосистем в крупных.

В стране создана и функционирует государственная система охраны окружающей среды. По экспертным оценкам, ежегодный объем предотвращаемого системой ущерба окружающей среде составляет не менее 1 млрд. долларов. Вместе с тем, новые цели, стоящие перед казахстанским государством, требуют дальнейших шагов по реформированию и развитию отрасли и в частности улучшению финансового регулирования.

Многие специалисты, в том числе и юристы, в развитых странах считают экологические проблемы по сути проблемами финансовыми. Такая позиция согласуется с тем, что в настоящее время во многих странах и особенно в США наблюдается ослабление административного регулирования экономики. Финансовые методы адресны, однозначно определяют требования к управляемому объекту, однако в отличие от административных команд учитывают, что объекты управления сознательно ставят перед собой цели и столь же сознательно стремятся к их достижению. Такая целевая установка - важная отличительная особенность управления в социальных и экономических системах. Поэтому сущность финансовых методов состоит в организации деятельности управляемых объектов путем создания преимуществ в потреблении. Этим управление с помощью финансовых рычагов отличается от стимулирования, которое предусматривает поощрение и санкции неэкономического характера. Роль финансовых рычагов заключается в создании механизмов управления, стимулирующих природоохранную деятельность и поиск путей минимизации экономических затрат, которое понесет общество ради достижения желаемого состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов.

Финансовый механизм государственного регулирования охраны окружающей среды представляет собой систему мер, призванных снизить антропогенное воздействие на окружающую природную среду и здоровье населения и направленных на решение непосредственно экологических проблем государственной значимости во взаимосвязи с финансово-экономическими. Всё это включает в себя комплекс мер по экономическому стимулированию охраны окружающей среды, нормированию хозяйственного воздействия на окружающую среду, экологическую экспертизу, экологические требования при размещении, проектировании, эксплуатации производственно-хозяйственных объектов, экологический контроль, ответственность и возмещение убытков.




Формирование нового финансового механизма природопользования и финансирования природоохранных мероприятий при переходе к рыночным отношениям должно стать органической составной системой управления и регулирования экономики. Платежи за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в окружающей природной среде взимаются с предприятий независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Размеры платежей за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ передвижными источниками устанавливаются платы за эти выбросы и количества использованного горючего.

Лимиты сбросов загрязняющих веществ в поверхностные воды местного значения и размещения отходов, приводящих к загрязнению природных ресурсов, устанавливаются для предприятий по предоставлению органов Министерства охраны окружающей природной среды Нормативом платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в пределах установленных лимитов является размер платы за одну тонну конкретного загрязняющего вещества или класса загрязняющего вещества.

За выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещения отходов в пределах установленных лимитов устанавливаются базовые нормативы платы и коэффициенты, учитывающие территориальные экологические особенности. За сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов устанавливается повышенный размер платы на основании базовых нормативов платы, коэффициентов, учитывающих территориальные экологические особенности, и коэффициентов кратности платы за сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов. В случае отсутствия на предприятии утвержденных в установленном порядке лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов, платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов взимаются как сверхлимитные.

Задачи финансового механизма охраны окружающей природной среды заключаются в том, что должно производиться: · планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;· установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;· установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;· предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;· возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.· стимулирование рационального использования природных ресурсов и применения ресурсо- и энергосберегающих технологий с целью снижения воздействия на окружающую среду до экологически безопасного уровня; · создание необходимых финансово-экономических условий для эффективного функционирования природно-ресурсного комплекса, обеспечение воспроизводства возобновляемых природных ресурсов; · установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; В числе финансовых инструментов экологического регулирования можно назвать: -платежи или налоги за право пользования природными ресурсами;- компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное производственной деятельностью;- платежи или налоги за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;- дополнительный налог с прибыли предприятий, выпускающих экологически вредную продукцию или применяющих экологически опасные технологии. Все эти чисто финансовые инструменты служат соблюдению экологических стандартов наиболее эффективным путем.

Стимулирование рационального ресурсопользования и природоохранной деятельности — составная часть финансового механизма управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Другие финансовые методы регулирования (планирование, финансирование мероприятий по охране окружающей среды, установление лимитов, платы за природные ресурсы, за загрязнение, лицензирование, экологическое страхование, экологический аудит) представляют собой систему косвенных регуляторов качества окружающей среды. Все финансовые рычаги, затрагивая имущественные интересы природопользователей, приводят к пониманию зависимости между финансовой выгодой и соблюдением экологических требований. Таким образом, стимул — это своеобразное соединение задач экологически устойчивого развития к экономическим интересам.

Финансово-экологическое стимулирование включает:

1. налогообложение (в том числе экологическое);

2. финансово-кредитный механизм природоохранной деятельности ценовую политику (использование поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию, регулирование цен на первичные ресурсы и конечную продукцию);

3. государственную поддержку предприятий, производящих природоохранное оборудование и контрольно-измерительные приборы, а также фирм, выполняющих работы и оказывающих услуги экологического назначения;

4. создание системы экологической сертификации, в том числе аккредитация органов по экологической сертификации;

5. формирование рынка экологических работ и услуг;

Существует две группы методов стимулирования: позитивной мотивации; негативной мотивации. Эти две стороны экономического стимулирования можно определить как меры заинтересованности и меры ответственности. Использование первой или второй группы методов определяется уровнем законодательно-нормативного обеспечения отдельных вопросов природопользования, экономической оценкой выгодности проводимых природоохранных мероприятий для предприятия, а в основе формируется экологическими потребностями общества.

Более конкретные меры стимулирования зависят от уровня, на котором оно проводится. На уровне отдельных работников оно имеет форму заработной платы, премии, материальной ответственности, штрафа; на уровне предприятия-фирмы — это цена конечной продукции (услуги), прибыль, фонды экономического стимулирования; на уровне государства — это налоговая, финансовая, ценовая политика.[5]

Перспективным направлением развития рыночного механизма природопользовании следует считать количественную оценку и прогнозирование спектра экологических и природно-ресурсных составляющих в процессах колебаний курсов акций различных предприятий и фирм на фондовых биржах. Этот вопрос тесно связан с повышением инвестиционной активности в регионах, а также с привлечением иностранных инвестиций.

Экологическое законодательство РФ составляют:

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, являющуюся основой жизни на Земле.

Особенностью правового регулирования экологических отношений является преобладание административно-правового метода воздействия. Характерным моментом его является не юридическое равенство сторон (присущее гражданско-правовому методу), а отношение власти и подчинения. Властными полномочиями при этом обладают природоохранные органы, осуществляющие эту деятельность в соответствии с законодательством и стоящие на страже интересов общества и граждан.

В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный, общественный надзор и контроль в области охраны окружающей среды. Государственный надзор осуществляют специальные государственные органы и инспекции, которые в своей деятельности не зависят от администрации контролирующих предприятий. Это Прокуратура РФ, Федеральная служба лесного хозяйства РФ, Госкомитет РФ по земельной политике, Министерство природных ресурсов России, Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Росгидромет, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госкомсанэпиднадзор России), Министерство РФ по атомной энергии и др.

Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в лице государственных инспекторов в области охраны окружающей среды.

За неисполнение экологического (природоохранного) законодательства виновные несут ответственность, которая зависит от вида экологических правонарушений.


Экологическое правонарушение — это противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Признаками экологического правонарушения являются действие или бездействие лица, противоречащее экологическому законодательству, противоправное действие.

Виновные в экологических правонарушениях граждане несут дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. Различные виды ответственности за экологические правонарушения приведены в таблице. Предприятия, организации и учреждения за совершенные экологические правонарушения несут административную и гражданско-правовую ответственность.

Экологическим преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

  • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;
  • нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами;
  • нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами;
  • нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;
  • загрязнение вод;
  • загрязнение атмосферы;
  • загрязнение морской среды;
  • нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ;
  • порча земли;
  • нарушение правил охраны и использования недр;
  • незаконная добыча водных животных и растений;
  • нарушение правил охраны рыбных запасов;
  • незаконная охота;
  • уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу;
  • незаконная порубка деревьев и кустарников;
  • уничтожение или повреждение лесов;
  • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов;
  • экоцид.

Экоцид сравнительно новое понятие, оно впервые введено в УК РФ как новый вид преступных деяний. Экоцид — массовое уничтожение растительного, животного мира (в том числе людей), отравление атмосферы или водных ресурсов, а также другие действия, которые могут привести к экологической катастрофе. Совершение экоцида наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

За совершение экологических преступлений предусмотрены различные виды уголовной ответственности: лишение свободы, исправительно-трудовые работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности, штрафы.

Экологическая безопасность – состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне – государства, от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.

В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения – ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.

Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Глобальный уровень управления экологической безопасностью предполагает прогнозирование и отслеживание процессов в состоянии биосферы в целом и составляющих ее сфер. (например, на территории биосферных заповедников). Управление глобальной экологической безопасностью является прерогативой межгосударственных отношений на уровне ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и др. международных организаций.

Региональный уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляется на уровне правительства государства и на уровне межгосударственных связей (Объединенной Европы, СНГ, Союз африканских государств и т.д.).

На этом уровне система управления экологической безопасностью включает:

  • экологизацию экономики;
  • создание и внедрение новых экологически безопасных технологий;
  • выдерживание темпов экономического развития, не препятствующих восстановлению качества ОС и способствующих рациональному использованию природных ресурсов.

Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль выбросов, стоков и др. Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администраций отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность.

Экологический мониторинг

С целью измерения, оценки и прогноза антропогенных изменений абиотической составляющей биосферы (в первую очередь загрязнений) и ответной реакции биоты на эти изменения, а также последующих изменений в экосистемах в результате антропогенных воздействий была создана информационная система экологического мониторинга.

Мониторинг включает в себя следующие основные практические направления:

  • наблюдение за состоянием окружающей среды и факторами, воздействующими на нее;
  • оценку фактического состояния окружающей среды и, уровня ее загрязнения;
  • прогноз состояния окружающей среды в результате возможных загрязнений и оценку этого состояния.

По объектам наблюдения различают: атмосферный, воздушный, водный, почвенный, климатический мониторинг, мониторинг растительности, животного мира, здоровья населения и т.д.


По масштабам воздействия мониторинг бывает пространственным и временным.

По характеру обобщения информации различают следующие системы мониторинга:

  • глобальный — слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли, включая все ее экологические компоненты, и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях;
  • базовый (фоновый) — слежение за общебиосферными, в основном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных влияний;
  • национальный — мониторинг в масштабах страны;
  • региональный — слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерной для всей биосферы;
  • локальный — мониторинг воздействия конкретного антропогенного источника;
  • импактный —мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и местах.

Классификация систем мониторинга может основываться на методах наблюдения (мониторинг по физико-химическим, биологическим показателям, дистанционный мониторинг).

Химический мониторинг —это система наблюдений за химическим составом (природного и антропогенного происхождения), атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль за динамикой распространения химических загрязняющих веществ.

Физический мониторинг— система наблюдений за влиянием физических процессов и явлений на окружающую среду (наводнения, вулканизм, землетрясения, цунами, засухи, эрозия почв и т.д.).

Биологический мониторинг —мониторинг, осуществляемый с помощью биоиндикаторов (т. е. таких организмов, по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде). В биологическом мониторинге могут быть использованы не только биологические, но и любые другие методы, например, химический анализ содержания загрязняющих веществ в живых организмах.

Экобиохимический мониторинг —мониторинг, базирующийся на оценке двух составляющих окружающей среды (химической и биологической).

Дистанционный мониторинг —в основном, авиационный, космический мониторинг с применением летательных аппаратов, оснащенных радиометрической аппаратурой, способной осуществлять активное зондирование изучаемых объектов и регистрацию опытных данных.

Экологический менеджмент и экологический аудит на предприятии.

Экологический менеджмент– это система управления природопользованием и охраной окружающей среды, основанная на комплексном учете экологических факторов, с целью сочетания рационального, ресурсосберегающего природопользования и устойчивого экономического развития.

Экологическим менеджментом называется безопасное управление природными процессами, которое определяется как биологическими особенностями объекта управления, так и социально-экономическими возможностями управляющего.

Предметом ЭМ является процесс управления современным производством, которое обеспечивает сочетание эффективного производства с охраной ОС и рациональным использованием природных ресурсов.

Экологический менеджмент на предприятии– это система управленческих рычагов, обеспечивающая эффект в области допустимых темпов экономического развития в рамках допустимого давления на ОС.

Экологический аудит включает в себя проверку следующих видов деятельности:

  • выполнение экологических нормативов в соответствии с законодательством и внутрифирменными требованиями;
  • определение уровня экологичности компании;
  • функционирование систем экоуправления;
  • получение экологического сертификата;
  • выполнение финансовых обязательств и выплата долгов;
  • составление экологической декларации и отчетов компании об экологической деятельности.

Экологический аудит представляет собой комплексный, документированный верификационный процесс объективного выявления и оценки сведений для определения соответствия критериям проверки конкретных экологических мероприятий, видов деятельности, условий, управленческих систем или информации о них и информирования потребителя о полученных в ходе указанного процесса результатах.

Экозащитная техника и технологии

Экозащитная техника и технологии направлены на максимальное снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду путем сокращения количества отходов, комплексной переработки природных ресурсов и использования методов биотехнологии.

Биотехнологиипредставляют собой совокупность методов и приемов получения полезных для человека продуктов, явлений и эффектов с помощью микроорганизмов. Общим подходом для них являются искусственное создание условий для биогеохимических процессов на Земле в виде характерных биореакторов, реализующихся с большими скоростями, оставаясь совместимыми по своим продуктам с окружающей природной средой.

Биотехнология переработки твердых отходов позволяет утилизировать биогаз, снизить энергетический дефицит и в значительной степени уменьшить количество соединений, способствующих парниковому эффекту. Общим подходом к биотехнологии утилизации отходов с энергетическими целями является их анаэробная деструкция (т.е. разложение без доступа воздуха). При проведении такого процесса образуется биогаз, состоящий из 65% метана, 30% углекислого газа, остальное – водород, сероводород и аммиак. Средняя теплота сгорания биогаза 22-24 МДж/м. Возможными путями его утилизации являются: использование в котельных для обогрева, получение электроэнергии посредством газогенераторных установок; сжижение и использование в качестве автомобильного топлива или бытового балонного газа.

Биотехнологии защиты атмосферы создаются с целью удаления из воздуха дурно пахнущих загрязняющих веществ (меркаптаны, масляная кислота, тиофенол и др.). Очистка атмосферного воздуха осуществляется путем его пропускания через сухие или мокрые биореакторы, содержащие сорбирующий материал.

Очень важным направлением является создание биотехнологий, позволяющих рекультивировать почвы на территориях, загрязненных тяжелыми металлами, нефтью и нефтепродуктами.

Биологическая очистка природных и сточных вод в настоящее время является достаточно изученным и широко применяемым методом, значение и роль которого со временем будет только возрастать в связи с требованиями экологичности и экономичности современных видов производств.

Экологическая экспертиза.

Содержанием экологической экспертизы является выявление комплекса факторов, негативно воздействующих на окружающую среду и здоровье человека, и сопоставление на этой основе альтернатив с целью выбора оптимального варианта проекта.

Главная цель экологической экспертизы — предупреждение негативных последствий хозяйственной деятельности, проверка соответствия намечаемой деятельности требованиям экологической безопасности общества и рационального использования природных ресурсов.

Собственно экспертная — оценочно-аналитическая — работа состоит из ряда стадий, включающих два основных элемента: проектный и послепроектный анализ объекта. Эти элементы представляют собой два типа экологической экспертизы, различающихся по объекту анализа: проектную и послепроектную экспертизу.

Проектная экспертиза — это экспертиза проекта сооружения, нормативно-технических документов на новую технику, технологию, материалы, а также проектов административных актов и законов.

Послепроектная экспертиза (экологический аудит) — это экспертиза действующего оборудования, предприятия и сооружения, а также применяемого законодательства. Главным итогом проектной экспертизы является экспертное заключение, без которого не выдается разрешение на строительство проектируемого объекта (производства).

В экспертном заключении отражено следующее:

  • исходные данные, характеризующие состояние окружающей среды до начала реализации проекта, технические особенности проекта;
  • перечень воздействий проектируемого объекта на окружающую среду, в том числе первичных, вторичных и долговременных эффектов, необратимых и неизбежных последствий; при этом воздействия характеризуются количественными и качественными показателями;
  • данные о воздействии различных вариантов проектируемого сооружения на исходное состояние окружающей среды;
  • компенсационные меры, включая технические и/или финансовые, предусматривающие уменьшение негативных экологических воздействий.

Главной задачей послепроектной экспертизы является оценка воздействия работающих предприятий и сооружений на окружающую среду и определение степени риска для здоровья людей и качества окружающей среды (оценка последствий функционирования объекта). Тем самым осуществляется проверка соответствия параметров и характеристик работы объектов: 1) требованиям природоохранного законодательства, стандартам качества окружающей среды и 2) положениям и выводам заключения проектной экологической экспертизы.

Инициатором экологической экспертизы могут быть как государство, ведомство, так и общественность и общественные организации.

Международно-правовая охрана природной среды на планете Земля является одной из функций международного сообщества и представляет собой форму межгосударственного, общегуманистического официального сотрудничества человечества в рамках международного экологического права.

Межгосударственное сотрудничество в сфере экологической безопасности осуществляется в рамках деятельности ряда международных организаций. В зависимости от характера и направлений деятельности, целей и задач их можно дифференцировать по нескольким группам:

Ключевые вопросы
Разработка мероприятий при НМУ: нормативные требования, выбор источников и веществ, оценка эффективности, особенности для II категории, различия РД и Требований
Согласование мероприятий при НМУ
Реализация мероприятий при НМУ: назначение ответственных, порядок действий при НМУ, получение прогнозов НМУ, выполнение мероприятий и контроль
Ответственность за невыполнение требований в области НМУ

При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух[1].

Эта обязанность подразумевает необходимость:

• разработки хозяйствующим субъектом мероприятий;

• согласования их с госорганом;

• получения информации о наступлении НМУ;

• выполнения согласованных мероприятий, а в некоторых случаях — также других действий (например, представления отчета о выполнении таких мероприятий в госорган).

Разработка мероприятий при НМУ

Нормативные требования

Причем само требование о необходимости разработки мероприятий было конкретизировано региональным законодательством: например, где-то требование распространялось на тех хозяйствующих субъектов, выбросы которых по каким-либо загрязняющим веществам превышали на границе с жилой застройкой 0,2 ПДК, где-то — 0,1 ПДК, а где-то все владельцы источников выбросов несли в госорган материалы по НМУ — либо для согласования мероприятий, либо для получения ответа, что мероприятия не нужны.

Были и такие, кто не разрабатывал мероприятия, ссылаясь на отсутствие сети наблюдений за наступлением НМУ в районе расположения предприятия, такая позиция была основана на соответствующих положениях РД 52.04.52-85.

С 01.11.2019 ст. 19 Закона № 96-ФЗ претерпела изменения: была добавлена необходимость установления на федеральном уровне требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ; такие требования были утверждены Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 (далее — Требования) и начали действовать с 27.06.2020.

На сегодняшний день при разработке мероприятий при НМУ руководствоваться необходимо нормами Требований. Нормы РД 52.04.52-85 допускается применять в случае, если они не противоречат Требованиям.

Выбор источников и веществ

Согласно ст. 22 Закона № 7-ФЗ нормированию подлежат загрязняющие вещества, включенные в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р. Таким образом, мероприятия при НМУ касаются только веществ, содержащихся в указанном Перечне.

Причем нормативы рассчитываются (ст. 22 Закона № 7-ФЗ):

• для строящихся объектов I и II категорий;

• действующих объектов II категории;

• объектов III категории (только по веществам I, II классов опасности).

При этом действующие объекты I категории в ст. 22 не упоминаются.

Обратите внимание: объекты III категории разрабатывают мероприятия при НМУ только для тех веществ, для которых рассчитывают нормативы выбросов (вещества I, II классов опасности).

Также любопытен п. 8 Требований:

8. При отсутствии для рассматриваемого ОНВ расчетов нормативов допустимых выбросов, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды, разработка мероприятий при НМУ начинается с проведения расчетов рассеивания выбросов по данным инвентаризации стационарных источников и выбросов для ОНВ, указанных в пункте 6 настоящих Требований.

Пунктом 6 Требований определено, что мероприятия при НМУ разрабатываются в том числе на основании результатов расчетов рассеивания выбросов. Таким образом говорится о том, что при отсутствии для объекта НВОС расчетов нормативов допустимых выбросов (и расчетов рассеивания в рамках расчетов нормативов) разработка мероприятий при НМУ начинается с проведения расчетов рассеивания по данным инвентаризации стационарных источников.

Непонятно, зачем в Требованиях такой пункт, потому как мероприятия разрабатываются только для источников, подлежащих нормированию, а значит, в отношении таких источников нормирование и разработка НМУ проводятся в комплексе (Методика разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — Методика № 581), утвержденная Приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581, предусматривает необходимость наличия в расчете нормативов выбросов расчетов выбросов в период НМУ).

Мероприятия разрабатываются по веществам, по которым расчетные приземные концентрации, создаваемые выбросами объекта НВОС в точках формирования наибольших приземных концентраций за границей территории объекта (контрольные точки) при их увеличении на 20, 40 и 60 % соответственно при НМУ 1, 2 и 3 степени опасности могут превысить гигиенические нормативы загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (с учетом групп суммации).

Причем, с точки зрения Минприроды России[3], при определении перечня загрязняющих веществ для разработки мероприятий при НМУ целесообразно предусматривать увеличение в том числе фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха. Согласно такой позиции мероприятия следует разрабатывать для веществ при увеличении их концентраций на границе объекта на 20, 40 и 60 % (в зависимости от режима НМУ) с учетом фона, если при таком увеличении концентрации превысят гигиенические нормативы загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Если фон в районе расположения объекта велик, это может повлечь необходимость закладывания в мероприятия остановки всех источников, выбрасывающих данное вещество (большая вероятность таких мероприятий для веществ с высокими фоновыми концентрациями и входящих в одну группу суммации).

К сведению

Мероприятия при НМУ должны обеспечивать снижение создаваемых выбросами источников объекта НВОС приземных концентраций:
• на 15–20 % при НМУ 1 степени опасности;
• на 20–40 % при НМУ 2 степени опасности;
• на 40–60 % при НМУ 3 степени опасности.

Для объектов НВОС, относящихся к деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром, установлены более низкие требования к снижению выбросов (уменьшение приземных концентраций каждого загрязняющего вещества в периоды НМУ составляет: до 5–10 % при НМУ 1 степени опасности, до 10–20 % при НМУ 2 степени опасности, до 20–25 % при НМУ 3 степени опасности) из соображений недопущения ограничения потребителей в поставках электроэнергии и тепла и их качества. По мнению Минприроды России[4], эти требования будут распространяться на деятельность по обеспечению электрической энергией, газом и паром класса 35 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014.

Подход Требований к определению источников, на которых необходимо снижать выбросы в периоды НМУ, как и ранее, основан на ранжировании источников по их вкладу в расчетные приземные концентрации в контрольных точках.

Оценка эффективности мероприятий

Эффективность мероприятий при НМУ оценивается в соответствии с разделом V Методики № 581.

[2] Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

экология.JPG

Медно-серный комбинат целенаправленно выполняет мероприятия по рациональному использованию водных ресурсов. На производственные нужды используется вода из 17 скважин подруслового технического водозабора, что позволило исключить потребление воды питьевого качества. В цехе серной кислоты произведена реконструкция водооборотной системы, введены в эксплуатацию участок очистки промышленных стоков от мышьяка, две современные градирни. В результате выполнения запланированных мероприятий по рациональному использованию водных ресурсов увеличился объем оборотного водоснабжения в 2,5 раза, прекращен сброс продувочных вод систем оборотного водоснабжения в водные объекты. Ежегодно проводятся работы по ремонту водооборотных систем, систем хозяйственно-бытовой канализации, приобретению и приборов учета, энергосберегающего оборудования.

воздухоохранная деятельность.jpg

Процесс технического перевооружения предприятия начался с момента вхождения комбината в сферу влияния Уральской горно-металлургической компании. За это время комбинатом достигнуто снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу со 120 тыс. тонн до 7 тыс. тонн. при стабильном увеличении выпуска черновой меди.

Реконструкция и техническое перевооружение химико-металлургического комплекса, замена и модернизация газоочистного и пылеулавливающего оборудования позволили:

В Медеплавильном цех проведено техническое перевооружение газоочистки конвертерного отделения с внедрением установок испарительного охлаждения, установкой рукавных фильтров; техническое перевооружение систем аспирации.

В Цехе серной кислоты выполнены строительство технологической системы № 2 сернокислотного цеха и техническое перевооружение технологической системы № 1 (реализовано в рамках выполнения мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии).

Завершено в IV кв. 2019 года строительство гаража для размораживания смерзшихся грузов. Стоимость объекта составила 147 млн рублей. Ввод объекта в эксплуатацию позволил заменить автомобильный транспорт, поставляющий сырье на предприятие на железнодорожный, что приведет к уменьшению запыленности в городе, снижению выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников. По оценке специалистов, уменьшение выбросов составит 55 тонн в год.

Завершено мероприятие по замене двух тепловозов на новые. В 2019 году произведена поставка одного тепловоза ТЭМ2Н-УГМК, в июне 2020 года на промплощадку поставлен второй тепловоз. Стоимость двух тепловозов – 178 млн. рублей. Мероприятие направлено на снижение выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников на 5 тонн за счет использования более эффективных и экологичных двигателей.

Комбинатом большое внимание уделяется экологическому обучению и просвещению как работников предприятия, так и подрастающего поколения: ведутся работы по профориентации в дошкольных, школьных и профессиональных учреждениях; работники предприятия проходят необходимые курсы повышения квалификации по различным направлениям природоохранной деятельности, принимают участие в экологических акциях.

Обращение с отходами производства и потребления, благоустройство.JPG

С целью формирования у работников предприятия экологического мировоззрения, сохранения окружающей среды, внедрения положительного опыта обращения с отходами на комбинате проводится ежегодный экологический конкурс. В вопросах соблюдения экологических норм нет мелочей, и любая работа по наведению порядка в цехах, на территории комбината является одним из этапов создания благоприятной окружающей среды.

Большое внимание уделяется вопросам благоустройства и озеленения промплощадки комбината, эти мероприятия являются неотъемлемой частью экологической программы Общества, направлены на улучшение условий, созданию комфортной среды. При выборе мероприятий учитываются характер рельефа, факторы, оказывающие отрицательное воздействие на окружающую среду (выделение пыли, шум), зоны распространения загрязнения, интенсивность потоков движения транспорта и пешеходов, наличие существующих насаждений. В 2019-2020 годах были приобретены и высажены 1100 саженцев деревьев.

Среднеуральский медеплавильный завод проводит планомерную работу по снижению негативного воздействия на окружающую природную среду. Решение экологических задач является приоритетным направлением политики завода. В настоящее время под непосредственным руководством УГМК на предприятии реализована экологическая программа, разработанная с учетом специфики производства.

Предприятием выполнены долгосрочная (до 2020 года) и среднесрочная (на 2010-2013 годы) Программы природоохранных мероприятий, в которых отражены основные приоритеты деятельности с целью улучшения экологической ситуации в зоне влияния предприятия, планируемые затраты на реализацию экологически значимых проектов и задач в ближайшие годы.

Было и стало

Основные задачи службы:

· контроль соблюдения законодательства в области экологии и требований нормативных документов по охране окружающей среды на предприятии

· обеспечение производственного экологического контроля на предприятии, мониторинг источников загрязнения и объектов окружающей среды, расположенных в пределах промплощадки, санитарно-защитной зоны, а также мониторинг состояния рабочих мест по условиям труда

· участие в разработке и внедрении мероприятий, направленных на снижение выбросов, сбросов, объемов образования и размещения отходов, осуществление контроля их выполнения

На предприятии организован и осуществляется постоянный мониторинг объектов окружающей среды. Основная цель мониторинга — контроль и оперативность принятия действенных мер по устранению или снижению негативного воздействия на окружающую среду от деятельности предприятия.

Инструментальный контроль соблюдения норм и требований по охране окружающей среды проводит лаборатория охраны окружающей среды, аккредитованная в национальной системе аккредитации (Росаккредитация) на соответствие требований ГОСТ ИСО/МЭК 17025. В область аккредитации лаборатории включены следующие виды контроля:

· качество сточных вод и выдерживание технологических параметров их очистки перед выпуском в реку Чусовую, поверхностной воды р. Чусовая выше и ниже сброса;

· качество компонентов природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия;

· соблюдение нормативов пылегазовыбросов, эффективность работы газоочистных и пылеулавливающих установок;

· уровень загрязнения атмосферного воздуха в зоне деятельности предприятия;

· санитарно-гигиенические факторы производственной среды и трудового процесса на рабочих местах.

С учетом новых законодательных и других требований область аккредитации лаборатории постоянно расширяется.

Сегодня деятельность предприятия направлена не просто на постоянное совершенствование технологического процесса, но и на улучшение экологической ситуации в районе за счет привлечения инвестиций в развитие предприятия и реализацию природоохранных задач.



В соответствии с Программой в период с 2005 по 2009 гг. была проведена реконструкция и техническое перевооружение химико-металлургического комплекса предприятия, затраты на реализацию составили порядка 12 млрд. рублей.

Наиболее значимыми с точки зрения снижения негативного воздействия на окружающую природную среду явились следующие мероприятия:

· строительство второго комплекса печи Ванюкова (ПВ-2), который позволил полностью отказаться от использования отражательной печи;

· строительство нового сернокислотного цеха, в котором используется уникальная современная технология, обеспечивающая утилизацию практически всех отходящих газов металлургического производства, с получением серной кислоты;

· реконструкция конвертерного передела.

В соответствии с Программой водоохранных мероприятий предприятием проведена огромная работа для снижения негативного влияния на водоемы. С целью снижения сброса загрязняющих веществ в реку Чусовую за счет улучшения условий осаждения выполнено наращивание дамбы малосернистого хвостохранилища, проведена реконструкция отделения очистки промстоков цеха серной кислоты.

С целью достижения нормативов сброса разработан и реализован проект общезаводских очистных сооружений для очистки ливневых дренажных и дебалансовых вод. Мощность очистных сооружений 2,5 млн. куб. метров в год.

Для исключения возможного рассредоточенного выпуска поверхностных сточных вод разработан и реализуется проект системы сбора поверхностных стоков с территории промышленной площадки.

Читайте также: