Что включает в себя требование обеспечения доступности программных средств учебного назначения

Обновлено: 07.07.2024

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

использование программных средств учебного назначения для эффективной организации образовательного процесса

Сегодня эффективность использования средств ИКТ в образовательном процессе очевидна. Образовательный электронный ресурс с сопровождающей учебно-методической документацией – это качественно новое средство обучения, уникальные возможности которого принципиально отличают его от всех известных ра­нее средств обучения.

Из всего многообразия педагогических применений электронных образовательных ресурсов следует выделить использование программных средств учебного назначения.

Программным средством учебного назначения (ПСУН) будем называть ПС, в котором отражается некоторая предметная область, реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности [2,127].

Педагогическая целесообразность использования ПС обусловлена необходимостью интенсификации процесса обучения, переводом его на качественно более высо­кий уровень.

Н еобходимость использования конкретного программного средства в образовательном учреждении среднего профессионального образования объясняется следующими причинами:

дефицитом качественных источников учебного материала;

возможностью представления в мультимедийной форме информационных материалов (таблиц, графиков, видеофрагментов, звукозаписей и др.);

необходимостью работы с моделями изучаемых объектов, явлений или процессов с целью их исследования в интерактивном режиме;

необходимостью объективного оценивания знаний и умений в более короткие сроки.

При конструировании учебного занятия с использованием программных средств учебного назначения определяется дидактическая цель с ориентацией на достижение результатов: формирование, закрепление, обобщение или совершенствование знаний; формирование умений; контроль усвоения и т.д. Далее в соответствии с методическим назначением необходимых образовательных электронных ресурсов выбираются обучающие, информационно-поисковые, демонстрационные, моделирующие, контролирующие, учебно-игровые программные средства. Затем следует подготовка требуемого аппаратного и программного обеспечения (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства).

При изучении нового материала широко используются электронные учебники и пособия профессиональных разработчиков: иллюстрированные самоучители по операционной системе Windows , пакету прикладных программ MS Office , компьютерной графике, сетевым технологиям. Они дают возможность самостоятельной проработки учебного материала, формируют информационно-коммуникационные умения сравнивать преимущества и недостатки различных источников информации.

При первичном закреплении многие из перечисленных электронных ресурсов дают возможность через систему упражнений организовать самопроверку, контроль знаний.

Однако не всегда имеющиеся программные средства удовлетворяют нужным требованиям (последовательность, полнота изложения учебного материала, наличие тренировочных упражнений и блока контроля знаний). Встает вопрос о разработке электронных ресурсов, полностью адаптированных к специфике изучаемой дисциплины. Данная проблема успешно решается в рамках дипломного проектирования на специальности Программное обеспечение ВТ и АС. Перечислим лишь немногие из программных продуктов, созданных студентами колледжа и эффективно применяемых в образовательном процессе:

Программа компьютерного тестирования, используется при проведении промежуточной и итоговой аттестации (рисунок 1).

hello_html_m70c6f685.jpg

Рисунок 1 Окно тестирующей программы

Важно отметить, что при проектировании программных средств учебного назначения разработчики должны соблюдать следующие требования :

дидактические (научность, доступность, адаптивность, учет особенностей конкретного учебного предмета);

технические (доступность различных моделей ПК, простота навигации, высокая степень интерактивности);

эргономические требования (учет индивидуальных особенностей обучающихся, требования к изображению информации);

эстетические требования ( соответствие эстетического оформления функциональному назначению ресурса ).

Только в этом случае использование программных средств учебного назначения положительно влияет на развитие учебно-познавательной деятельности обучающегося, обеспечивает повышение эффективности и качества процесса обучения, углубление межпредметных связей за счет реализации возможностей электронных образовательных ресурсов и использования современных средств обработки информации.

Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М: МПСИ, 2010.-178с.

Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 2011.-253с.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте также: