Что включает в себя паспорт экологической тропинки

Обновлено: 02.07.2024

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. И в последнее время экологическое образование становится приоритетным направлением работы многих ДОУ. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов: как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе; как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовались через разные виды деятельности ребёнка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физкультурную деятельности.

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования даёт хорошую основу для последующих за ней ступеней системы экологического образования.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребёнка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры – что и определяет актуальность опыта работы.

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Огромную роль играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребёнок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям должна предоставляться дополнительная возможность приобщаться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении, познании природы. Осуществить эту задачу можно, обеспечивая среду экологического воспитания, в которой ребёнок мог бы познать окружающий мир, научиться, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними.

Новизна заключается в разработке индивидуального экологического паспорта дошкольного учреждения для систематизации экологического образования воспитанников.

Главная цель: создание условий для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны своего региона.

Задачи:

  1. Развивать умения детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
  2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
  3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно – следственные связи между объектами природы.
  4. Развивать умение проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.
  5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
  6. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, птицам, человеку.
  7. Способствовать становлению интереса детей к правилам здоровьесберегающего поведения в экологическом образовании.

Продукты: макеты природных объектов, стенды, фотографии, папки — проекты, рисунки, исследовательские работы, схемы, выставки, Карта — схема экологической тропинки, дидактические экологические игры, коллекции, лабораторные или опытные зоны в группах, фонотека с познавательным материалом о природе, экологические знаки

Предполагаемые результаты:

  1. У детей появится ярко выраженный интерес к объектам и явления природы, научатся различать живую природу (растения, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода).
  2. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
  3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
  4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
  5. Дети будут уверенно называть характерные признаки разных времён года. Смогут объяснить причины смены времён года.
  6. Ребята узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путём условия, необходимые для роста растений, научатся правильно ухаживать за растениями (полив, рыхление, прополка).
  7. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (насекомых, растения, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
  8. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:

-все живые организмы имеют равное право на жизнь;

-в природе всё взаимосвязано;

-в природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

  1. Дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
  2. Ребята гуманно станут общаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
  3. Экологический паспорт ДОУ

Экологический паспорт учреждения представляет собой комплекс данных об уровне использования природных ресурсов и степени его воздействия на окружающую среду. Основой для разработки экологического паспорта служат ключевые показатели учреждения, проекты расчётов нормативов предельно допустимых воздействий на природопользование. Данные паспорта могут быть использованы для оценки степени экологической ситуации, которая имеет значение при ознакомлении дошкольников с природой нашего региона и её составляющими.

Цели и задачи составления экологического паспорта.

1.Оценить готовность ДОУ к работе по проблеме экологического образования.

2.Дать оценку экологического состояния района, на территории которого расположено ДОУ.

3.Оценить влияние ДОУ на состояние окружающей среды.

4.Оценить состояние территории ДОУ и прилегающей территории.

5.Составить перспективу развития экологического образования ДОУ.

6.Создать благоприятные условия для здоровья детей, посещающих ДОУ.

7.Привлечь внимание родителей к проблеме экологического воспитания.

8.Установить более тесные связи с организациями по экологическому воспитанию.

1.1. Экологическая ситуация

1.1.1.Общая характеристика станицы.

Станица Брюховецкая находится в центре равнинной части Краснодарского края – в 96 км на север от г. Краснодара, в 90 км на восток от Азовского моря на юг от северной границы края. Она является административным центром муниципального образования Брюховецкий район и Брюховецкого сельского поселения.

Площадь районного центра составляет 2 367 га. Число жителей на 1.01.2004 г. – 22 060 человек.

Южнее автодороги Краснодар – Ейск расположены 2 хутора – спутники ст. Брюховецкой – х.Чкалова и х.Красная Поляна.

Площадь хутора Чкалова составляет 80,9 га. Численность населения на 01.01.2004 – 94 человека.

Площадь хутора Красная Поляна – 54,9 га. Число жителей на 01.01.2004 г. – 331 человек.

С юга, востока и севера станица Брюховецкая ограничена реками левый Бейсужок и Бейсуг, а с запада – промышленной зоной. Все объекты промпредприятий и сельхозпереработки проектируются в промышленной зоне станицы.

Природно – климатические условия

Согласно климатическому районированию для строительства по СанПиН 23.01-99 станица Брюховецкая и прилегающие к ней х. Чкалова и х. Красная Поляна относятся к району 3 и подрайону 3-Б, для которого характерны: среднемесячная температура воздуха в январе колеблется от – 5 до + 2 С, в июле – от +21 до +25 С. Среднегодовая температура воздуха составляет

+10,4С. Абсолютный минимум температуры зимой достигает – 33С,

абсолютный максимум летом +40С.

Среднегодовая сумма осадков составляет 614 мм. Сумма осадков из года в год значительно откланяется от среднего значения.

Первые заморозки отмечаются в среднем во второй половине октября (22.10), средняя дата последнего заморозка – 16.04.

Средняя продолжительность безморозного периода составляет 194 дня.

Снежный покров не устойчив. Число дней со снежным покровом -39. Средняя высота снежного покрова колеблется от 3 до 17 см., максимальная – 54 см.

Процент зим с присутствием устойчивого снежного покрова достигает 70%.

Нормативная глубина промерзания грунтов 0,8 м.

Годовая скорость ветра 4,1 м/с. Среднее число дней с сильным ветром (более 15 м/с) составляет 19, наибольшее число дней – 41.

Господствующие ветры восточного и северо-восточного направлений (41%) и юго-западного, западного (24%).

Для решения экологических вопросов при сельской администрации создана санитарно-экологическая инспекция.

В районе разработана и утверждена районная программа по обеспечению населения Брюховецкого района доброкачественной водой, основной целью которой является повышение санитарно-технической надёжности систем водоснабжения и подачи населению Брюховецкого района доброкачественной питьевой воды. Периодически проводятся рейды с целью оценки санитарно-технического состояния артезианских скважин и территорий зон санитарной охраны. Под контролем находится 81 артезианская скважина, 34 комплекса водопроводных линий. Санитарно-техническое состояние скважин удовлетворительное. Ежегодно составляются графики хлорирования водопроводных сетей и доводится до предприятий. Преимущественно все водозаборные сооружения обустроены зонами санитарной охраны.

В Станице Брюховецкой имеются очистительные сооружения, к которым в основном подключены многоэтажные жилые дома, объекты социальной сферы и часть частных домовладений. Состояние очистных сооружений и канализационных сетей удовлетворительное. За качеством сбрасываемых сточных вод ведётся постоянный лабораторный контроль.

В районе проводятся рейды по охране рыбных запасов в малых реках в период нереста рыб.

Постоянно ведётся работа по благоустройству и санитарному содержанию территории станицы. Вопросы по благоустройству территории поселения регулярно рассматриваются на сессиях Совета Брюховецкого сельского поселения, заседаниях постоянных комиссий, на ежемесячных совещаниях председателей квартальных и хуторских комитетов при главе сельского поселения.

Ежегодно на территории Брюховецкого сельского поселения весной и осенью проходят месячники и субботники по благоустройству и наведению санитарного порядка.

В целях улучшения санитарного состояния объектов внешнего благоустройства, поддержания санитарного порядка, усиления мер по уничтожению амброзии и другой сорной растительности, администрацией Брюховецкого сельского поселения было принято постановление от 15 июня 2011 года №295 «Об усилении мер по контролю за санитарным состоянием и благоустройству на территории Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района.

Приазовский межрайонный отдел Главного Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Краснодарскому краю считает, что санитарно-экологическая обстановка в Брюховецком районе удовлетворительная.

1.1.2 Характеристика непосредственного окружения ДОУ.

ДОУ построено в непосредственной близости от промышленной зоны, где находятся такие предприятия как: элеватор, автозаправочная станция, мясокомбинат, хлебозавод, которые неблагоприятно влияют на окружающую среду и являются источником экологической опасности.

Улица О. Кошевого, входящая в квартал улиц, на территории которого построен детский сад, является оживленной транспортной магистралью.

1.2. Характеристика территории учреждения.

1.2.1.Общие данные.

МБДОУ детский сад комбинированного вида на 150 мест, в квартале улиц Кубанская, Тимофеева, О.Кошевого, Ленина был сдан в эксплуатацию в апреле 1988 года. Здание типовое, соответствует установленным нормам. Общая площадь участка 1277,7м2, площадь застройки 833,9м2. Здание двухэтажное. Имеется хоз.двор, на котором построено овощехранилище и гараж.

1.2.2. Почвы, растительный, животный мир, зонирование территории.

Почвенный состав территории детского сада имеет естественное происхождение. Почва сухая с травяным покрытием. Территория имеет малую степень вытоптанности возле горок, лавочек и другого игрового оборудования. Дорожки, ведущие к беседкам и территория перед входом в детский сад, покрыты бетонными плитами.

Все виды растений посажены в марте- апреле 1987 года и подсаживались в течении следующих лет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень полезная информация. Всем нужна на участках экологическая тропа.

Паспорт экологической

Составлен воспитателем 1 квалификационной категории

Ефремовой Юлией Викторовной

Основные характеристики экологической тропы

Вид тропы: экологическая

Местонахождения: с.Балахоновское Ставропольский край

, территория МКДОУ д/с №23

Год закладки: 2016г.

Состояние тропы: хорошее

Режим пользования: познавательные экскурсии, исследования

Запрещается: ломание веток, срывание растений, ловля насекомых, загрязнение

Краткое описание границ маршрута: начало площадки логопедической группы.

В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.

Назначение экологической тропы: познавательная, развивающая

Этапы создания экологической тропинки:

При организации тропинке мы определили следующую последовательность:

1. Детальное обследование экологической тропыи выделение наиболее интересных объектов.

5. Фотографирование объектов и описание всех.

6. Оформление альбомов, Книги жалоб природы, изготовление табличек с рисунками.

7. Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

8. Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, игр, проведений опытов и наблюдений.

Действия по созданию экологической тропинки.

Экологическую тропинку создавали без особых дополнительных затрат. Эта работа продолжается и в настоящее время.

Выращиваеться: мята перечная, календула лекарственная, подорожник, душица, мать-и-матчеха, тысячелистник обыкновенный, и др. Детей знакомят со всеми описанными выше растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропинке:

- Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

- Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

- Познакомить с разными лекарственными растениями живой природы и показать их взаимосвязь с окружающим миром.

- Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

- Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

- Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

- Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

С детьми младшего возраста организовываются наблюдения за растениями с крупными листьями и цветками (лопухом, ромашкой аптечной, одуванчиком и другими). Они любуются растениями, называют их части, узнают об их лечебных свойствах.

Ребята средней группы наблюдают за подорожником, мать-и-мачехой. Они исследуют форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводят тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.).

В старшем возрасте дети знакомятся со всеми описанными выше растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.

Важно помнить об интегрированном подходе при организации работы с детьми: свои впечатления об увиденном на тропинке, дети выражают на занятиях музыкой, изобразительной, театрализованной деятельностью, в подвижных играх. Воспитатель и инструктор по физической культуре совместно организуют и проводят эколого-оздоровительные походы по тропинке.

Объекты экологической тропинки дают большие возможности нашим воспитателям для работы по сенсорному развитию дошкольников, для проведения систематических исследований, эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живому.

Педагоги нашего ДОУ считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Читайте также: