Что входит в силы обеспечения национальной безопасности

Обновлено: 30.06.2024

Как сказано в Стратегии национальной безопасности под системой обеспечения национальной безопасности понимаются силы и средства обеспечения национальной безопасности[28].

Силы обеспечения национальной безопасности - Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации. Средства обеспечения национальной безопасности - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

Национальная безопасность Российской Федерации обеспечивается проведением единой государственной политики во всех сферах жизнедеятельности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства[29].

Под обеспечением национальной безопасности Российской Федерации понимается целенаправленная деятельность органов государственной власти, общественных и иных организаций и объединений, а также граждан по выявлению, предупреждению угроз безопасности личности, общества и государства и противодействию им в качестве обязательного и непременного условия защиты национальных интересов России.

В Стратегии национальной безопасности сказано, что основное содержание обеспечения национальной безопасности состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации. Состояние национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности.

Политика обеспечения национальной безопасности Российской Федерации осуществляется на принципах: законности; соблюдения баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимной ответственности личности, общества и государства за национальную безопасность и интегрированность с международными системами безопасности; приоритетности политических, дипломатических, экономических, информационных мер обеспечения безопасности; реальности (с учетом имеющихся сил, средств и ресурсов) задач обеспечения безопасности и соблюдения норм международного права при осуществлении мер принудительного характера, в том числе и с использованием военной силы.[30]

Главной целью обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является достижение такого уровня защищенности жизненно важных интересов всех её субъектов, который создавал бы благоприятные условия для развития личности, общества и государства, исключал любую опасность подрыва способности государства реализовывать свои национальные интересы, ослаблял роль и значение Российской Федерации как субъекта международного права[31].

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

- своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности России, реализация оперативных и долгосрочных мер по их предупреждению и нейтрализации;

- обеспечение суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации и безопасности её пограничного пространства;

- преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников, подъем экономики страны;

- обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

- совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений и местного самоуправления, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;




- обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

- обеспечение равноправного, взаимовыгодного международного сотрудничества России;

- подъем и поддержание на высоком уровне военного потенциала государства;

- укрепление режима нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки;

- принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;

- коренное улучшение экологической ситуации в стране.

Законодательной основой обеспечения национальной безопасности являются Конституция Российской Федерации, законы и другие нормативные акты страны, регулирующие отношения в области безопасности, законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их компетенции в данной сфере, а также международные договора Российской Федерации[32].

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации, а находящимся за ее пределами, гарантирует защиту и покровительство. Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности жизненно важных интересов объектов безопасности Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в области национальной безопасности[33]. При этом определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения национальной безопасности и механизмы контроля и надзора за их деятельностью.

Основными функциями системы обеспечения национальной безопасности являются: выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз, осуществление комплекса мер по их предупреждению и нейтрализации; создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности, управление ими в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях; осуществление системы мер по восстановлению функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайных ситуаций; участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями[34].

Создаваемая в соответствии с федеральным законодательством система обеспечения национальной безопасности состоит из двух уровней: государственной и негосударственной систем.

Основу государственной системы обеспечения национальной безопасности составляют государственные органы (законодательные, исполнительные и судебные) силы, средства и ресурсы обеспечения, реализующие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Составной частью государственной системы обеспечения национальной безопасности является законодательство, регламентирующее отношения в данной сфере.

В формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации принимают участие: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство и Совет Безопасности Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также судебные органы.

Президент Российской Федерации в пределах своих конституционных полномочий руководит органами и силами обеспечения национальной безопасности; санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности; формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности; выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам национальной безопасности. В своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию уточняет отдельные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации; определяет направления текущей внутренней и внешней политики страны.

Федеральное Собрание Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации формирует законодательную базу в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий и с учетом сформулированных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию приоритетов в области обеспечения национальной безопасности координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, формирует статьи федерального бюджета для реализации конкретных целевых программ в этой области[35].

Совет Безопасности Российской Федерации проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности Российской Федерации, готовит для Президента Российской Федерации проекты решений по их предотвращению, разрабатывает предложения в области обеспечения национальной безопасности, координирует деятельность сил и средств обеспечения, контролирует реализацию органами власти решений в этой области.

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности и в пределах своей компетенции разрабатывают нормативно-правовые акты в этой области, представляют их Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации[36].

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения федерального законодательства, указов Президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и иных организаций к оказанию содействия в решении проблем национальной безопасности, вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по её совершенствованию.

Судебные органы обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации; осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства; обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

Основными федеральными министерствами, службами и агентствами Российской Федерации, напрямую связанными с решением вопросов обеспечения национальной безопасности страны являются: Министерство обороны, Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны, Государственная фельдъегерская служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ.

К основным органам обеспечения национальной безопасности также относятся Прокуратура и Верховный Суд Российской Федерации.

Силы обеспечения безопасности создаются и развиваются в соответствии с указами Президента Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации.

Законодательством не допускается создание каких-либо органов и сил обеспечения безопасности, не установленных Конституций Российской Федерации и федеральными законами. Основные ресурсы обеспечения национальной безопасности помимо объективных особенностей географического положения России и наличия стратегических ядерных вооружений, связаны с её интеллектуальным богатством, высоким научно-техническим потенциалом, возможностями её природы и недр. Негосударственная система обеспечения национальной безопасности является составной частью общей системы обеспечения безопасности. Субъектами на уровне негосударственной системы обеспечения являются общественные и иные организации и объединения, а также граждане и органы местного самоуправления.

Граждане, общественные и иные организации и объединения, являясь субъектом безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик, нормативными актами органов государственной власти краев, областей, округов в составе Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере.

Органы местного самоуправления создают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности граждан и призваны обеспечить их социальные жизненно важные интересы.

Таким образом, в качестве выводов по первой главе исследования, необходимо отметить, что национальная безопасность - это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Под системой обеспечения национальной безопасности понимаются силы и средства обеспечения национальной безопасности. Силы обеспечения национальной безопасности - Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации.

Средства обеспечения национальной безопасности - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

Глава 2. Правовой статус ФСБ Российской Федерации как субъекта обеспечения национальной безопасности


В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [2] национальная безопасность Российской Федерации формулируется как

Основой суверенитета любой страны, как известно, является ее национальная безопасность (НБ), обеспечение которой возложено в качестве одной из важнейших функций на государство. Страны, не обеспечивающие свою национальную безопасность, как правило, теряют свой суверенитет, а их внутренняя и внешняя политика определяется другими, более развитыми государствами. Национальная безопасность любого государства является составной частью международной безопасности, которая, в свою очередь, входит в планетарную безопасность.

С позиций комплексного системного подхода национальная безопасность раскрывается в нескольких аспектах, а именно:

• как составная часть – подсистема систем более высокого уровня, каковыми являются международная и планетарная безопасности;

• как сложная многоуровневая система, включающая свои подсистемы (составные части) более низкого порядка (например, военная, техническая, интеллектуальная, информационная безопасности и их составляющие);

• как внутреннее или внешнее состояние (положение) государства, его отдельных регионов и субъектов, при котором отсутствуют реальные и потенциальные угрозы национальным интересам государства, а при их возникновении – как система мер по обеспечению охраны/защиты интересов граждан, общества и страны.

Очевидно, что по своей сути национальная безопасность Российской Федерации является не национальной, а много- или интернациональной безопасностью, то есть некой совокупностью национальных безопасностей каждого находящейся на территории страны региона и субъекта (республики, автономного округа и автономной области и др.) и каждого населяющего Россию народа. Национальную безопасность России целесообразно рассматривать в виде сложной системы, включающей в себя, по крайней мере, подсистемы пяти уровней (рис.1) [4].


Определение системы, её сущность и функции

Внутреннее содержание системы национальной безопасности России заключается в единстве функционирования, взаимосвязи и взаимодействии составляющих ее видов (элементов/подсистем) на всех уровнях в различных условиях, включая экстремальные.

Для обеспечения повседневного функционирования системы национальной безопасности государство располагает организационно-штатной структурой органов, сил, средств, различных организаций, реализующих комплекс мероприятий, направленных на охрану/защиту национальных интересов Российской Федерации в целом, ее регионов, субъектов и населяющих их народов в частности.

С процессуальной точки зрения система национальной безопасности России предполагает взаимодействие различных государственных институтов, органов власти, руководителей всех звеньев и уровней, выполняющих задачи в интересах обеспечения и поддержания адекватного в данных конкретных условиях уровня национальной безопасности.

Функциональным назначением системы национальной безопасности России являются:

— определение жизненно-важных, важных и периферийных, долговременных и краткосрочных интересов, и их ранжирование по своей значимости;

— выявление, прогноз и оценка потенциальных и реальных внутренних и внешних угроз, их всесторонний анализ и ранжирование по степени опасности и значимости;

— принятие адекватных соизмеримых с уровнем угроз(ы) мер, необходимых и достаточных для обеспечения защиты национальных интересов Российской Федерации;

— создание благоприятных условий жизнедеятельности и развития, как отдельного гражданина и населяющих нашу страну всех народов и народностей, каждого региона и субъекта РФ, так и всего государства в целом;

— анализ, оценка и прогноз негативных и позитивных факторов обеспечения национальной безопасности, их воздействие на состояние национальной безопасности Российской Федерации и их учет при выборе способов защиты государства и граждан.

О структуре системы национальной безопасности России

Система национальной безопасности России (см. рис. 1) является самостоятельной сложной многоуровневой системой, обладающей определенным порядком подчиненности и имеющей в своей структуре не менее пяти уровней:

1-й уровень системы – национальная безопасность Российской Федерации.

2-й уровень системы – региональная национальная безопасность Российской Федерации (национальная безопасность регионов РФ).

3-й уровень системы – национальная безопасность субъектов Российской Федерации (национальная безопасность субъектов РФ).

4-й уровень системы — виды национальной безопасности (подсистемы НБ).

5-й уровень системы — составляющие видов национальной безопасности (подсистемы видов НБ).

Внесистемным элементом национальной безопасности России, замыкающим систему НБ посредством обратной связи, является ее блок управления, включающий не менее пяти уровней власти (см. рис. 1).

1-й уровень – президент Российской Федерации, Совет национальной безопасности, правительство страны, Государственная дума; 2-й уровень – руководители регионов; 3-й уровень – руководители субъектов РФ и 4-й уровень – должностные лица, в обязанности которых входит организация, дальнейшее развитие и непосредственное руководство национальной безопасностью страны.

Руководители и должностные лица указанных уровней власти определяют назначение и состав системы (подсистемы) НБ на своем уровне, и в пределах своей компетенции, организуют взаимосвязь и взаимодействие ее составных элементов (подсистем), ставят задачи и определяют цели их функционирования, контролируют процесс функционирования, подводят итоги, оценивают достигнутые результаты, определяют эффективность функционирования отдельных элементов/подсистем и системы национальной безопасности в целом и несут персональную ответственность.

Национальная безопасность России базируется на жизненно-важных, важных и периферийных, долговременных и краткосрочных национальных интересах; потенциальных и реальных угрозах национальным интересам; активной и пассивной защите национальных интересов [3, 4].

Под национальными интересами Российской Федерации понимаются объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития, а под угрозами национальной безопасности — совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам [2].

По мнению авторов, в XXI веке первопричиной многих угроз в мире является неравномерность распределения на Земле биологических, минеральных и химических природных ресурсов, на которые претендуют разные (практически все) страны. Угроза национальным интересам России как раз состоит в том, что на ее территории, включая и арктическую зону, находятся огромные запасы различных полезных ископаемых.

Под защитой национальной безопасности следует понимать, прежде всего, комплекс мер, направленных на обеспечение национальной безопасности, предупреждением различного рода угроз, практическую реализацию мероприятий по поддержанию и восстановлению положения (состояния) отдельных регионов, субъектов и страны в целом, общества и граждан, при которых национальные интересы не нарушаются [3, 4].

Очевидно, что при отсутствии угроз национальным интересам, их защита не требуется и, наоборот, при наличии реальных или возникновении потенциальных угроз национальным интересам необходима их защита со стороны государства.

Элементы (подсистемы) системы национальной безопасности всех уровней взаимосвязаны между собой как по вертикали, так и по горизонтали, и постоянно взаимодействуют в процессе функционирования всей системы.

За последние двадцать лет в Российской Федерации сложилась современная система национальной безопасности, функционирование которой создает (поддерживает) необходимые и достаточные условия для нормальной жизнедеятельности и всестороннего относительно устойчивого развития страны, ее регионов и субъектов, общества и граждан в условиях воздействия реальных и потенциальных внешних и внутренних угроз.

Система национальной безопасности, как и любая другая сложная система должна удовлетворять определенным требованиям и обладать, присущими ей, отличительными признаками (свойствами), формирующими ее качественное состояние. Такими признаками (свойствами) современной системы НБ РФ являются:

— совокупность (комплекс) элементов или отдельных подсистем, выполняющих общую функцию;

— взаимосвязь и взаимодействие формирующих систему элементов (подсистем) в процессе их функционирования по прямому назначению;

— объединение элементов (подсистем) в единое функциональное целое;

— автономность и самостоятельность отдельных элементов (подсистем);

— сложная многоуровневая структура взаимосвязанных подсистем (элементов), включающих в себя не менее сложные многоуровневые подсистемы (элементы);

— заданное качество подсистем (элементов), формирующим качественное состояние всей системы;

— устойчивость и способность адаптироваться к постоянно изменяющимся внутренним и внешним условиям;

— потенциальная и фактическая эффективность функционирования;

Кроме того, с позиций комплексного системного подхода современную систему национальной безопасности Российской Федерации следует рассматривать как замкнутую, организующую и организуемую, управляющую и управляемую, динамическую систему.

При системном подходе существующая сегодня система НБ РФ воспринимается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (подсистем), имеющая вход (задачи), выход (цели), связи с внешней средой (системой планетарной и международной безопасностью) и обратные связи. Такой подход позволяет учитывать природу количественно-качественных характеристик внутренних и внешних взаимосвязей системы, видеть динамику их изменения в пространстве и во времени, выявлять и использовать интеграционные свойства системы, являющиеся результатом внутреннего взаимодействия всех её составных элементов (подсистем).

Созданная к настоящему времени система НБ РФ полностью удовлетворяет требованиям [1], предъявляемым к ней сегодня, а, именно:

— отражает с учетом возможностей государства перечень решаемых в процессе своего функционирования задачи;

— чётко формулирует конкретные цели создания и функционирования системы;

— выявляет, анализирует и оценивает возможные альтернативные пути достижения поставленных целей;

— исключает конфликты и противоречия между целями отдельных подсистем (элементов) и целям всей системы;

— формирует в системе и подсистемах разнокачественные вертикальные и горизонтальные связи и взаимодействия;

— предусматривает усложнение задач, определяет новые цели функционирование системы, адаптацию к изменяющимся внешним и внутренним условиям и дальнейшее развитие;

— придает заданное качество (комплекс свойств) системе, необходимое для надежного функционирования в постоянно изменяющихся современных условиях.

Основной целью функционирования системы национальной безопасности нашей страны является обеспечение таких условий развития России (ее регионов, субъектов и населения), при которых исключено или в максимальной степени ослаблено негативное воздействие различных угроз национальным интересам со стороны одной или нескольких стран, различных организаций и отдельных физических лиц, как внутри страны, так и за ее пределами.

Система НБ РФ функционирует во внешней среде, представленной сложной двухуровневой системой, включающей планетарную безопасность и международную безопасность (см. рис.1).

Составляющие национальной безопасности России

В настоящее время национальная безопасность России в соответствии с [2] включает 16 видов безопасностей, однако по своей значимости и приоритетности эти безопасности не равнозначны. Некоторые виды национальной безопасности, несмотря на то, что они являются ее составляющими, далеко выходят за границы нашего государства. К числу таких безопасностей следует отнести, например, экологическую, военную, интеллектуальную [3, 4] и информационную безопасности. По мнению авторов при нарушении этих составляющих НБ, обеспечение других видов НБ становится практически не возможным.

Кроме того, каждый вид или составляющая НБ сами по себе является сложной системой, состоящей из своих видов и подвидов, так, экологическая безопасность [3], в соответствии с действующими сегодня руководящими документами, включает не менее 14 составляющих или отдельных подсистем.

Виды НБ формируют 4-й уровень системы национальной безопасности, а их составляющие или подвиды/подсистемы — соответственно 5-й уровень. (рис.1).

Выводы

1. В настоящее время в Российской Федерации сложилась система национальной безопасности, функционирующая во внешней среде — системах международной и планетарной безопасностей.

2. Современная система национальной безопасности России представляет собой комплексную сложную многоуровневую закрытую систему, элементы (подсистемы) которой представлены безопасностями различных уровней, взаимодействующими между собой и объединёнными в единое функциональное целое посредством прямых и обратных взаимосвязей.

3. Система национальной безопасности России показала свою работоспособность в сложившихся непростых внешних и внутренних условиях, что объективно подтверждается наличием таких условий, которые дают возможность позитивно развиваться нашему государству, отдельным регионам и субъектам, российскому обществу и отдельным гражданам всех наций и народностей, населяющих многонациональную Российскую Федерацию.

4. Современная система национальной безопасности Российской Федерации динамически развивается, совершенствуется и постоянно адаптируется к стремительно изменяющимся внешним и внутренним условиям.

Очевидно, что единый понятийный аппарат в вопросе национальной безопасности и правильное понимание ее сущности позволит разработать рациональные мероприятия по обеспечению и дальнейшему поддержанию на требуемом уровне безопасности нашей страны.

Читайте также: