Что входит в обязанности прапорщика фсб

Обновлено: 25.04.2024

А кто нибудь знает, подскажите(прздный интерес). Если СМ переходит в контору, то сохраняют ему стаж, звание и т.д. и т.п., как бы к нам из ВС.

Спецзвание не сохраняется, оно плавно переходит, после соответствующего аттестования, в воинское звание

Спецзвание не сохраняется, оно плавно переходит, после соответствующего аттестования, в воинское звание

+ 1
Только сейчас после милиции попасть в ФСБ или ФСО это из ряда фантастики, несколько лет назад еще было возможно, но в настоящее время нельзя.
Сам пробовал во многие места, везде ответ один если бы не милиция, то взяли 100%, а так не трать даже время, комиссия не пропустит (начальство готово брать, но ПФЛ не пройти). Да и конкурс сейчас в кризис к ним повысился в разы, как и во всех госструктурах.

Спецзвание не сохраняется, оно плавно переходит, после соответствующего аттестования, в воинское звание

А кто нибудь видел соответствующий НПА, по которому спец. звание переходит в воинское? Слышал, что возможно только из воинского в спец. звание. И то документов подтверждающих не встречал.

И ещё может кто подскажет, как обстоит вопрос с переходом спец. звания в классный чин и обратно. Может кто что знает?

ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"
6. При поступлении на военную службу гражданина, проходящего либо проходившего службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы или иных правоохранительных органах и имеющего специальное звание, воинское звание ему присваивается в порядке, определенном Положением о порядке прохождения военной службы.
Указ Президента РФ "Положение о порядке прохождения военной службы"
7. При поступлении на военную службу гражданина, проходящего или проходившего службу в органах внутренних дел Российской Федерации, иных правоохранительных органах или в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и имеющего специальное звание, ему может быть присвоено воинское звание, равное его специальному званию, в порядке переаттестации, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Смотря где. а так наверное одно и тоже. Я вот помню когда пришел работать в ФСБ нам было запрещено на работу приходить в футболках, шортах, а сейчас кто на что горазд.

Я вот помню когда пришел работать в ФСБ нам было запрещено на работу приходить в футболках, шортах, а сейчас кто на что горазд.

Ну это не совсем тот показатель порядка, это скорее всегда дисциплиной можно назвать.
Порядок это когда каждый на своём месте выполняет то, что должен выполнять.

Смотря где. а так наверное одно и тоже. Я вот помню когда пришел работать в ФСБ нам было запрещено на работу приходить в футболках, шортах, а сейчас кто на что горазд.

ага,летом на Лубянку так и норовят в пляжных тапках прошмыгнуть злодеи.
Грац,кстати,Слоник с трудоустройством в УР! Теперь сравнишь мвд и фсб на своей шкуре!

Звание точно не сохраняется. А на счет остального надо в кадры идти спрашивать! На сколько знаю это не реально сейчас, даже если пропихнут сожрут, никому не понравится подкидыш!

ага,летом на Лубянку так и норовят в пляжных тапках прошмыгнуть злодеи.
Грац,кстати,Слоник с трудоустройством в УР! Теперь сравнишь мвд и фсб на своей шкуре!

Привет. Я не про Любянку говорил. ошибочное мнение что все ЧКисты обитают на лубянке.
Трудоустройство не много тормознулось по причине выхода в свет приказа №1008. Сейчас вроде дело пошло. И все же раздолбаев что У нас что У вас хватает поэтому порядок везде относительный

---------- Ответ добавлен в 14:39 ----------Предыдущий ответ был в 14:38 ----------

Ну это не совсем тот показатель порядка, это скорее всегда дисциплиной можно назвать.
Порядок это когда каждый на своём месте выполняет то, что должен выполнять.

Это редкость когда каждый на своем месте.

---------- Ответ добавлен в 14:40 ----------Предыдущий ответ был в 14:39 ----------

Звание точно не сохраняется. А на счет остального надо в кадры идти спрашивать! На сколько знаю это не реально сейчас, даже если пропихнут сожрут, никому не понравится подкидыш!

а почему это звание сохраняется? Из ментовки в ФСБ не знаю, чтобы у нас переходили, но вот например из МВД- в СК при прокуратуре, на звание меньше-т.е. уходили например капитанами, а принималиих не юристами 1 класса, а 2 или даже 3 случаи были. Из МВД без потреь только в фскн уйти. А вот даже обратно- уже будут сложности.

Powered by vBulletin® Version 3.8.1
Copyright ©2000 - 2022, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot

1. Утвердить прилагаемый Перечень должностных лиц органов федеральной службы безопасности, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (далее - Перечень).

2. Установить, что должностные лица органов федеральной службы безопасности, указанные в пунктах 1, 2 и 6 Перечня, осуществляющие контртеррористическую операцию, и должностные лица пограничных органов, указанные в пунктах 3 и 9 Перечня, уполномочены осуществлять административное задержание в соответствии с пунктами 4 и 9 части 1 статьи 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Указанным в Перечне должностным лицам органов федеральной службы безопасности при реализации предоставленных полномочий строго руководствоваться нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Руководителям, начальникам подразделений ФСБ России, органов федеральной службы безопасности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Перечнем обеспечить закрепление в должностных регламентах подчиненных сотрудников, с учетом линий их работы, права составлять протоколы об административных правонарушениях.

Директор А. Бортников

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 1; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; N 50, ст. 4847; 2004, N 44, ст. 4266; 2005, N 1 (ч. I), ст. 13; N 10, ст. 763; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719; 2006, N 1, ст. 10; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2385; N 31 (ч. I), ст. 3452; N 45, ст. 4634, ст. 4641; N 50, ст. 5279, ст. 5281; 2007, N 26, ст. 3089; N 41, ст. 4845; N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 49, ст. 5748; N 52 (ч. I), ст. 6227; 2009, N 1, ст. 17; N 30, ст. 3735; N 52 (ч. I), ст. 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 21, ст. 2525; N 27, ст. 3416; N 31, ст. 4192, ст. 4195, ст. 4207, ст. 4208; 2011, N 7, ст. 901; N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4289; N 30 (ч. I), ст. 4585; N 50, ст. 7342, ст. 7352, ст. 7362, ст. 7366; 2012, N 24, ст. 3069, ст. 3082; N 31, ст. 4330; N 41, ст. 5523; N 47, ст. 6402, ст. 6403; N 49, ст. 6757; N 53 (ч. I), ст. 7577, ст. 7602, ст. 7640; 2013, N 14, ст. 1651, ст. 1666; N 26, ст. 3207, ст. 3208; N 30 (ч. I), ст. 4034.

Перечень должностных лиц органов федеральной службы безопасности, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях

I. По ФСБ России:

1. Директор ФСБ России, первый заместитель Директора ФСБ России, первый заместитель Директора - руководитель Пограничной службы ФСБ России, статс-секретарь - заместитель Директора ФСБ России, заместитель Директора ФСБ России - руководитель аппарата Национального антитеррористического комитета, заместители Директора ФСБ России.

Указанные должностные лица уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, перечисленных в части 1 статьи 23.10, части 1 статьи 23.45, пункте 3 части 2 статьи 23.46, пунктах 14, 56 и 79 части 2 статьи 28.3, абзацах первом, втором и третьем части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).

2. Руководители служб, департаментов, начальники управлений, центров, инспекций, институтов и научно-исследовательских лабораторий (Центра специальной техники ФСБ России), служб, секретариатов, отделов, направлений, лабораторий, отделений, групп и их заместители.

Заместители руководителя аппарата, советник председателя Национального антитеррористического комитета, заместители начальников управлений, начальники отделов, их заместители (аппарата Национального антитеррористического комитета).

Первый заместитель, заместители начальника штаба (Центра специального назначения ФСБ России).

Главные инспекторы, научные консультанты, ведущие оперативные сотрудники, старшие инспекторы, инспекторы, ученые консультанты, старшие консультанты, старшие оперативные сотрудники, старшие следователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам, старшие оперуполномоченные по особо важным делам, консультанты, старшие оперуполномоченные, старшие офицеры, старшие референты, старшие следователи, старшие следователи-криминалисты, старшие сотрудники, оперуполномоченные, офицеры, референты, следователи, младшие оперуполномоченные, младшие референты.

Ответственные дежурные, оперативные дежурные.

Указанные должностные лица с учетом осуществляемых должностных полномочий в пределах компетенции и по линиям работы уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, перечисленных в части 1 статьи 23.45, пункте 3 части 2 статьи 23.46, пунктах 56 и 79 части 2 статьи 28.3, абзацах первом, втором и третьем части 3 статьи 28.3 Кодекса.

3. Первый заместитель, заместители руководителя, заместители руководителя Службы - руководители департаментов, заместитель руководителя Службы - начальник управления Пограничной службы ФСБ России и их заместители, начальники управлений, отделов Пограничной службы ФСБ России и их заместители, начальники управлений, отделов и их заместители, начальники направлений, групп, начальники направлений - старшие инспекторы подразделений Пограничной службы ФСБ России и подразделений, входящих в состав подразделений Пограничной службы ФСБ России.

Старшие инспекторы, инспекторы, старшие консультанты, консультанты, старшие офицеры, референты подразделений Пограничной службы ФСБ России и подразделений, входящих в состав подразделений Пограничной службы ФСБ России.

Указанные должностные лица с учетом осуществляемых должностных полномочий в пределах компетенции и по линиям работы уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, перечисленных в части 1 статьи 23.10, пункте 14 части 2 статьи 28.3, абзацах втором и третьем части 3 статьи 28.3 Кодекса.

4. Заместитель начальника Управления - главный государственный санитарный врач ФСБ России Военно-медицинского управленияФСБ России, начальник подразделения Военно-медицинского управления ФСБ России, на которое возложены функции по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в органах федеральной службы безопасности, инспекторы-врачи, старшие врачи, врачи (на которых возложены функции по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора), начальник Центра - врач федерального государственного казенного учреждения "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Федеральной службы безопасности Российской Федерации" и его заместитель.

Указанные должностные лица с учетом осуществляемых должностных полномочий в пределах компетенции и по линиям работы уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, перечисленных в части 1 статьи 23.13, пункте 19 части 2 статьи 28.3, абзацах втором и третьем части 3 статьи 28.3 Кодекса.

5. Первый заместитель руководителя Научно-технической службы ФСБ России - главный метролог ФСБ России, начальник службы главного метролога ФСБ России.

Инспекторы, старшие консультанты, консультанты службы главного метролога ФСБ России, начальники отделений и их заместители, руководители, начальники групп, инспекторы, старшие офицеры, старшие офицеры - инженеры базовых организаций метрологической службы ФСБ России, входящих в состав образовательных и научно-исследовательских учреждений ФСБ России, возглавляющие комиссии по осуществлению федерального государственного метрологического надзора.

Указанные должностные лица с учетом осуществляемых должностных полномочий в пределах компетенции и по линиям работы уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, перечисленных в части 1 статьи 23.52, пункте 66 части 2 статьи 28.3, абзацах втором и третьем части 3 статьи 28.3 Кодекса.

II. По территориальным органам безопасности и органам безопасности в войсках:

6. Начальники территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках, их заместители.

Начальники структурных подразделений территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках (служб, инспекций, отделов, отделений, секретариатов, направлений, групп) и их заместители, помощники начальников управлений - руководители аппаратов оперативных штабов, заместители руководителей аппаратов оперативных штабов.

Старшие инспекторы, инспекторы, старшие консультанты, старшие оперативные сотрудники, старшие следователи по особо важным делам, старшие оперуполномоченные по особо важным делам, консультанты, старшие оперуполномоченные, старшие офицеры, старшие референты, старшие следователи, оперуполномоченные, офицеры, референты, следователи, младшие оперуполномоченные, младшие референты, младшие следователи.

Ответственные дежурные, оперативные дежурные.

Указанные должностные лица с учетом осуществляемых должностных полномочий в пределах компетенции и по линиям работы уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, перечисленных в части 1 статьи 23.45, пункте 3 части 2 статьи 23.46, пунктах 56 и 79 части 2 статьи 28.3, абзацах первом, втором и третьем части 3 статьи 28.3 Кодекса.

7. Начальники центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора медико-санитарных частей (военно-медицинских служб) территориальных органов безопасности, старшие врачи, врачи (на которых возложены функции по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора).

Указанные должностные лица с учетом осуществляемых должностных полномочий в пределах компетенции и по линиям работы уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, перечисленных в части 1 статьи 23.13, пункте 19 части 2 статьи 28.3, абзацах втором и третьем части 3 статьи 28.3 Кодекса.

8. Начальники отделений и их заместители, руководители, начальники групп, инспекторы, старшие офицеры, старшие офицеры - инженеры базовых организаций метрологической службы ФСБ России, входящих в состав территориальных органов безопасности, возглавляющие комиссии по осуществлению федерального государственного метрологического надзора.

Указанные должностные лица с учетом осуществляемых должностных полномочий в пределах компетенции и по линиям работы уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, перечисленных в части 1 статьи 23.52, пункте 66 части 2 статьи 28.3, абзацах втором и третьем части 3 статьи 28.3 Кодекса.

III. По пограничным органам:

9. Начальники пограничных органов, их заместители.

Начальники подразделений аппаратов пограничных органов, аппаратов служб и отрядов пограничного контроля, подразделений, входящих в их состав, и их заместители.

Начальники служб, отрядов, отделов (пограничных комендатур), отделов (отделений, групп) дознания и административной практики, отделов (отделений, групп) мобильных действий, отделений (пограничных застав), пограничных (радиотехнических) постов, разведывательно-поисковых групп и их заместители, командиры дивизионов, групп пограничных сторожевых кораблей (катеров), их заместители, начальники государственных морских, специализированных, зональных, районных, участковых инспекций и их заместители, начальники государственных инспекторских постов, начальники контрольно-пропускных пунктов, отделений, постов, смен и их заместители, командиры пограничных кораблей и их старшие помощники, помощники, командиры пограничных катеров и их помощники, капитаны патрульных судов и их старшие помощники, командиры боевых частей пограничных кораблей (входящие в состав внештатных осмотровых групп), начальники осмотровых отделений и их заместители, начальники осмотровых групп.

Старшие офицеры - старшие государственные инспекторы Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов, офицеры - государственные инспекторы Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов, старшие офицеры, офицеры, старшие оперуполномоченные по особо важным делам, старшие дознаватели, старшие оперуполномоченные, дознаватели, оперуполномоченные, старшие государственные, государственные, государственные участковые инспекторы Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов, старшие государственные, государственные, государственные участковые инспекторы Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов - ихтиологи, старшие инструкторы, инструкторы, уполномоченные, старшие пограничных нарядов, старшие специалисты по административному производству, специалисты по административному производству, старшие контролеры, контролеры (имеющие воинские звания старшего прапорщика, прапорщика).

Указанные должностные лица с учетом осуществляемых должностных полномочий в пределах компетенции и по линиям работы уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, перечисленных в части 1 статьи 23.10, пункте 14 части 2 статьи 28.3, абзацах втором и третьем части 3 статьи 28.3 Кодекса.

10. Начальники отделений и их заместители, руководители, начальники групп, инспекторы, старшие офицеры, старшие офицеры - инженеры базовых организаций метрологической службы ФСБ России, входящих в состав пограничных органов, возглавляющие комиссии по осуществлению федерального государственного метрологического надзора.

Указанные должностные лица с учетом осуществляемых должностных полномочий в пределах компетенции и по линиям работы уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, перечисленных в части 1 статьи 23.52, пункте 66 части 2 статьи 28.3, абзацах втором и третьем части 3 статьи 28.3 Кодекса.


Федеральная служба безопасности, или же ФСБ, является основным органом, который обеспечивает эффективную защиту государства от угроз национальной безопасности. Именно поэтому сотрудникам ФСБ предоставляются особые права, необходимые для реализации возложенных на них обязанностей. В статье рассмотрим, какие права, обязанности и ограничения имеются у сотрудников ФСБ, насколько широкими могут быть их полномочия, и какие действуют ограничения и запреты на работников таковой структуры и связанных с ними лиц.

Правовое регулирование деятельности ФСБ и закон о данной структуре

Вышеозначенный закон раскрывает только основные права и обязанности данной службы и полномочия сотрудников. Более точная информация относительно возложенных на конкретных работников обязанностей и предоставляемых им в связи с этим правах регламентируется внутренними служебными документами ФСБ и должностными инструкциями. При этом должностные инструкции ФСБ уже являются документом, не подлежащим свободному общественному доступу.

В целом, деятельность ФСБ в России предусматривает крайне широкие полномочия. Однако они не являются безграничными. Кроме этого, важность возложенных на ФСБ обязанностей требует наличия крайне широкого спектра прав, который превышает даже права работников МВД или военнослужащих, а в некоторых вопросах – дублирует их. Следует также помнить о том, что на работников ФСБ накладывается и большое количество ограничений и запретов, которые могут серьезно ограничивать их в правах по сравнению с обычными российскими гражданами в других аспектах жизни.

Обязанности сотрудников ФСБ

Непосредственные обязанности ФСБ, возлагаемые на структуру законодательством, рассматриваются положениями статьи 12 вышеупомянутого ФЗ №40. При этом данный перечень является исключительным – иные действия к обязанностям данной спецслужбы не относятся. В целом, в обязанности ФСБ входит:

    Информирование руководства страны в целом и субъектов РФ в частности о наличии угроз для государственной или региональной безопасности;
  • Участие в вопросах предоставления российского гражданства, а также права на временное пребывание на российской территории и установку иных соответствующих прав и режимов вместе с органами МВД и пограничной служб;
  • Охрана правопорядка и обеспечение безопасности во время массовых собраний, митингов, мероприятий как светского так и религиозного характера вместе с представителями правоохранительных органов;
  • Следствие или дознание, выявление, пресечение, расследование, раскрытие по свершенным, длящимся или готовящимся террористическим актам любого характера, а также уголовным преступлениям и административным правонарушениям, находящимся в ведении ФСБ;
  • Контрразведывательные мероприятия в отношении представителей иностранных спецслужб, действия каковых могут подрывать госбезопасность РФ и нести для нее угрозу;
  • Предоставление и обеспечение безопасности в сфере шифрованной, засекреченной и иных способов специальной связи;
  • Обеспечение безопасности в пределах наличествующих полномочий в Вооруженных Силах РФ, аналогичных военизированных структурах, на оборонных и стратегических объектах, атомных объектах, объектах связи, местах проведения аэрокосмических исследований, в органах государственной власти, а также на комплексах жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров;
  • Разработка и внедрение мер по борьбе с незаконным оборотом оружия или наркотических средств, сепаратизмом, торговлей людьми, коррупционными деяниями, экстремизмом и терроризмом, и иными подобными деяниями в кооперации и при взаимодействии с другими правоохранительными и государственными органами;
  • Ведение разведывательной деятельности, также с применением средств спецсвязи, в интересах безопасности РФ или развития её экономических, оборонных и научно-технических потенциалов;
  • Ведение мер по охране и защите границы РФ, приграничных зон, территорий экономических интересов, шельфов, биологического богатства России и её территорий;
  • Разработка, внедрение и обеспечение мероприятий по охране безопасности государственной тайны, контроль нормативов и принципов допуска к ней во всех организациях, вне зависимости от формы собственности или структурной принадлежности;
  • Обеспечение охраны и защиты представительствам других держав на российской территории совместно с органами МВД;
  • Ведение учета и контроля радиоизлучающих устройств и непосредственного излучения, а также принятие мер по устранению таковых устройств и излучений, если они несут угрозу российской госбезопасности;
  • Поддержание мобилизационной готовности ФСБ, а также обучение и профессиональное образование сотрудников данной службы и связанных с ними лиц.

Логично, что данные обязанности относятся к ведению всей службы, а не каждого её конкретного сотрудника, в частности. Однако, как уже говорилось выше, конкретные обязанности отдельных сотрудников устанавливаются непосредственно их должностными инструкциями и внутренними распоряжениями ФСБ. В целом же, данные обязанности являются исчерпывающими для ФСБ, что является крайне важно в сфере определения прав и полномочий работников данной государственной структуры.

Права сотрудников ФСБ и их полномочия

В частности, к правам работников этого органа можно отнести:

  • Проведение оперативно-розыскных мероприятий и спецопераций с целью пресечения террористических актов или поиска связанных с их совершением лиц, а также в отношении незаконного оборота оружия, наркотических веществ, контрабанды, коррупции и иных незаконных действий, несущих в себе угрозу национальной российской безопасности.
  • Установка сотрудничества с лицами, которые дали согласие на таковое сотрудничество в целях исполнения обязанностей, возложенных на службу безопасности.
  • Возможность применять боевую технику, спецсредства и физическую силу для предотвращения или устранения угроз российской государственной безопасности, в том числе и за пределами российской территории.
  • Составление административных протоколов и произведение административных задержаний в отношении лиц, совершивших правонарушение административного характера, находящееся в ведении ФСБ. Право вести внешнюю разведку на территории иных государств, как в кооперации с иными органами разведки и структурами таковых государств, так и путем тайного внедрения в иностранные спецслужбы и иные органы.
  • Возможность беспрепятственно входить и проникать в любые жилые или иные помещения, в том числе и путем вскрытия такового помещения в отсутствие хозяев или законных пользователей в случае, когда таковое проникновение обусловлено необходимостью предотвращения преступления, преследования преступника, раскрытия свершившегося или готовящегося преступления и при иных сходных обстоятельствах. В случае такового проникновения работники ФСБ обязаны уведомить о факте проникновения органы прокуратуры в течение 24 часов.
  • Право блокировать и оцеплять отдельные территории или объекты, устанавливать на них пропускной или паспортный режим, ограничивать проезд или проход внутрь, или наружу, а также обязывать граждан находиться в пределах данных объектов или территорий с целью обеспечения гражданской и государственной безопасности, в случае проведения оперативных мероприятий или для предотвращения террористической деятельности.
  • Произведение проверки документов граждан и транспорта, а также право производить досмотр таковых граждан и транспорта при наличии оснований для проведения таковой проверки. Например, в случаях подозрения на совершение преступления или административного правонарушения. При этом спектр полномочий ФСБ и конкретные должностные лица, обладающие таковым правом, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта РФ.
  • Внесение обязательных к исполнению представлений и распоряжений в органы государственной власти, а также в частные организации и предприятия. Таковые требования должны касаться непосредственно вопросов обеспечения государственной безопасности Российской Федерации.
  • Получение на безвозмездной основе необходимой для ведения своей деятельности информации от государственных органов и частных предприятий и организаций. Исключение составляют случаи, в которых законодательством прямо предусмотрено отсутствие права истребования таковой информации органами ФСБ.
  • Проведение криминалистических экспертиз и других необходимых видов экспертных исследований.
  • Создание предприятий и иных организаций в рамках действующего законодательства РФ при необходимости обеспечения деятельности ФСБ.
  • Изъятие при необходимости исполнения обязанностей средств связи или транспорта, принадлежащих государственным организациям, частным организациям или гражданам РФ. При изъятии личного или частного транспорта, органы федеральной безопасности обязаны впоследствии возместить возможный причиненный ущерб их владельцам.
  • Ношение и обладание огнестрельным оружием для военнослужащих лиц ФСБ, в том числе и вне времени исполнения служебных обязанностей.
  • Проведение помощи, в том числе и негосударственным предприятиям, в отношении защиты их коммерческой тайны.
  • Ведение научных исследований проблематики госбезопасности Российской Федерации.
  • Использование в целях защиты личности работников документов, транспортных средств и средств связи, находящихся в ведении иных государственных органов.
  • Проведение дактилоскопического сканирования лиц, пересекающих российскую границу.

Некоторые права работников ФСБ являются строго ограниченными. В частности, законодательство крайне строго регулирует порядок применения физической силы, спецсредстев и огнестрельного оружия, а также проникновения в жилые помещения лиц и введения особых мер профилактического характера.

Ограничения и запреты для работников ФСБ

Учитывая широкий спектр прав, возможностей и полномочий сотрудников ФСБ, следует понимать, что подобные права могут требовать и целого ряда ограничений. Особенно если принимать во внимание необходимость обеспечения государственной безопасности. Именно для обеспечения госбезопасности России и были введены, в первую очередь, особые ограничения для сотрудников ФСБ.

Таковые ограничения могут касаться следующих сфер:


  • Семейной и личной жизни. В частности, на работу в органы безопасности не принимаются лица, близкие родственники или свойственники которых имели неснятые или непогашенные судимости. Кроме этого, близкие родственники или свойственники работников ФСБ также имеют целый ряд ограничений, касающихся их жизни и деятельности. Например, на них распространяются ограничения в ведении экономической деятельности и защиты тайны.
  • Экономической деятельности. Служащим ФСБ запрещено открывать счета в зарубежных банках и в целом пользоваться услугами иностранных финансовых структур. Также, работники ФСБ не могут заниматься предпринимательством и являться учредителями организаций и предприятий за исключением ситуаций, когда получение такового статуса является необходимым для исполнения обязанностей по службе. Кроме этого, запрещено также занятие любой прочей оплачиваемой деятельностью за исключением творчества, преподавания или научной работы при условии, что таковая деятельность не будет финансироваться исключительно из зарубежных источников.
  • Гражданской деятельности. Запрещается участие работников ФСБ в управлении религиозными организациями, а также создание общественных объединений на базе работы или службы за исключением профсоюзных или ветеранских. Кроме этого ограничивается возможность выезда за рубеж сотрудников ФСБ. Также, сотрудники ФСБ не имеют права принимать подарки или иные вознаграждения от третьих лиц во время ведения своей рабочей деятельности. С целью защиты личных данных сотрудников ФСБ им также запрещена регистрация в любых социальных сетях в Интернете, вне зависимости от государства, в каковом размещены сервера данных социальных сетей.
  • Свободы информации и волеизъявления. В первую очередь, статус работника ФСБ серьезно ограничивает его и близких ему лиц в вопросах реализации их общегражданских прав на свободу волеизъявления и информации. Так, работники ФСБ не имеют права разглашать сведения, полученные ими во время ведения своей профессиональной деятельности, а сам факт работы или службы в данной организации подразумевает наличие допуска к государственной тайне с соответствующими последствиями её разглашения. Кроме этого, военнослужащим ФСБ запрещается давать оценочные суждения в средствах массовой информации, касающиеся их службы или руководства.

Следует также понимать, что в отношении отдельных должностных лиц ФСБ могут действовать и дополнительные ограничения, связанные непосредственно с исполнением их конкретных служебных обязанностей. В целом же, наиболее строгими являются ограничения, касающиеся непосредственно военнослужащих ФСБ, а не всех остальных сотрудников данной организации. Обусловлено это тем, что в отношении военнослужащих этой структуры действуют как общие ограничения, предусмотренные для работников ФСБ, так и нормативы, касающиеся всех военнослужащих в общем и целом, вне зависимости от структуры, на службе в каковой они находятся.


Служба в армии

Федеральная служба безопасности (ФСБ) имеет строгий порядок приема на работу. Акцентируется внимание на подготовке граждан, их физических и психологических данных. Проверяется репутация и надежность не только соискателей, но и ближайших родственников. Это обусловлено спецификой службы и ответственностью каждого сотрудника перед поставленными задачами.

Особенности срочной службы в ФСБ


Срочная служба в ФСБ не предусмотрена в том виде, в котором она присутствует в армии. В данную структуру можно попасть после увольнения в запас, а также через поступление в специализированное учебное заведение.

Поступление в ВУЗ ФСБ доступно уже с 11-ого класса. Для этого кандидаты проходят ряд проверок – их требования сопоставимы с принятием на службу по контракту. Многочисленные тесты направлены на выявление психологической устойчивости, физической подготовки, здоровья, репутации и надежности соискателя.

Для кандидатов недопустимо наличие второго гражданство и проживание близких родственников за рубежом. На время обучения и последующей службы запрещается выезжать за рубеж, кроме случаев прямого направления на соответствующую должность. К примеру, для охраны посольств или консульств.

Подобные требования обусловлены допуском к секретной информации. Для обучающихся в ФСБ определенная литература и сведения становятся доступными уже на первом-втором курсе. Соответственно принимаются меры по ее сохранению в тайне.

Отдельно следует выделить пограничные войска, включая береговую охрану. Структурно данные подразделения не относятся к Вооруженным силам Минобороны РФ и числятся именно как часть Федеральной службы безопасности. Все требования, предъявляемые к ее сотрудникам, распространяются и на кандидатов в погранвойска.

С учетом данного аспекта срочная служба пограничником недоступна. В пограничные войска берут только по контракту, как и в остальные подразделения ФСБ. Соответственно к ним предъявляются и аналогичные требования.

Служба в ФСБ РФ по контракту


Служба по контракту в ФСБ связана с рядом жестких требований. Уделяется внимание здоровью и физической подготовке кандидатов, их психологическому и моральному портрету. Помимо данных аспектов имеется и ряд других предписаний, несоответствие которым не позволяет служить в данной структуре.

Требования, предъявляемые к кандидатам

К лицам, желающим служить в рядах ФСБ, предъявляются следующие требования:

  • по состоянию здоровья кандидат должен принадлежать к категории годности А и не иметь никаких ограничений;
  • по физической подготовке должны быть сданы соответствующие нормативы;
  • для составления психологического и морального портрета кандидат проходит ряд тестов, после чего определяется его состояние;
  • отсутствие гражданства другого государства, а также длительного пребывания за границей, исключая служебные командировки;
  • незапятнанная репутация.

Последний вопрос самый разносторонний. Наличие судимости не дает возможности служить в ФСБ. Во внимание также берутся и судимости близких родственников. Аналогично проверяются долговые обязательства, кредиты.

Пристрастие к алкоголю, увлечение в молодости наркотическими веществами, наличие пирсинга или татуировок также не позволяет пройти тест. Все эти факторы указывают на эмоциональную нестабильность. Не принимаются и соискатели с заметными дефектами кожи, родимыми пятнами.

Как попасть в ФСБ после армии


Служба в ФСБ после армии доступна на общих основаниях. Собирают необходимые документы, сдают нормативы, проходят тесты. Личное дело военнослужащего внимательно изучается, обращают внимание на все аспекты и характеристики. Они становятся дополняющей информацией о моральном облике кандидата.

Без высшего образования кандидат со специальностью может служить как прапорщик ФСБ, обязанности которого регламентируются профессиональной специализацией. В дальнейшем военнослужащий может пройти дополнительное обучение и получить офицерское звание.

Можно ли попасть в ФСБ без службы в армии

Служба в ФСБ без армии доступна для всех желающих, основной акцент делается на соответствии физическим и психологическим требованиям. Однако если кандидат не проходил воинскую службу, то в ходе собеседования он может быть направлен на дополнительное обучение в ВУЗ.

В этом случае кандидат получит бесплатное образование со стипендией, воинское звание и погоны лейтенанта после окончания, а также направление на работу в любую точку России или за рубеж. Требования для кандидатов на обучение такие же, как и для соискателей службы в рядах ФСБ.

Необходимые документы для контрактной службы в ФСБ

Для поступления на контракт в Федеральную службу безопасности готовят следующую документацию:

  • анкета – имеет утвержденную форму, заполняется на месте в присутствии принимающего сотрудника;
  • копии каждой страницы паспорта, подтверждающего гражданство РФ;
  • копия военного билета при наличии такового, удостоверения военнослужащего или подлежащего призыву гражданина;
  • ксерокопия свидетельства о рождении;
  • копии документов о полученном образовании, при наличии предоставляются свидетельства о спортивных разрядах и достижениях.

Все копии подаются вместе с оригиналами для удостоверения их подлинности. Также в дальнейшем от кандидата требуется предоставить справки о доходах, наличии недвижимого имущества, свидетельства о браке и иную документацию.

Процедура трудоустройства


Порядок трудоустройства в ФСБ подразумевает следующие действия:

  • на официальном сайте узнают контактные данные и адреса ближайшего отделения, по телефону договариваются о собеседовании, записывают фамилию и имя соответствующего сотрудника;
  • прибывают в назначенное время и место в территориальный или пограничный орган безопасности;
  • чтобы пройти КПП, указывают фамилию и имя сотрудника, с которым происходил телефонный разговор, дежурный фиксирует паспортные данные посетителя, выдает внутренний номер сотрудника и провожает в комнату ожидания;
  • в комнате соискатель по внутреннему телефону связывается с сотрудником, ему сообщают примерное время ожидания;
  • на собеседовании проверяются документы и согласовываются дальнейшие направления на обучение или службу, выдается направление на медицинское освидетельствование;
  • в назначенное время кандидат приходит на медосмотр, мероприятия проводятся в профильном центре, местоположение которого стоит уточнить заранее;
  • после определения физического состояния здоровья назначается психофизиологическое тестирование, прохождение полиграфа, заключительная проверка документов и достоверности представленных сведений;
  • заключение о психофизиологической годности кандидата выносит соответствующий специалист;
  • заключительный этап – сдача нормативов, их показатели также можно узнать на сайте ФСБ.

При успешном прохождении всех этапов с кандидатом связываются и сообщают дальнейшую информацию. Если прислали приглашение в ФСБ – следует готовиться к дальнейшей контрактной службе.

Следует учитывать, что само прохождение данной процедуры – тоже определенный тест. Обращают внимание на собранность кандидата, ответственность, пунктуальность. Небрежное отношение к поступлению на службу, несерьезность к деталям может стать причиной отказа.

Почему стоит служить в ФСБ


Службу в ФСБ считают элитной ввиду особого положения сотрудников, требований для поступления и последующей подготовки. От военнослужащего требуется полная отдача и готовность служить своей стране независимо от лишений и трудностей.

Помимо престижа данной профессии обращают внимание на высокую заработную плату, льготы и привилегии. Также становится доступным значительный карьерный рост, занятие высоких государственных постов.

Конкурс на одно место по некоторым сведениям составляет примерно 200 человек. Такой показатель говорит о востребованности профессии. Работа в ФСБ после службы в армии для многих считается успешным продолжением карьеры. Однако перед подачей документов следует все тщательно обдумать, посоветоваться с родственниками.

Служба в ФСБ подразумевает значительные эмоциональные и психологические нагрузки. В определенных ситуациях присутствуют риски для здоровья и жизни. На первых порах служить приходится в разных уголках страны, что также не способствует комфорту и семейному благополучию.

Несмотря на данные факторы престиж ФСБ остается высоким. Особенно уделяется внимание обучению в ВУЗах данной структуры, что открывает широкие перспективы для построения высокооплачиваемой карьеры.

Читайте также: