Что входит в обязанности фирмы в соответствии с требованиями к процессному подходу

Обновлено: 18.05.2024

Ряд ключевых вопросов, стоящих перед операционным менеджментом, связан с построением системы эффективного управления предприятием. Одним из передовых методов, которые предлагают ответы на эти вопросы, является процессный подход к управлению.

Общий смысл процессного подхода

Процессный подход к управлению заключается в выделении на предприятии сети процессов и управление этими процессами для достижения максимально возможной эффективности деятельности предприятия. Основным документом, определяющим требования к процессному подходу, является стандарт системы менеджмента качества ИСО 9001–2015. Процессный подход к управлению в организации является основным требованием данного стандарта.

К сожалению во многих организациях не правильно трактуют понятие “бизнес-процесс” и неверно выделяют процессы, что в последствии ведет к путанице и некорректной организации управления этими процессами. Ниже будут даны рекомендации, как правильно определить или выделить бизнес-процессы в организации.

Процессный подход к управлению использует следующую методику:

  1. Определение или разработка бизнес-процессов;
  2. Определение бизнес-процессов;
  3. Описание бизнес-процессов;
  4. Регламентация бизнес-процессов;
  5. Управление бизнес-процессами на основе цикла PDCA;
  6. Аудит бизнес процессов

Обратите внимание, что стандарт ISO 9001–2015 не предъявляет требований к описанию бизнес-процессов!

Цели процессного подхода к управлению

Внедрение в организации процессного подхода к управлению сопровождается следующими целями:

  • снижение издержек, повышение рентабельности, рост эффективности работы предприятия;
  • эффективная координация деятельности подразделений;
  • подготовка к сертификации системы менеджмента качества ISO 9001;
  • обеспечение прозрачности, контролируемости и управляемости бизнеса, наведение порядка, обеспечение реализации намеченной стратегии и поддержании эффективного роста;
  • запуск системы непрерывного совершенствования.

Основные понятия в процессном подходе

Создание любой системы управления предполагает однозначное определение объектов этой системы. В системе процессного управления объект — это процесс, а субъект — владелец процесса.

Процесс — это устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы (ИСО 9000). Простыми словами, процесс — это деятельность, которая преобразовывает входные данные в выходные данные.

процессный подход к управлению

Владелец процесса — лицо, несущее ответственность за выполнение процесса и наделенное соответствующими правами и полномочиями.

Выход бизнес-процесса — объект или услуга, которая является результатом выполнения процесса и потребляется внешним по отношению к процессу потребителем. Выход процесса должен представлять собой максимум ценности для потребителя и нести в себе минимум издержек.

Ресурс бизнес-процесса — материальный или информационный объект, который используется для выполнения процесса.

Сеть бизнес-процессов предприятия — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих бизнес-процессов, которые включают все функции, выполняемые в подразделениях организации.

Суть процессного подхода

Суть процессного подхода к управлению отражается в так называемом цикле Деминга (PDCA). Цикл Деминга включает в себя чеыре этапа:

  1. Планирование (Plan),
  2. Выполнение процесса (Do),
  3. Контроль выполнения (Check),
  4. Внесение изменений в процесс (Act).

Методология PDCA представляет собой простой алгоритм действий руководителя по управлению процессом и достижению его целей. Планирование заключается в постановке целей, определении процессов и ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей и удовлетворенности потребителя. Выполнение — этап выполнения запланированных работ. Контроль выполнения — сбор информации и контроль результата процесса, выявление и анализ отклонений. Внесение изменений — принятие мер по устранению причин отклонений — изменения в планировании и распределении ресурсов.

Процессный подход: требования

Согласно стандарту ИСО 9001–2015: “Организация должна определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества и их применение в рамках организации”. Далее, следует порядок действий или методик, используемых для внедрения процессного подхода:

  • определить требуемые выходы и входы этих процессов;
  • определить последовательность и взаимодействие этих процессов;
  • определить и применить критерии и методы (включая мониторинг, измерения и соответствующие показатели результатов деятельности), необходимые для обеспечения результативного функционирования этих процессов и управления ими;
  • определить ресурсы, необходимые для этих процессов, и обеспечить их доступность;
  • распределить обязанности, ответственность и полномочия в отношении этих процессов;
  • учитывать риски и возможности;
  • оценивать процессы и вносить изменения, необходимые для обеспечения того, что процессы достигают намеченных результатов;
  • улучшать процессы.

Как правильно выделить бизнес-процессы в организации?

На практике встречались случаи, когда в организации под словом “процесс” понималось абсолютно любая процедура. По сути слова “процесс” и “процедура” можно воспринимать как слова-синонимы. Но только если мы не говорим о бизнес-процессах компании, требования к которым установлены системой менеджмента качества.

Для более детального понимания приведем примеры. На любом производственном предприятии есть отдел контроля качества. Можно ли “контроль качества” отнести к бизнес-процессу? Абсолютно нет. Контроль качества — это процедура, входящая в некий бизнес-процесс (например, в производство). Но! Если основная деятельность вашей компании — контроль качества — то тогда, это будет бизнес-процесс.

Так вот, чтобы правильно выделить бизнес-процессы в организации, нужно задать вопрос “Чем занимается организация?”. Например, организация занимается разработкой и производством продукции. Что нужно сделать для того, чтобы разработать и произвести продукцию? Отвечаем: нужно разработать продукцию, подготовить производство к осуществлению выпуска этой продукции, закупить материалы, произвести и передать ее заказчику. В этом случае можно выделить 4 основных бизнес-процесса:

На схеме видно, что является входом и выходом каждого процесса. Более того, процессы должны иметь последовательность. Все остальные процессы или отделы, например, бухгалтерия, отдел кадров, отдел по наладке оборудования — будут являться обеспечивающими процессами и никакого отношения к основным бизнес-процессам иметь не будут. Более того, каждый бизнес-процесс в организации требует критериев оценки его деятельности, в качестве которых используются ключевые показатели результативности KPI.

Если у вас встает вопрос, выделять ту или иную деятельность к бизнес-процессу, задайте несколько простых вопросов, которые помогут принять правильное решение:

Ряд ключевых вопросов, стоящих перед операционным менеджментом, связан с построением системы эффективного управления предприятием. Одним из передовых методов, которые предлагают ответы на эти вопросы, является процессный подход к управлению.

Общий смысл процессного подхода

Процессный подход к управлению заключается в выделении на предприятии сети процессов и управление этими процессами для достижения максимально возможной эффективности деятельности предприятия. Основным документом, определяющим требования к процессному подходу, является стандарт системы менеджмента качества ИСО 9001–2015. Процессный подход к управлению в организации является основным требованием данного стандарта.

К сожалению во многих организациях не правильно трактуют понятие “бизнес-процесс” и неверно выделяют процессы, что в последствии ведет к путанице и некорректной организации управления этими процессами. Ниже будут даны рекомендации, как правильно определить или выделить бизнес-процессы в организации.

Процессный подход к управлению использует следующую методику:

  1. Определение или разработка бизнес-процессов;
  2. Определение бизнес-процессов;
  3. Описание бизнес-процессов;
  4. Регламентация бизнес-процессов;
  5. Управление бизнес-процессами на основе цикла PDCA;
  6. Аудит бизнес процессов

Обратите внимание, что стандарт ISO 9001–2015 не предъявляет требований к описанию бизнес-процессов!

Цели процессного подхода к управлению

Внедрение в организации процессного подхода к управлению сопровождается следующими целями:

  • снижение издержек, повышение рентабельности, рост эффективности работы предприятия;
  • эффективная координация деятельности подразделений;
  • подготовка к сертификации системы менеджмента качества ISO 9001;
  • обеспечение прозрачности, контролируемости и управляемости бизнеса, наведение порядка, обеспечение реализации намеченной стратегии и поддержании эффективного роста;
  • запуск системы непрерывного совершенствования.

Основные понятия в процессном подходе

Создание любой системы управления предполагает однозначное определение объектов этой системы. В системе процессного управления объект — это процесс, а субъект — владелец процесса.

Процесс — это устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы (ИСО 9000). Простыми словами, процесс — это деятельность, которая преобразовывает входные данные в выходные данные.

процессный подход к управлению

Владелец процесса — лицо, несущее ответственность за выполнение процесса и наделенное соответствующими правами и полномочиями.

Выход бизнес-процесса — объект или услуга, которая является результатом выполнения процесса и потребляется внешним по отношению к процессу потребителем. Выход процесса должен представлять собой максимум ценности для потребителя и нести в себе минимум издержек.

Ресурс бизнес-процесса — материальный или информационный объект, который используется для выполнения процесса.

Сеть бизнес-процессов предприятия — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих бизнес-процессов, которые включают все функции, выполняемые в подразделениях организации.

Суть процессного подхода

Суть процессного подхода к управлению отражается в так называемом цикле Деминга (PDCA). Цикл Деминга включает в себя чеыре этапа:

  1. Планирование (Plan),
  2. Выполнение процесса (Do),
  3. Контроль выполнения (Check),
  4. Внесение изменений в процесс (Act).

Методология PDCA представляет собой простой алгоритм действий руководителя по управлению процессом и достижению его целей. Планирование заключается в постановке целей, определении процессов и ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей и удовлетворенности потребителя. Выполнение — этап выполнения запланированных работ. Контроль выполнения — сбор информации и контроль результата процесса, выявление и анализ отклонений. Внесение изменений — принятие мер по устранению причин отклонений — изменения в планировании и распределении ресурсов.

Процессный подход: требования

Согласно стандарту ИСО 9001–2015: “Организация должна определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества и их применение в рамках организации”. Далее, следует порядок действий или методик, используемых для внедрения процессного подхода:

  • определить требуемые выходы и входы этих процессов;
  • определить последовательность и взаимодействие этих процессов;
  • определить и применить критерии и методы (включая мониторинг, измерения и соответствующие показатели результатов деятельности), необходимые для обеспечения результативного функционирования этих процессов и управления ими;
  • определить ресурсы, необходимые для этих процессов, и обеспечить их доступность;
  • распределить обязанности, ответственность и полномочия в отношении этих процессов;
  • учитывать риски и возможности;
  • оценивать процессы и вносить изменения, необходимые для обеспечения того, что процессы достигают намеченных результатов;
  • улучшать процессы.

Как правильно выделить бизнес-процессы в организации?

На практике встречались случаи, когда в организации под словом “процесс” понималось абсолютно любая процедура. По сути слова “процесс” и “процедура” можно воспринимать как слова-синонимы. Но только если мы не говорим о бизнес-процессах компании, требования к которым установлены системой менеджмента качества.

Для более детального понимания приведем примеры. На любом производственном предприятии есть отдел контроля качества. Можно ли “контроль качества” отнести к бизнес-процессу? Абсолютно нет. Контроль качества — это процедура, входящая в некий бизнес-процесс (например, в производство). Но! Если основная деятельность вашей компании — контроль качества — то тогда, это будет бизнес-процесс.

Так вот, чтобы правильно выделить бизнес-процессы в организации, нужно задать вопрос “Чем занимается организация?”. Например, организация занимается разработкой и производством продукции. Что нужно сделать для того, чтобы разработать и произвести продукцию? Отвечаем: нужно разработать продукцию, подготовить производство к осуществлению выпуска этой продукции, закупить материалы, произвести и передать ее заказчику. В этом случае можно выделить 4 основных бизнес-процесса:

На схеме видно, что является входом и выходом каждого процесса. Более того, процессы должны иметь последовательность. Все остальные процессы или отделы, например, бухгалтерия, отдел кадров, отдел по наладке оборудования — будут являться обеспечивающими процессами и никакого отношения к основным бизнес-процессам иметь не будут. Более того, каждый бизнес-процесс в организации требует критериев оценки его деятельности, в качестве которых используются ключевые показатели результативности KPI.

Если у вас встает вопрос, выделять ту или иную деятельность к бизнес-процессу, задайте несколько простых вопросов, которые помогут принять правильное решение:

Необходимость применения в управлении организацией процессного подхода была впервые прописана в стандарте ISO 9001 версии 2000 года. Начиная с 2015 года, тот же принцип органично был вписан в другие стандарты на системы менеджмента, поскольку все они постепенно приводятся к единой структуре согласно Приложению SL, недавно переименованному в Приложение L.

Но свою историю этот подход ведет отнюдь не с 2000 года, просто именно к этому времени процессный подход вошел в число хороших практик в сфере управления организациями и поэтому включен в требования международных стандартов на системы менеджмента. Сначала это касалось только менеджмента качества, а потом распространилось на экологический менеджмент, менеджмент охраны труда, энергоменеджмент и т.д.

Тем не менее, далеко не все организации им пользуются, либо пользуются им не на 100%, не получая от него ту отдачу, которую могли бы.

Процессный подход к управлению в системе менеджмента

В чем разница процессного и иерархического подхода к управлению?

Суть процессного подхода заключается в управлении деятельностью как процессом, нацеленным на достижение определенного результата. Организация при этом представляется как система взаимосвязанных и согласованных между собой процессов, с помощью которых достигаются поставленные цели.

Что такое процесс в системе менеджмента согласно стандартам ISO?

Преобразование входов в выходы возможно благодаря имеющимся ресурсам (человеческим, инфраструктурным, технологическим и т.п.).

Управление процессом осуществляется посредством цикла Деминга (PDCA):

  • Plan (Планируй) – Для каждого процесса устанавливаются цели и составляется план действий (как достичь этих целей).
  • Do (Выполняй) – План действий по каждому процессу должен выполняться и контролироваться.
  • Check (Проверяй) – Процессы и их результативность должны отслеживаться и измеряться.
  • Act (Улучшай) – По результатам измерений необходимо предпринимать действия для улучшения процессов.

При этом согласно ISO 9001:2015 и другим обновленным стандартам ISO при проектировании процессов, при разработке мер контроля за процессами следует применять риск-ориентированное мышление. Это помогает улучшать результативность процессов и предотвращать нежелательные результаты.

Роль процессного подхода в достижении целей

Ценность процессного подхода в том, что он помогает наладить взаимодействие на стыке процессов. Выходы из одного процесса – это входы в другой процесс. Если они сосуществуют в параллельных мирах, то при стыковке произойдет сбой в системе:

  • "Я произвел, а они не продали"
  • "Я закупил оборудование, а они не смогли установить"
  • "Я заключил договор, а они не смогли его исполнить"

Если вклад каждого процесса в достижение целей будет измеряться и анализироваться, если KPI будут определены для оценки процессов, все менеджеры организации будут смотреть в одном направлении

Помимо оптимизации взаимодействия между отделами внутри процессов процессный подход подразумевает построение эффективного взаимодействия процессов между собой, в рамках системы менеджмента. Ведь каждый процесс делает вклад в достижение целей организации, например:

  • удовлетворение требований потребителей (ISO 9001)
  • предотвращение несчастных случаев и профессиональных заболеваний, создание безопасных условий труда (ISO 45001)
  • предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (ISO 14001)

Анализ процессов и их актуализация

У каждого процесса есть свои внутренние или внешние потребители. Надо понимать, чего они хотят, зачем реализуется та или иная деятельность, зачем существует тот или иной процесс. И если результат процесса никому не нужен, разумно от этой деятельности отказаться. Например, от составления отчета, которым никто не пользуется.

Пример из жизни. На одном предприятии каждый цех ежемесячно делал детальный отчет о выпуске продукции, проценте брака, простоях оборудования, инцидентах, обучении и т.п. Отчеты сдавались в производственный отдел, который ставил галочку, фиксируя, что цех свой отчет сдал, и… На этом – все. Больше отчет ни для чего не был нужен.

Регулярный анализ процессов и их актуализация помогает вовремя выявлять такие изменения и устранять слепые выходы

Регулярный анализ процессов и их актуализация помогает вовремя выявлять такие изменения и устранять слепые выходы. Когда что-то меняется в одном отделе, по цепочке это инициирует изменения в других отделах по всему процессу.

Сколько основных процессов должно быть в организации?

Каждая компания сама вправе решить, сколько процессов выделить в рамках системы менеджмента.

Нередко привычка работать по оргструктуре подталкивает менеджеров отождествлять процессы с функциональными отделами.

Это может иметь смысл, так как взаимоподчиненность отделов следует учитывать. Например, на одном предприятии был определен процесс производства, владельцем которого являлся начальник производства. При этом контроль качества был вначале включен в этот процесс, и начальник ОТК оказался в рамках процесса подчинен начальнику производства, что не верно по сути, и процесс давал сбои. Конечно, ОТК должен быть отделен от производства, которое он контролирует, как в оргструктуре, так и в бизнес-процессах. Когда выделили процесс контроля в самостоятельный процесс, система заработала.

Но следование иерархии не всегда релевантно. Отнюдь не всегда руководитель отдела должен стать владельцем какого-либо процесса. Главное, - исходить из реалий жизни, и не перегрузить систему менеджмента.

Применение процессного подхода

Почему же внедрение процессного подхода при таких очевидных выгодах может стопориться на предприятии? Можно назвать две основные причины:

  • Непонимание преимуществ процессного подхода
  • Неумение управлять процессами, ведь процесс затрагивает несколько подразделений, при этом владелец процесса, как правило, является начальником только одного из них.

На самом деле, элементы процессного подхода можно обнаружить практически в любой организации.

Практика показывает, что полноценное применение процессного подхода дает ощутимый эффект в виде сокращения производственных и управленческих затрат благодаря уменьшению сбоев при взаимодействии между структурными подразделениями, а также между работниками внутри подразделений. Иными словами, это еще один инструмент, который помогает организации достигать поставленных целей с меньшими потерями.

Понравилась эта статья? Интересуют стандарты ISO и системы менеджмента? Подпишитесь на нашу рассылку и регулярно получайте полезную информацию об изменениях в стандартах, разъяснения от аудиторов SGS и примеры лучших практик.

О КОМПАНИИ SGS

Группа SGS является мировым лидером в области независимой экспертизы, контроля, испытаний и сертификации. Основанная в 1878 году, сегодня SGS признана эталоном качества и деловой этики. В состав SGS входят свыше 2 600 офисов и лабораторий по всему миру, в которых работает 94 000 сотрудников.

ГОСТ Р ИСО 9001-2015

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Quality management systems. Requirements

Дата введения 2015-11-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта, указанного в пункте 4, который выполнен рабочей группой в составе представителей ОАО "ВНИИС", ООО "Интерсертифика - ТЮФ", ЗАО "Центр Приоритет", Ассоциации по сертификации "Русский регистр", ООО "ТЮФ Интернациональ РУС", ООО "Би-Эс-Ай Эм-Эс-Си-Ай-Эс", "АЕ Conformity Pty Ltd", Международной ассоциации по сертификации персонала

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 076 "Системы менеджмента"

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 9001:2015* "Системы менеджмента качества. Требования" (ISO 9001:2015 "Quality management systems - Requirements", IDT).

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.

Введение

0.1 Общие положения

Применение системы менеджмента качества является стратегическим решением для организации, которое может помочь улучшить результаты ее деятельности и обеспечить прочную основу для инициатив, ориентированных на устойчивое развитие.

Потенциальными преимуществами для организации от применения системы менеджмента качества, основанной на настоящем стандарте, являются:

a) способность стабильно предоставлять продукцию и услуги, которые удовлетворяют требования потребителей и применимые законодательные и нормативные правовые требования;

b) создание возможностей для повышения удовлетворенности потребителей;

c) направление усилий на риски и возможности, связанные со средой и целями организации;

d) возможность продемонстрировать соответствие установленным требованиям системы менеджмента качества.

Настоящий стандарт может использоваться внутренними и внешними сторонами.

Настоящий стандарт не предполагает необходимость:

- единообразия в структуре различных систем менеджмента качества;

- согласования документации со структурой разделов настоящего стандарта;

- использования специальной терминологии настоящего стандарта в рамках организации.

Требования к системам менеджмента качества, установленные настоящим стандартом, являются дополнительными к требованиям к продукции и услугам.

В настоящем стандарте применен процессный подход, который включает цикл "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй" (PDCA), и риск-ориентированное мышление.

Процессный подход позволяет организации планировать свои процессы и их взаимодействие.

Реализация цикла PDCA позволяет организации обеспечить ее процессы необходимыми ресурсами, осуществлять их менеджмент, определять и реализовывать возможности для улучшения.

Риск-ориентированное мышление позволяет организации определять факторы, которые могут привести к отклонению от запланированных результатов процессов и системы менеджмента качества организации, а также использовать предупреждающие средства управления для минимизации негативных последствий и максимального использования возникающих возможностей (А.4).

Постоянное выполнение требований и учет будущих потребностей и ожиданий в условиях все более динамичной и сложной среды ставит перед организацией сложные задачи. Для решения этих задач организация могла бы посчитать необходимым использовать различные формы улучшения в дополнение к коррекции и постоянному улучшению, например, такие как прорывное изменение, инновация и реорганизация.

В настоящем стандарте используются следующие глагольные формы:

- "должна" указывает на требование;

- "следует" указывает на рекомендацию;

- "могло бы" указывает на разрешение;

- "может" указывает на способность или возможность.

Информация, обозначенная как "Примечание", носит характер руководящих указаний для понимания или разъяснения соответствующего требования.

0.2 Принципы менеджмента качества

Настоящий стандарт основан на принципах менеджмента качества, описанных в ИСО 9000. Описание включает формулировку каждого принципа и обоснование, почему принцип важен для организации, а также некоторые примеры преимуществ, связанных с принципом, и примеры типичных действий по улучшению результатов деятельности организации при применении принципа.

Принципы менеджмента качества:

- ориентация на потребителя;

- принятие решений, основанных на свидетельствах;

0.3 Процессный подход

0.3.1 Общие положения

Настоящий стандарт направлен на применение "процессного подхода" при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества в целях повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований. Конкретные требования, признанные важными для внедрения процессного подхода, включены в подраздел 4.4.

Понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы способствует результативности и эффективности организации в достижении намеченных результатов. Этот подход позволяет организации управлять взаимосвязями и взаимозависимостями между процессами системы, так что общие результаты деятельности организации могут быть улучшены.

Процессный подход включает в себя систематическое определение и менеджмент процессов и их взаимодействия таким образом, чтобы достигать намеченных результатов в соответствии с политикой в области качества и стратегическим направлением организации. Менеджмент процессов и системы как единого целого может достигаться при использовании цикла PDCA (0.3.2) совместно с особым вниманием к риск-ориентированному мышлению (0.3.3), нацеленных на использование возможностей и предотвращение нежелательных результатов.

Применение процессного подхода в системе менеджмента качества позволяет:

a) понимать и постоянно выполнять требования;

b) рассматривать процессы с точки зрения добавления ими ценности;

c) достигать результативного функционирования процессов;

d) улучшать процессы на основе оценивания данных и информации.

Рисунок 1 дает схематичное изображение любого процесса и иллюстрирует взаимосвязь элементов процесса. Контрольные точки мониторинга и измерения, необходимые для управления, являются специфическими для каждого процесса и будут варьироваться в зависимости от соответствующих рисков.


Рисунок 1 - Схематичное изображение элементов процесса

0.3.2 Цикл "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй"

Цикл PDCA может быть применен ко всем процессам и к системе менеджмента качества в целом. Рисунок 2 иллюстрирует как разделы 4-10 могут быть сгруппированы в соответствии с циклом PDCA.


Примечание - Цифры в скобках являются ссылками на разделы настоящего стандарта.

Рисунок 2 - Изображение структуры настоящего стандарта в соответствии с циклом PDCA

Цикл PDCA можно кратко описать так:

- планируй - разработка целей системы и ее процессов, а также определение ресурсов, необходимых для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации, определение и рассмотрение рисков и возможностей;

- делай - выполнение того, что было запланировано;

- действуй - принятие мер по улучшению результатов деятельности в той степени, насколько это необходимо.

0.3.3 Риск-ориентированное мышление

Риск-ориентированное мышление (А.4) необходимо для достижения результативности системы менеджмента качества. Концепция риск-ориентированного мышления подразумевалась в предыдущей версии настоящего стандарта, включая, например, выполнение предупреждающих действий, направленных на исключение потенциальных несоответствий, анализ любых несоответствий, которые возникают, и принятие мер по предотвращению их повторения, соответствующих последствиям несоответствия.

Чтобы соответствовать требованиям настоящего стандарта организации необходимо планировать и внедрять действия, связанные с рисками и возможностями. Направление усилий на риски и возможности создает основу для повышения результативности системы менеджмента качества, достижения улучшенных результатов и предотвращение неблагоприятных последствий.

Возможности могут возникнуть в ситуации, благоприятной для достижения намеченного результата, например, как совокупность обстоятельств, позволяющих организации привлекать потребителей, разрабатывать новую продукцию и услуги, сокращать отходы или повышать производительность. Действия в отношении возможностей могут также включать рассмотрение связанных с ними рисков. Риск это влияние неопределенности, и любая такая неопределенность может иметь положительные или отрицательные воздействия. Положительное отклонение, вытекающее из риска, может создать возможность, но не все положительные отклонения приводят к возможностям.

0.4 Взаимосвязь с другими стандартами, предназначенными для систем менеджмента

В настоящем стандарте применена структура, разработанная ИСО для улучшения согласованности между стандартами ИСО на системы менеджмента (см. приложение А.1).

Настоящий стандарт позволяет организации применять процессный подход в сочетании с циклом PDCA и риск-ориентированным мышлением с тем, чтобы согласовать или интегрировать свою систему менеджмента качества с требованиями других стандартов на системы менеджмента.

Настоящий стандарт связан со стандартами ИСО 9000 и ИСО 9004 следующим образом:

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Повышение эффективности деятельности организаций путем разработки и усовершенствования их процессов и административных регламентов, в том числе с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления.

Группа занятий:

  • Руководители в области определения политики и планирования деятельности;
  • Аналитики систем управления и организации.

Современному Менеджеру по ИТ необходим системный, стратегический подход, набор знаний и компетенций, широкий кругозор в области ИТ и смежных областях.

Настоящий стандарт устанавливает требования к профессиональным компетенциям Менеджера по информационным технологиям по четырем квалификационным уровням в соответствии с требованиями Министерства Труда.

Следует различать, что фактическую ответственность за управление процессами несет руководитель (владелец процесса, менеджер процесса), имеющий в руках все необходимые права, ресурсы и полномочия для эксплуатации процесса.

Определены следующие формулировки обобщенных трудовых функций:

Характеристика обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности

Уровень квалификации: 6-й уровень – Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации.

Возможные наименования должностей

Специалист по регламентации бизнес-процессов.

Профессиональный стандарт не регламентирует строгое название должности специалиста, выполняющего данную ОТФ. Организации, применяющие данный профстандарт, могут сами выбирать название для этой должности исходя из потребностей конкретной организации. В качестве примера возможных наименований должностей в российской практике ведения проектов по регламентации бизнес-процессов и административных регламентов используются следующие названия:

  • Разработчик процессов
  • Бизнес-консультант
  • Консультант по вопросам рационализации управления
  • Консультант по вопросам управления
  • Специалист по процессному управлению
  • Инженер по процессам
  • Процессный инженер

Требования к образованию и обучению

Высшее образование – бакалавриат или высшее образование (непрофильное) – бакалавриат.

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в области процессного управления.

Требования к опыту практической работы

Уровень квалификации: 6-й уровень – Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации.

Возможные наименования должностей

В качестве примера возможных наименований должностей в российской практике ведения проектов по проектированию и внедрению кросс-функциональных процессов или административных регламентов используются следующие названия:

  • Аналитик
  • Бизнес-аналитик
  • Бизнес-технолог
  • Ведущий процессный инженер
  • Ведущий инженер по процессам
  • Менеджер процессов
  • Ведущий разработчик процессов
  • Ведущий специалист по процессному управлению.

Требования к образованию и обучению

Высшее образование – бакалавриат или высшее образование (непрофильное) – бакалавриат.

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в области процессного управления.

Требования к опыту практической работы

Не менее одного года в области регламентации процессов подразделений организации или разработки административных регламентов подразделений организации.

Уровень квалификации: 7-й уровень – Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений.

Возможные наименования должностей

В качестве примера возможных наименований должностей в российской практике ведения проектов по проектированию и внедрению системы процессного управления используются следующие названия:

  • Руководитель процессного офиса
  • Руководитель подразделения процессного управления
  • Главный инженер по процессам
  • Главный процессный инженер
  • Главный процессный аналитик
  • Главный бизнес-технолог.

Требования к образованию и обучению

Высшее образование – бакалавриат или высшее образование (непрофильное) – бакалавриат.

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в области процессного управления.

Не менее одного года в области проектирования и внедрения кросс-функциональных процессов организации или административных регламентов организации.

Уровень квалификации: 7-й уровень – Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений.

Возможные наименования должностей

В качестве примера возможных наименований должностей в российской практике ведения проектов по проектированию и трансформации процессной архитектуры используются следующие названия:

  • Бизнес-архитектор
  • Директор по процессам
  • Директор по организационному развитию.

Требования к образованию и обучению

Высшее образование – бакалавриат или высшее образование (непрофильное) – бакалавриат.
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в области процессного управления.

Требования к опыту практической работы

Не менее одного года в области проектирования и внедрения системы процессного управления организации

Читайте также: