Что входило в обязанности милиции

Обновлено: 20.05.2024

1. Утратил силу. - Федеральный закон от 21.12.2021 N 424-ФЗ.

2. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:

1) оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

2) в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

Судебная практика и законодательство — ФЗ О полиции. Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции

Кроме того, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" в обязанности Б. как сотрудника полиции среди прочего входила также необходимость пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах и других общественных местах. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 указанного Федерального закона, сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии принять меры по спасению гражданина, предотвращению и пресечению преступления и административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" содержит обращенные к сотрудникам органов внутренних дел требования как при осуществлении предоставленных полномочий, так и за рамками служебной деятельности соблюдать и уважать права и свободы человека и гражданина, пресекать любые действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание (части 1 и 3 статьи 5), не подстрекать, не склонять и не побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий (часть 3 статьи 6), воздерживаться как в служебное, так и во внеслужебное время от любых действий, которые могут вызвать сомнение в их беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции (часть 4 статьи 7), стремиться обеспечивать общественное доверие к деятельности полиции и ее поддержку гражданами (часть 1 статьи 9). Кроме того, в части 2 статьи 27 данного Федерального закона указаны обязанности, подлежащие выполнению сотрудниками полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток.

В ходе служебной проверки установлено, что Громов С.Н. совершил проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел, нарушив требования части 4 статьи 7, пунктов 1, 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"; подпункта "а" пункта 5 главы 2 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. N 1377; пунктов 1, 3, 7 части 1 статьи 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ; пункта 2 раздела 1 и пункта 38 должностного регламента (должностной инструкции) оперуполномоченного отделения по борьбе с организованной преступностью общеуголовной направленности и незаконным оборотом наркотиков отдела уголовного розыска ОМВД России по Надымскому району, утвержденного начальником ОМВД России по Надымскому району 26 июня 2014 г., что выразилось в фальсификации материалов оперативно-розыскной деятельности и создании видимости совершения гражданином Фартышевым А.В. преступления, вследствие чего последний незаконно был привлечен к уголовной ответственности и в отношении его избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В ходе служебной проверки установлено, что Иванько Н.С. совершила проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел, нарушив требования пункта 1 части 1 статьи 12, пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, пункта 4 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 27 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", подпункта "ж" пункта 11 Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренного решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21), подпункта "а" пункта 5 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. N 1377, что выразилось в недостойном поведении в быту в состоянии алкогольного опьянения, отказе от прохождения медицинского освидетельствования, сокрытии факта совершенного в отношении ее противоправного деяния и в поддержке связей с криминальным контингентом.

С.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца третьего пункта 23 Административного регламента в части, устанавливающей предписание сотрудникам ГИБДД применять меры административного воздействия в случае невыполнения водителем транспортного средства пункта 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила), ссылаясь на его противоречие статье 12.3 ив целом главе 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), абзацу второму пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ), пункту 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон о полиции), статьям 12, 14 и 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также принципу правовой определенности.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" содержит обращенные к сотрудникам органов внутренних дел требования как при осуществлении предоставленных полномочий, так и за рамками служебной деятельности соблюдать и уважать права и свободы человека и гражданина, пресекать любые действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание (части 1 и 3 статьи 5), не подстрекать, не склонять и не побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий (часть 3 статьи 6), воздерживаться как в служебное, так и во внеслужебное время от любых действий, которые могут вызвать сомнение в их беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции (часть 4 статьи 7), стремиться обеспечивать общественное доверие к деятельности полиции и ее поддержку гражданами (часть 1 статьи 9). Кроме того, в части 2 статьи 27 данного Федерального закона указаны обязанности, подлежащие выполнению сотрудниками полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток.

" Часть 2 статьи 27 Федерального закона "О полиции".".

5.6. Абзац пятый изложить в следующей редакции:

"Сотрудники полиции для выполнения возложенных на них обязанностей имеют право использовать транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям, организациям и гражданам, в случаях и порядке, установленных Федеральным законом "О полиции" .".

Правила поведения государственных служащих, вводящие с целью организации эффективного государственного управления, обеспечения единой государственной политики и стабильного функционирования государственного аппарата ряд запретов, связанных с прохождением государственной службы, закрепляются в федеральных законах, устанавливающих особенности соответствующего вида государственной службы. Соблюдение установленных федеральным законодательством ограничений и запретов - одна из основных обязанностей государственного служащего (пункт 11 части 1 статьи 15, пункт 6 части 1 статьи 18 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", статья 20.1 Закона Российской Федерации "О милиции", пункт 12 части 1 статьи 27 Федерального закона "О полиции"), а их нарушение является основанием для увольнения с государственной службы.

Часть 2 статьи 27 Федерального закона "О полиции".

Сотрудники полиции для выполнения возложенных на них обязанностей имеют право использовать транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям, организациям и гражданам, в случаях и порядке, установленных Федеральным законом "О полиции" .

2.1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", определяя в качестве предназначения полиции защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности (часть 1 статьи 1), возлагает на полицию и ее сотрудников соответствующие предназначению полиции обязанности и предоставляет обусловленные данными обязанностями права (статьи 12, 13, 27 и 28), а также устанавливает, что воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (часть 4 статьи 30).

В разных определениях полиции можно столкнутся с разными понятиями – полиция как орган, полиция как система, полиция как часть глобальной системы под названием МВД. Сфера деятельности сотрудников полиции чрезвычайно велика – от контроля ситуации на дорогах до препятствия развитию организованной преступности. Согласно законодательству, существует две полиции: полиция общественной безопасности и криминальная полиция, подразумевающие свою специализацию и свои функции. О том, каковы основные направления деятельности полиции рассказываем далее.

Каковы основные направления деятельности полиции

Каковы основные направления деятельности полиции

Что такое полиция

Несмотря на то, что каждый человек в своей жизни не раз сталкивался с полицейскими, дать точное определение полиции может быть не так уж и просто. Поэтому мы коротко охарактеризуем деятельность данного органа и его основные задачи. Полиция является одной из составляющих частей Министерства внутренних дел РФ, объединяющей под своим контролем многие службы. Основной задачей полиции является охрана людей, являющихся гражданами России. Жизнь, здоровье, права и свободы россиян должны охраняться полицейскими.

Полиция является одним из органов Министерства внутренних дел России

Полиция является одним из органов Министерства внутренних дел России

Несмотря на то, что полиция России ориентирована прежде всего на граждан страны, она также оказывает должную поддержку иностранным гражданам или людям без гражданства. Среди целей, которые преследует данный орган остановимся на самых значительных:

  • противодействие преступным элементам;
  • контроль общественного порядка;
  • охрана собственности.

Таким образом, полиция внимательно следит за тем, чтобы каждый отдельный человек и все общество в целом находилось в безопасности – насколько это возможно.

Полиция обеспечивает гражданам безопасность

Полиция обеспечивает гражданам безопасность

Кто управляет полицией

Иерархия руководства над полицией может рассматриваться по-разному. В первую очередь, контроль над данным органом осуществляет Президент РФ – в рамках своей компетенции. Если же принимать во внимание более конкретные случаи, то руководство в свои руки берут начальники территориальных органов МВД, разрабатывающие конкретные планы действий на местах. Также следует упомянуть и руководителей различных полицейских подразделений, дающих определенные указания.

Действия полицейских регулируются Президентом, а также руководством местных отделений полиции

Действия полицейских регулируются Президентом, а также руководством местных отделений полиции

То есть, в управлении полицией участие принимают следующие звенья:

  1. Президент РФ;
  2. Министр внутренних дел;
  3. руководители территориальных органов МВД;
  4. руководители полицейских подразделений.

Обязанности полицейских

Федеральный закон

В данном же разделе мы коротко перечислим основные пункты, изложенные в статье. Итак, согласно закону, в список обязанностей работников полиции входят следующие пункты:

Все заявления в полицию должны быть рассмотрены сотрудниками и переданы соответствующим специалистам

Все заявления в полицию должны быть рассмотрены сотрудниками и переданы соответствующим специалистам

Разыскивание преступников является одной из первоочередных задач полиции

Разыскивание преступников является одной из первоочередных задач полиции

Розыск распространяется как на преступников, так и на без вести пропавших людей

Розыск распространяется как на преступников, так и на без вести пропавших людей

Сопровождение обвиняемых лиц является задачей конвойной полиции

Сопровождение обвиняемых лиц является задачей конвойной полиции

Целью контртеррористической процедуры является предотвращение террористического акта или минимизация его последствий

Целью контртеррористической процедуры является предотвращение террористического акта или минимизация его последствий

Вопрос о том, кто допускается к работе в полиции во многом зависит от конкретной должности. Офицерские должности предполагают наличие высшего образования соответствующего профиля, в то время как для сержантов это условие необязательно. О том, в каких случаях гражданину может быть отказано в должности полицейского можно прочесть ниже.

Кого могут не принять в полицию

Кого могут не принять в полицию

Функции полиции

Функции полиции во многом совпадают с ее обязанностями. Как и в предыдущем случае, подробно расписать каждое направление деятельности представляется едва ли возможным. Потому в данном разделе мы также выборочно остановимся на функциях, которые играют наибольшее значение.

Таблица 1. Направления деятельности полиции

ФункцияОписание
Дознание по УДПолицейские занимаются дознанием только в тех случаях, когда конкретный случай позволяет обойтись без предварительного следствия
Осуществление срочных следственных действий по УДРаспространяется на те случаи, в раскрытии которых предварительное следствие является обязательным условием
Розыск людейВ задачи полицейских входит обнаружение лиц, скрывающихся от полиции и не желающих брать ответственность за совершенные преступления. Также в эту категорию входит поиск людей, которые пропали без вести
Приведение в действие наказаний административного характераАдминистративные правонарушения являются одним из основных направлений, на которых специализируется полиция. Право производить дела по АП имеется у полицейских на основании КоАП
Охрана правопорядка в местах скопления людейЦелью охраны является предупреждение каких-либо противоправных деяний террористического или иного характера, которые могут угрожать жизням людей
Контроль дорожного движенияКонтролирование движения осуществляется посредством наблюдения за автомобилистами, отслеживания действий автомобилистов и вынесения им предупреждений (если этого требуют обстоятельства). В случае затрудненного движения работники полиции также берут на себя регулировку движения и пресекают действия участников дорожного движения, противоречащие ПДД
Контроль за сферой производства-продажи оружияВ сферу контроля со стороны полиции входит как гражданское, так и служебное оружие по всей России. Помимо полиции, за порядком также следят соответствующие органы, которые осуществляют выдачу разрешений на производство и последующий сбыт оружия
Контроль за частной деятельностью в детективной и охранной сфереСогласно законодательству, все частные детективные агентства обязываются сотрудничать с полицией и предоставлять ее сотрудникам все сведения, которые у них имеются. Факт сотрудничества детектива и полиции должен быть оформлен юридически – то же самое относится и к частным охранным фирмам
Охрана имущества и определенных объектов (может осуществляться на основе заключаемого договора)Наличие договора относится к вневедомственной охране, в задачи которой входит защита имущества, которым владеют граждане
Обеспечение защиты потерпевшим, свидетелям и иным лицам, задействованным в уголовном судопроизводствеПомимо производства дел по УД, в число первостепенных задач полиции входит гарантия безопасности людям, участвующим в раскрытии преступления. К их числу относятся не только потерпевшие и свидетели, но и прокуроры, судьи и так далее
Деятельность экспертно-криминалистического характераЭкспертно-криминалистическая сфера деятельности закреплена за криминальной милицией, которая специализируется на пресечении и последующем расследовании преступлений тяжкой или особо тяжкой формы. Основной задачей криминальной полиции является противодействие организованной преступности

Видео: Правоохранительные органы в России

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

В пределах своей компетенции руководство деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации непосредственно или через Министра внутренних дел, руководители территориальных органов Министерства внутренних дел и руководители подразделений полиции. [3] Указанные руководители несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

Содержание

Современная структура

В структуру центрального аппарата МВД России входят следующие подразделения полиции:

  1. Главное управление вневедомственной охраны.
  2. Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  3. Главное управление по противодействию экстремизму .
  4. Главное управление на транспорте.
  5. Главное управление уголовного розыска.
  6. Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.
  7. Национальное центральное бюро Интерпола.
  8. Оперативное управление.
  9. Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.
  10. Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации.
  11. Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий.
  12. Управление оперативно-розыскной информации.
  13. Управление по организации дознания.

История полиции России

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Существовавшая система государственных служб по охране общественного порядка и борьбе с преступностью в Российской империи и вновь организованная с 1 марта 2011 года Российской Федерации [4] (за исключением структур, не относящихся к МВД, которые уже существуют или существовали ранее и именовались полицией).

XVI век

В 1504 году в Москве были установлены рогатки, при которых находилась стража. Стража содержалась местными жителями. Город был разделён на районы, между которыми были построены ворота с решётками. Запрещалось перемещаться ночью по городу, или без освещения. Великий князь Иоанн Васильевич учредил разъезды по Москве для соблюдения безопасности.

В городах полицейские функции исполняли городничие, введённые вместо огнищан.

Разбойный приказ впервые упоминается в 1571 году и с той поры непрерывно существовал до XVIII века. С 1539 года в письменных источниках упоминаются в Москве бояре, которым разбойные дела приказаны. Неволин полагает, что это была временная комиссия, учреждённая для уничтожения разбоев, которые тогда усилились. Но так как разбои не прекращались, то временная комиссия обратилась в постоянную и таким образом явилась разбойная изба, или разбойный приказ.

XVII век

По указу от 14 августа 1687 года дела разбойного приказа были переданы Земским приказам.

История полиции в Российской Империи

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

XVIII век

7 июня 1718 года Пётр I учредил в Санкт-Петербурге Главную полицию. Генерал-полицмейстером был назначен генерал-адъютант Девиер. Первоначально штат полиции состоял из заместителя генерал-полицмейстера, 4 офицеров и 36 нижних чинов. Делопроизводство в Главной полицмейстерской канцелярии вели дьяк и десять подьячих. Полиция не только следила за порядком в городе, но и выполняла ряд хозяйственных функций, занималась благоустройством города — мощением улиц, осушением болотистых мест, уборкой мусора и т. п. Стараниями Девиера в 1721 году в Санкт-Петербурге были поставлены первые фонари и скамейки для отдыха. Была организована пожарная служба. Кроме того, полиция обладала полномочиями судебной инстанции и имела возможность назначать наказания по уголовным делам.

19 ( 30 ) января 1722 учреждена в Москве должность обер-полицмейстера, которая являлась высшей полицейской должностью Москвы и соответствовала V классу Табели о рангах. Обер-полицмейстер назначался императором из военных или гражданских чинов. В соответствии с инструкцией от 9 ( 20 ) июля 1722 [5] обер-полицмейстер руководил охраной общественного спокойствия в Москве, являлся руководителем Московской полицмейстерской канцелярии, а с 1782 года — Управы благочиния. В 1729—1731 и 1762—1764 годах руководитель Московской полиции именовался генерал-полицмейстером.

Московские обер-полицмейстеры

Ф. И. О. Титул, чин, звание Время замещения должности
Греков Максим Тимофеевич полковник, бригадир 11.04.1722—23.12.1728
Поздняков Иван Давидович статский советник 03.11.1729—1731
Греков Степан Тимофеевич бригадир, генерал-полицмейстер 17.02.1731—22.12.1732
Оболдуев Никита Андреевич полковник 11.01.1733—1739
Голохвастов Иван Мартынович статский советник 1749—1753
Дивов Иван Иванович тайный советник, генерал-полицмейстер 09.01.1762—1762
Юшков Иван Иванович тайный советник, генерал-полицмейстер 10.1762—17.04.1764
Арсеньев Тарас Иванович полковник, статский советник 17.04.1764—10.02.1765
Толстой Василий Иванович граф, бригадир, статский советник 1765—1770
Бахметев Николай Иванович бригадир 1770—1771
Архаров Николай Петрович полковник (генерал-майор) 1771—01.01.1781
Островский Борис Петрович бригадир 1781—1785
Толь Фёдор Николаевич полковник (генерал-майор) 1785—1790
Глазов Павел Михайлович полковник, бригадир 1790—02.09.1793
Козлов Павел Михайлович бригадир, генерал-майор 22.10.1793—1796
Каверин Павел Никитович статский советник (действительный статский советник) 31.03.1797—09.12.1798
Эртель Фёдор Фёдорович генерал-майор 09.12.1798—12.03.1801
Каверин Павел Никитович действительный статский советник, генерал-майор 12.03.1801—13.12.1802
Спиридов Григорий Григорьевич бригадир, действительный статский советник 13.12.1802—20.12.1804
Балашов Александр Дмитриевич генерал-майор 20.12.1804—24.11.1807
Гладков Иван Васильевич генерал-майор 29.11.1807—17.04.1809
Ивашкин Пётр Алексеевич генерал-майор 17.04.1809—08.03.1816
Шульгин Александр Сергеевич генерал-майор 08.03.1816—02.08.1825
Шульгин Дмитрий Иванович генерал-майор 02.08.1825—06.04.1830
Муханов Сергей Николаевич полковник, флигель-адъютант 06.04.1830—27.09.1833
Цынский Лев Михайлович генерал-майор, Свиты Его Величества генерал-майор 29.11.1833—01.02.1845
Лужин Иван Дмитриевич полковник, Свиты Его Величества генерал-майор, флигель-адъютант 13.12.1845—12.05.1854
Тимашев-Беринг Алексей Александрович генерал-майор 12.05.1854—31.12.1857
Кропоткин Алексей Иванович князь, гвардии полковник, генерал-майор, флигель-адъютант 01.01.1858—12.11.1860
Потапов Александр Львович Свиты Его Величества генерал-майор 12.11.1860—15.12.1861
Крейц Генрих Киприянович граф, Свиты Его Величества генерал-майор (генерал-лейтенант) 16.12.1861—03.01.1866
Арапов Николай Устинович Свиты Его Величества генерал-майор, генерал-лейтенант 03.01.1866—14.10.1878
Козлов Александр Александрович Свиты Его Величества генерал-майор 14.10.1878—13.08.1881
Янковский Евгений Осипович генерал-майор 13.08.1881—18.07.1882
Козлов Александр Александрович Свиты Его Величества генерал-майор, генерал-лейтенант 26.07.1882—11.01.1887
Юрковский Евгений Корншювич генерал-майор 11.01.1887—27.12.1891
Власовский Александр Александрович полковник, исполняющий должность 28.12.1891—18.07.1896
Трепов Дмитрий Фёдорович полковник, генерал-майор 12.09.1896—01.01.1905

XIX век



В 1862 году была проведена реформа полиции. Звание городничего было упразднено; городнические правления в тех городах, которые были подчинены уездной полиции, были присоединены к земским судам, переименованным в уездные полицейские управления, а в тех городах, которые сохранили свою, отдельную от уездной, полицию, они были переименованы в городские полицейские управления.

Впервые в Российской полиции, специализированные подразделения по раскрытию преступлений и проведению дознания были созданы в Санкт-Петербурге, где в 1866 году была учреждена сыскная полиция при канцелярии обер-полицмейстера. До этого сыскные функции осуществляли судебные следователи и вся полиция в том виде, в котором она существовала на тот момент. Первоначально штат уголовного сыска Санкт-Петербурга был небольшой, отделение насчитывало кроме начальника его помощника, 4 чиновника по особым поручениям, 12 полицейских надзирателей (сыщиков) и 20 вольнонаёмных сыщиков (служащих, имеющих гражданские чины). Первым начальником Санкт-Петербургской сыскной полиции 31 декабря 1866 года назначен титулярный советник Иван Дмитриевич Путилин. Со временем, подобные подразделения были созданы в полицейском управлении Москвы и других городов. Так появилась служба уголовного сыска. К 1907 году они имелись в Москве, Киеве, Риге, Одессе, Тифлисе, Баку, Ростове-на-Дону и некоторых других крупных городах.

XX век

9 августа 1910 года министром внутренних дел П. А. Столыпиным была издана Инструкция чинам сыскных отделений, которая определяла их задачи и структуру. Каждое сыскное отделение состояло из четырёх структурных подразделений-столов:

  1. Личного задержания.
  2. Розысков.
  3. Наблюдения.
  4. Справочного регистрационного бюро.

По распоряжению П. А. Столыпина при Департаменте полиции были образованы специальные курсы для подготовки начальников сыскных отделений. На состоявшемся в 1913 году в Швейцарии Международном съезде криминалистов русская сыскная полиция была признана лучшей в мире по раскрываемости преступлений.

После февральской революции постановлением Временного Правительства от 10 марта 1917 года Департамент полиции был упразднён.



Образованный 3 июня под эгидой большевиков Совет петроградской народной милиции вступил в конфликт с начальником городской милиции, выставив политические лозунги в связи с отказом дополнительно платить за службу в рабочей милиции рабочим, получающим полную зарплату на заводах. Разрушалась важнейшая государственная структура.

Рабочая милиция носила характер массовых самодеятельных организаций, формировалась на началах добровольных дружин, поэтому не могла остановить разгула преступности.

Полиция в современной России

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Налоговая полиция

С 1 июля 2003 года указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 11 марта 2003 года № 306 Федеральная служба налоговой полиции упразднена без объяснения причин. Большинство функций ФСНП России и штат в 16 тысяч единиц переданы МВД. Материальная база и 40 тысяч штатных единиц переданы во вновь созданный Госнаркоконтроль.

Военная полиция

Идея создания военной полиции появилась в 1989 году и приобрела особую актуальность к середине 90-х годов ХХ века, когда стало окончательно ясно, что контроль за соблюдением воинской дисциплины со стороны военных комендатур недостаточен и требуется профессиональная полицейская служба. В 1996 году в Госдуму был внесен проект закона, однако принят он не был. В 2005 году идею поддержал Президент Российской Федерации Владимир Путин, однако и в тот раз дальше слов дело не пошло. О военной полиции вновь вспомнили осенью 2009 года и уже через год министр обороны РФ подписал соответствующую директиву [6] . Военная полиция находится в стадии формирования, по планам её численность в будущем составит 20 тыс. человек. В настоящее время военной полиции в России фактически еще не существует, а её будущие полномочия не определены.

Наркополиция

Федеральная полиция (несостоявшаяся реформа МВД)

Впервые о реформе заговорили осенью 2002 года [7] . В соответствии с планами, милиция должна была быть разделена на федеральную полицию и муниципальную милицию. Таким образом, по мнению тогдашнего заместителя руководителя кремлевской администрации Дмитрия Козака, должно было быть в полной мере реализовано конституционное право субъектов Российской Федерации самостоятельно осуществлять охрану общественного порядка, что было невозможно при существовавшей централизации внутри МВД [8] . Кроме того, к концу 2003 года должно было быть создано ведомство, координирующее работу следственных органов МВД, ФСБ и налоговой полиции — Федеральная служба расследований [9] . Однако, провальная политика министра внутренних дел Бориса Грызлова, в частности, ликвидация РУБОП, приведшая к небывалой коррупции в рядах сотрудников МВД, вынудила в конечном итоге не только отказаться от реформирования министерства, но и сделать его ещё более централизованным, что, в целом, вписалось в общую концепцию централизации власти в России. На протяжении последующих лет периодически появлялась информация о всё-таки возможном осуществлении реформы и создании федеральной полиции, включающей в себя криминальную полицию, полицию общественной безопасности, миграционную полицию и спецуправления [10] , но ничего из этого выполнено не было.

Реорганизация милиции в полицию (Реформа МВД 2011 года)



Тогда же, 6 августа 2010 года, Дмитрий Медведев предложил переименовать милицию в полицию:

Нам нужны профессиональные люди, сотрудники, которые эффективно, честно и слаженно выполняют свою работу. Поэтому я считаю, что пришла пора вернуть органам правопорядка их имя — полиция [12] .

Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ 14—15 августа 2010 года, 63 процента россиян считает, что переименование милиции в полицию ничего не изменит, и в работе ведомства всё останется по-прежнему. [15]

В целом, новый законопроект является продолжением политики, обратной той, которая проводилась в реформе 2002 года, то есть ещё большей централизации. Упраздняются институты милиции общественной безопасности и криминальной милиции. В отличие от милиции, частично подчинённой власти субъекта федерации, полиция с субъектом федерации (по законопроекту) не связана.

Первоначально планировалось, что новый закон вступит в силу уже с января 2011 года, но официально полиция в России вновь возродилась 1 марта 2011 г. [19] [20]

Подписал закон о полиции. Спасибо всем, кто участвовал в обсуждении этого важного документа. Закон — первый шаг к обновлению МВД. [21]

1 марта 2011 года закон о полиции вступил в силу, а с 1 января 2012 года вся символика милиции стала недействительной.

Положение полиции в Российcкой Федерации

Структура

В структуре органов внутренних дел, как правило, существуют следующие виды подразделений, на основе которых строятся структуры управления [22] :

1. Утратил силу. - Федеральный закон от 21.12.2021 N 424-ФЗ.

2. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:

1) оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

2) в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

Судебная практика и законодательство — ФЗ О полиции. Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции

Кроме того, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" в обязанности Б. как сотрудника полиции среди прочего входила также необходимость пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах и других общественных местах. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 указанного Федерального закона, сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии принять меры по спасению гражданина, предотвращению и пресечению преступления и административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" содержит обращенные к сотрудникам органов внутренних дел требования как при осуществлении предоставленных полномочий, так и за рамками служебной деятельности соблюдать и уважать права и свободы человека и гражданина, пресекать любые действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание (части 1 и 3 статьи 5), не подстрекать, не склонять и не побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий (часть 3 статьи 6), воздерживаться как в служебное, так и во внеслужебное время от любых действий, которые могут вызвать сомнение в их беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции (часть 4 статьи 7), стремиться обеспечивать общественное доверие к деятельности полиции и ее поддержку гражданами (часть 1 статьи 9). Кроме того, в части 2 статьи 27 данного Федерального закона указаны обязанности, подлежащие выполнению сотрудниками полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток.

В ходе служебной проверки установлено, что Громов С.Н. совершил проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел, нарушив требования части 4 статьи 7, пунктов 1, 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"; подпункта "а" пункта 5 главы 2 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. N 1377; пунктов 1, 3, 7 части 1 статьи 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ; пункта 2 раздела 1 и пункта 38 должностного регламента (должностной инструкции) оперуполномоченного отделения по борьбе с организованной преступностью общеуголовной направленности и незаконным оборотом наркотиков отдела уголовного розыска ОМВД России по Надымскому району, утвержденного начальником ОМВД России по Надымскому району 26 июня 2014 г., что выразилось в фальсификации материалов оперативно-розыскной деятельности и создании видимости совершения гражданином Фартышевым А.В. преступления, вследствие чего последний незаконно был привлечен к уголовной ответственности и в отношении его избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В ходе служебной проверки установлено, что Иванько Н.С. совершила проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел, нарушив требования пункта 1 части 1 статьи 12, пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, пункта 4 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 27 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", подпункта "ж" пункта 11 Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренного решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21), подпункта "а" пункта 5 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. N 1377, что выразилось в недостойном поведении в быту в состоянии алкогольного опьянения, отказе от прохождения медицинского освидетельствования, сокрытии факта совершенного в отношении ее противоправного деяния и в поддержке связей с криминальным контингентом.

С.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца третьего пункта 23 Административного регламента в части, устанавливающей предписание сотрудникам ГИБДД применять меры административного воздействия в случае невыполнения водителем транспортного средства пункта 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила), ссылаясь на его противоречие статье 12.3 ив целом главе 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), абзацу второму пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ), пункту 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон о полиции), статьям 12, 14 и 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также принципу правовой определенности.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" содержит обращенные к сотрудникам органов внутренних дел требования как при осуществлении предоставленных полномочий, так и за рамками служебной деятельности соблюдать и уважать права и свободы человека и гражданина, пресекать любые действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание (части 1 и 3 статьи 5), не подстрекать, не склонять и не побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий (часть 3 статьи 6), воздерживаться как в служебное, так и во внеслужебное время от любых действий, которые могут вызвать сомнение в их беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции (часть 4 статьи 7), стремиться обеспечивать общественное доверие к деятельности полиции и ее поддержку гражданами (часть 1 статьи 9). Кроме того, в части 2 статьи 27 данного Федерального закона указаны обязанности, подлежащие выполнению сотрудниками полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток.

" Часть 2 статьи 27 Федерального закона "О полиции".".

5.6. Абзац пятый изложить в следующей редакции:

"Сотрудники полиции для выполнения возложенных на них обязанностей имеют право использовать транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям, организациям и гражданам, в случаях и порядке, установленных Федеральным законом "О полиции" .".

Правила поведения государственных служащих, вводящие с целью организации эффективного государственного управления, обеспечения единой государственной политики и стабильного функционирования государственного аппарата ряд запретов, связанных с прохождением государственной службы, закрепляются в федеральных законах, устанавливающих особенности соответствующего вида государственной службы. Соблюдение установленных федеральным законодательством ограничений и запретов - одна из основных обязанностей государственного служащего (пункт 11 части 1 статьи 15, пункт 6 части 1 статьи 18 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", статья 20.1 Закона Российской Федерации "О милиции", пункт 12 части 1 статьи 27 Федерального закона "О полиции"), а их нарушение является основанием для увольнения с государственной службы.

Часть 2 статьи 27 Федерального закона "О полиции".

Сотрудники полиции для выполнения возложенных на них обязанностей имеют право использовать транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям, организациям и гражданам, в случаях и порядке, установленных Федеральным законом "О полиции" .

2.1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", определяя в качестве предназначения полиции защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности (часть 1 статьи 1), возлагает на полицию и ее сотрудников соответствующие предназначению полиции обязанности и предоставляет обусловленные данными обязанностями права (статьи 12, 13, 27 и 28), а также устанавливает, что воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (часть 4 статьи 30).

Читайте также: