Что ууп обязан иметь при себе при несении службы

Обновлено: 30.06.2024

1) Деятельность УУП является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

2) Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности УУП, а также получать от УУП информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

3) УУП регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4) УУП в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

5) По заявкам редакций средств массовой информации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляется аккредитация журналистов для освещения деятельности УУП.

6) Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе учреждать средства массовой информации для освещения деятельности УУП.

Принцип взаимодействия и сотрудничества в деятельности участкового уполномоченного полиции.

1) УУП при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

2) УУП при выполнении возложенных на него обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3) УУП в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

4) Государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие УУП при выполнении возложенных на него обязанностей.

5) Взаимодействие УУП с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Особенности прохождения государственной службы в должности участкового уполномоченного полиции.

Сотрудник полиции, замещающий должность УУП и не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через 6 месяцев со дня вступления в должность должен быть обеспечен служебным жилым помещением.

Органы местного самоуправления в пределах границ муниципального образования обязаны предоставить УУП помещение на обслуживаемой территории для работы на обслуживаемой территории. Это помещение должно быть оснащено необходимой мебелью, оргтехникой, средствами связи, технической эксплуатации за счёт средству федерального бюджета.

Социальные гарантии участкового уполномоченного полиции.

Сотрудник полиции, замещающий должность УУП и не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через 6 месяцев со дня вступления в должность должен быть обеспечен служебным жилым помещением.




УУП имеет право на бесплатное медицинское обслуживание, в том числе на изготовление зубных протезов и их ремонт, за исключением протезов из драгоценных металлов, бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по рецептам в ведомственных медицинских организациях, места в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях по месту жительства, в летних оздоровительных лагерях независимо от формы собственности в первоочередном порядке.

Основные формы несения службы участковым уполномоченным полиции.

Основными формами несения службы УУП являются:

1) Проведение профилактического обхода административного участка (поквартирный обход (не реже 1 раза в год), повседневный обход территории);

2) Осуществление приёма граждан и рассмотрение их обращений;

3) Проведение индивидуальной профилактической работы с гражданами, состоящими на профилактическом учёте;

4) Отчёты перед населением о проделанной работе (не реже 1 раза в квартал).

Что обязан иметь при себе участковый уполномоченный полиции при несении службы?

Участковый уполномоченный полиции при несении службы обязан иметь при себе:

1) Служебное удостоверение,

2) Нагрудный знак и специальный жетон с личным номером,

3) Огнестрельное оружие с двумя снаряженными магазинами,

4) Кобуру с протиркой и ремешком,

5) Средства ограничения подвижности (браслеты ручные),

6) Средства связи (радиостанция носимая, мобильный телефон),

7) Свисток,

8) Служебный портфель (папку),

9) Бланки документов, необходимые для оформления результатов деятельности,

10) Рабочую тетрадь,

11) Иные технические средства в случае необходимости.

Порядок проведения должностным лицом инструктажа участкового уполномоченного полиции при заступлении на службу.

Участковый уполномоченный полиции несёт службу по утверждённому начальником ТО МВД РФ графику, в котором указываются:

1) Служебные и выходные дни,

2) Отпуска,

3) Время несения службы,

4) Место инструктажа,

5) Периодичность выхода на связь с оперативным дежурным.

Режим служебного времени УУП устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка ТО МВД РФ.

Время инструктажа, служебно-боевой и физической подготовки, служебных совещаний, учебных занятий в тире, включается в график службы как служебное время.

УУП, заступающий на службу в удалённом населённом пункте, труднодоступной местности, сообщает о заступлении на службу либо о её окончании оперативному дежурному по телефону или иной связи.

Перед заступлением на службу с УУП проводится ежедневный инструктаж, не превышающий 40 минут.

Инструктаж проводит начальник ТО МВД РФ, его заместитель, либо заместитель начальника полиции по охране общественного порядка, либо ответственный от руководства ТО МВД РФ, иногда с приглашением оперативного дежурного.

При инструктаже проверяется присутствие УУП в соответствии с графиком, их готовность к несению службы, состояние их форменной одежды, внешнего вида, экипировка, вооруженность.

Допускается проведение инструктажа УУП, несущих службу в труднодоступной местности, с использованием средств радио-, видео- или проводной связи, но при этом его внешний вид и состояние форменной одежды не проверяется.




Основными формами несения службы участковым уполномоченным полиции являются:

- Проведение профилактического обхода административного участка.

- Осуществление приема граждан и рассмотрение их обращений.

- Проведение индивидуальной профилактической работы с гражданами, состоящими на профилактическом учете.

- Проведение отчетов перед населением о проделанной работе

Размеры и границы административного участка определяются и пересматриваются начальником территориального органа МВД России с учетом численности населения, в том числе сезонно проживающего на территории садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, а также в местах массового отдыха населения, состояния оперативной обстановки, особенностей территории, деления района, города и иного муниципального образования.

Участковый уполномоченный полиции, на административном участке которого находится образовательное учреждение, при несении службы обязан:

- Знать структуру и режим работы образовательного учреждения.

- Знать и анализировать оперативную обстановку на территории образовательного учреждения, вносить непосредственному руководителю предложения по повышению эффективности профилактической деятельности на территории образовательного учреждения.

- Планировать и осуществлять свою деятельность с учетом организации учебного процесса в образовательном учреждении.

- Проводить профилактическую работу со студентами, совершившими административные правонарушения, а также иные антиобщественные действия, в том числе экстремистской направленности на территории образовательного учреждения.

- Использовать возможности общественных молодежных объединений по предупреждению преступлений и административных правонарушений среди студентов.

- Участвовать в мероприятиях по проверке объектов образовательного учреждения, мест массового пребывания студентов на предмет антитеррористической защищенности и технической укрепленности.

- Оказывать при необходимости руководству и профессорско-преподавательскому составу организационно-методическую и правовую помощь по вопросам профилактики преступлений и административных правонарушений среди студентов.

Билет №8

В. 1. Неправомерное завладение транспортным средством (ст.166 УК). Понятие, состав, квалифицирующие признаки.

Неправомерное завладение автомобилем, или иным транс­портным средством без цели хищения (ст. 166 УК). Объект пре­ступления: основной — отношения определенной формы собствен­ности; факультативный — жизнь и здоровье личности. Предметом рассматриваемого преступного посягательства являются автомо­били и другие транспортные средства.

Транспортные средства — это устройства, приводимые в движе­ние двигателем и предназначенные для перевозки людей или гру­зов. К ним относятся трамваи, троллейбусы, трактора и иные само­ходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства. К предмету данного преступления следует отнести также маломерные водные суда (яхты, моторные лодки и некоторые дру­гие). Воздушные суда, суда водного транспорта, железнодорожные подвижные составы не образуют предмет данного посягательства, их угон следует квалифицировать по ст. 211 УК.

Объективную сторону преступления образует неправомерное завладение указанными транспортными средствами без цели хи­щения (угон). Завладение представляет собой захват чужого авто­мобиля или иного транспортного средства и обращение его во вре­менное пользование и владение виновного. Таким образом, пре­ступление считается оконченным с момента захвата транспортного средства и начала движения на нем.

Место, где осуществлен захват транспортного средства, для ква­лификации значения не имеет (гараж, улица, стоянка, место пар­ковки и т.д.). Способ завладения также значения не имеет (тайно, открыто, путем обмана, злоупотребления доверием), однако на­сильственные способы названы законодателем в качестве квали­фицирующих признаков.

Завладение автомобилем или иным транспортным средством должно носить противоправный характер, т.е. виновный не дол­жен иметь ни действительного, ни предполагаемого права на ука­занные средства.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. У виновного должно отсутствовать намере­ние обратить имущество навсегда в свою пользу или пользу других лиц, т.е. должна отсутствовать цель хищения чужого имущества. Мотивы и цели могут быть различными (за исключением цели хищения, как отмечено выше). Чаще всего мотив корыстный.

Субъект — физическое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Квалифицируют рассматриваемое преступное посягательство в соответствии с ч.2 ст. 166 УК следующие признаки совершения его:

а) группой лиц по предварительному сговору;

в) с применением насилия, не опасного для жизни или здоро­вья, либо с угрозой применения такого насилия.

Часть 3 ст. 166 УК устанавливает ответственность за угон, со­вершенный организованной группой либо причинивший крупный ущерб, а ч. 4 — совершенный с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого наси­лия.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

В 2019 году были установлены новые обязанности и инструкции для работы участковых уполномоченных полиции. Нововведения потребовались для улучшения качества и эффективности работы данного подразделения.

Приказ 205 МВД по участковым уполномоченным полиции от 29.03.2019 вступил в силу 15 июля 2019. Расскажем, чем теперь будут заниматься участковые.

Для чего потребовались изменения

В последние годы граждане не успевали запомнить своего участкового. Происходила постоянная текучка кадров. На службу приходило много молодых полицейских, но мало кто из них задерживался на участке. Одна из главных причин крылась в огромном объёме дополнительной работы, которая отодвигала основные функции участкового на второй план. По этой же причине работа участковых оказывалась неэффективной.

205 Приказ МВД по участковым уполномоченным полиции (УПП) убрал определённое количество работы с участковых. Среди прочего:

  • проведение проверок по экономическим преступлениям;
  • проведение проверок по тяжким преступлениям;
  • проведение проверок обращений, не относящихся к компетенции полиции;
  • выполнения работы за пределами участка.

Участковый уполномоченный полиции – обязанности в 2019-2020 годах

Приказ МВД РФ 2015 от 29.03.2019 (скачать бесплатно текст здесь) содержит требования к основным функциям участкового. Среди них:

  • предупреждение противоправных действий, в том числе среди подростков до 18 лет;
  • пресечение правонарушений в границах административного участка;
  • меры для уменьшения вероятности преступлений, среди лиц с судимостью, которая ещё не погашена;
  • разъяснительная работа с людьми, состоящими на профилактическом учёте;
  • наблюдение за гражданами, находящимися под административным надзором, а также их розыск, если они не прибыли к месту надзора;
  • проверка условий хранения оружия среди жителей на территории участка;
  • проведение проверок в области безопасности дорожного движения;
  • приём граждан;
  • рассмотрение обращений жителей.

Условия несения службы участковыми

При исполнении своих служебных обязанностей участковый быть одет в форму полиции. При нём должно быть огнестрельное оружие. В отдельных случаях ему разрешено находится на службе без формы. Участковый обязан иметь при себе:

  • удостоверение сотрудника правоохранительных органов;
  • жетон с личным номером.

Работа участковых происходит в две смены:

  • первая – с 10 ч. до 19 ч.;
  • вторая – с 13 ч. до 22 ч.

Участковый периодически должен совершать обход территории своего участка. Это его обязанность в 2019 году. Знакомиться с его жителями. Он вручает визитки. Образец такой визитки представлен в Приложение № 4 к Приказу 205 МВД. На карточке должна присутствовать следующая информация:

  • звание участкового;
  • его Ф.И.О.;
  • адрес пункта правоохранительных органов, в котором участковый проводит приём;
  • телефон пункта;
  • контакты дежурной части ОМВД.

Таким образом, граждане получают на руки всю информацию для связи с участковым полицейским в случае необходимости.

Общение с жильцами домов, визуальный осмотр территории – является основой проведения профилактических мер для борьбы с возможными правонарушениями.

Также участковый занимается приёмом заявлений и обращений граждан, которые проживают в домах в границах территории участка. Именно ему необходимо сообщать следующую информацию:

  • о лицах, проживающих в доме с нарушением норм регистрации;
  • об иностранцах;
  • о людях, которые не имеют гражданства;
  • о людях, которые способны к совершению бытовых преступлений;
  • о наркоманах и алкоголиках;
  • об антиобщественном поведении соседей.

В полномочия участкового входит индивидуальные разъяснительные беседы с вышеуказанными лицами. Например, граждан, которые больны алкоголизмом, он должен посещать не реже одного раза в квартал. То же относится и к наркоманам. Проводит участковый личную работу и с другими категориями граждан.

Отчет перед жителями участка

О своей работе участковый отчитывается перед населением. Это необходимо для достижения двух целей:

  • информирования граждан о проделанной работе;
  • получения объективной оценки граждан.

Одной из важных и нужных должностей является должность участкового полиции. В отделение к этим работникам обращаются граждане по месту проживания при возникновении проблем. Эти должностные лица являются мини руководителями на своем рабочем участке. Рассмотрим более детально, что входит в перечень обязанностей участковых, а также другие особенности их деятельности.

Кто такой участковый уполномоченный полиции (УУП)?


Участковым полиции называется должностное лицо, работающее в ОВД РФ. Деятельность участковых направлена на защиту прав граждан, которые проживают в определенном районе.

Каждый район имеет свой административный участок, куда и обращаются граждане за помощью.

Звание инспектора

Все должности участковых уполномоченных полиции делятся на должности среднего и старшего начальствующего состава ОВД. Предусмотрена должность помощника участкового (младший начальствующий состав ОВД). Однако по неизвестным причинам в большинстве отделов эта должность отсутствует.

Должность участкового инспектора полиции была переименована в участкового уполномоченного полиции (ФЗ 163 от 29.12.2000 года).

Каковы полномочия?

Перечень полномочий определен приказом МВД № 900 от 16.09.2002 года.
Участковые полиции наделены широким списком полномочий (более 90 пунктов) почти во всех направлениях деятельности ОВД.

Участковые полиции выступают в качестве дознавателей в уголовном процессе. Однако предварительным и дальнейшим расследованием преступлений занимаются иные подразделения. Роль участкового в уголовном процессе – участие в возбуждении уголовного дела.

Полномочия участковых по назначению административных наказаний регламентированы КоАП РФ.
Согласно Приказу МВД РФ № 1166 от 31 декабря 2012 года в перечень обязанностей и полномочий участкового полиции входит:

  • Участковый обязан принимать меры по защите здоровья, жизни, прав и свобод граждан, которые закреплены за ним на определенной территории.
  • Оказывать противодействие преступности и осуществлять контроль над общественным порядком, пресекая любые попытки нарушений.
  • Обеспечить безопасное проживание всех граждан, которые проживают на доверенной ему территории.
  • Раскрывать преступления и предупреждать административные правонарушения.
  • Следить за порядком в общественных местах.
  • Участвовать в розыскных мероприятиях граждан, которые являются подозреваемыми или обвиняемыми в преступлении.
  • Участвовать в розыске несовершеннолетних и пропавших без вести граждан, а также лиц, нуждающихся в принудительной госпитализации на основании решения суда (при их отказе).
  • Участвовать в распознавании неопознанных трупов.
  • Обеспечивать безопасность дорожного движения и контролировать соблюдение жителями законодательства по части оборота оружия.

Права полицейского

Участковые наделены следующими правами:

  1. Требовать от лиц прекращения противоправных действий.
  2. Спрашивать у гражданина паспорт, если есть подозрения в совершении преступления или нарушений.
  3. Запрашивать документы на осуществление деятельности (организации и физические лица).
  4. Приглашать граждан в отделение полиции (административные и уголовные дела).
  5. Собирать доказательства, составлять протоколы.
  6. Доставлять граждан в отделение полиции (при задержании).
  7. Перевозить лиц, которые не имеют возможности самостоятельно передвигаться для освидетельствования в отдел полиции (алкогольное или наркотическое опьянение).
  8. Своевременно осуществлять досмотр вещей, с которыми пришли вышеуказанные лица, досматривать их транспорт (автомобиль, мотоцикл и т. д.)
  9. Изымать предметы, разрешения на которые человек не имеет, но все равно носит их с собой (пистолет, нож).
  10. Осматривать подозрительных лиц, пришедших на массовые мероприятия. Если гражданин отказывается от досмотра, участковый вправе наложить запрет на посещение общественных мест и массовых мероприятий для этого человека.
  11. Останавливать транспорт и осуществлять проверку документов у автовладельцев, осматривать груз.
  12. Запрещать дорожное движение при наличии оснований (например, праздничный парад).
  13. Награждать граждан за помощь в раскрытии преступлений.
  14. Задерживать подозреваемых в совершении преступления лиц.
  15. При угрозе жизни для спасения людей участковые имеют право проникать в жилые помещения.
  16. Применять физическую силу, включая огнестрельное оружие в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Может ли самовольно зайти в квартиру?


Участковый может зайти в квартиру при следующих обстоятельствах:

  • Участковый имеет постановление об осмотре жилого помещения на предмет поиска и изъятия незаконных предметов (наркотические средства, оружие и т. д.)
  • Участковый владеет информацией, что в помещении было совершено особо тяжкое преступление или скрываются преступники. Этот момент разъяснен в статье 15 ФЗ №3 от 07.02.2011 года.

В каких случаях гражданин обязан впустить сотрудника?

Согласно действующему законодательству существует перечень серьезных оснований для взлома и принудительного проникновения на чужую собственность без предварительного согласия собственника.

Итак, без разрешения служащий полиции вправе войти, если имеют место быть следующие обстоятельства:

  1. Спасение жизни или имущества физических лиц.
  2. Арест преступника или подозреваемых лиц в преступлении.
  3. В квартире осуществляется преступление, а сотрудник полиции не может его предотвратить.
  4. Если жилой объект служит огневой точкой. Цель – спасение жизни граждан.
  5. Для устранения или установления факта несчастного случая.
  6. Проведение обыска на основании специального решения суда.

Все вышеуказанные основания являются исчерпывающими для входа участкового в квартиру без разрешения его владельца.

Внимание: в других ситуациях сотрудник полиции вправе зайти в квартиру только с разрешения хозяина жилого помещения. Если собственник не желает впускать в дом работника ОВД, он вправе не открывать двери.

Каждый человек должен знать свои права и уметь защищать свои интересы. Гражданин имеет право не отвечать на вопросы участковых. При необходимости или желании можно потребовать предъявить удостоверение, что является обязательным при общении с гражданином.

Какими должны быть действия сотрудника при посещении квартиры?

Согласно ФЗ № 3 часть 5-7 при входе в жилое помещение участковый должен сообщить жильцам о цели визита и разъяснить основания для осмотра жилья.

Если присутствует угроза жизни или здоровью граждан, участковый должен использовать оперативные и безопасные способы проникновения в помещение. По завершению процедуры досмотра участковый не имеет права разглашать данные о финансовом положении владельцев квартиры, а также обсуждать их личную жизнь.

Внимание: если участковым полиции был проведен осмотр при отсутствии хозяев жилого помещения, он должен уведомить жильцов в течение суток с момента проведения операции.

Таким образом, участковые вправе совершать множество действий, предусмотренных законодательством РФ.

Можно ли пожаловаться на инспектора?

Если граждане решили, что действия участкового неправомерны, есть возможность их обжаловать в МВД. Однако сначала следует обратиться к непосредственному руководителю в отделении полиции для разрешения ситуации.

Если будет выявлено, что участковый нарушил закон, то его серьезно накажут.

  • Прокуратура. Нарушениями должностных лиц занимается именно эта инстанция. После обращения гражданина будет проведено расследование, в результате которого виновные лица будут привлечены к ответственности.
  • Суд. Когда незаконные действия участкового полиции привели к материальным потерям и моральному ущербу, необходимо направлять исковое заявление в судебный орган.

Как стать участковым?

Эту информацию можно посмотреть на сайтах учебных заведений МВД. Стать участковыми могут граждане России, которые имеют хорошее здоровье и высокие моральные качества. При этом образование должно быть не ниже среднего специального. Отлично проходят кандидаты с юридическим образованием.

Чтобы узнать о вакансиях и требованиях, необходимо обращаться в отдел кадров органов ОВД по месту жительства. Для этого направляется соответствующее заявление в ОВД, а далее кандидат направляется на медицинскую комиссию.

Кому подчиняется?


За каждым уполномоченным полиции закреплен определенный административный участок.

  1. начальнику полиции ОВД;
  2. управлению по организации деятельности участковых уполномоченных УМВД региона;
  3. управлению в МВД федерального округа;
  4. управлению в МВД РФ.

Подводя итоги, отметим, что участковые имеют большой перечень обязанностей и полномочий. Данные о том, какой участковый закреплен за конкретной территорией, можно узнать на официальном сайте МВД России.

Эффективная индивидуальная профилактическая работа УУП возможна при условии, что он обладает достаточными полномочиями, правовыми и организационными средствами профилактического воздействия в отношении подучетных лиц. С этой точки зрения регулятивных норм существующих нормативных правовых актов явно не достаточно, в силу этого образуется разрыв между уголовно-правовыми и административно-правовыми мерами воздействия, неподкрепленность правовых средств воздействия воспитательным и общественным влиянием.

участковый полиции

Контроль за лицами, освобожденными условно-досрочно предусмотрен ст. 183 УИК РФ, который, как указано в данном кодексе, осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормативно-правовыми актами.

Такой контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания, выходит за рамки отношений, регулируемых нормами уголовно-исполнительного права, поэтому указанная статья лишь в общей форме закрепляет его применение, а подробная правовая регламентация предполагается в отдельном федеральном законе. В настоящее время контроль за отдельными категориями лиц, освобожденных от отбывания наказания и имеющих судимость, предусмотрен федеральными законами и ведомственными нормативными правовыми актами.

Участковый уполномоченный полиции при несении службы на закрепленной части территории муниципального образования, обслуживаемой территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, выполняет задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, по противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности [2].

Эффективная индивидуальная профилактическая работа УУП возможна при условии, что он обладает достаточными полномочиями, правовыми и организационными средствами профилактического воздействия в отношении подучетных лиц. С этой точки зрения регулятивных норм существующих нормативных правовых актов явно не достаточно, в силу этого образуется разрыв между уголовно-правовыми и административно-правовыми мерами воздействия, неподкрепленность правовых средств воздействия воспитательным и общественным влиянием [1, с. 474].

В настоящее время правовая регламентация деятельности УУП претерпела значительные изменения, в том числе в части осуществления контроля за лицами, условно-досрочно освобожденными. Это связано с передачей большей части полномочий подразделениям ФСИН России. В связи с чем, возникла необходимость определения правового статуса УУП и определения его прав и обязанности в осуществлении контроля за лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом [3].

Применяя условно-досрочное освобождение, как указано в ч. 2 ст. 79 УК РФ, суд может возложить на осужденного обязанности, предусмотренные ч. 5 ст. 73 УК РФ. В этом случае орган, осуществляющий контроль за освобожденным, должен следить за исполнением данным лицом возложенных на него обязанностей, информировать суд о фактах их неисполнения.

Главная цель контроля - помочь освобожденному адаптироваться в новых для него условиях, оказать содействие в решении возникающих вопросов, предотвратить рецидив, который чаще всего наблюдается в первое время после освобождения.

Срок контроля за условно-досрочно освобожденным равен неотбытой части основного и дополнительного срока наказания.

В соответствие с п. 80 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции (далее Наставление) УУП взаимодействует с сотрудниками территориальных органов и УИИ в целях предупреждения совершения преступлений и других правонарушений условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы.

  1. рассматривают поступившую из УИИ информацию об осужденных;
  2. обеспечивают направление в УИИ информации о возбуждении органами предварительного следствия и дознания ОВД уголовных дел в отношении осужденных;
  3. принимают участие в осуществлении контроля за поведением осужденных;
  4. при совершении осужденным административного правонарушения или преступления, а также при выявлении фактов неисполнения возложенных обязанностей и установленных ограничений в течение 3-х рабочих дней направляют в УИИ информацию о данных фактах.

Таким образом, самостоятельными полномочиями в отношении рассматриваемой категории лиц УУП не наделен. Обязанности по постановке на учет и проведению индивидуальной профилактической работы на УУП не возложены. Соответственно постепенно основные полномочия по контролю за условно-досрочно освобожденными перейдут на соответствующие подразделений ФСИН России. В настоящее время осуществление контроля за лицами условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания по инициативе ОВД со стороны УУП следует рассматривать как превышение должностных полномочий.

Если условно-досрочно освобожденный скрылся от контроля уголовно-исполнительных инспекций участковый обязан оказывать в пределах компетенции содействие сотрудникам подразделений территориального органа МВД России, других федеральных органов исполнительной власти в установлении на административном участке местонахождения лиц, находящихся в розыске, а именно проводит первоначальные мероприятия по установлению местонахождения условно-досрочно освобожденного, уклоняющегося от исполнения возложенных на него судом обязанностей как в отношении лиц.

  • проводит опрос родственников, соседей и других граждан, которым могут быть известны сведения о вероятном его местонахождении либо иные данные, которые могут способствовать розыску;
  • устанавливает через территориальные органы ФМС России о его снятии с регистрационного учета по месту жительства, а также через адресно-справочное бюро, по домовой книге, адресно-справочной картотеке ОВД, через военный комиссариат сведения о его возможном местонахождении;
  • осуществляет проверку по учетам ОВД с целью выявления скрывшегося среди задержанных, арестованных, подсудимых и ранее числившихся в розыске, а также по учетам медицинских учреждений, моргов и бюро регистрации несчастных случаев.
  1. при поступлении из УИИ с копией приговора (определения, постановления) суда информации о постановке на учет несовершеннолетнего осужденного в течение 5-и рабочих дней ставят его на учет;
  2. принимают участие в контроле за несовершеннолетними осужденными в общественных местах, по месту их жительства, учебы или работы, проводят с ними профилактическую работу с целью предупреждения нарушений общественного порядка. Не реже одного раза в полугодие представляют в УИИ справку о проведенной индивидуально-профилактической работе в отношении каждого осужденного;
  3. при совершении несовершеннолетними осужденными преступлений и (или) административных правонарушений, а также при выявлении фактов неисполнения возложенных судом обязанностей и установленных ограничений в течение 3-х рабочих дней после рассмотрения административного протокола, возбуждения уголовного дела и рассмотрения инициативного рапорта руководством ОВД информируют УИИ (с приложением копий объяснений несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей) ;
  4. принимают участие в подготовке материалов, направляемых УИИ в суд для решения вопроса о замене наказания, отмене условного осуждения или отсрочки отбывания наказания;
  5. по запросу УИИ представляют сведения, характеризующие поведение несовершеннолетнего осужденного по месту жительства, учебы или работы;
  6. при получении информации о том, что несовершеннолетний осужденный изменил место жительства без уведомления об этом УИИ, оказывают содействие УИИ в проведении мероприятий по установлению его местонахождения и выявлению причин уклонения от отбывания наказания;
  7. совместно с сотрудниками УИИ не реже одного раза в полугодие проводят обследование семейно-бытовых условий несовершеннолетних осужденных с составлением акта обследования, оригинал которого приобщается к учетно-профилактическому делу, копия - к личному делу осужденного в УИИ;
  8. при достижении состоящими на учете несовершеннолетними осужденными восемнадцатилетнего возраста направляют в УИИ обобщенную справку о результатах проведения с ними профилактической работы.

В свою очередь УУП в соответствии с п. 64 Наставления, участвует в пределах своей компетенции в осуществлении контроля за поведением несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН. А именно, результаты проведения профилактической работы с несовершеннолетним условно-досрочно освобожденным отражаются в листе учета профилактических мероприятий участковым инспектором – ежеквартально (Приложение 9 к Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел).

Таким образом, деятельность УУП по проведению профилактической работы с лицами, условно-досрочно освободившимися от отбывания наказания можно разбить на следующие три основных этапа:

2. Профилактический этап включает:

  • проведение профилактических бесед с лицами, состоящими на профилактическом учете в ПДН и УИИ.
  • наблюдение за поведением лиц, условно-досрочно освобожденных, их образом жизни, кругом общения.
  • опрос родственников таких лиц, их соседей и других лиц.
  • применение мер административного принуждения к лицам, нарушающим законодательство Российской Федерации.

3. Этап взаимодействия с ФСИН России и ПДН.

Участковые уполномоченные в рамках взаимодействия:

  • обеспечивают направление в УИИ информации о возбуждении органами предварительного следствия и дознания ОВД уголовных дел в отношении осужденных;
  • при совершении осужденным административного правонарушения или преступления, а также при выявлении фактов неисполнения возложенных обязанностей и установленных ограничений в течение 3-х рабочих дней направляют в УИИ информацию о данных фактах;
  • ежеквартально отражают в листе учета профилактических мероприятий результаты проведения профилактической работы с несовершеннолетним.

Литература

Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации - подпишитесь на наши страницы:

А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.

Читайте также: