Что угрожает миру в 21 веке

Обновлено: 04.07.2024

Начало XXI в. характеризуются прогрессирующим во всем мире ростом количества социальных, экономических, техногенных и экологических угроз разного уровня. Для современных вызовов характер­на все возрастающая сложность, обусловленная усложнением технологических, финансовых и политиче­ских взаимосвязей в социально-экономических системах - они определяют все более трудно предсказуе­мые новые комбинации параметров риска угроз и масштабы их последствий. Более того, вызовы и угрозы все больше превращаются в самоподдерживающийся процесс, напоминая порочный круг из-за неопреде­ленности причин и причинно-следственных связей, и неэффективного управления ими. Разница в типах угроз безопасности, их источниках и масштабе требует, соответственно, и различия в организации систе­мы противостояния им.

Как мы можем видеть, проблема международной безопасности - одна из центральных проблем, с ней, так или иначе, связан любой вопрос международной политики. Но что такое международная безопас­ность? Какое влияние оказывает на международную безопасность глобализация мирового развития?

· фрагментация и регионализация международной безопасности, результатом чего является напря­женность и соперничество;

· стремление к глобальной стратегической взаимосвязанности. На наличие первой тенденции указы­вают следующие факты:

Произошла децентрализация системы международной безопасности, последствием которой стала фрагментация мира на относительно самостоятельные комплексы региональной безопасности.

Соединенные Штаты остались единственной в мире военной сверхдержавой, геополитическим амбициям которой трудно противостоять. Военные кампании США в Афганистане и Иране не дают минимально необходимых гарантий безопасности и стабильности.

После окончания холодной войны великие державы (кроме США), решая проблемы безопасности, прежде всего, руководствуются региональными интересами.

Угроза национальной безопасности принимает все более разнообразный характер, перестает быть исключительно военной. Такие проблемы планетарного масштаба, как рост запасов оружия массового уничтожения, международный терроризм, организованное насилие и вооруженные конфликты, массовая бедность в развивающихся странах, деградация окружающей среды, потоки беженцев, наркотики, преступность, несут с собой глобальные угрозы, которым можно противостоять только коллективными усилиями.Эти проблемы не могут быть решены с помощью только военной силы или средствами отдель­ного национального государства. Необходим глобальный механизм координации и сотрудничества между странами.

Второй факт, подтверждающий, тенденцию стремления к глобальной взаимосвязанности, заключается в том, что во многих регионах происходит постепенный сдвиг в направлении к совместной обороне или многосторонним мерам безопасности. В настоящее время военная глобализация, угрозы и вызовы, имеющие глобальный характер, заставляют серьезно переосмыслить идею национальной безопасности и практическую ее реализацию. Доктрина национальной безопасности остается одним из самых важных принципов современной государственности.

В современном мире безопасность обеспечивает Организация Объединенных Наций, которую можно назвать межправительственной организацией глобального уровня. Принадлежность государства к ООН (членами ООН являются 192 государства) теоретически предполагает участие в глобальном режиме коллективной безопасности. Совет Безопасности как основная структура ООН (в Совет Безопасности входят пять постоянных членов - Великобритания, Китай Россия, США, Франция, обладающих правом вето, и десять непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на два года) рассматривает и принимает решения по самым сложным проблемам в сфере региональной и глобальной безопасности. ООН была создана в 1945 году. За весь период холодной войны ООН осуществила всего 15 миссий: миротворческие силы ООН на Ближнем Востоке, на Кипре, операция ООН в Конго, наблюдательные миссии ООН в Индии и Пакистане, Йемене и т.д. В настоящее время ООН активизировала действия по поддержанию мира. В перспективе не исключено появление новых организаций глобального уровня, каждая из которых будет специализироваться на предотвращении какой-либо одной из многочисленных и постепенно набирающих силу глобальных угроз современного мира /2/.

В основных регионах мира наряду с уже существующими межправительственными организациями появляются новые. На евроатлантическом пространстве основной действующей международной военной и инфраструктурой остается НАТО (Организация Североатлантического договора) /3/.

Организация Североатлантического договора все еще сохраняет статус главного форума, на котором вырабатываются и согласовываются оборонные стратегии западноевропейских государств. НАТО созда­вался в 1949 г. по инициативе США представителями 12 стран как система американских гарантий безопасности, в том числе ядерной, союзной Европе. В настоящее время НАТО - самый крупный военно-политический блок. На ежегодные саммиты глав государств НАТО съезжаются почти 50 лидеров различ­ных групп стран, включая 26 официальных союзников.

Первая - вопросы собственно политической безопасности и контроля над вооружениями;

Вторая - развитие сотрудничества в области экономики, науки и техники, окружающей среды;

Третья - сотрудничество в гуманитарной и других областях (общественные контакты, информация, культура, образование), а также права человека.

Изначально ОБСЕ было нацелено не на отражение угрозы извне, а на предупреждение угрозы внутри самой системы. В настоящее время у ОБСЕ фактически нет стройной концепции безопасности, в которую бы входили задачи отражения таких новых угроз, как международный терроризм и распространение оружия массового уничтожения. Данная организация, в основном, акцентирует свое внимание на решение гуманитарных проблем и, прежде всего, проблемы прав человека.

Международной региональной структурой безопасности на постсоветском пространстве является Ор­ганизация договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В мае 1992 г. Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали договор о коллективной безопасности (ДКБ), который впоследствии трансформировался в более статусную организацию - ОДКБ.

Проблемами безопасности, а именно и координацией усилий по борьбе с терроризмом, в Центрально-азиатском регионе занимается и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), членами которой являются Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан. Государства - члены ШОС крайне заинтересованы в недопущении развития изнутри и инспирации извне угроз политической неста­бильности, связанной с терроризмом, и с проблемами межнациональных, межконфессиональных и прочих конфликтов /4/.

Геополитические угрозы - это те явления, которые дестабилизируют геополитическую ситуацию в мире, и если им не противостоять, ими не управлять, могут привести к мировому хаосу. К геополитиче­ским угрозам можно отнести региональные и локальные войны, нарушение режима ядерного нераспрос­транения, современное производство и торговлю оружием, международный терроризм, современные конфликты, деградацию окружающей среды, проблему демографии и глобальной миграции.

Но в наше время вполне реальны локальные войны - войны между двумя или несколькими государ­ствами, ведущиеся на относительно ограниченной территории с использованием сравнительно малочис­ленных вооруженных сил слабо насыщенных военной техникой. Такие войны могут быть различной про­должительности, могут затихать и начинаться вновь (например, война между Израилем и Палестиной). Их масштаб, напряженность и интенсивность, как правило, зависят от прямого или косвенного участия в них крупных держав. Примерами локальных войн XX века являются война в Корее 1950-1953 гг., война во Вьетнаме 1959-1975 гг., война в Афганистане 1979-1087 гг., война в зоне Персидского залива 1991 г., война в Ираке, которая началась в 2003 г. и продолжается до сих пор.

Нарушение режима ядерного нераспространения - серьезная геополитическая угроза. Ядерное оружие является оружием массового уничтожения. Импульсом для прекращения распространения ядерного оружия в мире стала угроза явного ядерного конфликта во время Карибского кризиса 1962 г. Вскоре после него, в 1963 г. в Москве представителями СССР, США и Великобритании был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Впоследствии к нему присоединились более 100 государств. В 1968 г. был подписан Договор о нераспро-странении ядерного оружия, к которому присоединились 187 стран. Неядерные страны обязались не приобретать ядерное оружие и полностью следовать нормативным положениям Международного агент-ства по атомной энергии (МАГАТЭ), занимающееся мониторингом развития и распространением ядерных технологий /6/.

Таким образом, установился режим ядерного нераспространения - совокупность международных договоренностей и организаций с участием как ядерных, так и неядерных государств, а также внутренних законодательств стран-участниц, целью которых является предотвращение приобретения ядерного стату­са теми из них, которые не имели его к 1967 г. /7/.

Если в XX в. обладание ядерным оружием было привилегией развитых в военно-технологическом отношении государств, то в XXI в. намечается обратная тенденция. Это оружие привлекает относительно слабые государства в качестве геополитического ресурса.

Современное производство и торговля оружие вызывает серьезные опасения. За три десятилетия, с 1960 по 1990 г., военные расходы во всем мире составили сумму примерно в 21 триллион долларов США. После окончания холодной войны доля США и России в мировых военных расходах снизилась. Тем не менее, военные расходы западных стран по-прежнему составляют большую часть расходов всего мира.

Пространственная сфера активности исламского радикализма, включая террор, существенно расшири­лась. Это и территория США, где 11 сентября 2001 г. исламскими экстремистами была совершена атака на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке и Пентагон в Вашингтоне, и территория ведущих стран Европы (теракты в Англии, Франции, Испании), и территория мусульманских регионов - Ближний Восток, Восточная Азия, Северная Африка. Исламские экстремисты, используя различные методы, в том числе террор, предпринимали и периодически предпринимают попытки свалить авторитарные режимы в ряде мусульманских стран (Египет, Алжир, Саудовская Аравия, Палестина, Пакистан и др.) и создать исламскую (шариатскую) политическую систему.

Борьба с исламским радикализмом может быть эффективной только в том случае, если в результате ее мусульманское население сможет рассматривать себя как такую же часть формирующегося глобального общества, что и ныне процветающие демократические страны планеты с другими религиозными тради­циями. Примеры таких государств, как Турция, Индонезия, Бахрейн, Тунис, Марокко, где произошли политические перемены, свидетельствуют о том, что мусульманский народ вполне может постепенно проникаться более умеренной политической культурой.

Конфликты в современном мире. Конфликты - это те явления, которое всегда были, есть и будут, ибо они, по мнению большинства ученых, - источник развития. Но конфликты нуждаются в рациональном разрешении и управлении, иначе они приводят к дестабилизации геополитической ситуации. Конфликты приобрели качественно иной характер. Прежде всего, значительно сократилось число классических межгосударственных конфликтов. Из 94 конфликтов, которые насчитывались в период с 1989 по 1994 гг., только 4 можно считать межгосударственными. В 1999 г. только 2 из 27 были межгосударственными: между Израилем и Палестиной; между Индией и Пакистаном. Эти конфликты не разрешены до сих пор: они периодически то затухают, то обостряются. Сегодня к ним можно добавить и конфликты между США и Ираном, между Израилем и Ливаном и др.

На смену межгосударственным конфликтам пришли внутренние конфликты, протекающие в рамках одного государства и причиной, которых является идентификация, которая в начале XXI в. строится преимущественно не на государственной, а на этнической и религиозной основе. Как правило, выделяют три группы внутренних конфликтов:

1. Конфликты между центральными властями и этнической или религиозной группами.

2. Между различными этническими или религиозными группами: ненависть евреев и мусульман к друг другу на Ближнем Востоке; вражда между шиитами и суннитами в Ираке; вражда между мусульма­нами и христианами в Индонезии, в Судане, в Нигерии; вражда между мусульманами и индуистами в индийском Гуджарате.

3. Между государством или государствами и неправительственной (террористической) структурой. Международные организации, ведущие государства мира, прежде всего США и страны-члены ЕС, принимают активное участие в разрешении межгосударственных и внутренних конфликтов, используя экономические и политические методы, а также гуманитарную интервенцию, основная цель которой -защита прав человека.

Хотя в современном мире постепенно возрастает понимание глобальной экологической взаимозависи­мости, происходит процесс экологической институциализации - рост международного экологического права, договоров и режимов, учреждение международных экологических организаций, рост международ­ных альянсов между неправительственными организациями в защиту окружающей среды - деградация окружающей среды все еще остается серьезной угрозой, так как подобного рода изменения далеко не прочно укоренились в общественной жизни и в политике многих государств.

Демографический взрыв и глобальная миграция как геополитическая угроза. Быстрый рост населения на нашей планете порождает социально-экономические проблемы, которые оказывают влияние на геопо­литическую картину мира. По прогнозам ООН население составит в 2030 г. 8,5 млрд., а в 2100 - до 14,4 млрд. Но при этом усиливается демографический дисбаланс между богатыми Европой и Америкой и более бедными Азией, Африкой и Латинской Америкой. К 2020 г. в Азии будет проживать более полови­ны человечества (увеличится на 910 млн.). Тот факт, что к 2020 году население беднейших регионов будет состоять в основном из молодежи - контингента наиболее беспокойного в политическом и социаль­ном плане, - еще больше может усилить социальную напряженность /9/.

В то время, когда численность граждан планеты постоянно растет, население богатых стран не только сокращается, но и стареет. По данным ООН к 2050 году средний возраст жителя Америки уже составит 39,1 года, Европы - 49,5 лет, Японии - 53,1 года /11/. В связи с этим иммиграция является экономической необходимостью для процветающих стран со стареющим населением. В богатых странах периодически возникают очаги политической и социальной напряженности, которые спровоцированы иммигрантскими группами или набирающими силу антииммигрантскими движениями.

Появление новых геополитических вызовов возможно и в связи с тем, что богатые страны будут вынуждены расширить поток молодых иммигрантов, в основном более образованных, а это, в свою очередь, обострит и без того огромные социальные проблемы бедных и менее развитых стран ввиду их значительных потерь: образованные и инициативные молодые люди будут уезжать.

Таким образом, рассмотрев основные глобальные угрозы и вызовы, подчеркнем, что большинство глобальных проблем не существуют сами по себе, они тесно переплетаются, взаимно дополняя друг друга и усложняя их решение. Практически невозможно, например, разделить такие проблемы, как разрыв между богатым Севером и бедным Югом, преодоление голода и нищеты, перенаселения планеты и преодоления экологического кризиса.

Суммируя сказанное о проблеме увязки в единые оценочные критерии количественные показатели интересов и угроз международной безопасности, отметим, что в настоящее время существует лишь общая теория международной безопасности, где много пробелов, а фундаментальной теории пока не сложилось. Существующие ныне методы, формы и способы использования органов, сил и средств системы обеспече­ния международной безопасности в основном направлены на решение задач борьбы с угрозами безопа­сности, главным образом, в режиме их последействия, ликвидации последствий уже материализовавших­ся угроз.


Уже сейчас, в 2020-е годы, человечество столкнется с проблемами, три из которых представляют реальную угрозу для его существования, уверен футуролог Юваль Ной Харари. Своими предсказаниями он поделился на форуме в Давосе

Фото: World Economic Forum

Выступая на Всемирном экономическом форуме в январе 2020 года, израильский историк, футуролог, профессор Еврейского университета в Иерусалиме Юваль Ной Харари очертил три вызова, угрожающие человечеству как виду:

  • ядерная война;
  • экологический кризис;
  • разрушительная сила технологий.

Если первые две нам в той или иной степени знакомы и понятны, то потенциальные последствия последней нам еще только предстоит осознать, отметил Харари. Технологии, помимо очевидной пользы, несут в себе массу рисков. В своих предсказаниях писатель-футуролог сконцентрировался именно на них, выделив пять потенциальных проблем.

Автоматизация скоро уничтожит миллионы специальностей. Безусловно, на их место придут новые профессии, но пока неясно, смогут ли люди достаточно быстро освоить необходимые навыки. Предположим, вам 50 лет, и вы только что потеряли свое рабочее место из-за беспилотников. Теперь появилась возможность стать разработчиком программного обеспечения или учителем йоги для инженеров — но сможет ли пятидесятилетний водитель грузовика перестроиться и проявить себя в качестве такого специалиста? И переквалифицироваться нам придется не раз и не два, а снова и снова на протяжении всей жизни.

2. Неравенство между странами

Представьте себе, что будет с развивающимися экономиками, если текстиль или автомобили будет дешевле производить в Калифорнии, чем в Мексике? А что будет, если лет через 20 кто-нибудь в Сан-Франциско или Пекине будет знать все личные данные о каждом политике, судье и журналисте вашей страны? Будет ли страна по-прежнему независимой или станет цифровой колонией? Когда у вас достаточно данных, вам не нужно отправлять солдат, чтобы контролировать государство.

3. Цифровая диктатура

Неравномерный контроль над данными может привести к цифровым диктатурам. Эту опасность можно сформулировать в виде уравнения:

B x C x D = AHH

Если у вас будут на руках все переменные в левой части формулы, вы сможете взломать тело, мозг и сознание каждого человека, а также понять его лучше, чем он сам. Вы сможете узнать его тип личности, политические взгляды, слабости, самые потаенные страхи и надежды. Система, которая понимает нас лучше, чем мы сами, может предсказать наши чувства и решения, манипулировать ими и в конечном итоге принимать решения за нас.

Представьте себе условную КНДР через 20 лет, где каждый житель должен будет постоянно носить биометрический браслет, контролирующий кровяное давление, частоту сердечных сокращений и активность мозга. И вот вы слушаете по радио выступление великого лидера, а спецслужбы уже знают, что вы на самом деле при этом чувствуете. Вы можете сколько угодно хлопать в ладоши и улыбаться, но если они узнают, что вы на самом деле злитесь, завтра вы уже будете в ГУЛАГе.

4. Во власти алгоритмов

Поскольку люди будут все чаще предоставлять ИИ возможность принимать решения за нас, власть будет переходить от людей к алгоритмам. И это уже происходит.

Сегодня миллиарды людей доверяют алгоритмам Facebook, Google, Netflix, Amazon и Alibaba, предлагающим, что почитать, посмотреть, купить и чему вообще верить. Скоро подобные алгоритмы будут говорить нам, где работать и на ком жениться, а компаниям — следует ли нанимать нас на работу и выдавать ли нам кредит. В связи с чем возникает вопрос: каков тогда смысл человеческого существования, если большинство решений принимается компьютерами? Люди могут просто потерять контроль над своей жизнью.

5. Уничтожение человечности

Технологии могут разрушить не только экономику, политику и жизненную философию, но и наше биологическое устройство.

В ближайшие десятилетия ИИ и биотехнологии дадут нам невероятные способности, включая искусственное создание людей и совершенно новых форм жизни. Правительства, корпорации и военные могут использовать эти возможности для улучшения таких человеческих навыков, как интеллект и дисциплина, при этом пренебрегая другими, не столь нужными для их целей навыками и формируя пласт людей, не способных к состраданию, чувству прекрасного и духовным переживаниям.

Вместе за одно

Так что же надо понимать, чтобы не допустить такого развития событий? То, что глобальные проблемы требуют общемирового решения, сотрудничества. При этом, между национализмом и глобализмом, подчеркивает Харари, противоречия на самом деле нет.

Национализм — это не про ненависть к чужим, а про любовь к своим. В 21 веке, чтобы обеспечить безопасность и будущее соотечественников, нужно сотрудничать с представителями других стран ради общего блага. Теперь глобализм не означает создание глобального правительства, отказ от национальных традиций или миграции, но приверженность глобальным задачам, которые не отрицают уникальность каждой нации, а лишь регулируют отношения между народами. И хорошим примером такой модели ученый называет Чемпионат мира по футболу.

С одной стороны, чемпионат мира — это соревнование, но в то же время он является удивительным примером глобальной гармонии, где команды договариваются об одинаковых правилах игры. Если вам нравится Чемпионат мира — вы уже глобалист.

Сейчас мы живем в мире, в котором на войне умирает меньше людей, чем от самоубийств, и порох гораздо менее опасен, чем сахар. Мы настолько привыкли к этой ситуации, что считаем ее чем-то самим собой разумеющимся. И вместо укрепления хрупкого мирового порядка многие страны пренебрегают им и даже намеренно его подрывают. Глобальный порядок теперь похож на дом, в котором жильцы ничего не ремонтируют. Он может простоять еще несколько лет, но если мы продолжим в том же духе, он рухнет, и мир снова окажемся в джунглях вездесущей войны, предупреждает Харари.

Все это, конечно, не приговор, а лишь сценарии развития. Любые процессы можно изменить, а технологии использовать во благо. Мы все еще можем повлиять на то, как будет выглядеть будущий мир, для этого и необходимо международное сотрудничество. Потому что в ситуации с вышеперечисленными глобальными угрозами на самом деле не важно, кто победит — проигравшим станет человечество.

Исследование основ права международной безопасности, которые составляют общепризнанные принципы современного международного права. Рассмотрение международного терроризма, как угрозы человечеству. Анализ угрозы глобального и диктаторского режима.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 27.02.2017
Размер файла 29,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Международная безопасность и суверенитет

2. Международный терроризм - угроза человечеству

3. Угроза глобального и диктаторского режима

Список использованной литературы

1. Международная безопасность и суверенитет

Основу права международной безопасности составляют общепризнанные принципы современного международного права, в том числе: неприменение силы или угрозы силой, территориальная целостность государств, нерушимость государственных границ, невмешательство во внутренние дела государств, мирное разрешение споров, сотрудничество между государствами. На сегодня мы видим слабость международных институтов, неспособных остановить кровопролитные конфликты там, где, по сути, не существует государств, а есть лишь псевдогосударственные образования. Но не менее опасна и попытка отдельных государств заменить собой международные институты, присвоив себе право самостоятельно определять, где же необходимо внешнее вмешательство. Зачастую получается, что суверенитет государств нарушается там, где реальных глобальных угроз не существует. Зато есть практические интересы крупных государств, самовольно взявших на себя функции международных институтов.

Некоторые современные международные структуры (наиболее наглядный пример -- ООН) находятся в глубоком кризисе и показали свою полную неспособность помогать в решении действительно опасных конфликтов с обилием жертв. Как правило, такие конфликты происходят на африканском континенте. Но вместо реформирования этих структур США и ряд стран Западной Европы начали самостоятельно решать, где может использоваться их право на нарушение национального суверенитета. Делается это зачастую необоснованно, а глобальные угрозы для человечества используются в качестве бездоказательного, но действенного предлога.

Там, где действительно гибнут сотни тысяч людей и требуется вмешательство мирового сообщества, никто не спешит это делать. Огромное количество западных фондов и общественных организаций постоянно рассказывают о катастрофических событиях в Африке, но тема решения конфликта в том же Судане совершенно не заботит политическое руководство США и ЕС, которые не спешат в него вмешиваться. Зато там, где никакой угрозы человечеству нет и в помине, суверенитет нарушается довольно безапелляционно. Это может быть как прямым военным вторжением, так и участием в подготовке государственных переворотов и революций. Все это делается вовсе не из-за соображений глобальной безопасности, а в конкретных политических и экономических интересах ряда государств. Например, не является секретом, что Ирак обладает крупнейшими запасами нефти и газа, а в Судане таких ресурсов нет.

Замена мнения всего мира мнением его части является весьма опасной тенденцией. Еще более удивительно то, что ряд западных стран берут на себя смелость выступать от лица всего человечества, забывая в реальности поинтересоваться его мнением. Также важным обстоятельством является тот факт, что, например, для США внутренние законы являются первичными по отношению к международным нормам права. Тем самым они декларируют свою готовность игнорировать решения международных институтов. Такая ситуация наглядно демонстрирует кризис ООН как системы общемировых решений. терроризм международный право

Выход из этой абсурдной ситуации может быть только один -- формирование адекватной системы международной безопасности, радикальное реформирование ООН и повышение статуса этой организации, запрет для отдельных государств нарушать суверенитет других стран. Задача это весьма трудоемкая. Но если ее не решать, то ряд государств всегда будут в угоду своим политическим интересам ставить под удар другие страны, повышая риски для всего мира.

2. Международный терроризм - угроза человечеству

Международный терроризм - существенный элемент международного преступного сообщества. Как и преступное сообщество, международный терроризм силен срастанием с государством. Разница состоит в том, что союз террористов и государства обеспечивается не коррупцией, а сознательным политическим выбором правящих режимов государств-спонсоров терроризма.

Обычно новая террористическая организация неизбежно пронизывается агентурой спецслужб. Боевиков арестовывают или уничтожают в ходе спецопераций. Средний срок активной деятельности террориста составляет три года. Далее он либо погибает, либо попадает в тюрьму. Необходимы значительные организационно-технические и финансовые ресурсы для постоянного воспроизводства разрушаемой структуры терроризма. Необходимы базы, инструкторы, оружие и другое оборудование, каналы внедрения, фальшивые документы, данные разведки и т.д. Одним словом, эффективная террористическая деятельность требует сегодня полновесной поддержки государства-спонсора.

Заметим, что одно государство не может содержать всю систему международного терроризма. Для воспроизводства системы международного терроризма необходима коалиция нескольких государств (охватывающих разные континенты, представляющих разные расы и цивилизации). Такая коалиция сложилась во второй половине XX в. Тактический союз спонсоров терроризма из стран социализма и авторитарных режимов арабского мира обеспечил разворачивание глобального наступления терроризма в 1960-1970-х гг.

К настоящему времени палитра государств-спонсоров терроризма уменьшилась в объеме и существенно изменилась. После 11 сентября 2001 возникли реальные предпосылки формирования глобальной антитеррористической коалиции. На наших глазах происходит утверждение нормы международных отношений, согласно которой доказанное спонсорство терроризма оказывается достаточным основанием для силовых акций против страны-спонсора, вплоть до свержения правящего режима. Разрушение связки терроризм-государство призвано решить проблему международного терроризма. Лишенные ресурсов государства и поддержки спецсужб, террористы не смогут продолжать свою деятельность в прежнем объеме. Одиночные теракты, по-видимому, неустранимы. Что же касается организованного терроризма, то без поддержки извне он возможен лишь как одна из форм гражданской войны , как предвестник разворачивающейся революции. Иными словами, в том случае, когда за террористами стоит значительная часть населения.

Угроза международного терроризма. Военный и террористический вызовы. Уязвимые места современной цивилизации могут использовать террористические структуры, которые сами все больше напоминают вирусы, так как не имеют четкой географической локализации и формальной структуры. Современный мир предоставляет сетевым террористическим организациям огромные возможности для дестабилизации ситуации. Это не только взрывы зданий и коммуникаций, теракты с использованием самолетов (как это уже было в России, Европе и США), но и электронный терроризм и кибертерроризм (хакерские атаки на телекоммуникационные, банковские, платежные и биржевые системы), удары по системам жизнеобеспечения крупных городов, использование биологического и химического оружия, наконец, ядерный терроризм.

Распространение биологического или химического оружия в крупных городах (например, через систему снабжения водой) чревато огромными жертвами. Чудовищными могут быть последствия терактов на атомных станциях. Поэтому правительства ведущих государств уделяют борьбе с терроризмом повышенное внимание, стремясь объединить свои усилия. Все виды терроризма одинаково опасны - этнически, религиозный, социальный терроризм способен принести людям колоссальные страдания.

Не стоит забывать и про политические угрозы нового типа.

Становится возможным построение глобального диктаторского режима, необходимость которого будет обоснована предельной концентрацией усилий людей для решения проблем глобальных угроз, ставящих под вопрос выживание человечества.

Это может быть борьба с терроризмом, борьба за экологию (экологический тоталитаризм) или даже борьба с космическими пришельцами. Современные возможности по слежению за человеком поистине уникальны, что порождает соблазн тотального контроля за его деятельностью в планетарном масштабе под различными благовидными предлогами. Например, в современном Лондоне одна камера слежения уже приходится в среднем на 14 человек. Во многом это, как и нарушение прав человека на свободное перемещение, тайну переписки и телефонных переговоров, неприкосновенность личной жизни, объясняется необходимостью борьбы с терроризмом. В дальнейшем могут появиться и другие мотивы.

Мир начала XXI в. - это мир учащающихся военных конфликтов межгосударственного и внутригосударственного масштаба, мир не знающей границ войны международных террористов с мировым сообществом наций. И хотя вероятность военного нападения на Россию сегодня не велика, она может возрасти, если наша страна будет слабеть, покажется уступчивой и легкой добычей. В этом случае внешняя угроза может сомкнуться с угрозой вооруженного сепаратизма, подогреваемого и подпитываемого извне. А войну с международными террористическими сетями Россия ведет непрерывно вот уже на протяжении многих лет.

Ядерное оружие - главный элемент российской системы стратегического сдерживания. Имеющиеся на вооружении модели ядерного оружия разрабатывались в основном в 60-70-е гг. прошлого века. Происходит их быстрое моральное и техническое устаревание. Между тем США разрабатывают систему стратегической противоракетной обороны (ПРО), призванную защитить американскую территорию от баллистических ракет противника.

Задачей России, если она хочет сохранить стратегический ядерный паритет с США и обеспечить свою неуязвимость перед лицом сильнейшей державы современного мира, является модернизация имеющихся и разработка новых образцов ракетного и ядерного оружия, способного преодолевать системы ПРО.

Постоянная боеготовность Вооруженных сил - важнейшее требование современной войны. Советская армия строилась по принципу массовой мобилизационной армии: в случае военной опасности прошедшие ранее военное обучение граждане призывного возраста пополняли части и соединения. Таким образом, для приведения в боеготовность армии необходимо было немалое время. Новая же военная ситуация в мире требует наличия частей и сил постоянной готовности, способных в кратчайшие сроки без доукомплектования переместиться в выбранную точку страны или планеты, вступить в бой и выполнить поставленную задачу.

Чтобы надежно защитить такую огромную территорию, которой владеет Россия, нужно либо иметь многомиллионную армию, либо уметь очень быстро передвигаться, опережать врага, где бы он ни вознамерился нас атаковать. Советское руководство пошло по первому пути: была создана самая большая в мире по численности армия. В конечном счете, перенапряжение народного хозяйства, отвлечение слишком больших производительных сил на военные нужды подорвало советскую экономику. Чтобы такая судьба не постигла и Россию, ей нужны мобильные, т.е. высокоподвижные, Вооруженные силы. За счет мобильности можно компенсировать меньшую, чем раньше, численность армии.

В момент наивысшей слабости России, в середине и конце 1990-х гг., в США активно продвигалась идея установления международного (а на деле американского) контроля над нашими ядерными силами якобы для того, чтобы уберечь их от несанкционированного использования террористам, экстремистами и мафией. Если бы эта идея была осуществлена, о государственной независимости и территориальной целостности нашей страны можно было бы забыть всегда. Сегодня мы стали существенно сильнее, чем были еще семь - десять лет назад, и такие сценарии кажутся абсурдными и фантастическими. Но любое ослабление России дает повод нашим конкурентам попытаться разоружить ее, лишить суверенитета, навязать ей свою волю. Чтобы не стать "больным человеком Евразии" XXI в., России необходимы собственные - могучие и современные - Вооруженные силы, гарантирующие ее суверенитет и национальную безопасность.

3. Угроза глобального и диктаторского режима

Диктатура (лат. dictatura) -- форма государственного правления, при которой вся полнота государственной власти принадлежиттолько одной политической позиции -- правителю (диктатору), правящей партии, правящей группе лиц, правящему союзу или правящему социальному классу.

C точки зрения политологии, диктатура -- форма осуществления власти, при которой правящая группа, вне зависимости от формы власти, вне зависимости от формы отношения к власти, осуществляет своё правление прямым, директивным путём. Независимость данной формы осуществления власти от формы власти и формы отношения к власти ярко показывает пример политической системы, возникшей в результате Великой французской революции: форма власти -- республика, форма отношения к власти -- демократия, форма осуществления власти -- диктатура.

Функционирование диктаторского режима сопровождается радикальными или репрессивными мерами против политических оппонентов и жёстким подавлением или устранением тех прав и свобод граждан, которые тем или иным образом противоречат позиции данного режима.

Эффективность и оптимальность данной формы осуществления власти зависит от многих факторов, в том числе от объективной ситуации, восприятия обществом необходимости именно данной формы осуществления власти, формы отношения общества и власти, формы идеологического обоснования власти.

В настоящее время понятие диктатуры искажено в негативную сторону. Так сейчас диктатурой, как правило, именуют режим власти одного лица или группы лиц (в противопоставлении народу), не ограниченный нормами законодательства и не сдерживаемый какими-либо общественными или политическими институтами. Несмотря на то, что нередко в условиях такой диктатуры сохраняются отдельные демократические институты, их реальное влияние на политику сводится к минимуму.

Международный терроризм является одной из наиболее опасных угроз современной цивилизации. Пути искоренения этого явления еще определяются международным сообществом, хотя уже сейчас делается многое. Масштабы распространения терроризма приняли такой характер, что ни одна страна мира не имеет полной гарантии от совершения на ее территории террористических актов. В связи с этим наряду с самыми эффективными внутренними мерами, направленными на предотвращение террористической деятельности, необходимо рассматривать эту проблему как имеющую глобальный характер и соответственно строить стратегию борьбы с ней. Без самого тесного международного сотрудничества, направленного на комплексное солидарное противодействие всех субъектов международной жизни новым угрозам и вызовам, будущее человечества вряд ли сможет соответствовать нашим ожиданиям.

Значительная часть мирового урожая зависит от существования пчёл, которые ответственны за опыление фруктов, овощей и многих полезных культур, вроде хлопчатника и кофе. Без пчёл человечеству придётся перейти на диету из злаков, в то время как стоимость мяса поднимется до астрономических величин. Не приходится сомневаться, что столь серьёзное ограничение рациона приведёт не только к голоду во многих частях света, но и к существенному ухудшению качества жизни и здоровья большинства людей - ведь нашим организмам для поддержания здоровья и полноценного функционирования необходимо сбалансированное питание и потребление ежедневно не менее 3 фруктов и овощей. Между тем, пчёлы стремительно вымирают - насекомые испытывают на себе вредное действие пестицидов и гербицидов, а также массово страдают от варроатоза - заболевания, вызванного нападением на пчёл клеща варроа, который паразитирует на насекомых и высасывает из них жизненные силы. В настоящее время в мире осталось не более трети от популяции пчёл, существовавшей в середине 20-го века. Во многих районах Европы дикие пчёлы исчезли полностью.

2. Бесплодие мужчин

Медики называют создавшееся положение крайне серьёзным и даже угрожающим самому существованию цивилизации: дело в том, что с середины 50-х годов 20 века, когда в повседневную жизнь человека вошли пластик и фталаты, у мужчин во всём мире катастрофически падает содержание клеток, способных к размножению. За последние 45 лет количество сперматозоидов в сперме мужчин в развитых странах упало в три раза и достигло среднего уровня 138 млн. клеток. При достижении уровня в 50 млн. размножение естественным путём станет практически невозможным, и молодым семьям придётся прибегать к экстракорпоральному оплодотворению, что не по карману многим родителям даже в развитых странах. Людей же из бедных стран дороговизна процедуры поставит перед перспективой невозможности завести детей в принципе. Наихудшая ситуация в мире наблюдается в Китае, где, по подсчётам врачей-андрологов, лишь 15% мужчин в настоящее время могут считаться вполне здоровыми (ещё в 2000 году такое же исследование показало цифру в 58%). Между тем, отказаться от использования пластика человечество не может: из него делают гаджеты и строительные материалы, бытовую технику, упаковку для продуктов, комплектующие для промышленности и автомобильного транспорта, мебель, одежду, бытовую химию - пластик буквально всюду. Каждую минуту и каждую секунду современный человек вынужден взаимодействовать с пластиком и его соединениями.


3. Глобальное потепление

В настоящее время почти никто уже не сомневается в реальности глобального потепления: споры ведутся только о его масштабах и возможности ограничить выбросы парниковых газов, не нанося вред промышленности. По расчётам учёных, если ежегодный объём выбросов углекислого газа и метана не уменьшится в течение ближайших 50 лет, к концу 21 века средняя температура у поверхности Земли вырастет от 2 до 4 градусов. Это очень много. Среднегодовая разница в 4 градуса - это разница между климатом Москвы и города Краснодара. Такое значительное потепление неминуемо приведёт к быстрому таянию ледников Антарктиды и Гренландии, а, значит, к повышению уровня мирового океана и, не исключено, к изменению направления океанских течений. Прибрежная территория многих государств окажется под угрозой затопления - а ведь именно на берегах морей и океанов расположены крупнейшие мировые мегаполисы, которые производят значительную часть мирового ВВП. Многие же островные государства - например, Мальдивы - в случае подъема уровня мирового океана всего на 10 метров полностью уйдут под воду.


4. Угроза ядерной войны

Несмотря на то, что после 1945 года ни одна ядерная или водородная бомба не была применена в условиях войны, нет гарантий, что баланс сил в мире всегда будет достаточным для мирного сосуществования народов, а ядерные боеголовки не попадут в руки террористов или безответственных политиков. Использование всего лишь 100 ядерных зарядов средней мощности неминуемо приведёт к наступлению ядерной зимы, при которой средняя температура воздуха на Земле упадёт на несколько десятков градусов, и большая часть территорий окажется под многометровым слоем снега и льда. Коммуникации и города будут разрушены, миллиарды людей не переживут катастрофу. Уцелевшие, весьма вероятно, будут вести между собой войны за контроль над примыкающими к экватору землями, где сохранится потенциал для ведения сельского хозяйства. В случае, если будут взорваны 300 ядерных зарядов, на Земле может настать многовековой ледниковый период или даже необратимое глобальное похолодание - и тогда у человечества шансов не останется вовсе.


5. Появление нового рабовладельческого общества, основанного на тотальном контроле за людьми с помощью видеокамер, роботов и баз данных

Альтернативное будущее, описанное Джорджем Оруэллом, куда ближе, чем мы привыкли считать. В Китае уже действует пилотный проект по присвоению всем гражданам баллов социального капитала на основе их ежедневного поведения: в зависимости от того, как гражданин страны работает, с кем общается, чем занимается в свободное время, ему начисляются определённые баллы. От количества набранных баллов зависит размер ставки по ипотеке, стоимость авиабилетов, возможность поехать в отпуск и получить продвижение по службе. Те граждане, которые регулярно набирают низкие баллы или подвергаются штрафам за плохое, с точки зрения Компартии, поведение, напротив, лишаются возможности устроить детей в детский сад, посещать многие общественные места, удаляться слишком далеко от места проживания или работы. К 2025 году эта система должна охватить всю страну, и никто пока не может сказать, есть ли от неё существенная польза. Зато несомненно, что тотальный контроль за жизнью людей ведёт к снижению частной инициативы, расслоению общества на касты и появлению прослойки "отверженных", взаимному недоверию и страху. Однако, Китай убеждён, что безопасность и порядок превыше всего.

Читайте также: