Что такое законодательная власть кратко

Обновлено: 24.04.2024

Законодательная власть – власть, которая призвана на создание законов в государстве. В основном законодательная власть принадлежит отдельному органу государственной системы. Обычно законодательные органы принято называть – парламент.

Власть в России разделяется на: законодательную, исполнительную и судебную - это три функции по которым осуществляется деятельность законодательства в РФ. В принципе все 3 функции указаны и в конституции, так как понимание этих трех ветвей имеет значение для того, чтобы понять государственную власть.

Такое управление политикой выработано за много лет практики демократическими государствами. Суть управления властью и политической демократической страной может осуществляться при условии разделение этих трех функций управляющими властями между внутренними государственными органами.

Есть три основные функции деятельности государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная, каждая из них должна наблюдаться отдельно соответствующим органом государственные власти. Соединять между собой функции в деятельности одного государственного органа невозможно, так как это непроизвольно создаст в стране диктаторский политический режим.

alt=

Как государство пополняет государственный бюджет с помощью функций деятельности власти

Исследование сущности экономической целесообразности налоговых сборов в казну государства, определило, что одна из функций государственной власти – законодательная разработала – налогообложение, которое базируется на трех основных составляющих:

• принципах, согласно которым осуществляется;

• методах, с помощью которых обеспечивается реализация этих принципов;

• непосредственно присущих ему функциях.

Принципы преференциального налогообложения должны базироваться на классических принципах налогообложения, предложенных еще А. Смитом (1723 - 1790). Учитывая современные тенденции функционирования налоговых систем, целесообразно определить пять основных принципов:

а) научности - преференциальное налогообложение должно формироваться на основании научно-логических исследований;

б) оптимальности - использование оптимальных моделей в разработке преференций;

в) выгоды - применение преференциального налогообложения не должно уменьшать ни доходы бюджета, ни ущемлять интересы налогоплательщиков, а его реализация должна осуществляться при минимальных административных расходах;

г) прогнозируемости - введение налоговых преференций и их использование должно основываться на прогнозных моделях развития;

д) рациональности - целесообразность назначения налоговых преференций должна быть обоснована.

На практике преференциальное налогообложение осуществляют, используя определенные методы и способы воздействия на налогоплательщиков:

1. Экономические методы - это методы воздействия на налогоплательщиков путем использования экономических инструментов.


Экономические методы можно сгруппировать по способам их осуществления:

а) льготный способ - реализация налоговых преференций путем предоставления льгот;
б) без льготный способ - предоставление налоговых преференций без применения льгот.

2. Административные методы - методы воздействия на налогоплательщиков через издание постановлений, приказов и распоряжений исполнительной власти.

3. Правовые методы - внедрение и реализацию налоговых преференций осуществляют в пределах законодательно определенной базы;

4. Социально-психологические - использование передовых достижений психологии и педагогики для мотивации налогоплательщика к рациональному использованию налоговых преференций.

Кроме того, для совершенства механизма, можно обозначить ряд функций, присущих преференциальному налогообложению, которые имеют непосредственное влияние на налогоплательщика:

а) стимулирующая - предусматривает стимулирование субъектов хозяйствования к активизации их деятельности, внедрению инноваций и повышению конкурентоспособности;

б) стабилизационная (поддерживающая) - заключается в реализации преференциальных мер, направленных на поддержку налогоплательщиков, задействованных в малом бизнесе, а также определенных категорий граждан, определенных действующим законодательством.

alt=


Функционирование налоговых преференций на практике характеризуется определенными положительными и отрицательными чертами, которые следует учитывать, разрабатывая механизмы реализации каждой из них.

Следовательно, заметим, что применение тех или иных преференций требует их детального изучения и учета положительных и отрицательных сторон реализации. При введении налоговых преференций для прогнозирования реальных социальных и экономических эффектов нужно максимально учитывать все преимущества и недостатки. Ведь только в таком случае налоговые преференции могут осуществлять эффективное влияние на внедрение механизмов преференциального налогообложения.

Итак, преференциальное налогообложение - это сложный и противоречивый инструмент осуществления налоговой политики государства, который требует детального изучения и осуществления экономической оценки его реализации.

Коррупция, основанная на интересе к законодательной власти

"Государственный интерес" необходим для того, чтобы проиллюстрировать сущность такого концепта, как коррупция. По мнению К. Фридриха, модель политической коррупции существует, когда тот, кто имеет власть, делает определенные вещи: например, лицо, что занимает государственную должность, получает денежные или другие вознаграждения, предоставленные ему нелегально, его склоняют произвести действия в ответ - как услугу тому, кто предоставил вознаграждение, тем же нанося вред государственным и собственным интересам.

Концепция государственного интереса поддавалась широкой интерпретации, и было согласовано, что суждение относительно того, было действие коррупционным или нет, определяется на основе позиции наблюдателя. Д. Ловенштейн отмечал, что действия, которые осуществляются для удовлетворения желаний высших правительственных чиновников, могут противоречить государственному интересу без самостоятельного влияния на государственную политику. А. Рогов и Х. Ласвел тоже характеризовали коррупцию как поведение, что отклоняется от публичных интересов.

В частности, по мнению К. Фридриха, политическая коррупция является разновидностью поведения, что отклоняется от нормы, которая является общепринятой или считается общепринятой в определенном контексте, например политическом. Такое девиантное поведение ассоциируется с особенной мотивацией, в частности частной выгодой во вред государству. Независимо от того, была ли мотивация, особенное значение имеет частная выгода, которая вредит государственным интересам.

Такая выгода может выражаться в денежном эквиваленте, и в глазах общественности так обычно и есть, но она может приобретать и другие формы. Это может быть быстрое продвижение по службе, приказ, награды, выгода, которая может быть не личной, но касаться семьи или другой группы.

Модель коррупции может существовать при условии наличия того, у кого власть и кто ею злоупотребляет; кто является функционально ответственным или занимает государственную должность. И, ожидая будущие финансовые или другие вознаграждения, например, выгодную работу, склонный к действиям, которые приносят пользу тому, кто предоставляет вознаграждение, и вредят группе или организации, к которой принадлежит функционер, например правительству

.
К. Фридрих предоставлял преимущество идентификации политической коррупции скорее не как использованию государственной власти для частной выгоды, продвижения по службе, престижа или выгоды для определенного общественного класса, группы, а как тому, что представляет нарушение закона или стандартов высокой морали; эти нарушения являются определенным видом общественного вреда. Однако типичной является выгода коррупционера и того, на чью пользу коррумпируют, и потери других сторон, втянутых в эту ситуацию.

Основания для вмешательства государственной власти – польза и влияние

Общественные блага, внешние эффекты, естественная монополия и потребность в социальном страховании наделяют правительство распределительными функциями, которые являются важным способом, с помощью которого правительство влияет на экономику для достижения социальной эффективности. Например, теория второго оптимума предусматривает, что если условия оптимальности, вообще говоря, не выполняются, то не следует думать, что попытка произвести любое из отклонений от оптимальности улучшит общественное состояние.

Оптимум, полученный в результате компенсации любого сбоя в функционировании рынка, характеризуется полностью новым набором предельных условий, которые могут в значительной степени отличаться от тех, которые определяют абсолютный оптимум. Более того, чтобы сдвинуть экономику в направлении этого нового оптимума, правительство должно использовать налоги, субсидии, регулятивные функции и т. д., которые сами по себе вносят искривление в систему. Политика правительства, следовательно, должна выбирать между неэффективностью, которая связана со сбоями в функционировании рынка и неэффективностью, которая связана с компенсационной политикой и расходами на ее осуществление. Планирование такой политики является основной проблемой, которая появляется перед государственными деятелями, которые определяют роль правительства во влиянии на распределение ресурсов.

Существует Парето-оптимум, что связан с каждым начальным распределением собственности на факторы производства. Результирующее распределение доходов и общественного уровня жизни отражает начальное распределение капитала и способностей. Если такое распределение неприемлемо, то общество санкционирует перераспределительные мероприятия. Пока существуют частные организации, которые могут влиять на перераспределение, без вмешательства правительственной власти, то объем координированного перераспределения достаточно умерен. И все же все еще возникают сложные проблемы. Прогрессивное налогообложение и денежные трансферты являются наиболее прямыми перераспределительными инструментами, которые используются государством. Однако, и другие мероприятия политики или же целеустремленно носят перераспределительный характер, или же опосредствовано приводят к перераспределению. Предоставление государством медицинского обслуживания, образования, жилья и других социальных услуг являет собой стержень перераспределительной политики. Следует сказать, что существуют проблемы определения объема перераспределения, которое происходит через услуги, которые предоставляются правительством. Возникает также вопрос о том, должно ли правительство предоставлять эти блага и услуги непосредственно, или обеспечивать надбавки к доходу и давать возможность людям самим покупать столько, сколько они хотят на рынке.

Правительство может влиять на распределение доходов и общественной жизни с помощью и других способов. В частности, регулирующие действия, такие, как защита прав потребителя, антимонопольное законодательство и правила техники безопасности - много из которых оправдывают ссылками на проблемы, связанные с сбором, распространением и интерпретацией информации, трудностями в организации коллективных действий и расходами на установление и внедрение минимальных стандартов, - имеют распределительное значение. Как и с политикой, направленной на улучшение распределения ресурсов, мероприятия, которые направлены на достижение распределительных целей, приводят к потерям эффективности. Соответственно, существует компромисс между равномерным распределением и эффективностью, что предусматривает ограничение перераспределения.

Законодательная власть: что это такое, что делает. структура кратко

Одним из важнейших признаков демократического государства является разделение властей на три ветви. Наличие законодательной, исполнительной и судебной власти позволяет предотвратить захват полномочий одним человеком или органом власти. Все ветви уравновешивают друг друга, при этом осуществляя функцию взаимоконтроля. Рассмотрим, что такое законодательная власть; как организована деятельность представляющих её органов в нашей стране.

Понятие законодательной власти

Законодательная система государства, в котором провозглашена демократия, основывается на деятельности законодательной власти. В большинстве стран органом, который её осуществляет, является парламент. Его решения обладают высшей юридической силой, так как в основу его деятельности положен принцип верховенства закона.

Узнаем, что делает парламент в рамках своих полномочий.

  • Разрабатывает законодательство.
  • Утверждает состав правительства.
  • Распределяет государственный бюджет.
  • Утверждает международные соглашения.
  • Вносит изменения в систему налогообложения.
  • Принимает решение по поводу объявления войны.

Законодательная власть: что это такое, что делает. структура кратко

Рис. 1. Жан-Жак Руссо.

Система законодательной власти Российской Федерации

Законодательная власть в РФ осуществляется Федеральным собранием. В его состав входят две палаты — Совет федерации и Государственная дума. Кратко познакомимся с особенностями каждого органа власти.

Совет федерации

Верхней палатой парламента в России является Совет федерации. В его состав входит по два представителя (сенатора) от каждого субъекта страны. Таким образом в нём представлены интересы всех регионов. Помимо них, президент РФ полномочен назначать не более 30 членов СФ.

Совет федерации занимается решением важных вопросов, касающихся развития государства. В его полномочия входит, например:

  • утверждение указов действующего президента о введении чрезвычайного или военного положения;
  • определение границ между регионами;
  • вынесение решения о прекращении полномочий президента РФ;
  • назначение кандидата на должность генерального прокурора РФ;
  • назначение выборов президента.

Законодательная власть: что это такое, что делает. структура кратко

Рис. 2. Заседание Совета федерации РФ.

Государственная дума

Государственная дума — нижняя палата Парламента РФ. Её структура состоит из 450 депутатов, выбранных в результате тайного голосования.

  • 225 человек из них избираются по одномандатным округам, то есть от каждого округа выдвигается один кандидат.
  • 225 членов избираются по федеральному округу в зависимости от количества голосов, отданных за партии. После подсчёта в процентном соотношении определяется число мест в Госдуме, выделенных для кандидатов от политической партии. Учитываются только те организации, которые смогли пройти через минимальный барьер (5 %).

Законодательная власть: что это такое, что делает. структура кратко

Рис. 3. Государственная дума РФ.

  • не менее 21 года;
  • не имеющий гражданства в другой стране;
  • не хранящий деньги или другие ценности на счетах в зарубежных замках.

Состав Государственной думы РФ формируется сроком на 5 лет. В её полномочия входит:

  • утверждение председателя правительства РФ, его заместителей;
  • принятие федеральных законодательных актов;
  • заслушивание отчётов правительства;
  • назначение главы Центрального банка РФ;
  • объявление амнистии.

Что мы узнали?

Разделение властей на три ветви — важный признак демократического государства. В Российской Федерации законодательная власть представлена Федеральным собранием, которое состоит из Совета федерации и Государственной думы. Основной их задачей является принятие действующего законодательства.

Обществознание Военная служба, воинская обязанность, закон РФ: что такое, виды в обществознании кратко для 7 класса

Обществознание Правоспособность и дееспособность физических и юридических лиц – определения и отличия в таблице кратко


В соответствии с Конституцией РФ политическая власть в России состоит из трех ветвей: исполнительной, законодательной и судебной.

Государственная власть

Государственная власть – это способность государства с помощью законных средств подчинять своей воле, как отдельных индивидов, так и больших групп людей. Особенность такого вида власти заключается в том, что она сосредотачивается в руках группы лиц. Символами государственной власти в России являются герб, гимн и флаг.

Президент Российской Федерации — высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность. Президент России является главой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Администрация президента Российской Федерации — государственный орган Российской Федерации, обеспечивающий деятельность президента и контролирующий исполнение его поручений и решений.

Совет Безопасности Российской Федерации (СБ РФ) — конституционный совещательный орган при главе государства, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики по обеспечению национальной безопасности. Совет безопасности обеспечивает условия для реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности.

Законодательная власть

Законодательная власть – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни. В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).

Парламент РФ – это представительный и законодательный орган, который состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Сфера влияния: система создания новых законов, направленных на обеспечение благосостояния населения страны; пересмотр и регулирование старых и давно принятых законов для того, чтобы их функционирование имело больший эффект влияния и обеспечения нормальной жизни народа в государстве.

Занимается вопросами по принятию законов, которые на обязательных условиях применяются на всей территории России. Также деятельность по назначению на должность руководителей Правительства, Центрального банка РФ и решение других важных вопросов, которые направлены на обеспечение продуктивной работы власти и закона в стране.

Законодательным и представительным органом РФ является парламент - Федеральное Собрание:

- состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы

- является постоянно действующим органом

- Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно

- заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания)

- палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств

- члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий (не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления)

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос. власти субъекта. Гос. Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года по смешанной - мажоритарно-пропорциональной системе .




К ведению Совета Федерации относится:

- одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой

- утверждение изменения границ

- утверждение некоторых важнейших указов Президента РФ (напр., о введении чрезвычайного положения

- назначение выборов Президента РФ

- назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ

- назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ

- отрешение Президента от должности

К ведению Государственной Думы относится:

- принятие федеральных законов

- дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ

- решение вопроса о доверии Правительству РФ

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ

- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека

- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности

Парламентская независимость не является абсолютной.

Она ограничивается через такие институты конституционного права, как

- референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента;

- чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов;

- право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными;

- право Президента РФ распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах;

- ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов;

- требование Конституции РФ о принятии Государственной Думой финансовых законов только при наличии заключения Правительства РФ.

Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей. Они, однако, не умаляют независимого положения Федерального Собрания в системе органов Российского государства.

Законодательная власть — это система полномочий по разработке и принятию законов, а также система органов государственной власти, которая эти полномочия реализует.

Далее рассмотрим на примерах характеристики этой власти и органы власти, которые ее осуществляют.

Законодательная власть: понятие и функции

Фото. Заседание Государственной Думы Российской Федерации

Конституции современных государств как правило выделяют законодательную ветвь власти. Соответственно ее осуществляют парламенты. Однако при этом основные законы предполагают делегирование законодательных полномочий в ряде случаев Правительству, либо референдумам и плебисцитам.

Так, например, в 2020 году в России были приняты поправки в Конституцию. Именно поэтому существуют смешанные формы правления: полупрезидентская (Россия, Франция), или полупарламентская. Это неким образом, конечно, противоречит концепции разделения властей.

Между тем, в западных демократиях запрещено делегирование законодательных полномочий органам исполнительной власти в части, касающейся прав человека и гражданина.

Как правило, законодательная власть осуществляется выборными представительными органами. А при рассмотрении нового законопроекта обязательно коллегиальное принятие решений по его изданию. Ведь законотворческий процесс должен учесть интересы всех граждан. Именно поэтому в парламенте создают разного рода комиссии для обсуждения той или иной законодательной инициативы.

Также законодательная власть осуществляет и контрольные полномочия. Так парламенты разных государств осуществляют парламентский контроль правительства, финансовый контроль, парламентские слушания, парламентские расследования.

К признакам этой ветви власти относят: выборность (на альтернативной и тайной основе), сменяемость, гласность, коллегиальность принятия решений.

Таким образом, эта власть как никакая другая является лакмусовой бумажкой на присутствие в государстве подлинно демократических начал.

Многие даже говорят, что законодательная власть — это сердце государства, власть исполнительная его мозг.

Законодательная власть: понятие и функции

Фото. Заседание Конгресса США

Органы законодательной власти

В Российской Федерации по Конституции 1993 года (с поправками 2020 года) органы законодательной власти подразделяются на две категории: федеральные и региональные.

На федеральной уровне она осуществляется двухпалатным парламентом — высшим органом законодательной власти в рф является Федеральное собрание. Нижняя его палата — Государственная дума — избирается на 6 лет путем прямых, тайных выборов на альтернативной основе, состоит из 450 депутатов. Верхняя палата — Совет Федерации формируется Президентом — по два представителя от каждого региона.

Законопроект сначала поступает в Госдуму, там проходит 3 чтения. Если он одобрен, то поступает в Совет Федерации и если утверждается им, то далее идет на стол к Президенту. Президент вправе отклонить законопроект и не подписать его — вернуть в Госдуму. Если три раза вернет, последняя имеет право объявить ему вотум недоверия, а он, в свою очередь, может ее распустить и назначить перевыборы.

Полномочия Совета Федерации описаны в статье 102 Конституции РФ:

  • утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • отрешение Президента Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий и пр.

Полномочия Госдумы согласно 103 статье Конституции РФ:

Более подробно смотрите полномочия в названных статьях Конституции. А также обязательно поделитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях!

Читайте также: