Что такое высшее правосудие

Обновлено: 30.06.2024

О чем речь

Самое общее определение

Игра – это конкуренция. Идет ли речь о чем-нибудь вроде дорожного движения, где каждый преследует свою отдельную цель, то есть попросту движется по своему собственному адресу, до какого-нибудь спортивного единоборства, где достижение цели должно означать победу одного и поражение другого, – какая-то конкуренция в любом случае неустранима (в драке она лишь достигает максимума) и требует этих самых правил – требует справедливости.

Справедливость – тот воображаемый идеальный кодекс прав и обязанностей (правил взаимоотношений) дорожащих своей свободой индивидов в ситуациях взаимозависимости (то есть во всяком обществе), которому каждый из них мог бы подчиниться заведомо и предпочтительно.

4) Притом все претендующие на справедливость правила, по которым мы можем и выиграть и проиграть, должны быть если и не желанными, то предпочтительными. На этом основаны расчеты справедливости – например, в избираемой игре риск должен быть сведен к минимуму, то есть возможный проигрыш должен быть, сравнительно с играми по другим правилам, наименьшим. Предпочтительность – это ее, справедливости, единственная и достаточная санкция.

Есть разные понимания.

Так или иначе, обычная справедливость энергично размежевывается с ситуативной моралью, и тем более никакой божественной задачи принципиально на себя не возлагает. Она берется лишь устроить приемлемое общежитие нас несовершенных, а не воспитать в нас совершенство.

Справедливость и власть

Любой деспот, от семейного до государственного, может заботиться о справедливости и даже чаще всего ее только и насаждает – только определяет ее не на основе консенсуса. В то время как справедливость – это консенсус. Несправедлива сама власть.

Впрочем, задача эта никогда не сможет быть выполнена до конца. А в схеме – так:

– если же власть включена в общую игру справедливости – она лишь исполняет ее правила, непрерывно уточняемые законодателем, представляющим всех участников игры, и признает над собой арбитра. То есть делится на исполнительную, законодательную и судебную.

Справедливость и право

Именно с правом, формальной законностью, справедливость более всего и схожа. На других языках оба эти понятия и называются одинаково – например, justice. Ведь и справедливость ищет идеального закона, и юстиция, в идеале, кодифицирует не какой-то произвол законодателя, а справедливость, ту или иную ее интерпретацию. При всем том самим юристам (например Кони) приходится напоминать себе и друг другу, что судебные решения не должны упускать из виду справедливость (только вслушайтесь: науку справедливости призывают не забывать о самой справедливости!) – законные (формально справедливые) приговоры могут оказываться чудовищно несправедливыми. Все дело в том, что правила справедливости всегда остаются искомыми, ориентированными на ее собственный дух, а право, во избежание произвола судейских, тщится уместить дух в букву, и тем его неизбежно убивает.

Вот несколько наблюдений.

Справедливость и мораль

Коллизия:
справедливость юридическая и коммунистическая

Вот два вопроса, одинаково исходящие из понимания справедливости как договора, на которые можно дать однозначные, но взаимоисключающие и вечно чреватые войной ответы.

Конечно, можно возразить на это, что справедливость, согласно принятому нами же определению, и может быть только а priori, а не а posteriori. Но, как уже сказано, а priori невозможно пожелать такого а posteriori, если оно наступает совершенно закономерно – не так ли? По справедливым правилам кто-то проигрывает, это верно, но справедливы ли правила, по которым заведомо проиграют лучшие?

Роль власти в этом процессе, как роль арбитра – только гарантировать соблюдение всеми участниками игры этих ее правил.

Справедливость и семья

Семья – не общество, а община.

(Интересно, что взрослые дети по отношению друг к другу – уже не семья. Родитель может завещать все наследство любимому Пьеру, но не Жану, совершенно не опасаясь того, что оно будет поделено самими братьями поровну. А существовавшее во многих странах установление, препятствующее измельчению дворянства, согласно которому все имущество наследует только старший сын, а младшие должны соответственно стать нищими – безусловно будет соблюдаться. Жестокая формальная справедливость, согласно которой каждый без зазрения владеет всем, чего только не украл, явит себя во всей красе.)

Чувство справедливости

Но все это не совсем то, что чувство. Это скорее ум и честность. Сколь мало они задействованы в людях, видно по тому, что едва ли не каждый убежден, что сама справедливость, если только вообще существует, целиком на стороне его интересов. Что сам мир, если бы был устроен верно, поставил бы его интересы во главу угла. (Отсюда – так называемый третейский суд. Предполагается, что каждый отождествляет свои интересы со справедливостью, и только третьяк, незаинтересованная сторона, может что-то знать о справедливости одной на всех.)

Что же такое справедливость именно как чувство?

Теперь – пару слов об извращениях чувства справедливости. Одно из них – сутяжничество. Это мания формализма. Не все, на что формально, по справедливости или тем паче по закону, мы можем рассчитывать, мы тем самым должны получить по совести или здравому смыслу – но маньяк принимает право за обязанность, и добивается, добивается.

Апрель 2016

Анализ этого труда в задачи моего эссе не входит, оно посвящено лишь волнующим меня аспектам и нюансам проблемы. Но абсолютно верной представляется мне та аксиома справедливости, которую он принимает.

Читайте также: