Что такое выемка в уголовном процессе

Обновлено: 30.06.2024

Обыск и выемка представляют собой предусмотренные ст. 182 УПК РФ действия, которые состоят в принудительном обследовании местности, помещения, или некоторых лиц. Они необходимы для поиска и изъятия скрываемых объектов, которые имеют значение для уголовного дела. В их число можно включить орудие преступления, предмет, документацию, ценности, разыскиваемых людей и трупы.

Обыск можно классифицировать в соответствии со следующими основаниями:

  1. обыскиваемым объектом:
    1. помещение (квартира, дом, служебный кабинет и др.);
    2. участки местности (приусадебные участки и прочие места, не являющиеся помещениями, включая подвалы, погреба, автомашины и др.;
    3. человек (личный обыск);
    1. первичный;
    2. повторный.

    Повторный обыск производят тогда, когда первичный обыск был осуществлен поверхностно или в неблагоприятных условиях, когда разыскиваемые объекты, которые ранее удалены заинтересованными лицами, возвращаются на прежнее место, когда на месте произведенного первичного обыска появляются новые объекты, когда возникает необходимость найти и изъять предметы, которые не представляли интерес в ходе первичного обыска;

    1. формой организации:
      1. единичные обыски (у одного человека, в одном месте или помещении);
      2. групповые обыски (производится одновременно несколько обысков у различных людей в разных местах, что относится к одному уголовному делу).

      Рассмотрение общих процессуальных правил осуществления обыска

      Процессуальную процедуру осуществления обыска определяют статьи 182 и 184 УПК. В соответствии с этой процедурой, основанием производства обыска может являться наличие необходимых и достаточных сведений полагать, что в определенном месте или у определенного лица могут быть орудия преступления, документы, ценности и предметы, имеющие значение для уголовного дела.

      Достаточность сведений заключается в понимании фактических данных, которые получены из процессуальных источников. В ходе решения проблемы достаточности оснований для производства обыска необходим учет информации, которая поступила от сотрудников, проводивших ОРД.

      Обыск производят на основе мотивированного постановления следователей, исключая обыск жилища, осуществляемый на основе судебного решения, которое принимается в порядке статьи 165 УПК.

      Постановление следователя включает установленные обстоятельства дела, которые дают основание полагать, что в соответствующем месте были скрыты объекты, которые имеют значение для дела. Там необходимо указывать, в каком помещении и у каких лиц производится обыск.

      В некоторых ситуациях, когда производство обыска не терпит отлагательства, подобное следственное действие может производиться на основе постановления следователя, для чего нет необходимости получать судебное решение. В этой ситуации следователь в течение суток с момента начала производства обыска должен уведомить судью и руководителя следственного органа о начале осуществления следственных действий. К уведомлению необходимо приложить копию постановления об обыске и протокол обыска с целью проверки законности. Если судья признал осуществленный обыск незаконным, то все доказательства необходимо признать недопустимыми.

      В процессе обыска должны обязательно принимать участие понятые. Для того чтобы избежать негативных последствий нравственного характера, специалисты не рекомендуют приглашать в качестве таких лиц граждан, которые знакомы с обыскиваемым лицом, хотя законодательство это не запрещает.

      Обыск производят при участии лица, в помещении которого осуществляют обыск (совершеннолетних членов семьи). Когда обыск происходит в помещении предприятия, то обязательным является участие в нем представителей со стороны администрации этого предприятия. Обыск в служебном и жилом помещении дипломатического представительства можно производить лишь при наличии просьбы или после получения согласия дипломатических представителей, включая обязательное присутствие в процессе обыска прокурора (работника МИД России).

      К процессу производства обыска привлекается в некоторых случаях специалист, который способен помочь следователю обнаружить тайник, следы преступления, вскрыть запертые помещения, хранилища, определить индивидуальные признаки и оценить сумму изымаемого имущества, на которое налагается арест. В процессе обыска для обнаружения и задержания разыскиваемого человека часто приглашаются и работники дознавательного органа.

      В рассматриваемом мероприятии могут принимать участие защитники подозреваемых, обвиняемых лиц, адвокат человека, помещение которого обыскивается.

      До того, как начать обыск, следователь должен предъявить постановление о его производстве. Если происходит обыск жилища, то предъявляется судебное решение. Следователь также должен предложить добровольную выдачу предметов, которые подлежат изъятию и имеют значение для уголовного дела. Если человек выдает их добровольно и не существует оснований опасаться, что в месте обыска могут быть скрыты другие объекты, следователь имеет право ограничиться изъятием только выданных предметов, не осуществляя последующих поисков.

      В ходе обыска возможно вскрытие любых запертых помещений в случае, когда владелец отказывается открывать их добровольно. Здесь недопустимо повреждение имущества. Процессу принудительного вскрытия должно предшествовать разъяснение со стороны следователя прав на такие действия. Следует отметить, что несогласие на это обыскиваемого лица приводит к повреждению вскрываемого объекта.

      В некоторых ситуациях поисковые действия следователя приводят к беспорядку на месте осуществления обыска. По этой причине он, руководствуясь нравственными соображениями, должен по возможности придавать обстановке первоначальное состояние.

      Следователь должен предусмотреть меры для того, чтобы обстоятельства частной жизни лица не были оглашены. Также запрещено оглашать личную и (или) семейную тайну, обстоятельства частной жизни прочих граждан. Этот запрет реализуется несколькими путями, включая привлечение понятых в лице граждан, которые не знают обыскиваемых, умолчание о найденных письмах, дневниках, документах, которые включают указанную информацию, но не имеют отношения к делу. Следователь также может разъяснить участвующим и присутствующим лицам информацию, касающуюся недопустимости разглашать сведения, в том числе получить от них подписки о неразглашении и предупредить об ответственности.

      Следователь имеет право запретить тем лицам, которые присутствуют в месте обыска, или тем лицам, которые прибыли на место во время обыска, покинуть его, общаться друг с другом и другими людьми по телефону (другим способом) до того момента, пока не закончится обыск. Подобные меры принудительного характера необходимы для того, чтобы исключить возможность уничтожения интересующих следствие предметов или документов; вынесения из обыскиваемых помещений искомых объектов, документации или ценностей; информирования заинтересованных в исходе дела лиц о факте обыска, включая его результаты.

      Использовать перечисленные меры необходимо в случае наличия настоящей потребности, разумных пределов, в зависимости от сложившейся ситуации и обстоятельств дела.

      Уголовное законодательство содержит положение о том, что следователь может подвергать личному обыску лиц, которые находятся в помещении или другом месте, где осуществляется обыск. Это предусмотрено для случаев, когда есть основания полагать, что эти лица скрывают при себе определенный предмет или документ, имеющий значение для уголовного дела. Производство личного обыска может происходить и для того, чтобы обеспечить безопасность участников обыска, исключить возможность оказывать ими вооруженного сопротивления.

      В рассмотренных случаях личный обыск производят, не вынося соответствующее постановление. Произведение такого обыска должно осуществлять лицо одного пола с обыскиваемым лицом и в присутствии понятых такого же пола. Специалисты, которые участвуют в личном обыске, должны быть одного пола с обыскиваемыми лицами.

      Любые предметы, документы и ценности, изъятие которых происходит, должны предъявляться понятым и прочим лицам, которые присутствуют при обыске. По необходимости предметы подлежат упаковке и опечатыванию на месте обыска, что важно подтвердить с помощью подписей указанных лиц.

      Упаковка и опечатывание производится для обеспечения достоверности и сохранности изъятых предметов. Особенно это касается тех случаев, когда доказательственное значение предметов можно установить, производя соответствующую судебную экспертизу.

      Производя обыск в любом случае производят изъятие обнаруженных объектов, изъятых из оборота или хранящихся без специального разрешения. В их число включаются огнестрельное оружие, взрывчатые вещества, боеприпасы, сильнодействующий яд, драгоценные металлы и камни, которые извлечены из недр земли и др. Осуществляя это следственное действие, следователь может изымать имущество, арест на которое наложен. Изыматься должны и награды, ордена, медали государства, нагрудные знаки и подтверждающая документация к ним в случаях, если они находятся в собственности подозреваемого или обвиняемого, а также, когда не установлены принадлежность и право на хранение.

      Перечень и описание изымаемого при обыске имущества, на которое налагается арест, необходимо внести в отдельную опись. Его можно передать под расписку для ответственного хранения обыскиваемому лицу или представителям администрации. Лицам, которые принимают изъятое при обыске имущество, необходимо разъяснить степень ответственности, которую предусматривает ст. 312 УПК. Ответственность наступает за растрату, отчуждение, сокрытие или незаконную передачу имущества, что важно отметить в сохранной расписке, которая должна приобщаться к протоколу обыска.

      В завершение обыска специалист составляет протокол, который должен соответствовать статьям 166 и 167 УПК. Он содержит информацию о месте и обстоятельствах обнаружения предметов, документов или ценностей, их добровольной или принудительной выдаче. Всю совокупность изымаемых предметов, документов и ценностей необходимо перечислить, точно указывая их количество, меру, вес, индивидуальные признаки и по возможности стоимости.

      В случае, когда в ходе обыска лица предприняли попытку уничтожения или сокрытия предметов, подлежащих изъятию, то в протокол необходимо внести соответствующую запись с указанием принятых мер.

      Если составлена опись имущества и есть копии протокола, то их необходимо вручить лицу, в помещении которого производился обыск (совершеннолетнему члену семьи). Если производство обыска было в помещении предприятия, то копии протокола и описи необходимо отдать под расписку представителю администрации этого предприятия.

      Осуществление личного обыска и выемки

      Основание для личного обыска предполагает наличие достаточных данных полагать, что у подозреваемых или обвиняемых лиц могут храниться орудие преступления, предмет, документация, ценности, которые играют роль в решении уголовного дела. Подобный обыск производят, основываясь на мотивированное постановление для обнаружения и изъятия этих предметов.

      Для осуществления личного обыска не обязательно наличие соответствующего постановления не только для производства обыска помещения (местности), но для задержания лица, заключения его под стражу.

      Что касается выемки, то основания и порядок ее осуществления устанавливает ст. 183 УПК.

      Выемка представляет собой следственное действие, осуществляемое в случае необходимости изымать у гражданина или юридического лица требуемых объектов, предметов, документов, которые имеют значение в решении уголовного дела. Выемка производится в случае, когда точно известно местонахождение искомых предметов.

      Выемку производят в соответствии с мотивированным постановлением следователя, где содержится информация об основаниях, составе предметов и документов, которые подлежат выемке. Информация включает наименование гражданина или предприятия, включая адрес производства следственного действия.

      Выемка документации и предметов, которые содержат государственную или другие типы охраняемой федеральным законодательством тайну, сведения о вкладах и счетах лиц в банках и прочих кредитных компаниях, вещей, которые заложены или сданы на хранение в ломбард, осуществляется только на основе судебного решения.

      До момента начала выемки следователи могут предложить лицам выдать предметы и документы для изъятия. Если лица отказываются, то выемку производят в принудительном порядке. Принудительное осуществление выемки предполагается только для случаев, когда следователь точно знает местонахождение этих предметов и документов. При отсутствии данной информации может появиться потребность произвести обыск, при этом следователь должен вынести постановление о его производстве и произвести его немедленно. В последующем законность обыска, который производится в помещении, должна определяться в судебном порядке.

      О произведенной выемке составляется протокол, соответствующий статьям 166 и 167 УПК. В случае выемки вещей, заложенных (сданных на хранение) в ломбард, в трехдневный срок необходимо уведомить об этом заемщика или поклажедателя.

      1. При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка.

      2. Выемка производится в порядке, установленном статьей 182 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей статьей.

      3. Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса .
      3.1. При производстве выемки изъятие электронных носителей информации производится с участием специалиста. По ходатайству законного владельца изымаемых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации специалистом, участвующим в выемке, в присутствии понятых с изымаемых электронных носителей информации осуществляется копирование информации на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изымаемых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации. При производстве выемки не допускается копирование информации, если это может воспрепятствовать расследованию преступления либо, по заявлению специалиста, повлечь за собой утрату или изменение информации. Электронные носители информации, содержащие скопированную информацию, передаются законному владельцу изымаемых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации. Об осуществлении копирования информации и о передаче электронных носителей информации, содержащих скопированную информацию, законному владельцу изымаемых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в протоколе делается запись.

      4. Часть утратила силу с 7 сентября 2007 года - Федеральный закон от 5 июня 2007 года N 87-ФЗ.

      5. До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно.

      6. В случае выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи в трехдневный срок производится уведомление об этом заемщика или поклажедателя .

      Комментарий к статье 183 УПК РФ

      1. Выемка - это следственное действие, состоящее в процессуальном принудительном изъятии (фиксации) имеющих значение для дела определенных предметов и документов, когда точно известно их местонахождение.

      2. Основаниями для производства выемки служат доказательства, указывающие, во-первых, на индивидуальные признаки подлежащего изъятию предмета, во-вторых, на точное его местонахождение в чьем-либо владении. Таким образом, в отличие от обыска при производстве выемки отсутствуют поисковые действия.

      3. Порядок производства выемки такой же, как и обыска. При этом следует соблюдать общие правила производства следственных действий. См. ком. к ст. ст. 164 - 170. Обычно выемка не требует специального дополнительного разрешения (санкционирования). Однако из этого правила имеется широкий круг исключений.

      5. Государственная тайна согласно ст. 2 ФЗ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и ОРД, распространение которых может нанести ущерб безопасности России. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (ред. от 11.06.2011). Выемку документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной, целесообразно проводить в порядке, согласованном с руководителем соответствующего учреждения, отвечающего за соблюдение этой тайны. Данное требование в отличие от УПК РСФСР (ч. 2 ст. 167) в действующем законе стало рекомендацией.

      6. Законодательство не дает определения иной охраняемой федеральным законом тайны. На основании ст. ст. 5 и 9 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" можно сделать вывод, что это информация, доступ к которой ограничен федеральными законами, - информация ограниченного доступа. Это обширный перечень сведений. Выемка всех из них согласно п. 7 ч. 2 ст. 29 и ч. 3 ст. 183 УПК (в ред. ФЗ от 05.06.2007 N 87-ФЗ) должна производиться по судебному решению. Федеральными законами предусмотрены следующие виды тайн (информации ограниченного доступа):

      1) тайна частной жизни, личная, семейная тайна (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ);

      2) адвокатская тайна (ч. 3 ст. 8 ФЗ от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации");

      3) аудиторская тайна (ст. 9 ФЗ от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности");

      4) банковская тайна (ст. 857 ГК; ст. 183 УК; ст. 26 ФЗ от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности");

      5) врачебная тайна (ст. 13 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ч. 2 ст. 15 СК; ст. 9 ФЗ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании") ;

      --------------------------------
      Пункт 12.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.03.2004 N 1 различает врачебную тайну о состоянии психического и физического здоровья. В первом случае признается необходимость производства выемки, а во втором - нет.

      7) налоговая тайна (ст. 102 НК РФ; ст. 183 УК);

      8) профессиональная тайна (подлежит защите в случаях, если ФЗ предусматривает конфиденциальность такой информации; ст. 9 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации");

      9) тайна архива (ст. 25 ФЗ от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации");

      10) тайна голосования на выборах или референдуме (подп. "г" п. 10 ст. 30 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; ст. 141 УК);

      11) тайна завещания (ст. 1123 ГК);

      12) тайна закрытого ключа электронной цифровой подписи (ст. 12 ФЗ от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи");

      13) тайна исповеди (ст. 3 ФЗ от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях");

      14) тайна источника информации средства массовой информации или редакционная, журналистская тайна (ст. 41 ФЗ "О средствах массовой информации"). Об этом см. ком. к ст. 144;

      16) тайна объектов транспортной безопасности (ч. 4 ст. 5, ч. 3 ст. 9, ч. 4 ст. 11 ФЗ от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности");

      17) тайна персональных данных граждан (ст. 7 ФЗ от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"; ст. 86 ТК; ст. 12 ФЗ от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния");

      18) тайна предварительного расследования (ч. 9 ст. 166, ст. 161 УПК);

      19) тайна сведений о лице, в отношении которого применены меры государственной защиты (ст. ст. 9, 21 ФЗ от 20.08.2004 N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства");

      20) тайна совершения нотариальных действий (ст. ст. 16, 28 ФЗ от 11.02.1993 N 4462-1 "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате");

      21) тайна совещательной комнаты (ст. ст. 298, 341 УПК; ст. 194 ГПК; ст. 167 АПК);

      22) тайна страхования (ст. 946 ГК; ч. 2 ст. 25 ФЗ от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств");

      23) тайна усыновления (ст. 139 СК РФ; ст. 155 УК);

      24) тайна членства в политической партии (ч. 6 ст. 19 ФЗ от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях").

      7. На основе ст. 9 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" можно сформулировать общее правило, применимое к аналогичным случаям. Большинство видов тайн являются разновидностями профессиональной тайны (информации, полученной физическими лицами при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности, - ч. 5 указ. статьи). Профессиональная тайна может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с ФЗ и (или) по решению суда (ч. 6 указ. статьи). Следовательно, если ФЗ предусматривает предоставление следователю конфиденциальной информации без судебного решения, то производство выемки не обязательно. Однако при наличии оснований именно для выемки документов (о них см. п. 2 ком. к настоящей статье) следователь уполномочен ее произвести.

      8. Буквальный смысл ч. 3 ком. статьи и п. 7 ч. 2 ст. 29 (в ред. ФЗ от 05.06.2007 N 87-ФЗ) оставляет неопределенность в вопросе о том, требуется ли судебное разрешение на выемку банковских документов, если они касаются счетов юридических лиц, а не граждан (в прежней редакции п. 7 ч. 2 ст. 29 слово "граждан" отсутствовало). Представляется, что данные документы содержат одну из охраняемых федеральным законом тайн, выемка которых по общему правилу требует судебного решения.

      Другой комментарий к статье 183 УПК РФ

      1. Выемка - самостоятельное следственное действие, которое заключается в изъятии у гражданина или организации определенных предметов или документов, имеющих значение для дела. Указанное действие проводится, когда точно известно, где и у кого находятся предметы и другие объекты, подлежащие изъятию.

      2. Выемку можно производить только по возбужденному уголовному делу. Она может иметь место лишь при наличии к тому достаточных фактических и формальных оснований, которые следует различать.

      3. Фактические основания для производства выемки - это данные, позволяющие установить индивидуальные признаки предмета, подлежащего изъятию, и место его нахождения. Они могут быть получены из различных процессуальных источников: показаний потерпевшего, свидетелей, обвиняемых, документов и других средств доказывания. Для принятия решения о производстве выемки наряду с этим могут иметь значение сведения, полученные от органов дознания.

      4. Формальным основанием для производства выемки является мотивированное постановление следователя, органа дознания или прокурора, в котором должно быть указано, какой объект подлежит изъятию в процессе выемки (его наименование и индивидуальные признаки), место его нахождения, у кого предстоит произвести выемку.

      5. Для производства выемки следователь выносит мотивированное постановление (см. приложение 77 к ст. 476).

      6. Необходимо учитывать правила, содержащиеся в ст. 25 Конституции, согласно которой никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Для производства выемки в жилище согласно требованиям УПК постановления следователя недостаточно. Необходимо получить для этого решение суда, принимаемое в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 29 и ст. 165 УПК (см. приложение 81 к ст. 476; приложение 8 к ст. 477).

      7. При производстве выемки, как и обыска, участвуют понятые (см. коммент. к ст. 60 и 170).

      8. Выемка чаще всего проводится для изъятия предметов и документов в учреждениях и организациях. Выемке какого-то определенного документа нередко предшествует ознакомление следователя непосредственно в учреждении с рядом документов, среди которых находится (или предполагается, что находится) искомый документ.

      9. Закон оговаривает особенности в правовом регулировании выемки документов, содержащих сведения, являющиеся государственной или иной охраняемой федеральным законом тайной. Выемку этих документов следователь может произвести только при согласии на то прокурора.

      10. Выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и кредитных организациях, производится следователем на основании судебного решения (см. коммент. к ст. 165).

      11. До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию. Если они выдаются добровольно, следователь изымает их. Этим выемка, в отличие от обыска, и заканчивается. В случае отказа от добровольной выдачи объектов следователь производит их выемку принудительно.

      12. Выемка производится в том же порядке, что и обыск, но с изъятиями, установленными комментируемой статьей. Подробно о порядке производства выемки см. коммент. к ст. 182.

      Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с проведением выемки как необходимого следственного действия, согласно действующему уголовно-процессуальному закону. Автором исследуются позиции ученых, приведенные в научной литературе, а также процессуальные аспекты проведения данного следственного действия, делается акцент на существующие проблемы и противоречия современного законодательства.

      Ключевые слова: выемка, обыск, изъятие предметов и документов, уголовное дело, следственные действия.

      Расследование преступлений – довольно непростая задача, стоящая перед правоохранительными органами. Правильное проведение следственных действий, соблюдение законности в собирании доказательственной базы имеет огромное значение для изобличения виновных, установления истины по делу и справедливости правосудия. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает собирание доказательств по расследованию преступлений в сфере экономической деятельности, ведь специфика такой деятельности обусловлена работой с большим количеством различных документов. А для успешного раскрытия экономического, налогового преступления крайне важно получить и исследовать документальные доказательства.

      Российский уголовно-процессуальный кодекс в числе всех следственных действий, применяемых при расследовании преступления, закрепил выемку (в ст. 183). Выемка заключается в том, что следователем (дознавателем) производится фактическое изъятие значимых для уголовного дела определенных предметов и документов, причем такое изъятие должно производиться, согласно закону, лишь тогда, когда стало доподлинно известно место их нахождения (определенное лицо, организация и т.д.).

      Будучи разновидностью следственных действий, выемка может выступать как способ собирания доказательств.

      Основанием для проведения выемки служит постановление, вынесенное следователем. Закон предусматривает получение дополнительного согласия со стороны иного субъекта – прокурора, но тогда, когда документы, подлежащие выемке, содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну. На основании решения суда производится выемка в жилище, либо документов, содержащих банковскую тайну, на основании норм п.5 ч.2 ст.29, ч.1 ст.165 и ч.4 ст.183 УПК. Однако, если случай является исключительным, не терпящим отлагательства, то данное следственное действие возможно провести и без судебного решения, т.е. все ограничивается лишь постановлением следователя.


      Важно обратить внимание на неоднократное изменение статьи 183 УПК, на основании которой регулируется процессуальный порядок производства выемки. Ряд указанных изменений был ориентирован на то, чтобы усилить, укрепить гарантии прав и законных интересов тех лиц, интересы которых часто затрагиваются при выемке. Изменения коснулись изъятия вещи, которая была заложена в ломбарде: так, выемка подобных вещей стала законной, если производится на основании судебного решения. Также законодатель пошел по пути нововведений: в УПК была добавлена статья 450.1. Данная статья затрагивает условия, которые должны соблюдаться при проведении выемки в отношении адвоката. Благодаря данным изменениям, укрепились процессуальные гарантии соблюдения адвокатской тайны.

      Выемка является довольно важным следственным действием, в связи с чем, требует специальной подготовки с целью решения вопросов:

      1) место, время проведения, а также круг лиц, у которых (которого) будет проведена выемка;

      2) установление круга участников выемки, иных присутствующих при ее проведении лиц;

      3) предметы (документы), подлежащие изъятию.

      От того, какой объем информации имеется у следователя, во многом зависит качество решения вышеуказанных вопросов. Что касается мест проведения выемки, то наиболее часто она проводится в различных организациях, на предприятиях, значительно чаще, чем у отдельно взятых лиц. Структура процесса выемки включает два этапа: на первом отбираются нужные документы, предметы и т.п., а на втором – непосредственное изъятие уже отобранных объектов.

      Часто ситуация требует, чтобы в выемке участвовали субъекты, которые имеют специальные знания. Например, бухгалтеры, экономисты, инженеры и т.д. Привлечение указанных лиц может помочь следователю выявить те объекты, которые представляют наибольший доказательственный интерес. Если производится выемка почтово-телеграфных отправлений, то в большинстве случаев в качестве понятых следователем привлекаются сотрудники почты.

      Объекты, которые изымаются в ходе выемки, подлежат сразу же детальному осмотру, что обязательно должно быть зафиксировано в протоколе выемки. Но в случае необходимости специального оборудования, устройств, приборов, а также технических знаний, проведение осмотра объектов, которые были изъяты, выделяется в самостоятельное следственное действие, что предполагает составление отдельного протокола.

      Цель выемки – получить определенные объекты, изъять их со строго определенного места, забрать у определенного лица. В случае, если обнаружить определенные предметы не удалось, то их необходимо искать, что предполагает уже другое следственное действие – обыск.

      Выемка подразделяется на несколько видов, в основе классификации которых могут лежать различные основания. Так, исходя из объекта выемки, выделяют:

      • производство выемки, в ходе которой изымаются обычные объекты, которые являются значимыми для уголовного дела;

      • производство выемки объектов, которые содержат сведения, составляющие государственную или иную, охраняемую законом тайну;

      • изъятие объектов с банковской тайной;

      • изъятие почтово-телеграфных отправлений;

      • изъятие заложенных в ломбарде вещей.

      Если же в основу положен критерий противодействия, то выделяют добровольную и принудительную выемку.

      Что касается тактических приемов проведения выемки, то здесь следует особо отметить фактор внезапности: так, желательно прибыть на место, где будет производиться выемка, максимально скрытно. Со стороны следователя предлагается добровольная выдача предметов (документов), которые подлежат выемке, для чего он обязан приложить вес усилия, а если же лицо отказывается выдать их добровольно (противодействие), то следователь имеет право изымать необходимые объекты принудительно. В данном случае, в целях избежать противодействие выемке, сотрудниками органа дознания должна обеспечиваться безопасность всех участников выемки. Окончание выемки, как и любого следственного действия, должно завершаться протоколом, где зафиксированы результаты следственного действия: изъятые предметы, разъяснение участникам выемки прав и обязанностей.

      Вернемся к вопросу допустимости проведения выемки до момента возбуждения уголовного дела. Если обратиться к научной литературе, то можно увидеть, что позиция ряда авторов по данному вопросу категорична: выемка до возбуждения уголовного дела находится под запретом [3]. Такая позиция представляется отчасти обоснованной, поскольку статья 183 УПК не содержит законодательно закрепленного разрешения на данное действие.

      Указанное выше положение свидетельствует о том, что изъятие предметов и документов в установленном законом порядке является способом собирания доказательств. Но законом не предусмотрено изъятие как самостоятельное процессуальное действие, что в свою очередь, позволяет сделать вывод о производстве изъятия в рамках следственных действий, но какие именно, законодатель так и не указал.

      Но рассмотрим иную позицию, существующую в научной литературе. Некоторые авторы считают вполне оправданным и законным проводить выемку (или обыск) до момента возбуждения дела. По мнению А. Халикова, если производится изъятие предметов, документов в порядке, который регламентирован УПК, а также отсутствует поиск чего-либо, то здесь должны применяться аналогичные правила, действующие при выемке, согласно ст. 183 УПК [6].

      Таким образом, в заключение рассмотренного нами выше, отметим, что неоднозначную судебную практику, подчас не соответствующую требованиям закона, а также различное понимание такого следственного действия, как выемка, у правоприменителей, породила неопределенность и противоречивость положений УПК РФ. Это, в свою очередь, создало проблему неоднозначного использования принципа свободы оценки доказательств судом. Конечно же, должно в обязательном порядке устанавливаться ограничение такой свободы положениями закона. Но в целом, ситуация с проблемными аспектами выемки в отечественном уголовном процессе частично разрешается, однако ряд некоторых вопросов до сих пор актуален и требует более детального изучения.

      Список литературы

      1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019).

      2. Мисюта И. А. Совершенствование процессуального порядка производства обыска и выемки: дисс. … канд. юрид. наук / Мисюта Иван Александрович. М., 2016. 203 с.

      3. Муратов К. Д. Сущность, значение и правовые последствия выемки по уголовным делам: автореф. дисс. … канд. юрид. наук / Муратов Константин Дмитриевич. Екатеринбург, 2011. 24 с.

      4. Муратов К. Д. Сущность, значение и правовые последствия выемки по уголовным делам: автореф. дисс. … канд. юрид. наук / Муратов Константин Дмитриевич. Екатеринбург, 2011. 24 с.

      1. При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка.

      2. Выемка производится в порядке, установленном статьей 182 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей статьей.

      3. Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.

      3.1. Утратил силу. - Федеральный закон от 27.12.2018 N 533-ФЗ.

      4. Утратил силу. - Федеральный закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ.

      5. До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно.

      6. В случае выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи в трехдневный срок производится уведомление об этом заемщика или поклажедателя.

      Комментарии к ст. 183 УПК РФ

      Текст комментария: Под ред. А.В. Смирнова "КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 5-е издание

      1. Выемка - это следственное действие, состоящее в процессуальном принудительном изъятии (фиксации) имеющих значение для дела определенных предметов и документов, когда точно известно их местонахождение.

      2. Основаниями для производства выемки служат доказательства, указывающие, во-первых, на индивидуальные признаки подлежащего изъятию предмета, во-вторых, на точное его местонахождение в чьем- либо владении. Таким образом, в отличие от обыска при производстве выемки отсутствуют поисковые действия.

      3. Порядок производства выемки такой же, как и обыска. При этом следует соблюдать общие правила производства следственных действий. См. коммент. к ст. ст. 164 - 170. Обычно выемка не требует специального дополнительного разрешения (санкционирования). Однако из этого правила имеется широкий круг исключений.

      5. Государственная тайна согласно ст. 2 ФЗ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и ОРД, распространение которых может нанести ущерб безопасности России. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне". Выемку документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной, целесообразно проводить в порядке, согласованном с руководителем соответствующего учреждения, отвечающего за соблюдение этой тайны. Данное требование в отличие от УПК РСФСР (ч. 2 ст. 167) в действующем законе стало рекомендацией.

      6. Законодательство не дает определения "иной охраняемой федеральным законом тайны". На основании ст. ст. 5 и 9 ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" можно сделать вывод, что это информация, доступ к которой ограничен федеральными законами, - информация ограниченного доступа. Это обширный перечень сведений. Выемка всех из них согласно п. 7 ч. 2 ст. 29 и ч. 3 ст. 183 УПК (в ред. ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ) должна производиться по судебному решению. Федеральными законами предусмотрены следующие виды тайн (информации ограниченного доступа):

      1) тайна частной жизни, личная, семейная тайна (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ);

      2) адвокатская тайна (ч. 3 ст. 8 ФЗ от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ");

      3) аудиторская тайна (п. 4 ст. 8 ФЗ от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности");

      4) банковская тайна (ст. 857 ГК; ст. 183 УК; ст. 26 ФЗ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности");

      5) врачебная или медицинская тайна (ст. 61 ФЗ от 22 июля 1993 г. N 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан"; ч. 2 ст. 15 СК РФ; ст. 9 ФЗ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании");

      7) налоговая тайна (ст. 102 НК РФ; ст. 183 УК);

      8) профессиональная тайна (подлежит защите в случаях, если ФЗ предусматривает конфиденциальность такой информации. Статья 9 ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации");

      9) служебная тайна (ст. 139 ГК);

      10) тайна архива (ст. 25 ФЗ от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в РФ");

      11) тайна голосования на выборах или референдуме (ст. 7 ФЗ от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ"; ст. 142 УК);

      12) тайна завещания (ст. 1123 ГК);

      13) тайна закрытого ключа электронной цифровой подписи (ст. 12 ФЗ от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи");

      14) тайна исповеди (ст. 3 ФЗ от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях");

      15) тайна источника информации средства массовой информации, или редакционная, журналистская тайна (ст. 41 ФЗ "О средствах массовой информации"). Об этом см. коммент. к ст. 144;

      17) тайна объектов транспортной безопасности (ст. ст. 5, 9, 11 ФЗ от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности");

      18) тайна персональных данных граждан (ст. 7 ФЗ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных"; ст. 86 ТК РФ; ст. 12 ФЗ от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния");

      19) тайна показателей и данных спортсмена (ч. 3 ст. 23.1 от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации");

      20) тайна предварительного расследования (ч. 9 ст. 166, ст. 161 УПК);

      21) тайна сведений о лице, в отношении которого применены меры государственной защиты (ст. ст. 9, 21 ФЗ от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства");

      22) тайна совершения нотариальных действий (ст. ст. 16, 28 ФЗ от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате");

      23) тайна совещательной комнаты (ст. ст. 298, 341 УПК; ст. 194 ГПК; ст. 167 АПК);

      24) тайна страхования (ст. 946 ГК; ч. 2 ст. 25 ФЗ от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств");

      25) тайна усыновления (ст. 139 СК РФ, ст. 155 УК РФ);

      26) тайна членства в политической партии (ч. 6 ст. 19 ФЗ от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях");

      7. На основе ст. 9 ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" можно сформулировать общее правило, применимое к аналогичным случаям. Большинство видов тайн являются разновидностями профессиональной тайны (информации, полученной физическими лицами при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности - ч. 5 указ. статьи). Профессиональная тайна может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с ФЗ и (или) по решению суда (ч. 6 указ. статьи). Следовательно, если ФЗ предусматривает предоставление следователю конфиденциальной информации без судебного решения, то производство выемки необязательно. Однако при наличии оснований именно для выемки документов (о них см. п. 2 коммент. к настоящей статье) следователь уполномочен ее произвести.

      8. Буквальный смысл ч. 3 комментируемой статьи и п. 7 ч. 2 ст. 29 (в ред. ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ) оставляет неопределенность в вопросе о том, требуется ли судебное разрешение на выемку банковских документов, если они касаются счетов юридических лиц, а не граждан (в прежней редакции п. 7 ч. 2 ст. 29 слово "граждан" отсутствовало). Представляется, что данные документы содержат одну из охраняемых федеральным законом тайн, выемка которых по общему правилу требует судебного решения.

      Задайте вопрос юристу:

      Читайте также: