Что такое ввв в страховании

Обновлено: 04.07.2024

О том, почему страхование по пакету BBB не пользуется особым спросом на отечественном банковском рынке, рассказывает заместитель главного бухгалтера Международного московского банка (ММБ) ЭДУАРД ИССОПОВ.

— Почему ММБ приобрел полис комплексного страхования ВВВ? Это было требованием ваших иностранных акционеров?

— Да, это было одним из требований наших иностранных акционеров, которые всегда рассматривали комплексное банковское страхование как одно из важных направлений покрытия банковских рисков.


— Получается, вы приобрели полис ВВВ сразу после открытия в России банка?

— Нет, не сразу. Мы открыли свой банк в 1989 году. В это время в России не было страховщиков, которые предлагали бы комплексное страхование банковских рисков. Поэтому с 1992 года мы получали ВВВ через своих брокеров с Lloyd`s Syndicate. А с 1998 года, когда "Ингосстрах" получил соответствующую лицензию, мы стали заключать договор c "Ингосстрахом", который уже сам перестраховывает свои риски. Причем я бы хотел уточнить, что BBB — это только одна часть нашего комплексного страхования. У нас есть еще и страховая защита по электронно-компьютерным рискам. Все вместе это и есть то, что мы называем комплексным страхованием.

— Почему вами был выбран именно "Ингосстрах"? На тот момент лицензия была еще у одного участника рынка?

— Традиционно "Ингосстрах" был известен на лондонском рынке. Это известное в мире имя. К тому времени мы уже работали с лондонским синдикатом. Хотя на самом деле, может быть, мы тогда и не знали даже, что кто-то еще мог иметь такую лицензию. К тому же мы изначально страховали определенные виды рисков у него. Поэтому у нас исторически сложились партнерские взаимоотношения.


— Страхуя ваши риски, "Ингосстрах" держит в вашем банке свои счета?

— У группы, в которую входит "Ингосстрах" есть свой основной расчетный банк. Страховая компания и ее акционеры сами решают, где им держать свои счета. У нас действительно были счета "Ингосстраха", однако потом он их закрыл. И вообще, лучше быть всегда независимыми: и нам, и им. Так легче работать.

— Как вы относитесь к такому явлению российского рынка, как страхование рисков банка в родственной ему страховой компании?

— Естественно, это смешение рисков. Хотя если какая-то финансовая группа считает, что она может покрыть риски в одном бизнесе и развивать параллельно другой бизнес, мы только порадуемся за них.


— На каком уровне в банке решается вопрос о страховании?

— На самом высоком. Год назад у нас был создан отдельный комитет по страховой и резервной политике. В него вошли председатель правления банка, главный бухгалтер и член правления, курирующий операционные участки и информационные технологии. Эти три руководителя с прошлого года определяют все принципиальные вопросы страховой политики банка. Однако окончательное решение остается за правлением банка.


— Во сколько обходится ММБ комплексное страхование?

— Можно сказать, что ВВВ — это самый дорогой вид страхования. Ведь это комплексный пакет, включающий массу рисков. Если называть конкретные цифры, получится меньше 1% от всех наших административных расходов. Однако это достаточно существенная сумма. И несмотря на то что с каждым годом стоимость ВВВ увеличивается, мы удерживаем расходы на страхование на том же уровне. Причем в этом году нам даже удалось увеличить в договоре лимит ответственности страховщика при том же бюджете. При этом лимит ответственности по нашему страховому договору составляет миллионные суммы, а франшиза (то, что мы сами готовы возмещать, например, по перевозке ценностей) — минимально возможная, она не превышает $100 тыс.


— Как прошла сюрвейерская проверка в банке?

— У нас последний раз сюрвейер был два года назад. Звали его Гари Грант. Он интересный опытный профессионал. В России работал не первый раз. У нас он изучал кассовое помещение, безопасность и прочее. Такие проверки проводятся раз в пять лет.


— Претензий много было?

— Нет. Он не высказывал претензий. Он дал нам разные рекомендации. Среди них были и те, которые должны были быть исполнены достаточно быстро. И руководство банка позже готовило отчет о выполнении этих рекомендаций. Кстати, рекомендации были исключительно по делу. Есть вещи, которых мы не видим. Поскольку у нашего сюрвейера мировой опыт, он может дать хороший совет.


— У вас были страховые случаи?

— Вопрос о больном. У нас было два страховых случая, но они были благополучно разрешены. К тому же это было давно.


— В какой области?
-- Это платежи. Ну вот, собственно, и все, что можно официально сказать об этом.
— Это было связано с "нелояльностью" персонала?

— Мы не можем сказать, что это в полной степени была "нелояльность" персонала. Был новый участок, где контроль еще не был налажен. Этот случай заставил нас кое-где перестроить работу в области контрольных процедур. Поэтому говорить о "нелояльности" можно лишь отчасти.

— А что бы вам хотелось застраховать из того, что страховщики в России еще не предлагают?

— Для нас этот вопрос скорее формулируется так: за что бы еще мы хотели заплатить? Для нас, как и для крупных банков во всем мире, остро стоит вопрос террористических актов. Этот риск не покрывается по линии ВВВ. И страховщики не знают, как оценить этот риск. Это их проблема. В итоге мы в целях защиты от терактов развиваем резервное планирование непрерывности деятельности. Вопрос даже не в том, что тебя взорвут, а в том, насколько ты поднимешься после этого удара. У нас есть здание, в котором специально создана вся инфраструктура, подключены компьютеры, резервирующие критичное информационное обеспечение. Там есть также критичные средства связи, такие как SWIFT. В случае террористического акта в течение суток работа банка должна возобновиться.

— Как вы думаете, почему из 1200 российских банков по программе ВВВ застрахованы около 20 банков?

— Летний кризис показал, что из этих 1200 банков значительная часть не всегда банки. Это казначейства или финансовые управления крупных предприятий или просто частных лиц и так далее. Поэтому говорить о том, что 1200 банков нуждаются в полисе ВВВ, нельзя. Страхование по системе ВВВ — это сегментированный продукт, и он затрагивает крупные банки.

— Может, рынок ВВВ у нас достаточно узкий по причине неразвитости самих страховщиков, нехватки у них ресурсов?

— Есть и такое. Российский страховой рынок менее развит, чем банковский. Даже "Ингосстрах" в одиночку не может обеспечить необходимое для нас максимальное покрытие.


— Как будет развиваться рынок ВВВ в России?

— ВВВ — это вопрос эволюционирования банковской системы. Кому нужно такое страхование? Прежде всего универсальным банкам с комплексным обслуживанием. Тогда расходы на ВВВ будут оправданны. Потому что именно у универсального банка много направлений деятельности, соответственно, больше и рисков. Если же этого комплекса рисков нет, банку незачем платить за страхование рисков, которые никогда не возникнут. В настоящий момент на рынке наблюдается тенденция превращения банков в универсальные кредитные учреждения. Кроме того, иностранные банки выходят на наш рынок. По этим двум причинам вопрос о страховании по линии ВВВ становится более актуальным.

В сравнении с банками, которые за последние несколько лет трансформировались в финтех-компании, в страховании цифровизация шла чуть медленнее. Мощным толчком для нее стала пандемия. Как развивается отрасль в новой реальности?

Сегодня некоторые виды страхования потеряли актуальность, спрос на другие непредсказуемо резко вырос, покупательная способность упала, а бизнес-процессы большей частью перешли в онлайн. При этом, несмотря на вызовы, прогноз по развитию отрасли оптимистичен — согласно Accenture, с 2020 по 2025 год глобальный страховой рынок вырастет на $1,4 трлн, в том числе благодаря инновациям.

Как именно технологии улучшают жизнь страховщиков и их клиентов и без чего страховую компанию невозможно будет представить уже завтра? Разбираемся на примере лучших практик отрасли.

Новая парадигма в работе с клиентами

По данным Accenture, доход страховых компаний от цифровых продуктов и услуг на базе цифровых технологий может достичь $200 млрд к 2025 году. Перемен ждут и клиенты:

Согласно исследованию Deloitte, основной частью рабочей силы становятся миллениалы, 67% которых заявляют, что им нужен цифровой опыт во всех продуктах, в том числе страховых.

Другие важные шаги по улучшению взаимодействия с клиентами — расширение возможностей заключения новых видов страховых договоров через интернет, оплата платежей и урегулирование убытков при страховом случае, валидация клиентской базы и внедрение аналитического CRM, построение предикативных моделей и оптимизация процесса продажи продуктов.

Удобство для сотрудников

Многие взаимодействия с клиентами, в том числе по самым сложным видам услуг (например, страхование жизни, управление капиталом и др.), со временем будут осуществляться через цифровые каналы, однако агенты и брокеры будут играть важную роль в продажах и обслуживании, считает Деннис Вандерлип, директор по решениям для страховой отрасли Microsoft. Поэтому так важно повышать эффективность работы агентов с помощью цифровых инноваций.

Оптимизация внутренних процессов

Растет и использование искусственного интеллекта (ИИ) для оптимизации таких процессов, как оценка и моделирование рисков, выявление мошенничества и андеррайтинг, а также для обеспечения более быстрого доступа к данным и более точной отчетности, указывает Александр Галкин, вице-президент GMCS, российской IT-компании, которая работает с представителями различных индустрий, включая страхование.

По подсчетам McKinsey, внедрение ИИ может повысить производительность страховых процессов и сократить операционные расходы до 40% к 2030 году.

Данные многих страховых компаний хранятся в устаревших изолированных системах, объясняет Деннис Вандерлип из Microsoft. И чтобы успешно внедрять инновации, страховым операторам в первую очередь необходимо модернизировать их.

Преобразование продукта

Одним из конкурентных преимуществ сегодня становится скорость разработки новых продуктов под решение совершенно новых запросов клиентов. Кристина Тихонова, президент Microsoft в России, приводит пример: среди частных клиентов растет спрос на различное медицинское страхование, а среди бизнеса, по причине перевода многих процессов в цифровую среду, повышается актуальность страхования от кибератак.

Эксперты McKinsey уверены, что роль ИИ в бизнесе, и в страховании в частности, будет расти. Автомобили, фитнес-трекеры, домашние помощники и т. д. будут агрегировать все больше данных. Распространение роботизированных устройств, когнитивных технологий и экосистем с открытым исходным кодом позволит компаниям из разных отраслей обмениваться данными в режиме реального времени. Это даст страховщикам возможность предлагать нужные продукты в нужное время и по доступной цене.

Уже сегодня телематические и другие подключенные устройства анализируют модели вождения застрахованного автомобилиста, а датчики в домах отслеживают состояние окружающей среды, что может стать сигналом для изменения стоимости страховки.

Становятся популярными и продукты, которые существенно облегчают жизнь: например, если раньше в корпоративном страховании HR-менеджеру клиента приходилось ежеквартально запрашивать отчеты о том, какие выплаты происходили, как часто болели сотрудники, насколько эффективной была система ДМС, то сегодня в режиме реального времени он может посмотреть все необходимые показатели с самых разных устройств.

Но технологические продукты невозможно предоставлять, если у страховщика нет главного — цифровой платформы, то есть сквозной автоматизации ключевых бизнес-процессов, уверен Александр Галкин из GMCS. Без этого невозможно построить и страховой маркетплейс.

 Суть страхования от несчастных случаев

Независимо от того, где мы находимся — дома, на работе или в поездке — мы подвергаемся риску. Случайное падение, автомобильная авария, отравление — все это может стать причиной временной или постоянной нетрудоспособности человека. Остаться без средств на покупку лекарств или на еду и, что еще хуже, оставить без денег свою семью — вот главный кошмар многих взрослых людей. Страхование от несчастных случаев — это подходящий выход из такой ситуации. Выплаты становятся незаменимой поддержкой, с помощью которой можно преодолеть трудные времена.

Когда и кому нужна страховка от несчастных случаев

Суть страхования от несчастных случаев в том, чтобы защитить себя от случайных, непредвиденных рисков. Это разновидность личной страховки, такой, в которой объектом выступает имущественный интерес, связанный с потерей жизни, здоровья отдельного человека.

Как и любой вид страхования, страховка от несчастных случаев имеет ограничения. Есть ситуации, когда можно получить выплаты (последствия несчастного случая) и нельзя (другие ситуации). Деление позволяет снизить страховые тарифы и сделать страховку доступной каждому.

Полис рекомендуется приобретать, если вы:

В целом полис будет полезен всем, кто заботится о собственном будущем. Наличие страховки позволяет не думать, на что вы будете лечиться, платить коммуналку или кредиты.

Какой бывает страховка от несчастных случаев

Добровольное и обязательное — вот основные виды страхования от несчастных случаев. Обязательно полис получают:

  • пассажиры некоторых транспортных средств. Эта обязанность возложена на перевозчика, но часто он перекладывает ответственность на пассажира, предлагая купить страховку;
  • военнослужащие и призванные на военные сборы граждане, служащие внешней разведки;
  • сотрудники некоторых государственных органов.

Добровольное страхование человек осуществляет самостоятельно. Он заключает договор с компанией-страховщиком и сам платит взносы.

Выделяют также разные формы страхования: индивидуальное и групповое (его еще называют корпоративным). В первом случае страховщик заключает договор с одним человеком, в другом — с группой лиц. В последнем случае чаще всего заказчиком выступает предприятие, желающее обеспечить дополнительную защиту своим работникам.

Плюсы страхования от несчастных случаев

  • может сочетать широкий перечень рисков;
  • практически всегда не требует сбора большого количества документов как для заключения договора, так и для получения выплат;
  • можно самостоятельно ограничить время или объем страховки, снижая премию по полису.

Ну и, конечно, главное, что дает страховка — спокойствие и финансовую защиту.

Что считается несчастным случаем при страховании

Несчастный случай — это непредвиденное событие, которое привело к негативным последствиям. Негативными последствиями могут быть:

  • потеря здоровья.
  • потеря трудоспособности.
  • возникновение финансовых проблем.

Важно, что несчастным случаем считается внезапное и внешнее событие с однозначными временем и местом происхождения. Поэтому наследственные заболевания в эту категорию не попадают.

Страховым случаем называется ситуация, произошедшая во время периода страхования из-за несчастного случая. После ее возникновения у компании-страховщика появляется обязанность произвести страховые выплаты.

Все, что относится к несчастным случаям при страховании, будь то ДТП или внезапное падение, может привести к последствиям:

  • наступление временной нетрудоспособности;
  • наступление полной или частичной нетрудоспособности (инвалидность);
  • смерть.

Все три последствия так или иначе являются страховыми случаями. Но современные страховки очень вариативны, поэтому ситуации, в которых вы можете рассчитывать на выплаты, нужно уточнять в договоре.

Когда страховка не работает

Договор страхования может включать различные условия, поэтому конкретные ситуации, при которых страховщик может отказаться от выплат, нужно искать в нем. Но в целом картина выглядит так:

  • нельзя получить деньги, если вред нанесен самим застрахованным или другим лицом, которое станет выгодоприобретателем, получит средства за ущерб;
  • если травма была получена во время уголовного преступления или в местах лишения свободы;
  • если вред был получен во время алкогольного опьянения или под действием наркотических препаратов. Исключение — прописанные врачом лекарства в корректной дозировке;
  • тем, кто пострадал от несчастного случая во время гражданских волнений или военных действий, а также во время занятий профессиональным спортом;
  • не страховым случаем является и вред, нанесенный во время операций или другого лечения (если только это лечение не стало необходимо уже после несчастного случая);
  • не могут получить возмещение по такому полису и беременные женщины, у которых возникли осложнения во время родов, аборта и др.

Для большинства описанных выше ситуаций существуют специальные виды страховок. Часто они дороже, но воспользоваться ими будет правильно. Обманывать страховую компанию недопустимо, можно лишиться выплат и возможности оформить полис навсегда.

Как оформить полис

Для заключения договора необходимо предоставить страховщику данные о себе, копии определенных документов, заполнить опросные листы (иногда предоставить результаты обследований и анализов) и справки с мест работы. На основе полученных данных страховщик рассчитывает стоимость полиса.

Обратите внимание, что конечная цена страховки может сильно отличаться от того, что указано в тарифах и было рассчитано на калькуляторе. Большинство калькуляторов не учитывают индивидуальные особенности клиента, например, его вредные привычки и частые риски. Курение или употребление алкоголя — повод, чтобы поднять стоимость полиса.

Страховка от несчастных случаев — это простой и эффективный метод защитить себя и свою семью от внезапных проблем. Она дает спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. Вы никогда не знаете, что ждет вас даже через полчаса, но, имея полис от проверенной компании, чувствуете себя под защитой.

Фото: shutterstock

Страхование титула покрывает риск потери права собственности на квартиру, дом или землю. Полис оберегает от скрытых собственников, наследников и в других спорных ситуациях. Страховка не входит в число обязательных, но на практике банки могут требовать ее при ипотеке. Вникаем в особенности титульного страхования и разбираемся вместе с экспертами, на что можно рассчитывать владельцам полиса, если суд отбирает у них купленную квартиру.

Титульное страхование — это страхование риска утраты права собственности на недвижимость [1]. В отличие от других видов, такой полис защищает не от ситуаций, которые возникнут в будущем, а от проблем, которые уже возникли в прошлом, но никак себя не проявили на момент совершения сделки.

Объектом защиты, в отличие от имущественного страхования, выступает не недвижимость, а право (или титул), которое переходит от прежнего владельца к новому. Другими словами, страхование титула не защитит квартиру от потопа или взлома. Но если суд признает сделку по покупке недействительной и отберет квартиру, то есть шанс вернуть деньги.

Застраховать можно право на жилые (квартира, дом) и нежилые (промышленные здания, офисы, земельные участки и т. д.) объекты. Статус собственника — физическое или юридическое лицо — при титульном страховании значения не имеет.

Чаще всего титульное страхование оформляют при покупке недвижимости на вторичном рынке и при ипотечных сделках. В первом случае риски потери права собственности особенно высоки — в истории квартиры или дома может быть целая цепочка перепродаж, неучтенных собственников и т. д. Как правило, юридическую историю квартиры перед сделкой тщательно проверяет риелтор со стороны покупателя, но стопроцентной гарантии эта проверка все-таки не дает. При самостоятельном выходе на сделку тем более стоит застраховать титул. При ипотеке же этот вид страхования с точки зрения банка снижает риск невыплаты кредита — поэтому повышает шансы на одобрение для заемщика.

При покупке жилья в новостройке риск утраты титула сводится к минимуму, так как недвижимость приобретается непосредственно у застройщика. Поэтому при таких сделках титульное страхование применяется редко.

Как работает титульное страхование

Титульное страхование компенсирует ущерб при полной или частичной утрате недвижимости в результате потери права собственности по причинам, которые не зависят от страхователя и подтверждены решением суда.

Перечень страховых случаев довольно обширен и включает, как правило, самые распространенные риски. В их число также входят [3]:

  • признание сделки недействительной (совершена недееспособным, под угрозой или мошенническим путем и др.);
  • наличие ошибок в правоустанавливающих и других документах, по которым совершались сделки в прошлом;
  • нарушение законодательства при проведении приватизации или продажи объекта недвижимости прежними собственниками;
  • нарушение законных прав несовершеннолетних владельцев и другие случаи.

Фото:shutterstock

Нестраховые случаи

Как и в любом другом страховом договоре, при защите титула оговариваются ситуации, в которых возместить ущерб будет невозможно. Например, утрата права собственности не признается страховым случаем, если она произошла вследствие [4]:

  • ядерного взрыва;
  • военных действий;
  • гражданской войны;
  • изъятия или уничтожения имущества по распоряжению госорганов.

Если проверка обнаружит дефекты титула, то страховщик оповестит об этом страхователя. Когда никаких проблем не выявлено, то компания переходит к этапу оценки рисков и формирования цены.

Обычно страхование титула оформляют до сделки купли-продажи. Однако приобрести полис можно и после, главное — до наступления страхового случая.

При ипотеке все документы оформляются в банке. В остальных случаях следует обратиться в страховую компанию.

Договор титульного страхования можно заключить на срок от года до десяти лет [5]. При этом стоит помнить, что законом установлен десятилетний срок исковой давности: в этот период, например, неучтенные наследники могут предъявить свои требования на квартиру и другую недвижимость.

Стоимость полиса

В среднем полис обходится покупателю в сумму от 0,3% до 1% от цены недвижимости [6]. В отдельных случаях страховщик применяет повышающие коэффициенты. На решение может повлиять количество сделок с недвижимостью в прошлом, их давность, а также основания, по которым объект перешел в собственность прежним владельцам (например, наследство) и т. п. Как правило, страховщики позволяют оплатить полис не только единым платежом, но и в рассрочку .

Список документов

Точный список документов, необходимый для страхования титула, варьируется от страховщика к страховщику, но в стандартный набор, как правило, входят:

  • выписка из ЕГРН и домовой книги;
  • поэтажный план и экспликация;
  • справки о психическом здоровье участников сделки;
  • заключение органов опеки, если доля в недвижимости принадлежала несовершеннолетним.

При наступлении страхового случая кредитор первым получит возмещение, а значит, пострадавшему собственнику не придется выплачивать кредит за квартиру или другую недвижимость, которой он уже не владеет.

Механизм возмещения страховой суммы детально прописывается в договоре, но, как признают эксперты, на практике это не простой процесс. Основанием для выплаты служит только вступившее в силу решение суда. При этом само разбирательство может затянуться. Как правило, страховщик несет ответственность только в случаях, если иск, на основании которого вступило силу решение суда, был подан в период действия договора.

Если страхователь полностью лишается права собственности, выплата составит 100% страховой суммы. Если по решению суда произошла утрата части, то выплата покроет только ее.

В случае с ипотекой банк будет участвовать в судебном процессе и заберет себе сумму, которую должен заемщик к этому моменту. В итоге на руках может остаться не так много — к примеру, только первоначальный взнос.

Читайте также: