Что такое указное право

Обновлено: 19.05.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Феноменальная проблема №1535

Есть такой политико-правовой феномен в России - указное право, т.е. право президента России издавать Указы. Всем феноменам - феномен.

Причем в ряде случаев под указное правотворчество подпадали и подпадают отношения, подлежащие исключительному регулированию законами. Юридический фольклор немедленно отреагировал на ситуацию введением нового вида правовых актов и изобретением для них специального термина - "акты правозаменительные".

Термин "указное право" впервые был введен в научный оборот В.О. Лучиным. Указное право, входящее в прямую конфронтацию с законом, - явление не столько правовое, сколько политическое. Наполеон говорил, что сначала он завоюет Бельгию, а потом наймет роту юристов, которые его оправдают.

Это именно тот самый случай, когда господствует не сила права, а право силы.
Когда сила приносит в жертву право, окончательным остается приговор истории. С помощью "правозаменительных" указов происходит юридическое обоснование процессов, осуществить которые нормальным правовым путем бывает либо очень сложно, либо вообще невозможно.
Особенно если эти процессы непопулярны в обществе в целом или в значительной его части. Поэтому указное право - как правило, безошибочный признак и верный спутник определенного политического режима и формы правления.

Следует особо отметить, что правители России никогда не были всерьез заинтересованы в прояснении соотношения закона и указа. Для них всегда было выгодным отождествление указа и закона в общественном сознании. Отсюда - вечная российская проблема расширительного понимания закона. Отсюда же - уникальная отечественная двойная трактовка термина "законодательство" (в широком и узком смыслах), постоянно вносящая путаницу в иерархию нормативных актов и порождающая бесконечную дискуссию на эту тему.

Из века в век, из года в год правители России - наследственные, самозваные и демократически избранные - тяготились необходимостью личного соблюдения инициированных ими же самими законов. Неизменным оставалось и остается их стремление к созданию никому не подотчетных и не подконтрольных - прежде всего гражданскому обществу - институтов и органов власти.

Эта политическая традиция имеет давнюю историю. Начата она была еще Иваном IV с разделения России на земщину и опричнину. Последнее учреждение, оказавшееся полностью независимым от земского (общественного, церковного и иного) влияния и воздействия, несмотря на его официальную отмену самим же основателем, стало историческим искусом и соблазном для многих руководителей страны вплоть до наших дней. Поскольку "абсолютная власть развращает абсолютно" (подробнее: Е.Лукьянова)

Поэтому, когда прекратилась голодовка в Ульяновске, а представители современных опричников выразили свое искренне отношение к гражданскому обществу и его правам в своих заявлениях и комментариях (пример)

Журналист Михаил Белый интуитивно ощутил весь смысл происходящего, и причину голодовки и протестов граждан - в России есть опричники и опричнина, т.е. органы абсолютно не подконтрольные гражданскому обществу, самодостаточные церберы власти, выраженный отголосок средневековья.

Разумеется я не ставлю целью оскорбить или запачкать честь мундира конкретного следователя или прокурора, тут вопросов нет, все невиновны, пока нет решения суда вступившего в законную силу. Поэтому речь идет о субинститутах исполнительной власти, отгороженных от контроля и надзора со стороны гражданского общества, о касте "неприкасаемых".

Общественная палата Ульяновской области, приняла во внимание доводы "Общественного комитета по охране конституционных прав граждан" и в ближайшее время огласит принятое решение.

Итак, граждане региона оказались в курсе того, что губернаторы теперь обязаны создавать координационные совещания, на которых и будет проводиться анализ эффективности деятельности правоохранительных органов в регионе. Указанные совещания призваны давать оценку работе этих органов. Немаловажной задачей руководителей региона является теперь
также организация взаимодействия органов власти. Поэтому, смысл в проведении голодовки был и без уклонившегося от встречи с голодающими президента страны.

Напомню, что указ №1535 от 11 декабря 2010 года, был напечатан "РГ" с ошибкой, что само по себе удивительно, но важнее всего то, что о том, что есть ошибка, знают не все, и возникают разночтения указа, не говоря уж о толкованиях прочтения. Ошибка была исправлена через пять дней, но её последствия ещё дают о себе знать.

Если указное право в России - политический феномен, с позиции права, то указ президента №1535 от 11 декабря 2010 года, просто феноменальная проблема для региональных властей. Поскольку, тут требуется техника высшего правового "пилотажа", к чему региональные власти откровенно не готовы, а делать что-то нужно. А то ещё окажется, что "глас народа - глас Божий", ну или как минимум президентский. об утрате доверия.

"Публикуем материал о голодовке родственников подследственных и осужденных как пример борьбы за нарушаемые на следствии и в суде права.
Только так можно добиться того, чтобы в нашей стране эти права соблюдались. Нужно привлечь внимание общественности к этой проблеме в масштабе всей страны.
К сожалению, большинство подследственных и их родственников ограничиваются защитой лишь своих собственных прав, солидарность с другими незаконно привлеченными к уголовной
ответственности часто нет.
Этот материал мы публикуем также и в надежде на то, что у нас в Н.Новгороде также найдутся люди, готовые бороться за свои права и провести подобную акцию.
Если такие люди есть - свяжитесь с нами и мы готовы начать совместную коллективную голодовку в знак протеста против незаконных способов ведения следствия, против
прокурорского и судебного произвола и полицейского беспредела.

Читайте также: