Что такое тревожность у осужденных

Обновлено: 08.05.2024

Этиопатогенез и эпидемиология ТР

В настоящее время — в период стрессов и перегрузок — распространенность ТР в популяции очень велика [1, 10]. По данным зарубежной литературы, одномоментно 9% населения в мире страдает каким-либо ТР, а за все время своей жизни ТР переносят почти 25% людей.

Рассматривают биологические и психологические предпосылки формирования ТР [2]. Психологические аспекты этиопатогенеза представлены в рамках различных психологических теорий. В частности, психоаналитическая теория рассматривает тревогу как сигнал появления неприемлемой, запретной потребности или импульса, которые побуждают индивида бессознательно предотвращать их выражение. С позиций бихевиоризма тревога и, в частности, фобии первоначально возникают как условно-рефлекторная реакция на болезненные или устрашающие стимулы. Когнитивная психология делает акцент на ошибочных и искаженных мыслительных образах, предшествующих появлению тревоги.

Биологические теории в основу определения понятия берут биологический критерий, т. е. специфическое состояние мозгового субстрата. В данной парадигме любые ТР рассматриваются как следствие церебральных патологических изменений, выявление которых связывается с дальнейшим совершенствованием диагностических технологий. В частности, исследования биоэлектрической активности мозга пациентов с ТР показывают различия пространственно-частотных характеристик электроэнцефалограммы (ЭЭГ) у лиц с повышенным уровнем тревожности [3, 5]. Исследование уровня церебрального метаболизма позволяет предполагать, что основой мозгового обеспечения реактивной тревожности является система, наиболее устойчивые звенья которой такие церебральные структуры, как верхнетеменная ассоциативная кора, парагиппокампальная извилина, таламус и хвостатое ядро, амигдалярный отдел мозга [2, 12].

Особенность современного подхода к вопросу изучения тревоги состоит в представлении о ее многофакторной природе, основанном на признании единства биологических, психологических и социальных составляющих ТР.

Классификация тревожных расстройств

Существующие классификации ТР предполагают формирование самостоятельных рубрик, основанных на понимании тревоги не как синдрома, а как отдельной диагностической единицы. Тревога и ТР рассматриваются в двух наиболее широко используемых диагностических системах — МКБ-10 и американской DSM-IV-TR.

Клиническая характеристика тревожных расстройств

В группу ТР входят несколько довольно разнородных заболеваний, связанных одним общим признаком — высоким уровнем тревоги, которая носит стойкий характер, может ограничиваться или не ограничиваться какими-либо определенными обстоятельствами (фиксированная или нефиксированная, личностная и ситуативная).

Клинически ТР проявляются психическими и соматическими (вегетативными) симптомами, важной отличительной чертой которых является полисистемность.

В качестве психических проявлений ТР наиболее часто выступают:

Вегетативные (соматические) проявления тревоги включают:

Характерным свойством тревоги является не только предвосхищение той или иной опасности, но и побуждение к поиску и конкретизации этой опасности, что приводит к формированию тех или иных синдромов. От того, по какому пути идет конкретизация (реализация) тревоги, зависит формирование того или иного клинического синдрома, т. е. того или иного варианта ТР.

Характеристика основных вариантов тревожных расстройств

Для постановки диагноза первичные симптомы тревоги должны присутствовать у больного в течение как минимум шести недель. Наиболее часто в этом качестве выступают:

Диагностические критерии для ГТР менее четкие, чем для других вариантов ТР, и скорее построены по принципу исключения. По мнению большинства исследователей, ГТР не представляет единой диагностической категории, а отражает скорее особый тревожный феномен, возникающий при разных диагнозах.

Остальные ТР, разнесенные по другим рубрикам и подрубрикам, по существу определяются вышеперечисленными критериями (большинством из них или только частью) и дополнительными критериями, определяющими специфику того или иного ТР.

Паническому расстройству часто сопутствует агорафобия. В настоящее время этот термин трактуется шире, чем раньше, и включает страх не только открытых пространств, но и любых ситуаций, из которых нет возможности немедленно выбраться и вернуться в безопасное место. Хотя агорафобия считается отдельным расстройством, она часто служит механизмом защиты при паническом расстройстве: оставаясь дома или покидая его только с сопровождающими, больные тем самым избегают стресса, снижая вероятность приступа.

Фобическое тревожное расстройство (F40) клинически проявляется как страхи сверхценного содержания, которые не оправдываются конкретной угрозой или не соответствуют ей по степени значимости.

Ниже перечислены характерные свойства фобий:

выраженный и устойчивый или неразумный страх, связанный с наличием или ожиданием специфического объекта или ситуации;

Тематика фобий разнообразна. Один из самых частых вариантов фобий — нозофобия (страх болезни, например, канцерофобия) — чаще провоцируется болезнью кого-то из знакомых. Даже тщательное медицинское обследование редко приносит облегчение.

Для агорафобии (F40.0) специфичен страх оказаться в людской толпе, в общественном месте, в какой-либо поездке, особенно самостоятельной. Как было сказано ранее, агорафобия может сопровождать панические атаки, но может возникать и без них.

Социальная фобия (F40.1) — выраженный страх оказаться в центре внимания или страх повести себя так, что это вызовет смущение или унижение в определенных ситуациях, таких как общение или прием пищи в общественных местах, публичные выступления, случайная встреча знакомых лиц на публике, посещение общественных туалетов, пребывание в небольших группах (например, на вечеринках, собраниях, в классной комнате) и т. д.

Определяющим критерием специфических (изолированных) фобий (F40.2)является страх в рамках строго ограниченной ситуации или строго определенных объектов (высоты, змей, пауков, полетов на самолете и т. д.). Как и при социальных фобиях, избегание значимых ситуаций в ряде случаев помогает больным достаточно успешно приспосабливаться к повседневной жизни.

Обсессивно-компульсивное расстройство (F42) включает навязчивости, которые нередко приводят к формированию навязчивых действий и ритуалов (компульсии). Навязчивости (обсессии) — это упорно и неотступно преследующие человека идеи, мысли или импульсы, которые воспринимаются как болезненные и неприятные, например богохульные мысли, мысли об убийстве или сексе. Для них характерны следующие признаки:

сопровождаются безуспешным стремлением подавлять, избегать, игнорировать их или нейтрализовывать другими мыслями или действиями;

Компульсивность — повторяющееся, целенаправленное и намеренное поведение, возникающее как реакция на навязчивости с целью нейтрализовать или предотвратить психологический дискомфорт.

Постстрессовая тревога в рамках посттравматического стрессового расстройства (F43.1) развивается после угрожающих жизни ситуаций или катастрофы (военные действия, авария на АЭС, автомобильная катастрофа, пожар, наводнение, изнасилование). Характерны стойкие болезненные воспоминания, повышенная возбудимость, раздражительность и вспышки гнева, нарушения сна и кошмары, включающие картины пережитой ситуации, чувство одиночества и недоверия, ощущение собственной неполноценности, избегание общения и любых видов деятельности, которые могут напомнить происшедшие события.

Смешанное тревожное и депрессивное расстройство (F41.2) диагностируется в тех случаях, когда у больного присутствуют симптомы как тревоги, так и депрессии, но ни те, ни другие по отдельности не являются отчетливо доминирующими или выраженными.

Очень близко по клинической картине к тревожному типу примыкает зависимое расстройство личности (F60.7). Оно, как и предыдущее, также заимствовано из DSM и в классической российской и немецкой психиатрии отсутствовало. Неуверенность в себе, опасение проявления каких-либо заметных реакций (особенно сексуальных и агрессивных) объединяется выраженной тревогой, страхом быть покинутым значимым человеком.

Особенностями проявления тревоги в детском возрасте являются:

выраженные поведенческие нарушения: ограничение контактов, суетливость, двигательное беспокойство, агрессивность;

стойкого, нереалистического опасения несчастья, которое может произойти с главным лицом ближайшего окружении, или страха, что родители оставят его и не вернутся;

нереалистического опасения, что какой-либо неблагоприятный случай разлучит ребенка с лицом, к которому испытывается большая привязанность;

Социальное тревожное расстройство детского возраста (F93.2) используется только для расстройств, возникающих в возрасте до 5 лет и не соответствующих обычным для этого возраста проявлениям. Обращает на себя внимание выраженная разница между поведением в домашней обстановке и во внесемейных социальных ситуациях, что сопровождается проблемами социального функционирования.

Лечение тревожных расстройств

Опыт работы с пациентами, страдающими ТР, неизбежно приводит клиницистов к заключению о максимальной эффективности комплексного подхода, сочетающего психотерапию, психофармакотерапию и социально-средовое воздействие (табл. 2).

Все вышеперечисленные методы в равной степени эффективны при различных вариантах ТР, тем не менее, стоит отметить, что определенные техники более предпочтительны и в определенном смысле специфичны при конкретных формах ТР (табл. 4).

Особую роль в терапии ТР играет психофармакотерапия (табл. 5). В настоящее время существует богатый арсенал противотревожных препаратов, позволяющих влиять не только на психические, но и на соматические проявления тревоги.

Среди других небензодиазепиновых анксиолитиков можно отметить также азапироновый препарат буспирон (Спитомин) и Афобазол (препятствует развитию мембранозависимых изменений в ГАМК-рецепторе).

Через серотонинергические системы на тревогу воздействуют трициклические антидепрессанты, селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) и антидепрессанты двойного действия.

Препаратами первого выбора для лечения тревожных расстройств являются бензодиазепиновые транквилизаторы и СИОЗС, в качестве препаратов второй очереди рассматриваются трициклические антидепрессанты и небензодиазепиновые анксиолитики.

В ряде случаев положительный эффект при лечении тревоги достигается при применении нейролептиков — тиоридазина (Сонапакс), сульпирида (Эглонил), тиаприда (Тиаприд) и др. Однако следует помнить, что при назначении нейролептиков возможно появление слабости, снижение артериального давления, нарушение менструального цикла, прибавка массы тела, выделение молозива, снижение либидо.

Бета-адренергические блокаторы (такие как пропранолол и атенолол) особенно действенны при выраженном вегетативном компоненте ТР, так как блокируют физические симптомы боли в груди, сдавливания горла и одышки, не оказывая седативного (расслабляющего) эффекта.

Среди фитопрепаратов, используемых клиницистами для лечения субпороговой тревоги, широкое распространение получило лекарственное средство Ново-Пассит, который показал свою эффективность, возможности применения в самых разных возрастных группах [6, 8], отсутствие каких-либо побочных эффектов, высокую анксиолитическую активность и, наконец, что весьма важно, свою доступность. Активными компонентами препарата являются сухие экстракты лекарственных растений с выраженной седативной активностью (хмель, зверобой, мелисса, страстоцвет, бузина, валериана, боярышник) и гвайфенезин, обладающий выраженным анксиолитическим действием.

Благодаря уникальному составу Ново-Пассит часто назначается детям и взрослым с различными формами тревожных расстройств. Седативный и анксиолитический эффект препарата способствует устранению тревоги и связанных с ней вегетативных симптомов: расстройств сна, напряжения мышц, головных болей и астении. Препарат нетоксичен, безопасен и не вызывает привыкания.

Еще одной альтернативой лекарственным средствам стали гомеопатические противотревожные препараты. К таким препаратам относится Тенотен, в состав которого входят тонкие регуляторы — антитела к белку S-100, содержащемуся в отделах головного мозга, ответственных за адекватное эмоциональное реагирование. В результате реализуется его ГАМК-миметическое действие, восстановление ГАМКергической нейропередачи. Клиническое действие при этом проявляется снижением тревоги, улучшением когнитивных функций [9].

Выбор психотропного препарата зависит от характеристик ТР:

По мере усложнения клинической картины и хронизации тревоги приоритет все в большей степени отдается антидепрессантам или комбинированной терапии.

Исходя из сказанного, представляется важным повышение информированности специалистов широкого профиля об особенностях диагностики и терапии ТР. Современные подходы к лечению ТР строятся с позиции интегративного подхода, сочетающего в себе психотерапию, психофармакотерапию и социально-средовое воздействие. ЃЎ

Дипломная работа - Тревожность осужденных подросткового возраста

Предмет – особенности проявления тревожности несовершеннолетних осужденных.

Цель данной дипломной работы – рассмотреть тревожность как психологическую особенность личности несовершеннолетних осужденных, находящихся в местах лишения свободы.

Выдвигается следующая гипотеза: Тревожность личности осужденных подросткового возраста: может являться специфической чертой лиц имеющих трудности с адаптацией в условиях заключения; может быть снижена при проведении коррекционной работы, основанной на поведенческой терапии с несовершеннолетними.

Содержание.
Теоретические основы изучения тревожности личности в трудах психологов, философов
Тревожность как философский и психологический феномен
Причины и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте
Особенности проявления тревожности у несовершеннолетних осужденных
Экспериментальное изучение особенностей тревожности у несовершеннолетних осужденных
Выявление уровня тревожности несовершеннолетних осужденных
Выявление уровня социальной адаптации подростков к условиям воспитательной колонии
Статистическая обработка результатов исследования
Проведение формирующего этапа по коррекции тревожности и анализ эффективности коррекционной работы

Варелджян К.Р. Психологическое сопровождение формирования трудовой мотивации у женщин, осужденных к отбыванию наказания в местах лишения свободы

  • формат doc
  • размер 305.5 КБ
  • добавлен 09 декабря 2011 г.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Тверь. - 2010. – 20 стр. Специальность: 19.00.03 – психология труда, инженерная психология и эргономика. Цель исследования: выявить теоретико-методологические предпосылки и обосновать специфические психологические условия эффективного формирования трудовой мотивации у женщин, осужденных к лишению свободы. Объект исследования: трудовая мотивация у женщин, осужден.

Диплом работа - Исследование виктимного поведения подростков с религиозными убеждениями

  • формат doc
  • размер 803 КБ
  • добавлен 13 декабря 2011 г.

Дипломная работа. - Севастополь: СГГУ,2010. - 113 с. Аннотация. Данная дипломная работа посвящена теоретическому и экспериментальному анализу психологических факторов возникновения виктимного поведения у религиозных подростков, а также методам и путям коррекции профилактики виктимного поведения. Виктимность — достаточно устойчивое личностное качество, характеризующее объектную характеристику индивида становиться жертвой внешних обстоятельств и а.

Дипломная работа - Профилактика половых преступлений против несовершеннолетних

  • формат doc
  • размер 307.5 КБ
  • добавлен 09 октября 2011 г.

Дипломная работа. – Владивосток. - ДГУ, - 2004, - 68 с. Автор не известен. Научный руководитель – Заяц О.В. Специальность – психология. Аннотация. Цель дипломной работы-изучение профилактики половых преступлений против несовершеннолетних. Содержание. Общая характеристика половых преступлений. Основные понятия. Последствия половых преступлений против несовершеннолетних. Предотвращение и профилактическая работа половых преступлений Конвенция О.

Дипломная работа - Стратегии самоутверждения и их взаимосвязь с личностными особенностями осужденных

  • формат rtf
  • размер 76.59 КБ
  • добавлен 10 октября 2011 г.

Дипломная работа. – 70 с. Автор не известен. Специальность – психология. Аннотация. Целью нашего исследования стало выявление взаимосвязи стратегии самоутверждения с особенностями личности и противоправным поведением осужденных. Предмет исследования – Стратегии самоутверждения, личностные особенности. Объект исследования – условно осужденные, мужчины в возрасте от 35 до 50 лет. Гипотеза. Конструктивную стратегию самоутверждения используют.

Курсовая работа - Психология преступления: предпосылки и мотивация

  • формат doc
  • размер 33.35 КБ
  • добавлен 07 ноября 2010 г.

Введение. Личность преступника как источник преступного поведения. Психологические предпосылки преступного поведения. Отчуждение личности как источник преступного поведения. Тревожность как основа преступного поведения. Мотивы преступного поведения. Мотивы самоутверждения. Защитная мотивация. Мотивы замещения. Игровые мотивы. Мотивы самооправдания. Заключение Список используемой литературы. ТулГУ, 2010г. Юриспруденция

Особенности лидерства в группе несовершеннолетних правонарушителей

  • формат doc
  • размер 383 КБ
  • добавлен 22 июня 2011 г.

Курсовая работа 3 курс, факультет психологии Северный Арктический Федеральный Университет (г. Архангельск) - работа выполнена на отлично. Понятие лидерства в психологии. Сущность понятия лидерство в психологии. Подходы к диагностике лидерства. Психологические особенности группы несовершеннолетних правонарушителей. Общая характеристика среды несовершеннолетних осужденных. Стратификация несовершеннолетних осужденных в уголовной иерархии. Психологи.

Презентация психология осужденных, задачи и факторы ресоциализации

  • формат ppt
  • размер 1.04 МБ
  • добавлен 12 июня 2010 г.

Структура презентации: Цели презентации. Изучение личности осужденного. Особенности психологии осужденных. Предмет и задачи исправительной (пенитенциарной) психологии. Методы воздействия на осужденного в целях ресоциализации. Социальная реадаптация освобожденного. Выводы. юриспруденция, 3 курс, 37 слайдов.

Прикладная пенитенциарная психология. Учебное пособие

  • формат doc
  • размер 325.5 КБ
  • добавлен 23 ноября 2010 г.

Рязань, 1998. - 327 с. Приводится первая глава, "Краткая история прикладной пенитенциарной психологии" С. 1-77. Содержание. От авторов. Краткая история прикладной пенитенциарной психологии. Программы и методы изучения личности и среды осужденных. Психологическое консультирование различных категорий осужденных. Психокоррекционная работа в пенитенциарных учреждениях и ее основные направления. Межличностные, групповые и массовые социально психологи.

Психодиагностика осужденных

  • формат doc
  • размер 439.09 КБ
  • добавлен 04 сентября 2010 г.

Методические рекомендации. Принципы, цели, задачи и организация диагностической работы психолога пенитенциарного учреждения Методологические основы программы конкретного социально-психологического исследования в пенитенциарном учреждении. Принципы проведения психологического исследования личности и групп осужденных. Структура и содержание программы конкретного научного исследования. Этапы изучения личности осужденного и методические приемы их реа.

Ушатиков А.И., Шеламов О.И. Аудиовизуальная психодиагностика осужденных

  • формат doc
  • размер 875.5 КБ
  • добавлен 01 сентября 2010 г.

Практикум "Аудиовизуальная психодиагностика осужденных" предназначен для формирования у слушателей (курсантов) высших и средних учебных заведений МВД Российской Федерации умений и навыков чтения признаков внешнего облика, составления словесного и психологического портретов, интерпретации индивидуально-психологических и социально-психологических признаков личности, распознавание через язык мимики, жестов, поз, психических состояний, типа темпераме.

Вы здесь: Главная РАЗДЕЛ 7. ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ (ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ) ПСИХОЛОГИЯ Глава 1. Психология осужденного § 1. Психические состояния осужденного

§ 1. Психические состояния осужденного

Нахождение в местах лишения свободы отражается на психо­логии человека. Особенности психологии осужденных прежде всего проявляются в определенном комплексе психических состояний, которые развиваются в местах лишения свободы. К наиболее ти­пичным из них следует отнести: состояние ожидания изменений (пересмотра дела, расконвоирования, освобождения); состояние не­терпения. И то и другое характеризуется повышенной напряжен­ностью, что иногда приводит к резким срывам в поведении. Может развиваться и состояние безнадежности, обреченности, которое вы­зывает апатию, пассивность во всех действиях.

Социальная изоляция усиливает угнетенное состояние. Оно является результатом фрустрации, следствием полного краха жиз­ненных планов, целей, крушения надежд. У осужденного может появиться неверие в свои силы, в возможность снова обрести нор­мальную жизнь. К моменту прибытия в колонию (тюрьму) некото­рые осужденные уже испытывают состояние угнетенности, подав­ленности от сознания своей вины перед обществом, семьей. Эти осужденные не нарушают режим, хорошо работают, выполняют тре­бования администрации ИТУ.

Типичным состоянием в местах лишения свободы является тоска. Именно тоска по дому, родным, близким, свободе с особой силой действует на осужденных. В результате появляются раздра­жительность, возбудимость, внутреннее напряжение. "Тоска, — от­мечал М. Н. Гернет, — это краеугольный камень, фундамент тю­ремной жизни" 1 . Такое состояние способствует накоплению отри­цательных эмоций, которые внезапно проявляются в аффектах, аг­рессивных действиях. На эту особенность тюремной жизни указы­вал Ф. М. Достоевский: "Удивляются иногда начальники, что вот какой-нибудь арестант жил себе несколько лет так смирно, при­мерно, даже десяточным его сделали за похвальное поведение, и вдруг решительно ни с того, ни с сего — точно бес в него влез — зашалил, накутил, набуянил, а иногда даже просто на уголовное преступление рискнул или на явную непочтительность перед выс­шим начальством: или убил кого-нибудь, или изнасиловал и проч. Смотрят на него и удивляются. А между тем, может быть, вся-то причина этого внезапного взрыва в том человеке, от которого всего менее можно было ожидать его, — это тоскливое, судорожное про­явление личности, инстинктивная тоска по самому себе, желание заявить себя, свою приниженную личность, вдруг проявляющееся и доходящее до злобы, до бешенства, до омрачения рассудка, до припадка, до судорог" 2 .

Лишение свободы — это существенные ограничения в свободе передвижения, в общении, выборе вида труда, что порождает спе­цифические права и обязанности осужденных, жесткую регламен­тацию их жизни. Данное наказание обоснованно и справедливо, хотя и влечет страдания и мучения. Одним из них является проживание осужденных в жилых помещениях в условиях большой скученнос­ти. Такие помещения представляют собой, как правило, огромные, не разделенные на комнаты или иные помещения бараки, в кото­рых живет до ста, а иногда и более человек, причем часто койки расположены в два этажа.

Проживание в подобных общежитиях наносит существенный вред личности, а значит, и делу перевоспитания осужденных, оно является одной из причин нарушений режима, совершения правонарушений, в первую очередь насильственных. "Постоянно, — пишет Ю. М. Антонян, — круглые сутки находясь среди других лиц, осужденный становится как бы голым, он в значительной мере лишается возможности уединиться, уйти в себя, сосредоточиться, задуматься о себе, о содеянном и своей вине, о своей жизни и ее перспективах, об ответственности перед близкими и т. д. Между тем это особенно важно именно для тех, кто грубо нарушил основ­ные моральные и правовые запреты и отбывает за это наказание. Создается известный феномен одиночества в толпе, когда вокруг всегда много людей, а тех, с кем можно было бы поговорить, поде­литься, кому можно довериться, — нет или почти нет" 3 .

Это одна из основных причин того, что осужденные испыты­вают острое одиночество, психологическую отчужденность, недо­верие к окружающим.

Постоянное пребывание на глазах у множества людей, необ­ходимость в связи с этим все время контролировать свое поведе­ние, сдерживать эмоции и чувства, быть начеку вызывает сильный стресс, огромное напряжение нервной системы, негативно сказы­вается на психическом самочувствии. Ф. М. Достоевский отмечал в "Записках из Мертвого дома": "В каторжной жизни есть еще одна мука, чуть ли не сильнейшая, чем все другие. Это: вынужденное общее сожительство. Общее сожительство, конечно, есть и в дру­гих местах; но в острог-то приходят такие люди, что не всякому хотелось бы сживаться с ними" 4 . Можно сказать, что пребывание в местах лишения свободы требует от человека значительного физического и психического напряжения, большой устойчивости.

В специфических условиях содержания в ИТУ у людей зна­чительно возрастает тревожность. Именно высоким уровнем тре­вожности можно объяснить постоянное психическое напряжение многих осужденных, напряженность в отношениях между ними, между ними и представителями администрации, острые конфлик­ты, нередко возникающие по внешне ничтожным поводам и пере­ходящие порой в насильственные преступные действия. Для осуж­денных характерны бурные реакции, они возмущаются, кричат, угрожают, чего-то требуют. В большинстве случаев они не пресле­дуют каких-либо конкретных целей, а просто хотят выговориться, снять внутреннее напряжение, выплеснуть его. Постепенно такой стиль поведения, равно как и высокий уровень тревожности, ста­новится привычным, сохраняясь даже после освобождения от на­казания и провоцируя повторное преступное поведение.

1 Гернет М. Н. В тюрьме. Очерки тюремной психологии. М., 1925. С. 40.

2 Достоевский Ф. М. Записки из Мертвого дома // Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 4. М., 1972. С. 22.


1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. – 1994. – № 1. – С. 3-18.

2. Бабурин С.В. Психолого-педагогические условия адаптации и реадаптации заключенных: автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 1999. – 23 с.

4. Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х. Психологическая защита и самооправдание в генезисе преступного поведения // Личность преступника как объект психологического исследования. – 1979. – С. 44-62.

6. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: ЧеРо; издательство МГУ, 1997.

7. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности / под ред. Р.Х. Тугушева. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. – 73 c.

8. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. – Л.: Ленинградский университет, 1983. – 167 с.

10. Гульдан В.В. Мотивация преступного поведения психопатической личности // Криминальная мотивация. – М.: Наука, 1986. – С. 189-251.

11. Столяренко А.М. Энциклопедия юридической психологии. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. – 607 с.

12. Хартман Х. Эго – психология и проблема адаптации / под общ. ред. М.В. Ромашкевича. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 160 с.

14. Мусин Ф.С. Индивидуально-психологические особенности адаптации осужденных женского и мужского пола к условиям лишения свободы: дис. … канд. псих. наук. – Казань, 2006. – 105 с.

Актуальность исследования обусловлена тем, что отбывание наказания в виде лишения свободы связано с процессами социально-психологической адаптации осужденных к новым правилам и нормам, а также условиям жизни в исправительном учреждении. Безусловно, социальная изоляция человека посредством лишения его свободы, приводит к значительным личностным и поведенческим изменениям [1]. Оказавшись в исправительном учреждении, осужденный переживает сложный период адаптации к новой среде, к непривычным условиям труда и быта, социальному окружению, специфическим требованиям режима отбывания уголовного наказания, комплексу социально-экономических явлений [2]. Многим осужденным, которые сталкиваются с новой для них средой, свойственно состояние напряженности, неуверенность в себе, обособленность, состояние внутреннего дискомфорта. При этом, как показывает психологическая практика в условиях пеницитарной системы, осужденные характеризуются различным уровнем, видами и особенностями протекания социально-психологической адаптации к условиям исправительного учреждения, прибегая к различным стратегиям приспособления.

Проблема социально-психологической адаптации лиц, осужденных на отбывание наказания в виде лишения свободы, освещена в работах Л.И. Анцыферовой, Ф.Б. Бассина, А.Г. Ковалева,
П.С. Кузнецова, А.И. Папкина, В.Ф. Пирожкова, В.И.Позднякова, В. Франкла, Х. Хартмана и др.

Не отрицая факта необходимости изучения проблемы адаптации осужденных с позиции биологического и нейропсихологического подходов, отметим важность ее рассмотрения в рамках социальной психологии, согласно которой данный процесс, отражающий взаимодействие человека со средой может осуществляться на разных уровнях: биологическом, психологическом и социальном.

Целью данной работы является изучение психологических защитных механизмов, используемых осужденными на наказание в местах лишения свободы в период адаптации к условиям изоляции.

Исследователи в области пенитенциарной и юридической психологии утверждают, что особенности протекания социально-психологической адаптации осужденных связаны с выработкой психологических защит. Отметим, что работы А. Адлера, Л.И. Анцыферовой, С.В. Бабурина, В.А. Бодрова, Г.Х. Ефремова, А.Г. Маклакова, Ф.С. Мусина, Т.А.Немчина, А.Р. Ратинова и др. посвящены механизмам психологической защиты личности осужденных, развивающимся в условиях хронического стресса.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что такие психологические защиты как отрицание, вытеснение, рационализация, проекция и идентификация достаточно часто используются осужденными в период адаптации к местам лишения свободы.

Осужденные также часто используют вытеснение, как психологическую защиту, которая заключается в избавлении от внутреннего конфликта путем выключения из сознания раздражающих или тревожащих воспоминаний [4]. Заключенные, прибегающие к данному защитному механизму, стремятся поддерживать хорошие и приятные воспоминания, которые связаны с детством, близкими людьми, друзьями, службой в армии и пр. При использовании данной психологической защиты память осужденного проявляет избирательность, помогая отсеять плохое и оставить только светлые воспоминания.

В случае же если хороших воспоминаний немного, включается фантазия, также представляющая собой механизм психологической защиты – замещения, в результате которого снимается напряжение с помощью ухода в мир фантазии [5]: детали хороших эпизодов из жизни преувеличиваются, а сами эпизоды наполняются немыслимо замечательным содержанием. Так возникают целые легенды о прошлом, связанные с образами матери, любимой девушки, друзей, которые позволяют личности осужденного укрыться от тяжкого, травмирующего настоящего. Зачастую, данные образы не совпадают с действительными. Однако, осужденные, прибегая к данной психологической защите, с бережностью хранят письма от матерей, знакомых или любимых девушек, друзей и часто их перечитывают.

Рационализация как психологическая защита, представляющая собой псевдоразумное объяснение мотивов своего поведения, совершенных поступков, присуща осужденным, которых условно называют скрытым типом личности. Они характеризуются высокой интроверсией, сопровождающейся эффективным контролем над собственным поведением [6]. Как правило, осужденные данного типа личности воспитывались в семьях, где были лишены ласки, внимания, предоставлены сами себе. Обладая развитым интеллектом и страдая от отсутствия эмоционального принятия, они замыкались в себе и, одновременно, развивали наблюдательность. В результате такие осужденные проявляют способность сосредотачиваться на мыслительном компоненте, нивелируя эмоциональный, что способствует возможности вести себя обдуманно и хладнокровно.

Можно выделить еще одну стратегию поведения осужденных, сформированную в детстве в качестве психологической защиты, – проекцию, заключающуюся в бессознательном переносе на других собственных импульсов и чувств, неприемлемых для себя. Родители этого типа личности осужденных часто сетовали на что-либо или кого-либо, обвиняя в своих неудачах внешние обстоятельства или других людей. Дети бессознательно усвоили то, что за их безрадостное детство должен нести ответственность кто-то другой. В результате сформировался враждебный, настороженный тип личности, склонный к проекции как психологической защите, приписывая окружающим различные негативные качества, выступающей рациональной основой для их неприятия и самопринятия на этом фоне [7, с. 69].

Переживание одиночества в условиях групповой изоляции порождается совокупностью психоэмоциональных состояний, обусловленных объективными факторами (предшествующим опытом нахождения в местах лишения свободы, возрастом, продолжительностью нахождения в изоляции) и субъективными (особенностями психических реакций и состояний, особенностями социально-психологической адаптации к условиям исправительного учреждения). При этом исследователи выделяют позитивное и негативное состояние одиночества. Позитивный потенциал одиночества, рассматриваемый как ресурс личности, проявляется в развитии самопознания, саморегуляции и стабилизации психофизического состояния [8]. Негативное же состояние одиночества, представляющее собой проблему, подчиняет другие психические процессы и состояния осужденных, влияет на неэффективное приспособление к условиям изоляции, вызывает негативные эмоциональные переживания, разрушает внутреннюю целостность личности, стимулируя уход от возникающих трудностей, неуверенность в себе и тревогу [8]. В результате можно говорить о социально-психологической дезадаптации под влиянием негативного состояния одиночества, что сопровождается не только отрицательным эмоциональным фоном, но и неудовлетворенностью существующих отношений. Такое состояние актуализирует или психологическую защиту отчуждение, которое характеризуется чувством утраты осужденным эмоциональной связи с другими людьми, проявлением равнодушия к ранее значимым событиям или собственным переживаниям, или идентификацию, сопровождающуюся переносом осужденным на себя качеств, присущих другому человеку и желательных для себя.

Т.А. Немчин отмечает, что повышение уровня тревоги обуславливает включение или усиление действия механизмов интрапсихической адаптации, которые, при стимулировании активности субъекта, могут способствовать эффективной психической адаптации, обеспечивая редукцию тревоги, а в случае их неадекватности способствуют разрушению адаптивных поведенческих стереотипов, что находит отражение в виде адаптационных нарушений, которым соответствует характер формирующихся при этом пограничных психопатологических явлений [8]. Исследователь выделяет несколько типов защит, используемых интрапсихическим механизмом психической адаптации: препятствие осознаванию факторов, вызывающих тревогу; фиксация тревоги на определенных стимулах; снижение уровня побуждения, связанное с обесцениванием исходных потребностей; концептуализация [8, с.32].

К тяжким эмоциональным переживаниям осужденных на лишение свободы относится чувство вины, выступающее одним из основных двигателей человеческого поведения. Данный механизм защиты сказывается на поведении осужденного в период его социально-психологической адаптации в местах лишения свободы.

Пеницитарная практика показывает, что у некоторых осужденных переживания вины весьма туманны и неопределенны, поскольку человек, особенно в период адаптации, не понимает, что его мучает, поскольку обстоятельства, в той или иной мере связаны с каким-нибудь важным запретом, могли иметь место в далеком прошлом, например, в детстве, и были вытеснены. Подобная ситуация может порождать тревожность, которая тем выше, чем непонятнее причина появления чувства вины. Осужденный при снижении самооценки не может принять самого себя, стремится осознать причины такой внутриличностной ситуации и найти выход из нее. В данный период лица, активизирующие переживания, связанные с чувством вины, рискуют стать объектом агрессии осужденного, так как затрагивают наиболее значимые его представления о самом себе и снижают его самооценку.

У других осужденных чувство вины приводит к бессознательному стремлению быть наказанным и совершению субъектом таких действий, которые влекут за собой наказание [12, с.3]. В данном случае чувство вины, которое вызывается не каким-либо поступком, действительно совершенным им, а бессознательными деструктивными влечениями, способствует пассивному поведению осужденного.

Лица с высокой склонностью к переживаниям чувства вины находятся в постоянном конфликте со сдерживающим влиянием своих моральных убеждений. Для них любой безнравственный шаг, в тои числе убийство, весьма травматичен. В связи с этим отрицание своей вины в совершенном преступном деянии выступает в качестве психологической защиты от осознания своей нравственно-психологической несостоятельности [4].

Переживания стыда осужденных, как и переживания тревоги и вины, создают свою защитную стратегию, реализующую стремление избежать ситуаций, в которых могут проявиться субъективные особенности, вызывающие у осужденного стыд. В отдельных случаях тяжелые переживания чувства вины и стыда могут подтолкнуть осужденных на самоубийство. Согласно результатам некоторых исследований, переживание стыда у осужденных, практически не затрагивающее других эмоциональных состояний, выступает как бы автономным психологическим переживанием, провоцируются извне, т.е. их скорее стыдят другие люди, чем они сами способны переживать стыд [13].

Ф.С. Мусин в диссертационном исследовании рассматривал индивидуально-психологические особенности адаптации осужденных женского и мужского пола к условиям лишения свободы [14]. Результаты его работы показали, что у осужденных женщин составляющие личностной структуры менее развиты, чем у мужчин, что снижает их показатели адаптации к условиям исправительного учреждения и приводит к использованию примитивных психологических защит таких как псевдокомпенсация и акцентуация отдельных черт характера. Осужденные мужчины характеризуются сформированностью симптомокомплекса свойств, которые обеспечивают им больший личностный адаптационный ресурс, чем у женщин. Они используют психологические защитные механизмы, обеспечивающие более успешную адаптацию к условиям изоляции.

Исследователем выявлены различия в использовании психологических защит осужденными в адаптационный период пребывания в местах лишения свободы в зависимости от состава преступления [14]. Также доказано, что чем больше тяжесть совершенного преступления и следующего за ним наказания, тем более выражены стрессовое расстройство у осужденных и истощение адаптационного ресурса личности.

Исследователи в области пенитенциарной и юридической психологии отмечают, что на особенности психических адаптационных процессов и реакций, а также на успешность социально-психологической адаптации осужденных влияют их возрастные особенности, длительность нахождения в исправительном учреждении и наличие ранней судимости [13].

Повышенная тревожность возникает как защитная реакция на стрессовые, агрессивные внешние факторы. Навязчивая или беспочвенная тревога у детей или взрослых значительно ухудшает качество жизни, нередко становится пусковым механизмом к развитию психоневрологических заболеваний.

Что такое повышенное чувство тревоги

Повышенная тревожность - высокая чувствительность человека к беспокойству, к стрессовым жизненным ситуациям. Состояние чаще регистрируется у детей дошкольного и старшего школьного возраста, а также у женщин с психоэмоциональной нестабильностью, сопутствующими неврологическими заболеваниями, душевными детскими травмами.

Незначительное повышение уровня стресса у человека рассматривается как индивидуальная черта личности, как особенность. Если стресс становится навязчивым, ухудшает качество жизни больного или окружающих, то говорят о психической патологии. Распространенность заболевания среди других аффективных расстройств составляет 33%, 25% приходится на детский возраст.

Причины и факторы риска

Тревожное расстройство у человека - склонность к чрезмерному ощущению страха, тревоги, ощущение опасности, сопровождается навязчивым предвидением угрозы, вплоть до развития панических атак. Если тревога обоснована, человек всегда расскажет ее причине, при патологии - первопричина никогда не определена. Существуют наиболее частые причины тревожности:

  • особенности и расстройства нервной системы любого генеза, формы;
  • особенности окружения, семьи;
  • повышенная психоэмоциональная нагрузка, стрессовый фактор;
  • перенесенные ранее стрессы и потрясения, связанные с угрозой жизни (человек мог быть свидетелем трагедии, ему стало известно о происшествии);
  • тяжелые заболевания внутренних органов, сопряженные со стойким нарушением водно-электролитного баланса, гипоксией мозга;
  • соматические заболевания;
  • гормональный сбой;
  • алкоголизм;
  • меланхоличный тип личности;
  • очень сильные травмы головного мозга, менингеальные инфекции.

Основная роль приходится на ранний детский возраст. Тревожность может развиваться гораздо позже, спустя десятилетия. Состояние развивается при неблагополучной среде развития ребенка, нестабильных отношениях с родителями. Спровоцировать патологический процесс могут некоторые медикаментозные препараты для лечения диабета, некоторых заболеваний щитовидной железы, психических расстройств (как побочное действие).

Классификация

Классификация позволяет определиться с характером заболевания, фобии, тактикой ведения пациента. Если на детскую тревожность более влияют возрастные хронологии, то у взрослых важно учитывать сферу возникновения, степень воздействия на психику, выраженность, формы:

  1. По воздействию. Клиницисты выделяют мобилизующую и расслабляющую тревожность. В первом случае, человеческий организм возбуждается, готовится к опасности, во втором происходит парализация воли, человек не в состоянии адекватно оценить степень опасности.
  2. Сфера появления. Повышение тревожности возникает в зависимости от окружающего мира. Выделяют учебную, социальную, межличностную тревожность, проблема выбора. Патология нередко становится причиной низкой самооценки, неадекватных требований к окружающим. Вызывать стресс может обычная проблема выбора в любом месте пребывания, отсутствует возможность контролировать эмоции.
  3. По выраженности. Существует пониженная тревожность (человек недооценивает даже реальную потенциальную угрозу), оптимальная (тревожность у человека сопровождается мобилизацией ресурсов организма к сопротивлению опасности), повышенная (возбудимость и страх возникают без повода, провоцируют панику, а при реальной опасности развиваются истерики, парализующий страх).

Состояние требует особого внимания, так как оба состояния несут угрозу не только психоэмоциональному здоровью человека, но и его жизни, если опасность для жизни действительная.

За какими болезнями может скрываться

Диагностика состояния у детей и взрослых является сферой деятельности психоневрологов, клинических психологов, психиатров. Окончательный диагноз ставят на основании физикального осмотра, опроса, тестов, оценки шкалы тревожности, изучении жизненного и клинического анамнеза.

Увеличение уровня стресса, тревоги следует дифференцировать от депрессивных состояний, реакции дезадаптации, начальной стадии шизофрении, а также от прочих психиатрических заболеваний, обусловленных развитием фобий, навязчивых мыслей и состояний.

Что такое шкала тревожности?

Шкала тревожности по Спилбергеру - уровень стресса, информативный метод диагностики тревожных состояний на текущий момент (при реактивном возбуждении) и колебаний личностной тревожности человека. Люди с высокотревожным восприятием любого стресса постоянно находятся в напряжении, а тест укажет максимальное количество баллов.

Как и почему появляются признаки тревоги?

Тревога - нормальное состояние, запускающее механизм самосохранения. Клиницисты выделяют не только психологические нарушения во время стресса, но и реальные физические ощущения. Психологические симптомы повышенной тревоги:

  • частые переживания, предчувствия, незащищенность;
  • нарушение сна, снижение активности;
  • необоснованный страх за близких, чувства страха, душевной тяжести;
  • страх перед новой обстановкой;
  • сложность в общении с окружающими;
  • снижение работоспособности, нарушение концентрацией мысли - все поле мыслей занимает тревога (больные постоянно испытывают стресс, боятся делать лишние действия);
  • неадекватная самокритичность, плаксивость.

Перед возбуждением происходят и другие изменения. Физически заболевание проявляется потливостью, покраснением лица и шеи, учащением дыхания, пульса, сердцебиения, появлением кома в горле, вздутием живота и разжижением стула. Внешне человек выглядит напряженным, нервным, сжимает кулаки, теребит пуговицы, одежду, собственные пальцы, грызет ногти.

Связаны ли депрессия и тревожность

Что будет, если не лечиться.

Повышенный уровень тревоги без адекватного лечения приводит к серьезным расстройствам психики в дальнейшем, особенно у больных в особой группе риска. У детей при длительном течении формируется обсессивно-компульсивный невроз, многочисленные фобии, психастеническая акцентуация характера.

Подростки изменяют поведенческие реакции. Расстройство у взрослых нарушает обычный ритм жизни, навязчивые состояния затрудняют адекватную социализацию, возможно появление суицидальных мыслей. При отсутствии лечения больные запираются дома, лишают себя общения, погружаются в глубокие депрессии, иногда становятся алкоголиками.

Тревожное расстройство - серьезное психиатрическое заболевание, требующее обязательной коррекции. Профилактика заключается в своевременной диагностике, точном диагнозе, адекватной медикаментозной или психотерапии, раннем обращении к врачу. Осложнения патологического состояния всегда осложняют лечение, нередко носят необратимый характер.

Читайте также: