Что такое суперсервисы как они связаны с опытом взаимодействия гражданина и государства

Обновлено: 30.06.2024

Правительство РФ и Минкомсвязи России представили прототипы новых суперсервисов – "Обжалование штрафов онлайн", "Правосудие онлайн", "Подача заявлений в правоохранительные органы", "Пенсия онлайн" и "Утрата близкого человека". Их описание появилось на Едином портале госуслуг.

"Мы представляем еще пять прототипов суперсервисов, размещенных на портале госуслуг. Они ориентированы на реальную жизненную ситуацию, жизненную потребность человека. За ними стоит глубокая трансформация внутренних процессов ведомств, логики "движения" бумаг. Ведь наша главная цель – сделать так, как удобно человеку, а не так, как видится нам, чиновникам. Размещая прототипы суперсервисов, мы надеемся узнать, удобен и достаточен ли потенциальным пользователям функционал, дизайн, чего не хватает. Мы заинтересованы в ответах и реакции", – подчеркнул заместитель Председателя Правительства РФ Максим Акимов.

Ключевые цели и предполагаемые функции суперсервисов отражены в таблице:

Название суперсервиса

Ключевая цель суперсервиса

Основной функционал суперсервиса и его преимущества

Обжалование штрафов онлайн

с сервисом пользователи не пропустят скидку и смогут оплатить штраф с телефона

  • своевременное информирование о штрафах (за письмом не придется идти на почту, уведомление о штрафе приходит в электронном виде);
  • возможность разобраться с нарушениями (постановление приходит в день вынесения, в нем есть информация о месте нарушения и фотографии, чтобы все проверить);
  • экономия времени на обжалование (жалобу можно подать в электронном виде за 10 минут, статус жалобы меняется онлайн);
  • возврат денег без личного визита (если удалось обжаловать штраф, а деньги уже уплачены, их вернут без бумажного заявления)

меньше бумаг, пройденных километров и пропущенных судебных уведомлений на почте

  • суд для подачи иска определяется автоматически;
  • документы и уведомления отправляются по судам и участникам процесса в электронном виде;
  • доступ к документам по делу открыт онлайн всем участникам процесса;
  • интерактивный помощник подскажет, как составить требования по иску, заполнить и подать электронное заявление;
  • оплата госпошлины на портале;
  • удаленное участие в процессе (доступ через биометрическую идентификацию)

Подача заявлений в правоохранительные органы

заявление о правонарушениях без походов в органы – через приложение

размер будущей пенсии и перерасчет стажа – в приложении

  • следить за размером будущей пенсии (предварительный размер пенсии известен с 45 лет, лицевой счет моментально проверяется с любого устройства, управление пенсионными накоплениями онлайн);
  • заранее узнать о праве на пенсию (когда появится право на пенсию, придет уведомление, останется сформировать электронное заявление, чтобы получать деньги);
  • увеличить стаж и провести перерасчет (неучтенные периоды работы засчитываются без личного визита, перерасчет пенсии происходит автоматически);
  • получать пенсию и менять способ доставки (документы можно подать в один клик, удобно следить за статусом онлайн)

Утрата близкого человека

документы, организация похорон и план действий в сложной ситуации – онлайн

  • минимум посещений (не нужно собирать справки и обращаться в ЗАГС для регистрации смерти);
  • без бумажных документов (для получения всех пособий и выплат достаточно ввести реквизиты счета в личном кабинете и деньги будут перечислены на банковскую карту);
  • четкий порядок действий (в приложении можно выбрать проверенные ритуальные агентства и ознакомиться с порядком действий для захоронения);
  • получить наследство в один клик (онлайн запись на прием к нотариусу и получение наследства на банковскую карту)

Напомним, ранее в специальном разделе на портале госуслуг были размещены прототипы суперсервисов "Рождение ребенка", "Поступление в вуз онлайн", "Исполнительное производство", "Европротокол онлайн" и "Переезд в другой регион". Всего в рамках национальной программы "Цифровая экономика" планируется запустить 25 суперсервисов, соответствующих наиболее распространенным жизненным ситуациям.

Цифровая трансформация госуслуг

ГРОМОЗДКАЯ СИСТЕМА

Положенными государственными мерами соцподдержки пользуется лишь половина россиян. Такую статистику привел в ходе семинара-совещания Фонда социального страхования заместитель директора департамента информационных технологий и обеспечения проектной деятельности Минтруда России Михаил Аронов:

- По данным за 2018 год, у нас было более 40 млн фактических получателей мер социальной поддержки. При этом, по нашим оценкам, потенциальных получателей - примерно в два раза больше. То есть половина граждан не получает те меры соцподдержки, которые им положены.

Аронов назвал основные причины, по которым люди не используют положенные им социальные гарантии и льготы. Это чрезмерная сложность получения государственной помощи, отсутствие у граждан информации о своих правах, а также мизерность отдельных мер соцподдержки. По его словам, ведомство готовится унифицировать существующие меры соцподдержки и оптимизировать варианты получения гарантий.

Об этом же говорил и председатель комитета по социальным вопросам Заксобрания Нижегородской области Надир Хафизов:

- Мы отмечаем чрезвычайную громоздкость системы. Путаются депутаты, путаются даже специалисты отраслевых ведомств. Конечно, цифровизация - единственный способ сделать эту систему прозрачной и близкой гражданам.

Заодно планируется решить другие проблемы системы, в частности, унифицировать предоставляемые в регионах меры.

- Компенсация затрат на оплату услуг ЖКХ есть практически в каждом регионе, но в одном срок принятия решения о назначении этой меры может составлять 10 рабочих дней, а в другом - 58 календарных, что странно. Так не должно быть, - пояснил Аронов.

СУПЕРСЕРВИСЫ

Все эти проблемы - и для фонда, и для граждан - сможет решить цифровизация. Именно о ней больше всего говорили на семинаре-совещании, а также приводили примеры успешных проектов, например электронного листка нетрудоспособности. Это нововведение в ФСС оценивают положительно и пропагандируют отказ от бумажного больничного.

Пока что в электронном виде предоставляются лишь некоторые услуги, но в ФСС замахнулись на глобальные изменения. В течение нескольких лет запланирована цифровая трансформация госуслуг. Для этого фонд плотно работает с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязи).

Как рассказал замдиректора департамента развития цифрового государства Минкомсвязи Валерий Ткаченко, сейчас на портале государственных и муниципальных услуг (Единый портал госуслуг - ЕПГУ) 97 млн учетных записей, из них более 65 млн - подтвержденные. Причем если в 2017 году через ЕПГУ было получено около 40 млн услуг, то за неполный 2019 год - уже 94 млн. Такой рост лучше всего говорит о востребованности электронного сервиса.

Чтобы запросить услугу, - человеку нужно о ней знать, а еще - знать, что она ему положена. Сейчас это не так, часто люди просто не в курсе, что имеют право на соцподдержку. Поэтому задумано оперировать таким понятием как “жизненная ситуация”. Это может быть рождение ребенка, переезд в другой регион или поступление в вуз. На уровне правительства утвержден перечень из 24 суперсервисов - по сути, жизненные ситуации, сгруппированные по блокам.

- Набор этих жизненных ситуаций покрывает львиную долю взаимодействия граждан и бизнеса с государством. Для реализации каждого суперсервиса на уровне правительства создана рабочая группа, в которую входят представители федеральных, региональных органов власти, экспертного сообщества, - поясняет Ткаченко.

Разные суперсервисы, по его словам, заработают в разное время, но все должны запуститься до 2024 года. Причем подход к оказанию услуг намерены полностью изменить. Если сейчас гражданин должен сам запрашивать ту или иную меру соцподдержки, то после внедрения суперсервисов государство будет уведомлять человека о том, что ему положены какие-то услуги из фонда социального страхования.

- Процесс оказания услуги должен быть формализован, в идеале - она должна оказываться автоматически, без участия чиновника. Сейчас такие примеры есть: это выписки из Росреестра, Пенсионного фонда. Ряд лицензий выдается в электронном виде. Да, будут исключения. Это услуги, связанные с безопасностью: например, разрешение на оружие, удостоверение частного охранника - то есть такие, где необходима личная встреча. Все остальные должны быть в цифровом виде, автоматическими, - сказал Ткаченко.

ПРИМЕР СУПЕРСЕРВИСА

Суперсервис “Рождение ребенка” позволит родителям получить все необходимые документы и выплаты, не выходя из дома. В цифровом профиле будущей мамы появятся электронный родовой сертификат и лист нетрудоспособности. Суперсервис сообщит о положенных пособиях для беременных и поможет быстро их оформить прямо из дома. Заявление заполняется автоматически. Остается лишь проверить данные и указать реквизиты банковского счета.

За несколько месяцев до родов сервис позволит записаться в родильный дом. Справка о рождении ребенка появится в цифровом профиле мамы. Система предложит родителям заказать базовый комплект документов ребенка: свидетельство о рождении, СНИЛС, медицинский полис, ИНН, справка о регистрации и сертификат на материнский капитал. Маме останется только внести в заявление имя малыша, информацию о месте планируемой регистрации и выбрать страховую компанию. Заявление на оформление детских документов согласуется с отцом ребенка, после чего родители получат уведомление о готовности документов. Они придут в электронном виде и сохранятся в цифровых профилях родителей. При желании можно получить их бумажные версии в МФЦ или заказать платную доставку курьером.

По данным Минкомсвязи России, суперсервис “Рождение ребенка” сократит оформление документов и выплат до 15 минут.


Большую часть услуг, связанных с получением документов для недвижимости, транспорта и здоровья, российские граждане уже получают онлайн. Суперсервисы, которые создают на базе "Госуслуг", еще сильнее упростят россиянам все процедуры. Андрей Васильев о том, как изменится в будущем получение всех документов.

Приоритет — удобство жизни

Перед разработчиками суперсервисов государство поставило одну генеральную цель: максимально упростить работу граждан с документами и выдавать их даже тогда, когда "бумажную часть" получить невозможно в силу разных причин. По сути суперсервисы будут собирать все уведомления, связанные с работой "Госуслуг", в одну электронную почту.

Новые программы и многолетний опыт, полученный в рамках работы над "Госуслугами", позволяют максимально сократить время на онлайн-регистрацию транспорта, получение паспорта, регистрацию брака, оформление документов на переезд, рождение ребенка, трудовые отношения, оплату штрафов за нарушение ПДД и даже онлайн-подачу документов в вуз.

Легче дышать станет и государству — внедрение суперсервисов позволит сократить количество чиновников и время на оказание государственных услуг. До 30% людей в связи с внедрением новых электронных решений могут поменять работу и перестанут (по тем или иным причинам) затягивать сроки оформления любых документов, человеческий фактор в оформлении любых бумаг будет сведен к минимуму.

Нагрузка, связанная с получением документов, перестанет существовать не только для обычных людей, но и для собственников бизнеса, которые смогут контролировать документооборот с любого устройства.

Президент АНО "Умные города" Артем Ермолаев отмечает, что главная задача — добиться оформления документов в самый короткий срок.

Суперсервис — это возможность пользоваться услугами. Фактически для этого даже не понадобится заявление, необходимых документов станет меньше, или услугу можно будет получить даже без них. Главная задача — озвучить потребности.

Запрос от общества на электронные услуги с каждым годом только увеличивается. Всего за год количество запросов на портале "Госуслуг" увеличилось до 800 миллионов.

Для всего, что происходит в жизни

Минкомсвязи сформулировало задачи для 25 суперсервисов, которые в ближайшем будущем охватят основные направления жизни обычных граждан и собственников бизнеса. Идея такова, что 90% случаев взаимодействия с государством планируют перенести в онлайн — больше никаких очередей, споров, уточнений, обедов и перерывов. Структурно первые суперсервисы разделяются на 200 отдельных услуг федерального, регионального и муниципального значения. Кроме того, ряд суперсервисов будет синхронизирован с банками и позволит максимально оперативно обмениваться нужными документами, необходимыми для оформления кредита или вклада.

Однако и это далеко не все. Суперсервисы позволят гражданам и бизнесу напрямую обращаться во все федеральные и региональные ведомства, а также в муниципальные государственные организации, где гарантированно эти обращения увидят. Весь прогресс по работе с заявлениями можно будет отслеживать через личный кабинет.

Перечень доступных к взаимодействию ведомств поражает: с помощью обычного смартфона можно подать заявление на государственные субсидии бизнесу, обратиться в Минюст, Минстрой, Минобрнауки, Минтранс, Минпросвещения, Минтруд, МВД, Минкомсвязь и даже Верховный суд, не говоря уже о судах низшей инстанции.

Лучше понимать людей

Как отмечает президент АНО "Умные города" Артем Ермолаев, государство стремится развивать госуслуги сразу по нескольким причинам.

Во-первых, электронные услуги значительно дешевле, в два-три раза, относительно любого посещения МФЦ. Во-вторых, работа инфраструктуры хорошо видна, в-третьих, отсутствует коррупционная составляющая. Кроме того, с помощью электронных услуг государство сможет лучше понимать потребности населения.

Цифровые госуслуги в очередной раз доказали свою эффективность в рамках мер по профилактике распространения коронавируса. Они не только позволили обеспечить граждан необходимыми документами в интерактивном режиме, но и своевременно информировали всех пользователей об угрозах для здоровья и мерах профилактики, которые необходимо принять.

Разработчики отмечают, что прототипы суперсервисов доступны для тестового использования уже сейчас. На каждом направлении программы работают в тестовом режиме, и главная цель на данном этапе не только помогать людям, но и совершенствовать сервис. Любые обращения граждан, связанные с работой суперсервисов, будут изучаться, в алгоритмы на основе больших данных будут вноситься соответствующие изменения. Разработчики отмечают, что конечная цель — максимально быстрое и качественное оказание любых услуг онлайн без личного визита.

Цифровая трансформация госуслуг

ГРОМОЗДКАЯ СИСТЕМА

Положенными государственными мерами соцподдержки пользуется лишь половина россиян. Такую статистику привел в ходе семинара-совещания Фонда социального страхования заместитель директора департамента информационных технологий и обеспечения проектной деятельности Минтруда России Михаил Аронов:

- По данным за 2018 год, у нас было более 40 млн фактических получателей мер социальной поддержки. При этом, по нашим оценкам, потенциальных получателей - примерно в два раза больше. То есть половина граждан не получает те меры соцподдержки, которые им положены.

Аронов назвал основные причины, по которым люди не используют положенные им социальные гарантии и льготы. Это чрезмерная сложность получения государственной помощи, отсутствие у граждан информации о своих правах, а также мизерность отдельных мер соцподдержки. По его словам, ведомство готовится унифицировать существующие меры соцподдержки и оптимизировать варианты получения гарантий.

Об этом же говорил и председатель комитета по социальным вопросам Заксобрания Нижегородской области Надир Хафизов:

- Мы отмечаем чрезвычайную громоздкость системы. Путаются депутаты, путаются даже специалисты отраслевых ведомств. Конечно, цифровизация - единственный способ сделать эту систему прозрачной и близкой гражданам.

Заодно планируется решить другие проблемы системы, в частности, унифицировать предоставляемые в регионах меры.

- Компенсация затрат на оплату услуг ЖКХ есть практически в каждом регионе, но в одном срок принятия решения о назначении этой меры может составлять 10 рабочих дней, а в другом - 58 календарных, что странно. Так не должно быть, - пояснил Аронов.

СУПЕРСЕРВИСЫ

Все эти проблемы - и для фонда, и для граждан - сможет решить цифровизация. Именно о ней больше всего говорили на семинаре-совещании, а также приводили примеры успешных проектов, например электронного листка нетрудоспособности. Это нововведение в ФСС оценивают положительно и пропагандируют отказ от бумажного больничного.

Пока что в электронном виде предоставляются лишь некоторые услуги, но в ФСС замахнулись на глобальные изменения. В течение нескольких лет запланирована цифровая трансформация госуслуг. Для этого фонд плотно работает с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязи).

Как рассказал замдиректора департамента развития цифрового государства Минкомсвязи Валерий Ткаченко, сейчас на портале государственных и муниципальных услуг (Единый портал госуслуг - ЕПГУ) 97 млн учетных записей, из них более 65 млн - подтвержденные. Причем если в 2017 году через ЕПГУ было получено около 40 млн услуг, то за неполный 2019 год - уже 94 млн. Такой рост лучше всего говорит о востребованности электронного сервиса.

Чтобы запросить услугу, - человеку нужно о ней знать, а еще - знать, что она ему положена. Сейчас это не так, часто люди просто не в курсе, что имеют право на соцподдержку. Поэтому задумано оперировать таким понятием как “жизненная ситуация”. Это может быть рождение ребенка, переезд в другой регион или поступление в вуз. На уровне правительства утвержден перечень из 24 суперсервисов - по сути, жизненные ситуации, сгруппированные по блокам.

- Набор этих жизненных ситуаций покрывает львиную долю взаимодействия граждан и бизнеса с государством. Для реализации каждого суперсервиса на уровне правительства создана рабочая группа, в которую входят представители федеральных, региональных органов власти, экспертного сообщества, - поясняет Ткаченко.

Разные суперсервисы, по его словам, заработают в разное время, но все должны запуститься до 2024 года. Причем подход к оказанию услуг намерены полностью изменить. Если сейчас гражданин должен сам запрашивать ту или иную меру соцподдержки, то после внедрения суперсервисов государство будет уведомлять человека о том, что ему положены какие-то услуги из фонда социального страхования.

- Процесс оказания услуги должен быть формализован, в идеале - она должна оказываться автоматически, без участия чиновника. Сейчас такие примеры есть: это выписки из Росреестра, Пенсионного фонда. Ряд лицензий выдается в электронном виде. Да, будут исключения. Это услуги, связанные с безопасностью: например, разрешение на оружие, удостоверение частного охранника - то есть такие, где необходима личная встреча. Все остальные должны быть в цифровом виде, автоматическими, - сказал Ткаченко.

ПРИМЕР СУПЕРСЕРВИСА

Суперсервис “Рождение ребенка” позволит родителям получить все необходимые документы и выплаты, не выходя из дома. В цифровом профиле будущей мамы появятся электронный родовой сертификат и лист нетрудоспособности. Суперсервис сообщит о положенных пособиях для беременных и поможет быстро их оформить прямо из дома. Заявление заполняется автоматически. Остается лишь проверить данные и указать реквизиты банковского счета.

За несколько месяцев до родов сервис позволит записаться в родильный дом. Справка о рождении ребенка появится в цифровом профиле мамы. Система предложит родителям заказать базовый комплект документов ребенка: свидетельство о рождении, СНИЛС, медицинский полис, ИНН, справка о регистрации и сертификат на материнский капитал. Маме останется только внести в заявление имя малыша, информацию о месте планируемой регистрации и выбрать страховую компанию. Заявление на оформление детских документов согласуется с отцом ребенка, после чего родители получат уведомление о готовности документов. Они придут в электронном виде и сохранятся в цифровых профилях родителей. При желании можно получить их бумажные версии в МФЦ или заказать платную доставку курьером.

По данным Минкомсвязи России, суперсервис “Рождение ребенка” сократит оформление документов и выплат до 15 минут.

Читайте также: