Что такое субъект профилактики правонарушений

Обновлено: 28.03.2024

В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом, под системой профилактики правонарушений понимается совокупность субъектов профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений.

К основным принципам профилактики правонарушений Федеральный закон относит приоритет прав и законных интересов человека и гражданина при осуществлении профилактики правонарушений, открытость, непрерывность, последовательность, своевременность объективность, достаточность и научная обоснованность принимаемых мер профилактики правонарушений, компетентность, ответственность за обеспечение прав и законных интересов человека и гражданина.

Субъектами профилактики правонарушений являются федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры Российской Федерации, следственные органы Следственного комитета России, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Указанным Федеральным законом устанавливаются основные направления профилактики правонарушений, полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений, а также организационные основы функционирования системы профилактики правонарушений.

Предусматриваются общая и индивидуальные виды профилактики правонарушений, а также формы профилактического воздействия: правовое просвещение и правовое информирование, профилактическая беседа, объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, профилактический учет, внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения, профилактический надзор, социальная адаптация, ресоциализация, социальная реабилитация, помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.

При этом субъекты профилактики правонарушений и лица, участвующие в профилактике правонарушений, при осуществлении профилактики правонарушений обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации о профилактике правонарушений, законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы профилактики правонарушений; права и законные интересы граждан и организаций; конфиденциальность полученной при осуществлении профилактики правонарушений информации, если ее распространение ограничено законодательством Российской Федерации.

Кроме того, субъекты профилактики правонарушений обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности по профилактике правонарушений способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также путем размещения ее в средствах массовой информации по официальным запросам, проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов, если иное не установлено федеральными законами.

Лица, участвующие в профилактике правонарушений, не вправе своими действиями создавать препятствия деятельности субъектов профилактики правонарушений и их должностных лиц.

Муромская городская прокуратура

Прокуратура
Владимирской области

Прокуратура Владимирской области

1 августа 2016, 21:40

В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом, под системой профилактики правонарушений понимается совокупность субъектов профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений.

К основным принципам профилактики правонарушений Федеральный закон относит приоритет прав и законных интересов человека и гражданина при осуществлении профилактики правонарушений, открытость, непрерывность, последовательность, своевременность объективность, достаточность и научная обоснованность принимаемых мер профилактики правонарушений, компетентность, ответственность за обеспечение прав и законных интересов человека и гражданина.

Субъектами профилактики правонарушений являются федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры Российской Федерации, следственные органы Следственного комитета России, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Указанным Федеральным законом устанавливаются основные направления профилактики правонарушений, полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений, а также организационные основы функционирования системы профилактики правонарушений.

Предусматриваются общая и индивидуальные виды профилактики правонарушений, а также формы профилактического воздействия: правовое просвещение и правовое информирование, профилактическая беседа, объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, профилактический учет, внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения, профилактический надзор, социальная адаптация, ресоциализация, социальная реабилитация, помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.

При этом субъекты профилактики правонарушений и лица, участвующие в профилактике правонарушений, при осуществлении профилактики правонарушений обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации о профилактике правонарушений, законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы профилактики правонарушений; права и законные интересы граждан и организаций; конфиденциальность полученной при осуществлении профилактики правонарушений информации, если ее распространение ограничено законодательством Российской Федерации.

Кроме того, субъекты профилактики правонарушений обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности по профилактике правонарушений способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также путем размещения ее в средствах массовой информации по официальным запросам, проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов, если иное не установлено федеральными законами.

Лица, участвующие в профилактике правонарушений, не вправе своими действиями создавать препятствия деятельности субъектов профилактики правонарушений и их должностных лиц.

Муромская городская прокуратура

В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом, под системой профилактики правонарушений понимается совокупность субъектов профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений.

К основным принципам профилактики правонарушений Федеральный закон относит приоритет прав и законных интересов человека и гражданина при осуществлении профилактики правонарушений, открытость, непрерывность, последовательность, своевременность объективность, достаточность и научная обоснованность принимаемых мер профилактики правонарушений, компетентность, ответственность за обеспечение прав и законных интересов человека и гражданина.

Субъектами профилактики правонарушений являются федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры Российской Федерации, следственные органы Следственного комитета России, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Указанным Федеральным законом устанавливаются основные направления профилактики правонарушений, полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений, а также организационные основы функционирования системы профилактики правонарушений.

Предусматриваются общая и индивидуальные виды профилактики правонарушений, а также формы профилактического воздействия: правовое просвещение и правовое информирование, профилактическая беседа, объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, профилактический учет, внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения, профилактический надзор, социальная адаптация, ресоциализация, социальная реабилитация, помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.

При этом субъекты профилактики правонарушений и лица, участвующие в профилактике правонарушений, при осуществлении профилактики правонарушений обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации о профилактике правонарушений, законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы профилактики правонарушений; права и законные интересы граждан и организаций; конфиденциальность полученной при осуществлении профилактики правонарушений информации, если ее распространение ограничено законодательством Российской Федерации.

Кроме того, субъекты профилактики правонарушений обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности по профилактике правонарушений способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также путем размещения ее в средствах массовой информации по официальным запросам, проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов, если иное не установлено федеральными законами.

Лица, участвующие в профилактике правонарушений, не вправе своими действиями создавать препятствия деятельности субъектов профилактики правонарушений и их должностных лиц.

Муромская городская прокуратура

Прокуратура
Владимирской области

Прокуратура Владимирской области

1 августа 2016, 21:40

В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом, под системой профилактики правонарушений понимается совокупность субъектов профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений.

К основным принципам профилактики правонарушений Федеральный закон относит приоритет прав и законных интересов человека и гражданина при осуществлении профилактики правонарушений, открытость, непрерывность, последовательность, своевременность объективность, достаточность и научная обоснованность принимаемых мер профилактики правонарушений, компетентность, ответственность за обеспечение прав и законных интересов человека и гражданина.

Субъектами профилактики правонарушений являются федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры Российской Федерации, следственные органы Следственного комитета России, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Указанным Федеральным законом устанавливаются основные направления профилактики правонарушений, полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений, а также организационные основы функционирования системы профилактики правонарушений.

Предусматриваются общая и индивидуальные виды профилактики правонарушений, а также формы профилактического воздействия: правовое просвещение и правовое информирование, профилактическая беседа, объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, профилактический учет, внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения, профилактический надзор, социальная адаптация, ресоциализация, социальная реабилитация, помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.

При этом субъекты профилактики правонарушений и лица, участвующие в профилактике правонарушений, при осуществлении профилактики правонарушений обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации о профилактике правонарушений, законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы профилактики правонарушений; права и законные интересы граждан и организаций; конфиденциальность полученной при осуществлении профилактики правонарушений информации, если ее распространение ограничено законодательством Российской Федерации.

Кроме того, субъекты профилактики правонарушений обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности по профилактике правонарушений способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также путем размещения ее в средствах массовой информации по официальным запросам, проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов, если иное не установлено федеральными законами.

Лица, участвующие в профилактике правонарушений, не вправе своими действиями создавать препятствия деятельности субъектов профилактики правонарушений и их должностных лиц.

Муромская городская прокуратура

Возрастающие масштабы правонарушений оказывают серьезное противодействие проводимым в обществе демократическим реформам, порождают у граждан чувство тревоги за свою жизнь и благополучие. Серьезное влияние на состояние правопорядка в Российской Федерации оказывает скоординированная работа правоохранительных и иных органов по выявлению и пресечению административных и иных правонарушений, в том числе совершаемых несовершеннолетними. И хотя правонарушения несовершеннолетних в общей структуре правонарушений, совершаемых в нашей стране, занимают не первое место, необходимость самого активного глобального противодействия им обусловливается тем, что дети – будущее нашего государства, и деятельность по профилактике правонарушений рассматривается как составная часть воспитания молодежи.

Превенция[57] безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по своей сути является сложным и неоднозначным процессом, который можно рассматривать и как одну из задач социального управления, и как вид предупредительной деятельности соответствующих субъектов, и как комплекс профилактических мер общего и специального характера. В то же время разветвленная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является частью или подсистемой, существующей многоуровневой системы борьбы с преступностью и предупреждения административных правонарушений, которая, в свою очередь, входит в систему более высокого уровня – социального регулирования общественной жизни.

Итак, предупреждение правонарушений несовершеннолетних – глобальная комплексная проблема, в решении которой должны принимать участие не только органы внутренних дел, но и органы Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства юстиции, Министерства культуры, Прокуратура, суды, органы местного самоуправления, различные общественные формирования, научно-исследовательские институты.

В построении единой системы профилактики социальных отклонений несовершеннолетних существует несколько фундаментальных подходов. Ряд ученых-административистов, теоретиков права, криминологов, социологов и психологов указывают на необходимость активизации сотрудничества социальных структур с органами внутренних дел в предупреждении подростковой преступности. Другие специалисты настаивают на отказе от вмешательства правоохранительных органов в судьбы подростков-правонарушителей, полагая целесообразным возложить определение мер воздействия в отношении преступников, не достигших восемнадцати лет, только на социальные и иные учреждения (специальные учебные заведения для детей с девиантным поведением, центры социальной реабилитации подростков). Третьи – предлагают радикально скорректировать действующее уголовное законодательство в отношении родителей или воспитателей, не исполняющих или исполняющих недобросовестно свои обязанности по воспитанию подростков. Возникают разногласия о приоритетности направлений в профилактической деятельности и между представителями служб и подразделений органов внутренних дел. Определенные противоречия имеются и между субъектами государственной системы профилактики подросткового отклоняющегося поведения и субъектами отправления правосудия, также предлагающими для решения проблемы различные приемы, средства и методы.

1. Институты общего социального предупреждения (в настоящее время в Российской Федерации действуют отделы по делам семьи и детей, органы управления образованием, комитеты по делам молодежи, службы занятости населения, государственные и муниципальные образовательные учреждения, негосударственные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, центры молодежного досуга, подростковые клубы, молодежные биржи труда, объединения родителей детей, обучающихся в одной школе, центры содействия освобожденным из воспитательных колоний и специальных воспитательных учреждений, центры обучающих технологий), деятельность которых направлена на обеспечение адекватной социализации основной массы несовершеннолетних, реализацию их прав и законных интересов.

3. Институты вторичного специального предупреждения (созданы специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа, специальные воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения закрытого типа, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних, приюты и пансионы, приюты-общины), которые должны осуществлять ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей и детей, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста наступления административной и уголовной ответственности.

4. Институты уголовно-правового и исполнительного предупреждения (изоляторы временного содержания, следственные изоляторы, воспитательные колонии, попечительские советы при воспитательных колониях, родительские комитеты при отрядах колоний, объединения родителей осужденных несовершеннолетних, общественные юридические консультации для осужденных; в стадии создания – арестные дома, в перспективе – суды по делам несовершеннолетних), главной задачей которых является предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних[59].

Предложенная система, по мнению Г.И. Забрянского, должна действовать на основе принципа, согласно которому каждая последующая группа институтов воздействует на подростка только если нет результатов воздействия предыдущей. Здесь в каждую группу институтов инфраструктуры включены как государственные органы, так и общественные организации. Их взаимодействие – основа функционирования предлагаемой системы.

По другой, более общей классификации субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних их принято разделять на специализированные государственные и общественные органы и учреждения, основной задачей которых является профилактика правонарушений несовершеннолетних и защита их прав, и органы, которые осуществляют профилактическую деятельность наряду с иными функциями.

К специальным субъектам профилактики правонарушений несовершеннолетних относятся:

– правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;

– комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при органах исполнительной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации;

– уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка;

– уполномоченные по правам ребенка в субъектах федерации;

– подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, которые комплектуются инспекторами по делам несовершеннолетних и школьными инспекторами полиции, а в некоторых субъектах федерации и семейными инспекторами полиции;

– центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;

– органы опеки и попечительства;

– специализированные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних с девиантным поведением (открытого и закрытого типа);

– специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные центры, приюты, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей);

– государственные и муниципальные учреждения по делам молодежи (центры социального обслуживания молодежи, центры социально-психологической помощи);

– общественные формирования (общественные комиссии по делам несовершеннолетних, внештатные сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и другие общественные формирования, основными задачами которых является профилактическая работа с детьми).

Ко второй группе субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних можно отнести:

– органы государственной власти и местного самоуправления общей компетенции, организующие программирование, планирование, ресурсное обеспечение этой деятельности, контроль над ее результатами и призванные устранить правовой вакуум в сфере регламентации наименее урегулированных нормами права общественных отношений по профилактике правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия;

– правоохранительные органы в целом, включая органы прокуратуры и суда;

– институты социального воспитания: семья, школа, трудовой коллектив, учреждения культуры, спорта и досуга;

– учреждения здравоохранения и социального обслуживания;

– государственную службу занятости;

– негосударственные учреждения (общественные объединения, религиозные организации, ассоциации, фонды), которые в соответствии с их уставами осуществляют нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание и обучение несовершеннолетних и способствуют формированию здорового образа жизни, содействуют их социальной реабилитации и ресоциализации, взаимодействуют с государственными учреждениями, осуществляющими мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В указанных органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством ее субъектов, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений не достигших восемнадцатилетия лиц. Участие в данной деятельности других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством ее субъектов.

Таким образом, субъектами системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в широком смысле следует считать совокупность государственных и негосударственных организаций и учреждений, осуществляющих деятельность, направленную на формирование позитивной среды социализации молодежи, защиту и охрану их прав и свобод, коррекцию отклоняющего поведения, реагирование на правонарушения несовершеннолетних предусмотренными законодательством мерами.

На данном этапе деятельности государственной модели профилактики социальных отклонений детей и подростков к субъектам профилактики законодательно отнесены: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защиты населения; органы управления образованием; органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости и органы внутренних дел[61].

Должностным лицом, координирующим комплексную деятельность в сфере надзора за соблюдением законных прав и интересов лиц, не достигших восемнадцатилетия, является Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

С 1 сентября 2009 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 986[62] в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации учреждена должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. В его функции входит:

– рассмотрение обращений несовершеннолетних правонарушителей;

– проведение проверок в местах принудительного содержания несовершеннолетних правонарушителей;

– мониторинг ситуации по обеспечению прав несовершеннолетних правонарушителей;

– анализ нормативной правовой базы и правоприменительной практики в субъекте в отношении несовершеннолетних правонарушителей;

– инициирование нормативных правовых актов по закреплению дополнительных гарантий защиты прав несовершеннолетних правонарушителей;

– поддержка общественных инициатив по реализации проектов, направленных на защиту прав несовершеннолетних правонарушителей;

– просветительская деятельность по проблемам защиты прав несовершеннолетних правонарушителей.

Для выполнения возложенных на него обязанностей уполномоченный по правам ребенка имеет право:

• запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

• беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации;

• проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

• направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

• привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Президентом Российской Федерации рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ учредить на местах должность уполномоченного по правам ребенка.

Немаловажная роль в процессе профилактики безнадзорности, административных правонарушений и преступлений лиц, не достигших совершеннолетия, отводится органам внутренних дел в целом и инспекторам по делам несовершеннолетних в частности. Их основными задачами являются:

– выявление дезадаптированных несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений, нуждающихся в социальной реабилитации, ведущих асоциальный образ жизни, совершающих правонарушения и проведение с ними индивидуальной профилактической работы;

– выявление и пресечение деятельности лиц, негативно влияющих на поведение несовершеннолетних, жестоко обращающихся с детьми, вовлекающих их в совершение антиобщественных и противоправных действий;

– выявление и проведение индивидуальной профилактической работы с социально неблагополучными семьями;

– выявление обстоятельств, способствующих совершению несовершеннолетними преступлений, административных правонарушений, и принятие мер к их устранению;

– привлечение к профилактической работе общественных объединений правоохранительной направленности и граждан.

Обладая специфическими возможностями по пресечению противоправных действий, сотрудники полиции наделены правом применения целого комплекса самых разнообразных мер профилактики – от общепрофилактических мер убеждения до специальных мер принуждения.

Следует подчеркнуть, что система превенции административных и иных правонарушений несовершеннолетних не может быть стандартизированной для всех субъектов России и должна по возможности учитывать региональные социальные, демографические, национальные и иные особенности, кадровый и экономический потенциал.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 1. Историческое развитие государственных органов и учреждений по противодействию безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних в период от образования Киевской Руси до 1917 г.

§ 1. Историческое развитие государственных органов и учреждений по противодействию безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних в период от образования Киевской Руси до 1917 г. Для придания нового целенаправленного и организованного характера деятельности всех

§ 2. Ретроспектива становления и развития государственных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в советский период

§ 2. Ретроспектива становления и развития государственных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в советский период Особое внимание предупреждению правонарушений и преступлений, в частности несовершеннолетних,

§ 4. Основные причины безнадзорности, совершения правонарушений несовершеннолетними и концептуальные основы методологии их устранения

§ 4. Основные причины безнадзорности, совершения правонарушений несовершеннолетними и концептуальные основы методологии их устранения Рассмотрим несовершеннолетних граждан как отдельную специфическую категорию социума. Педагогика, психология, социология,

§ 2. Законодательные и подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность государственной системы по профилактике правонарушений несовершеннолетних

§ 2. Законодательные и подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность государственной системы по профилактике правонарушений несовершеннолетних Итак, Конституция Российской Федерации содержит целый ряд статей, как

§ 1. Административно-правой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

§ 1. Административно-правой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Центральное место среди субъектов профилактики административных правонарушений рассматриваемой категории лиц занимают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

§ 4. Особенности защиты и восстановления прав не достигших совершеннолетия лиц органами по делам молодежи и органами опеки и попечительства

§ 4. Особенности защиты и восстановления прав не достигших совершеннолетия лиц органами по делам молодежи и органами опеки и попечительства Важным звеном цепи государственных субъектов по профилактике правонарушений несовершеннолетних являются органы по делам

§ 4. Взаимодействие служб и подразделений полиции по профилактике безнадзорности и административных правонарушений несовершеннолетних с субъектами государственной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав

§ 4. Взаимодействие служб и подразделений полиции по профилактике безнадзорности и административных правонарушений несовершеннолетних с субъектами государственной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав Успешное выполнение задач по

§ 1. Проблемы предупреждения безнадзорности, беспризорности, бродяжничества, попрошайничества несовершеннолетних и пути их решения органами предупреждения правонарушений несовершеннолетних

§ 1. Проблемы предупреждения безнадзорности, беспризорности, бродяжничества, попрошайничества несовершеннолетних и пути их решения органами предупреждения правонарушений несовершеннолетних Узловыми причинами и условиями правонарушений несовершеннолетних является

§ 3. Классификация групп несовершеннолетних противоправной направленности и административная деятельность по предупреждению групповых правонарушений несовершеннолетних

§ 3. Классификация групп несовершеннолетних противоправной направленности и административная деятельность по предупреждению групповых правонарушений несовершеннолетних Групповые правонарушения несовершеннолетних в структурном отношении – явление весьма сложное.


Шаблинская Д.В., начальник отдела исследований в области правоохранительной деятельности и осуществления правосудия Института правовых исследований Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, кандидат юридических наук

Статья посвящена исследованию проблемных аспектов, связанных с установлением, определением и классификацией субъектов профилактики правонарушений. Вносятся предложения по совершенствованию правового регулирования организационно-управленческого элемента системы профилактики правонарушений. Исследуется возможность создания нового специализированного субъекта профилактики.

Профилактика правонарушений в самом широком смысле представляет собой социальное явление, возникающее и функционирующее в обществе между индивидами и их объединениями. Раскрывая понятие профилактики правонарушений, криминологи, как правило, указывают на целенаправленность профилактической деятельности либо на характер принимаемых профилактических мер [1, с. 16], обозначают объект профилактики, описывают механизм профилактического воздействия [2, с. 65]. Ряд авторов в определении понятия профилактики правонарушений указывают и ее субъектов – государство и общество [3, с. 97]; общество, институты социального контроля, отдельные граждане [4, с. 435].

Определение профилактики только как системы профилактических мер представляется узким, не охватывающим содержание данного понятия. На наш взгляд, более удачно определение профилактики правонарушений как деятельности, что является предпосылкой выделения различных ее элементов: субъектов профилактики, объектов профилактики и совокупности профилактических мер, реализуемых субъектами в отношении объектов.

Настоящее исследование посвящено рассмотрению проблемных аспектов правового регулирования и деятельности субъектов профилактики правонарушений с целью разработки предложений по совершенствованию действующего законодательства.

Субъекты являются необходимым элементом системы профилактики преступлений и других правонарушений, выступая организационно-управленческим звеном в механизме реализации предупредительных мер. С учетом положений общей теории права можно сделать вывод, что субъектами профилактики правонарушений могут являться органы (организации), физические лица, обладающие в соответствии с законодательством Республики Беларусь обязанностями и правами в сфере профилактики правонарушений, способные нести ответственность за нарушение законодательства о профилактике правонарушений.

Следует отметить, что определение субъекта профилактики правонарушений в Законе отсутствует. Открытый перечень субъектов профилактики правонарушений представлен в ст. 4 Закона.

Внесение изменений в перечень субъектов профилактики, наделение субъекта определенными полномочиями необходимо проводить весьма осторожно. При построении системы профилактики правонарушений должен учитываться экономический и иной потенциал, другие особенности каждого из субъектов. Определяя нового субъекта, следует четко расписать его полномочия и функции, устранить или не допустить противоречия, дублирование полномочий иных субъектов. Вместе с тем, данная подсистема должна быть весьма гибкой, в том числе предусматривать возможность перераспределения в определенных случаях отдельных функций между соответствующими субъектами.

Множественность и разнообразие объектов криминологической профилактики предопределяют необходимость участия в ней значительного числа субъектов, различающихся по статусу и функциям, содержанию прав и обязанностей, формам и методам деятельности, другим признакам. Установлению, определению и описанию конкретных субъектов профилактики правонарушений способствует их классификация.

В криминологической литературе представлены классификации субъектов профилактики правонарушений по различным основаниям и признакам. Наиболее распространенной является классификация субъектов по уровням профилактики: а) субъекты общесоциальной профилактики; б) субъекты специальной профилактики; в) субъекты индивидуальной профилактики.

Профилактика правонарушений для специализированного субъекта должна являться единственной, либо профилирующей, либо одной из основных функций. К специализированным субъектам следует отнести правоохранительные органы, общим для которых является предназначенность для борьбы с преступностью и другими правонарушениями, включая и профилактику (органы прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, Департамент финансовых расследований, Следственный комитет), контролирующие органы, суды и некоторые иные государственные органы в соответствии с законодательством.

Первостепенная роль в профилактике правонарушений принадлежит правоохранительным органам. Абсолютное большинство правоохранительных органов выполняет функции по предупреждению преступлений и иных правонарушений наряду или в процессе осуществления иных функций в сфере борьбы с преступностью. Следует признать, что главного государственного основного (специализированного) органа, занимающегося профилактикой правонарушений, в Республики Беларусь до сих пор не создано, что на наш взгляд, весьма негативно влияет на эффективность предупреждения преступлений и иных правонарушений.

К специализированным субъектам следует отнести и государственно-общественные органы – наблюдательные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних и др.

Вспомогательные (неспециализированные) субъекты образуют самостоятельную группу субъектов профилактики. Главным отличием данной группы от основных (специализированных) субъектов является характер и содержание их компетенции: функция предупреждения преступлений и иных правонарушений не является для них единственной, профилирующей или основной (одной из основных). К неспециализированным субъектам, прежде всего, следует отнести Президента Республики Беларусь, органы законодательной и исполнительной власти. Применительно к деятельности таких неспециализированных государственных субъектов, как Президент Республики Беларусь, Администрация Президента Республики Беларусь, Совет Безопасности Республики Беларусь и создаваемые при нем комиссии (в том числе межведомственные), органы законодательной власти всех уровней, следует указать, что они, прежде всего, осуществляют управление (в самом широком смысле этого слова) системой криминологической профилактики.

Особую роль в деле предупреждения преступлений и иных правонарушений играют местные органы власти и управления, на всех уровнях осуществляющие управление профилактической деятельностью, а также непосредственно занимающиеся ее проведением.

Полноценными и полноправными неспециализированными (вспомогательными) субъектами профилактики на всех ее уровнях являются учреждения здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, спорта и туризма, и др. Содержание и формы их деятельности позволяют заключить о непосредственном осуществлении ими определенных функций профилактики преступлений и других правонарушений (мер по недопущению преступлений со стороны наркоманов и алкоголиков, лиц, находящихся в сложных жизненных условиях, подростков с девиантным поведением; воспитательных мер и т.д.). Полагаем, наибольшая результативность и эффективность деятельности субъектов данной группы достигается в деле профилактики правонарушений несовершеннолетних.

К числу неспециализированных субъектов следует отнести и общественные формирования, принимающие участие в профилактике правонарушений: политические партии, общественные объединения и общества, фонды, религиозные организации.

Приведем еще одну комплексную классификацию субъектов специальной профилактики, представленную в научной литературе, видоизмененную и дополненную нами. Согласно данной классификации первично выделяются три уровня профилактики правонарушений и соответственно три группы субъектов, осуществляющих профилактику правонарушений: на международном уровне, на межгосударственном уровне, на внутригосударственном уровне.

Субъекты, занимающиеся профилактикой на международном и межгосударственном уровне, являются предметом самостоятельного исследования. Представляющий интерес для настоящего исследования внутригосударственный уровень субъектов профилактики, исходя из выполняемых функций, обеспечиваемых целей и решаемых задач, может быть классифицирован следующим образом:

б) правоприменительный (социально-практический) уровень субъектов профилактики. Данный уровень образует подсистема компетентных государственных и государственно-общественных органов, призванных на основании актов законодательства заниматься предупреждением преступлений и иных правонарушений. Данная подсистема включает в себя субъектов, непосредственно осуществляющих конкретные меры профилактики правонарушений в рамках компетенции (правоохранительной или контрольной деятельности) и субъектов, осуществляющих управление и координацию, надзор за деятельностью субъектов профилактики (включая межведомственный подуровень): координационные совещания по борьбе с преступностью и коррупцией, руководство органов власти и управления, правоохранительных и контрольных органов, прокуратура;

в) гражданско-общественный уровень. В эту группу субъектов профилактики включаются специализированные и неспециализированные общественные формирования, занимающиеся профилактикой правонарушений;

г) интраперсональный уровень (самопрофилактика). Отдельного внимания заслуживает обозначенный в науке обыденный уровень профилактики правонарушений, когда субъектом профилактики выступает сам объект. Данный вид профилактики не нашел глубокого отражения в трудах отечественных ученых, однако является перспективным направлением криминологических исследований.

Рассмотрение субъектов профилактики правонарушений тесно пересекается с изучением проблемы, связанной с созданием специализированного органа, занимающегося предупреждением преступлений и иных правонарушений в качестве основной и единственной деятельности. В первую очередь необходимо определить, какой объем полномочий по профилактике правонарушений будет выполняться данной структурой: стратегическая деятельность (информационно-аналитическая, методическая) – разработка конкретных планов (программ), рекомендаций, методик профилактики) либо тактическая деятельность – непосредственное осуществление мер профилактики.

Опыт зарубежных стран (например, Верховный комиссариат по предупреждению коррупции, созданный в Италии) указывает на возможность создания самостоятельного комитета или организации в структуре республиканских органов государственного управления (Правительства Республики Беларусь) – комитета по профилактике преступлений и правонарушений. По аналогии с созданным Следственным комитетом Республики Беларусь, комитет по предупреждению преступлений и правонарушений может являться не правительственным органом, а находиться непосредственно в подчинении Президента Республики Беларусь.

В случае создания подобного комитета он включал бы в себя подразделения, решающие как стратегические, так и тактические задачи борьбы с преступностью и иными правонарушениями. Возможно, именно такой создаваемый орган мог бы взять на себя функции по определению и выявлению криминальных рисков (и, соответственно, мог бы выполнять криминологическую экспертизу проектов нормативных правовых актов), исследовать и предотвращать влияние детерминант преступности и иных правонарушений на все сферы жизни общества.

С созданием специализированного субъекта функции управления системой профилактики могут перейти Президенту Республики Беларусь или Премьер-министру Республики Беларусь (при создании комитета по предупреждению преступлений и правонарушений), МВД Республики Беларусь или Министерству юстиции Республики Беларусь либо остаться за Генеральной прокуратурой Республики Беларусь.

Данный комитет будет являться правоохранительным органом. Полномочия такого комитета должны быть весьма широкими: доступ ко всем документам и базам данных государственных органов (организаций), правомочия на осуществление мониторинга деятельности иных специальных субъектов профилактики и иные. С учетом изложенного внесение предложения о создании комитета по профилактике преступлений и правонарушений требует дополнительного исследования, обстоятельной аргументации и детального обоснования.

Субъект любой деятельности является носителем функциональных прав и обязанностей, обладает определенной компетенцией по постоянному или систематическому участию в ней в соответствии с нормами, регулирующими данную деятельность. Исследование положений Закона позволяет сделать вывод, что в правовом регулировании субъектов профилактики имеют место пробелы и несогласованности. Во-первых, в Законе отсутствует определение субъекта профилактики. Во-вторых, нормы, регулирующие субъектов профилактики, в Законе не представлены системно. В-третьих, в системе субъектов профилактики правонарушений не создан постоянно действующий специальный государственный орган, который призван профессионально осуществлять профилактику правонарушений.

Полагаем, что нормы, устанавливающие субъектов профилактики и их функции, должны содержаться в самостоятельной главе (главе 2 Закона). Ст. 4 Закона должна быть также включена в данную главу.

Вместе с тем назрела необходимость создания (либо выделения в самостоятельную структуру) специализированного государственного органа, занимающегося предупреждением преступлений и иных правонарушений в качестве основной и единственной деятельности. Данный орган призван непосредственно осуществлять криминологическую профилактику, решать стратегические и тактические задачи борьбы с преступностью и иными правонарушениями.

Список цитированных источников:

1. Миньковский, Г.М. Предмет криминологической профилактики преступлений и некоторые проблемы ее эффективности / Г.М. Миньковский // Вопросы борьбы с преступностью. – М., 1972. – Вып. 17.

2. Барановский, Н.А. Антидевиантная политика: теория и социальная практика / Н.А. Барановский. – Минск: Беларус. навука, 2011. – 271 с.

5. Криминология: учеб. для юрид. вузов / А.И. Алексеев [и др.]; под. ред. А.И. Долговой. – М.: Изд-во НОРМА, 2003. – 848 с.

6. Криминология: учеб. / С.Б. Алимов [и др.]; под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Субъекты профилактики и их функции 1

Основные задачи общеобразовательных учреждений общего образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 2

оказание социально-психологической и педагогической помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;

выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, осуществление мер по их воспитанию и получению ими общего образования;

выявление семей, находящиеся в социально опасном положении, и оказание им помощь в обучении и воспитании детей;

организация в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Основные задачи общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 2

осуществление содержания, воспитания, обучения, последующего устройства и подготовки к самостоятельной жизни несовершеннолетних в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, длительной болезни родителей, уклонения родителей от воспитания детей, а также в других случаях отсутствия родительского попечения;

прием на срок, как правило, не более одного года для содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних, имеющих родителей или иных законных представителей, если указанные несовершеннолетние проживают в семьях, пострадавших от стихийных бедствий, либо являются детьми одиноких матерей (отцов), безработных, беженцев или вынужденных переселенцев;

осуществление защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, обучающихся или содержащихся в указанных учреждениях, а также участие в пределах компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними.

1 Статья 11. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

Федерального закона "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" №

120-ФЗ от 24.06.1999г. (в ред. Федеральных законов от 13.01.2001 N 1-ФЗ, от 07.07.2003 N 111-ФЗ, от

Индивидуальная профилактическая работа

Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная

профилактическая работа 1

безнадзорные или беспризорные несовершеннолетние;

несовершеннолетние, занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;

несовершеннолетние, содержащиеся в социально-реабилитационных центрах, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно- воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

несовершеннолетние, употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

несовершеннолетние, совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

несовершеннолетние, совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

несовершеннолетние, освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

несовершеннолетние, совершившие общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

несовершеннолетние, обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

несовершеннолетние, условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

несовершеннолетние, получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

несовершеннолетние, освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

несовершеннолетние, осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

несовершеннолетние, осужденные условно, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Основания проведения индивидуальной профилактической работы 1

Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются следующие документы:

заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

приговор, определение или постановление суда;

постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа ^утренних дел;

документы, определенные настоящим Федеральным законом как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

Сроки проведения индивидуальной профилактической работы 2

Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий , способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Функции субъекта профилактики

Название субъекта профилактики

Функции субъекта профилактики

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних

органы управления социальной защитой населения

Осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними

органы управления образованием

контролируют соблюдение законодательства РФ и законодательства субъектов РФ в области образования несовершеннолетних;

осуществляют меры по развитию сети специальных учебно- воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также других ОУ, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;

участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;

ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях;

разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

создают психолого-медико-педагогические комиссии, которые выявляют несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проводят их комплексное обследование и готовят рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определению форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних.

органы опеки и попечительства

дают согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения;

участвуют в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

органы по делам молодежи

1) участвуют в разработке и реализации целевых программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2) осуществляют организационно-методическое обеспечение и координацию деятельности находящихся в их ведении социальных учреждений, клубов и иных учреждений;

3) оказывают содействие детским и молодежным общественным объединениям, социальным учреждениям, фондам и иным учреждениям и организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) участвуют в финансовой поддержке общественных объединений, осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) участвуют в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних.

органы управления здравоохранением

организуют распространение санитарно-гигиенических знаний, а также пропаганду здорового образа жизни;

осуществляют развитие сети детских и подростковых учреждений, оказывающих наркологическую и психиатрическую помощь;

проводят круглосуточный прием и содержание в лечебно- профилактических учреждениях заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей;

осуществляют медицинское обследование несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и подготовку рекомендаций по их устройству с учетом состояния здоровья;

реализуют выхаживание и воспитание детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо имеющих родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также содействие органам опеки и попечительства в устройстве таких несовершеннолетних;

оказывают консультативную помощь работникам органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также родителям или иным законным представителям несовершеннолетних;

ведут круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им медицинской помощи;

оказывают специализированную диагностическую и лечебно-восстановительную помощь несовершеннолетним с отклонениями в поведении;

подготавливают заключения о состоянии здоровья несовершеннолетних, совершивших преступление или общественно опасное деяние, в целях установления у них наличия (отсутствия) противопоказаний медицинского характера для направления в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

осуществляют выявление, учет, обследование и лечение несовершеннолетних, употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества

выявляют источники заболеваний, передаваемых половым путем, обследование и лечение несовершеннолетних, страдающих этими заболеваниями.

органы службы занятости

1) участвуют в профессиональной ориентации несовершеннолетних, а также содействуют трудовому устройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

органы внутренних дел

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, а также их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния,

выявляют родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

осуществляют меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения;

участвуют в подготовке материалов для рассмотрения возможности их помещения в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел:

участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации;

информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях, этому способствующих;

ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (ОВД) ИМЕЮТ ПРАВО В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ:

1) доставлять в подразделения ОВД несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных. О каждом случае доставления несовершеннолетнего в подразделение ОВД составляется протокол. Несовершеннолетние могут содержаться в указанных подразделениях не более трех часов.

2) вносить в соответствующие органы и учреждения предложения о применении мер воздействия в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, их родителей или иных законных представителей либо должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

3) вносить в соответствующие органы и учреждения предложения об устранении причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. Соответствующие органы и учреждения обязаны в месячный срок со дня поступления указанных предложений сообщить подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел о мерах, принятых в результате рассмотрения внесенных предложений;

4) принимать участие в рассмотрении соответствующими органами и учреждениями материалов о правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей;

5) вести учет правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, лиц, их совершивших, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними.

Читайте также: