Что такое советское государство и социалистическое право

Обновлено: 17.05.2024

Основные положения социалистического права. Основополагающие идеи о праве и законности, разработанные Лениным. Социалистическая революция и право, своеобразие его юридических механизмов. Различия между национальными социалистическими правовыми системами.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 28.11.2015
Размер файла 18,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

В течение почти всего XX столетия наряду с другими правовыми семьями развивалась еще одна правовая семья. Речь идет о социалистическом типе права, вызвавшем неодинаковую реакцию - от критики до признания. Критическая оценка многих принципов и положений социалистического типа права или признание некоторого его сходства (по структуре, понятиям) с романо-германской правовой семьей не помешали видным компаративистам признавать данную систему как реальность, подлежащую сравнительному изучению.

Как справедливо отмечает Ю.А. Тихомиров, после распада Союза ССР и других социалистических государств произошла поспешная перемена в оценках социалистического права. Фактическое его исчезновение дало повод считать данную систему не более чем историческим памятником. И ряд ученых-юристов, оценивая ее в критическом плане, поспешили вести речь о распространении на территорию бывшего Союза ССР принципов, институтов и норм зарубежного права, прежде всего романо-германской правовой семьи. Другие обнаруживают преемственность в прошлом и настоящем и призывают к формированию новой правовой семьи, в частности славянской. Следует отметить, что фактически многие нормы социалистического права были признаны в России и сохраняют силу до сей поры при соответствии их Конституции. В ряде стран - Куба, Китай, Северная Корея - действуют социалистические конституции и законы. Социализм зарождался и строился в странах с разным уровнем экономического и общественного развития, резко различающихся между собой по укладам, историческим и национальным традициям. Социалистические государства существенно различались территорией, численностью населения, историей правового развития. Различны были история народов, населяющих эти государства, их религиозные верования и национальные традиции.

1. Основные положения

Исходное и решающее, что необходимо в первую очередь подчеркнуть, это - качественная новизна социалистического права. Возникновение социалистического права - глубокий революционный переворот в правовой надстройке классового общества, а право развитого социалистического общества - общенародное право-необычное, уникальное, отличающееся неизвестными ранее особенностями социальное образование в мире правовых явлений за всю историю их становления и развития.

Основополагающие идеи о праве и законности в социалистическом обществе были разработаны В.И. Лениным.

Исходя из фундаментальных положений марксизма о сущности права, его классовости, специфических свойствах и функциях, В.И. Ленин раскрыл необходимость использования развитых правовых форм в революции, в социалистическом обществе, обосновал саму идею социалистической законности, значение и принципы кодификации и т.д. Идеи В.И. Ленина о праве и законности в социалистическом обществе - один из существенных моментов творческого вклада, внесенного им в марксистскую теорию.

2. Социалистическая революция и право

Социалистическая революция - коренной перелом в истории человечества, положивший конец эксплуатации человека человеком, угнетению и насилию над людьми труда и открывший эру подлинной свободы, всестороннего социального прогресса, действительной справедливости и счастья для трудящихся.

В силу указанных черт, т.е. по самой своей природе, по самой своей сущности, социалистическая революция такова, что она объективно требует права - права нового, высшего исторического типа, особой структурной общности.

Право требуется социалистической революции:

- и как орудие классово-политического господства - для закрепления завоеванной власти трудящихся, для обуздания, а потом и ликвидации эксплуататорских классов;

- и как инструмент общесоциального регулирования в классовом обществе - для проведения единых социально-экономических, политических мероприятий по всей стране, для обеспечения высокой организованности, стабильности и устойчивости в общественных отношениях, такого всеобщего, строго определенного, непрерывно действующего порядка во всем общественном организме, который олицетворяет высшую социальную свободу и ответственность, дает простор для высокой социальной активности трудящихся.

Революционные непосредственно-социальные права получают также адекватное выражение в юридической форме. Важно, однако, при этом учитывать, что свойства и регулятивные качества права как особого юридического феномена таковы, что они в основном приспособлены для обеспечения стабильного, формализованного, нормального порядка в общественной жизни, дающего и гарантирующего его участникам простор для высокой социальной активности. Поэтому значение права как юридического явления возрастает в революции по мере упрочения власти трудящихся, необходимости решения на стабильной, постоянной основе экономических, политических, организационных и иных задач. В.И. Ленин связывал требование большей революционной законности с условиями мирного социалистического строительства. Он писал: «Понятно, что в обстановке военного наступления, когда хватали за горло Советскую власть, если бы мы тогда эту задачу себе поставили во главу, мы были бы педантами, мы играли бы в революцию, но революции не делали бы.

В трудах основоположников научного коммунизма - К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина - сформулированы ясные и четкие фундаментальные положения о сущности права, о его функциях как регулятора, о его роли в решении назревших классовых задач, задач социального развития.

Настроения правового негативизма, существовавшие в молодой советской юридической науке и в общественном сознании того времени, вызывались рядом причин.

Существенно и то, что в условиях ожесточенных классовых битв правовые формы закономерно имеют ограниченную сферу применения и нередко должны уступать место прямому революционному действию. Понятно, что все это могло вызвать к жизни у отдельных теоретиков мнение о том, что развитие права по мере успехов революции пойдет по нисходящей линии.

Да и сама советская юридическая наука того периода при всех ее впечатляющих достижениях в решении коренных проблем правоведения все же в вопросах о роли, ценности и перспективах развития советского права не смогла своевременно и с необходимой обстоятельностью раскрыть глубину ленинских идеи о праве и законности в социалистическом обществе.

Заметный сдвиг в осмыслении свойств и особенностей социалистического права, его роли и своеобразия юридических механизмов произошел во второй половине 1930-х годов. Быть может, помимо иных причин, отрицательные последствия практики правового негативизма в те годы с особой остротой выявили несостоятельность указанных выше теоретических построений в правовой науке и неодолимость ленинских идей о праве и законности в социалистическом обществе. Именно во второй половине 1930-х годов в советской юридической науке утвердилось положение о социалистическом праве как о важном факторе строительства социализма и коммунизма Кудрявцев В.Н. Конституция СССР и дальнейшее развитие советского права - Вестник Академии наук СССР, 1978, № 10, с 5 .

Закономерным же итогом развития марксистско-ленинской юридической мысли является разработка в последнее десятилетие теоретических положений о советском праве как эффективном и целесообразном регуляторе общественных отношений - основе государственной и общественной жизни при социализме

И, надо думать, вовсе не случайно важнейшие партийно-государственные документы о праве и законности в развитом социалистическом обществе, решения о крупных мероприятиях в этой области - о дальнейшем совершенствовании работы суда, прокуратуры, правовой работы в народном хозяйстве, правовом воспитании - были приняты в СССР в 1970 году, в год 100-летнего юбилея со дня рождения В.И. Ленина. Связанный с юбилеем новый подъем в осмыслении ленинского теоретического наследия позволил раскрыть такие грани ленинских положений о праве и законности, которые показали их глубокое фундаментальное звучание для современности, их значение для решения задач коммунистического строительства на современном этапе.

На этой идейно-теоретической основе вся политическая жизнь нашей страны, решения XXIII, XXIV, XXV и XXVI съездов партии, новая Конституция СССР, связанные с ее принятием партийно-государственные документы обогатили нашу юридическую науку новыми материалами и выводами, в том числе такими, которые все глубже и глубже характеризуют ценность советского права как инструмента и как проявления социального прогресса общества, строящего коммунизм.

Существенно и то, что в условиях ожесточенных классовых битв правовые формы закономерно имеют ограниченную сферу применения и нередко должны уступать место прямому революционному действию. Понятно, что все это могло вызвать к жизни у отдельных теоретиков мнение о том, что развитие права по мере успехов революции пойдет по нисходящей линии.

Да и сама советская юридическая наука того периода при всех ее впечатляющих достижениях в решении коренных проблем правоведения все же в вопросах о роли, ценности и перспективах развития советского права не смогла своевременно и с необходимой обстоятельностью раскрыть глубину ленинских идеи о праве и законности в социалистическом обществе.

Заметный сдвиг в осмыслении свойств и особенностей социалистического права, его роли и своеобразия юридических механизмов произошел во второй половине 1930-х годов. Быть может, помимо иных причин, отрицательные последствия практики правового негативизма в те годы с особой остротой выявили несостоятельность указанных выше теоретических построений в правовой науке и неодолимость ленинских идей о праве и законности в социалистическом обществе. Именно во второй половине 1930-х годов в советской юридической науке утвердилось положение о социалистическом праве как о важном факторе строительства социализма и коммунизма.

Закономерным же итогом развития марксистско-ленинской юридической мысли является разработка в последнее десятилетие теоретических положений о советском праве как эффективном и целесообразном регуляторе общественных отношений - основе государственной и общественной жизни при социализме

Повышение роли социалистического права проявляется в ряде тенденций его развития (расширение сферы действия права; усиление роли закона и в особенности конституционного регулирования; углубление подлинно социалистического, гуманистического, нравственного содержания права, возрастание значения правовой культуры и др.).

Наряду с этими тенденциями может быть отмечено и более общее, значительное с социально-политической стороны направление развития, выражающее отмеченное выше принципиально важное явление - превращение правовой надстройки социалистического общества в глубоко органичный и высокозначимый элемент общественной системы развитого, зрелого социализма Корельский В. М. Демократия и дисциплина в развитом социалистическом обществе. М., 1977. .

Это - возрастание собственной ценности социалистического права. В условиях зрелого социализма право все более выступает в качестве особой, самостоятельной ценности, существенного социального блага, которое само по себе есть социальный капитал, отвечающий изначальным потребностям социальной жизни. Зрелый, реальный социализм - общество подлинной, реальной свободы, мира, труда, счастья для всех людей - в силу объективных потребностей развитой общественной системы нуждается в такой общественной атмосфере, в такой высокой и упорядоченной социальной активности граждан социалистического общества, которая олицетворяет невиданную ранее свободу граждан и которая в то же время жестким, прочным барьером отделена от произвола, своеволия, субъективизма. И именно в условиях зрелого социализма социалистическое право наиболее полно проявляет себя как олицетворение и носитель социальной свободы, социальной активности, единых с социальной ответственностью, и вместе с тем такого порядка в общественных отношениях, который направлен на исключение из жизни людей произвола, своеволия, бесконтрольности отдельных индивидов и групп.

3. Разновидности социалистического права

Различия между национальными социалистическими правовыми системами зависят от этапа развития данной страны, особенностей революции, исторических и национальных традиций, влияния на развитие права субъективных факторов Марксистско-ленинская концепция прав человека и современная идеологическая борьба. - Сов. государство и право, 1980, № 7, с. 3 .

Этап развития - главное, что определяет особенности национальных правовых систем социалистических стран. Советское право на современном этапе - право общенародное. Правовые системы многих других социалистических стран (например, НРБ, ГДР, ЧССР) вступили в стадию перерастания в общенародное право есть и такие правовые системы, которые по основному одержаний) являются системами пролетарского права (право Республики Куба, право СРВ, Лаоса).

На национальные социалистические правовые системы, их технико-юридическое построение оказывают влияние особенности революции в той или иной стране, исторические и национальные традиции, другие объективные и субъективные факторы. Так, более широкое использование мирных форм борьбы за власть в ряде европейских социалистических стран предопределило большую степень применения дореволюционного законодательства, которому юридическая практика придавала социалистическое содержание. На развитие гражданского и земельного права повлияло то, что отсутствовала общая национализация земли, допускалась ограниченная частная собственность на средства производства, национализация промышленности проводилась постепенно, существовало своеобразие в политике ликвидации кулачества и кооперирования крестьянства. Государственное и административное право ряда стран отразило особенности построения государственного аппарата, некоторые сохранившиеся от прошлого политические и правовые традиции.

Возможно ли в пределах единого социалистического права выделение групп правовых систем (по модели структурной общности), учитывающих указанные и соответствующие им технико-юридические особенности? Видимо, попытки подобного рода в настоящее время были бы преждевременными. Отмеченные особенности связаны с главным в правовых системах социалистических стран - с этапом их развития. Вместе с тем можно предположить, что некоторые особенности окажутся устойчивыми, станут проявляться независимо от этапа развития той или иной социалистической правовой системы, и это, возможно, даст в будущем необходимые данные для проведения указанной группировки.

Первый путь - это обобщенная, интегрированная характеристика социалистического типа права, призванная в одной плоскости раскрыть общее и особенное всех национальных социалистических правовых систем.

Такая общая теория социалистического права может быть только результатом развернутых сравнительно-правовых исследований, охватывающих правовые системы всех социалистических стран.

Второй путь (с учетом которого и рассматриваются вопросы настоящего, а также в значительной степени и всех иных разделов курса) - освещение общетеоретических проблем на базе одной из национальных правовых систем, с тем, однако, чтобы изложение было ориентировано на выяснение социальных черт и свойств, присущих социалистическому праву в целом. Думается, такой путь разработки общих вопросов права допустим на базе любой национальной социалистической правовой системы. Но он том более оправдан, если за основу взято советское право - развитая правовая система социалистического типа (общенародный этап развития которой, к тому же, дает материал фундаментального характера, имеющий принципиальное значение для общей теории права).

Заключение

Согласно марксистскому положению в теории и на практике господствовала точка зрения, которая сводилась к диктатуре пролетариата, как единственной форме государственности, сформировавшейся после социалистической революции. По представлению советских юристов она должна была сохраниться вплоть до вступления государства в фазу коммунизма.

Несмотря на активное и интенсивное развитие советского законодательства, с началом становления нового государства, отсутствовали последовательные представления о месте и роли права при социализме. Так, до середины 30-х годов прошлого столетия считалось, что социалистическое право, представлявшее собой особый тип исторического права, как таковое невозможно. Право с его лишь формальным равенством и отрицанием фактического равенства, во многом воспринималось как нечто по сути своей буржуазное, не социалистическое, тормозящее движение к социализму.

Список используемых источников

социалистический право юридический

1) Бабаев В.К. Советское право как логическая система. М., 1978, с. 98

2) Государство и право Парижской коммуны. Под ред. А.Ф. Шебанова. М., 1971, с. 114 и след.

3) Корельский В. М. Демократия и дисциплина в развитом социалистическом обществе. М., 1977.

4) Кудрявцев В.Н. Конституция СССР и дальнейшее развитие советского права - Вестник Академии наук СССР, 1978, № 10, с 5

5) Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 33, с. 95.

7) Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 44, с. 465.

9) Маркс К., Энгельс Ф Соч., т. 19, с. 19.

10) Материалы XXVI съезда КПСС, с. 53.

11) Сабо Имре. Социалистическое право, с. 129.

12) Стучка П.И. Избранные произведения по марксистско-ленинской теории права. Рига, 1964, с. 131.

13) Чхиквадзе В.М. Социалистический гуманизм и права человека. Ленинские идеи и современность. М., 1978

Подобные документы

Условия формирования политической и нормативной системы советского общества. Методология изучения проблем теории государства и права. Развитие представлений о государстве в годы Гражданской войны и начала становления социалистического государства.

реферат [20,9 K], добавлен 18.08.2011

Марксистская концепция государства и права как руководство по политической деятельности и революционной практике. Признаки, характерные для социалистического государства и права. Этапы развития советского права в эпоху перехода к социализму и коммунизму.

курсовая работа [36,9 K], добавлен 02.10.2011

История возникновения социалистического права, его особенности и перспективы развития. Рассмотрение иерархии юридических актов в советской законотворческой системе. Характеристика социалистических правовых систем государств Европы, Азии, Республики Кубы.

курсовая работа [56,6 K], добавлен 14.02.2011

Сущность и назначение права и закона, их характеристики. Проблемы соотношения права и закона. Определение права, его основополагающие идеи, принципы и признаки. Понятие и концепция правового закона, его основные компоненты. Соотношение права и закона.

контрольная работа [28,1 K], добавлен 18.05.2016

Утверждение Конституции СССР 1936 г. Меры к укреплению законности в уголовном и уголовно-процессуальном праве. Преобразования в трудовом, финансовом и семейном праве СССР в 30-е гг. Появление новых отраслей права СССР: хозяйственное и колхозное право.


В настоящем пособии рассматривается становление и развитие отечественной политической и правовой системы в советский период (октябрь 1917 декабрь 1991 гг.). Большое внимание уделяется сравнительному анализу правового регулирования общественных отношений на различных этапах существования советского государства. При этом государственно-правовые явления исследуются с точки зрения перспектив их применения в современной юридической практике и государственном строительстве.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Отечественное государство и право в первые годы советской власти (октябрь 1917 – 1920 гг.)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История отечественного государства и права (советский период) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 1. Отечественное государство и право в первые годы советской власти (октябрь 1917 — 1920 гг.)

§ 1. Создание Советского государства

Советская власть в России была установлена в результате большевистского восстания 24–25 октября 1917 г. В ходе этого переворота было свергнуто образованное в конце февраля 1917 г. Временное правительство. Переход всей полноты власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов был официально подтвержден решением II Всероссийского съезда Советов 26 октября 1917 г. С установлением советской власти было связано и образование Советского государства — Республики Советов (РСФСР).

Переход власти к Советам по стране осуществлялся постепенно, причем в одних регионах мирным, а в других — насильственным путем. За период с 25 октября 1917 г. по 11 февраля 1918 г. советская власть была установлена в 90 губернских и других крупных городах. При этом прежний государственный аппарат (министерства, судебные органы, городские думы, земства и др.) упразднялся. Основная масса дореволюционных органов была ликвидирована к началу 1918 г., а полностью они были упразднены в середине 1918 г.

Наиболее значимым актом, отразившим важнейшие социально-экономические и политические преобразования первых месяцев советской власти, стала Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Она была принята 10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов и вступила в силу с 19 июля 1918 г. — с момента официального опубликования. Конституция состояла из 90 статей, 17 глав и 6 разделов. Она стала первым в истории отечественного государства Основным законом. Впервые вопрос о необходимости разработки Конституции обсуждался на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г., однако активная работа по ее подготовке проводилась с апреля 1918 г. после образования специальной комиссии под руководством председателя ВЦИК Я. М. Свердлова.

1. Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Он являлся высшим органом власти, принимавшим решения по наиболее важным вопросам (например, V Съездом была утверждена сама Конституция 1918 г.), при этом съезд был уполномочен принимать на свое рассмотрение любые вопросы. Съезд формировался из представителей нижестоящих советов — городских советов и губернских съездов советов. По Конституции съезд должен был созываться ВЦИКом не реже двух раз в год, однако допускалась возможность созыва чрезвычайных съездов.

5. На региональном уровне действовали областные, губернские, уездные и волостные съезды советов, а также городские и сельские советы. Региональные советы обладали самостоятельностью в решении местных вопросов (хозяйственных, административных, финансовых и др.), но при этом должны были действовать в соответствии с актами вышестоящих органов. Они избирали свои исполнительные комитеты (исполкомы), которые занимались проведением в жизнь решений советов и всей текущей работой.

По Конституции РСФСР 1918 г. выборы были тайными, но при этом не являлись всеобщими, равными и прямыми. Исключение составляли лишь прямые выборы в низовые (сельские и городские) советы. Депутаты последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов. Следует отметить, что начиная с первых лет советской власти определяющее влияние на управление государством оказывали высшие партийные органы большевиков: ЦК РКП (б), Политбюро ЦК РКП (б), Съезд партии, хотя формально Конституция 1918 г. не содержала сведений об этом. Также в первой отечественной Конституции, в отличие от последующих основных законов, отсутствовали сведения об организации судебной власти.

Отличительной особенностью депутатского статуса в Советском государстве был так называемый императивный мандат, который предполагает тесную связь депутата и его избирателей. Такой мандат (в отличие от характерного для современной России свободного мандата) предусматривает обязанность депутата выполнять свои предвыборные обещания, периодически отчитываться перед избирателями, которые при этом вправе отозвать депутата за ненадлежащее выполнение им своих обязанностей (в настоящее время отзыв депутата допускается только на муниципальном уровне).

1) местные народные суды, которым было подсудно большинство гражданских и уголовных дел;

2) рабочие и крестьянские революционные трибуналы, которые создавались для борьбы с контрреволюционными преступлениями.

Новые суды формировались на основе выборов. Местные судьи избирались населением определенной местности. При этом судьями местных судов могли быть избраны и бывшие мировые судьи. Революционные трибуналы избирались губернскими или городскими советами. В работе новых судебных органов, согласно положениям Декрета, должны были принимать участие граждане в качестве народных заседателей. Соответствующими советами составлялись списки очередных заседателей и определялась очередность явки заседателей на судебные заседания. В состав местного суда входил судья и два очередных заседателя, в состав революционного трибунала — председатель и шесть очередных заседателей. Для рассмотрения жалоб на решения местных судов создавались уездные съезды местных судей.

Декрет содержал ссылку на возможность применения дореволюционных законов. Местные суды могли обращаться к старым законам лишь в случае, если они не были отменены революцией, не противоречили декретам советской власти, революционной совести и революционному правосознанию. На практике ссылки на дореволюционные законы чаще имели место не в местных, а в окружных судах, где среди судей оставалось больше представителей дореволюционной судебной системы 4 .

7 марта 1918 г. ВЦИК утвердил Декрет о суде № 2, который учредил окружные народные суды для рассмотрения дел, превышавших подсудность местного народного суда. Состав окружного суда формировался советами соответствующего уровня. Окружной суд имел уголовное и гражданское отделения.

Таким образом, в первые месяцы после образования Советского государства была сформирована система общих судов и система революционных трибуналов. Кроме того, в данный период в РСФСР стали создаваться внесудебные органы с судебными функциями. Так, 7 декабря 1917 г. по декрету СНК при этом органе была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. ВЧК занималась предварительным расследованием указанной категории дел, выносила по ним приговоры, а также приводила приговоры в исполнение. Наличие внесудебных органов являлось серьезным недостатком советской судебной системы. Оно противоречило демократическим принципам судоустройства и судопроизводства, шло в разрез с положением о необходимости осуществления правосудия только судом.

После выхода Положения о народном суде РСФСР (утверждено Декретом ВЦИК 30 ноября 1918 г.) судебная система была реформирована 5 . Ранее закрепленная система народные суды — революционные трибуналы была сохранена. При этом народные судьи стали избираться местными советами, а заседателей утверждали исполкомы советов по спискам, составленным рабочими организациями, волостными и сельскими советами. При подборе судебных кадров строго проводился классовый принцип — ими могли быть только трудящиеся. Судом второй инстанции для народных судов стал Совет народных судей, состоявший из народных судей судебного округа.

Дознание по уголовным делам возлагалось на милицию, а следствие — на следственные комиссии. В неотложных случаях следствие могло возлагаться и непосредственно на постоянных судей. По Положению 1920 г. следственные комиссии были упразднены, их функции стали осуществляться народными следователями, работавшими при местных отделах юстиции и при наркомате юстиции. Обвинение и защиту (представительство) сторон на процессе осуществляли специальные коллегии. Эти коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон создавались при местных советах. Советы избирали членов коллегии, которые приравнивались к должностным лицам и получали за работу зарплату (а не гонорар от клиентов). Данный порядок был изменен Положением 1920 г., согласно которому коллегии были упразднены. Защитниками приглашались граждане по спискам, составляемым исполкомами местных советов, способные выполнять такие обязанности. Ими могли быть и консультанты, состоявшие при отделах юстиции. Обвинение поручалось обвинителям, назначаемым губернскими исполкомами. В процессе могли участвовать и общественные обвинители.

К 1920 г. образовалось несколько групп революционных трибуналов, осуществлявших правосудие по наиболее важным уголовным делам, прежде всего по делам о контрреволюционных преступлениях. К ним относились: общие (территориальные), военно–революционные и военно–железнодорожные трибуналы. Так, правовой статус территориальных трибуналов определялся Положениями 1919 и 1920 гг. Они действовали в губернских и других крупных городах, как и народные суды, являлись выборными (члены трибуналов избирались местными советами), состояли из председателя и двух членов. Участие заседателей здесь не предусматривалось. Для производства предварительного следствия по делам, подсудным трибуналам, при них создавались следственные комиссии, которые назначались самими трибуналами и находились в их подчинении.

Второй инстанцией для революционных трибуналов являлся Кассационный трибунал при ВЦИК. При ВЦИК также действовал Верховный трибунал, который рассматривал дела особой важности, передававшиеся ему Президиумом ВЦИК. Управление судебной системой в данный период осуществлял наркомат юстиции.

§ 2. Формирование советского права

Однако все же нельзя говорить о полном забвении советским государством прежнего правового опыта. Отдельные положения и конструкции, выработанные в процессе дореволюционной правотворческой практики, выдержали испытание временем и идеологией и впоследствии вошли в тексты советских нормативно-правовых актов. Например, советским трудовым законодательством был заимствован ряд положений фабричного законодательства об охране и об оплате труда, советское семейное законодательство первоначально восприняло нормы 10 тома Свода законов Российской империи о брачном возрасте и раздельности имущества супругов, советское гражданское законодательство 1920-х гг. XX в. в вопросе о юридических лицах заимствовало отдельные положения законодательства второй половины XIX в.

Особенностью правотворческой практики первых лет советской власти стало широкое местное нормотворчество, которое нередко противоречило актам центральных органов власти. Население страны в данный исторический период активно вовлекалось в общественную жизнь (через сеть местных советов), не имея при этом опыта государственной деятельности. Зачастую необходимость в принятии местных актов была вызвана и тем, что акты из центра с большим опозданием поступали (или вообще не поступали) на места.

Читайте также: