Что такое социальное культурное наследование

Обновлено: 02.07.2024

Как вы поняли, я буду говорить об экологической нише как о характере отношения со средой обитания. Это понятие приложимо к биосистемам различных уровней организации. Прежде всего, конечно, оно относится к видам и популяциям: относительно изолированным, эволюционирующим, потенциально бессмертным живым системам, населяющим нашу планету. В то же время вполне можно поставить вопрос о специализации отдельной особи внутри ниши популяции, а также обсуждать ниши, характерные для определённых надвидовых групп.

Итак, на протяжении своей истории наш вид менял свои экологические ниши. Признав этот факт, мы тут же оказываемся перед необходимостью классифицировать эти ниши, описывать их динамику, выяснять, как они связаны с иными характеристиками человека. Тут перед нами открывается весьма обширная возможность для самопознания.

На каком основании я уверенно приписал перечисленные характеристики группам наших предков и их разнообразным родственникам? Это общие признаки, характерные для нас и для других представителей нашего семейства. Похоже, самой главной особенностью той линии, которая привела к нам, было исключительное разнообразие доступных её представителям способов питания. Сейчас на Земле живет пять видов нашего семейства; кроме человека разумного, это орангутаны, гориллы, шимпанзе и бонобо. Разнообразнее всего поведение шимпанзе; вероятно, наши предки далеко обгоняли нынешних шимпанзе по пластичности своего поведения.

Разные группы в силу своей предыстории (включавшей в том числе и просто совокупность случайностей, приключавшихся с её членами) передавали из поколения в поколение с помощью культурного наследования разный опыт. Этот культурный фонд популяций сам становился важным фактором их эволюции. К примеру, группа, специализировавшаяся на одном способе питания (например, отбивании туш животных у хищников), приобретала целый ряд культурных традиций, повышавших эффективность такого образа жизни, и в конце концов специализировалась на нем. Группа, нацеленная на сбор по берегам водоёмов моллюсков, ракообразных, земноводных и рыбы, хоть мертвой, хоть живой, приобретала особенности, направлявшие её по этому пути. А ещё сплошь и рядом разные способы питания были характерны для одной и той же группы, отражая разницу сезонов года или специализацию полов.

В засушливой, изменчивой и труднопредсказуемой среде африканских саванн оказалось востребовано важное свойство культурного наследования — быстрота выработки и распространения новых признаков. Культурное наследование намного быстрее генетического. Я поясню это на примере.

Отмывание пищи от песка и грязи перед едой характерно для нескольких групп животных. Моют пищу еноты-полоскуны; у них это поведение задается инстинктивно. Выращенный в одиночестве енот со временем начнёт мыть свою пищу в воде. Моют пищу японские макаки из одной популяции, где за ними ведутся долгосрочные наблюдения. У них этот признак передается культурно: исследователи зарегистрировали момент, когда молодая самка уронила клубень в воду и связала это обстоятельство с тем, что её пища очистилась от песка, а затем наблюдали распространение этого навыка среди её сородичей.

Почему сфера культурного наследования у шимпанзе оказалась ограниченной, а из нашего вида сделала нечто принципиально новое? Возможно, это просто случайность. Рано или поздно один вид должен был перейти грань, после которой эволюция покатится в сторону специализации на неспециализированности и опоры на культурное наследование.

Разнообразие способов питания и способность к культурному наследованию связаны положительной обратной связью: рост одного из этих параметров способствует росту другого. Кстати говоря, можно было бы предположить, что от группы, которая первая перейдёт к эволюции неспециализированного поведения благодаря культурному наследованию, останется рано или поздно один-единственный вид. Сосуществование видов чаще всего связано с разделением экологических ниш, с их различной специализацией. Максимально гибкий представитель такой группы рано или поздно должен был вытеснить всех своих возможных конкурентов. Этот вид — наш вид, Homo sapiens Linnaeus, 1758.

Итак, мы возникли как оппортунисты (существа, использующие разнообразные возможности, открывающиеся перед ними), адаптирующиеся преимущественно благодаря культурному наследованию. Первичной для нас стала ниша охотника-собирателя, включающая массу локальных вариаций.

Экономисты выделяют и производительное хозяйствование, имея в виду прежде всего производство продуктов питания в ходе земледелия и животноводства. Увы, в отношении ряда ресурсов мы как были присваивателями, так и остались. Даже в нашем питании по-прежнему велика доля присвоения: давно ли вы ели океанскую рыбу, выращенную в открытом море? А уж в том, что касается воды, воздуха, пространства, почв и полезных ископаемых, мы продолжаем присваивать то, чем смогли овладеть.

Так или иначе, мы оказались очень успешными. И, вслед за H. erectus, H. sapiens стал инвазионным видом, широко расселившимся за пределы своего исходного ареала.

Применимо ли к человеку понятие инвазионного вида — спорный вопрос. Сам по себе этот термин непрост для однозначной трактовки (его анализ применительно к растениям — см. тут). Вероятно, важными характеристиками инвазивности являются инородность видов для рассматриваемой территории, их способность к расселению и к изменению своих новых местообитаний. Иногда в характеристику инвазивности включают то, что расселение такого вида связано с деятельностью человека. По-моему, это излишнее (и неоднозначное) уточнение. Лучше всего пояснить мою точку зрения на примере.

В окрестностях биостанции Харьковского университета, в русле Северского Донца (крупнейшей реки Восточной Украины) наблюдается инвазия афроазиатского вида растений — пистии телорезовидной, Pistia stratiotes. В Северский Донец пистия попала из Харькова, и, вероятнее всего, туда её занесли аквариумисты. Сейчас это растение распространяется вниз по течению. К счастью, в некоторых местах на реке образуются заторы, которые сдерживают его распространение. Может быть, зимой пистия вымерзнет; может быть, приспособится и заметно изменит условия в Донце.

Пока что распространение пистии — проблема двух районов в Харьковской области. Но если этому растению повезё, оно сможет расселиться ниже по течению — в Донецкую и Луганскую области Украины, а также в Ростовскую область России. Северский Донец впадает в Дон; в низовьях Дона шансов перезимовать у пистии будет намного больше. Будем мы считать её инвазию проявлением активности человека (к примеру, выпустившего в Уды, приток Северского Донца, в черте города Харькова), или следствием естественного расселения, которое может довести этого вселенца до Дона, — не важно. Так или иначе, инвазия пистии изменяет экосистемы рек, в которые она попала.

Мы выжили, освоив новые ниши. Какие и как — расскажу в иной раз. Тут есть повод для серьёзного разговора…

Человек нуждается в продолжительном периоде детства и юности для того, чтобы от предыдущих поколений перенимать жизненный опыт, обучаться. Можно сказать, что детство – это дар Природы человечеству для того, чтобы оно впитало в себя культуру и опыт всех предыдущих поколений и смогло познавать саму Природу .

Для большинства животных поведенческие реакции формируются на той же основе, что и остальные признаки: в процессе развития, которое происходит под генетическим контролем, в нервной системе образуются определённые структуры, которые обеспечивают необходимое поведение. Пчела рождается готовой сообщать о местонахождения нектара через танец, а енот-полоскун с врожденной способностью к полосканию пищи в воде.

Однако существует и другой способ приобретения приспособительных поведенческих реакций, который называют культурным наследованием, то есть передача поведенческих реакций через обучение. Орнитологи утверждают, что зяблик-самец обучается песне лишь в том случае, если он слышит эту песню в течение первых трёх месяцев своей жизни от зяблика-отца. В противном случае он будет способен издавать лишь приближенный набор звуков, не идущий ни в какое сравнение с песней его соплеменников.

Доказано, что неандертальцы принадлежат к виду, который развивался параллельно человеком разумным. Согласно исследованиям палеогенетиков Мюнхенского университета Сванте Пээбо и Матиаса Крингса, между ДНК современного человека и неандерталь существует 26 различий, тогда как между ДНК древнего и современного человека всего 8. 26 различий - это слишком много, чтобы считать человека разумного потомком неандертальца. Учёные считают, что место неандертальца будет как раз на полпути от обезьяны человеку. Возможно, что потомки этой ветви до сих пор живут в зоологических садах.

Пространство культурного наследования развивается как способ приспособления изменяющейся среде. К сожалению, наиболее распространенными мэмами в социуме являются не те, которые имеют наибольшее приспособительное значение, а те, которые легко передаются благодаря своей примитивности. С этим связаны печальные феномены массовой культуры и одичания толпы. С другой стороны, человек может влиять на свою культурную эволюцию, например в случае правильно организованного образования, гораздо больше, чем на биологическую.

Дорогие коллеги, нам нужно соответствовать тому идеалу, в духе которого воспитываем детей, соответствовать искренне и на всю жизнь.

Если ребёнок, пока он ещё растет, не будет приобщаться к культуре через носителей образов культуры, то он вырастет тем, кто эту культуру будет разрушать. Зная закономерности культурного наследования, давайте станем сознательными носителями высококультурных мэмов.

Перспективы эволюции человечества

Эволюция - непрерывный процесс, и остановок в развитии не существует. К чему идёт человечество, какие его эволюционные перспективы?

Основные положения учения о мутациях были сформулированы голландским ботаником де Фризом (1901 г.). Согласно этому учению, мутации носят случайный и ненаправленный характер [74, с. 105]. Мутации - стохастические (случайные) факторы эволюции. Мутирующие гены не всегда могут проявиться внешне. Они накапливаются в генофонде человечества без существенных внешних проявлений до определённого момента. Когда людей, носителей мутирующих генов одного вида (одной аллели) становится много, тогда у их потомков могут проявиться признаки, за который отвечает этот мутирующий ген. Известно, если новый признак является полезным и ведёт к более высокой приспособленности организмов к условиям среды, то он сохраняется и передаётся потомкам, если понижает приспособленность и является вредным, то выбраковывается естественным отбором.

Основная стратегия эволюции - совершенствование внешних и внутренних форм, повышение уровня организации и энергетики живых организмов. Это приводит к увеличению приспособленности организмов к среде. Условия среды и приспособления к ним не возникают одновременно. Подготовка к появлению того или иного признака идёт в генофонде популяции особей ещё до того, как появятся необходимые условия. Именно этим можно объяснить появление преадаптаций - признаков, которые полностью будут использоваться только в будущих условиях и позволят достигнуть расцвета более прогрессивной группе живых организмов, унаследовавшей их от предков.

Эволюционные процессы внутри человечества идут непрерывно. Можно допустить, что генофонд человечества уже содержит те признаки, которые необходимы для будущего. В переломные моменты истории Земли, выражаясь языком синергетики, в точках бифуркации, в популяции человечества обязательно должны появляться люди с особыми признаками, отличающими их от большинства.

Законы наследственности носят статистический характер: то, что невозможно проследить на примере одной особи, справедливо на примере большой популяции. Приспособления появляются не на уровне одного человека, а на уровне сообщества людей. Чем большее число людей вынуждено приспосабливаться к меняющимся условиям, тем быстрее новые признаки станут нормой для всего сообщества.

Максимилиан Волошин стихотворными образами удивительно точно рисует последствия безнравственного покорения природы.

Разнообразие проявлений культуры у животных

Культура, понимаемая как устойчивое наследование поведенческих признаков путем социального обучения, уже лет 70 как не считается уникальной особенностью человека. В последние два десятилетия в изучении культуры животных наблюдается быстрый прогресс, связанный с разработкой новых экспериментальных методов и масштабными проектами по наблюдению за дикими животными в природе. Выяснилось, что культурные явления чрезвычайно широко распространены у млекопитающих, птиц, рыб и даже некоторых беспозвоночных. Культурные традиции животных охватывают разные виды поведения от сезонных миграций и добычи пропитания до звуковой коммуникации и выбора брачных партнеров. Растущее понимание роли культуры в жизни животных требует пересмотра некоторых положений эволюционной теории и поведенческой экологии. Становится ясно, что при планировании природоохранных мер нужно заботиться о сохранении не только генетического, но и культурного разнообразия животных.

В опубликованной недавно в журнале Science обзорной статье Эндрю Уайтена (Andrew Whiten) из Сент-Эндрюсского университета, крупного специалиста по культуре животных вообще и шимпанзе в частности, рассмотрена история, современное состояние и дальнейшие перспективы этой быстро развивающейся области науки.

1. Открытие культуры у животных

Еще в первой половине XX века было принято считать, что культура и культурная эволюция — чисто человеческие особенности, отличающие человека от всех остальных животных. Ситуация начала меняться в середине прошлого столетия в основном благодаря трем открытиям. Первое — знаменитая история с английскими синицами, которые научились открывать молочные бутылки, чтобы добраться до сливок. Потом этот навык из одного или немногих центров быстро распространился по обширной территории (J. Fisher, R. A. Hinde, 1949. The opening of milk bottles by birds). Второе — не менее знаменитая история с японскими макаками, научившимися мыть бататы (M. Kawai, 1965. Newly acquired pre-cultural behaviour of the natural troop of Japanese monkeys on Koshima Islet). Третье — открытие вокальных диалектов у птиц и роли социального обучения в формировании песни (P. Marler, M. Tamura, 1964. Culturally transmitted patterns of vocal behavior in sparrows).

2. Новые методы, новые объекты, новые типы культурных традиций

3. Культуре все возрасты покорны

Многочисленные исследования показали, что у обезьян (по другим группам пока меньше данных) освоение культурного багажа не ограничивается каким-то определенным возрастом, а происходит на протяжении всей жизни. У приматов выделяют три фазы социального обучения: 1) раннее детство, когда детеныш учится, как правило, только у матери; 2) фаза постепенного ослабления материнского влияния и расширения круга социальных взаимодействий; 3) обучение во взрослом состоянии, например, когда взрослая особь переходит в другую группу и усваивает принятые там традиции (A. Whiten, E. van de Waal, 2018. The pervasive role of social learning in primate lifetime development).

По мнению некоторых специалистов, используемые сегодня методы выявления культурных традиций у животных слишком консервативны. Это ведет к серьезной недооценке роли культуры. Особенно у приматов, которые, по впечатлению опытных наблюдателей, чуть ли не все свои навыки на самом деле приобретают путем социального обучения.

4. Формы и стратегии социального обучения

5. Культура и эволюционная теория

Рис. 2. Формы культурной эволюции

Рис. 2. Формы культурной эволюции. Рисунок из обсуждаемой статьи в Science

Так или иначе, исследования последних десятилетий ясно показали, что человеческая культура –вовсе не такое уникальное явление, как считалось когда-то. Она не с неба упала, а имеет глубокие эволюционные корни. Какая-то культура наверняка была и у австралопитеков, и у более далеких наших предков. Культурная эволюция выросла из биологической, и начался этот процесс задолго до появления гоминид.

Во-вторых, культурно наследуемые признаки, в отличие от врожденных, могут приобретаться и модифицироваться в течение всей жизни. При этом способы, сроки и стратегии их приобретения сами могут эволюционировать (генетически и культурно). Это открывает массу интересных теоретических возможностей, пока еще мало разработанных.

6. Генно-культурная коэволюция

Возможно, самый важный для эволюционной теории вывод состоит в том, что классические модели в принципе не могут дать полного и адекватного описания эволюционных процессов у многих видов животных. Если социальное обучение и культурные традиции действительно так широко распространены в животном мире, то это придется учитывать в эволюционных моделях. Рассматривать две эволюции, генетическую и культурную, в отрыве друг от друга — плохая идея, потому что они влияют друг на друга множеством способов. Уайтен выделяет шесть аспектов генно-культурной коэволюции (подробнее см. в обзоре H. Whitehead et al., 2019. The reach of gene-culture coevolution in animals):

1) Культура направляет отбор по функциональным признакам. Например, различающиеся охотничьи традиции в сообществах косаток (одни питаются рыбой, другие тюленями) способствуют быстрой дивергенции анатомических и физиологических признаков (A. D. Foote et al., 2016. Genome-culture coevolution promotes rapid divergence of killer whale ecotypes).

3) Культура влияет на коэволюцию видов. Например, традиции выбора добычи у хищников направляют эволюцию жертв. Это было показано в опытах с большими синицами, которые оценивают новую пищу, глядя на реакцию съевших ее сородичей (R. Thorogood et al., 2018. Social transmission of avoidance among predators facilitates the spread of novel prey).

4) Культура влияет на нейтральную генетическую изменчивость. Например, сообщества дельфинов с разными традициями добычи пропитания различаются по наборам митохондриальных гаплотипов (A. M. Kopps et al., 2014. Cultural transmission of tool use combined with habitat specializations leads to fine-scale genetic structure in bottlenose dolphins).

6) Культурные различия способствуют видообразованию. Здесь самый изученный пример — это птичьи песни. Культурные различия затрудняют успешное ухаживание и скрещивание между представителями разных песенных традиций (N. A. Mason et al., 2017. Song evolution, speciation, and vocal learning in passerine birds).

7. В охране нуждается не только генетическое, но и культурное разнообразие

В общем, становится ясно, что для полноценной жизни животным нужны не только хорошие гены и условия среды, но и знания. Поэтому, например, у слонов и китообразных с матрилинейной социальной организацией в особой защите нуждаются матриархи — главные хранители культуры. При переселении животных в новые для них места нужно учитывать, что они не знают, как здесь жить, поэтому нехватку информации нужно как-то восполнять — и так далее.

В конце статьи Уайтен, сам заслуженный патриарх и носитель бесценного опыта в изучении культуры животных, выражает надежду, что новое поколение ученых, опираясь на достижения предшественников, достойно продолжит их дело.

За тысячелетия истории человеком создано множество рисунков, надписей, строений, статуй, предметов быта. С момента обретения сознания человек с неимоверным усердием плодит следы своего существования – с целью впечатлить будущее поколение или преследуя более практическую цель. Все это - артефакты, отображения культуры человека. Но не все из этого является культурным наследием.

Культурное наследие – это созданные человеком прошлого творения (материальные или духовные), в которых человек настоящего видит культурную ценность и желает сохранить их для будущего. Само наследие определяется как составная часть культуры, выступая одновременно и как способ присвоения индивидом культурных феноменов, и как сама основа культуры. Другими словами, культурное наследие - это особая часть культуры, значимость которой признана поколениями. Также признается ныне и усердием современников должна быть сохранена и передана в будущее.

культурное наследие это

Два подхода в отношении общества к культурному наследию: охрана и сохранение

  1. Охрана культурного наследия. Условием и главным требованием содержания объекта считается его ограждение от внешних воздействий. Объект возводится в ранг неприкосновенности. Предотвращается любое взаимодействие с объектом, за исключением необходимых мер. Эмоциональной основой такого отношения является чувство тоски по былым временам или интерес к редкостям и реликвиям прошлого. Объект определяется как память о прошлом, воплощенная в конкретном предмете. Чем более древним является предмет, тем он считается ценнее как носитель памяти о прошлой эпохе. У данной концепции есть существенный недостаток. Столь тщательно оберегаемый предмет прошлого с течением времени оказывается чем-то чужеродным в постоянно меняющейся среде. Он не наполняется новым содержанием и вскоре рискует стать пустой оболочкой и оказаться на периферии общественного внимания и в итоге в забытьи.
  2. Сохранение культурного наследия. Возник во второй половине двадцатого века в связи с усложнением отношений к памятникам культурного наследия. Включает в себя комплекс мер не только по охране, но и по изучению, интерпретации и использованию культурных объектов.

объекты культурного наследия

Культурное наследие ЮНЕСКО. Деятельность в сфере сохранения культурного наследия

  • Памятники культурного наследия - понимаются в широком смысле, сюда относят строения, скульптуры, надписи, пещеры. Памятник – это единица культурного наследия, определяется как конкретный объект, обладающий художественной или научной (исторической) ценностью. Но в то же время преодолевается изолированность памятников одного от другого, поскольку предполагается их взаимосвязь между собой и их связь со средой. Совокупность памятников формирует предметный мир культуры.
  • Ансамбли, к которым причисляют архитектурные комплексы.
  • Достопримечательные места: созданные человеком или им же, но еще и при значимом участии природы.

Значение данной конвенции заключается в следующем:

  • реализация комплексного подхода в оценке взаимосвязей культурного и природного наследия;
  • к охраняемым была добавлена новая группа объектов (достопримечательные места);
  • были даны ориентиры для включения объектов наследия в хозяйственную деятельность и использования их для реализации практических целей.

культурное наследие юнеско

  1. Созданные человеком ландшафты.
  2. Естественно развивающиеся ландшафты.
  3. Ассоциативные ландшафты.

Критерии культурного ландшафта:

  • всеобще признанная выдающаяся ценность территории;
  • аутентичность местности;
  • целостность ландшафта.

2001 год. Конференция ЮНЕСКО, в ходе которой было сформулировано новое понятие. Нематериальное культурное наследие - это особые процессы в человеческой деятельности и творчестве, способствующие возникновению чувства преемственности у различных обществ и поддержанию самобытности их культур. Тогда же были выделены его виды:

  • воплощенные в материале традиционные формы быта и культурной жизни;
  • формы выражения, не представленные физически (сам язык, устно передаваемые предания, песни и музыка);
  • смысловая составляющая материального культурного наследия, являющаяся результатом его интерпретации.

памятники культурного наследия

Препятствия на пути сохранения культурного наследия

  1. Представители разных слоев общества имеют противоположные взгляды на целесообразность сохранения того или иного наследия прошлого. Историк видит перед собой образец викторианской архитектуры, нуждающийся в реставрации. Предприниматель видит ветхое здание, которое необходимо снести и использовать освободившийся участок земли для постройки супермаркета.
  2. Не разработаны общепринятые критерии научной или художественной ценности объекта, то есть какие объекты следует отнести к культурному наследию, а какие таковыми не являются.
  3. При благоприятном разрешении первых двух вопросов (то есть объект решили сохранить и за ним признали ценность) возникает дилемма выбора способов сохранения культурного наследия.

Значение культурного наследия в формировании исторического сознания

В изменчивой повседневности современный человек все явственнее ощущает потребность в причастности к чему-то непреходящему. Идентифицировать себя с чем-то извечным, изначальным – значит обрести чувство стабильности, определенности, уверенности.

охрана культурного наследия

Приоритеты развития исторического сознания

  1. Усвоение понятия исторического времени – культурное наследие в разных формах дает возможность индивиду осязать историю, ощущать эпоху через соприкосновение с объектами наследия и осознавать отраженную в них связь времен.
  2. Осознание перменчивости ценностных ориентиров – знакомство с культурным наследием как презентацией этических, эстетических ценностей людей прошлого; показ видоизменений, трансляция и отображение этих ценностей в разные периоды времени.
  3. Ознакомление с историческими истоками этносов и народов через демонстрацию аутентичных образцов народного творчества и внесения элементов интерактивности в виде вовлечения в проживание традиционных ритуалов и обрядов.

Использование объектов культурного наследия в социальном планировании

Культурное наследие - это объекты прошлого, которые могут выступать как фактор развития современного общества. Это предположение давно обсуждалось, но практическая реализация началась только во второй половине двадцатого века. Передовыми странами здесь выступили Америка, Испания, Австралия. Образцом данного подхода может быть проект Colorado-2000. Это план развития одноименного штата Америки. В основу развития был положен процесс сохранения культурного наследия Колорадо. Доступ к участию в программе был открыт для всех, что в результате позволило задействовать в этом процессе представителей всех слоев колорадского общества. Эксперты и непрофессионалы, госучреждения и неправительственные организации, корпорации и мелкие фирмы – их объединенные усилия были направлены на воплощение программы развития Колорадо на базе раскрытия его исторической уникальности. Данные проекты позволяют участникам ощутить себя в качестве носителей аутентичной культуры родных земель, ощутить вклад каждого в сохранение и презентацию миру наследия своего края.

сохранение культурного наследия

Значение культурного наследия в поддержании уникального разнообразия культур

В современном мире коммуникативные границы между обществами стираются, и под угрозой оказываются самобытные национальные культуры, которым сложно конкурировать за внимание с массовыми явлениями.

Так возникает необходимость воспитывать в людях гордость за наследие своего народа, привлекать их к сохранению региональных памятников. В то же время следует формировать уважение к самобытности других народов и стран. Все это призвано противостоять глобализации мировой культуры и утрате идентичности народных культур.

Читайте также: