Что такое семейство должностей

Обновлено: 30.06.2024

Категория работника — это квалификационная группа сотрудников, выполняющих аналогичные трудовые функции. В соответствии с Общероссийским классификатором профессий и должностей, основных групп две: рабочие и служащие, но каждая из них делится еще на несколько видов.

Что такое категории персонала

Для слаженной деятельности в любой организации необходимо распределение трудового коллектива по должностям, специальностям, профессиональным навыкам и выполняемым функциям (ч. 1 ст. 15 ТК РФ ).

При формировании категорий персонала организации следует ориентироваться на Общероссийский классификатор профессий и должностей, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367. В этой классификации отмечены две основные группы:

  • профессии рабочих;
  • должности служащих.

Каждая из них делится еще на несколько категорий персонала на предприятии, в зависимости от характера деятельности, уровня знаний, квалификации и других факторов. Такое распределение позволяет четко ставить производственную задачу и правильно назначать зарплату сотрудникам.

Дополнительно на предприятиях принято разделение на производственный и административный персонал, поскольку эти группы не всегда совпадают с разделением на рабочих и служащих. И среди производственников есть специалисты, и в администрации есть рабочий персонал. Выпуском основной продукции на производстве занимаются не только рабочие в цехе, но и начальники цеха, инженеры и т. д.

Какие бывают категории персонала

Классификация кадров многогранна. Деление на служащих и рабочих — самая простая из них. Эти группы отличаются по характеру выполняемой работы: у первых упор на интеллектуальный труд, у вторых — на физический.

Рабочие принимают непосредственное участие в производственных процессах. Вот, например, кто относится к этой группе: слесари, строители, водители, грузчики и т. д. Их отличают и по тому, где они осуществляют деятельность:

  • непосредственно на производстве (изготовление, выпуск продукции);
  • на вспомогательных территориях предприятия (подготовительная работа, заготовка сырья, фасовка продукции, уборка цехов и т. д.).
  • руководители;
  • специалисты;
  • технические исполнители.

К руководителям относят не только директоров, но и их заместителей, управляющих организацией, ее филиалами и подразделениями. Еще одна категория — специалисты — это люди, выполняющие деятельность, требующую квалифицированных знаний и навыков в определенных областях. Обычно эти сотрудники обладают высшим или средним профобразованием. Но и среди них есть разделение:

  • персонал административно-управленческой сферы;
  • служба инженерно-технических работников.

Возникает вопрос, к какой категории работников относится бухгалтер, — безусловно, к специалистам управленческой группы. Как и референты, маркетологи, экономисты и т. д. К специалистам ИТР причисляют инженеров, технологов, конструкторов, механиков.

К третьей группе служащих (техническим исполнителям) относятся сотрудники, выполняющие вспомогательные функции по контролю, учету, оформлению документации. Это такие сотрудники, как секретари, делопроизводители, статистики, чертежники, учетчики.

Классификация персонала организации

Категории руководителей

В эту группу входят не только топ-менеджеры, но и начальство других уровней управления. Всего таких уровней несколько:

  • высшее звено — генеральный директор, его заместитель;
  • среднее — шефы подразделений, цехов, отделов;
  • низовое — начальники мелких отделов, например мастер участка цеха.

Иногда категории неоднозначны, и работодателям самостоятельно приходится выбирать, как распределить кадры. Это касается, например, вопроса, к какой категории работников относится мастер участка: варианта два — к специалистам или к руководящему составу. Если ориентироваться на квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда России № 37 от 21.08.1998), то понятно, что его необходимо включать в руководящий состав. Среди его должностных обязанностей — организовать производственные процессы, распределить рабочих и бригады, чтобы своевременно и качественно выполнить задачи на участке.

К руководящему составу относят и главных специалистов по разным видам деятельности: главный механик, геолог, экономист, агроном, инженер и т. д. Иногда их включают в группу специалистов. Но это ошибочно. По Общероссийскому классификатору ОК 016-94, должность главный специалист относится к категории руководителей (код 20889, код по ОКЗ 1229). Причисление к той или иной группе во многом зависит от характера деятельности.

Если главный специалист выполняет организационно-административные работы, то входит в руководящий состав. Это указано в п. 3 порядка, установленного постановлением Минтруда РФ № 9 от 09.02.2004.

Руководящий состав предприятий разделяют еще на два вида:

  • линейные — отвечают за реализацию всех направлений деятельности компании или конкретного подразделения, контролируют действия подчиненных (это генеральный директор, начальник цеха, техобслуживания);
  • функциональные — исполняют задачи по отдельному направлению (директор по персоналу, финансовый директор).

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, кто относится к категории основного персонала. Используйте эти инструкции бесплатно.

Классификация персонала предприятия

Этим классификация работников не ограничивается. Есть и другие признаки и факторы. По правам собственности — владельцы, учредители, наемные работники. По вовлечению в хозяйственный процесс — производственный и непроизводственный. По включению в штат — штатные и внештатные специалисты, по месту работы — удаленные или офисные сотрудники и др.

От групп, на которые распределяют персонал, зависят способы оформления, уровень заработной платы и другие особенности трудовой деятельности.

Сотрудников разделяют и по дополнительным признакам:

  • тарифным разрядам (от 1 до 8);
  • квалификационным классам (от 1 до 3);
  • способам оплаты заработка (оклад, сдельная, премиальная);
  • способам выполнения работы (механизированная или ручная) и др.

Существует и распределение по категориям опасности условий труда. Всего их четыре (ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):

  • оптимальные — 1 класс;
  • допустимые — 2 класс;
  • вредные — 3 класс;
  • опасные — 4 класс.

По закону, для тех, чье рабочее место предполагает вредные условия труда, проводят стажировку. Отсюда становится понятно, к какой категории опасности относятся стажеры, — к третьей или четвертой. Для первых двух классов стажировка не обязательна.

От чего зависит принадлежность к той или иной категории

Рабочим присваивают разряды, а специалистам — уровень квалификации. Чем они выше, тем больше профессиональный опыт, знания и навыки.

Во многом распределение по категориям сотрудников зависит от разных факторов:

Презентация на тему: " Cиcтeмa класcификации должностей и оплата труда. Sigita Ķirse (Сигита Кирсе) Kраткосрочный эксперт в рамках проектаТехническая поддержка реформ государственного." — Транскрипт:

1 Cиcтeмa класcификации должностей и оплата труда

2 Sigita Ķirse (Сигита Кирсе) Kраткосрочный эксперт в рамках проектаТехническая поддержка реформ государственного сектора на Украине Департамент координации политики Государственной канцелярии Латвийской республики 2005 – 2007: разработка политики человеческих ресурсов Oпыт участия в международных проектах: Румыния и Молдова

3 Ожидаемые результаты Презентация концептуального подхода к классификации должностей Поддержка анализа ситуации в существующей классификации должностей и определение проблем Помощь в разработке структуры документа политики связанного c системой классификации Комментарии к проекту документa политики по системе классификации

4 Цель визитa Предложение эффективного решения для разработки классификации должностей в государственном управлении Украины – основы оплаты труда

5 Сколько платить, чтобы не потерять лучших работников? Сколько платить, чтобы не переплачивать? Политика человеческих ресурсов – как обеспечить государственное управление квалифицированным персоналом Политика оплаты труда – отвечает на следующие вопросы:

6 Pазработкa новой системы классификации должностей - зачем? Cистему классификации должностей можно использовать: – для создания рациональной структуры учреждения – для определения справедливой и мотивирующей оплаты труда – для разработки программ обучения и профессионального развития – для улучшения системы управления персоналом

7 Выгода от внедрения системы Возможности: – Сравнивать должности в различных государственных учреждениях, а также лучше понимать их суть – Обосновать размер оплаты и различия в системе должностей государственных учреждений – Выяснить, сколько необходимо платить за занимаемую должность в государственном учреждении, чтобы оклад был конкурентоспособным на рынке

8 Возможные недостатки существующей системы Оценивает иерархические отношения между должностями, но не дает возможности анализировать профессиональные отличия Отсутствие четкого представления о взаимных различиях должностей и о создании ими логических групп Hет возможности сравнить должности государственных учреждений с должностями частного сектора

9 ОПЫТ ЛАТВИИ Пример

10 От классической службы к модернизации Классическая служба: Профессия - госслужащий Универсальный солдат Один стандарт профессии Экзаменация Аттестация Автоматическое продвижение карьеры Карьера & Зарплата за - Должность Образование Длительность службы Новая служба Профессиональный специалист (аналитик, юрист, финансист, специалист программирования, по общественным связ ям ) Стандарт каждой профессии Нет автоматического продвижения по службе Карьера за - Результаты работы Поведение Компетенции Зарплата Конкурентоспособная с частным сектором

11 Цели Улучшение образа государственной службы Подбор, мотивирование и удержание квалифицированных специалистов - профессионалов Создание прогрессивной системы оплаты труда

12 Каталог трудовых семейств Многофункциональный инструмент управления персоналом, который можно использовать для планирования, подбора и мотивирования персонала, а также для поддержания и совершенствования системы оплаты труда

13 Структура Каталогa трудовых семейств Разделен на трудовые семейства (43) Должности в каждом семействе делятся соответственно по уровням (2-6) Общие описания обязанностeй отражают их суть и различия между уровнями Дает возможность сравнивать оплату должностей в государственных учреждениях как между собой, так и с должностями в частном секторе

14 Каталог Должностей Профессиональные группы (семейства) 1. Административное руководство 2. Закупка 3. Хозяйственные услуги 4. Охрана и надзор 5. Врачевание 6. Охрана труда 7. Дипломатическая, консульская деятельность 8. Диспетчерские услуги 9. Редакция документов 10. Экспертиза 11. Администрирование финансов 12. Финансовой анализ и менеджмент 13. Физический труд 14. Бухгалтерия 15. Аудит 18. Сбор информации и анализ 19. Информационные технологии 20. Инженерные работы 21. Юридические услуги 23. Обслуживание клиентов 24. Общественные отношения 25. Консультация 26. Контроль и надзор 27. Управление качеством 28. Борьба с преступностью 29. Педагогика 30. Руководство персоналом 31. Исследования 32. Руководство проектов 35. Внедрение политики 36. Планирование политики 37. Пограничная служба 38. Функции секретариата 39. Социальный труд 40. Международные связи 41. Транспорт 42. Перевод 43. Пожаротушение и спасательные работы

15 Каталог Должностей: пример Общ ие описание основных обязанностей каждого семейства Описание основных обязанностей каждого уровня Уровни Описание основных обязанностей занима е мой должности

16 Оценка труда, идентификация недостающих компетенций Программы обучения В Школе Администрации Система классификации (Каталог трудовых семейств) Зарплата частного сектора Система оплаты (16 групп оплаты труда) Стандарты образования Программы университетов Методы отбора персонала Заказ на обучение Модели компетенций (знания, поведение, навыки) - Подход компетенций в управление человеческими ресурсами

17 Каталог Должностей: последовательность разработки Осознание и определение семейств должностей – Какие по сути семейства возможно выделить? Определение уровней в рамках семейств должностей – Сколько качественно различных уровней можно выделить в рамках каждого трудового семейства? Создание описания должностей – Какова суть должностных обязанностей для каждого уровня?

18 Методы анализа в процессе разработки каталога Анализ описания должностей Анализ устава и структуры организации Сбор информации у руководителей организаций, структурных единиц, руководителей отделов персонала Сбор информации у исполняющих должностные обязанности

19 Зарплата Должность Основной заработок Работник Изменяющаяся часть зарплаты Оценка труда Опыт Семейство должности, уровень Содержание работы, ответственность, сложность 67% 23%10% 33% 100% 70%30%

20 Степени квалификации (70% : 30%) 11 лет E D11222 C23344 B34556 A / 6 месяц 8 лет

21 Определение заработной платы Группа заработной платы Ст е пени квалификации Должность Работник

22 Группы заработной платы Зарплата Должность

23 Выгоды от применения Каталогa Должностей Создание семейств должностей, определение групп функций, существующих в государственном учреждении Получение представления о многообразии существующих должностей Документированные обязанности для всех семейств должностей и их уровней Способность заработной платы в государственных учреждениях конкурировать с частным сектором

24 24 Другие возможности применения каталога должностей Улучшение существующих, создание новых описаний должностей в учреждении Анализ и оптимизация организационной структуры учреждения Планирование человеческих ресурсов Подбор персонала и интеграция работников Оказание поддержки в планировании развития компетентности и карьеры работников

25 Главные задачи Создание группы наблюдения и контроля Определение плана работ и коммуникации в рамках проекта Обучение рабочей группы анализу должностей Анализ должностей, описание типичных должностей Создание каталога должностей Оценка и группирование должностей Сравнение оплаты труда с частным сектором Отчет и презентация результатов проекта

Категории должностей государственной гражданской службы — это классификация российских госслужащих по группам. Разбираемся, какие компетенции нужны, чтобы претендовать на место в этой структуре.

Общие положения

Государственная гражданская служба (ГГС) — это профессиональная служебная деятельность граждан России на должностях, обеспечивающих исполнение полномочий госорганов федерального уровня и уровня субъектов и лиц, замещающих государственные посты.

Подробную регламентацию ГГС получила после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, который подразделяет ее на два уровня:

  1. Должности федеральной гражданской службы — учреждаются Федеральным законом или указом президента Российской Федерации. Это профессии, относящиеся к государственной службе, которые обеспечивают надлежащее исполнение полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих государственные посты Российской Федерации.
  2. Должности гражданской службы субъектов Российской Федерации — учреждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Ее представители трудятся в целях обеспечения бесперебойной работы органов государственной власти субъекта РФ и лиц, замещающих госдолжности субъекта РФ.

Классификация ГГС распределяется на 4 категории и 5 групп.

Категории государственной службы

По действующему законодательству, должности гражданской службы подразделяются на категории:

  1. Руководители (и их замы) государственных органов и их структурных подразделений, которые либо назначаются на определенный срок, либо не имеют ограничений сроков своей деятельности. Обладают широкими административно-распорядительными полномочиями, правом издавать нормативно-правовые акты и обязательные распоряжения.
  2. Помощники (советники). Их основная функция заключается во всестороннем содействии политикам — лицам, замещающим госдолжности, и руководителям госорганов. С этой категорией заключается срочный служебный контракт — с уходом своего начальника уходят и они.
  3. Специалисты. Это граждане, суть работы которых — профессионально обеспечивать выполнение государственными органами поставленных перед ними функций и задач. Эта категория не имеет ограничений по срокам полномочий и получает работу по итогам конкурсного отбора.
  4. Обеспечивающие специалисты (ОС). Занимаются организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим и хозяйственным обеспечением деятельности госорганов. То есть, в отличие от предыдущей категории, эти специалисты выполняют вспомогательные, а не профессиональные функции. Работают на общих основаниях, без каких-либо ограничений по срокам.

Группы должностей государственной службы

Классификация по группам — от младшей до высшей — показывает, что каждой из них соответствует набор определенных служебных функций, который надлежит исполнять госслужащему.

В реестре должностей федеральной ГГС указано, кто относится к госслужащим в России по списку профессий и организаций (указ президента № 1574 от 31.12.2005):

  1. Высшие: руководители, помощники (советники) и специалисты.
  2. Главные: руководители, помощники (советники), специалисты и ОС.
  3. Ведущие: руководители, помощники (советники), специалисты и ОС.
  4. Старшие: специалисты и ОС.
  5. Младшие: ОС.

Приведем пример федеральных государственных гражданских служащих (для категории специалисты):

  • главный специалист (эксперт);
  • ведущий специалист (эксперт);
  • специалист (эксперт).

В реестре федеральной ГГС закреплено, к какой группе должностей относится ведущий специалист, — к ведущей группе. Такая группировка присутствует в каждом ведомстве из указа № 1574.

В группах ведется классификация по категориям. Федеральный закон № 79-ФЗ соотносит группы должностей с их категориями следующим образом:

таблица групп должностей государственной гражданской службы

Первые три категории относятся к высшим классификационным группам не случайно: к ним предъявляются самые высокие квалификационные требования. В этом и заключаются основные различия между категориями должностей гражданской службы — в уровне подготовки, образования и трудовых навыков. Это связано, в первую очередь, с тем, что они должны одновременно выполнять и политические, и административные, и аналитические, и управленческие функции.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ, для замещения должностей ГГС необходимо соответствовать квалификационным требованиям:

  • достаточным уровнем образования;
  • определенным служебным стажем;
  • необходимыми для работы знаниями и умениями (уровень владения языком, знание законодательства, набор личностных качеств, и т. п.);
  • владение определенной специальностью.

Требования к минимальному уровню профессионального образования:

Группы должностей государственной гражданской службы

Собрали в таблице групп должностей государственной гражданской службы требования к минимальному стажу:

Должностные группы ГГС Необходимый стаж
Высшая Не менее 4 лет ГГС или работы по специальности, направлению подготовки
Главная Не менее 2 лет ГГС или работы по специальности, направлению подготовки
Ведущая, старшая и младшая Без предъявления требований к стажу

Ведущая, младшая и старшая группа должностей государственной гражданской службы, по общему правилу, трудоустраиваются без предъявления требований к стажу. Конкретные квалификационные требования к стажу устанавливаются законодательством субъектов РФ с учетом положений указа президента РФ от 16.01.2017 № 16 в редакции от 12.10.2017.


Структура государственного аппарата определяет качество работы органов судебной, законодательной и исполнительной власти. Группы должностей государственной и гражданской службы, а точнее, чёткая классификация этих групп, необходима для точной работы государственного аппарата. В современной России все категории определены соответствующими законами и постановлениями, на основе которых строятся не только государственные, но и частные предприятия.


Какова структура госслужбы?

Государственная гражданская служба разделена законодательно на службы субъекта РФ и федеральную службу. Но не только в гражданской службе есть строгая вертикаль. Все виды государственных служб разделены по единому принципу:

  • Воинская служба.
  • Государственная гражданская служба.
  • Государственная служба иных подгрупп.


Военная и государственная служба являются подвидами федеральной службы. Каждому чину на любом уровне государственной гражданской службы соответствует определённый военный чин, частично соответствуют прокурорские чины и чины органов юстиции.

Законодательная база

В статье 9 Федерального закона учреждены все категории и группы должностей государственной гражданской службы. Она гласит, что существует четыре категории гос. служащих:

  1. Руководители, заместители руководителей.
  2. Помощники - должности для содействия и помощи заместителям гос. должностей.
  3. Специалисты - должности для обеспечения профессиональных функций и задач.
  4. Обеспечивающие специалисты - подгруппы для информационного, финансового, документационного и иного обеспечения гос. компаний.

Помимо основной классификации по категориям, есть классификация по группам, и путать их не стоит:

  1. Высшие должности - руководители, помощники, специалисты.
  2. Главные должности - руководители, помощники, специалисты, обеспечивающие специалисты.
  3. Ведущие должности - руководители, помощники, специалисты, обеспечивающие специалисты.
  4. Старшие должности - специалисты, обеспечивающие специалисты.
  5. Младшие должности - обеспечивающие специалисты.

Одна группа должностей, по закону, может содержать несколько категорий. Классификация по группам нужна для более точного определения положения должностного лица на социальной вертикали. Например, руководитель Министерства (министр) и руководитель отдела по финансовым вопросам (директор) стоят не на одном уровне, однако оба являются руководителями.


Аналогичная ситуация с военными и прокурорскими званиями.

Что такое гражданская служба?

К понятию "гражданская служба" относится деятельность Администрации Президента, Правительства РФ, федеральных и территориальных органов исполнительной ветви власти (службы, агентства, министерства и их субъекты).


Есть группа людей, не являющихся гражданскими служащими, это депутаты Госдумы и члены Совета Федерации, сотрудники правоохранительных органов, в частности, судьи.

Классификация создана для чёткого определения структуры государственного аппарата, разъяснения полномочий каждого действующего лица и чёткой иерархии подчинения одного звания другому.

Высшие должности

Определяющей группой должностей является высшая должность. К высшей группе должностей государственной гражданской службы относится классный чин федеральных служащих - действительный государственный советник РФ I, II и III классов.

Данный чин гос. службы соответствует военному генерал-полковнику (адмиралу) и генералу флота (адмиралу флота) для I класса. Генерал-лейтенанту или вице-адмиралу для II класса. Генерал-майору для III класса.

Для работников сферы прокуратуры I класс эквивалентен действительному государственному советнику юстиции. II класс - государственному советнику юстиции II класса. III класс - государственному советнику юстиции III класса.

Для специальных званий соответственно для I, II и III класса: Генерал полиции (ФТС или юстиции) РФ, генерал-лейтенант полиции (юстиции или ФТС) и генерал-майор полиции (ФТС, юстиции).

Главные должности

В главную группу должностей государственной гражданской службы входят государственные советники РФ I, II и III классов. Для военной службы I класс соответствует воинскому полковнику или капитану 1 ранга (для военно-морских сил). II класс - подполковнику или капитану 2 ранга. III класс - майору или капитану 3 ранга.


Для работников сферы прокуратуры каждый класс эквивалентен соответственно старшему советнику юстиции, советнику юстиции и младшему советнику юстиции.

По специальным званиям главные должности I, II и III класса аналогичны полковнику, подполковнику и майору полиции, юстиции или ФТС(Федеральной таможенной службы) соответственно.

Ведущие должности

Ведущей группе должностей государственной гражданской службы соответствуют советники I, II и III классов.

I класс службы эквивалентен воинскому капитану и капитан-лейтенанту. II класс - старшему лейтенанту. III класс - лейтенанту.

Для работник в сфере прокуратуры каждый класс соответствует юристу первого, второго или третьего разряда.

Для специальных званий I класс соответствует - капитан полиции, юстиции или ФТС. II класс - старший лейтенант полиции, юстиции или ФТС. III класс - лейтенант полиции, юстиции или ФТС.

Старшие должности

Специалистов старшей группы должностей государственной гражданской службы называют референтами РФ I, II и III классов. I класс соответствует прокурорскому младшему юристу.

Старшие должности соответствуют воинским - младший лейтенант, старший мичман или прапорщик. Разница в званиях из-за обычной военной службы или военно-морской.

В специальных званиях I классу соответствует младший лейтенант полиции, юстиции или ФТС. II классу - старший прапорщик полиции, юстиции или ФТС. III классу - прапорщик полиции, юстиции или ФТС.

Младшие должности

Последняя группа должностей государственной гражданской службы - это работа младших советников или секретарей государственной службы I, II и III классов. Аналогично воинским: I класс - это главный корабельный старшина. II класс - старшина 1 ст. или сержант, старшина 2 ст. или младший сержант. III класс - старший матрос или ефрейтор, рядовой матрос. Разница в званиях обычной службы или военно-морской.

В прокурорской практике референты II, III классов и все младшие должности не присутствуют. Специальные должности, соответствующие секретарям I класса - старший сержант или старшина полиции, юстиции. II класса - сержант полиции или юстиции. III класса - рядовой полиции или юстиции.


Таким образом, существует пять групп должностей государственной гражданской службы, которые делятся по четырем основным категориям. Каждой группе гражданской службы соответствует какое-либо воинское звание, уточняемое специальным званием.

Данная система не была разработана в один прекрасный день, но начиная с Табели о рангах совершенствовалась со временем и сегодня предстала именно в таком свете. Знание структуры должностей помогает поставить цель, если гражданин хочет работать в этом направлении или лучше понять устройство государственного аппарата Российской Федерации.

Читайте также: