Что такое респонденты в справочно правовых системах

Обновлено: 28.06.2024

В системах КонсультантПлюс представлена полная ретроспектива редакций документов. Для всех измененных документов создаются новые редакции, и в тексте любой редакции документа рядом с каждым измененным фрагментом содержатся указания на все документы, на основе которых внесены изменения, а также ссылка на текст этого фрагмента в предыдущей редакции. Поэтому из любой редакции можно по ссылкам перейти к другой, а также получить полный список всех редакций. Такой подход позволяет не только иметь все исходные тексты документов, но и анализировать законодательство в его развитии и по состоянию на любой момент времени.

Применение возможностей сети Интернет в юридической деятельности

Ключевыми качествами Интернет, напрямую связанными с экономическими аспектами деятельности современной организации являются:

· простота и естественность технологии;

· низкий риск и быстрая отдача инвестиций;

· эффективное управление и коммуникации в организации.

Тест

1. Главными продуктами производства информационного общества становятся

2. Информационными ресурсами не являются:

3. В функции информационного бизнеса не входит:

§ Управление финансами и ведение учёта

4. По степени автоматизации ИС бывают:

5. Распределенные ИС бывают:

6. По типу пользовательского интерфейса автоматизированные ИТ бывают:

7. ИС, связанные с юридической поддержкой общества, это:

§ Автоматизация функций управления

§ Информационно-поисковые справочные системы

§ Системы, отражающие текущую оперативную деятельность

8. Основными усилиями информации прокуратуры являются:

§ качественное расширение возможностей анализа состояния законности и правопорядка, защиты прав и интересов граждан путем расширения номенклатуры учетных показателей, систематизации и обобщения накопленной информации;

§ поддержка принятия судебных решений

§ реализация доступа к правосудию

9. Одним из направлений использования ИТ в суде является:

§ реализация информационных процессов непосредственно в зале судебного заседания

§ использование ЭВМ для обеспечения контрольных функций за соблюдением сроков исполнения различных документов

§ обеспечение поддержки принятия решений

10. Информация, используемая в органах внутренних дел, содержит сведения:

§ о владельцах автотранспортных средств

§ о результатах деятельности сотрудников внутренних дел

§ о событиях и фактах криминального характера

§ Информационные ресурсы федеральных органов налоговой полиции

12. Основные задачи информатизации органов прокуратуры РФ:

§ Создание типовых банков данных общего пользования

§ организация автоматизированных рабочих мест по каждому виду деятельности органов прокуратуры

§ объединение локальных баз данных на каждом из уровней управления (районном, межрайонном, городском, областном, республиканском, федеральном) в интегрированный банк данных

13. Что является примером автоматизированных информационных систем, функционирующих в органах внутренних дел?

§ совершенствования информационного обеспечения избирательной системы Российской Федерации;

§ сокращения сроков подведения итогов голосования и финансовых затрат на проведение избирательных кампаний.

§ снижение финансовых затрат при проведении судебных дел

§ создание условий для повышения достоверности и полноты информации, используемой в процессах

§ объединение в единое информационное пространство десятки тысяч АРМ в судах общей юрисдикции

16. Характерной особенностью принятия решений в юридической области являются:

§ Многочисленность вариантов, допускаемых обстоятельствами дела

§ Оценка степени соответствия выбранного решения поставленной цели

§ Принятие решение о выборе отдельного акта из некоторых готовых решений

17. Информация, используемая в органах внутренних дел, содержит сведения:

§ О состоянии преступности и общественного порядка на обслуживаемой территории

§ О силах и средствах, которыми располагает орган

§ О финансовом состоянии банковских счетов граждан РФ

18. Информационно-телекоммуникационные технологии в правоохранительной и экспертной деятельности применяют включает следующие АИС:

19. Для автоматизации работы эксперта-криминалиста используется экспертные правовые системы, к которыми относятся:

20. Автоматизированные аналитико-статистические информационные системы предназначены для

§ Создание таблиц и графиков

§ Перевод информации на другие языки

§ Сборы и обработки первичной информации

21. С помощью информационных технологий в следственной и оперативно-розыскной деятельности решаются следующие основные задачи:

§ Автоматизация следственной работы при создании документов

§ Контроль деятельности следователя

§ Создание, ведение и использование баз данных следственных управлений

22. В деятельности юриста решаются задачи следующих типов:

23. Защита документа обеспечивается:

§ При доступе к нему из внешней среды

24. В процесс подготовки юридических документов не входит

§ Сбор фактического материала

§ Сбор аналитического материала

25. Через какие интернет-протоколы осуществляется передача гипертекстового документа:

26. К редакторам web-страниц относятся:

27. Основные функции СУБД:

§ Ведение журнала изменений, резервное копирование и восстановление после сбоев

§ Обеспечение дополнительных возможностей по обслуживанию информационной системы

§ Создание пользовательского интерфейса

28. К компьютерным преступлениям относятся:

§ Рассылка нежелательной почты (спам)

29. К средствам защиты ИС от действий субъектов относятся:

§ Создание raid-массива жестких дисков

30. Использование электронно-цифровой подписи позволяет:

§ Гарантировать достоверность документации

31. Электронно-цифровая подпись применяется:

§ Для кодирования информации

§ Для контроля доступа к особо важной информации

§ Для архивирования информации

32. MS Outlook выполняет следующие функции:

§ Отслеживает работу с документами на удалённом компьютере

§ Выступать в роли клиента для почтового сервера

33. В дневнике Outlook можно отслеживать действия со следующими его элементами:

§ С приглашениями на собрания, в т.ч. и сетевые

34. Для поиска документом в СПС реализуется:

35. Поиск по метаданным:

§ поиск по всему содержимому документа

§ поиск по неким атрибутам документа

§ поиск по содержанию изображения

§ любой набор текстов, содержащий узлы перехода от одного текста к какому-либо другому, позволяющие избирать читаемые сведения или их последовательность

§ Текст, содержащий оглавление

§ Форматированный текст, стилистика которого рассчитана на интернет-пользователя

§ Документ действует на перечисленные в списке респондентов документы

§ Документ действует (изменяет или отменяет) на просматриваемый документ

§ Документ состоит из других документов

38. Ключевыми качествами Интернет, напрямую связанными с экономическими аспектами деятельности современной организации являются:

§ Высокая степень защищенности документов

§ эффективное управление и коммуникации в организации

Респондент

респондент — (от англ. rеsроndent отвечающий) участник социально психологического исследования, выступающий в роли опрашиваемого. В зависимости от характера исследования Р. предстает как испытуемый, клиент, информант, пациент или просто собеседник. Краткий… … Большая психологическая энциклопедия

РЕСПОНДЕНТ — [англ. respondent Словарь иностранных слов русского языка

Респондент — Респондент: Лицо, принимающее участие в социологическом или другом опросе, анкетировании. Банк респондент банк, открывший корреспондентский счёт в другом банке … Википедия

Респондент — лицо, отвечающее на вопросы анкеты или дающее интервью. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Респондент — (лат. responsare отвечать) обследуемый с помощью анкетного опроса человек … Психологический словарь

РЕСПОНДЕНТ — РЕСПОНДЕНТ, а, муж. (офиц.). Лицо, отвечающее на вопросы анкеты или дающее интервью. | прил. респондентский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

респондент — сущ., кол во синонимов: 2 • обследуемый (18) • участник (32) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

РЕСПОНДЕНТ — (от лат. responsum ответ) англ. respondent; нем. Proband/Befrager. Участник конкретного социол. исследования, являющийся источником устной или письменной информации. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Респондент — (от англ. respondent Реклама и полиграфия

Респондент — участник исследования в качестве опрашиваемого. В зависимости от характера исследования респондент выступает в разных качествах: испытуемого, клиента, информанта, пациента, собеседника и др … Исследовательская деятельность. Словарь

Правовые базы: в чем различия и за какими сервисами будущее

17003

Какая программа была первой? Как на рынке СПС появлялись новые участники? В чем их различие и за какими продуктами будущее?

Мало кто знает о самой первой советской СПС. И она давно не напоминает о себе

В дальнейшем свое влияние на развитие справочных правовых систем оказало распространение Интернета: появились услуги, оказываемые через Сеть.

Основные игроки: давние знакомые и новички

Появление СПС — жизненная необходимость, ведь знать наизусть нормативные акты не в состоянии ни один юрист

Доступ к СПС: все системы — через интернет, но разница в ограничениях

Вообще, для современных веб-сервисов такое ограничение нетипично: оно мешает пользователям альтернативных браузеров и почти исключает из числа пользователей поклонников альтернативных ОС. Которых, правда, мало, но число их постоянно растет.

Откуда в базах документы?

Основной способ пополнения СПС новыми документами — это договоры о предоставлении информации с государственными органами. Еще один источник — это различные издания, признанные официальными публикаторами соответствующих актов. Большинство органов власти имеют свои ведомственные издания, в которых публикуются принятые акты. В то же время, получение их текстов из соответствующего органа напрямую позволяет включать в базу тексты, которые не подлежат опубликованию (как правило, это различные информационные письма и прочие ненормативные документы). В последнее время все большее количество документов публикуется на официальных сайтах органов власти.

Способы обновления СПС: современные и не очень

Удобнее те СПС, где проще и быстрее поиск

Хороший сервис — фильтрация или сортировка документов

СПС, функционирующие исключительно через интернет, предлагают действительно новые возможности для пользователей

Выиграют те СПС, которые позволяют быть пользователям мобильными и современными

Чтобы деятельность таких профессионалов, как экономисты, менеджеры, финансисты, обладала свойством успешности необходимо всегда помнить об обязательном использовании средств автоматизации поиска информации по всевозможным вопросам деятельности предприятий и организаций. Также сюда входит снабжение юридической поддержки принимаемыми решениями.

В процессе, когда решаются практические вопросы, важно уметь грамотно применять законодательство. В данном случае пользователь обладает не только непосредственно актами нормативного права, но и интересуется консультациями, разъяснениями специалистов по вопросам права. Помимо этого важно знать прецедентов судебной и арбитражной практики и уметь грамотным образом вести деловую документацию. Существует специальный инструмент, который может обеспечить эффективность решения задач, о которых уже было сказано выше. Он представлен классом нынешних информационных и поисковых систем, которые именуются как справочные правовые системы (СПС).

Справочно-правовые системы – это совокупность, которая содержит в себе массивы правовой информации и инструменты, благодаря которым пользователем системы могут выполняться различного рода операции поиска необходимых документов.

Благодаря таким инструментам можно искать фрагменты документов, заниматься выведением документов или их фрагментов на печать, созданием личные подборки документов с учетом специфики профессиональной деятельности и т.п.

Справочные правовые системы имеют основу, которая представлена систематизацией информации правого типа в информационных банках. Важно, чтобы в момент их образования соблюдался некий подход структур и систем, то есть, другими словами, информацию в справочных правовых системах необходимо систематизировать по разделам, отраслям, подотраслям.

Таким образом, итог подобной классификации и структуризации для потребителей информации правового типа предоставит возможность оперативного осуществления поиска информации по их проблемам, которые находятся в их интересах.

Благодаря справочным правовым системам открывается возможность получения доступа к разнообразным видам информации правового типа почти в полномасштабном объеме. При этом, подобная информация может использоваться в профессиональной деятельности. Однако, важно не забывать о том, что информация правового типа , которая заключена в содержание информационных массивов справочных правовых систем, не обращая внимание на обладание ею таким свойством как достоверность, не может представлять собой предмет ссылок в правоприменительной практике. Если есть необходимость, наилучшим образом будет ссылаться как на документы, которые заключены в содержание справочных правовых систем, так и опираться на официальный источник публикации. Именно по этой причине информационные банки всегда обязаны содержать сведения об источниках.

Кластеризация справочных правовых систем

В справочных правовых системах кластеризация выполняется благодаря использованию классификаторов. Любой из подобных классификаторов должен быть построен через разбиение объектов классификации по отдельным группам согласно учрежденному основному признаку. По-другому этот признак называется основанием деления. Любой из классификаторов, опирающийся на отдельное основание представлен:

  • сгруппированным перечнем наименований групп объектов систематизации, которые были отобраны согласно основному признаку;
  • инструментом для объединения и исполнения поиска по конкретному признаку.

Объекты классификации в справочных правовых системах:

  • вид;
  • название документа;
  • принявший орган;
  • дата принятия;
  • тематика.

На сегодняшний день функционирование правовых полей происходит практически во всех известных справочно-правовых системах. Благодаря подобным полям есть возможность проводить поиск нормативных актов права по заранее установленному основанию.

Например, подобный принцип в СПС, разделяет законы Российской Федерации, а также постановления Правительства РФ и указы Президента России.

Классификация справочных правовых систем

Значительное место между классификаторами занимает предметный классификатор. С помощью подобного классификатора становится охарактеризованной тематика. характеризующий тематику и построенный по отраслевому принципу.

Сам классификатор построен по принципу отраслей. Его главный признак представлен предметом регулировки права, он обладает сложной иерархической структурой понятий юриспруденции, которые, в свою очередь, воспроизводят содержание нормативных актов права.

Информационные банки справочно-правовых систем охватывают научно-публицистические и справочные материалы, которые имеют как правовую, так и экономическую направленность. В содержании также имеются изыскания теоретического характера, комментарии законодательства и юридической практики и т.д.

Ряд справочных правовых систем реализует системы поддержки принятия решений, которые включают в себя официальные разъяснения и консультации.

Исследованиями специалистов и экспертов было показано, что большая часть вопросов, касающихся налогообложения и бухгалтерского учета, характерны.

Официально выполненные разъяснения и консультации могут быть предоставлены:

  • экспертами солидных и известных аудиторских и юридических фирм,
  • сотрудниками Министерства финансов РФ,
  • Федеральной налоговой службой,
  • Федеральной таможенной службой.

Помимо названных ранее ведомств, представлять такие разъяснения могут ведомства, регулирующие своими нормативными актами взимание налогов, исполнение налогового контроля, ведение бухгалтерского учета и статистики.

Характеризовать качество информационного наполнения справочно-правовых систем может полнота показанной информации, оперативность поступления новой информации, ее достоверность и аутентичность, а также качество юридической обработки информации в системе.

Важно отметить, что значительная характеристика представлена качеством компьютерных технологий, которые используются СПС (например, это могут быть поисковые и сервисные возможности, возможности используемой технологии по передаче информации и ее актуализации у пользователя).

Конкурентоспособность той или иной справочной правовой системы в значительной мере может определить общий уровень сервиса и наличие прибавочных услуг, предоставляемых пользователю. Они представлены:

  • наличием интернет-версии;
  • бесплатной демонстрацией системы квалифицированным специалистом в офисе заказчика;
  • гарантиями устойчивого информационного сопровождения систем на компьютере пользователя;
  • обучением пользователя работе с справочными правовыми системами и его консультирование в сложных ситуациях;
  • возможностью поиска и заказа отдельных документов, которые не включены в стандартный комплект поставки;
  • технической поддержкой систем на компьютере пользователя, восстановлением их после аппаратных сбоев.

Российская Федерация обладает целым рядом компаний, специализация которых требует разрабатывать и распространять справочные правовые системы.

Самыми известными справочными правовыми системами являются:

Исключая тот факт, что существует определенное количество обязательных отличий в программных продуктах и в работе по распространению этих продуктов, профессионально функционирующие компании, которые занимаются производством качественных СПС, неукоснительно обеспечивают в своей работе и в своих системах выполнение указанных выше требований.

Аналитические возможности СПС помогают анализировать решаемую пользователем проблему в комплексе с разных сторон. Чтобы обеспечить такие возможности в СПС производится юридическая обработка всех поступающих документов.

Юридическая обработка заключается в подготовке новых редакций официально измененного документа, а также в определении взаимосвязей между документами и их отражение с помощью ссылок, примечаний и справочных сведений. Отсутствие юридической обработки сводит возможности СПС к простому информационному хранилищу, не облегчающему поиска решений по конкретным вопросам. СПС теряет функции помощника и советчика.

При отсутствии в тексте документа комментариев специалистов правильное применение законодательства затруднено, а иногда и невозможно. Юридические комментарии особенно важны в тех случаях, когда в нормативных актах имеются противоречия с действующим законодательством или явные ошибки.

Главная особенность работы с нормативно-правовой информацией состоит в необходимости учета взаимосвязи между документами и их изменений. Полная информация о связях конкретного документа облегчает анализ решаемой проблемы. Поэтому важной характеристикой качественной СПС является возможность построения к каждому нормативному акту списков респондентов и корреспондентов, которые отражают как явные, так и косвенные связи с другими документами. Респонденты или прямые ссылки документа – это правовые акты, на которые действует просматриваемый документ. Корреспонденты или обратные ссылки – это правовые акты, которые действуют на просматриваемый документ.

Учет существующей взаимосвязи между документами и отслеживание их изменений удобнее производить, используя переходы из текста одного документа в другой по системе перекрестных ссылок (гипертекст). Гипертекстовая технология имеет большое значение для пользователя и является показателем качества СПС. Полная реализация гипертекстовых ссылок позволяет быстро отследить все явные и неявные связи любого документа, существенно упрощая работу с законодательством и ускоряя принятие решения.

Каждый нормативный акт в СПС сопровождается справкой, содержащей дополнительные сведения о документе. В справку включается информация об источнике официального опубликования, об изменениях и дополнениях, которые были приняты к документу, о месте документа в действующем законодательстве, об особенностях вступления в силу, о его соотношении с другими документами и об атрибутах документа (его статус, номер и т. д.).

Сервисные функции СПС

Одновременно с расширением информационного наполнения систем появлялись новые функции и возможности по работе с информацией.

Дополнительные сервисные функции по работе с документами обеспечивают удобство работы и возможность формирования пользователем собственного рабочего пространства. СПС позволяют создавать многоуровневые папки с подборками документов пользователей, использовать при работе с документами электронные закладки, работать с бланками и формами в редакторах MS Word и MS Excel, получать рекомендации по поиску документов и консультаций в системах.

Функция создания папок документов позволяет удобно систематизировать самую важную для пользователя информацию и дает возможность быстрого доступа к наиболее часто используемым документам, а также создания персонального юридического классификатора. В современных СПС реализована многоуровневая система папок для хранения списков найденных документов. Также как и в операционной системе, пользователь может создавать, переименовывать и удалять папки. Например, в системе Гарант можно создавать вложенные папки с уровнем вложенности 10.

Во время работы с документами в СПС можно, как при чтении обычной книги, устанавливать в текстах документов закладки. Электронные закладки позволяет пометить значимые для пользователя мета в документах, а затем мгновенно обращаться к ним. Кроме того закладки можно использовать наряду с папками для хранения найденных документов в СПС. Список установленных закладок доступен из меню, причем они позволяют не только находить сохраненный ранее документ, но и отмеченное место в этом документе.

Во многих СПС имеются функции сортировки списка документов и поиска внутри списка документов. Дополнительные поисковые возможности ускоряют поиск необходимого документа, облегчают анализ законодательной базы и уменьшает время для принятия правильного решения. Текст найденного документа можно нажатием одной экранной кнопки перенести в редактор MS Word, это экономит время, затрачиваемое на ее обработку, делая работу с СПС более комфортной.

Для удобства восприятия информации в СПС используется цветовое выделение элементов текста правовых документов. Например, в системе ГАРАНТ подчеркиванием и зеленым цветом выделяются ссылки на другие нормативные акты. Для выделения названия документа, названий входящих в него статей, разделов, параграфов и т.п. применяется синий цвет.

Оливковым цветом выделяются фрагменты документа, утратившие силу. Если документ утратил силу целиком, выделение оливковым цветом может не применяться. В этом случае информация о том, что документ утратил силу, отображается в заголовке окна.

В некоторых СПС документы могут содержать графические и звуковые файлы, на которые указывают обычные гипертекстовые ссылки. Чтобы открыть изображение для просмотра, или, например, прослушать гимн России нужно щелкнуть мышью по такой ссылке.

Для плодотворной работы в любой СПС все основные ее возможности доступны в одном меню. Пользователь может быстро выполнить требуемое действие, не изучая подробности устройства системы. Этому способствует наличие в СПС системы подсказок, обеспечивающей оперативный доступ к системе помощи.


Несмотря на существование большого количества различных СПС, мы рассмотрим их основные свойства и функциональные возможности, в том или ином виде представленные в наиболее распространенных системах, что поможет оценить качество системы при ее выборе. Использование в большинстве СПС привычного пользовательского интерфейса и наличие встроенной справки позволит освоившему МS Windows специалисту на основе изложенного ниже материала достаточно быстро сориентироваться в работе с конкретной системой.
2. Информационное обеспечение СПС
Главная задача, которую призвана решать СПС – это гарантированная возможность оперативного получения всей необходимой конкретному специалисту достоверной правовой информации, включая неофициальную.
На первый взгляд оценка качества информационного обеспечения конкретной системы не представляет большой сложности. Все разработчики СПС предоставляют информацию о количестве документов в информационной базе, а также демо-версию, содержащую перечень документов без их текстов. Конечно, большой объем документов свидетельствует в пользу качества информационного наполнения системы, но эта зависимость далеко не однозначна по целому ряду причин.
Большой объем информации может достигаться, например, включением в систему индивидуально-правовых актов, которые не интересуют большинство пользователей, а оценка на основе просмотра на предмет актуальности списка из нескольких десятков тысяч документов в демо-версии не представляется достаточно качественной.
Весь объем актуальной правовой информации настолько велик, что построение единой универсальной информационной базы является технически сложной задачей, к тому же мало кто из пользователей в этом нуждается. Поэтому любая информационная версия СПС охватывает лишь часть всего объема правовой информации, причем информационный банк конкретной системы формируется из отдельных взаимосвязанных блоков, набор которых определяется потребностями конкретного пользователя. В связи с этим возникает проблема разделения всего информационного массива на блоки.
Существуют следующие принципы наполнения информационных блоков, по которым их можно классифицировать:

  • По видам правовой информации. Всю правовую информацию, представленную в СПС можно разделить на официальную и неофициальную. К официальной правовой информации относятся нормативные правовые акты, правоприменительные акты, акты официального толкования. Неофициальная правовая информация, хотя и не влечет правовых последствий, помогает специалисту детально разобраться в интересующей проблеме и представляет большую ценность. К ней относятся комментарии законодательства, законопроекты, правовая статистика, формы правовых документов, схемы законодательства, обзоры, научные труды, учебные пособия, материалы популярных изданий и др. Как правило, официальная и неофициальная составляющие включаются в разные информационные блоки.
  • По территориальному принципу правовая информация делится на блоки по федеральному законодательству и блоки по законодательству субъектов федерации и органов местного самоуправления. Необходимость такого деления связана с большим количеством правотворческих субъектов в регионах.
  • Тематический принцип применим к блокам по федеральному законодательству и выделяется в связи со сложившимся делением законодательства на отрасли. Но необходимо помнить, что специалисту в его работе, как правило, приходится обращаться к документам, относящимся к различным отраслям права.
  • По объему информации. У многих компаний-разработчиков СПС информационный блок по федеральному законодательству представлен в нескольких вариантах, различных по количеству содержащихся в них документов.

Очевидно, что конкретная СПС, созданная на основе какого-либо одного из перечисленных принципов будет иметь те или иные недостатки. Поэтому разработчики систем предлагают комплексный подход при формировании персональных информационных комплектов, ориентированных на определенные категории специалистов. При этом пользователь имеет возможность не только выбрать подходящий типовой вариант, но и самому решить, какие информационные блоки войдут в его персональный комплект, исходя из объема, тематики, вида необходимой информации. Чем большую гибкость разработчик СПС может проявить при формировании персонального комплекта, тем выше качество информационного обеспечения. Ряд компаний оказывают дополнительные услуги по предоставлению пользователям отдельных редких или не вошедших в комплект документов на заказ. Это конечно возможно только при существовании регионального сервисного центра.
Современные программные технологии, применяемые в СПС, обеспечивают единое поисковое и гипертекстовое пространство в рамках всей представленной в системе правовой информации, поэтому, включенные в состав комплекта информационные блоки представляют собой для пользователя единую базу.
На рынке СПС представлены и специализированные комплекты для пользователей конкретных профессий. Необходимо учитывать, что в этом случае фирма-разработчик сама решает, какие именно документы необходимы специалисту, работающему в той или иной отрасли, что не может быть лишено субъективизма в оценке.
Важнейшей характеристикой качества информационного обеспечения является достоверность правовой информации (соответствие ее текста оригиналу). Для официальной правовой информации достоверными источниками считаются официальные экземпляры документов, а также официальные публикации. Для неофициальной – публикации в авторитетных изданиях.
На качество информационного обеспечения большое влияние оказывает временной фактор. В условиях бурной законотворческой деятельности в нашей стране правовая информация способна устаревать за несколько недель, и даже один документ, утративший из-за несвоевременного обновления достоверность, может создать проблемы.
Оперативность обновления информации в СПС зависит от трех факторов: способности разработчика системы получать официальную правовую информацию непосредственно у ее эмитентов, скорости обработки полученной информации и возможностей по доставке обновления пользователю.
В настоящее время используются два основных способа передачи информационного обновления в СПС, установленные на компьютерах пользователей.
Во-первых, на дискетах или CD-ROM. Этот способ обычно используется для планового (например еженедельного) обновления.
Во-вторых, по телекоммуникационным сетям, что обеспечивает большую оперативность обновления.
Пользователю предоставлена возможность сочетать оба способа передачи информации и помимо планового обновления обратиться для получения самых свежих документов на Интернет-сервер разработчика СПС.
Рассматривая информационное обеспечение СПС, необходимо принимать во внимание и особенности отечественного законодательства, такие, как огромное количество издаваемых правовых документов, задержки в их публикации, отсутствие ко многим из них широкого доступа, а также неточности в официальных текстах документов (опечатки, противоречия с действующим законодательством, расхождения в официальных публикациях).
В таких условиях одним из объективных критериев качества информационного обеспечения СПС является наличие у компании-разработчика пакета договоров об обмене информацией с эмитентами правовой информации (в первую очередь с госструктурами) и присутствие в регионе ее представителя, осуществляющего сервисное сопровождение системы.
3. Юридическая обработка документов
Перед включением в СПС все документы обязательно проходят юридическую обработку квалифицированными специалистами. Именно благодаря ей подборка разрозненных текстов документов обретает юридически систематизированный вид и позволяет более полно реализовать поисковые возможности программной оболочки.
Юридическая обработка– это классификация документов, отражение взаимосвязей между ними при помощи ссылок, комментариев, примечаний, справок, создания новых редакций при изменении документов.
Можно выделить следующие элементы юридической обработки документа:

  • проверка документа на наличие в нем ошибок;
  • предметная классификация документа;
  • подбор ключевых слов и выражений;
  • создание ссылок между документами;
  • составление комментариев, примечаний, справок к документу;
  • создание новой редакции документа.
  • Создание запроса на поиск документа.
  • Работа с полученным списком документов.
  • Работа с документом.

Существуют следующие основные виды поиска, в том или ином виде представленные в СПС:
1. Поиск по реквизитам документов.
2. Контекстный поиск.
3. Поиск по предметному классификатору.
4. Поиск по алфавитному классификатору.
Все поисковые задачи заключаются либо в поиске конкретного документа, либо в поиске неизвестных заранее документов, содержащих информацию по определенной проблеме. В зависимости от того, какую конкретную задачу решает пользователь, каждый из перечисленных видов поиска имеет свои достоинства, недостатки и ограничения при использовании. На этапах создания запроса на поиск и работы со списком документов может применяться функция фильтрации документов. Если известны дополнительные признаки документа (принадлежность к виду правовой информации, территория регулирования, юридический статус и др.), то можно ограничить область поиска, используя соответствующий фильтр. Преимущества современных СПС заключаются не только в том, что они позволяют быстро найти конкретный документ по тому или иному признаку, но и одновременно сочетать несколько видов поиска для достижения оптимального результата. Рассмотрим каждый из этих видов поиска.
Поиск по реквизитам применяется, когда точно известны такие признаки документа, как номер, вид, принявший орган, дата принятия, дата регистрации и др., однако в реальных ситуациях чаще всего требуется поиск документов, реквизиты которых заранее неизвестны.
Контекстный поиск–это поиск, критериями которого являются слово или словосочетание, содержащиеся в названии или в тексте документа. В некоторых СПС существует возможность осуществления сложного контекстного поиска с использованием логических условий (И, ИЛИ и др.). Этот вид поиска отличается своей объективностью, т.к. его результат не зависит от качества юридической обработки документов. При реализации запроса система выдаст исчерпывающий список документов, содержащих заданное в запросе слово или словосочетание. В качестве недостатков необходимо отметить, что полученный список будет содержать лишние документы, где искомое слово используется в ином смысловом контексте, а часть потенциально необходимых документов могут отсутствовать из-за синонимии терминов.
Поиск по предметному классификатору– поискдокументов объединенных одной тематикой. В каждой СПС используется свой предметный классификатор, рубрики которого расположены в иерархическом порядке по убыванию степени обобщения(как в меню компьютерной программы), охватывающий весь массив правовых актов. За основу обычно берется Общеправовой классификатор отраслей законодательства (ОКОЗ), но возможны и иные варианты. Проблемы при использовании этого вида поиска заключаются в том, что и создание самого классификатора и рубрикация документов производятся специалистами компании-разработчика СПС на основе субъективных оценок.
Поиск по алфавитному классификатору – поискдокументов при помощи специального словаря, в котором в алфавитном порядке расположены имеющиеся в документах общеизвестные, юридически значимые термины и понятия (известен также как поиск по ситуации или по ключевым словам). Словари могут содержать не только слова, но и словосочетания, вплоть до описания проблемной ситуации. Эффективность поиска целиком определяется содержимым словаря, составленного разработчиком СПС.
После реализации запроса на поиск пользователь получает список документов, удовлетворяющих заданным в запросе критериям. В списке отражаются названия документов и их основные реквизиты. Выбрав документ из списка, можно быстро осуществить переход к его тексту. Возможен многооконный режим работы с одновременным отображением на экране списка и текста. Если список документов невелик, то дальнейший поиск не представляет сложности, но список может включать в себя и сотни документов. Для работы со списками большого объема применяется специальный инструментарий.
1. Сортировка списка. Пользователь имеет возможность по своему усмотрению изменить расположение документов в списке в алфавитном порядке, по юридическому статусу, в хронологическом порядке.
2. Дополнительный поиск. В идеальном случае возможности СПС позволяют осуществлять дополнительный поиск в полученном списке документов, используя все виды поиска описанные ранее.
3. Фильтры. Для сужения списка документов используется функция фильтрации, при этом в списке отображаются лишь те документы, которые удовлетворяют заданным условиям фильтрации.
4. Папки документов. Пользователь может создавать папки для хранения найденных документов и списков, а также осуществлять объединение и пересечение (логические условия ИЛИ и И) содержимого папок и поиск документов в папках. Эта функция обеспечивает систематизацию полученной информации.
Результатом поиска является не просто текст документа. Его сопровождает большое количество дополнительной информации. Основные реквизиты документа отражаются вместе с его текстом. Через меню осуществляется доступ к остальной информации, которая обычно включает источники публикации, порядок вступления документа в силу, списки корреспондентов и респондентов, предыдущие редакции и другие полезные сведения.
Гипертекст позволяет осуществлять быстрый переход в нужное место как внутри самого документа, так и к другим документам, которые каким-либо образом связаны с исходным. В текстах документов можно расставлять электронные закладки для мгновенного возврата в нужный раздел документа, а также осуществлять поиск фрагмента текста.
Современные СПС обладают основными возможностями текстового редактора, такими как печать документа (списка документов) или его фрагмента, графического объекта, сохранение в файл, экспорт в MS Word, имеют возможность копирования в единый для всех Windows программ буфер обмена.
В последнее время высказывается точка зрения о том, что возможности современных систем вышли на качественно более высокий уровень, который наделил их новым функциональным назначением. И теперь даже не специалист имеет возможность самостоятельно решать сложные юридические проблемы. Иными словами, проблемы будет решать сама СПС, подменив собой, например, юриста. Толчком к появлению этих взглядов послужили два фактора.
Во-первых, включение в информационный массив современных систем большого объема консультирующих материалов по конкретным юридическим вопросам и типовым ситуациям.
Во-вторых, аналитические черты, которыми обладают СПС благодаря юридической обработке документов и возможностям компьютерных технологий. К ним можно отнести возможность поиска документов путем описания стоящей перед пользователем задачи (поиск по ситуации), а также отражение смысловых взаимосвязей между документами на основе анализа их содержания.
И, тем не менее, даже при таких больших возможностях, необходимо четко представлять, в каких категориях вопросов можно полагаться на СПС, а по каким должен принимать решение специалист. При решении сложных задач СПС не в состоянии учесть все нюансы конкретной проблемы, а неподготовленный пользователь не может сам определить, какие из них юридически значимы. Причем для правильной оценки степени соответствия ситуации, описанной в консультации и реальной ситуации пользователя, даже при их кажущемся стопроцентном совпадении, необходимы специальные знания. Проиллюстрировать это может пример с газетой, публикующей ответы на частные вопросы юридического характера. Очень часто ответ эксперта не конкретен и дается с оговоркой, что предоставленной информации не достаточно для однозначного решения проблемы. Дело в том, что автор вопроса (не специалист) не в состоянии определить, какие именно сведения значимы для полного, с юридической точки зрения, описания проблемы. Учитывать необходимо и тот факт, что правовая система России не является прецедентной, поэтому вовсе не обязательно, что по схожим случаям будет вынесено одинаковое решение.
Очень важно понимать, что, несмотря на все свои достоинства, СПС – это всего лишь юридический справочник, хотя весьма объемный и обладающий уникальными поисковыми и другими сервисными возможностями. Поэтому функции СПС не выходят за рамки помощи специалисту в самостоятельном принятии решений.
5. Характеристики и возможности СПС
Компьютерные справочные правовые системы обладают рядом важнейших свойств, весьма полезных при работе с нормативно-правовой информацией:

  1. Возможность работать с огромными массивами текстовой информации. Их объем практически не ограничен. Это позволяет вносить в систему несколько десятков документов ежедневно.
  2. Использование в СПС специальных поисковых программных средств, что позволяет осуществлять поиск по всей информационной базе.
  3. Возможность работы СПС с использованием телекоммуникационных средств, таких как Интернет и электронная почта. С их помощью можно оперативно обновлять информацию или работать с базой в режиме on-line.
  • объем информационного банка;
  • скорость поиска документов по базе;
  • оперативность поступления документов в базу;
  • юридическая обработка документов.
  • виду документа;
  • его регистрационному номеру;
  • названию органа, принявшего документ;
  • названию документа;
  • ключевым словам;
  • рубрикам;
  • дате принятия;
  • дате и номеру регистрации в Минюсте;
  • статусу документа;
  • словам и словосочетаниям, встречающимся в тексте документа.

Возможность использования логических условий при формировании поискового запроса позволяет:

  • работать только с последними редакциями документов;
  • отбирать документы, полученные с очередным обновлением;
  • отбирать документы, поступившие в Информационный Банк пользователя за определенный промежуток времени.

3. Дополнительная литература
1. Чубукова С. Г. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики): учеб. пособие /С. Г. Чубукова, В. Д. Элькин; под ред. М. М. Рассолова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: КОНТРАКТ: ИНФРА-М, 2010.
2. Программно-техническое обеспечение информационной деятельности ОВД: прикладной аспект: учебное пособие. – Волгоград:

Читайте также: