Что такое регламент проверки

Обновлено: 04.07.2024

Действия инспекторов

Согласно ей, контрольные (надзорные) мероприятия могут быть плановыми и внеплановыми. Их проводят только путем совершения инспектором и привлекаемыми им лицами следующих контрольных (надзорных) действий:

  • осмотр;
  • досмотр;
  • опрос;
  • получение письменных объяснений;
  • истребование документов;
  • отбор проб (образцов);
  • инструментальное обследование;
  • испытание;
  • экспертиза;
  • эксперимент.

Это исчерпывающий перечень из 10 допустимых действий. Исключение составляют наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование, так как это мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом.

Учёт внутренних условий

Проведение контрольных (надзорных) действий должно учитывать:

  • внутренние правила и/или установления контролируемых лиц;
  • режим работы объекта контроля.

Но эти моменты учитывают только в случае, если они не создают непреодолимого препятствия для проведения контрольных мероприятий.

Лимит контакта с проверяющими

Срок непосредственного личного взаимодействия инспектора и контролируемого лица не может превышать 1 рабочий день в рамках проведения внеплановых:

  • контрольной закупки;
  • мониторинговой закупки;
  • выборочного контроля.

Документальное оформление

Совершение контрольных (надзорных) действий и их результаты отражают в документах (протокол, акт, заключение), которые составляют инспектор и лица, привлекаемые им.

Фиксация доказательств

В случаях, установленных положением о виде контроля, для фиксации доказательств нарушений обязательных требований инспекторы и привлекаемые ими лица могут использовать:

  • фотосъемку;
  • аудио- и видеозапись;
  • иные способы фиксации доказательств.

Порядок применения соответствующих гаджетов устанавливает положение о виде контроля.

Что должны предъявить проверяющие

При проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом (его представителем) в месте ведения последним деятельности контролируемого лица, инспектор, в том числе руководитель группы инспекторов, должен предъявить:

  1. Служебное удостоверение.
  2. Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия – копию на бумаге с печатью или электронное с квалифицированной подписью.
  3. Сообщает учетный номер контрольного мероприятия в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.

Также по требованию контролируемого лица инспектор обязан предоставить информацию о привлекаемых для проведения контрольного (надзорного) мероприятия экспертах, экспертных организациях и иных лицах. Цель – подтверждение их полномочий.

Если проверка затруднена

  • отсутствие контролируемого лица по месту нахождения (ведения деятельности),
  • фактическое отсутствие деятельности;
  • иные действия (бездействие) контролируемого лица, повлекшие невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия.

Об этом инспектор составляет акт с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения контрольного мероприятия.

Уклонение контролируемого лица от проведения контрольного (надзорного) мероприятия или воспрепятствование ему влечет ответственность.

Приостановление контроля: срок

Такое право есть у уполномоченного должностного лица контрольного органа на основании мотивированного представления инспектора. Условие – если срок экспертиз или испытаний превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

Приостановка проверки происходит ровно на срок осуществления экспертиз или испытаний. А его в свою очередь определяют соответствующие правовые акты.

Кого должны привлечь к проверке

Контрольный орган привлекает к участию в контрольном (надзорном) мероприятии по соответствующему виду контроля следующие структуры:

Проверка контрагента после пандемии

Первой попыткой установить правила и описать подход законопослушного налогоплательщика к подбору деловых партнёров стало Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53. Прошло 15 лет, но большинство бизнесменов до сих пор полагает, что проверку контрагента можно свести к сбору основных данных из публичных источников. Базовые данные, конечно, необходимы, но, как доказала судебная практика, ограничиваться ими уже далеко не достаточно.

Предпринимателям нужно знать позицию ФНС: какие следует принимать меры предосторожности и в каких масштабах, почему привлекают к ответственности за сотрудничество с недобросовестным партнёром и каким образом это предотвратить.

История практики проверки контрагентов

С 2010 года начала копиться обширная судебная практика, касающаяся работы с контрагентами. В подобных разбирательствах поднимался вопрос о применимости налогового вычета: вправе ли юрлицо принять к вычету входной НДС от данного поставщика и учесть расходы для вычета по налогу на прибыль.

Вычеты по НДС и налогу на прибыль изначально рассматривались как отдельные вопросы, но эти вопросы периодически пересекались, когда суды определяли допустимость принятия расходов при расчёте налога на прибыль.

Параллельно государство всё активнее боролось с фирмами-однодневками и с неправомерными вычетами и возмещениям по НДС. Набиралась судебная практика и по этой тематике. Трудность была вот в чём: налогоплательщики не понимали, как подтвердить свою добропорядочность при выборе партнёров по бизнесу. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 стало первой законодательно закреплённой инструкцией для них.

Авторы постановления попытались сформулировать правила и оптимальное поведение как налогоплательщиков, так и налоговиков. Тогда и была создана концепция необоснованной налоговой выгоды, а также введена иная терминология, применяемая и сейчас в судебных заседаниях, где решаются вопросы о заявленных вычетах.

Принцип выбора компаний для выездных налоговых проверок изменился до 2010 года. Минфин и ФНС начали публиковать письма о мерах, которые помогут налогоплательщику доказать инспекторам должную осмотрительность в выборе партнёров по бизнесу.

2010 год внёс ещё больше ясности: была создана АСК НДС-2 — автоматизированная система контроля за возмещением НДС. К тому времени стало очевидно, что налоговые инспекторы взяли на вооружение системный подход к теме вычетов и коммерческой осмотрительности, откуда следовало, что системным подходом должен ответить и бизнес.

В 2017 году в Налоговый кодекс внесли статью 54.1 НК РФ, направленная против злоупотребления правом. Теперь требуется реальность сделки и её осуществление тем же партнёром, которого указали в документах. Участники сделки не должны стремиться к неуплате или недоплате налогов.

Изменение целей налоговых проверок

Разработка методов проверки контрагентов

Большую роль сыграло внедрение АСК НДС-2. Система позволила прямо в онлайн-режиме отслеживать случаи, когда в бюджете отсутствует источник для возмещения сумм, предъявляемых к вычету.

ФНС стала выпускать письма, раскрывающие служебные методики проверки контрагентов. Был сформулирован риск-ориентированный подход, в соответствии с которым налогоплательщики делятся на группы с разными значениями фактора риска. Строгость налогового контроля зависит от этого фактора.

Проверка поставщиков второго уровня и далее

Налоговые инспекторы начали проверять достаточную осмотрительность при подборе поставщиков далее, чем первого уровня. Поэтому сейчас, что подтверждается судебной практикой, мало формально показать налоговикам должную осмотрительность, предъявив минимальный набор документов, доказывающих факт существования данного делового партнёра.

Налоговики теперь вникают в подробности. Они стремятся понять, насколько Вы осознаёте, останавливая выбор на конкретном контрагенте, конкретной цепи поставщиков или определённой бизнес-модели, что сотрудничаете с благонадёжной компанией и что такой выбор влияет, помимо Вашей финансовой выгоды, ещё и на государственные интересы.

ФНС настаивает, чтобы предприниматели детально изучали своих потенциальных партнёров, то есть, прикладывали самостоятельные усилия, чтобы выяснить:

  • достаточность экспертизы у поставщика
  • наличие у исполнителя активов, необходимых для реализации поставленных перед ним задач, то есть, в состоянии ли он в принципе эти задачи выполнить

Фактически налоговики стремятся переложить часть работы по налоговому контролю на плечи налогоплательщиков.

Готовим ответ на требования налоговиков

Эксперты советуют ориентироваться на судебную практику за последний год. А эта практика говорит, что ФНС готова взяться за функциональный анализ цепочек сотрудничества — анализ, который позволит точно определить роль каждого из звеньев.

Инспекторы полагают, что чётко знать свою роль и роли других участников должны и сами фирмы-партнёры. Ведомство стимулирует предпринимателей максимально сокращать цепочки поставок или, по крайней мере, делать их как можно прозрачнее.

Несмотря на это, остаётся немало налогоплательщиков, которые считают достаточным поиск базовых сведений о контрагента по общедоступным бесплатным источникам. Считают, увы, ошибочно. Поиск компании-партнёра по ИНН, проверка налоговых долгов и массовости, поиск сотрудников компании по реестру дисквалифицированных лиц — всё это необходимо, но уже не достаточно. Есть ещё ряд вопросов, на которые проверка контрагента должна дать ответ. Есть ли у Вашего партнёра собственные квалифицированные кадры и иные нужные ресурсы? Нанимает ли он других поставщиков для выполнения полученных от Вас задач? Вся ли цепь поставок Вам известна? Какими документами можно доказать, что контрагент исправно платит налоги, не нарушая при этом коммерческую тайну?

Поэтапный порядок проверки контрагентов

В основе методики проверки должны лежать:

  • требования закона
  • судебная практика
  • разъяснительные письма ведомства-регулятора

Этап 1. Сбор сведений о контрагенте

Сбор сведений о контрагенте — самая лёгкая часть работы благодаря автоматизированному сбору данных в системе Контур.Фокус. Проанализируйте данные из общедоступных источников и запросите пакет копий базовых документов компании: её устава, свидетельств о госрегистрации и о постановке на учёт в ИФНС, удостоверения личности гендиректора и прочее.

Стоит также поискать дополнительные сведения на основе уже полученного опыта сотрудничества. Первым долгом — доказательства реальности хозяйственных операций.

Этап 2. Анализ собранных сведений по критериям, рекомендованным государством

Не забывайте о признаках благонадёжности, о которых говорится в официальных письмах Минфина и ФНС. Интересуйтесь судебной практикой.

Сюда, в частности, входят уже упомянутое выше наличие нужных для работы активов, в том числе компетентных работников, а также репутация контрагента в деловых кругах.

Этап 3. Документирование проделанной работы

Сохраняйте документы, которые смогут продемонстрировать налоговикам критерии выбора и тщательность проверки будущего партнёра, принятие решения о совместной работе. Инспекторам нужны подробности этого процесса. Пригодится здесь и деловая корреспонденция.

Этап 4. Мониторинг изменений

Отслеживайте состояние дел компании, с которой решили сотрудничать. Наблюдайте за проведением транзакций и операций контрагента, отмечайте факты его финансово-хозяйственной деятельности. Не пропустите появления факторов, способных плохо отразиться на репутации.

Выбирать партнёров по бизнесу — работа не только для финансистов и бухгалтерии. Неверный выбор чреват налоговым рисками, и соответственно, доначислениями. Понимать и учитывать этот факт следует на только бухгалтерам, но и руководству фирмы, юридическому отделу, логистам и иным ключевым работникам.

Сколько стресса испытывает природопользователь, когда видит свое предприятие в ежегодном плане проверок? А сколько теряет нервных окончаний, когда внезапно получает извещение о том, что через три дня, а то и завтра состоится внеплановая проверка? Знание своих прав и обязанностей, а также прав и обязанностей надзорного органа поможет сохранить спокойствие, а в некоторых случаях даже упростит прохождение проверки.

Целых восемь лет мы жили по административному регламенту Росприроднадзора по осуществлению федерального государственного экологического надзора (далее — ФГЭН), утвержденному Приказом Минприроды России от 29.06.2012 № 191, однако настало время перемен и обсуждения усовершенствованного издания данного регламента.

В статье будем использовать следующие сокращенные понятия:

• проверяемое лицо — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, гражданин, в отношении которого осуществляется проверка, включая руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица;

• обязательные требования — требования в области охраны окружающей среды, установленные международными договорами РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, проверка соблюдения проверяемыми лицами которых является предметом ФГЭН;

• Росприроднадзор — центральный аппарат Росприроднадзора и его территориальные органы, а также исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в случае передачи им части полномочий по ФГЭН на основании соглашения.

Например, таким органом является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области (далее — МинЖКХ МО), которое на основании соглашения наделено полномочиями осуществлять[1]:
• федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
• государственный земельный надзор;
• государственный надзор в области обращения с отходами;
• государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
• государственный надзор в области использования и охраны водных объектов в отношении отдельных проверяемых лиц.
Так, МинЖКХ МО при реализации полномочий по осуществлению ФГЭН для нас является Росприроднадзором, который также обязан руководствоваться Регламентом.

Регламент представляет собой актуализированную версию сразу четырех регламентов Росприроднадзора, утративших силу с 06.04.2021:

Виды надзора

Регламенты

(утратили силу с 06.04.2021)

Федеральный государственный экологический надзор

Приказ Минприроды России от 29.06.2012 № 191

Федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях (далее — ООПТ) федерального значения

Приказ Минприроды России от 09.03.2017 № 79

Федеральный государственный пожарный надзор в лесах на землях ООПТ

Приказ Минприроды России от 12.10.2017 № 553

Федеральный государственный лесной надзор (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях ООПТ федерального значения

Приказ Минприроды России от 12.10.2017 № 554

Снижение нормативной нагрузки на природопользователей и надзорные органы за счет сокращения числа нормативных правовых актов (далее — НПА) очень ценно, т.к. вся информация, последовательность действий и требования собраны в едином документе.

Регламент содержит:

• требования к порядку осуществления государственного контроля (надзора);

• состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в т.ч. особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме;

• порядок и формы контроля за осуществлением государственного контроля (надзора);

• досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), а также их должностных лиц.

Применение Регламента распространяется на осуществление Росприроднадзором следующих видов ФГЭН (см. рисунок).

Виды надзора, на которые распространяется действие Регламента

В статье рассмотрим права и обязанности инспектора и проверяемого лица при осуществлении ФГЭН, а также приведем примеры из практики промышленного эколога при участии в проверках Росприроднадзора.

[1] См. Соглашение между Росприроднадзором и Правительством Московской области о передаче Правительству Московской области осуществления части своих полномочий в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 03.08.2016 № 1646-р; Положение о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области, утвержденное Постановлением Правительства Московской области от 03.10.2013 № 787/44.

А.И. Эндеко, эксперт-эколог

Как добиться, чтобы сотрудники читали инструкции и выполняли предписания. Советы эксперта по стратегическому планированию Александра Высоцкого.


Что, если в компании есть регламенты, но сотрудники их игнорируют? Мало того, ответственные подразделения их своевременно не актуализируют. Как быть? Согласитесь, в бизнесе такие ситуации нередки. В этом материале расскажу, как внедрять инструкции и регламенты так, чтобы они работали.

Чаще всего инициатором подготовки регламента или инструкции становится владелец бизнеса. К нему либо приходит идея, либо его настолько достает хаос в компании, что другого выхода, кроме написания пошагового руководства, он не видит. Но владельцу не стоит радостно сидеть в кресле и медитировать, думая, что благодаря новому документу компания начнет сразу же жить счастливо!

Моя ошибка

Лет 20 назад я был таким же руководителем. Помню одну из своих первых инструкций для отдела продаж. Я написал ее и терпеливо ждал, когда все изменится. Но счастливая жизнь не наступила мгновенно, как я того хотел.

Правила работы с регламентами

Если в вашей компании нет службы или сотрудника, который контролирует соблюдение регламентов, они не будут выполняться. Я это гарантирую. Возможно, вы сумеете вдохновить их в самом начале, они будут действовать по инструкции, но после перестанут выполнять ваши распоряжения.

Правило № 1. Должностные папки

Регламент — это инструмент менеджмента. Что нужно сделать, чтобы он работал? Для начала убедитесь, что регламент появился в должностных папках сотрудников, к которым он относится. Эти папки могут быть как физическими, так и электронными.

Правило № 2. Проверка знаний

Возможно, мои слова покажутся кому-то неприятными, но сотрудники никогда не будут читать и разбираться в ваших регламентах, если вы не будете проверять знания. Единственный способ мотивировать их — предупредить, что служба персонала проведет тестирование понимания регламента. Хороший вариант, который не займет много времени, — несколько контрольных вопросов в Google-форме. Тогда необходимость прочесть регламент и разобраться в нем станет для сотрудников очевидной. Но как добиться того, чтобы сотрудники выполняли регламент?

Правило № 3. Контроль выполнения

Служба персонала должна проверять, как на самом деле выполняются регламенты в компании. Понятно, что мы не можем тратить на это много времени и ресурсов, не стоит ежеминутно проверять каждый регламент. Здесь нужно здравомыслие: просто устраивайте проверки с определенной периодичностью.

Инициатива сотрудников

Сделайте так, чтобы каждый, кто сомневается в правильности регламента, мог написать просьбу о его отмене. Человек должен объяснить, с чем конкретно он не согласен, ведь иногда наши инструкции нуждаются в доработке. И это нормально! Сотрудник сообщит свою идею непосредственному руководителю, и если его начальник заинтересован в повышении эффективности, то обязательно рассмотрит возможность изменения регламента. Ведь все мы находимся в одной лодке, мы команда.

Запомнить

Чтобы правильно внедрить регламент, необходимо соблюдать три правила.

Регламент попал к сотрудникам, и вы в этом убедились.

Сотрудник его прочитал, понял и прошел проверку знаний.

Соблюдение регламента контролируется.

Это то, что обеспечивает его выполнение. Нет никакой магии! Обратите внимание, что чем меньше люди воодушевлены работой в компании, тем больше усилий вам необходимо к этому прикладывать. Если сотрудники осознанные, креативные и воодушевленные, то внедрять регламенты будет легко. Но от соблюдения этих трех правил вы все равно никуда не денетесь. Я убежден, что без них все превращается в цирк.

Следите за нашими обновлениями:


Instagram
Youtube
Facebook

Читайте также: