Что такое растление души

Обновлено: 19.05.2024

Ибо таким образом бываем и христоносцами, когда Тело и Кровь Его сообщится нашим членам. Так, по словам блаженного Петра, бываем причастниками Божеского естества. Некогда Христос, беседуя, говорил к иудеям: [если не будете есть Плоти и пить Крови Сына Человеческого], то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6:53).

Мистагогические поучения 4.

Свт. Амвросий Медиоланский

которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью

Что мне добавить к этому, и должен ли я как бы на всем протяжении убеждать тебя, что Бог соделал человека причастником Божеского естества, как мы читаем в послании Петра? Потому справедливо кто-то сказал: родом Его мы и являемся. Ведь Он дал нам по родству Своему способность разумения, а именно - по родству природы, чтобы мы искали то Божественное, Которое находится рядом с каждым из нас, в Котором мы и живем, и существуем, и движемся (Деян. 17:28).

Послания 6.29.

Свт. Иларий Пиктавийский

которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью

Мало того, зная, что он создан причастником Божьей природы, как говорит в своем втором послании блаженный апостол Петр, будучи ее следствием, пусть человек не измеряет природу Бога законами собственной, но оценивает Божьи откровения в соответствии с величием Божьего свидетельства о Себе.

О Троице 1.18.

Свт. Лев Великий

которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью

Познай, о христианин, свое достоинство и, соделанный причастником Божеского естества, не возвращайся в старое ничтожество из-за низкого образа жизни! Помни, чья это голова, и членом чьего тела ты являешься.

Проповеди 21.

Прп. Макарий Великий

которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью

Собрание рукописей типа I. Слово 50.

Например, была бы некая женщина, и некий богатый мужчина взял бы ее в жены, чтобы она жила с ним и общалась, то и она все, чем обладает, принесет ему, и он даст ей все свое, и у них становится один дом, одно имущество, одно существование. И она не только господствует над всем его имуществом, но и тела его удостаивается; потому что его тело принадлежит ей, по словам [апостола]: муж не властен над своим телом, но жена (1 Кор. 7:4). Так и в отношении Бога имеется истинное и неизреченное общение души с Господом; общаясь со Христом, она становится [единым] духом с Ним, и затем, необходимо следует, становится госпожою над Его неизреченными сокровищами, потому что она является невестой великого царя, Христа. Ибо Господь соблаговолил, чтобы верные Его были, по выражению Писания, причастниками Божеского естества.

Духовные слова и послания. Слово 54.5.6.

Блаж. Феофилакт Болгарский

которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью

См. Толкование на 2 Пет. 1:3

Ориген

которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью

Теперь вот мы выясняем, чем же является общение духа. И Петр тоже утверждает: вы, говорит, сделаны причастниками Божеского естества, то есть соучастниками.

Гомилии на Книгу Левит 4.

Андрей Монах

которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью

Мысль эта состоит в следующем: мы восприняли тысячи благ через явление Христово, через которые мы можем быть причастниками Божеской природы и верою достигать добродетели в жизни, и через добродетель шествовать путем преуспевания в благочестии, пока не войдем в совершенство благ, которое есть любовь.

Фрагменты.

Иларий Арелатский

которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью

Ведь как Бог соделался причастным человеческой природе вопреки природе, так человек стал причастным Божеской природе вопреки природе.

Трактат на семь Кафолических посланий.

Еп. Михаил (Лузин)

которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью

Толковый Апостол

Лопухин А.П.

которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью

Не всё в жизни так прекрасно, как хотелось бы нам, существам разумным и цивилизованным. Даже, казалось бы, в такой научный век, когда человек стал практически властелином Земли, и то существуют самые низкие и пагубные привычки у отдельных особей, которых, к сожалению, не так мало. Как есть добро и зло, так и высокодуховная сторона имеет свою противоположность в виде извращённости и растления. И эти две субстанции всегда ведут беспощадную войну друг с другом. Хотя радует уже то обстоятельство, что по поступкам и мировоззрению хороших людей на свете больше, нежели падших. И в этой публикации разберём значение слова "растление", чтобы знать такого коварного врага в лицо.

растлить это

Растление как самый тяжкий грех

Для начала давайте вспомним 10 заповедей Божьих в православной религии. Это те главные постулаты, которые отвергают низкие и животные инстинкты человека, предохраняя того от скверных поступков. Почти так же, как в школе, когда детей учат, что такое хорошо и что такое плохо. Запомнить их легко.

Заповеди трактуются следующим образом:

  1. Чти Бога единого и не почитай иных богов.
  2. Не создавай себе кумира в продажном мире.
  3. Не произноси имя Божье без причины, без искренности и без благоговения.
  4. Занимайся 6 дней своими заботами и делами, а седьмой день будь с Богом.
  5. Почитай всегда родителей своих.
  6. Не убей такого же человека и другое живое существо.
  7. Не прелюбодействуй, не растлевай, не искушайся.
  8. Не воруй, не кради, не отнимай не данного тебе.
  9. Не лги, не доноси, не сквернословь. Будь честным к себе и другим.
  10. Не завидуй и не желай чужого успеха и добра.

Дополним данные заповеди 7-ю смертными грехами, которые должен знать каждый образованный индивидуум общества, чтобы их не совершать:

  1. Высокомерие, гордость.
  2. Ревность, зависть.
  3. Ненасытность, чревоугодие.
  4. Злоба, гнев.
  5. Извращение, растление, блуд.
  6. Корысть, жадность.
  7. Печаль, уныние.

Из Святого Писания и полноценного собственного осознания мы видим, что кого-либо растлить – это тяжкий и порой непоправимый грех. Во многих случаях он даже превосходит по своей жестокости остальные провинности, кроме убийства, а в иной степени и приравнивается к нему.

что такое растлить

Растление как самый низкий инстинкт

Растлить – это очень плохое слово, так же, как и его значение. Если растление личности недопустимо, то растление общества приводит вообще к ужасному результату. Теряется нравственность, и вместо очеловечивания происходит обратный процесс разложения и загнивания духовных ценностей. Всё превращается в кошмар. И люди уже становятся не людьми, а самыми грязными существами.

Представьте племя людоедов, которым сколько ни говори, что нельзя кушать человеческое мясо, – они неисправимы, и у них всё равно остаётся одна единственная низменная потребность сожрать вас. И пока вы будете объяснять им, вися на вертеле, что так нехорошо, итог не изменится, а вы пойдёте прямиком в желудки неразумным тварям.

Поэтому на примере дикарей разложим по частям значение растления, взяв все необходимые аспекты из толковых словарей и народных сказаний. Других значений это понятие не несёт и во всех скрижалях трактуется одинаково.

Разотлить или растлить – это:

  • умерщвление, сгубление, уничтожение;
  • гниение, истление, горение, превращение в прах;
  • беспринципность, упадок нравственности;
  • извращение, похабность, омерзение;
  • кощунство, поругание, осквернение;
  • изнасилование, жестокое обращение;
  • лишение целостности, издевательство;
  • развращение, совращение малолетних.

Именно такими пагубными и низменными инстинктами сопровождается растление как действие в окружающем мире.

значение слова растление

Растление как самое непрощаемое зло

Нельзя представить ужасную картину и принять нормальным восприятием неиспорченной души невообразимый мерзкий поступок, вот что такое растлить, когда преступник совращает несовершеннолетнее дитя. Это называется ещё педофилией. Таких особей и людьми нарекать нельзя, а место им в самых глубоких и беспощадных тюрьмах. И расписав все доводы за и против, мы выяснили, что такое понятие, как растлить – это самое непрощаемое и нечеловеческое зло, какое может существовать на земле.

С детства в нас закладывают шаблоны, которые во взрослой жизни мы используем по умолчанию. Управляя этими дефолтными настройками, манипуляторы с легкостью заставляют нас совершать нужные им действия. Причем действуют они целенаправленно, и самый мощный удар приходится на неокрепшие умы детей и подростков.


Давно известна истина, что легче воспитать в нужном русле щенка с рождения, чем переучивать взрослую собаку. То же касается и людей. Вот почему возраст обучения в детских садах и школах строго регламентирован.

Мировоззрение: что это такое?

Мировоззрение — это взгляд на мир в целом, система представлений и убеждений о себе, о мире вокруг, об отношениях, процессах, закономерностях бытия; это наши ценностные ориентации; это все наши знания, переплетенные в одно целое, но не всегда согласованные логически.

Но радостнее от нее не становится. Однако при этом мы обесцениваем новых людей, которые приходят в нашу жизнь, разделяют с нами интересы, увлечения, и, в конце концов, просто являются носителями новых знаний и опыта, который может очень пригодиться.

Наиболее активно мировоззрение формируется в детском и подростковом возрасте, когда ребенок очень чувствительно (но недостаточно осмысленно) воспринимает любую информацию извне.

На стыке поколений

Какие факторы влияют на формирование личности и ее мировоззрение в последние десятилетия?

Новые ценности, внедряемые в наше мировоззрение, затрудняют создание полноценных семей, воспитание детей, поддержание крепких дружеских отношений.

Психологическая подоплека деморализации новых поколений

В подростковом возрасте (11-16 лет) социализация (внедрение в общество, познание его законов) происходит наиболее интенсивно. Ребенок, как губка, впитывает в себя колоссальное количество очень разнообразной и иногда противоречивой информации. Она поступает от различных социальных агентов: родители, школа, друзья, интернет, СМИ, реклама. И чтобы не потеряться в этом потоке, нужен проводник, который поможет сориентироваться и систематизировать получаемую информацию.


Для одного таким советчиком становится мать, для второго — старший друг, для третьего — Артемий Лебедев, для четвертого — Эрик Картман из Южного Парка. И, как всегда, действует принцип: чем ярче и авторитетнее образ, тем большее влияние он оказывает на формирование мировоззрения.

Здесь есть несколько опасных моментов. Первый: поскольку наша психика воспринимает образ в целом, а не отдельные его черты, то и хорошее, и плохое усваивается без анализа, автоматически. Второй: при воспроизведении образа в своем поведении, интеграции его в свою личность, довольно тяжело развить в себе интеллектуальные способности, как, например, у доктора Хауса. Намного проще стать циником и подсесть на викодин. Из двух путей выбирае м, естественно, более легкий. В этом и состоит ловушка.

Раз уж зашла речь о конкретных примерах, предлагаю пробежаться по особо популярным сериалам и фильмам, чтобы отследить, каким образом они влияют на формирование нашей личности и мировоззрения.

Доктор Хаус

Ему поклоняются, наследуют его образ, он вызывает восхищение и парней, и девушек, и их родителей. Благодаря Хаусу весь мир знает о волчанке, викодине и о том, что все врут…

Правосудие Декстера

Бригада

Красивая и жизненная история о судьбах четырех друзей, сказание о любви и ненависти, дружбе и предательстве, смелости и трусости, о взлетах и падениях, о рождении и смерти. Это первый сериал, который поразил нас реалистич ностью происходящего — все как в жизни… А теперь — стоп. Давай поиграем в психоанализ. Первое: именно реалистичными деталями (удары, похожие на настоящие, матерные выражения) и игрой контрастов (герои то в почете, то в бегах; то в роскоши, то в бедности) сериал привлекает внимание и очаровывает. Это одно из свойств восприятия — соединение противоположностей в одном целом понимается как признак харизматичности. Объект восхищения мы воспринимаем не критично, а чувственно; это значит, что информационный слоеный пирог, щедро сдобренный эмоциональным кремом, пипл схавает, особо не вдумываясь.

Хотя… визит к врачу с ребенком в то время, как возле больницы вот-вот начнется перестрелка — чем не романтика? Кстати, обрати внимание на еще один момент. В одной из первых серий показан эпизод, где Белый бьется с Мухой. Бой длится достаточно долго, хотя, если есть опыт, ты знаешь — несколькими ударами такой силы человек вырубается практически сразу. Но мы смотрим эту сцену 5-7 минут, удары обрушиваются один за другим, а участники поединка все еще целы и бодры духом. И возникает ощущение, что можно драться бесконечно долго, и максимальными последствиями будут несколько синяков и разбитый нос. Притупляется чувство опасности, и в реальной жизненной ситуации это может стать фатальным.

Исход сериала мы все хорошо помним. Но в гибели героев тоже есть небольшой секрет. С одной стороны, понимаешь, что к насильственной смерти привел именно беспорядочный и рискованный образ жизни. С другой стороны, смерть была чуть ли не геройской, следовательно, появляется ощущение: то, за что они погибли — это подвиги. Тогда многие подростки под влиянием юношеского максимализма торжественно клялись продолжать дело Пчелы, Фила и Космоса.

Теперь понятно, в чем еще один секрет? В сексуальности и профессионализме актеров.

У девочек тоже возникает дилемма: серый и однообразный офисный менеджер или яркий парень, способный на такие рискованные и романтичные поступки, да еще с деньгами. Однако, как показывает практика, романтичность — это всего лишь ложка меда в бочке дегтя.

Дом 2

Его тоже нельзя обойти вниманием, так как аудитория очень многочисленна, и большинство зрителей — это дети и подростки. Кто-то получает за счет проекта знаменитость, кто-то — прибыль, а кто-то — деструктивные шаблоны отношений мужчин и женщин. И последних, к сожалению, несравнимо больше.

Фолк-хистори

Еще один способ более высокого уровня влияния на массовое сознание и даже менталитет. Он очень часто используется в политических целях: сепарация групп людей (для уменьшения их сопротивляемости) или их объединение (для того, чтобы легче, без военных действий, получить власть над большим количеством этих самых людей). Это псевдоистория или фолк-хистори.

Работы, написанные в научном стиле, однако не являющиеся подлинно научными. Такие труды создаются с конкретной целью — запутать, исказить исторические факты, изменить видение произошедшего, выставляя все в ином свете. Делается это чаще всего для защиты действующей власти или обвинения свергнутой системы правления. Например, фашистская оккупация выглядит не как агрессивный захват мирных территорий, а как отпор и укрощение повстанцев.

Происходит смена восприятия событий с помощью конкретных приемов:

История — неточная наука, строящаяся в основном на субъективных толкованиях и воспоминаниях очевидцев. Но, как ты понимаешь, показания агрессора и жертвы всегда будут разными. Даже историки и архивариусы говорят о том, что одно и то же событие описывается в разных источниках по-разному. И это очень играет на руку тем, кто у руля. При советской власти учебники называли воинов Украинской повстанческой армии головорезами, власть сменилась — и они стали национальными героями. Что же происходило на самом деле? Есть объективный факт: они нападали на людей и убивали их. И вот здесь самое интересное: приписав им определенную мотивацию, мы делаем их либо жестокими убийцами, либо защитниками своей родины.

Через 20 лет, если придет другая власть, принудительно сменится и подоплека исторических фактов. И все это печатается в школьных учебниках истории. Большинство детей и подростков принимают все на веру только потому, что информация идет из официального источника, утвержденного Министерством образования.

Так что будь уверен, что любое историческое преступление против своего народа спустя пару десятилетий может превратиться в героический подвиг. Или наоборот. И чем больше времени прошло с момента события, тем меньше шансов узнать, что же произошло на самом деле…

Кто, зачем и для чего?

У него хороший друг, замечательная семья. Рано или поздно он достигнет потолка, и ему захочется большего. Вполне вероятно, что он откроет свой бизнес и составит конкуренцию действующему руководству компании. Счастливым и психологически целостным человеком практически невозможно управлять. Поэтому манипуляторы ставят жертву перед тяжелым выбором, в результате которого они получают то, что хотят, а человек остается в разбитом душевном состоянии.

Как видишь, практически все способы влияния направлены на то, чтобы свести к минимуму то человечное, что в нас есть: нашу душу, нашу мораль, нашу совесть. А что есть человек без души? Робот, зомби, марионетка… Неважно, как мы это назовем, важна суть. А в чем суть — ты понимаешь и сам.

Вопрос второй: кому и зачем все это нужно? Логику проследить несложно: подкармливая среднестатистического обывателя сенсациями, новыми привлекательными образами, вовлекая его в авантюры, расследования, обещая новые крышесрывающие ощущения, различные печатные и интернет-издания, ТВ-шоу и сайты таким образом располагают к себе читателей и зрителей. Основная суть в том, что все это вызывает зависимость. И чем более широкую аудиторию удается зомбировать — тем выше рейтинг. Чем выше рейтинг — тем больше привлекательность для рекламодателя. Чем больше рекламодателей претендуют на эфирное время — тем оно дороже. Чем дороже рекламное место — тем выше прибыль канала (газеты, сайта), что неминуемо грозит повышением зарплат сотрудников, и в частности, администрации. И еще один момент, о котором не стоит забывать — это спонсоры и идеи, которые они диктуют.

Именно эти невидимые серые кардиналы пытаются с помощью масс-медиа превратить людей в марионеток, чтобы потом управлять ими, используя в качестве рычагов телевидение, прессу и интернет.

Как не поддаться соблазну?

Наше детство уже далеко позади. Но это не гарантия того, что мы не подвержены влиянию, идущему с мониторов и экранов телевизоров. Мы — взрослые, и у нас тоже есть интересы.

Масс-медиа охотно удовлетворяет их, диктуя при этом свои правила. Как противостоять информации, влияющей на наше бессознательное?

Викодин — наркотическое обезболивающее средство, содержащее гидрокодон и парацетамол. Длительный прием в больших дозах может вызвать слабую эйфорию, а в дальнейшем — болезненное пристрастие. Возможны побочные эффекты: аллергические реакции, припадки, липкая кожа, гипервентиляция, потеря сознания, пожелтение глаз или кожи, кровотечения, гематомы, констипация, сухость во рту, тошнота, рвота, пониженный аппетит, мышечные судороги, потоотделение, приливы, зуд, звон в ушах, полная потеря слуха, затрудненное мочеиспускание и снижение сексуального влечения.

Эксперименты над присяжными

Как показывает практика, мужчинам свойственно более быстрое привыкание к жестокости по сравнению с женщинами. Но при этом сексуальные насильники имеют шанс получить более легкое наказание, чем следовало бы. К такому выводу пришли ученые в результате ряда экспериментов. Оказывается, если перед заседанием или во время него часто показывать присяжным (мужчинам) фрагменты порно или сцены сексуального характера (а это можно сделать неотъемлемой частью судебного процесса по делам об изнасилованиях, остается только придумать, как их эффектно подать), то приговор будет мягче.

Счастливой и беззаботной порой детство стало относительно недавно и то не везде. Прошло совсем немного времени с тех пор, как ребенок был совершенно бесправным, а иногда и вовсе чьей-то собственностью. Так уж получилось в этом жестоком мире, что история детства – это история бесправия и насилия и об этом стоит помнить, чтобы не повторять ошибок. Мы хотим развенчать несколько популярных мифов о детстве, подойдя к вопросу с точки зрения истории.

Фотография: Счастливая пора? Растление, голод, рабский труд, бесправие: краткая и безрадостная история детства №1 - BigPicture.ru

Фотография: Счастливая пора? Растление, голод, рабский труд, бесправие: краткая и безрадостная история детства №2 - BigPicture.ru

Даже древние люди не могли не понимать, что дети сильно отличаются от взрослых и это касается не только физических и интеллектуальных возможностей. Они не могли размножаться, имели свои, особые интересы и чаще взрослых страдали от инфекционных заболеваний. Заканчивался этот период вместе с половым созреванием и маленький человек становился полноправным членом общества.

Дети защищены и окружены заботой

Отношение к детям в Европе историки делят на два основных типа: иудейский и римский. Оба типа подразумевали, что ребенок – это собственность родителей. При этом римляне могли поступать со своими отпрысками на свое усмотрение, а у иудеев детоубийство было строжайше запрещено.

Фотография: Счастливая пора? Растление, голод, рабский труд, бесправие: краткая и безрадостная история детства №3 - BigPicture.ru

Избиение ребенка в Древнем Риме было обычным делом и преступлением его никто не считал. Правда, со временем, гордые римляне опомнились и начали вводить законы, защищающие права детей. Сегодня они выглядят более чем странными. Например, отца могли лишить родительских прав, если он более двух раз продавал ребенка во временное рабство.

Следует сразу же уточнить, что все законы касались исключительно граждан Рима – маленького раба-варвара можно было зарезать посреди улицы и это не привело бы ни к каким последствиям. Ребенок был чем-то наподобие скота, домашнего питомца, безделушки, по крайней мере, с точки зрения закона.

Это совсем не значит, что детей не любили родители. Их любили, в случае болезни переживали и старались помочь, а если малыш умирал – безутешно горевали. Но это была странная, эгоистичная любовь и доказательства этого встречались буквального на каждом шагу.

Фотография: Счастливая пора? Растление, голод, рабский труд, бесправие: краткая и безрадостная история детства №4 - BigPicture.ru

Если в доме было мало еды, то ее отдавали не ребенку, а мужчине. Это было оправдано жестокой эпохой – мужчина был кормильцем и если он был истощен или умирал, под вопросом оказывалось выживание всей семьи, подчас довольно большой. Были также вещи, которые сложно объяснить с рациональной точки зрения. Если в доме появлялось лакомство, то до недавнего времени считалось нормальным, что отец семейства съест его сам или заберет львиную долю.

Это касалось не только отцов – часто также поступали и матери. Правда, в этом случае шансов на снисхождение было больше, но это уже особенность женской психологии. В любом случае еще в 19 веке ребенок был человеком второго, а то и третьего сорта. Права детей защищались лишь в случае, когда речь шла о правах семейства, к которому он принадлежит.

Дети беззаботны

Рассказывать о том, что раньше дети работали вряд ли стоит – об этом известно всем. Едва только малыш из крестьянской семьи начинал понимать, что от него хотят, ему начинали давать мелкие поручения, а в возрасте 7–10 лет дети уже полноценно помогали родителям в поле, мастерской, у печи, в овине со скотом. Также в обязанности старших детей входил уход за младшими братьями и сестрами.

Фотография: Счастливая пора? Растление, голод, рабский труд, бесправие: краткая и безрадостная история детства №5 - BigPicture.ru

В знатных семьях все происходило немного иначе, но назвать детство дворянских отпрысков беспечным также язык не поворачивается. Они были обязаны строго соблюдать этикет, поддерживать честь семьи и, главное, – много и тяжело учиться. Образование ребенок аристократов начинал получать в 3–4 года и к 5 годам часто мог сносно изъясняться на 2–3 иностранных языках.

Профессиональный детский труд – это отдельная большая тема для разговоров. В прогрессивную викторианскую эпоху в городах Англии трудились тысячи трубочистов-подмастерий, которые ежедневно рисковали своей жизнью. При прочистке дымохода, когда инструментальные методы были не эффективны, трубочист привязывал своего юного помощника за ноги веревкой и спускал головой вниз в дымовой канал. Смерть ребенка в таком случае признавалась несчастным случаем и взрослый мог быть лишь оштрафован, если следствие признает, что он не предпринял должных мер для спасения маленького помощника.

Дети работали в шахтах, красильнях и мастерских по дублению кожи, в шляпных ателье со ртутными реактивами и на множестве других опасных и вредных производств. При этом нужно отметить, что зарплата ребенка отличалась от взрослой в разы, даже если он выполнял положенную для совершеннолетнего норму.

Все дети любят играть, и самая насыщенная заботами жизнь не помешает им уделить время развлечениям. Отношение к детским играм могло быть разным. Кто-то получал дорогие игрушки, купленные родителями, кому-то их мастерил отец или мать, а кто-то был вынужден делать их самостоятельно.

Особого разделения по интересам не было – мальчики и девочки могли вместе играть куклами и предметами, изображающими оружие. Были особые тренды в зависимости от эпохи. В 19 столетии было модно играть в индейцев и пиратов, а в 20 веке в войну. События окружающего мира всегда влияли на маленьких людей в первую очередь.

Взрослые не всегда лояльно относились к детским развлечениям, особенно в крестьянской среде. Огромное количество домашних дел требовало привлечения всех членов семьи и болтающиеся без дела отпрыски раздражали. В высшем обществе считалось, что игры бесполезны, в отличие от заучивания текстов и стихов наизусть и решения математических задач.

Не поощряла игры и церковь – с ее точки зрения, любые игры считались праздностью, а значит попадали в разряд греха. Были и особо ненавистные для святош детские развлечения, особенно связанные с языческим наследием. Например, порицались любые забавы с хлопаньем в ладоши.

Фотография: Счастливая пора? Растление, голод, рабский труд, бесправие: краткая и безрадостная история детства №7 - BigPicture.ru

Ученые нашего времени, изучив девичьи игры с хлопаньем в ладоши и выкрикиванием нелепых речевок и слов, обнаружили, что многие из них напрямую связаны с древними языческими обрядами. Это удивительно, но в детских играх нашлись осколки дохристианских обрядов. Увы, 21 век почти уничтожил это наследие – технологии свели на нет интерес к подобным развлечениям, а командные игры рассматриваются только в плоскости спорта.

Подводя итог, можно сказать, что игры стали для детей нормой лишь после того, как появился городской средний класс. Именно представители этого слоя населения могли себе позволить роскошь ничем не озадачивать детей и смотреть сквозь пальцы на пустяки, которыми они занимаются. Кстати, некоторые игры были совсем недетские и даже жутковатые.

Следует также сказать, что традиционный для нас сегодня тип семейных отношений зародился в семьях буржуа и постепенно пришел в дворянство, а лишь потом в более низкие сословия. Это разрушает устоявшийся стереотип, что все прогрессивное появляется сперва в среде знати и лишь потом попадает ниже.

Детская вседозволенность

Фотография: Счастливая пора? Растление, голод, рабский труд, бесправие: краткая и безрадостная история детства №8 - BigPicture.ru

Чтобы ребенок был максимально похож на взрослого человека, его туго пеленали и в этом положении малыш находился постоянно, кроме моментов, когда ему меняли пеленки. Дети находились в вытянутом положении, не имея возможности размять конечности и испытывая от этого страдания.

Пеленание не было чисто европейским изобретением. Во многих североамериканских индейских племенах детей также туго укутывали и привязывали к дощечкам, расположенным у матери за спиной. Не разрешалось им и ползать на четвереньках, так как этим они уподоблялись диким животным.

Фотография: Счастливая пора? Растление, голод, рабский труд, бесправие: краткая и безрадостная история детства №9 - BigPicture.ru

Думаете, что ребенок может пострадать при случайном падении и корсеты – это страховка от редких несчастных случаев? Вовсе нет. Детей, способных удерживать голову на весу, часто для развлечения бросали друг другу, иногда из окна в окно через узкую средневековую улицу!

Фотография: Счастливая пора? Растление, голод, рабский труд, бесправие: краткая и безрадостная история детства №10 - BigPicture.ru

Дети и сексуальная агрессия

Во многих мировых культурах сексуальная агрессия со стороны старших детей к младшим была едва ли не традицией. Больше всего страдали от этого мальчики, так как их изнасилования старшими долгие столетия легко и просто преподносились как магический обряд передачи мужской силы от старшего поколения к младшему.

Фотография: Счастливая пора? Растление, голод, рабский труд, бесправие: краткая и безрадостная история детства №11 - BigPicture.ru

Такие противоестественные отношения практиковались в дохристианской Европе, среди коренного населения обеих Америк, у племен Африки и Океании. Девочки также подвергались насилию – растление старшими братьями или кузенами считалось забавой, а иногда и поощрялось взрослыми, которые считали такие действия подготовкой ко взрослой жизни.

После того как в Европу пришло христианство, сексуальные действия к ребенку со стороны отца или деда считались преступлением, но большая часть вины при этом неизбежно возлагалась на саму девочку. С детьми-рабами в античном мире или в странах Востока можно было делать, вообще, все что угодно и общество смотрело на это сквозь пальцы.

В средневековой Европе растление совершеннолетних было особенно распространено среди знати и духовенства. В случае если о преступлении становилось известно, вину чаще всего возлагали на ребенка. В таких случаях жертву признавали похотливым маленьким соблазнителем, а взрослый распутник не только не подвергался наказанию, но и не терял уважения в обществе.

Фотография: Счастливая пора? Растление, голод, рабский труд, бесправие: краткая и безрадостная история детства №12 - BigPicture.ru

Сегодня кажется странным, что ребенок, который признавался неспособным распоряжаться своим имуществом и делать политический и брачный выбор, считался ответственным за сексуальные действия со стороны взрослого человека. Увы, отголоски этого явления встречаются до сих пор.

Счастливой и беззаботной порой детство стало относительно недавно и то не везде. Прошло совсем немного времени с тех пор, как ребенок был совершенно бесправным, а иногда и вовсе чьей-то собственностью. Так уж получилось в этом жестоком мире, что история детства – это история бесправия и насилия и об этом стоит помнить, чтобы не повторять ошибок. Мы хотим развенчать несколько популярных мифов о детстве, подойдя к вопросу с точки зрения истории.

Фотография: Счастливая пора? Растление, голод, рабский труд, бесправие: краткая и безрадостная история детства №1 - BigPicture.ru

Фотография: Счастливая пора? Растление, голод, рабский труд, бесправие: краткая и безрадостная история детства №2 - BigPicture.ru

Даже древние люди не могли не понимать, что дети сильно отличаются от взрослых и это касается не только физических и интеллектуальных возможностей. Они не могли размножаться, имели свои, особые интересы и чаще взрослых страдали от инфекционных заболеваний. Заканчивался этот период вместе с половым созреванием и маленький человек становился полноправным членом общества.

Дети защищены и окружены заботой

Отношение к детям в Европе историки делят на два основных типа: иудейский и римский. Оба типа подразумевали, что ребенок – это собственность родителей. При этом римляне могли поступать со своими отпрысками на свое усмотрение, а у иудеев детоубийство было строжайше запрещено.

Фотография: Счастливая пора? Растление, голод, рабский труд, бесправие: краткая и безрадостная история детства №3 - BigPicture.ru

Избиение ребенка в Древнем Риме было обычным делом и преступлением его никто не считал. Правда, со временем, гордые римляне опомнились и начали вводить законы, защищающие права детей. Сегодня они выглядят более чем странными. Например, отца могли лишить родительских прав, если он более двух раз продавал ребенка во временное рабство.

Следует сразу же уточнить, что все законы касались исключительно граждан Рима – маленького раба-варвара можно было зарезать посреди улицы и это не привело бы ни к каким последствиям. Ребенок был чем-то наподобие скота, домашнего питомца, безделушки, по крайней мере, с точки зрения закона.

Это совсем не значит, что детей не любили родители. Их любили, в случае болезни переживали и старались помочь, а если малыш умирал – безутешно горевали. Но это была странная, эгоистичная любовь и доказательства этого встречались буквального на каждом шагу.

Фотография: Счастливая пора? Растление, голод, рабский труд, бесправие: краткая и безрадостная история детства №4 - BigPicture.ru

Если в доме было мало еды, то ее отдавали не ребенку, а мужчине. Это было оправдано жестокой эпохой – мужчина был кормильцем и если он был истощен или умирал, под вопросом оказывалось выживание всей семьи, подчас довольно большой. Были также вещи, которые сложно объяснить с рациональной точки зрения. Если в доме появлялось лакомство, то до недавнего времени считалось нормальным, что отец семейства съест его сам или заберет львиную долю.

Это касалось не только отцов – часто также поступали и матери. Правда, в этом случае шансов на снисхождение было больше, но это уже особенность женской психологии. В любом случае еще в 19 веке ребенок был человеком второго, а то и третьего сорта. Права детей защищались лишь в случае, когда речь шла о правах семейства, к которому он принадлежит.

Дети беззаботны

Рассказывать о том, что раньше дети работали вряд ли стоит – об этом известно всем. Едва только малыш из крестьянской семьи начинал понимать, что от него хотят, ему начинали давать мелкие поручения, а в возрасте 7–10 лет дети уже полноценно помогали родителям в поле, мастерской, у печи, в овине со скотом. Также в обязанности старших детей входил уход за младшими братьями и сестрами.

Фотография: Счастливая пора? Растление, голод, рабский труд, бесправие: краткая и безрадостная история детства №5 - BigPicture.ru

В знатных семьях все происходило немного иначе, но назвать детство дворянских отпрысков беспечным также язык не поворачивается. Они были обязаны строго соблюдать этикет, поддерживать честь семьи и, главное, – много и тяжело учиться. Образование ребенок аристократов начинал получать в 3–4 года и к 5 годам часто мог сносно изъясняться на 2–3 иностранных языках.

Профессиональный детский труд – это отдельная большая тема для разговоров. В прогрессивную викторианскую эпоху в городах Англии трудились тысячи трубочистов-подмастерий, которые ежедневно рисковали своей жизнью. При прочистке дымохода, когда инструментальные методы были не эффективны, трубочист привязывал своего юного помощника за ноги веревкой и спускал головой вниз в дымовой канал. Смерть ребенка в таком случае признавалась несчастным случаем и взрослый мог быть лишь оштрафован, если следствие признает, что он не предпринял должных мер для спасения маленького помощника.

Дети работали в шахтах, красильнях и мастерских по дублению кожи, в шляпных ателье со ртутными реактивами и на множестве других опасных и вредных производств. При этом нужно отметить, что зарплата ребенка отличалась от взрослой в разы, даже если он выполнял положенную для совершеннолетнего норму.

Все дети любят играть, и самая насыщенная заботами жизнь не помешает им уделить время развлечениям. Отношение к детским играм могло быть разным. Кто-то получал дорогие игрушки, купленные родителями, кому-то их мастерил отец или мать, а кто-то был вынужден делать их самостоятельно.

Особого разделения по интересам не было – мальчики и девочки могли вместе играть куклами и предметами, изображающими оружие. Были особые тренды в зависимости от эпохи. В 19 столетии было модно играть в индейцев и пиратов, а в 20 веке в войну. События окружающего мира всегда влияли на маленьких людей в первую очередь.

Взрослые не всегда лояльно относились к детским развлечениям, особенно в крестьянской среде. Огромное количество домашних дел требовало привлечения всех членов семьи и болтающиеся без дела отпрыски раздражали. В высшем обществе считалось, что игры бесполезны, в отличие от заучивания текстов и стихов наизусть и решения математических задач.

Не поощряла игры и церковь – с ее точки зрения, любые игры считались праздностью, а значит попадали в разряд греха. Были и особо ненавистные для святош детские развлечения, особенно связанные с языческим наследием. Например, порицались любые забавы с хлопаньем в ладоши.

Фотография: Счастливая пора? Растление, голод, рабский труд, бесправие: краткая и безрадостная история детства №7 - BigPicture.ru

Ученые нашего времени, изучив девичьи игры с хлопаньем в ладоши и выкрикиванием нелепых речевок и слов, обнаружили, что многие из них напрямую связаны с древними языческими обрядами. Это удивительно, но в детских играх нашлись осколки дохристианских обрядов. Увы, 21 век почти уничтожил это наследие – технологии свели на нет интерес к подобным развлечениям, а командные игры рассматриваются только в плоскости спорта.

Подводя итог, можно сказать, что игры стали для детей нормой лишь после того, как появился городской средний класс. Именно представители этого слоя населения могли себе позволить роскошь ничем не озадачивать детей и смотреть сквозь пальцы на пустяки, которыми они занимаются. Кстати, некоторые игры были совсем недетские и даже жутковатые.

Следует также сказать, что традиционный для нас сегодня тип семейных отношений зародился в семьях буржуа и постепенно пришел в дворянство, а лишь потом в более низкие сословия. Это разрушает устоявшийся стереотип, что все прогрессивное появляется сперва в среде знати и лишь потом попадает ниже.

Детская вседозволенность

Фотография: Счастливая пора? Растление, голод, рабский труд, бесправие: краткая и безрадостная история детства №8 - BigPicture.ru

Чтобы ребенок был максимально похож на взрослого человека, его туго пеленали и в этом положении малыш находился постоянно, кроме моментов, когда ему меняли пеленки. Дети находились в вытянутом положении, не имея возможности размять конечности и испытывая от этого страдания.

Пеленание не было чисто европейским изобретением. Во многих североамериканских индейских племенах детей также туго укутывали и привязывали к дощечкам, расположенным у матери за спиной. Не разрешалось им и ползать на четвереньках, так как этим они уподоблялись диким животным.

Фотография: Счастливая пора? Растление, голод, рабский труд, бесправие: краткая и безрадостная история детства №9 - BigPicture.ru

Думаете, что ребенок может пострадать при случайном падении и корсеты – это страховка от редких несчастных случаев? Вовсе нет. Детей, способных удерживать голову на весу, часто для развлечения бросали друг другу, иногда из окна в окно через узкую средневековую улицу!

Фотография: Счастливая пора? Растление, голод, рабский труд, бесправие: краткая и безрадостная история детства №10 - BigPicture.ru

Дети и сексуальная агрессия

Во многих мировых культурах сексуальная агрессия со стороны старших детей к младшим была едва ли не традицией. Больше всего страдали от этого мальчики, так как их изнасилования старшими долгие столетия легко и просто преподносились как магический обряд передачи мужской силы от старшего поколения к младшему.

Фотография: Счастливая пора? Растление, голод, рабский труд, бесправие: краткая и безрадостная история детства №11 - BigPicture.ru

Такие противоестественные отношения практиковались в дохристианской Европе, среди коренного населения обеих Америк, у племен Африки и Океании. Девочки также подвергались насилию – растление старшими братьями или кузенами считалось забавой, а иногда и поощрялось взрослыми, которые считали такие действия подготовкой ко взрослой жизни.

После того как в Европу пришло христианство, сексуальные действия к ребенку со стороны отца или деда считались преступлением, но большая часть вины при этом неизбежно возлагалась на саму девочку. С детьми-рабами в античном мире или в странах Востока можно было делать, вообще, все что угодно и общество смотрело на это сквозь пальцы.

В средневековой Европе растление совершеннолетних было особенно распространено среди знати и духовенства. В случае если о преступлении становилось известно, вину чаще всего возлагали на ребенка. В таких случаях жертву признавали похотливым маленьким соблазнителем, а взрослый распутник не только не подвергался наказанию, но и не терял уважения в обществе.

Фотография: Счастливая пора? Растление, голод, рабский труд, бесправие: краткая и безрадостная история детства №12 - BigPicture.ru

Сегодня кажется странным, что ребенок, который признавался неспособным распоряжаться своим имуществом и делать политический и брачный выбор, считался ответственным за сексуальные действия со стороны взрослого человека. Увы, отголоски этого явления встречаются до сих пор.

Читайте также: