Что такое раб должник в древнем египте

Обновлено: 28.06.2024

Известный египтолог, француз Пьер Лалуэт в своем исследовании писал, что для египтян Маат была еще и символом вселенского порядка, без которого в обществе и природе наступил бы хаос. Совершая преступление, человек попирал космическую гармонию, нанося вред не только своим жертвам и государству, но и всему мирозданию.

Все преступления в Древнем Египте можно было разделить на две категории. В первую входили злодеяния против общества, в число которых входили убийство, кражи и грабежи, прелюбодеяние. Ко второй категории относили преступления против государства – это взяточничество, посягательство на жизнь чиновников и правителей, государственная измена, хищение государственной собственности, богохульство.

Основная власть в стране была сосредоточена в руках фараона. На заре египетской государственности фараоны лично принимали решение – наказать или помиловать, но позднее полномочия были переданы созданным для этих целей учреждениям – судам. Но фараоны не самоустранились от правосудия – правители Египта продолжали участвовать в наиболее сложных и громких процессах.

Убийство

Жизнь человека дарована высшими силами и тот, кто ее отнимает, сам достоин смерти. Так с давних пор рассуждали люди, жившие на берегах Нила. Но при этом в Египте различали умышленные и непредумышленные убийства. Умышленное убийство также не всегда каралось лишением жизни – иногда назначались психологические наказание и оно могло быть гораздо страшнее смерти.

Человек, убивший отца или мать, подвергался страшным пыткам и лишь потом его казнили. Родителей, убивших ребенка. наказывали еще изощреннее. Их привязывали к мертвому телу жертвы и на трое суток помещали под охрану, в жаркое место. Казнили убийц только после того, как тело начинало разлагаться.

Французский египтолог Франсуа Дюма утверждает, что египтяне не были особо изощрены в казнях. Чаще всего приговоренного к смерти просто бросали в реку на съедение крокодилам. Иногда смертники удостаивались особой милости – им давали возможность самостоятельно свести счеты с жизнью.

В те далекие времена суд вполне мог претендовать на звание справедливого. Если удавалось доказать, что убийство было непредумышленным, виновному сохраняли жизнь и приговаривали его к штрафу в пользу семьи погибшего. Кроме этого, убийце приходилось пройти особый очищающий ритуал, только после которого он мог войти в свой дом.

Сокрытие факта убийства или недоносительство карались египетскими судами максимально жестоко. Виновные, чаще всего, разделяли участь убийцы и приговаривались к смертной казни. За умышленное убийство священного животного или птицы, например, кошки или ибиса, выносили смертный приговор. Случайное убийство могло повлечь за собой внушительный штраф.

Прелюбодеяние

У египтян прелюбодеяние считалось преступлением против религии и каралось смертной казнью. Под этим преступлением понимали связь мужчины с замужней женщиной. В свитках законов Древнего Египта неоднократно встречается упоминание того. что если человек позарился на чужую супругу, то он безнадежно преступен и греховен, поэтому заслуживает лишь смерти.

Но это касалось только мужчин. Судьба неверной жены была в руках законного мужа. Тот мог простить жену или выбрать ей сам наказание. Если обманутый муж не обращался в суд, избегал наказания и любовник – в этом случае проблема считалась внутрисемейной и глава семьи мог простить и обидчика и неверную жену.

Кражи и грабежи

Кражи суды Древнего Египта обычно карали штрафами. Причем сумма обычно превышала ценность похищенного не менее чем в три раза. Но это только в том случае, если дело касалось частной или общественной собственности. Если египтянин позарился на государственное, то его обязывали выплатить ущерб в 180-кратном размере!

Также преступник должен был публично попросить прощения за свой поступок. Он должен был поклясться, что больше не повторит своего проступка. Иногда после этого вору наносили 100 ударов кулаками, что иногда заканчивалось увечьями и даже смертью. Впрочем, насмерть старались не бить, ведь осужденному еще предстояло вернуть краденное и заплатить или отработать штраф.

Воришка, упорно не желавший признавать свою вину или отказывавшийся от публичного покаяния, автоматически переходил в разряд неисправимых злодеев и его бросали в реку к крокодилам. Примерно так же обходились и с грабителями, если те убивали своих жертв.

Коррупция среди чиновников

Как это не странно, но взяточниками египетские суды почти не занимались. Пойманного за руку коррупционера просто с позором изгоняли с занимаемой должности и переводили в разряд крестьян. Само собой, прежде чем взяться за мотыгу земледельца, чиновник должен был возместить нанесенный своими действиями ущерб.

Но в виде исключения зарвавшихся чиновников все-таки могли привести в суд. Такое преступление не считалось тяжким, поэтому многие обвиняемые просто откупались от судей, сами давая взятку. Из письменных источников мы знаем, что египетские законники сами были насквозь коррумпированы и часто преступника освобождали еще до судебного заседания.

Государственная измена

Все преступления против государства и особенно против персоны фараона и членов его семьи карались максимально жестоко. Для всех сословий в таких случаях наказание было единым – смертная казнь. Казнили даже приближенных фараона и его жен – такой случай произошел с Рамзесом III, против которого организовала заговор Тия – одна из младших жен.

В заговоре, целью которого было воцарение на престоле Египта сына Тии, участвовали еще несколько жен правителя, его царедворцы и даже военачальник. Рамзес III погиб, но это не привело к власти сына Тии. Новым фараоном, как и было положено по закону, стал Рамзес IV, а изменников и цареубийц схватили и судили.

Их всех приговорили к смертной казни, но перед этим провели церемонию лишения имен. Всем предателям дали унизительные клички, а затем казнили. Это сделали для того, чтобы казненные не смогли достойно жить в загробном мире. Самых именитых участников покушения на фараона заставили наложить на себя руки, а тех кто попроще бросили к рептилиям в реку.

Разграбление гробниц

К грабителям гробниц и храмов египетские суды были так же беспощадны, как и к изменникам. Вместе с фараонами и знатными людьми хоронили немало ценных вещей, которые всегда были лакомым куском для грабителей. Не отставали от злоумышленников и сами фараоны – когда казна пустела, правитель вполне мог потрясти гробницы своих предшественников на предмет ценностей.

Но это уже было не разграбление гробницы, а дело государственной важности, хотя его никогда не афишировали. А вот грабители опустошали захоронения тайно, но вероломно, уничтожая то, что нельзя было унести и повреждая мумии. Некоторым не везло особенно. Например, Рамзес II был перезахоронен 5 раз – заново после каждого разграбления.

В Древнем Египте были и желающие обнести храм. Иногда из жилищ богов крали самое ценное – священных животных. Если быка, кошку или ибиса вор продавал, то его казнили, а если оставлял себе, то ему отрезали нос и наносили те же 100 ударов кнутом. Кроме этого, виновный в краже имущества должен был возместить храму ущерб в 100-кратном размере.

  • Землевладение;
  • Строительная деятельность, осуществляемая по приказу фараонов и феодалов;
  • Феодальный строй.

Когда происходили завоевательные войны, то к крестьянам и крепостным рабочим присоединялись также толпы военнопленных, которые выполняли физически самую сложную работу на строительных площадках и в рамках сельскохозяйственной деятельности. Военнопленные также становились рабами в храмах или жаловались участникам войны за отличие, о чем можно найти в биографиях последних. Но такие случаи были нечастыми: на строительных площадках огромных размеров не хватало рабочей силы, поэтому всех рабов преимущественно сгоняли туда для осуществления работы в срок.

Рабы в Египте – это люди, которые стояли под покровительством законов, могли меть собственную семью и даже владения – собственность. В основном в Египте также присутствовало патриархальное рабство, при котором раб занимал положение самого младшего члена семьи, исполнял все поручения владельца и получал за это определенные привилегии. Храмовые и казенные рабы, которые также существовали в Египте, отличались выжженным клеймом с печатью своего присутственного места. Они были обязаны вести это место, сохранять его в целости и сохранности, заботиться о его процветании.

Что касается численности рабов, то об этом достаточно сложно судить. Особенно это касается рабов, которые происходили из отдаленных хозяйств у частных лиц. Известно, что во время так называемого Среднего царства люди среднего достатка могли не только владеть рабами, но и передаривать их друг другу. Максимальное числа рабов – 4 человека. Что касается храмовых рабов, то в завещании, которое было оставлено Рамзесом Третьим, приведены колоссальные цифры. Объясняется это тем, что во время войн число рабов резко увеличивалось за счет военнопленных. Одни фиванские храмы в свое время получили более 3500 рабов.

Готовые работы на аналогичную тему

Все же, некоторые исследователи отмечают, что роль рабов в Древнем Египте была заметно преувеличена. Связано это преимущественно с религиозной спецификой. Например, считалось, что душа строителя передается тем материалам и сооружениям, к которым он имел дело. Рабы испытывали страдания и боль, что также, по преданию, передавалось в строящиеся гробницы и дома. Все это могло испортить общее состояние и экологию, а также окружение заказчиков, поэтому было принято решение использовать услуги профессиональных строителей, а также наемный труд только свободных крестьян. Применять насилие не было необходимости, так как крестьяне были достаточно мотивированы к осуществлению деятельности: им предлагалась определенная оплата труда, а на момент строительства предоставлялось проживание и питание.

Рабство в Позднем Египте

Что касается времен Позднего Египта, а также времен новой истории (преимущественно исламский период), то в это время также применялся рабский труд, но в крайне ограниченных масштабах. Например, Коран предоставлял свободу рабат и поощрял это. Также он предусматривал специальные молитвы за тех людей, кто против своей воли оказался в рабстве и нуждается в утешении. Ребенок, который рожден в результате союза хозяина и рабыни, обязательно должен получить свободу, так же, как и его мать. Если ребенок родился у рабов, которые живут в семье, то он считается членом семьи. Его нельзя перепродать другим хозяевам, если только в более зрелом возрасте он не совершил какое-либо преступление. По религиозным соображениям хозяева должны взять на себя ответственность и заботиться об уже состарившихся рабах. Они также должны содержать их жен и детей.

Таким образом, в Египте рабство имеет неоднозначную оценку. Одни утверждают, что труд рабов использовался настолько активно, что число эксплуатированных переваливало за десятки тысяч. Другие же утверждают, что по религиозным соображениям рабов нельзя было использовать в особо сложном труде, и для этого использовали специально найденных наемных рабочих. При этом рабы занимали особую нишу в обществе. Конечно, они обязаны были исполнять большой объем работы, которая не могла быть выполнена господами. Но, с другой стороны, в Египте всегда присутствовала патриархальная форма рабства. Рабы считались полноправными членами семьи, могли проживать вместе со своими хозяевами, есть с ними за одним столом и спать в одном доме.

Такая неоднозначная оценка связана с тем, что нет достоверных источников, которые трактовали бы рабство в Египте с одной конкретной точки зрения. Все источники указывают на разную роль рабов в жизни общества, и непосредственно в жизни своих господ. Кто-то пишет о том, что рабы несли тяжелую ношу, в редких случаях могли претендовать на освобождение. Преимущественно целые семьи находились в рабстве, их могли разлучать, могли передаривать и перепродавать друг другу. Иные источники указывают, что роль рабов сильно преувеличена: они жили так же, как и все низшие слои населения, работу вели нерегулярную, имели свое жилье, собственность, семьи, которые жили достаточно свободно от жестокого гнета рабской жизни.

В связи с этим мы также не можем однозначно судить о рабстве в Египте. Полагаясь на источники, можем точно сказать, что рабство существовало, но немного в видоизмененной форме. Оно не было жестоким ко всем рабам, так как они подразделялись на категории – классы. Рабы в строительной сфере были эксплуатированы полностью, но затем, с точки зрения религии, это было запрещено, так как считалось, что ненависть рабов, их боль и страдания передавались в энергетику постройки, из-за чего страдали сами господа Фараоны и правители.

Зарегистируйтесь или войдите с помощью соц.сетей, чтобы получить расширенные возможности

  • XIX Династия
  • XX Династия
  • XXI Династия
  • XXII Династия
  • XXIII Династия
  • XXIV Династия
  • XXV Династия

Рабство в Древнем Египте




абство в Древнем Египте — общественно-экономическая формация в Древнем Египте, имеющая на сегодняшний день спорные характеристики, от определяющей облик общества во всех его аспектах, до, согласно наиболее современным исследованиям, незначительно влияющей на хозяйственные процессы и представляющей из-себя прослойку патриархальных рабов.

1. Общие характеристики

Египетские рабы

Египетские рабы (рельеф II тысячелетия до н. э.)

Отношения рабов и господ в Египте отличались патриархальностью. Рабы считались и назывались людьми, стояли под покровительством законов, имели свою законную семью и собственность. Храмовые и казённые рабы отличались выжженным клеймом с печатью присутственного места, ведению которого они подлежали. Они были организованы на военную ногу, считались частью войска, шли под начальством своих офицеров и под собственным знаменем.

В российской египтологии существуют два противоположных взгляда на проблему рабства в Древнем Египте. Широко известна рабовладельческая концепция древнего Востока В. В. Струве, наиболее решительным противником которой выступал Н. М. Никольский, указывавший на малочисленность рабов, упоминаемых в египетских и ассиро-вавилонских документах, и на то, что они не играли важной роли в производстве. Однако после того как в 1938 году рабовладельческая формация Древнего Египта была зафиксирована в Кратком курсе истории ВКП(б) альтернативные мнения в советской историографии стали постепенно исчезать. После XX съезда КПСС дискуссия в научных кругах возобновляется.

2. Династический период

Рабы-ушебти

Рабы-ушебти в коллекции египетского музея в Лейпциге (Германия)

В период Нового царства из-за наличия сильной армии количество рабов в Египте увеличилось. Рабовладельческие отношения проникли почти во все слои египетского общества. Рабами могли владеть даже люди скромного общественного положения: пастухи, ремесленники, торговцы. Несомненно, мелкие рабовладельцы использовали своих невольников не только для личных услуг, но и как непосредственных производителей. Иногда отношение к рабам было гораздо гуманнее, чем в экономически более развитых древних обществах, что объясняется сохранением патриархального рабства, предусматривавшего интеграцию раба в общину.

3. Эллинистический и римский периоды

Для Египта эллинистической эпохи, как и для других эллинистических государств, было характерным сохранение наряду с развитым рабовладением старинных форм рабства: самопродажи свободных людей, долгового рабства и пр.

Чернокожий раб

Чернокожий раб. Эллинистический Египет, I в. до н. э., бронза, Лувр, Париж

Сохранились специальные указы Птолемеев о регистрации рабов, запрещении вывоза их из Египта, о розыске беглых рабов, наказании рабов и др. В завещаниях и в брачных контрактах рабы упоминаются как вид имущества. Однако исследователь А. И. Павловская утверждает, что папирусы дают весьма противоречивую картину социально-экономической ситуации в эллинистическом Египте: среди юридических документов этой эпохи законодательство о рабах занимает видное место, но в то же время папирусы, касающиеся рабства, составляют небольшую часть деловых документов, что свидетельствует о малом значении рабства для экономики. По мнению Павловской одной из причин ограниченного использования рабского труда были высокие цены на невольников. К. К. Зельин пишет, что период притока рабов в эллинистический Египет и особой заинтересованности в операциях с ними длился недолго, и во II—I вв. до н. э. практически не встречается указаний на использование рабской рабочей силы в сельском хозяйстве.

Также для эллинистического Египта характерно существование различных зависимых категорий населения, находящихся между рабами и юридически свободными людьми: гиеродулов — храмовые работники; батраков, работавших в принудительном порядке и не имевших права права уйти с места работы раньше определенного срока; десмотов — осужденные за преступления, военнопленные.

А. Б. Ранович считает, что в Римский период больше всего рабство получило распространение в Александрии Египетской, которая была типичным для рабовладельческого общества крупным центром. Рабство занимало здесь не меньше места, чем в Эфесе и Риме. Но Ранович замечает, что делать какие-либо обобщения или пытаться установить процент рабов по отношению ко всему населению затруднительно.

4. Египетское рабство в Библии

В Библии ярко обрисовано тяжёлое положение рабов-земледельцев и строителей:

И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей]. И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов. Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых. И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью.

Рабство в Древнем Египте — общественно-экономическая формация в Древнем Египте, имеющая на сегодняшний день спорные характеристики, от определяющей облик общества во всех его аспектах, до, согласно наиболее современным исследованиям, незначительно влияющей на хозяйственные процессы и представляющей из-себя прослойку патриархальных рабов.

Содержание

Общие характеристики

Отношения рабов и господ в Египте отличались патриархальностью. Рабы считались и назывались людьми, стояли под покровительством законов, имели свою законную семью и собственность. Храмовые и казённые рабы отличались выжженным клеймом с печатью присутственного места, ведению которого они подлежали. Они были организованы на военную ногу, считались частью войска, шли под начальством своих офицеров и под собственным знаменем. [1]

В российской египтологии существуют два противоположных взгляда на проблему рабства в Древнем Египте. Широко известна рабовладельческая концепция древнего Востока В. В. Струве, наиболее решительным противником которой выступал Н. М. Никольский, [2] указывавший на малочисленность рабов, упоминаемых в египетских и ассиро-вавилонских документах, и на то, что они не играли важной роли в производстве. [3] [4] [5] [2] Однако после того как в 1938 году рабовладельческая формация Древнего Египта была зафиксирована в Кратком курсе истории ВКП(б) альтернативные мнения в советской историографии стали постепенно исчезать. После XX съезда КПСС дискуссия в научных кругах возобновляется. [2]



Династический период

В период Нового царства из-за наличия сильной армии количество рабов в Египте увеличилось. [6] [5] Рабовладельческие отношения проникли почти во все слои египетского общества. Рабами могли владеть даже люди скромного общественного положения: пастухи, ремесленники, торговцы. [6] Несомненно, мелкие рабовладельцы использовали своих невольников не только для личных услуг, но и как непосредственных производителей. [6] Иногда отношение к рабам было гораздо гуманнее, чем в экономически более развитых древних обществах, что объясняется сохранением патриархального рабства, предусматривавшего интеграцию раба в общину. [6]

Эллинистический и римский периоды



Для Египта эллинистической эпохи, как и для других эллинистических государств, было характерным сохранение наряду с развитым рабовладением старинных форм рабства: самопродажи свободных людей, долгового рабства и пр.

Сохранились специальные указы Птолемеев о регистрации рабов, запрещении вывоза их из Египта, о розыске беглых рабов, наказании рабов и др. В завещаниях и в брачных контрактах рабы упоминаются как вид имущества. Однако исследователь А. И. Павловская утверждает, что папирусы дают весьма противоречивую картину социально-экономической ситуации в эллинистическом Египте: среди юридических документов этой эпохи законодательство о рабах занимает видное место, но в то же время папирусы, касающиеся рабства, составляют небольшую часть деловых документов, что свидетельствует о малом значении рабства для экономики. По мнению Павловской одной из причин ограниченного использования рабского труда были высокие цены на невольников. К. К. Зельин пишет, что период притока рабов в эллинистический Египет и особой заинтересованности в операциях с ними длился недолго, и во II—I вв. до н. э. практически не встречается указаний на использование рабской рабочей силы в сельском хозяйстве. [11]

Также для эллинистического Египта характерно существование различных зависимых категорий населения, находящихся между рабами и юридически свободными людьми: гиеродулов — храмовые работники; батраков, работавших в принудительном порядке и не имевших права права уйти с места работы раньше определенного срока; десмотов — осужденные за преступления, военнопленные. [11]

А. Б. Ранович считает, что в Римский период больше всего рабство получило распространение в Александрии Египетской, которая была типичным для рабовладельческого общества крупным центром. Рабство занимало здесь не меньше места, чем в Эфесе и Риме. Но Ранович замечает, что делать какие-либо обобщения или пытаться установить процент рабов по отношению ко всему населению затруднительно. [12]

Египетское рабство в Библии

В Библии ярко обрисовано тяжёлое положение рабов-земледельцев и строителей: [1]


Рабство в Древнем Египте существовало со времен Древнего царства . Обсуждения рабства в Египте фараонов осложняются терминологией, используемой египтянами для обозначения различных классов рабства на протяжении династической истории. Интерпретацию текстовых свидетельств о классах рабов в Древнем Египте было трудно дифференцировать только по словесному использованию. В Древнем Египте существовало три типа порабощения: движимое рабство, кабальный труд и принудительный труд. Но даже эти виды рабства поддаются индивидуальной интерпретации, основанной на доказательствах и исследованиях. Трудовая культура Египта представлена ​​множеством мужчин и женщин, и их социальный статус сложно отнести к одной категории.

СОДЕРЖАНИЕ

История

Старое королевство

Первый промежуточный период и Срединное царство

Второй промежуточный период и новое царство

Один из берлинских паприй показывает, что ко времени Второго промежуточного периода рабом мог владеть как элитный человек (например, король), так и община. Кроме того, власть сообщества выросла и теперь обладала способностью владеть и управлять общественной собственностью, включая собственность рабов, заменяя некоторую традиционную власть короля и его частных королевских рабочих. К этому периоду рабы также могли иногда становиться гражданами. Один из способов, которым это могло произойти, - брак.

Виды принудительного труда

Шатровое рабство

Рабы Чаттел были в основном военнопленными, их переправляли в разные города и страны для продажи в качестве рабов. Все пленники, в том числе мирные жители, не входящие в состав вооруженных сил, становятся королевским ресурсом. Затем фараон переселял пленников, перемещая их в колонии для работы, отдавая их в храмы, давая их в качестве награды достойным людям и отдавая их своим солдатам в качестве добычи . Некоторые рабы из движимого имущества начинали как свободные люди, которые были признаны виновными в совершении незаконных действий и были вынуждены отказаться от своей свободы. Другие рабы из движимого имущества родились от матери-рабыни.

Кабалы

Древние египтяне могли продавать себя и детей в рабство в форме кабального труда . Самопродажа в рабство не всегда была выбором людей по доброй воле, а скорее результатом людей, которые не могли выплатить свои долги. Кредитор погасит долг, приобретя человека, который был в долгу в качестве раба, вместе со своими детьми и женой. Должнику также придется отказаться от всего, что было в собственности. Крестьяне также могли продавать себя в рабство за еду или кров.

Некоторых рабов купили на невольничьих рынках недалеко от азиатского региона, а затем отправили в военнопленные. Не все были выходцами из чужих областей за пределами Египта, но рабов часто находили и собирали за границей. Этот акт рабства повысил военный статус и мощь Египта. Кабальные рабочие мечтали об освобождении, но никогда не знали, достижимо ли оно когда-либо. Иностранные рабы Египта имели возможность вернуться на родину, но те, кого привезли из Нубии и Ливии, были вынуждены оставаться в границах Египта.

Принудительный труд

Несколько департаментов древнего египетского правительства имели возможность нанимать рабочих из числа населения для работы на государство с барщинной системой труда. Рабочие были мобилизованы для таких проектов, как военные экспедиции, горные разработки и разработка карьеров, а также строительные проекты для государства. Этим рабам платили заработную плату в зависимости от их уровня квалификации и социального статуса за их работу. Призывники не принадлежали отдельным лицам, как другие рабы, а скорее выполняли работу как долг перед государством. Наемная рабочая сила была формой налогообложения государственных чиновников и обычно происходила на местном уровне, когда высокопоставленные чиновники вызывали руководителей небольших деревень.

Мастера

Мастера Древнего Египта были связаны обязательствами, когда владели рабами. Хозяевам было разрешено использовать способности своих рабов, используя их различными способами, включая домашние услуги (повара, горничные, пивовары, няни и т. Д.) И услуги по трудоустройству (садовники, конюшни, полевые работники и т. Д.). Хозяева также имели право принуждать раба изучать ремесло или ремесло, чтобы сделать раба более ценным. Хозяевам запрещалось принуждать детей-рабов к тяжелому физическому труду.

Экономика

Древний Египет был крестьянской экономикой, и только в греко-римский период рабство стало более заметным. Торговля рабами в Древнем Египте осуществлялась через частных торговцев, а не через публичный рынок. Сделка должна была быть проведена перед местным советом или должностными лицами с документом, содержащим пункты, которые использовались в других ценных продажах. Однако фараоны могли обойти это и обладали властью отдавать рабов любому, кого они считали нужным, обычно являясь визирем или дворянином .

Рабская жизнь

Многие рабы, работавшие в храмовых владениях, жили в карательных условиях, но в среднем древнеегипетские рабы вели жизнь, похожую на крепостных. Они были способны вести переговоры о сделках и владеть личной собственностью. Рабыням и долговым рабам давали еду, но, вероятно, не платили.

Читайте также: