Что такое профсоюз агитация

Обновлено: 28.06.2024

С 14 по 17 мая в Майкопе проходил всероссийский информационный семинар для руководителей информационных подразделений и редакторов изданий членских организаций ФНПР. На нем были подведены итоги Года профсоюзной информации, участники семинара обменялись опытом и сделали оценку состояния информационной работы в своих организациях.

Свои наработки и информпродукцию показал и информационно-редакционный отдел Федерации профсоюзов Красноярского края. Представляю вашему вниманию некоторые аспекты информационной деятельности в профсоюзах и предложения по ее развитию, которые были обозначены мною на всероссийском семинаре.

ГПИ-2017

Конечно, Год профсоюзной информации не являлся волшебной палочкой, которая должна была мгновенно решить все проблемы. Тем не менее, он придал дополнительный импульс информационной деятельности, и движение вперед есть почти во всех наших членских организациях. С разной скоростью, с разной степенью результативности, но есть.

Практически все мероприятия Года профсоюзной информации, предусмотренные планом ФНПР для территориальных объединений организаций профсоюзов, в течение года в Федерации профсоюзов Красноярского края были реализованы. Мониторинг и формирование базы информресурсов мы делали и раньше. По подписке на "Солидарность. Красноярский выпуск" стремимся к обеспеченности 1 экземпляр на 40 членов профсоюзов (сейчас 1 на 95). В течение года появились новые профсоюзные газеты, сайты и другие источники профсоюзной информации, возросла посещаемость и количество участников интернет-ресурсов и так далее. Не буду подробно сейчас на этом останавливаться, ознакомиться с итогами проведения в Федерации профсоюзов Красноярского края Года профсоюзной информации можно на сайте ФПКК по ссылке .

Тем не менее, проблем и нерешенных задач в информационной деятельности профсоюзов, хоть отбавляй.

ПРОФСОЮЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: "КАПЛЯ В МОРЕ"

Практика показывает, что осведомленность членов профсоюзов о деятельности профсоюзных структур – от профкома до ФНПР – недостаточная, если не сказать минимальная. Например, в Красноярском крае более 50 профсоюзных источников информации: сайты, печатные и электронные периодические издания, страницы в социальных сетях. Добавим к этому и все другие профсоюзные каналы информирования – стенды, электронную почту, мобильную связь, мессенджеры, собрания, семинары и т.д. Получается не мало.

Но давайте посмотрим на эту ситуацию с другой стороны, со стороны потенциального потребителя. Просто элементарно суммируйте тиражи профсоюзных изданий, посещаемость сайтов, количество участников групп в соцсетях и сравните это количество с численностью членов профсоюзов – получается очень небольшой охват.

Добавим к этому, что информация, распространяемая по профсоюзной структуре, с использованием других инструментов, имеет свойство "тормозиться" и даже "застревать" на разных ее уровнях.

Большинство членов профсоюзов даже не знают о существовании источников профсоюзной информации – профсоюзных газет, сайтов, групп в соцсетях и т.д. Людей реально получающих профсоюзную информацию не так много. Не профсоюзная общественность "сталкивается" с профсоюзной информацией еще реже.

Еще необходимо учесть, что в объеме размещаемой информации наблюдается перекос в сторону культурно-спортивного характера и мало информации отражающей основные направления деятельности – о переговорах и коллективных договорах, зарплате и правовой помощи, профсоюзных акциях и кампаниях солидарности, примерах конкретной помощи членам профсоюзам и т.д. В такой ситуации ожидать осознанного членства, проявления солидарности не приходится.

Ведь для профсоюзов главное – даже не то, чтобы информацию узнали, а то, чтобы она "заработала" – оказывала практическую помощь профсоюзным организациям, соответствовала интересам членов профсоюзов и работников, побуждала к активной профсоюзной деятельности и вступлению в профсоюз.

"ПЯТОЕ КОЛЕСО" В ПРОФСОЮЗНОЙ РАБОТЕ

К тому же, распространение и размещение информации зачастую носит бессистемный характер. Не всегда профсоюзные организации готовы давать информацию даже о своих реальных достижениях по защите работников. Приходится из них ее "вытягивать".

Практика показывает, что основная проблема в том, что у многих профсоюзных лидеров нет понимания значимости и необходимости информработы, не входит она в число приоритетов.

"КОДЕКС ПРОФАКТИВИСТА"

Между тем "связка" профсоюзных лидеров, активистов, специалистов с информационными работниками способствует "движению" профсоюзной информации.

Каждый председатель профсоюзной организации, специалист должен держать в голове задачу – выдавать информацию постоянно и всегда.

Осуществляя информационную работу сегодня, профсоюзным лидерам всех уровней необходимо исходить из прав и интересов членов профсоюзов, выраженных в следующих тезисах:

– каждый член профсоюза имеет право получать регулярную, исчерпывающую, достоверную информацию о деятельности своей профсоюзной организации и профсоюзов России в целом;

– каждый член профсоюза имеет право общаться с коллегами, выражать свое мнение, рассказывать о профсоюзной деятельности и о том, что происходит на его рабочем месте;

При этом профсоюзным руководителям важно осознавать:

– получая и предоставляя профсоюзную информацию, они способствуют более эффективной деятельности профсоюзов и укреплению профсоюзной солидарности;

– информируя тех работников, которые еще не состоят в профсоюзах, о действиях и возможностях профсоюзов, они способствуют их объединению и сплочению в единую организацию.

Мы разработали эти тезисы и назвали их "Кодекс профактивиста". Считаем, что это основа и ориентир для каждого, чья деятельность связана с профсоюзами.

"ЗАЧЕМ?" VS "ЧЕМ?"

И еще о кадрах. То, что чаще всего обозначается как проблема – неосвобожденные от основной работы председатели первичек (99,9%), ответственные за информационную работу на общественных началах, отсутствие времени – это реальные условия. Они не изменятся, скорее всего, даже в перспективе.

Это означает, акцентирую ваше внимание на этом, что подавляющее большинство профактивистов занимающихся информработой никогда не будут иметь соответствующего образования в области информационных технологий, журналистики, связей с общественностью. Информационная работа всегда будет вестись на общественных началах. И именно исходя из этих условий должны приниматься все решения, проводиться обучение, и в целом выстраиваться алгоритм информационной деятельности. Это основа.

Поэтому на любых мероприятиях и площадках мы говорим об этом, а значительная часть времени на наших информационных семинарах посвящена именно мотивации информационной работы. Как и с помощью чего информировать – многие понимают. Важнее убедить этим заниматься. "Зачем?" важнее "Чем?".

Теперь некоторые практические предложения, которые, на мой взгляд, могут способствовать развитию информационной деятельности и быть полезными на любом уровне, от первички до общероссийского.

1. "СУХОЙ ОСТАТОК" ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМРАБОТЕ

Провести анализ ситуации в сфере обучения информработе. Кто, кого, как, чему, зачем учит на информационных семинарах. Собрать информацию от членских организаций ФНПР (темы, преподаватели, формат, продолжительность, категории обучаемых, изучить статистику, выявить лучшие практики и т.д.), выработать единые подходы, разработать рекомендации и методички. Сейчас системности в этой области нет. Ведь не редкость, когда приглашенные со стороны PR-специалисты на семинарах слово "бизнес" заменяют на слово "профсоюз", в результате мы получаем "оторванные" от профсоюзной реальности семинары и участники не могут применить полученные знания на практике.

2. ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО

Разработать критерии качества источников профсоюзной информации (газет, сайтов, групп в соцсетях, профсоюзных стендов), включающие в себя весь спектр в этой области – от содержания и оформления до технологических и кадровых моментов. Такие ориентиры были бы кстати и для информационных работников, и для профсоюзных руководителей. Возможно, выпустить их в виде практического руководства по повышению эффективности источников профсоюзной информации. Также полезно было бы иметь какие-то общие подходы и стандарты в отношении информационных подразделений профсоюзных структур любого уровня.

3. ЧТО ЧИТАТЬ, СМОТРЕТЬ И СЛУШАТЬ ЧЛЕНУ ПРОФСОЮЗА

Необходима активная пропаганда (реклама) профсоюзных газет, сайтов, групп в социальных сетях и т.д. Нужны сведения об источниках профсоюзной информации: что читать, смотреть и слушать члену профсоюза; где и как, на каких информационных ресурсах он может общаться с коллегами, выражать свое мнение и позицию; как найти эти источники и площадки информации и т.д.

Поэтому мы разработали форму информационного паспорта Федерации профсоюзов Красноярского края, включающую в себя базу данных информационных ресурсов профсоюзов края. Ключевой момент паспорта – "технология", помогающая профсоюзному активисту стать читателем или автором профсоюзной информации.

На его основе можно делать (и некоторые профорганизации как у нас в крае, так и за его пределами уже используют эту форму) аналогичные и в другом масштабе: федеральном, отраслевом, окружном, краевом (областном), первичном; а также в разной тематике: "Профсоюзные группы в социальных сетях", "Профсоюзные газеты и журналы", "Профсоюзные сайты России" и др.

Причем в такой паспорт, например, в первичке включать все – от информации о месте расположения и периодичности обновления профсоюзного стенда до ресурсов ФНПР и Федерации (сайты, газеты, группы в соцсетях, адреса элетронной почты и др.), а также своего отраслевого профсоюза и краевой (областной) организации. И распространить этот паспорт в организации. Уже только такие действия могут существенно увеличить аудиторию получателей профсоюзной информации.

4. ПОДПИСАЛИСЬ НА ГАЗЕТУ ВЫ? ВЫ НАСТОЯЩИЙ ЛИДЕР ПОСЛЕ ЭТОГО!

Провести всероссийскую кампанию по подписке на газету "Солидарность". Совместными усилиями всех уровней профсоюзной структуры обеспечить годовой подпиской на газету "Солидарность" все без исключения первички страны. Каждый профсоюзный лидер должен будет организовать доступ профактива к газете, а они в течение года, знакомясь с газетой, пусть сами решат: нужна им она или нет.

Если подойти ответственно, по такой же технологии, как профсоюзы проводят любые другие акции, к примеру, 1 мая, то наверняка эффект будет. Для привлечения внимания установить единые дни подписки, в частности, накануне 1 мая и 7 октября.

5. КПД ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нужно анализировать используемые методы ведения информационной деятельности, применение тех или иных информационных ресурсов (с помощью опросов и других инструментов), тем самым выявлять приоритеты для своей профорганизации. Ведь может оказаться так, что отдача от размещения информации во внешних СМИ окажется менее эффективной, чем агитационная продукция, стенд, газета, личное общение или иные коммуникации.

6. ПРОФСОЮЗНЫЕ ГРАНТЫ

7. ИНФОРМИРОВАНИЕ, АГИТАЦИЯ, ПРОПАГАНДА – ГЛАВНЫЕ ТРЕНДЫ ПРОФСОЮЗНОЙ РАБОТЫ

Давайте попробуем создать общероссийскую сеть информационных работников профсоюзов на основе мессенджера (либо с использованием других сервисов). Например, группа в WhatsApp, включающая в себя сотрудников редакции центральной профсоюзной газеты "Солидарность", департамента общественных связей ФНПР и руководителей информационных подразделений общероссийских профсоюзов и территориальных объединений организаций профсоюзов. В свою очередь, информационщики ТООП и ОП создают группы из ответственных за информационную работу в крайкомах и обкомах. А они также создают группы и замыкают на себя райкомы и первички. Разработать порядок ведения таких групп в мессенджерах, чтобы как говорится "не засорять эфир". Отрабатывать технологии информационной поддержки коллег, любых профсоюзных действий и кампаний. "Набивать руку" массового информирования членов профсоюзов, одновременного размещения информации с использованием всех источников профсоюзной информации.

Можно еще много чего предлагать. Но даже если выполнить все то, что уже предусмотрено на всех уровнях профсоюзной структуры различными документами, программами, резолюциями, концепциями и планами в области информационной политики – то это тоже будет конкретный шаг и движение вперед.

ИНФОРМРАБОТА НА ПЕРЕДОВОЙ

Практически каждый профсоюзный лидер, заинтересованный в развитии своей организации, задумывается над тем, что может способствовать повышению эффективности информационной работы. И прошедший год показал, что немало профсоюзных организаций проявили ответственный подход в решении поставленных задач и добились определенных результатов.

Работа в профсоюзных организациях, особенно в первичках – как на передовой: самая трудная, самая ответственная. И без информационной поддержки здесь не обойтись. И не важно при этом, какие использовать инструменты – суперсовременные или традиционные. Для достижения результата, все хороши. Тем более большинство знает и что делать, и как делать. А вот мотивация информационной деятельности в нашей профсоюзной действительности как раз нередко отсутствует.

Когда у профактивистов и лидеров появляется желание изменить существующее положение дел, все остальные проблемы решаются. Если профсоюзные руководители убеждены и имеют волю сделать так, чтобы члены профсоюзов и общественность имели постоянный доступ к объективной информации о реальной деятельности профсоюзных организаций, то остальное, как говорится, дело техники. И выбора приоритетов.

Валерий ХОБОТКОВ,
руководитель информационно-редакционного отдела Федерации профсоюзов Красноярского края, главный редактор газеты "Солидарность. Красноярский выпуск"


Designed by pch.vector / Freepik

Отличить своих от чужих

Современное значение

В информационной и агитационной работе профсоюзных организаций использование слоганов, лозунгов и речевок также необходимо. Это простой способ донести свои идеи до большого количества людей доступными словами. Хороший лозунг мотивирует и подвигает к действию. Запоминающиеся строчки помогают сформировать образ организации и создать правильные ассоциации.

Я – в профсоюзе. Я знаю – я прав. Это – защита гарантий и прав!

Подписались на газету вы! Вы настоящий лидер после этого!

Все вступайте в профсоюз – станет крепче наш союз!

Профсоюзная газета расскажет нам и про то, и про это!

Чтобы не впасть в ступор – читай профсоюзный рупор!

Пусть крепок будет наш союз: Труд! Справедливость! Профсоюз!

С профсоюзом ты всегда будешь знать свои права!

Зайди на сайт ФПКК, узнаешь больше, чем в ТК!

Молодежь, за профсоюз держись! Только он твоя путевка в жизнь!

Законность, единство, уважение – вот сила профдвижения!

Как придумать слоган

Задача придумать хороший слоган может поставить в тупик любого. Хочется, чтобы он был запоминающимся, но в то же время хорошо доносил нужную мысль. Специалисты предлагают придерживаться нескольких правил при создании слоганов:

• Лаконичность – хороший слоган обычно не превышает шести-девяти слов.

• Простота – необходимо избегать малознакомых терминов или чересчур сложных слов. За красотой может потеряться смысл.

• Запоминаемость – создать запоминающийся слоган помогает использование рифмы или повторяющихся гласных/согласных звуков. Также хорошо западают в память интересные метафоры, сравнения.

• Эмоциональность – слоган должен мотивировать человека к чему-то и нести в себе посыл. Важно выделить главную мысль, которую хочется донести до публики. Например, основные черты профсоюзной организации.

Наталья МОРОЗОВА

– Слоган нашей профсоюзной организации – "Ты нужен профсоюзу – профсоюз нужен тебе!". Мы используем его при написании статей, а также при проведении мероприятий. Например, недавно под таким названием у нас прошел образовательный форум, в котором приняли участие не только работники нашего предприятия, но и представители Новосибирской территориальной организации профсоюза. Помимо слогана у нас есть логотип, на нем изображено рукопожатие. Вместе они способствуют узнаваемости профсоюза. Рукопожатие – это напоминание о том, что профсоюз помогает работникам и поддерживает сотрудничество с руководством. Логотип и слоган мы используем для оформления нашей сувенирной продукции, в том числе кружек, которые мы вручаем новым членам профсоюза.

Татьяна ОРЛОВА

председатель Красноярской территориальной организации Общероссийского профсоюза авиационных работников:

– Мы используем слоганы во время проведения акций. Порой они отражают конкретную позицию работников. Например, у гидрометслужбы на сегодняшний день, как и у многих бюджетников, заработная плата специалистов и работников неквалифицированных профессий сравнялась с МРОТ. В такой ситуации, конечно, трудящиеся выдвигают такие слоганы, под которые встают и другие люди. Они заряжают желанием присоединиться к акции и совместно решать вопросы.

Галина КУДРЯШОВА

– Мы активно используем различные слоганы. Например, при проведении последней акции "Профсоюзный витамин" работники сочиняли целые двустишия, четверостишия на эту тему. Все взбодрились, проявили свои таланты. Я думаю, что использование слоганов расцвечивает нашу профсоюзную жизнь яркими красками! Могу привести пару примеров: "В борьбе за здоровье рабочих едины и профсоюз, и витамины", "Чтоб жилось как на картинке, где болезней вовсе нет, профсоюзной витаминкой повышай иммунитет", "Профсоюзный витамин металлургам необходим". Наш работник-электролизник сочинил такой слоган: "Профсоюзная витаминизация – это никогда не унывай, витамины потребляй". Недавно мы проводили агитационную акцию о необходимости вакцинации, она проходила под слоганом "Я прививки не боюсь". Если говорить в целом, то использование слоганов, речевок – это хороший способ донести до работников информацию, не используя казенные слова. Они привлекают внимание и воспринимаются намного проще.

Как вы все знаете, агитационной кампании в первичной профсоюзной организации отводится очень важная роль. Ведь если не будет членов профсоюза, организация тоже существовать не будет.

Именно поэтому агитационная работа не прекращается ни на минуту в течение всего учебного года, а первые неделе осени оказываются самыми напряженными.

Анализ практики агитационных кампаний по вступлению в Профсоюз вузов России (а мы провели опрос более 100 ВУЗов из 8 округов) показывает, что вся кампания имеет несколько этапов характерных в той или иной степени для всех вузов. Надо понимать, что рассматриваемый нами, в рамках данного мастер-класса вариант, является квинтэссенцией наиболее удачных идей, реализуемых в рамках агитационных кампаний профсоюзных организация студентов различных вузов. И именно в таком, максимально полном варианте, не существует нигде. Но это тот самый идеальный, максимально полный вариант, к которому нужно стремиться, и который должен дать максимальный эффект агитационной кампании.

1. Нулевой этап.

Агитационная кампания начинается еще до поступления абитуриента в вуз. Представители профсоюзной организации студентов принимают активное участие в профориентационной кампании.

Студенты-активисты в толстовках, футболках и т.д. ездят по школам, вместе с представителями приемной комиссии или других структур вуза ответственных за набор абитуриентов. Выступают с рассказом о студенческой жизни вуза и, конечно, о деятельности профсоюзной организации, раздают буклеты, значки и другую мелкую сувенирную продукцию.

При проведении Дня открытых дверей устраивают экспозицию о работе профсоюзной организации, рассказывают абитуриентам о различных аспектах внеучебной деятельности вуза и роли профкома студентов в ней, распространяется раздаточный материал профсоюзной организации или университета с блоком о профкоме. Таким образом, положительный имидж студенческой профсоюзной организации создается у молодого человека еще до поступления в вуз, что делает его более восприимчивым к идее вступления в члены Профсоюза уже в статусе студента.

В качестве минусов и проблем данного этапа можно отметить его высокую трудо – и ресурсоемкость. Приходится посещать несколько десятков школ. Кроме того этот этап требует плотного взаимодействия с вузовскими структурами, что может привести к дополнительным организационным сложностям, связанным с необходимостью согласования плана работы профкома и графика поездок по школам. Также стоит отметить, что на данном этапе целевая аудитория агитационной кампании слишком размыта, так как работа идет со всеми школьниками, а не только с теми, кто будет поступать в данный конкретный вуз. Также, в этой схеме иногородние абитуриенты охвачены незначительно, и, следовательно, часть первокурсников все равно окажется не знакомой с деятельностью профкома.

В этом смысле более эффективным представляется агитационная работа на дне открытых дверей, куда приходят уже те абитуриенты, которые, с высокой долей вероятности, будут поступать в данный вуз. Там же и обеспечивается охват части иногородних абитуриентов.

Так же существует практика организации информационного уголка во время работы приемной комиссии. К этой деятельности привлекаются студенты-активисты, которые в период работы по приемке документов для поступления в университет рассказывают о внеучебной деятельности и знакомят с ППО. Параллельно с приемом документов для поступления принимают документы для поселения в общежития. Если это делается непосредственно в помещении профкома студентов, то иногородние студенты сразу начинают воспринимать организацию как важную по данному направлению. А это означает, что убедить их в том, что ППО призвана защищать их права и гарантии будет намного проще.

Этот метод взаимодействия с приемной комиссией оказывается наиболее эффективным из вышеперечисленных, так как охватывает именно ту аудиторию, которая, вероятнее всего, останется в стенах университета.

2. Первый этап.

День знаний 1 сентября. В числе выступающих на торжественной линейке, выступает и председатель (зам. председателя) профкома студентов. И хотя информационная ценность его выступления будет не велика – вряд ли его выступление будет длиться более 5 минут, тем не менее, все первокурсники видят, что председатель профкома это важный и значимый человек, потому что он выступает в одном ряду с ректором и проректорами. А, следовательно, и профком студентов это важный элемент вузовской жизни.

В качестве дополнительного усиления значимости профкома студентов в глазах первокурсников, может использоваться еще и такой прием, когда на торжественной линейке, представляют все факультеты, деканов этих факультетов, заместителей деканов по воспитательной работе и председателей профбюро факультетов.

В дальнейшем торжественная линейка распадается на отдельные факультеты, где проходят свои встречи с администрацией факультетов, и тут уже слово предоставляется председателю профбюро факультета, чем соответственно подчеркивается высокий статус профбюро и его председателя.

В ряде вузов практикуется предварительный сбор и подготовка председателей профбюро к выступлению 1 сентября. Во время такой подготовки коллективно проговариваются основные моменты, которые необходимо отразить в своей приветственной речи для первокурсников, на каких аспектах деятельности профкома следует акцентировать внимание. Разрабатывается и выпускается памятка для председателей профбюро. По итогам каждый председатель профбюро готовит свою речь и выступает с ней, после чего идет коллективное обсуждение выступления и внесение в него корректировок в случае необходимости. По мотивам наиболее удачных выступлений готовятся образцы выступлений на будущее.

Так же существует практика проведения тренингов и мастер-классов по ораторскому искусству для выступающих.

На факультетских собраниях, после выступления председателя профбюро, происходит не только вручение студенческих билетов и зачетных книжек, но и выдача различных памяток первокурсника, в которых содержится важная для него информация о вузе:

- Ф.И.О. и контакты администрации вуза и факультета;

- расположение аудиторий, корпусов и общежитий;

- график работы столовых, буфетов, библиотек, спортзалов;

- перечень творческих и спортивных секций;

- перечень и даты наиболее значимых мероприятий;

И конечно, в этой памятке содержится основная информация о профсоюзной организации студентов – месторасположение, контакты, ссылки на группы в соцсетях, структура профкома с Ф.И.О. и контактами членов профкома, цели и задачи профкома, краткое описание деятельности и т.д.

Памятка изготавливается в компактном формате, так что бы первокурснику было удобно носить ее с собой, хотя бы первое время.

Что хотелось бы отметить на примерах, это то что памятка должна быть яркой, информативной и компактной. Приветствутся различные формы представления информации. Поэтому хотелось бы отметить использование инфографики. Также обращаю ваше внимание на календарь, после которого идет описание самых крупных мероприятий профкома. пример памяток

Слайд 6,7,8

Помимо памяток, в ряде вузов практикуется праздничный выпуск газеты или журнала, выпускаемых профкомом, в котором напечатаны поздравления первокурсникам с 1 сентября от имени ректора и председателя профкома. А также информация о профсоюзной организации, обзор ее мероприятий, публикуются фотографии членов профкома. Эти газеты также раздаются первокурсникам на собраниях факультетов. Смысл этих изданий, не столько информационный, сколько статусный, так как печатное издание ассоциируется с чем-то значимым и важным, и тот факт, что в данном издании наряду с обращением и фотографией ректора, присутствуют обращение и фотографии председателя и членов профкома, повышает статус профсоюзной организации в глазах первокурсников.

Также на собраниях факультетов организуется просмотр агитационных роликов рассказывающих о деятельности профкома и агитирующих на вступление в ряды членов Профсоюза. Примеры этих роликов мы посмотрим во второй части нашего мастер-класса.

3. Второй этап.

На втором этапе проводятся мероприятия направленные на сплочение студенческих групп и выявление лидеров в их рядах. Разнообразие таких мероприятий огромное. Фактически все такие мероприятия разделяются на три условных типа:

- Тропа первака (квесты);

Отличие между этими тремя типами фактически в том, что первый тип мероприятий направлен только на сплочение групп и выявление лидеров. Веревочные курсы бывают выездные, когда всех первокурсников вывозят на базу отдыха.

Второй тип имеет квестовую составляющую и направлен, в том числе на изучение территории и инфраструктуры вуза. В некоторых вузах проводятся ночные квесты по вузу, что добавляет романтизма и таинственности данным мероприятиям, и делает их, в глазах первокурсников еще более значимыми и запоминающимися.

В любом случае оба этих типа достаточно похожи, и состоят из отдельных станций, на которых группе студентов дается некое нестандартное задание, которое нужно выполнить за определенное время(отсечка по времени нужна, что бы создать экстренную ситуацию, в которой, как правило, и проявляется лидер, ну и что бы само мероприятие не было сильно растянуто по времени). Суть этих заданий должна быть в том, что выполнять их нужно коллективно, а команда конечно работает более эффективно под руководством лидера, таким образом искусственно создается ситуация благоприятная для проявления вожака - потенциального профорга группы.

Третий тип включает в себя комплекс небольших мероприятий в группах: встречи с председателями профбюро, игры на сплочение, тренинги по командообразованию, собрания и т.д. Адаптив обычно проходит внутри каждого факультета и в своей программе отражает не только общую информацию о вузе и ППО, но и затрагивает традиции каждого факультета.

В мероприятиях должны принять участие 100% первокурсников, для этого выпускается приказ по вузу, что бы избежать лишних вопросов от администрации вуза, на тему что это чисто профсоюзное агитационное мероприятие, все оформляется как спортивное или культурно-массовое мероприятие. Также приказ по вузу позволяет получить финансирование данного мероприятия от университета.

Во время проведения данных мероприятий за каждой группой первокурсников закрепляется наставник со старших курсов – куратор, тьютор, адаптер. Дальше будем обобщенно называть их Кураторами.

Перед тем как провести данные мероприятия, проводятся отдельные собрания со старшекурсниками – Школа Кураторов, Школа Адаптаторов.

На этой Школе кураторам еще раз рассказывают о деятельности профкома студентов, о его целях и задачах, об основных аспектах внеучебной деятельности в вузе. Выпускаются и раздаются памятки куратора. Проводиться выходное тестирование кураторов по итогам которого, принимается решение о допуске или не допуске до работы с первокурсниками.

Кураторам ставиться задача, не только помогать первокурсникам проходить этапы на веревочном курсе или тропе первака, но и донести необходимую информацию о профкоме и вузе, а также провести агитацию о важности вступления в ряды Профсоюза работников народного образования и науки.

Во время или по итогам проводимого мероприятия первокурсникам выдаются, в качестве награждения, или просто в качестве приятного бонуса различные приятные мелочи от профкома: билеты в кино на всю группу, браслетики с мотивирующими или агитационными надписями, хештегами, логотипами, фрисби и т.д.

Все эти меры должны создать у первокурсника ощущения, что профсоюзная организация это интересная и приятная организация, и быть в ее составе – это значит быть частью команды, частью большой семьи.

Одним из самых эффективных стимулов является, конечно, проект Профком дисконт. Карты Профком дисконта не только имеют ощутимую, внятную и конкретную пользу и материальную выгоду, но и показывают значимость профкома не только на уровне вуза, но и города в целом. Ведь если даже коммерческие организации города сотрудничают с профкомом, и не просто сотрудничают, а объединяются под его эгидой, значит профсоюзная организация действительно сильная и значимая организация и членство в ней имеет несомненные плюсы, причем не только уже видимые, но и, скорее всего грядущие в будущем

4. Третий этап.

На третьем этапе происходит непосредственный прием в члены Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

К сожалению, на этом этапе, профсоюзные организации допускают максимальное число ошибок.

Вот наиболее распространённые из них:

- Написание заявлений абитуриентами – по договоренности с приемной комиссией вуза, вместе с пакетом документов на поступление в вуз выдается бланк заявления на вступление в Профсоюз;

- Заявления на вступление собираются с первокурсников прямо 1 сентября на собраниях факультетов;

- Написание заявления на вступление в Профсоюз является одной из станций Веревочного курса или Тропы первака;

Все эти уловки дают тактический выигрыш – они гарантируют практически 100% вступаемость, но в стратегическом смысле это ошибки, потому что они порождают неосознанное членство в Профсоюзе, т.е студенты реально не знают и не понимают зачем и куда они вступили и вступили ли вообще, так как все эти моменты имеют высокую эмоциональную напряженность и степень стресса.

Кроме того, еще одним распространённым типом ошибок, на этапе вступления является не правильное оформление документов необходимых для вступления в ряды Профсоюза.

В первичную профсоюзную организацию (наименование организации Профсоюза) от (ф.и.о., должность)

ЗАЯВЛЕНИЕ
о вступлении в Профсоюз

прошу принять меня в члены Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Обязуюсь выполнять Устав Профсоюза, уплачивать членские профсоюзные взносы и принимать участие в деятельности организации Профсоюза.

Примечание: Заявление хранится в первичной профсоюзной организации

Руководителю образовательного учреждения

(наименование образовательного учреждения)

(Ф.И.О. члена Профсоюза)

о безналичном перечислении членского профсоюзного взноса

Я, (ф.и.о. , полностью)

Примечание: оригинал заявления хранится в бухгалтерии учреждения, копия заявления - в профсоюзном комитете

Обратите внимание, что заявление на вступление пишется в профсоюзную организацию, но вступает первокурсник в Профсоюз работников народного образования и науки РФ, а не профсоюзную организацию студентов Н-ского университета, и не в профсоюз студентов и не в профком студентов, как встречается в некоторых вузах.

В целом, на каждую группу первокурсников должен быть оформлен пакет документов, включающий в себя:

- заявление на вступление в Профсоюз, каждого члена группы,

- заявление на перечисление взносов, на каждого члена группы,

- протокол выбора профорга группы

- анкета первокурсника, также на каждого члена группы.

Анкета носит произвольный характер, и в ней обычно отражается социальное положение первокурсника, а также его увлечения и достижения в творческой, спортивной и общественной деятельности, которые у него были до поступления в вуз. Это позволит упростить задачу и профоргам и председателям профбюро для дальнейшей работы с группами и организации различных мероприятий на факультете и в группе.

Отдельно хочется остановиться на таком документе как учетные карточки членов Профсоюза, они тоже должны быть оформлены на каждого члена Профсоюза, однако в последние годы многие организации переходят на электронный учет своих членов, и за этим конечно будущее.

5. Четвертый этап.

На четвертом этапе происходят выборы профорга группы. Организация выборов это целиком и полностью задача председателя профбюро факультета, потому что ему в дальнейшем работать с этими людьми, и он должен четко представлять кто этот человек, и какое к нему отношение в группе, как и насколько, поддерживают его одногруппники.

Поэтому поручать выполнение этой задачи старостам, заместителю декана по воспитательной работе или тем более пускать выборы на самотек недопустимо.

Организовывать выборы профоргов необходимо только после проведения Веревочного курса или Тропы первака, потому что, во-первых после этих мероприятий первокурсники получше узнают друг-друга, а во-вторых, на таких мероприятиях, как уже говорилось ранее, как правило, в группе проявляются лидеры.

Оба этих сценария, скорее всего, закончатся плохо. Выскочки быстро перегорают, особенно когда понимают, что профорг это не почетная должность, что тут еще и работать надо. А тихони, даже если и хотят все равно работают плохо, так как не пользуются авторитетом и поддержкой в группе.

6. Пятый этап.

На пятом этапе происходит обучение и подготовка профоргов-первокурсников. Потому что, не достаточно выявить лидера группы, который поведет за собой своих одногруппников, но и объяснить ему куда и зачем он их ведет.

В разных вузах это организовано по-разному, где-то это просто собрание всех свежеизбранных профоргов, где-то полномасштабные выездные школы.

Представляется что, полномасштабные школы предпочтительнее, так как объем информации, который нужно донести до профорга-первокурсника очень велик, что бы уложить его во временные рамки собрания или двух.

Кроме того на выездных школах формируется особый корпоративный дух, и возникают факультетские команды профоргов, сплочённые не только общим делом но и дружбой. Профорги-первокурсники становятся идейными бойцами Профсоюза.

При подготовке к школе профоргов нужно в первую очередь определить для себя, что мы хотим получить на выходе. Какими качествами и знаниями должен обладать профорг, прошедший через школу, и на основании этого понимания готовить программу. Кроме того необходимо подготовить методические материалы различные памятки профорга, методички и т.д., что бы информация, которую вы вкладываете в профоргов на школе, не выветривалась со временем, и была ему доступна на протяжении всей учебы в вузе.

ИНФОРМАЦИОННАЯ РАБОТА С ПЕРВОКУРСНИКАМИ

Немаловажную роль в агитационной кампании уделяют информационной работе в социальных сетях.

С первого дня учебы первокурсников агитируют вступать в группы Профкома студентов и группы профбюро в ВКонтакте. Данную площадку используют для размещения различной информации о ППО, инфографик, фотоотчетов и т.д. Социальные сети хранят наиболее наглядную информацию о деятельности организации, которую первокурсник может изучить самостоятельно.

Именно поэтому мы сейчас переходим к видероликам, которые чаще всего размещают в группах ВК, на каналах Ютуб.

Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился .


Если смотреть с точки зрения сурового языка юриспруденции, профессиональный союз (профсоюз) - это объединение работников на добровольной основе, связанных друг с другом профессиональными интересами. Конечной целью профсоюза, как организации, является защита прав и интересов своих членов, как на трудовом, так и на социально-экономическом уровне. Теперь давайте подробнее остановимся на том, кому и для чего нужен профсоюз, а также как создать профсоюзную организацию и привлечь в неё своих коллег.

Для чего нужен профессиональный союз?

При найме на работу человек понимает, что перед ним будут ставиться некие задачи, которые ему предстоит выполнять. Исходя из специфики трудовых отношений, работнику, по ряду вопросов, приходится подчиняться работодателю, что напрямую указывает на необходимость выполнения определенных требований. В определённом смысле, работник попадает в зависимость от своего начальника. К сожалению, далеко не все руководители одинаково приятны как в рабочем, так и в личном отношении. Среди них встречаются такие, которые рады нагрузить своих подчинённых дополнительными обязанностями, заплатить поменьше, несправедливо применить какое-нибудь дисциплинарное взыскание, да и в прочих отношениях не чтят трудовой кодекс. Что же происходит, если среди руководителем и работником возникает конфликтная ситуация?

Работники создают профсоюзные организации и вступают в них, чтобы добиваться решения возникающих вопросов вместе, а не тратить время на поиски истины поодиночке.


Чем профсоюз поможет работнику? После вступления в такую организацию трудящийся получает права:

- на социально-экономические льготы и все те нормы, которые прописаны в его трудовом договоре

- на получение бесплатной консультации юриста при обращении с вопросами о приеме на работу, переводе на другую должность, увольнении с предприятия, о режиме работы и отдыха, о проблеме охраны труда, получении компенсации, гарантий. При необходимости профсоюз, по просьбе или поручению члена этой организации может даже без участия работника помочь ему урегулировать спорные моменты в отношениях с собственником предприятия;

- на поддержку профсоюза и специалистов этой организации при выяснении особенностей оплаты труда, установлении размера зарплаты, графика ее выплаты;

- на помощь профсоюза при желании сотрудника повысить собственную квалификацию и повышению оплаты труда по окончанию дополнительного обучения ;

- на разъяснения со стороны профорганизации при несправедливом увольнении сотрудника и других противоправных действиях работодателя в досудебном и судебном порядке;

- на бесплатную юридическую помощь работникам для решения судебных вопросов;

- на грамотную и своевременную защиту интересов трудящегося, касающихся улучшению условий его работы на определенном предприятии;

- на разъяснения прав работника и его защиту при разбирательстве несчастных случаев по роду службы, профессиональных заболеваний, отстаивание интересов работника профессиональным союзом при возмещении полученного ущерба на производстве;

- на финансовую поддержку работников в трудных жизненных ситуациях;

- на обеспечение дополнительного страхования для себя и членов семьи при возникновении несчастных случаев;

- на поддержку работника при необходимости улучшения жилищных условиях трудящегося и его семьи, предоставлении беспроцентных займов;

- на помощь профсоюза в выделении путевок на льготное лечение на курортах и в санаториях, на отдых для членов семьи и их оздоровление;

- на льготное или же бесплатное использование спортивных и культурных объектов профсоюзов, специального инвентаря.

Любой трудящийся обязан понимать, что, не став членом такой организации, как профессиональный союз, он лишает себя любой поддержки от объединения. Он самостоятельно создает критическую ситуацию и остается против работодателя в одиночестве. Работник вынужден сам разбираться с задержкой выплаты заработанной платы, возмещением вреда здоровью при получении каких-либо травм на производстве, увольнением со службы.

При сотрудничестве с профсоюзом работодатель получает следующую выгоду:

- у него появляется некоммерческий партнер, роль которого закреплена и обоснована по действующему законодательству. Такой помощник берет на себя и ответственность, оговоренную нормами;

- профсоюз контролирует соблюдение интересов работников, а значит, выполняет часть социальных обязательств собственника предприятия;

- профсоюз может помочь в разрешении возникающих трудовых споров в досудебном порядке (естественно, при желании обоих сторон), любые разногласия проще рассматривать с компетентной организацией, а не со стихийно сложившейся группой работников;

- профсоюз помогает в обеспечении практических норм охраны труда, соблюдении российского трудового законодательства.

Исходя из этого любой собственник, работающий на перспективу, испытывает потребность в слаженной работе с профессиональным союзом. Организация служит для обеспечения контроля над надлежащим исполнением договоренностей по охране труда. Профсоюз заинтересован также и в уменьшении травматизма и гибели работников на производстве. А значит и в снижении материальных потерь при ликвидации поставарийных ситуаций.

Профессиональные союзы – как их создают?


Пошаговое создание первичной профсоюзной организации:

1 шаг: поиск сторонников

2 шаг: связь с крупным профсоюзным объединением

3 шаг: агитация на предприятии

Чтобы выполнить поставленные задачи (создание и развитие первички, ведение переговоров с администрацией и так далее) инициативная группа должна провести серию агитационных мероприятий. Де-факто, это означает, что сотрудникам данного предприятия необходимо донести информацию о целях, которые ставит перед собой профорганизация. Расскажите им, как работает вышестоящий профсоюз, стать членами которого вы хотите. Объясните трудящимся, что такое коллективный договор, каким образом он помогает достигать увеличения оплаты, улучшения производственных условий, обеспечения каждого работниками социальными гарантиями и т.п. Суть агитации, естественно, может меняться в зависимости от текущей ситуации на предприятии и наиболее проблемных моментов работы на нём. По сути, необходимо донести до коллектива, почему вы решили обратиться к практике создания профсоюзной организации.

Если собственник предприятия лояльно отнесся к образованию ППО и готов строить с профессиональным союзом партнерские отношения, нет нужды скрывать от него информацию. В этом случае, процесс образование первички для инициативной группы сильно упрощается.

После уточнения подробностей по организации профсоюзного собрания (лучше всего воспользоваться специализированной профсоюзной литературой, либо помощью специалистов из вышестоящей профсоюзной организации) и выработке повестки будущего собрания, можно оповестить всех трудящихся, которые высказались за вступление в ряды профсоюза о дате и времени его проведения. На самом собрании принимается оговоренное выше решение, формируется комитет организации, ревизионный органы и т.д.

Какие ошибки необходимо учесть на этом шаге:

Большинство из пришедших на собрание впервые получат на руки собранные учредителями документы. То же самое относится и к кандидатам, выдвинутым на посты председателя и других руководителей ППО. Нужно учитывать, что участники могут сделать поспешные выводы и перенести все бремя доработки бумаг на учредителей. Чтобы исключить такой момент (а сделать это необходимо, ведь организация не будет сформированной без соответствующих документов), до начала собрания стоит раздать проекты документов. А уже на заседании сообща, голосованием принять их в том виде, в котором есть, либо внести в них необходимые правки.

Если собрание назначается на рабочие часы, не имея на это согласия собственника предприятия, это чревато возможностью выдвижения требования со стороны работодателя о запрете на проведение заседания, либо дисциплинарными взысканиями к работникам предприятия, участвующим в собрании. Однако, если работодатель был уведомлен о мероприятии заранее и выразил своё согласие, либо мероприятие будет протекать в нерабочее время и не на территории предприятия, препятствий возникнуть не должно. Ещё раз напомним, что собрание участников по созданию первичной профсоюзной организации, совершенно необязательно проводить на территории конкретного предприятия.

Желание учредителей привлечь на собрание как можно больше участников может затянуть начало мероприятия. К тому же скопление множества людей может навредить заседанию в том плане, что сложно будет добиться организованного принятия решений.

В этот период работодатели не редко выдвигают следующие аргументы, обосновывающие их позицию против организации ППО:

Чтобы выдвинуть контраргумент, достаточно привлечь к участию в собрании членов расположенных на вашей территории профессиональных союзов, тех организаций, в которые вы намерены вступить. И тогда на учредительном заседании уже будет идти разговор о вступлении в ряды данного профсоюза.

- Мы – государственное, закрытое, частное или иное предприятие, а значит, функционирование профессионального союза не представляется возможным!

На это можно ответить, что по существующему законодательству деятельность профсоюзов не может быть регламентирована формой собственности предприятия, его организационно-правовой формой. Профсоюз – организация независимая как от работодателя, так и от государства.

Собранию предстоит решить вопрос о необходимости образования юридического лица. Или о возможности действий без этой процедуры. Если участники заседания высказалось за получение прав юридического лица, собрание должно назначить человека, ответственного за проведение регистрации. Традиционно эти обязанности поручают председателю образованной первички.

Стоит знать, что первичная профсоюзная организация не нуждается в обязательной государственной регистрации. Это говорит о том, что регистрация – всего лишь право, а не необходимость. К тому же оформление происходит в уведомительном порядке. При желании можно отказаться от регистрации в качестве юридического лица. При этом никаких преград к функционированию в качестве общественной организации существовать не будет.

Если создание профсоюзной организации по-прежнему кажется вам непростым делом, вы чувствуете, что не сможете сами разобраться во всех юридических аспектах, или опасаетесь, что после ППО работодатель может начать давление на вас и ваших коллег – вам может понадобиться помощь.

Специалисты общероссийских профсоюзов, входящих в структуру Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), помогут вам организовать первичную профсоюзную организацию. Для этого вам нужно определиться, к какому отраслевому профсоюзу наиболее подходит ваше предприятие, зайти на сайт этой организации и найти там контактную информацию. Также вы можете посетить региональное профсоюзное объединение и узнать всё необходимое относительно создания первички.

Законодательная основа работы профсоюзов в Российской Федерации

Деятельность профсоюзов, как и любой другой общественной организации, подчиняется определённым законам. Представляем вам документы, регулирующие деятельность профсоюзов на территории Российской Федерации.

Читайте также: