Что такое профессиональное становление специалиста

Обновлено: 03.07.2024

На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Профессиональная деятельность - Становление профессиональной деятельности

Профессиональная деятельность - Становление профессиональной деятельности
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Профессиональная деятельность
Становление профессиональной деятельности
Ценности профессиональной деятельности
Все страницы


2 Становление профессиональной деятельности


Стадии профессионализации:
I. Допрофессиональное развитие.
1. Стадия предыгры (от 3-х лет);
2. Стадия игры (дошкольное детство 3-7 лет);
3. Стадия овладения учебной деятельностью (7-12 лет);
II Развитие в период выбора профессий.
4. Стадия оптации (период осознанной подготовки к жизни, труду, планирования профессионального пути, выбора профессии).
III Развитие в период профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала.
5. Стадия профессионального обучения (от 15 до 23 лет);
6. Стадия профессиональной адаптации (от 17-21 до 24-27 лет);
7. Стадия развития профессионала (от 21-27 до 45-50 лет);
8. Стадия реализации профессионала (от 46 до 65 лет);
9. Стадия спада (свыше 61-65 лет).
Успешность профессиональной деятельности зависит от работоспособности человека, которая определяется личностными качествами, физиологическим состоянием.
Динамика работоспособности меняется в течение дня и в течение недели.
В течение рабочего дня: наиболее эффективен субъект труда после первого часа работы, в течение последующих двух-трех часов, после обеда спад и подъем происходит через час, последующие два часа и снова спад к концу рабочего дня.
В течение недели: небольшой подъем ко вторнику, максимум работоспособности в среду и потом в последующие дни постепенный спад работоспособности.
Профессиональная надежность субъекта труда - это уровень безотказности, безошибочности и своевременности его рабочих операций при взаимодействии с техникой и другими сотрудниками. Надежность определяется индивидуально-личностными характеристиками личности, опытом работы, его профессиональными качествами, его позитивной направленностью на профессиональную деятельность.
Функциональная надежность субъекта труда - это свойство функциональных систем человека обеспечить его динамическую устойчивость в выполнении профессиональной задачи в течение определенного времени и с заданным качеством.
Для определения профессиональной пригодности субъекта труда на первом этапе выделяют основные профессиональные качества, на следующем этапе осуществляю психодиагностику этих качеств у субъектов труда.
Профотбор - это комплекс мероприятий, направленных на выявление лиц, в наибольшей степени соответствующих требованиям конкретной специальности по своим индивидуальным качествам. В качестве методик используемых при проведении профотбора используют большой арсенал тестов, пиходиагностиче- ских бесед.
По способу получения информации психодиагностические методики разделяют на объективные - стандартизированные испытания (тесты) и клинические методы, ориентированные на понимание и интерпретацию - беседа.
Важную роль в эффективности субъекта труда играет правильный выбор профессии, трудовой деятельности, которая наиболее целесообразна для личности в силу его индивидуальных характеристик.
Поэтому значимым является помощь при выборе будущей профессии, т.е. профориентационная работа. Профессиональная ориентация - это система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе профессии сообразно желаниям, склонностям и интересам человека, с учетом его способностей. Профессиональное самоопределение - это выбор профессии на основании анализа и оценки внутренних ресурсов субъекта труда.
Процесс профессионального самоопределения состоит из следующих стадий:
1. возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;
2. профессиональное обучение как освоение выбранной профессии;
3. профессиональная адаптация - формирование индивидуального стиля деятельности и включение в систему производственных и социальных отношений;
4. самореализация в труде - выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом.
Работу по профориентации должны проводить среди старшеклассников психолог, классный руководитель, представители различных учебных заведений.
Профориентация предполагает наличие системы мероприятий, направленных на разработку и реализацию рекомендаций по профессиональному самоопределению. Это:
- психологическое изучение профессий - профессиография, психография, обоснование профессиональных требований к субъекту;
- профессиональное воспитание - развитие интересов, склонностей, способностей, личностных качеств в различных видах деятельности (познавательной, коммуникативной, игровой, учебной и трудовой);
- профессиональное просвещение - обеспечение формирования знаний о мире профессий и условиях правильного выбора, информирование о способах и условиях овладения профессией;
- профессиональная консультация - система психологопедагогических и медицинских мероприятий по изучению и оценке способностей и функциональных возможностей человека;
- профессиональная адаптация - приспособление человека к профессиональным, социальным и психологическим факторам трудовой деятельности.


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.

Шушурихина В.А. педагог-психолог

МБОУ Кутуликская СОШ п. Кутулик

Профессиональное становление – это продуктивный процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего места в мире профессий, реализация себя в профессии и самоактуализация своего потенциала для достижения вершин профессионализма [2].

Профессиональное становление личности представляет собой процесс повышения уровня и совершенствования структуры профессиональной направленности, профессиональной - компетентности, социально и профессионально важных качеств и профессионально- значимых психофизиологических свойств через разрешение противоречий между актуальным уровнем их развития, социальной ситуацией и развивающей веду щей деятельностью.

Действенность профессионального становления личности зависит от следующих условий: психологически обоснованного выбора профессии; профессионального отбора оптантов, имеющих интерес и склонность к профессии, формирования у них профессиональной направленности, придания содержанию и технологии профессионально-образовательного процесса в учебном заведении развивающего характера; последовательного освоения специалистом и профессионалом системы взаимосвязанных видов деятельности.

Становление обязательно предполагает потребность в развитии и саморазвитии, возможность и реальность ее удовлетворения, а также потребность в профессиональном самосохранении.[3]

Анализ данных литературы, проведенный В.А. Бодровым , позволяет определить основные предпосылки профессионального развития в виде следующих положений.

1. Все люди индивидуально различаются по психологическим свойствам и качествам.

2. Успешность профессионализации определяется степенью соответствия индивидуально-психологических особенностей личности требованиям профессии.

3. Каждый человек соответствует требованиям ряда профессий.

4. Степень соотношения индивидуальных особенностей и профессиональных требований определяет уровень интереса к профессии, удовлетворенности в ней, стремление к профессиональному совершенствованию и т.д.

5. Профессионализация реализуется на всем протяжении профессионального пути развития личности.

6. Профессиональное развитие личности, ее операционных и психологических качеств и структур происходит неравномерно и разновременно.

7. Определяющим в профессиональном развитии личности является характер ведущей деятельности и ее смена.

8. Отношение к профессии, ее освоение и трудовая деятельность детерминируются и корректируются профессиональными, психологическими, физиологическими и другими факторами, определяющими особенности жизненной и трудовой активности человека.

Развитие личности профессионала рассматривается отечественными психологами как интеграция двух процессов: развития личности в онтогенезе (на всем жизненном пути) и ее профессионализации (с начала периода профессионального самоопределения до завершения активной трудовой деятельности).

Рассматривая профессиональное развитие человека, Е.А. Климов выделяет в нем три хронологических периода:

1) период допрофессионального развития: от рождения до 11 – 12 лет, здесь выделяют стадию раннего детства, или предигры; стадию дошкольного детства; стадию младшего школьного возраста (от 7 – 8 до 11 – 12 лет). В целом это время формирования произвольной регуляции поведения, овладения речью, формирования общетрудовых умений (самоорганизации и самоконтроля своей деятельности, планирования, доведения до конца начатой работы, умения концентрироваться на извне поставленной задаче). В этот период необходимо воспитать потребность быть равноправным членом общества и создавать что-то ценное для людей, это время начального овладения смыслами труда;

2) период выбора профессии: от 11 до 18 лет. В этот период большинство школьников принимают решение о выборе первой профессии, профессионального учебного заведения, так как существуют колледжи, техникумы, профессиональные училища, в которые принимают лиц, закончивших девять классов общеобразовательной школы;

3) период собственно профессионального развития (19 – 60 лет).

Проблема профессионального самоопределения в Кутуликской средней школе очень актуальна. Сегодня некоторые профессии, бывшие популярными в 80-90е годы прошлого столетия, потеряли былую популярность, востребованность и отошли на второй план. Их место занимают другие специальности, большинство из которых появилось совсем недавно. Поэтому многие учащиеся (или их родители) стремятся получить именно эти специальности независимо от наличия или отсутствия к ним интереса, склонностей и способностей. Молодые люди получают желаемую профессию, но не могут состояться в ней, реализовать свои таланты.

В связи с этим важной составляющей профильной подготовки учащихся является диагностика их склонностей, личностных качеств, способностей и интересов. Когда же стоит определиться с профессией? Ведь одни уже в первом классе решают стать врачами, учителями, а другие даже к одиннадцатому классу не могут определиться, хотя уже наступает пора активной подготовки к поступлению. Начинать готовиться нужно как можно раньше, чтобы знать и развивать нужные способности на протяжении школьных лет.

В программе кружка широко используется диагностика индивидуальных особенностей личности: самооценка, темперамент, тест на конфликтность, карта интересов (А.Е.Голомштока), определение ведущего полушария (И.П. Павлова), изучение познавательных особенностей (матрица Равена, корректурная проба и др.), изучение склонностей и способностей учащихся.

Применяются игровые технологии по профориентации и формированию конструктивного общения. В 9 классе проводится предпрофильная диагностика, для того чтобы ребенок определился с выбором профильного класса , а это химико-биологический и социально- экономический профили в 10-11х классах.

Подростковый возраст — это период первичной, амбивалентной оптации,

детям необходимо определиться и с профессиональной средой, чтобы на протяжении последующих двух лет выбрать профессию, соответствующую способностям, психологическим и личностным качествам.

Престижность – это временно! Сегодня модно - завтра может быть и нет. Выбор каждого человека должен быть индивидуален по своим способностям

1.Осуществить первичную диагностику образовательного запроса.

2.Способствовать формированию у учащихся навыков самостоятельного конструирования альтернативных вариантов совершаемого выбора.

3.Научить учащихся сопоставлять альтернативные варианты со своими интересами, способностями и талантами, выявленными в процессе диагностики, и на этой основе осуществлять выбор оптимального варианта.

Тесты используемые для профориентационной работы :

Результаты этих тестов служат научной основой экспертной деятельности исполнителей профориентационной работы по психодиагностике для профориентации и профотбора, что, безусловно, положительно влияет на развитие ПСО учащихся. Всё это позволяет в короткие сроки (2—3 месяца) провести и проанализировать тесты для 8—11 классов (150—200 человек. Благодаря тестированию, довольно быстро можно подготовить и дать рекомендации ученикам относительно одной, отдельно взятой профессии, либо помочь ему сориентироваться в многообразии существующих профессий. Поскольку в первом случае проблема решается конкретным анализом требований к психологическим возможностям человека, предъявляемым данной профессией, постольку психодиагностические методики здесь определяются относительно узким набором профессионально значимых для этой области деятельности психических качеств. Во втором случае психодиагностика для профориентации и профотбора проводится с учётом классификации всего многообразия профессий. Профессии, относящиеся к одному классу, должны предъявлять примерно одинаковые требования к психическим качествам человека. Известно, что практика профотбора и профориентации показала наиболее удачную классификацию множества существующих профессий по выбору предмета труда в качестве основания. В этой классификации выделяют пять основных групп профессий:

Получение результатов тестирования, часто сопровождаемое диаграммами, позволяет чётко проследить за тем или иным параметром личности. Это описание включает в себя характеристику его психофизиологических возможностей, уровня развития важнейших психических функций, характеристику направленности мотивации в совместной и профессиональной деятельности, особенности характера и поведения. Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистичный характер. Находясь в ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых. Ведь выбирая профессию – человек выбирает образ жизни .

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.М.:Академия 2004

3.Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности.М.:ПЕР СЭ,2001

4.Сборник программ курсов по выбору по психологии.-Волгоград: Изд-во ВГИК РО, 2005.

5.Тюшев Ю.Выбор профессии : тренинг для подростков-СПб.: Питер,2006

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Статья опубликована в сборнике.



Сборник статей "I Всероссийской научно-практической конференции "Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения""

Сборник статей "I Всероссийской научно-практической конференции "Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения"".

Сборник статей XII Международной научно-практической конференции ИНТЕРНАУКА

Конференция по теме "Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования" Материал статей участников XII Международной научно-практической конференции.


Вопросы исторического и экологического регионоведения. Сборник статей участников Региональной научно-практической конференции (5 декабря 2019 г.) / Отв. ред. В.И. Грубов; науч. ред. А.А. Исаков; Арзамасский филиал ННГУ. 2020

Завьялова А.А., Телухин А.А., Завьялова С.В. Князь Юрий (Георгий) Всеволодович – основатель Нижнего Новгорода и деятель общерусского масштаба. С. 17-21Завьялова С.В., Завьялова А.А. Воины - &laq.

Сборник статей XI Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета : в 2 ч. / под общ. ред. В.С. Васильевой, С.В. Росляковой; М-во науки и высш. образования Рос.

Сборник статей XI Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета : в 2 ч. / под общ. ред. В.С. Васильевой.


В этом видеоуроке мы поговорим о профессиональном становлении. Выясним, что подразумевают под этим термином. А также обсудим все этапы профессионального становления.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Этапы профессионального становления"

В жизни каждого человека, безусловно, важнейшее место занимает труд. Всё начинается с естественных потребностей человека – иметь пищу, одежду, кров над головой. Понятно, что всё это не падает с неба. А чтобы удовлетворить все свои потребности, человеку приходится изрядно потрудиться. А для того, чтобы успешно трудиться, конечно же, необходимо освоить какую-либо профессию.




Итак, по окончании школы перед каждым учеником возникает необходимость сделать будущий профессиональный выбор, то есть определиться с будущей профессией.



Ну а учёные под термином профессия понимают род трудовой деятельности человека, владеющего набором знаний, умений и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки и обычно являющихся источником существования.


Обратите внимание: в определении говорится, что человек должен владеть набором знаний, умений и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки. Так вот, чтобы стать на самом деле квалифицированным специалистом, профессионалом своего дела, нужно пройти определённые этапы профессионального становления.


Что это значит?

Вообще, под профессиональным становлением понимают процесс накопления опыта практической деятельности, профессионального совершенствования и приобретения мастерства.


В жизни каждого человека профессиональное становление занимает важное место. И если данный процесс рассматривать относительно времени, то он охватывает большую часть жизни каждого человека, начиная от выбора профессии в старшей ступени общеобразовательной школы и вплоть до окончания профессиональной деятельности в зрелом возрасте.


Исходя из этого, можно сказать, что профессиональное становление – это очень длительный, многолетний, практически бесконечный процесс, который предполагает возможность безграничного развития человека.

В зависимости от выбранной профессии процесс профессионального становления имеет свои особенности. Сделав выбор профессии и затем осваивая её, каждый человек меняется. Так, в процессе совершенствования своего профессионализма человек обогащает свой опыт, формирует направленность и компетентность, а также развивает профессионально важные качества.

Профессиональное становление связано с различными целями и имеет разное содержание на разных возрастных этапах. Вообще, в течение жизни человек проходит несколько этапов профессионального становления.

Давайте подробнее рассмотрим их.

Первый этап – формирование профессиональных намерений. На этом этапе человек получает общее представление о профессии, осознаёт собственные потребности и способности.


Всё начинается с того, что, ещё будучи ребёнком, в процессе игры мы имитируем профессиональные взаимодействия. Затем мы подрастаем и начинаем получать информацию о профессиях и их особенностях на занятиях в школе, при наблюдении за людьми, в общении, а также на временных подработках. В конце этого этапа, а он как-раз приходится на момент окончания общеобразовательной школы, перед нами появляется необходимость выбора профессии.

На втором этапе начинается профессиональное обучение. Этот этап относится к периоду, когда выпускники школ поступают в профессиональные учебные заведения (профессиональные училища, техникумы, вузы), где непосредственно получают профессиональное образование по выбранной профессии. На этом этапе человек осваивает необходимые знания, умения, навыки. Также в ходе этого этапа молодой человек пробует себя в роли стажёра, практиканта или работает и учится одновременно.


Третий этап профессионального становления предполагает вхождение в профессию, профессиональную адаптацию. Этот этап связан со взрослой жизнью, когда идёт непосредственное осваивание практических навыков и алгоритмов действий, профессиональных норм и требований, технологий деятельности, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности, освоение системы взаимоотношений в коллективе, приспосабливание к ритму, характеру, особенностям работы. Результатом данного этапа является профессиональная компетентность.


В толковых словарях компетентность определяют как осведомлённость, эрудированность. Под профессиональной компетентностью понимают совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности.


Основными уровнями профессиональной компетентности являются умелость, воспитанность, деловитость, адекватная самооценка, профессиональная обученность, профессиональная подготовленность, профессиональный опыт и профессионализм.

И последний этап профессионального становления – это частичная или полная реализация в самостоятельной трудовой деятельности. На этом этапе происходит стабилизация профессиональной деятельности, повышение квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, качественное и творческое выполнение профессиональной деятельности. Результатом данного этапа будет профессиональное мастерство и творчество. Это высший уровень овладения профессиональной деятельностью.


Профессиональное мастерство определяется следующими личностными качествами: профессиональными знаниями и умениями, которые обеспечивают успешное выполнение сложной трудовой деятельности; высоким уровнем общей и технологической культуры; профессиональной мобильностью; профессиональной самостоятельностью; стремлением к самосовершенствованию; творческим подходом к работе.

Совершенствование мастерства — это очень сложный и длительный процесс. Немало времени и сил нужно человеку, чтобы достичь вершины в профессиональной деятельности. Но всегда нужно помнить, что каждый может стать мастером своего дела.


Профессиональное мастерство связано с профессиональным творчеством.

Профессиональное творчество — это создание человеком в ходе профессиональной деятельности чего-то нового, неповторимого, оригинального.

Творчество в профессиональной деятельности может способствовать развитию как самого процесса деятельности, так и его со​держания. Любая творческая деятельность, в том числе профессиональная, должна носить характер новизны: объективно новое и субъективно новое.

Объективно новое — это всё то, чего не было в истории человечества. Субъективно новое — это всё то, что является новым для данного человека или группы людей. Например, перенос известных методов работы в новые условия, включение в свою деятельность новых средств, способов и приёмов и многое другое.

Профессиональное становление является составной частью профессиональной карьеры.

Вообще, карьера — это быстрое достижение успехов в какой-либо деятельности. В свою очередь, профессиональная карьера — это достижение человеком успехов в профессиональной деятельности.



Человек достигает вершины своего профессионального развития на стадии осуществления самостоятельной профессиональной деятельности. Поэтому профессиональное развитие зависит от особенностей деятельности и индивидуальных возможностей конкретного человека. А значит, можно сказать, что процесс профессионального становления является индивидуальным и неповторимым для каждого человека.

Показателем профессионального становления являются формальные и неформальные критерии. К формальным критериям относятся: диплом специалиста, сертификаты повышения квалификации, должность. А к неформальным: профессиональное мышление, умение применять нестандартные средства для решения задач, востребованность труда.

Сегодня все этапы профессионального становления имеют особое значение. Ведь современная профессиональная деятельность отличается высокой сложностью. А значит, рынку труда необходимы высококвалифицированные специалисты, которые будут хорошо разбираться в новейших технологиях.


Современный специалист не должен замыкаться только на своей узкой специализации. Чтобы добиться успехов, он должен быть разносторонне образован. Ведь экономическая ситуация часто меняется, что приводит к необходимости быстрой переквалификации, получения новых навыков или смежной специальности.

На этом уроке мы с вами говорили о профессиональном становлении. Выяснили, что подразумевают под этим термином. А также обсудили все этапы профессионального становления.


В этом видеоуроке мы поговорим о профессиональном становлении. Выясним, что подразумевают под этим термином. А также обсудим все этапы профессионального становления.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Этапы профессионального становления"

В жизни каждого человека, безусловно, важнейшее место занимает труд. Всё начинается с естественных потребностей человека – иметь пищу, одежду, кров над головой. Понятно, что всё это не падает с неба. А чтобы удовлетворить все свои потребности, человеку приходится изрядно потрудиться. А для того, чтобы успешно трудиться, конечно же, необходимо освоить какую-либо профессию.




Итак, по окончании школы перед каждым учеником возникает необходимость сделать будущий профессиональный выбор, то есть определиться с будущей профессией.



Ну а учёные под термином профессия понимают род трудовой деятельности человека, владеющего набором знаний, умений и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки и обычно являющихся источником существования.


Обратите внимание: в определении говорится, что человек должен владеть набором знаний, умений и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки. Так вот, чтобы стать на самом деле квалифицированным специалистом, профессионалом своего дела, нужно пройти определённые этапы профессионального становления.


Что это значит?

Вообще, под профессиональным становлением понимают процесс накопления опыта практической деятельности, профессионального совершенствования и приобретения мастерства.


В жизни каждого человека профессиональное становление занимает важное место. И если данный процесс рассматривать относительно времени, то он охватывает большую часть жизни каждого человека, начиная от выбора профессии в старшей ступени общеобразовательной школы и вплоть до окончания профессиональной деятельности в зрелом возрасте.


Исходя из этого, можно сказать, что профессиональное становление – это очень длительный, многолетний, практически бесконечный процесс, который предполагает возможность безграничного развития человека.

В зависимости от выбранной профессии процесс профессионального становления имеет свои особенности. Сделав выбор профессии и затем осваивая её, каждый человек меняется. Так, в процессе совершенствования своего профессионализма человек обогащает свой опыт, формирует направленность и компетентность, а также развивает профессионально важные качества.

Профессиональное становление связано с различными целями и имеет разное содержание на разных возрастных этапах. Вообще, в течение жизни человек проходит несколько этапов профессионального становления.

Давайте подробнее рассмотрим их.

Первый этап – формирование профессиональных намерений. На этом этапе человек получает общее представление о профессии, осознаёт собственные потребности и способности.


Всё начинается с того, что, ещё будучи ребёнком, в процессе игры мы имитируем профессиональные взаимодействия. Затем мы подрастаем и начинаем получать информацию о профессиях и их особенностях на занятиях в школе, при наблюдении за людьми, в общении, а также на временных подработках. В конце этого этапа, а он как-раз приходится на момент окончания общеобразовательной школы, перед нами появляется необходимость выбора профессии.

На втором этапе начинается профессиональное обучение. Этот этап относится к периоду, когда выпускники школ поступают в профессиональные учебные заведения (профессиональные училища, техникумы, вузы), где непосредственно получают профессиональное образование по выбранной профессии. На этом этапе человек осваивает необходимые знания, умения, навыки. Также в ходе этого этапа молодой человек пробует себя в роли стажёра, практиканта или работает и учится одновременно.


Третий этап профессионального становления предполагает вхождение в профессию, профессиональную адаптацию. Этот этап связан со взрослой жизнью, когда идёт непосредственное осваивание практических навыков и алгоритмов действий, профессиональных норм и требований, технологий деятельности, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности, освоение системы взаимоотношений в коллективе, приспосабливание к ритму, характеру, особенностям работы. Результатом данного этапа является профессиональная компетентность.


В толковых словарях компетентность определяют как осведомлённость, эрудированность. Под профессиональной компетентностью понимают совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности.


Основными уровнями профессиональной компетентности являются умелость, воспитанность, деловитость, адекватная самооценка, профессиональная обученность, профессиональная подготовленность, профессиональный опыт и профессионализм.

И последний этап профессионального становления – это частичная или полная реализация в самостоятельной трудовой деятельности. На этом этапе происходит стабилизация профессиональной деятельности, повышение квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, качественное и творческое выполнение профессиональной деятельности. Результатом данного этапа будет профессиональное мастерство и творчество. Это высший уровень овладения профессиональной деятельностью.


Профессиональное мастерство определяется следующими личностными качествами: профессиональными знаниями и умениями, которые обеспечивают успешное выполнение сложной трудовой деятельности; высоким уровнем общей и технологической культуры; профессиональной мобильностью; профессиональной самостоятельностью; стремлением к самосовершенствованию; творческим подходом к работе.

Совершенствование мастерства — это очень сложный и длительный процесс. Немало времени и сил нужно человеку, чтобы достичь вершины в профессиональной деятельности. Но всегда нужно помнить, что каждый может стать мастером своего дела.


Профессиональное мастерство связано с профессиональным творчеством.

Профессиональное творчество — это создание человеком в ходе профессиональной деятельности чего-то нового, неповторимого, оригинального.

Творчество в профессиональной деятельности может способствовать развитию как самого процесса деятельности, так и его со​держания. Любая творческая деятельность, в том числе профессиональная, должна носить характер новизны: объективно новое и субъективно новое.

Объективно новое — это всё то, чего не было в истории человечества. Субъективно новое — это всё то, что является новым для данного человека или группы людей. Например, перенос известных методов работы в новые условия, включение в свою деятельность новых средств, способов и приёмов и многое другое.

Профессиональное становление является составной частью профессиональной карьеры.

Вообще, карьера — это быстрое достижение успехов в какой-либо деятельности. В свою очередь, профессиональная карьера — это достижение человеком успехов в профессиональной деятельности.



Человек достигает вершины своего профессионального развития на стадии осуществления самостоятельной профессиональной деятельности. Поэтому профессиональное развитие зависит от особенностей деятельности и индивидуальных возможностей конкретного человека. А значит, можно сказать, что процесс профессионального становления является индивидуальным и неповторимым для каждого человека.

Показателем профессионального становления являются формальные и неформальные критерии. К формальным критериям относятся: диплом специалиста, сертификаты повышения квалификации, должность. А к неформальным: профессиональное мышление, умение применять нестандартные средства для решения задач, востребованность труда.

Сегодня все этапы профессионального становления имеют особое значение. Ведь современная профессиональная деятельность отличается высокой сложностью. А значит, рынку труда необходимы высококвалифицированные специалисты, которые будут хорошо разбираться в новейших технологиях.


Современный специалист не должен замыкаться только на своей узкой специализации. Чтобы добиться успехов, он должен быть разносторонне образован. Ведь экономическая ситуация часто меняется, что приводит к необходимости быстрой переквалификации, получения новых навыков или смежной специальности.

На этом уроке мы с вами говорили о профессиональном становлении. Выяснили, что подразумевают под этим термином. А также обсудили все этапы профессионального становления.

Читайте также: