Что такое признание какие правовой и политический моменты заложены в данное юридическое понятие

Обновлено: 28.06.2024

Международно-правовое признание — это акт государства, которым констатируется возникновение нового субъекта международного права и с которым этот субъект считает целесообразным установить дипломатические и иные основанные на международном праве отношения.

У государств не существует обязанности признания новых государств и правительств.

Признание обычно выражается в том, что государство или группа государств обращаются к правительству возникшего государства и заявляют об объеме и характере своих отношений с вновь возникшим государством. Такое заявление, как правило, сопровождается выражением желания установить с признаваемым государством дипломатические отношения и обменяться представительствами.

Признание не создает нового субъекта международного права. Оно может быть полным, окончательным и официальным – признанием de jure. Неокончательное признание – de facto.

Признание de facto (фактическое) имеет место в тех случаях, когда у признающего государства нет уверенности в прочности признаваемого субъекта международного права, а также когда он (субъект) считает себя временным образованием. Этот вид признания может быть реализован, например, путем участия признаваемых субъектов в международных конференциях, многосторонних договорах, международных организациях. Поскольку признание de facto является временным, оно может быть взято обратно в случае, если отсутствующие условия, требуемые для признания, не будут реализованы.

Признание de jure (официальное) выражается в официальных актах, например в резолюциях межправительственных организаций, итоговых документах международных конференций, в заявлениях правительства и т. д. Такой вид признания реализуется, как правило, путем установления дипломатических отношений, заключения договоров по политическим, экономическим, культурным и иным вопросам.

Признание ad hoc — это временное или разовое признание, признание для данного случая, данной цели.

Признание государства.

Признание — это политический акт двух государств — признающего и признаваемого. В науке международного права для объяснения роли и значения признания государств сформулированы две теории:

Конститутивная теория признания.

(Сторонники – Л. Оппенгейм, Г. Лаутерпахт, Д. Анцилотти, М. Бастид, С. Патель, Г. Кельзен и др.)

Конститутивная теория исходит из того, что если нет признания, то нет и субъекта международного права. Следовательно, отсюда делаются далеко идущие политические, экономические, военные, дипломатические выводы в отношении непризнанного государства.

Конститутивная теория несовместима с международным правом, поскольку она игнорирует тот факт, что государство еще до признания пользуется всеми правами и обязанностями, вытекающими из принципа суверенитета. Эта теория откровенно ставит права и обязанности вновь возникшего государства в зависимость от воли ≪старых≫ членов сообщества государств. Непризнание каким-либо государством другого государства вовсе не означает, что оно может не считаться с правами государства, которое им не признано.

Декларативная теория признания.

Придерживается подавляющее большинство юристов-международников.

Сущность – в том, что признание лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права. Признание предполагает внутреннюю независимость вновь возникшего государства, но его не создает. ≪Государство возникает и существует самостоятельно,— писал Ф. Ф. Мартене— Признанием его лишь констатируется его рождение≫.

Новое государство имеет право на международное признание. Такое право основывается на общепризнанных принципах равенства и взаимной выгоды, уважения суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела.

Новое государство может появиться в результате: а) социальной революции, приведшей к замене одного общественного строя другим; б) образования государств в ходе национально-освободительной борьбы, когда народы бывших колониальных и зависимых стран создали независимые государства; в) слияния двух или более государств или разъединения одного государства на два или более.

Признание нового государства является свободным актом, посредством которого одно или несколько государств констатируют существование на определенной территории человеческого общества, организованного в политическом отношении, независимо от всякого другого существующего государства, способного соблюдать предписания международного права, и вследствие этого заявляют о своей воле рассматривать его как члена международного сообщества.




Признание или непризнание не влияет на существование нового государства. Признание имеет декларативное значение. Признание нового государства не затрагивает прав, приобретенных им до признания в силу законов, имевших применение. Иными словами, юридическим последствием международного признания является признание юридической силы за законами и подзаконными актами признанного государства.

Признание исходит от органа, компетентного согласно публичному праву заявлять о признании соответствующего государства.

23. Правопреемство в международном праве. Объекты правопреемства. Общая характеристика конвенций. Правопреемство в связи с распадом бывшего СССР.

Международное правопреемство есть переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права к другому вследствие возникновения или прекращения существования государства либо изменения его территории. Пределы правопреемства определяются суверенной волей и классовой сущностью этого государства в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права. Науке международного права известны следующие теории правопреемства государств:

- теория универсального правопреемства,

- теория частичного правопреемства,

- теория tabula rasa,

Согласно теории универсального (полного) правопреемства государство представляет собой юридическое лицо, состоящее из единства территории, населения, политической организации, прав и обязанностей, которые переходят к его правопреемнику.

Основное содержание частичного правопреемства сводится к следующему. Государство-предшественник сохраняет такие договорные права и обязанности, которые не предполагают сохранения суверенитета договаривающейся стороны над отторгнутой территорией. Государство-преемник не наследует таких прав и обязанностей ни при передаче территории, ни при отделении

Сущность теории правопреемственности предполагает, что юридическое лицо государства аннулируется при изменении государственного строя. Новое юридическое лицо принимает на себя права и обязанности прежнего лица так, как будто они были его собственными.

По теории континуитета, наоборот, все существующие договоры остаются в силе.

Вопрос о правопреемстве встает в следующих случаях:

а) при территориальных изменениях – распаде государства на два и более государств; слиянии государств при вхождении территории одного государства в состав другого;

б) при социальных революциях;

в) при определении положений от метрополий и образовании новых независимых государств.

В настоящее время основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух универсальных договорах: Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 г. (далее – Венская конвенция 1978 г.) и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 г. (далее – Венская конвенция 1983 г.).

Вопросы правопреемства других субъектов международного права детально не регламентированы. Они разрешаются на основе специальных договоров. Многие аспекты правопреемства межправительственных организаций предусматриваются в их учредительных актах и соглашениях о штаб-квартире.




Смотреть что такое ПРИЗНАНИЕ в других словарях:

ПРИЗНАНИЕ

ПРИЗНАНИЕ

признание ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: признать, признавать. 2) Процесс действия по знач. глаг.: признаться (1а1), признаваться. 3) Состояние того, кто или что признан достойным положительной оценки, общественного уважения; положительная оценка. 4) Слова, в которых или посредством которых кто-л. признается в чем-л.

ПРИЗНАНИЕ

признание с.1. acknowledgement, recognition получить признание (рд.) — obtain / win* the recognition (of) получить, заслужить всеобщее признание — be . смотреть

ПРИЗНАНИЕ

ПРИЗНАНИЕ

призна́ние сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? призна́ния, чему? призна́нию, (вижу) что? призна́ние, чем? призна́нием, о чём? о при. смотреть

ПРИЗНАНИЕ

сущ.acknowledgement; recognition; (вины, ошибки и т.п.) admission; avowal; confession; (в судебном порядке) adjudgement; adjudicationвынудить (вырвать). смотреть

ПРИЗНАНИЕ

дипломатический акт, которым данное правительство официально признает новое государство или новое правительство. В практике международных отношений, помимо П. государств и правительств, существуют и иные переходные виды П.: признание в качестве восставшей стороны, в качестве воюющей стороны, в качестве нации. Вовремя второй мировой войны имело место также П. комитетов народного сопротивления. Международное право проводит различие между П. фактическим (de-facto) и П. юридическим (de-jure). Однако это деление носит условный характер; как П. de-facto, так и П. de-jure являются по существу юридическим П., так как и то и другое должно быть выражено в официальном документе признающего государства. П. de-facto ограничивает отношения между государствами более узкими пределами, и сами отношения носят как бы временный, неустойчивый характер. Напротив, П. de-jure представляет собой полное признание, важнейшими последствиями которого для признанной стороны являются: 1) установление нормальных дипломатических и консульских отношений с признавшими государствами; 2) право участия на международных конгрессах и конференциях не только по вопросам, затрагивающим непосредственно признанное государство, но и по вопросам общего значения; 3) признание законодательства и официальных актов государственных учреждений признанного государства и др. П. имеет большое политическое значение, будучи тесно связанным с общей направленностью политики признающего государства. Империалистические государства крайне неохотно идут на П. демократических государств и правительств. Так, США в течение 16 лет отказывались признать Советский Союз, до сих пор не признают Китайскую Народную Республику и другие демократические государства. В то же время империалисты с большой поспешностью признают зависящие от них марионеточные государства и правительства, которые зачастую удерживаются у власти лишь при помощи извне. Напр., США признали Панаму через 2 недели после ее образования. Они признают правительством Китая изгнанную народом клику Чан Кайши. В противоположность капиталистическим государствам Советский Союз, борющийся за право наций на самоопределение, признал новые государства и правительства, созданные народом. Так, Советским Союзом были признаны Китайская Народная Республика, Германская Демократическая Республика, Демократическая Республика Вьетнам и др. Со всеми этими государствами СССР установил дипломатические отношения. . смотреть

ПРИЗНАНИЕ

с1) (действие) tanıma; itiraf etme, ikrar etme; kabul etme, kabullenme; teslim etme призна́ние зако́нных прав кого-л. — birinin yasal haklarının tanınm. смотреть

ПРИЗНАНИЕ

-я, ср. 1. Действие по глаг. признать (во 2, 3 и 4 знач.) и признаться (в 1 знач.).Признание нового государства. □ И удивительное дело: в этом чувстве. смотреть

ПРИЗНАНИЕ

с1) (от гл. признать) Anerkennung fпо (все)общему признанию — nach allgemeiner Ansicht2) (от гл. признаться) Geständnis n (-ss-), Bekenntnis n (-ss-)пр. смотреть

ПРИЗНАНИЕ

с.1) (от гл. признать) reconnaissance f; перев. тж. оборотом с гл. reconnaîtreполучить всеобщее признание — être reconnu de tout le monde, être univers. смотреть

ПРИЗНАНИЕ

с.1) (действие) reconocimiento mпризнание правительства дип. — reconocimiento de un gobiernoпризнание ошибок — reconocimiento de sus faltasпризнание в . смотреть

ПРИЗНАНИЕ

RECOGNITION Процесс офиц. включения статьи в фин. отчетность предприятия в составе активов, пассивов, доходов или расходов. Статьи отражаются в отчетности как в словесной, так и в цифровой форме. Статья и сопутствующая ей информация должны соответствовать четырем базовым критериям П., учитывающим ограничение по соотношению издержек и выгод и порог существенности1. Определенность. Статья должна соответствовать определенному названию элемента отчетности.2. Измеримость. Она должна иметь соответствующий признак, измеримый с достаточной точностью.3. Уместность. Содержащаяся информация может повлиять на решения пользователей.4. Надежность. Информация представляет истинную ситуацию, проверена и беспристрастна.Сумма выручки, признаваемая (отражаемая) в фин. отчетности, измеряется по различным признакам (напр., по первоначальной стоимости, текущей стоимости, чистой цене фактической продажи и современной стоимости будущих потоков наличности).Выручка и пр. поступления не признаются (не отражаются) в качестве составного элемента доходов до реализации или поступления выручки от реализации. Основное правило - выручка признается (отражается) по завершении процесса ее получения и совершении обмена. Это обычно происходит в пунктах продажи или оказания услуг. Допускаются некоторые отклонения от этого принципа.БИБЛИОГРАФИЯ:SFAC № 5, Recognition and Measurement in Financial Statements (FASB, 1984). смотреть

ПРИЗНАНИЕ

RECOGNITION Процесс офиц. включения статьи в фин. отчетность предприятия в составе активов, пассивов, доходов или расходов. Статьи отражаются в отчетности как в словесной, так и в цифровой форме. Статья и сопутствующая ей информация должны соответствовать четырем базовым критериям П., учитывающим ограничение по соотношению издержек и выгод и порог существенности1. Определенность. Статья должна соответствовать определенному названию элемента отчетности.2. Измеримость. Она должна иметь соответствующий признак, измеримый с достаточной точностью.3. Уместность. Содержащаяся информация может повлиять на решения пользователей.4. Надежность. Информация представляет истинную ситуацию, проверена и беспристрастна.Сумма выручки, признаваемая (отражаемая) в фин. отчетности, измеряется по различным признакам (напр., по первоначальной стоимости, текущей стоимости, чистой цене фактической продажи и современной стоимости будущих потоков наличности).Выручка и пр. поступления не признаются (не отражаются) в качестве составного элемента доходов до реализации или поступления выручки от реализации. Основное правило выручка признается (отражается) по завершении процесса ее получения и совершении обмена. Это обычно происходит в пунктах продажи или оказания услуг. Допускаются некоторые отклонения от этого принципа.БИБЛИОГРАФИЯ:SFAC № 5, Recognition and Measurement in Financial Statements (FASB, 1984). смотреть

ПРИЗНАНИЕ

1) (действие) см. признавать 2, 3 и признаваться признание де-юре дип. - 法律上的承认чистосердечное признание - 诚恳的坦白признание в любви - 倾诉爱情2) (положительна. смотреть

ПРИЗНАНИЕ

(выражение согласия с чем-л., открытое объявление чего-л.) чего и в чем. Признание своей вины. Признание в совершении преступления. И удивительное дело. смотреть

ПРИЗНАНИЕ

ПРИЗНАНИЕ

с(действие) reconhecimento m; (слова) confissão f; (положительная оценка) reconhecimento m, aceitação f; (уважение) estima fСинонимы: агносцирование, . смотреть

ПРИЗНАНИЕ

Процесс включения в баланс или в отчет о прибылях и убытках некоторого объекта, который удовлетворяет определению элемента и удовлетворяет следующим критериям: а) есть вероятность того, что любая будущая экономическая выгода, связанная с этим объектом будет поступать на предприятие или исходить от предприятия; и б) для этого объекта имеются затраты или стоимость, которые могут быть надежно измерены. Признание содержит описание объекта на словах и посредством денежной суммы, а также включение этой суммы полностью в балансовый отчет или в отчет о прибыли. Объекты, которые удовлетворяют критериям признания, должны быть признаны в балансовом отчете или в отчете о прибыли. Неудача в признании таких объектов не может быть исправлена ни раскрытием используемой учетной политики, ни пояснительными записками или материалами. (МСФО Принципы 82, 83). смотреть

ПРИЗНАНИЕ

1) (чего) визнання, признання, визнаття, признаття чого, (в чём) признання в чому. [Казав собі: піду, признаюся… та й зупинявся: якийсь страх перед тим признанням обіймав його (Грінч.). По його визнаттю стала громада радитись, що робити (М. Вовч.). Визнання соціяльної революції.]. -ние в любви - освідчення, признання (в коханні). -ние прав наследника - визнання прав спадкоємця. Сделать неосторожные -ния - зробити необачні признання. Добиваться, добиться -ния - добуватися, добутися признання від кого, (диал.) нуждати кого (щоб признався). [За ті гроші, що вкрадено, нуждають парубка в розправі (Волч. пов.)]. Исторгнуть -ние у кого - вирвати, видобути признання в кого; 2) кого кем, чем - визнання, визнаття, узнання кого за кого, за що. [Узнання нашого українського язика за окремий язик (Н.-Лев.)]; 3) кого, чего (узнание) - пізнання кого, чого. смотреть

ПРИЗНАНИЕ

с. 1) (от гл. признать) reconnaissance f; перев. тж. оборотом с гл. reconnaître получить всеобщее признание — être reconnu de tout le monde, être univ. смотреть

ПРИЗНАНИЕ

ПРИЗНАНИЕ признания, ср. 1. только ед., кого-чего. Действие по глаг. признать-признавать. Признание чьей-н. правоты. Признание доводов правильными. Признание де-факто, де-юре. 2. только ед. Состояние того, кто (или что) признан достойным положительной оценки; общественное уважение, положительная оценка. Писатель пользуется всеобщим признанием. Пьеса заслуживает безоговорочного признания. Заслужить признание. 3. только ед. Действие по глаг. признаться в 1 знач. - признаваться. Думали, что собственное признание преступника необходимо было для его полного обличения. Пушкин. Простите мне невольное признанье. Фет. Признание - половина наказания. Поговорка. 4. Слова, в к-рых или посредством к-рых кто-н. признается в чем-н. Выслушать чье-н. Я прочел души доверчивой признанья, любви невинной излиянья. Пушкин.

ПРИЗНАНИЕ

признание с 1. (от глаг. признать) Anerkennung f c по (все)общему признанию nach allgemeiner Ansicht 2. (от глаг. признаться) Geständnis n 1a (-ss-), Bekenntnis n 1a (-ss-) признание вины Schuldbekenntnis n, Eingeständnis n признание в любви Liebeserklärung f c по собственному признанию ein|gestandenermaßen
Синонимы:

Актуальность темы реферата. Институт признания является старейшим в международном праве. Происходящие в мире изменения в последнее десятилетие XX века: распад СССР, Югославии, Чехословакии, появление свыше двадцати новых государств-субъектов международного права, их признание со стороны международного сообщества актуализировали интерес к институту признания в международном праве. Как с теоретической, так и с практической точек зрения проблема признания являлась и поныне является одной из самых дискуссионных, вызывающей противоречивые суждения и оценку; правовая практика государств также характеризуется многообразием

Содержание

Введение 3
1. Понятие признания 5
2. Формы и виды признания 12
3. Проблемы признания Южной Осетии и Абхазии 19
Заключение 24
Библиографический список 26

Вложенные файлы: 1 файл

Международно-правовое признание.doc

Возникающие на основе акта признания правоотношения существуют независимо от установления между признающим и признаваемым субъектом дипломатических, консульских или иных отношений. Правоотношения признания и дипломатические, консульские правоотношения вытекают из различных норм международного права. Признание как юридический факт является базой для всех последующих отношений между субъектами международного права; дипломатические и консульские отношения устанавливаются после признания.

Сами по себе признание и протест являются политическими актами в межгосударственных отношениях, поскольку существо события, являющегося объектом признания или протеста, они изменить не могут.

Однако в некоторых случаях они влекут существенные международно-правовые последствия.

Таким образом, передача части территории государства другому государству, объединение государств или разделение государства на два или несколько государств могут быть правомерными либо неправомерными событиями и являться соответственно объектом признания или непризнания другими государствами, в том числе организованным международным сообществом государств в лице ООН.

Признание или отказ в таковом юридически значимых событий в межгосударственных взаимоотношениях — явление весьма обычное. Однако в международно-правовом плане эти акты не регламентированы, ибо практически невозможно предвидеть события, могущие стать объектом признания или протеста и тем более установить условия их правомерности.

Нет сколько-нибудь заметного единства взглядов по этому вопросу и в доктрине международного права, что совершенно понятно. Взгляды колеблются от полного отрицания юридического значения акта признания, до придания ему решающего значения в деле констатации правомерности рассматриваемого события.

Следовательно, в общем виде роль признания юридически значимых событий в международном общении не поддается описанию, в том числе в плане их юридической правомерности.

Тем не менее, можно выделить определенные конкретные события, когда признание их правомерности приобретает существенное юридическое значение. Это, в частности, признание государств и правительств, национально-освободительных движений, движений сопротивления агрессору, признание статуса воюющей и статуса восставшей стороны во внутригосударственном конфликте4.

2. Формы и виды признания

Существуют две формы признания: признание де-юре и признание де-факто.

Формы признания государств:

• официальное, юридическое – де-юре и де-факто. Признание де-юре представляет собой признание в полном объеме, сопровождающееся установлением дипломатических отношений. Признание де-факто – особая форма юридического признания. Это неполное признание, имеющее временный и переходный к де-юре характер, сопровождающееся установлением консульских отношений. До уровня дипломатических установленные отношения не доводятся;

• неофициальное, фактическое. Такое признание предполагает установление контактов на различных уровнях. Официальные отношения не устанавливаются. Разновидность фактического признания – признание ad hoc (разовое, на данный случай). Основная цель разового признания – заключение международного договора (приложение 1).

В современной теории международного права наиболее популярной является доктрина Эстрады (министр иностранных дел Мексики в 1930-х гг.): поскольку признание нового правительства можно истолковать как одобрение его политики, то государства должны воздержаться от каких-либо официальных актов признания. Международное сообщество должно убедиться, что деятельность нового правительства поддерживается большинством населения, что новое правительство осуществляет эффективную власть, что в государстве установлен демократический режим и соблюдаются основные права и свободы человека, что при приходе нового правительства к власти отсутствовало иностранное вмешательство.

Признание наций, борющихся за независимость, по существу представляет собой признание органов национально-освободительного движения, возглавляющих национально-освободительную борьбу. Признание НБН – это не констатация ее международной правосубъектности, а конституирование (создание). Только признание другими государствами делает НБН субъектом международного права. Международная правосубъектность НБН имеет производный характер: она зависит от прямого волеизъявления государств. В настоящее время международной правосубъектностью обладает только одна НБН – Организация освобождения Палестины (ООП). Признание ООП оформлено резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, принятой в 1974 г.

Признание восставшей и воюющей стороны – это признание повстанцев в ходе гражданской войны или национально-освободительной борьбы. Основное юридическое последствие признания восставшей и воюющей стороны заключается в распространении на повстанцев законов и обычаев войны.

Признание организаций сопротивления представляет собой институт, аналогичный признанию восставшей и воюющей стороны. Признание правительства в изгнании имеет место при оккупации территории государства иностранными войсками. Цель такого признания – дать правительству в изгнании возможность участвовать в международной жизни5.

Вопрос о признании рассматривается только тогда, когда государство возникло в результате: а) социальной революции, приведшей к замене одного общественного строя другим; б) образования государств в ходе национально-освободительной борьбы, когда народы бывших колониальных и зависимых стран создали независимые государства; в) слияния двух или более государств или разъединения одного государства на два или более. Признание может быть полным, окончательным и официальным. Такой вид признания называется признанием de jure. Неокончательное признание именуется de facto.

Признание де-факто — это признание официальное, но неполное. Этой формой пользуются, когда хотят подготовить почву для установления отношений между государствами либо когда государство считает признание де-юре преждевременным. Так, в 1960 г. СССР признал де-факто Временное правительство Алжирской Республики. Как правило, через некоторое время признание де-факто трансформируется в признание де-юре. Сегодня признание де-факто встречается достаточно редко.

Признание де-юре — признание полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами международного права международных отношений в полном объеме и сопровождается, как правило, заявлением об официальном признании и установлении дипломатических отношений6.

Некоторые юристы-международники в прошлом (Г. Трипель, Д. Анцилотти, К. Штрупп, Холд Фернек и др.) и некоторые из числа современных (Г. Кельзен, Г. Лаутерпахт) развивали так называемую конститутивную теорию признания, согласно которой признание государства является конститутивным актом, от которого зависит его международная правосубъектность. Однако эта теория полностью опрокидывается фактами реальной действительности, наглядно подтверждающей, что любое государство независимо от признания или непризнания его другими государствами способно иметь и эффективно осуществлять установленные международно-правовыми нормами права и обязанности. Другие участники международного общения обязаны независимо от признания или непризнания ими данного государства строго соблюдать в отношениях с ним общепризнанные и общеобязательные нормы международного права. Государство в отличие от других субъектов международного права обладает универсальной правосубъектностью, не ограниченной ни в отношении предмета международно-правого регулирования, ни во времени, поскольку государство существует. Декларативная теория признания. Эта теория имеет подавляющее большинство сторонников. Ее сущность заключается в том, что признание не сообщает дестинатору соответствующие качества, а лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права и облегчает осуществление с ним контактов. Признание предполагает внутреннюю независимость вновь возникшего государства. "Государство возникает и существует самостоятельно, — писал Ф.Ф. Мартенс. - Признанием его лишь констатируется его рождение"7. Л.А. Моджорян отмечает, что признание "не создает нового субъекта международного права". Жизнеспособные государства, возникшие в результате реализации права наций на самоопределение, а также жизнеспособные правительства, пришедшие к власти в результате свободного волеизъявления народа, "будут существовать независимо от того, пользуются ли они признанием или нет"8. Признание или непризнание не влияет на существование нового государства. Признание носит декларативный характер. Признание нового государства не затрагивает прав, приобретенных им до признания в силу законов, имевших применение. Иными словами, юридическим последствием международного признания является признание юридической силы за законами и подзаконными актами признанного государства.

Различают признание государств и признание правительств.

Признание государств происходит, когда на международную арену выходит новое независимое государство, возникшее в результате революции, войны, объединения или раздела государств и т.д. Основной критерий признания в данном случае — независимость признаваемого государства и самостоятельность в осуществлении государственной власти.

Признание правительства имеет место обычно в тех случаях, когда к власти приходит новое правительство в результате революции или государственного переворота, т. е. так называемым неконституционным путем. В 1996 г. страны АСЕАН де-факто признали правительство Мьянмы (Бирмы), когда правившая там военная хунта смягчила режим и обязалась принять новую Конституцию. При этом существовавший субъект международного права сохранился. В других случаях государства, признавая новое правительство, как правило, учитывают следующие критерии: фактический контроль новым правительством территории и населения; степень поддержки власти нового правительства населением страны; готовность и способность нового правительства выполнять свои международные обязательства.

Признание правительства происходит, как правило, одновременно с признанием нового государства. Однако возможно признание правительства без признания государства, например, в случае прихода правительства к власти в уже признанном государстве неконституционным путем (гражданские войны, перевороты и т.п.). Основной критерий для признания нового правительства — это его эффективность, т.е. действительное фактическое обладание государственной властью на соответствующей территории и независимое ее осуществление. В этом случае правительство признается единственным представителем данного государства в международных отношениях.

Особым видом признания правительств является признание эмигрантских правительств или правительств в изгнании. Практика их признания была широко распространена во время Второй мировой войны. Однако эмигрантское правительство часто теряет связь с соответствующей территорией и населением и поэтому перестает представлять данное государство в международных отношениях. В настоящее время признание правительств в изгнании используется достаточно редко.

Признание правительств в эмиграции (изгнании), как правило, связано с войнами. Во время Второй мировой войны СССР и другие государства антигитлеровской коалиции при признании правительств в изгнании исходили из того, насколько эффективны действия этих правительств, поддерживают ли они тесную связь со своим народом в руководстве борьбой с оккупантами, в осуществлении регулярного контроля над воинскими формированиями, действующими в составе союзных армий.

В середине XX в. получил широкое распространение и такой вид признания, как признание органов сопротивления и национально-освободительных движений. Это признание не было ни признанием государства, ни признанием правительства. Органы сопротивления создавались внутри уже признанных государств, а их полномочия отличались от традиционных полномочий правительств. Как правило, признание органов сопротивления предшествовало признанию правительства и имело задачей представить борющийся за освобождение народ в международных отношениях, обеспечить ему международную защиту и возможность получения помощи.

В современных условиях наблюдается стремление отдельных лидеров национально-сепаратистских движений получить статус органов сопротивления и соответственно права и преимущества, вытекающие из этого9.

а) имеют свою легальную организацию;

б) имеют во главе лиц, ответственных за их действия;

в) установили свою власть на определенной территории;

г) соблюдают в своих действиях нормы и принципы права вооруженных конфликтов.

Несоблюдение хотя бы одного из этих условий делает невозможным и противоправным международное признание повстанцев10.

Признание национально-освободительного движения осуществляется в лице его органов, которые возглавляют борьбу нации или народа за национальное освобождение и создание собственного независимого государства. Например, в свое время широкое международно-правовое признание получили Фронт национального освобождения Алжира, Фронт освобождения Мозамбика, Народная организация Юго-Западной Африки (СВАПО) и др. СССР неоднократно заявлял о том, что Организация освобождения Палестины (ООП) является признанным представителем арабского палестинского народа.

Признание органов и организаций национально-освободительного движения может сопровождаться установлением официальных отношений и учреждением их представительств в признающем государстве. Например, ООП имеет представительство в Российской Федерации. Таким образом, признание в качестве воюющей стороны фактически трансформировалось в международно-правовой институт признания органов и организаций национально-освободительного движения11 (приложение 2).


Институт признания государств является одним из самых старых и сложных вопросов в международном праве. Вот уже на протяжении нескольких веков вопросы, связанные с признанием государств, являются одними из самых актуальных вопросов в международном праве. Связано это прежде с тем, что в мире нередко происходят события, в результате которых появляются новые государства, однако институт признания регулируется обычными нормами, а в отдельных вопросах международными договорами и резолюциями международных организаций. Попытки кодифицировать данный институт международного права не обвенчались успехом, поэтому данный институт до сих пор остается некодифицированным, а вопросы признания решаются исходя из практики государств и общепризнанных принципов международного права.

Значительную актуальность институт признания государств в международном праве приобрел с появлением ряда непризнанных самопровозглашенных территориальных образований, которые претендуют на признание их как независимых государств.

Существует и смешанная теория, которая предполагает слияние доктринальной и конститутивной теории. Сторонники данной теории считают, что для признания территориального образование государством, необходимо наличие признаков государства, а также необходимо международное признание данного территориального образования. На наш взгляд, необходимо четко закрепить условия, при которых данное территориальное образование может быть признано государством.

Во-первых, вновь созданное государство должно обладать соответстующими признаками, такими как территория, население, правительство и др.

Во–вторых, при своем образовании, данное государство не должно нарушать общепризнанных принципов и норм международного права. В ряде случаев, мировое сообщество может ответить отказом в признании определенные территориальные образования в качестве независимых государств, которые были созданы с нарушением норм и принципов международного права. Так, например, Южная Родезия. Совет Безопасности ООН призвал все государства не признавать это территориальное образование, провозглашенное белым меньшинством без согласия всего населения страны. Также СБ ООН призвал не признавать созданные Южной Африкой банду-станы Транскей, Бохувотсвана, Венда, Гскей в качестве независимых государств как созданные с нарушением международного права. Стоить отметить, что мировое сообщество вправе принять меры, направленные на уничтожение территориальных образований, созданных с нарушением норм и принципов международного права. Например, вполне оправданно применение любых средств, в том числе вооруженной силы, в борьбе с ДАИШ.

В-третьих, в ООН представлены почти все государства мира, которых объединяет общая цель по поддержанию мира и безопасности. Принятие государства в члены ООН осуществляется

На наш взгляд, при наличии данных критериев, государство можно считать признанным. Так, например, государство Израиль, которое имеет свою территорию, народ, органы государственной власти. Израиль признают около 166 государств, также оно является членом ООН. Однако около 26 государств, не признают Израиль как государство. Однако навряд ли можно говорить о том, что Израиль не имеет международно-правового признания.

В-четвертых, образование государства должно поддерживаться самим народом, который там проживает. Также, в данном государстве должен быть установлен демократический политический режим, гарантирующий соблюдение основных прав и свобод человека.

Так, например, в 2012 году в Косово состоялся референдум о статусе населенных сербами северных районов края. В итоге, подавляющее большинство не признали независимость Косово и приштинские властные структуры. Против признания приштинских властей в Северном Косово проголосовало 99,74 % граждан, принявших участие в референдуме.

Таким образом, проблема признания новых государства на международной арене продолжает привлекать внимание многих учёных. Необходимо разработать и закрепить условия признания вновь образовавшихся территориальных образований, претендующих на статус государств.

Основные термины (генерируются автоматически): государство, территориальное образование, мировое сообщество, Нагорно-Карабахская Республика, образование, признание, признание государств, декларативная теория, конститутивная теория, Нагорный Карабах.

Читайте также: