Что такое правовая культура журналиста

Обновлено: 30.06.2024

Субъекты авторского права — лица, которым принадлежат субъективные авторские права. Это авторы произведений и их правопреемники. Важнейшими субъектами авторского права являются авторы произведений — лица, творческим трудом которых создано произведение.

Творцом произведения может быть любое физическое лицо независимо от возраста, гражданства и состояния дееспособности.

Авторские права у создателя произведения возникают сразу, как только достигнутый творческий результат облекается в объективную форму, обеспечивающую его восприятие другими людьми, т.е. фактически с момента создания произведения в каком-либо виде.

В соответствии с современным российским законодательством авторами произведений признаются только физические лица.

Авторское право на произведение, созданное творческим трудом двух и более лиц, принадлежит им совместно независимо от того, образует произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение (ст. 1258 ГК РФ).

Закон выделяет два вида коллективных произведений и соответственно два вида соавторства —нераздельное и раздельное.

При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя и более соавторами, представляет собой неразрывное целое, части которого не имеют самостоятельного значения. При раздельном соавторстве коллективное произведение является единым, однако оно состоит из частей, имеющих самостоятельное значение, и при этом известно, кем из соавторов созданы эти части.

Субъектами авторского права после смерти автора становятся наследники. Наследование авторских прав может происходить как по закону, так и по завещанию.

В отличие от прав на произведения самих авторов, которые носят пожизненный характер, авторские права наследников ограничены установленным законом сроком, в частности они действуют в течение 70 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом смерти (ст. 1281 ГК РФ).

Кроме наследников авторские права могут переходить к иным правопреемникам: издательствам, театрам, киностудиям и другим организациям, занимающимся использованием произведений. Последние приобретают авторские права на основании заключенных с авторами и наследниками авторских договоров.

Согласно ст. 1255 ГК РФ авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства. Кроме того, подчеркивается, что законом охраняются как обнародованные произведения, так и необнародованные, существующие в какой-либо объективной форме.

Произведением является совокупность идей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора выражение в доступной для восприятия форме, допускающей возможность воспроизведения.

28. Профессиональная культура журналиста в освещении правовой тематики

Профессиональная культура комплексна, многосоставна. Стоит на уровне развития общества.

События в экономике, политике, культуре, частной жизни граждан могут рассматриваться через призму законов и морально-этических норм.

Деликатное обращение с персональными данными и другими тайнами и секретами – это составляющая правовой культуры журналиста.

Содержание правовой культуры. Правовую культуру журналиста мы понимаем как уважение, знание и практическое применение норм права в интересах эффективной и безопасной профессиональной деятельности.

Разберемся в определении подробно. Под уважением норм имеется в виду сознательное их соблюдение, причем не выборочно, с делением на удобные и неудобные, а соблюдение всей системы прав и обязанностей. Для журналистов это обстоятельство имеет особое значение. Специфика профессии – рискованной, требующей настойчивости и даже настырности, временами конфликтной – порождает иллюзию того, что сотрудники СМИ имеют правовой приоритет по сравнению с другим людьми. Однако в действительности профессия рассчитана обществом в первую очередь на защиту интересов граждан, организаций и социальной системы в целом. В законодательстве о СМИ обязанностям журналистов отведено по меньшей мере такое же место, как и их правам. На эту мысль наводит и статистика судебных разбирательств по поводу деятельности СМИ. Так, за два последних столетия в Верховном Суде США масс медиа выиграли только половину дел (до 1920-х годов – всего 15%). Особенно существенно, что выигрывают они в основном как истцы, тогда как в качестве ответчиков по претензиям граждан и организаций в два раза чаще проигрывают[1]. Подобные статистические данные накоплены и в современной России.




Знание норм включает в себя обширный и многообразный материал. Оно позволяет журналисту свободно ориентироваться в социальном мире и мире профессиональном. Перечислим важнейшие его составляющие:

Ø в связи с социальной средой, в которой разворачивается практика СМИ, – конституционное право, система власти в Российской Федерации, основы международного права;

Ø в связи с объектом деятельности – права граждан, юридических лиц, органов власти и управления, попадающих в сферу журналистского внимания;

Ø в связи с предметом деятельности – специальное законодательство, регулирующее массово-информационный обмен;

Ø в связи с условиями деятельности – трудовое и административное право (касающееся наемного работника), имущественные права (касающиеся менеджера или собственника СМИ), гражданское право (касающееся работы журналиста по договору подряда);

Ø в связи с реализацией своих прав – средства, инстанции и порядок правовой защиты и самозащиты журналиста.

Не много ли для человека, который не является и не хочет становиться юристом? Думается, что здесь перечислен минимум сведений, необходимых для успешной работы. Более того, перечень следовало бы дополнить и другими специальными знаниями, которые тоже относятся к условиям труда в СМИ, – например, о регулировании деятельности правоохранительных органов, часто вступающих в служебные контакты с журналистами. Другое дело, что степень погружения в материал варьируется в широких пределах. Один корреспондент настолько поднатореет в судебных спорах, что будет способен грамотно составить исковое заявление в защиту своих прав. Другому же в подобном случае придется обращаться за помощью к юристу. Как и в иных областях квалификации, здесь у самосовершенствования нет верхней границы. Кстати сказать, умение и привычка сотрудничать с опытными экспертами также входит в состав правовой культуры.

Обратим внимание на эффективность и безопасность деятельности журналиста. У права есть не только регулирующая, но и охранительная функция. Оно защищает журналиста от посягательств на его полномочия, на способность выполнять общественный долг и служебные обязанности. Защищает и от соблазна бесшабашного удальства в обращении с фактами, если корреспондент оглядывается на санкции, которые могут быть к нему применены. Если же он их игнорирует, то расплата бывает суровой. Например, американские газетчики заплатили популярному актеру Тому Крузу 320 тыс. долл. Так суд оценил измышления, задевающие честь и репутацию кинозвезды.

Типичные нарушения права СМИ. Нарушения норм, связанные с массово-информационной деятельностью, к сожалению, стали привычной характеристикой нашей общественной жизни. Слабым утешением служит то, что и в мировой практике это один из самых конфликтных видов правоотношений. Разделим их на две большие группы: нарушения со стороны СМИ и журналистов и покушения на свободу массовой информации. Деление это грубое, в действительности каждая коллизия выглядит гораздо более запутанной и богатой нюансами.

Нарушения со стороны СМИ чаще всего фиксируются на этапе публикации материалов. Из всех стадий и видов журналистского труда публикация оказалась индикатором слабости правовой подготовки авторов. Поведение корреспондентов в процессе сбора информации, организации производства, общения с коллегами и т.п. вызывает значительно меньшее количество нареканий. Это не должно удивлять – ведь для общественности смысл и содержание журналистики предстают именно в виде опубликованных текстов.

29. Регулирование отношений СМИ с источниками информации и объектами освещения

Журналист должен иметь сеть источников информации. В их выборе переплетается множество факторов.


Жизнь любого человека регулируется не только правовыми, но также нормами этики и морали. Они не прописаны ни в каких нормативно-правовых актах, но зачастую соблюдаются не менее трепетно, чем законы. Этические нормы касаются не только жизни людей, но и их профессиональной деятельности. Есть профессии, в которых вся деятельность четко регламентирована. Есть профессии, где этический выбор нужно делать чуть ли не ежедневно. Такой профессией является и журналистика. У нее есть свои этические правила.

Что такое профессиональная этика?

Цифровая журналистика

Чтобы рассмотреть суть и функции журналистской этики, сначала попробуем понять, что такое профессиональная этика. Рассмотрим, в чем заключается ее суть.

Профессиональная этика — это такие нормы, которые регулируют трудовые взаимоотношения людей, а также отношение человека к своему профессиональному долгу и обязанностям.

Предметы профессиональной этики

  • профессиональные качества специалиста;
  • взаимоотношения специалиста и людей, с которыми он взаимодействуют;
  • отношения коллектива и общества;
  • внутриколлективные отношения;
  • цели и способы обучения специалистов.

Содержание нравственной этики включает нормы, которые предписывают определенные правила отношений между людьми в зависимости от предмета профессиональной этики. Если говорить о журналистике, то это профессиональные качества, особенности общения с источниками информации, другими журналистами и окружающей средой.

Этика журналистов

Пресс-подход

В вопросах этических норм всегда возникают сложности. Происходит это потому, что профессиональная журналистская этика — это не зафиксированные юридически, но принятые и поддерживаемые общественным мнением принципы, правила и нормы нравственного поведения журналистов.

Основа — понятие о наилучших путях выполнения профессионального долга в соответствии с этическими представлениями общества в их применении к профессиональной деятельности. Существует специфический свод правил и принципов достойного поведения, запретов. Соблюдение этих правил контролируется совестью журналиста изнутри и профессиональными объединениями — извне. Кроме того, существует общественный контроль.

В России сущности и функциям журналистской этики Лазутина Г. В. уделяла большое внимание. Она написала несколько учебников на данную тему.

Функции журналистской этики

Журналистское интервью

Функции этики делят на три направления:

  • позитивная функция (описание границ нравственного поведения через факты, поступки и их анализ); (критический анализ общественных нравов с анализом и обоснованием необходимости для общества каких-либо норм поведения);
  • оценочная функция (демонстрация примеров нравственного позитива и негатива).

Можно также говорить о профессиональной морали. В журналистике человеческие контакты непосредственно включены в сферу деятельности, мораль побуждает сотрудника СМИ к самоанализу и предлагает критерии, в соответствии с которыми его можно проводить. Профессиональная мораль:

  • занимается регулированием поведения журналистов;
  • показывает мотивы служения общества с благородной стороны.

Этические принципы

Журналистское расследование

Среди принципов профессиональной этики обычно выделяют шесть основных.

  1. Социальная ответственность — готовность отвечать и нести ответственность перед обществом за ту информацию, которая подписана именем автора.
  2. Объективность и правдивость — информация, предоставляемая журналистом, должна быть правдивой, точной, исчерпывающей, представлять интересы всех сторон.
  3. Добросовестность — дотошная проверка фактов, точное их воспроизведение.
  4. Честность — неиспользование служебного положения в корыстных целях, сохранение в тайне источников информации.
  5. Уважение чести, достоинства личности заключается в нераспространении непроверенных сведений, а также в запрете на вторжение в частную жизнь.
  6. Профессиональная солидарность состоит из заботы о престиже профессии, бережного отношения к доверию коллег и аудитории.

Кодексы журналистской этики

Журналист в чрезвычайной ситуации

Международные документы, на которых основывается профессиональная этика представителей СМИ

Всеобщая декларация прав человека Организации Объединенных Наций (говорит, что журналист не должен нарушать права человека).

Пакт о гражданских и политических правах (ООН).

Акт ЮНЕСКО — декларация об основных принципах, касающихся вклада СМИ в укрепление мира и международного взаимопонимания.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Международные этические принципы

Интервью Дональда Трампа

Международные основы журналистской этики были приняты в 1983-м на встрече профессиональных журналистских организаций в Праге.

Российский кодекс этики

Частная жизнь

Интересна история формирования кодекса журналистской этики в России. Этим вопросом активно занималась Г. В. Лазутина. Говоря про сущность и функции журналисткой этики, Лазутина Г.В. выделяет четыре принципа, на которых строится кодекс журналистской этики в России.

Принцип первый заключается в соблюдении приоритета общественных интересов перед групповыми. В основном этот принцип ориентирует журналистов на соответствие законам.

Второй принцип заключается в соблюдении как международных актов, так и законов своей страны, а также соблюдение прав человека.

Принцип третий — соблюдение норм морали и стандартов культуры взаимоотношений. Журналист должен проявлять воспитанность, порядочность, уважение к чести и достоинству личности.

Четвертый принцип — выполнение действий, связанных с профессиональной деятельностью, должно быть обдуманным, тщательным и честным.

Российский кодекс журналистской этики создавался на базе уже существующих европейских кодексов. Кодекс профессиональной этики журналиста был принят в нашей стране Первым съездом Союза журналистов СССР в 1991-м. Кодекс содержал три главы: принципы профессиональной этики, нарушение норм профессиональной этики, возложение ответственности. Сам документ содержит следующие тезисы:

Нарушения этических кодексов

Нарушения журналистской этики часто встречаются в повседневной жизни. Некоторые нормы кодексов могут быть обязательными, некоторые дискуссионными, некоторые допустимо нарушить. Эти стандарты не ограничивают, а лишь помогают в принятии объективных решений. Они определяют территорию свободного творческого пространства. Если журналист выходит за границы, у него возникают напряженные отношения с источником информации, аудиторией, коллегами. Кроме того, этические кодексы — защита, когда законы бессильны.

На практике позиции кодексов нарушают по нескольким причинам. Многие этические кодексы принимались давно, и на данный момент они не соответствуют жизненным реалиям. Во-вторых, ситуации бывают сложные и неоднозначные. И со временем они не становятся легче.

Выделяют четыре группы нарушений:

Для сохранения своей репутации и репутации всего профессионального сообщества важно соблюдать правила журналистской этики. Нарушать их, пренебрегать ими можно только в случаях крайне необходимости, если сотрудник СМИ действует на благо общества. Ну и, конечно, чтобы соблюдать нормы, нужно знать сущность и функции журналистской этики.

Правовая культура общества и правовая культура журналиста: условия и результаты взаимодействия - тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам из журнала Право и образование

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЖУРНАЛИСТА: УСЛОВИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

О.В. Третьякова, заведующая кафедрой журналистики Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, кандидат политических наук, доцент

Статья посвящена проблеме медиатизации правовой жизни общества как информационному обеспечению функционирования правовой сферы. Автор анализирует зависимость формирования правовой культуры общества от того, каким образом события правовой жизни отражаются и интерпретируются средствами массовой информации. Особое внимание уделяется правовой культуре журналиста и ее взаимодействию с правовой культурой общества.

Ключевые слова: правовая культура общества, медиатизация, правовая жизнь, средства массовой информации, правовая культура журналиста.

левидении с созданием благоприятного мнения о них.

В широком (и нейтральном) смысле медиатизация - это возрастание объема и роли процессов распространения и получения опосредованной информации, заменяющей непосредственный опыт людей. Политическое, экономическое и правовое развитие общества порождает новые запросы на содержание СМИ. Проблемы становления правового демократического государства, формирования и развития массового правосознания и правовой культуры общества, преодоления всеобщего правового нигилизма привели к распространению в современных средствах массовой информации публикаций и передач правовой тематики (а не только криминальной, как это было в 1990-е годы). Впрочем, журналистские материалы о преступлениях тоже в определенном смысле выполняют функцию правового воспитания, и их можно отнести к освещению в средствах массовой информации правовой жизни общества.

Так же, как правовая культура, правовая жизнь общества, на наш взгляд, не может быть идентифицирована только с юридическим бытием, она относится скорее не к материальной, а к духовной сфере жизни. Однако правовая жизнь общества зависит не только от уровня развития массового правосознания, но от и правового/неправового поведения индивидов. Поэтому она представляет собой комплекс явлений, которые могут иметь как позитивный,

так и негативный характер. К первым относятся система права, правовые акты, юридические поступки, правоотношения и юридическая практика, законность и правопорядок, правоохранительная и правоприменительная деятельность и т.п. Ко вторым относятся негативные противоправные явления: правонарушения, преступления, злоупотребления, коррупция, деформация правосознания (правовой нигилизм). Становление позитивной правовой жизни общества взаимосвязано с системой правового информирования (просвещения), правового образования и воспитания людей.

Следует отметить, что существовавшие в советские времена системы пропаганды права и правового воспитания остались в прошлом, правовое образование в постсоветской России имеет ограниченный в объеме и фрагментарный характер. Такие каналы правового просвещения как Центры правовой информации при публичных (общедоступных) библиотеках, компьютерные информационные правовые системы, специализированные правовые издания и официальные периодические издания распространяют правовую информацию, выраженную в нормах права. Получение правовой информации по этим каналам требует довольно серьезных усилий со стороны неподготовленного (не имеющего юридического образования) потребителя. Скорее всего, распространяемая названными выше каналами правовая информация воздействует лишь на когнитивный компонент более глубоких уровней правосознания - научно-теоретического и профессионального пра-

восознания юристов. Но эта информация практически не оказывает влияния на формирование обыденного (эмпирического) массового правосознания и на правовую психологию личности.

Вся эта информация о правовых фактах (а правовой факт как единица анализа правовой информации - это момент состояния правового бытия и сознания человека, правовое событие,

действие, явление, поступок) называется правоохранительной информацией (понятие введено автором данной работы [6, с. 59]). Она обладает не только когнитивным, но и интенци-ональным содержанием. Направленность сознания, воли и чувств аудитории на предмет - правовые факты и явления - способствует большей степени усвоения правоохранительной информации по сравнению с правовой по пара

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Читайте также: