Что такое право что такое свобода

Обновлено: 25.06.2024

Мысли и идеи о свободе зарождались в умах людей еще в древнем мире. Причиной этому служили различные проявления в обществе: ущемление личных стремлений и желаний, невозможность беспрепятственно пользоваться плодами своих трудов, отсутствие возможности свободного выражения своего мнения, религиозных стремлений и т.д. Но для понимания свободы, как реального явления в современном мире, необходимо определить ее конкретные признаки.

Что такое свобода, в чем она проявляется? Является ли это независимостью от чего бы то ни было и абсолютной неподчиненностью, или это явление является чем-то более определенным? Многие характеризовали свободу, как свободу воли, в том смысле, что отсутствие свободы воли – есть отсутствие возможности действовать сообразно собственным решениям, по своей воле. Но, при этом, постоянно велись споры о том – существует ли свобода воли, или ее нет, а все в жизни обычного человека происходит, и должно происходить по чьей-то чужой воле?

В начале двадцатого века Александр Введенский (профессор Санкт-Петербургского университета) писал: "по приговору критической теории познания, можно и допускать и отрицать свободу воли; но и в том и в другом случае у нас будет не доказанное знание, а всего только вера; и всякие попытки обратить ее в знание, то есть доказать тот или другой взгляд на свободу воли, взятой в том виде, в каком воля существует сама по себе (помимо того, как она является нам чрез посредство наших невольных представлений), будут всегда настолько же неудачны, насколько неудачны должны быть, по приговору математики, попытки решить задачу, называемую квадратурой круга."

Если обратить внимание на правовые нормы, то становится очевидно, что свобода человека определена на законодательном уровне. В Конституции Российской Федерации установлена свобода труда, присутствуют такие проявления свободы, как свобода мысли и совести, свобода экономической деятельности, свобода передвижения и выбора места жительства, свобода выезда за пределы государства и беспрепятственного возвращения обратно, свобода распространять религиозные убеждения, свобода массовой информации с запретом цензуры, свобода творчества, свобода создавать общественные объединения. Также определено право иметь движимое и недвижимое имущество в частной собственности, и возможность свободно распоряжаться им своей волей. Права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, установлено равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от физических, социальных, национальных, имущественных и иных факторов.

Можно сделать определенный вывод, относительно существования свободы: свобода существует, свобода всеобщая и равная для всех. Но свобода эта определена и ограничена правовыми нормами. Свободы, не ограниченной ничем – быть не должно, так как абсолютная независимость от каких-либо ограничений заставит людей вести себя так, как им того захотелось, невзирая на то, что поступки эти будут нести вред другим и ущемлять чужую свободу. Это приведет опять к свободе сильнейших, и свобода будет уже не всеобщей, а частной, и принадлежать она будет только избранным.

Соответственно, на вопрос – "существует ли у нас абсолютная свобода сегодня?", можно дать категоричный ответ: конечно же – нет. Кроме того, что "осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц", как указано в п. 3 ст. 17 Конституции РФ, есть еще достаточно императивных норм, ограничивающих свободу. Например, установлена обязанность уплачивать определенные суммы в бюджет государства. Так, например, нормы права, указанные в Налоговом кодексе РФ, хоть и определены в целях благополучия государства, как общества, в то же время являются, хоть и в какой-то мере вынужденными, но ограничивающими субъекта в его свободе распоряжаться всеми своими средствами, полученными им в результате той или иной деятельности.

Следовательно, внешняя свобода человека (индивида), есть возможность для него совершать любые действия по своему усмотрению, и возможность эта всеобъемлющая, но ограниченная свободой другого индивида, а также императивными требованиями закона, не связанными напрямую со свободой других индивидов, при этом внутренняя свобода каждого человека ничем не ограниченна.

В современном мире цивилизованное человечество живет понятиями свободы как права, права с обширной областью личной свободы, и именно эти принципы дают возможность свободно и неограниченно развиваться, поддерживать друг с другом экономические и социальные отношения, чувствуя себя при этом относительно защищенными. И логично, что в современном обществе присутствует тенденция способствовать сохранению достижений в принципах свобод личности, и способствовать их логичному развитию, в соответствии с принципами естественного права, так как только свободный человек способен создавать лучшее будущее для себя и других.

К сожалению, данные тенденции сохранения и развития принципов свободы поддерживаются далеко не всеми, в основном, вследствие личной ограниченности отдельных индивидов, отсутствия понимания в данном вопросе, эгоизма и стремления обрести материальные блага, невзирая на принципы морали и нравственности. И только верно и справедливо сформулированные императивные законодательные нормы, направленные на восстановление нарушенного права, возвращения утраченного имущества, компенсации причиненного вреда, а также предусматривающие соответствующее наказание для причинителя вреда, могут способствовать защите прав и свобод человека посредством должного исполнения своих функций представителями судебной власти.

Подросток мечтает о свободе как о независимости от родителей, а взрослый видит в ней беспрепятственное осуществление своей деятельности.

Птичка вылетела из клетки

Ясно одно: свобода – это некая ценность, то, что очень важно и необходимо индивиду.

Рассмотрим интерпретацию этого термина с юридической, философской и психологической точек зрения.

Свобода человека в конституции РФ

Конституция Российской Федерации наделяет каждого гражданина свободой, суть которой заключается в самостоятельном определении своих позиций в разных жизненных аспектах. То есть человек имеет право на личный выбор, который соответствует его интересам.

Например, каждый индивид сам выбирает веру исповедания либо вообще может стать атеистом (это кто?), и никто не имеет привилегий препятствовать его предпочтениям. В правовой сфере со свободой тесно связано понятие права – это то, что государство также обязано обеспечить своим гражданам.

Конституция РФ о правах и свободах

Права и свободы человека и гражданина

Все это очень четко классифицировано в главном документе нашей страницы (конституции):

  1. Личные – еще их называют естественными, обеспечивают автономию и независимость в обществе. Сюда входят:
    1. самое главное право человека – право на жизнь (отмена смертной казни);
    2. выбор своей веры, национальности и языка;
    3. свобода и неприкосновенность (если только вы не совершили преступление);
    4. личное достоинство – никто не может подвергать вас унижениям и насилию;
    5. свободное передвижение по территории государства и выезд за его пределы;
    6. право на неприкосновенность личной жизни: запрет на сбор информации о вас без вашего согласия (телефонные разговоры и переписка в любом виде являются личной тайной, нарушать которую никто не имеет права);
    7. право на неприкосновенность жилья – никто не может проникать в ваш дом без вашего согласия.

    Если собрать воедино все личные права и свободы, то получится следующая картина: я, как гражданин РФ, могу выражать свое мнение и получать необходимую мне информацию, имею право жить что бы ни случилось, беспрепятственно ездить по разным городам своей Родины и летать на отдых в теплые страны зарубежья.

    Я законопослушный индивид своей страны, поэтому никто не может меня задержать и лишить физической свободы.

    1. свобода слова и средств массмедиа (но не пропаганда и агитация агрессивного характера);
    2. свободное объединение в политические общности и партии, проведение митингов и демонстраций (надо отметить – мирных митингов);
    3. право избирать других и избираться самому в гос.структуры;
    4. обращаться в политические органы с жалобами, требованиями и предложениями;
    5. право участия в государственной деятельности (правовой, судебной и исполнительной).
    1. охрана здоровья: медицинское страхование и обслуживание, право на отдых;
    2. социальное обеспечение в виде различных пособий и пенсий;
    3. право на личное жилище (в нашей стране государство активно способствует работе домовых застройщиков).
    1. право на личную собственность: квартиру, машину, дачу, землю и другие материальные ценности;
    2. право наследовать, если другие люди пожелают передать мне свою личную собственность;
    3. право заниматься трудовой деятельностью по собственному выбору и не заниматься трудом, которым не хочется. Сюда входит право человека на частное дело (предпринимательство).
    1. право получать бесплатное образование (что это такое?);
    2. доступ к культурно-историческим ценностям;
    3. участие в культурной жизни общества через собственное творчество;
    4. свободное пользование продуктами научного прогресса.

    Философский взгляд на свободу

    В философии это понятие представляет собой одно из центральных понятий, которое не имеет конкретного определения до сих пор. Причина этому – двоякая интерпретация термина. Например, родившийся человек по определению свободен (в нашей стране точно): он не раб и никому ничем не обязан.

    Но с другой стороны, он несвободен, так как все равно связан с социумом (мамой-папой, обществом) и природой (мы зависим от кислорода и климата). Родители растят и кормят ребенка, обеспечивают одеждой, образованием, а, например, наводнение может лишить жизни не только его, но и тысячи других людей.

    Разорванная веревка на руках - символ освобождения

    Свобода в философии предполагает выбор – действие, которое совершает человек в своих интересах, пользуясь имеющимися у него возможностями.

    Чем больше могущества, тем шире выбор свобод. Последний факт рождает проблему ответственности за свои решения и действия.

    В США, например, ты свободен делать все что угодно, но при этом не должен ущемлять права других людей.

    Свобода человека

    Приведу пример. Окно, кирпич и мужчина: у него достаточно силы, чтобы поднять кирпич и разбить им оконное стекло, а также у него есть выбор этого не делать. В ситуации окно, кирпич и маленький ребенок дело обстоит иначе: малыш не сможет физически поднять тяжесть и попасть ею в окно. У взрослого в данном случае свобода выбора шире: он может бросить кирпич, а может не бросать.

    Но вместе со свободой пропорционально растет ответственность: разбив стекло, мужчина, скорее всего, загремит в полицию и в лучшем случае отделается штрафом.

    Если коротко, то этот вопрос в философской парадигме звучит примерно так: ты свободен, но несешь за это ответственность.

    На мой взгляд, это похоже на парадокс — ты свободен и можешь делать все что угодно. А если ты ограничиваешь себя в некоторых действиях (то же окно), не желая негативных последствий, то ты автоматически несвободен. Поэтому можно сделать вывод, что данное понятие условно.

    Свобода личности в психологии

    Что это такое в аспекте психологии? В данном случае подразумевается больше внутренняя свобода человека, нежели внешняя. Она напрямую связана с человеческим эго, точнее, со здоровым эгоизмом: нашими желаниями и потребностями.

    Слово на песке

    Когда ребенок совсем маленький, его эго здорОво, он ведет себя непосредственно: щупает все, что интересно, справляет нужду в тот самый момент, когда хочется, а значит, и где хочется. Если он голоден, он будет плакать и требовать молока до тех пор, пока ему его не предоставят, даже если события развиваются в вагоне метро.

    О внутренней свободе можно говорить даже в рамках условности, потому что некоторые индивиды не позволяют себе и такой. Это проявляется в страхе или нежелании человека делать и говорить то, что он по-настоящему хочет.

    Вы не свободны, если:

    Свободная личность – это тот, кто желает, выбирает и действует. И надо сказать, что таких не очень-то и много.

    Таких примеров миллион, так как многие сознательно предпочитают быть несвободными, но жить в спокойствии и стабильности. А что? Ведь это тоже выбор.

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (3)

    Спасибо за хороший и понятный материал!

    Это главное богатство в жизни, без свободы человек просто не может быть счастливым, согласитесь. Однако понятие свободы в разных странах существенно отличается, порой выходя за грани.

    Если ты можешь физически разбить стекло, но тебя за это оштрафуют, значит штраф — это стоимость твоей свободы.

    С принципом формального равенства связано и понимание права как формы общественных отношений.

    Специфика правовой формальности обусловлена тем, что право выступает как форма общественных отношений независимых субъектов, подчиненных в своем поведении, действиях и взаимоотношениях общей норме. Независимость этих субъектов друг от друга в рамках правовой формы их взаимоотношений и одновременно их одинаковая, равная подчиненность общей норме определяют смысл и существо правовой формы бытия и выражения свободы.

    Правовая форма свободы, демонстрируя формальный характер равенства, всеобщности и свободы, предполагает и выражает внутреннее сущностное и смысловое единство правовой формальности, всеобщности, равенства и свободы.

    Для всех тех, чьи отношения опосредуются правовой формой, — как бы ни был узок этот правовой круг, — право выступает как всеобщая форма, как общезначимый и равный для всех этих лиц (различных по своему фактическому, физическому, умственному, имущественному положению и т. д.) одинаковый масштаб и мера. В целом всеобщность права как единого и равного (для того или иного круга отношений) масштаба и меры (а именно — меры свободы) означает отрицание произвола и привилегий (в рамках этого правового круга).

    Необходимая внутренняя взаимосвязь правового равенства и всеобщности правовой формы очевидна: правовая мера всеобща лишь в тех пределах и постольку, пока и поскольку она остается единой (и, следовательно, равной) для различных объектов измерения (регуляции), в своей совокупности образующих сферу этой всеобщности, т. е. круг различных отношений, измеряемых общей (единой) мерой. Всеобщность эта, следовательно, относительна, — она ограничена пределами действия единой меры в различных отношениях. Само равенство здесь состоит в том, что поведение и положение субъектов данного общего круга отношений и явлений подпадают под действие единой (общей, равной) меры.

    Такая формальность — внутренне необходимое, а не случайное свойство всякого права. Форма здесь не внешняя оболочка. Она содержательна и единственно возможным способом, точно и адекватно выражает суть опосредуемых данной формой (т. е. охватываемых и регулируемых правом) отношений — меру свободы индивидов по единому масштабу. Своим всеобщим масштабом и равной мерой право измеряет, "отмеряет" и оформляет именно свободу индивидов, свободу в человеческих взаимоотношениях — в действиях, поступках, словом, во внешнем поведении людей. Дозволения и запреты права как раз и представляют собой нормативную структуру и оформленноеть свободы в общественном бытии людей, пределы достигнутой свободы, границы между свободой и несвободой на соответствующей ступени исторического развития.

    Свобода индивидов и свобода их воли — понятия тождественные. Воля в праве — свободная воля, которая соответствует всем сущностным характеристикам права и тем самым отлична от произвольной воли и противостоит произволу. Волевой характер права обусловлен именно тем, что право — это форма свободы людей, т. е. свобода их воли. Этот волевой момент (в той или иной, верной или неверной интерпретации) присутствует в различных определениях и характеристиках права в качестве волеустановленных положений (Аристотель, Гроций и др.), выражения общей воли (Руссо), классовой воли (Маркс и марксисты) и т. д.

    Свобода, при всей кажущейся ее простоте, — предмет сложный и для понимания и тем более для практического воплощения в формах, нормах, институтах, процедурах и отношениях общественной жизни.

    В своем движении от несвободы к свободе и от одной ступени свободы к более высокой ступени люди и народы не имеют ни прирожденного опыта свободы, ни ясного понимания предстоящей свободы.

    Поскольку свобода всегда связана с борьбой за освобождение от прежнего гнета, она прежде всего ассоциируется у большинства с самим процессом высвобождения от прошлого, со свободой от чего-то (или свободой против чего-то). При таком негативном восприятии свободы кажется, будто освобождение от некоторого известного по прошлому опыту гнета — это освобождение на все будущее от всего негативного и достижение абсолютной свободы и счастья. Подобные иллюзии, абсолютизирующие некую относительную ступень и форму будущей свободы, не только типичны, но, видимо, и социально-психологически необходимы для надлежащей мотивации активной борьбы за нее против прошлого.

    При этом даже среди участников процесса освобождения от старого царит разнобой в представлениях о позитивном смысле грядущей свободы, в ответах на вопросы типа: Свобода для чего? Свобода к чему? Какая именно свобода? Конкретные представления по этому кругу проблем формируются позже, так сказать постфактум.

    Отмечая различные значения, придаваемые слову "свобода", Монтескье в работе "О духе законов" писал: "Нет слова, которое получило бы столько разнообразных значений и производило бы столь различное впечатление на умы, как слово "свобода". Одни называют свободой легкую возможность низлагать того, кого наделили тиранической властью; другие — право избирать того, кому они должны повиноваться; третьи — право носить оружие и совершать насилие; четвертые — видят ее в привилегии состоять под управлением человека своей национальности или подчиняться своим собственным законам. Некий народ долгое время принимал свободу за обычай носить длинную бороду. Иные соединяют это название с известной формой правления, исключая все прочие"[18].

    Тем, кто высвободился из тисков прежней несвободы, свобода кажется вольницей, мягким податливым материалом, из которого можно лепить все, что душа пожелает и воображение подскажет. Пафос такого настроения удачно выражен в поэтической строчке В. Хлебникова: "Свобода приходит нагая". Но такой она только грезится. На самом деле свобода приходит в мир и утверждается в нем в невидимом, но прочном одеянии права. Это, конечно, более скучная материя — правопорядок, дозволения и запреты, правонарушения, ответственность и т. д. Но такова действительность свободы.

    Какой-либо другой формы бытия и выражения свободы в общественной жизни людей, кроме правовой, человечество до сих пор не изобрело. Да это и невозможно ни логически, ни практически. Так же невозможно, как и другая "арифметика", где бы дважды два равнялось не четырем, а пяти или чему-то другому.

    Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы. Неправовая свобода, свобода без всеобщего масштаба и единой меры, словом, так называемая "свобода" без равенства — это идеология элитарных привилегий, а так называемое "равенство" без свободы — идеология рабов и угнетенных масс (с требованиями иллюзорного "фактического равенства", подменой равенства уравниловкой и т. д.). Или свобода (в правовой форме), или произвол (в тех или иных проявлениях). Третьего здесь не дано: неправо (и несвобода) — всегда произвол.

    Отсюда и многоликость произвола (от "мягких" до самых жестких, тиранических и тоталитарных проявлений). Дело в том, что у права (и правовой формы свободы) есть свой, только ему внутренне присущий, специфический принцип — принцип формального равенства. У произвола же нет своего принципа; его принципом, если можно так выразиться, является как раз отсутствие правового принципа, отступления от этого принципа, его нарушение и игнорирование. Бесправная свобода — это произвол, тирания, насилие.

    Фундаментальное значение свободы для человеческого бытия в целом выражает вместе с тем место и роль права в общественной жизни людей. Наблюдаемый в истории прогрессирующий процесс освобождения людей от различных форм личной зависимости, угнетения и подавления — это одновременно и правовой прогресс, прогресс в правовых (и государственно-правовых) формах выражения, существования и защиты этой развивающейся свободы. В этом смысле можно сказать, что всемирная история представляет собой прогрессирующее движение ко все большей свободе все большего числа людей. С правовой же точки зрения этот процесс означает, что все большее число людей (представители все новых слоев и классов общества) признаются формально равными субъектами права.

    Историческое развитие свободы и права в человеческих отношениях представляет собой, таким образом, прогресс равенства людей в качестве формально (юридически) свободных личностей. Через механизм права — формального (правового) равенства — первоначально несвободная масса людей постепенно, в ходе исторического развития преобразуется в свободных индивидов. Правовое равенство делает свободу возможной и действительной во всеобщей нормативноправовой форме, в виде определенного правопорядка.

    Об этом убедительно свидетельствует практический и духовный опыт развития свободы, права, равенства и справедливости в человеческих отношениях.

    Между тем повсеместно довольно широко распространены представления о противоположности права и свободы, права и справедливости, права и равенства. Они обусловлены во многом тем, что под правом имеют в виду любые веления власти, законодательство, которое зачастую носит антиправовой, произвольный, насильственный характер.

    Нередко свобода противопоставляется равенству. Здесь можно выделить несколько направлений критики равенства (по сути дела — правового равенства) с позиций той или иной концепции свободы.

    Так, уже ряд софистов младшего поколения (Пол, Калликл, Критий) отвергали правовое равенство с позиций аристократических и тиранических представлений о свободе как праве "лучших" на привилегии и произвол, как праве сильных господствовать над слабыми и т. д. Аналогичный подход в XIX в. развивал Ф. Ницше. Религиозно-аристократическую концепцию "свободы личности" (в духе апологии неравенства и критики равенства) обосновывал в XX в. И.А. Бердяев[19].

    В отличие от аристократической критики правового равенства "сверху" (в пользу элитарных версий свободы) марксистское отрицание правового равенства и права в целом идет "снизу" (в целях всеобщего прыжка в коммунистическое "царство свободы", утверждения "фактического равенства" и т. д.).

    В наши дни широко распространено представление (ошибочное и опасное), будто "суть перемен, которые идут в России и в посткоммунистических странах" (т: е. их "модернизация"), состоит "в переходе от логики равенства к логике свободы"[20]. Тут социализм с его уравниловкой (т. е. антиподом права и равенства) предстает как царство равенства, от которого надо перейти в царство свободы без равенства.

    В этих и сходных противопоставлениях свободы и равенства данным явлениям и понятиям по существу придается (в силу ошибки, социальных интересов и т. д.) произвольное значение.

    Если речь действительно идет о свободе, а не о привилегиях, произволе, деспотизме, то она просто невозможна без принципа и норм равенства, без общего правила, единого масштаба и равной меры свободы, т. е. без права, вне правовой формы. Свобода не только не противоположна равенству (а именно — правовому равенству), но, напротив, она выразима лишь с помощью равенства и воплощена в этом равенстве. Свобода и равенство неотделимы и взаимно предполагают друг друга. С одной стороны, исходной и определяющей фигурой свободы в ее человеческом измерении является свободный индивид — необходимая основа правоспособности и правосубъектности вообще; с другой стороны, эту свободу индивидов можно выразить лишь через всеобщий принцип и нормы равенства этих индивидов в определенной сфере и форме их взаимоотношений. Право не просто всеобщий масштаб и равная мера, а всеобщий масштаб и равная мера именно и прежде всего свободы индивидов. Свободные индивиды — "материя", носители, суть и смысл права. Там, где отрицается свободная индивидуальность, личность, правовое значение физического лица, там нет и не может быть права (и правового принципа формального равенства), там не может быть и каких-то действительно правовых индивидуальных и иных (групповых, коллективных, институциональных и т. д.) субъектов права, действительно правовых законов и правовых отношений и в обществе в целом, и в различных конкретных сферах общественной и политической жизни.

    Эти положения в полной мере относятся и к такой существенной сфере жизнедеятельности общества, как экономика и производство, как отношения собственности в целом[21]. Сама возможность наличия начал свободы, права, равенства людей в сфере экономической жизни общества с необходимостью связана с признанием правоспособности (а, следовательно, и свободы, независимости, самостоятельности) индивида в отношениях собственности, т. е. признания за индивидом способности быть субъектом права собственности на средства производства. Здесь особо следует подчеркнуть то обстоятельство, что именно отношения по поводу средств производства образуют содержание, смысл и суть экономических отношений. Там, где сложились и действуют правовые формы экономических отношений, где, следовательно, признано и функционирует право собственности индивида на средства производства, там и другие (непроизводственные) объекты, включая предметы личного потребления, вовлекаются в сферу правовых отношений собственности, становятся объектом права собственности. Но собственность на предметы потребления носит вторичный, производный характер, зависящий от наличия или отсутствия, признанности или не-признанности в соответствующем обществе права собственности индивидов на средства производства.

    Индивид как субъект права собственности (и прежде всего — на средства производства) — исходная база и непременное предварительное условие для возможности также и других, неиндивидуальных (групповых и т. д.) субъектов права собственности ("юридических лиц").

    В целом право собственности — это свобода индивидов и других субъектов социальной жизни, причем свобода в ее адекватной правовой форме и, что особо важно подчеркнуть, свобода в такой существенной сфере общественной жизни, как отношение к средствам производства, экономика в целом.

    Исторический прогресс свободы и права свидетельствует о том, что формирование и развитие свободной, независимой, правовой личности необходимым образом связаны с признанием человека субъектом отношений собственности, собственником средств производства. Собственность является не просто одной из форм и направлений выражения свободы и права человека, но она образует собой вообще цивилизованную почву для свободы и права. Где полностью отрицается право индивидуальной собственности на средства производства, там не только нет, но и в принципе невозможны свобода и право.

    В логике таких взаимосвязей собственности, свободы и права коренятся глубинные причины несовместимости социализма (всеобщий запрет частной собственности, ее обобществление и т. д.) с правом и свободой. Этой же логикой определяется фундаментальное значение десоциализации собственности во всем процессе перехода от тоталитарного социализма к началам права и свободы.

    § 6. Свобода и право

    § 6. Свобода и право Расширение правоспособности на одном полюсе общества может быть компенсировано только соразмерным поражением в правах на противоположном. И наоборот: сокращение спектра возможного для одних означает увеличение льгот и привилегий для других. Между

    2. Поскольку свобода существует только через природу и против нее, она должна потерпеть крах как свобода или как существование

    2. Поскольку свобода существует только через природу и против нее, она должна потерпеть крах как свобода или как существование — Свобода есть только, если есть природа. Свободы не было бы без сопротивления ей и без некоторой основы в ней самой. К примеру, то, что при

    6.3. Мораль і право. Право природне й позитивне

    6.3. Мораль і право. Право природне й позитивне Усі, хто коли-небудь замислювався над походженням права, його сутністю і межами, неодмінно заглиблювався у проблеми співвідношення моралі й права. Звернемось і ми до взаємин моралі й права, обмежившись тільки питаннями про

    § 11. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА. ОБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО И СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО

    § 11. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА. ОБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО И СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО Мы видели, что всякая правовая норма устанавливает известный порядок как должный, обращаясь к людям с различными предписаниями; в этом ее основная сущность, так как она всегда указывает, что известный строй

    § 11. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА. ОБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО И СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО

    § 11. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА. ОБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО И СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО Мы видели, что всякая правовая норма устанавливает известный порядок как должный, обращаясь к людям с различными предписаниями; в этом ее основная сущность, так как она всегда указывает, что известный строй

    XI. МОРАЛЬ И ПРАВО. СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ

    XI. Мораль и право. Свобода и необходимость

    XI. Мораль и право. Свобода и необходимость «Для политической и юридической области в основу высказанных в этом „Курсе“ принципов были положены углубленнейшие специальные занятия. Поэтому… необходимо исходить из того, что здесь… дело идет о последовательном изложении

    ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ Свобода, на которую мы имеем право

    ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ Свобода, на которую мы имеем право Если сказать, что человек имеет право на свободу волеизъявления или выбора, это прозвучит странно. Эти блага даруются нам природой или, если угодно, Богом. Животные лишены таких свобод, но вряд ли мы станем утверждать,

    § 2. Свобода як цінність. Право як форма свободи

    § 2. Свобода як цінність. Право як форма свободи Ідея свободи, на думку філософів (Ш. Монтеск’є, Г. Гегеля, М. Бердяєва), є багатозначною, породжує сплетіння безлічі непорозумінь. Тому слід спочатку зробити застереження щодо того, в якому сенсі можна розуміти це слово,

    Свобода, толерантность и право на частную жизнь. Доклад комиссии Волфендена

    Свобода, толерантность и право на частную жизнь. Доклад комиссии Волфендена Все, кроме анархистов, понимают, что абсолютная свобода невозможна, и регулировать поведение людей с помощью законов необходимо. Но каковы должны быть основания для ограничения свободы людей? И

    "Право сильного" и "право власти".

    "Право сильного" и "право власти". То обстоятельст­во, что право может не только "рассчитывать" на власть, на ее поддержку, но и попасть под ее пяту, стать инструмен­том политической государственной власти, означает, что перед нами — особый феномен, интегрированный в

    Свобода, закон, право.

    Свобода, закон, право. Итак, именно позитивное право оказывается тем нормативно-ценностным регулятором, свой­ства которого прямо (точка в точку) отвечают социальным потребностям, вытекающим из необходимости раскрыть со­зидательный, творческий потенциал свободы и

    Частное право. Регламентированная и нерегламентированная свобода.

    Частное право. Регламентированная и нерегламентированная свобода. Существенный элемент гуманистической концепции права — это развитое частное право, обретаю­щее такое положение в юридической системе, при котором оно становится необходимой, наиважнейшей и

    Высшее право — революционное право, служащее коммунизму.

    Высшее право — революционное право, служащее коммунизму. Если социализм и коммунизм, согласно мар­ксизму, являются не возможной исторической перспекти­вой, не отдаленной мечтой, а социальным проектом, практической задачей сегодняшнего дня, то спрашивается: каковы пути

    Советское право — право "нового, высшего" типа.

    Советское право — право "нового, высшего" типа. Новая полоса развития советского общества, утверждение в нем новых коммунистических "идолов" — все это непосредственным образом отразилось на советской юридической системе, вызвало и в ней известную смену координат,

    Глава 13. Экономическая свобода, личная свобода

    Глава 13. Экономическая свобода, личная свобода Либертарианские рассуждения об экономике, как всегда, начинаются с идеи о праве всех людей делать все, что они желают, со своей жизнью, телом и имуществом. Люди, занятые в бизнесе, в коммерческой или хозяйственной


    1. Способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Свобода есть не произвол, но согласие с законами необходимости. Белинский, Письмо М. А. Бакунину, 21 ноября 1837.

    2. Отсутствие политического и экономического гнета, отсутствие стеснений, ограничений в общественно-политической жизни и деятельности какого-л. класса или общества в целом. Для людей радикальной партии идеи народной свободы и единства Италии были потребностью жизни. Добролюбов, Жизнь и смерть графа Камилло Бензо Кавура. Рабочие знают, что борьба за свободу трудна и тяжела, но дело свободы есть дело всего народа. Ленин, Ко всем рабочим и работницам города Петербурга и окрестностей. || Независимость от иноземного владычества, порабощения. [Славяне] зашевелились на Балканах и вместе с греками стали помышлять о свободе от турок. Форш, Радищев.

    3. Отсутствие крепостной зависимости, рабства. Первое употребление, какое делал крепостной земледелец из маленького запаса, накопленного им, состояло в том, чтобы купить себе свободу. Чернышевский, Основания политической экономии Д. Милля.

    4. Состояние того, кто не находится в заключении, в неволе. Лишение свободы. Выпустить птичку из клетки на свободу.Не дождаться мне видно свободы, А тюремные дни будто годы. Лермонтов, Соседка. Неужели Павел снова в тюрьме? Находись он на свободе, обязательно дал бы о себе знать. Саянов, Лена. || Отсутствие преград, затворов; воля, простор. В первый раз выгнали скотину ---. Бурый бык ревел, радуясь свободе, и рыл передними ногами землю. Чехов, В овраге. Вода в гавани волнуется, шумит, будто сердится на то, что ее огородили кругом гранитными камнями, лишив свободы и простора. Новиков-Прибой, По-темному.

    5. Личная независимость, самостоятельность, отсутствие зависимости от кого-, чего-л. или связи с кем-, чем-л. мешающим, стесняющим. Наш век — торгаш; в сей век железный Без денег и свободы нет. Пушкин, Разговор книгопродавца с поэтом. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания. Ленин, Партийная организация и партийная литература. || Отсутствие стеснений, ограничений, возможность поступать по своей воле, своему усмотрению. [Князь] велел дать мне полную свободу, не стеснять ничем. Достоевский, Неточка Незванова. Мать, пока была жива, держала ее очень строго; у отца она пользовалась совершенной свободой. Тургенев, Ася.

    6. чего и с неопр. Возможность действовать в какой-л. области без ограничений, запретов, беспрепятственно. Свобода торговли. Свобода передвижения. Свобода печати. Свобода слова. Свобода собраний.Русским времен Петра была нужна только свобода учиться; принуждение не было нужно. Чернышевский, Письмо А. Н. Пыпину, 7 дек. 1886.

    7. Легкость, отсутствие затруднений в чем-л. Володя отвечал ему [учителю] с свободой и уверенностью, свойственною тем, кто хорошо знает предмет. Л. Толстой, Отрочество. [Аэроплан] летел против ветра. Но с какой свободой, впервые поразившей меня, он обошел облака! Каверин, Два капитана.

    8. Непринужденность, отсутствие связанности. Отсутствие Кирила Петровича придало обществу более свободы и живости. 53 Кавалеры осмелились занять место подле дам. Пушкин, Дубровский. Чичиков, несмотря на ласковый вид, говорил [с Коробочкой] однако же с большею свободою, нежели с Маниловым, и вовсе не церемонился. Гоголь, Мертвые души. || Излишняя непринужденность, развязность. В манерах его, и без того развязных, стала появляться и та обыкновенная за бутылкой свобода, от которой всегда неловко становится трезвому собеседнику. И. Гончаров, Обрыв.

    9. Разг. Свободное, незанятое время; досуг. Обед — почти единственный час отдыха и свободы для Савелова. Чернышевский, Пролог.

    Демократические свободы — политические и правовые нормы, определяющие положение личности в государстве.

    На свободе — в свободное время, на досуге. С радостью думаешь о целом часе отдыха, когда можно развьючиться, вскипятить воду в котелке и полежать на свободе, попивая горячий чай. Гаршин, Из воспоминаний рядового Иванова.

    Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

    • Свобо́да — состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, то есть они не обусловлены непосредственно иными факторами, в том числе природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми.

    Существует множество различных определений свободы. В этике понимание свободы связано с наличием свободы воли человека.

    В философии: Свобо́да — возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.

    СВОБО'ДА, ы, ж. 1. только ед. Возможность проявления субъектом своей воли (см. воля в 1 знач.; филос.). — Энгельс говорит: «Гегель первый правильно представил соотношение свободы и необходимости. Для него

    Свобода морей (полит.) — отсутствие ограничений для плавания судов различных государств в открытых морях. ◊

    свобо́да

    Читайте также: