Что такое право что такое государство

Обновлено: 07.07.2024

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом. В нем признаются права и свободы человека, а основой является принцип разделения государственной власти - законодательной исполнительной и судебной.

Основные идеи - свобода, капитализм, господство права, демократия.
Правовое государство - путь к возрождению естественно-исторических прав, приоритета гражданина в его отношении с государством. Понятие “правовое государство" - это фундаментальная ценность, такая же как демократия, гуманизм, либерализм и другие.
Суть идеи правового государства в господстве права в общественной и политической жизни.

Признаки:

- Верховенство закона во всех сферах жизни общества
- Деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
- Взаимная ответственность личности и государства.
- Реальность прав и свобод гражданина
- Политический и идеологический плюрализм
- Стабильность законности и правопорядка в обществе
- Приоритет международного права над национальным

Отличие правового государства от государства, как такового:

Правовое государство - это особая форма организации политической власти, при которой гарантируются естественные права человека, проводится разделение государственной власти на три части, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.

В правовом государстве именно закон выше всех желаний и интересов. В таком обществе у политической группы, которая получила власть, практически нет шансов перестроить социальное устройство без оглядки на историко-культурные особенности людей. Механизмы, которые задействуются для устранения нарушений закона, работают в независимости от статуса человека.

Не правовое государство:

История появления идеи правового государства:

Идея правового государства своими корнями уходит в античное общество. Государство как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось как бы прототипом правового государства. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничную жизнь в обществе. Они считали, что наиболее разумна и справедлива та форма общежития людей, при которой закон обязателен как дл

я граждан, так и для государства.

Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению античных мыслителей, считается справедливой государственностью.
Также Аристотель отмечал, что во всяком государственном строе имеется три элемента: первый – законосовещательный орган о делах

Аристотель

государства, второй – магистратуры, третий – судебные органы.

С идеями древнегреческих мыслителей о праве, свободе, человеческом достоинстве перекликаются гуманистические взгляды и воззрения древнеримских политических и общественных деятелей. Они трактуют государство как публично-прав овую общность людей.

Цицерон


Символическим выражением разумной и справедливой организации публичной власти стал образ богини правосудия Фемиды (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия),

олицетворяющей единение силы и права – правопорядок, в равной мере обязательный для всех.

Идеи о взаимосвязи права и государства, закона и политики античных мыслителей оказали заметное влияние на становление и р азвитие учений о правах и свободах личности, разделении властей, конституционализме в эпоху Нового времени.


В основе современных к онцепций правового государства лежат идеи Дж. Лильберна, Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других европейских просветителей, которые полагали, что на

Ж. Руссо

смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти государство, в основе которого лежит

Впервые законодательное за крепление права и свободы человека получили в Конституции США (1789), а также были объявлены в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789).

Государство - это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

Естественное состояние человека – жизнь человека до образования государства в соответствии с законами природы.

Производственные отношения - особый вид общественных отношений, возникающих между людьми в процессе создания материальных благ.

Общественно-экономическая формация - определенный исторический тип общества, особый социальный организм, который живет и развивается по законам господствующих в обществе производственных отношений.

Государственный суверенитет - это свойство государственной власти, которая может принимать политические решения без давления каких-либо социальных групп.

Сущность государства - то, что является главным, к чему оно стремится.

Функции государства - основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Ключевые слова: государство; род; деспотия; общественно-экономическая формация; публичная власть; суверенитет.

Основная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем, что такое государство, основные признаки государства.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся вопросов государства, функций и признаков.

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока

1. Публичная власть – власть, распространенная на все население страны, для осуществления которой существует особый чиновничий аппарат, органы принуждения.

2. Территория – это участок суши и вод, а также воздушное пространство над ними, имеющие четко обозначенные границы, в пределах которых распространяется действие государственной власти или суверенитет государства.

3. Население – это совокупность людей, проживающих на определённой территории и связанных между собой и с государством правовой и территориальной принадлежностью.

4. Суверенитет – верховенство, единство и независимость власти как внутри государства, так и за её пределами.

Верховенство проявляется в том, что только органы данного государства принимают окончательные решения по всем вопросам, имеющим общий характер.

Единство власти проявляется в том, что все органы государства в своей совокупности образуют государственный аппарат, базирующийся на единых принципах, осуществляющий единые функции и действующий в едином направлении.

Независимость означает, что никто, никакой иной орган не может оказывать влияние на принимаемые органами власти данного государства решения.

В юридической литературе выделяются такие виды суверенитета, как народный, национальный и государственный.

Народный суверенитет – это неотчуждаемое право народа самостоятельно определять свою историческую судьбу, быть единственным носителем и выразителем верховной власти.

Национальный суверенитет – верховное право нации на самоопределение, т.е. право определять форму национально-государственной организации либо в рамках всего государства, либо в пределах субъекта федерации, либо в пределах автономных образований.

Государственный суверенитет – это неотчуждаемое право государства самостоятельно решать вопросы внутренней и внешней политики, соблюдая общепризнанные принципы и нормы международного права.

5. Налоги, сборы, займы.

Налоги – общеобязательные платежи, взимаемые государством в целях аккумулирования средств для последующего финансового обеспечения выполнения государством своих основных функций.

Государственные займы – это собираемые на добровольной основе финансовые средства, получаемые путем продажи государственных облигаций и других ценных бумаг

6. Наряду с перечисленными признаками отдельные ученые выделяют еще нормотворчество. Это признак состоит в том, что государство устанавливает общеобязательные правила поведения.

7. Выделяется также такой признак, как государственная символика – герб, гимн, флаг.

Рассматривая различные исторические факты о зарождении государства, ученые различных эпох пытались формулировать свои теории.

1. Теологическая теория. Основные положения этой теории содержаться в религиозных источниках – Библии, Коране, Ведах. Данная теория обосновывала подчиненное положение светской власти духовной, государство должно было отстаивать интересы Церкви.

3. Ирригационная теория. Наиболее ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является современный немецкий ученый Э. Виттфогель. Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяет, учитывает, подчиняет.

4. Договорная теория. Данная теория получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII - XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. По их мнению, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в "естественном", первобытном состоянии. Государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно - ответственность за их невыполнение.

5. Теория насилия была обоснована в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах - насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

6. Классовая теория. Разработку этой теории связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Смысл любого государства сводится к тому, чтобы осуществлять власть в обществе. Власть - это реальная возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять своей воле волю других субъектов. Коротко говоря, сущность государства - это есть организация власти в обществе. Однако охарактеризовать сущность государства только через категорию власти будет недостаточным. Эта власть дополняется другими важнейшими характеристиками: с уверенностью, которая определяет качественную специфику государственной власти, и политическим режимом, который отражает средства и методы осуществления этой власти. Только совокупность этих характеристик позволяет полностью раскрыть сущность государства.

Сущность государства конкретизируется в его функциях.

Функции государства – основные направления его деятельности по решению стоящих перед ним задач, без которых государство не может обойтись.

Каждая функция представляет устойчивую деятельность государства в той или иной сфере — экономической, политической, социальной или духовной.

Виды функций государства

Функции государства можно классифицировать по различным основаниям.

Внутренние функции нацелены на решение задач общества.

В зависимости от сферы реализации внутренние функции делятся на:

экономическую (выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме),

Социальную (призвана обеспечить свободное развитие личности и социальную защищенность всех членов общества),

Политическую (состоит в поддержании государством политической стабильности и безопасности; обеспечении участия населения в политической жизни общества посредством организации выборов, референдумов, плебисцитов; регулировании деятельности партий, общественных объединений; охране правопорядка, прав, свобод и законных интересов граждан),

культурно-воспитательную (государство гарантирует свободу творческой, научной, деятельности членов общества, поощряет развитие искусства, сохраняет культурные ценности и обеспечивает к ним доступ),

экологическую (как предупредительные меры по ограждению окружающей среды от отрицательного влияния деятельности людей, так и меры юридической ответственности за нарушение требований охраны природы).

Внешние функции связаны с деятельностью государства на международной арене. К ним относятся: сотрудничество, оборона, поддержание мирового порядка, решение глобальных проблем.

Если в качестве критерия разграничения функций использовать характер действий государства, то можно выделить регулятивную и охранительную функцию. Регулятивная функция состоит в наделении соответствующих участников общественных отношений правами, свободами, обязанностями, предоставлении им льгот за социально желательные действия. Охранительная функция связана с защитой прав и свобод личности, общества и государства.

Определение государства. Теории происхождения государства - классовая, договорная, патриархальная и другие. Основные признаки государства. Функции государства: внутренние и внешние. Формы государства: что такое форма правления, форма территориально-государственного устройства и политический режим.

Фото Что такое государство. Признаки, функции и формы государства

Государство – это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая аппаратом управления и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны , учит российских школьников учебник по обществознанию.

Говоря простыми словами, государство - это верховная власть на территории определенной страны .

Государство - важнейший общественный институт, один из основных субъектов политических отношений. ​

Теории происхождения государства

Самые старые из известных нам государств - государства Древнего Востока, располагавшиеся в междуречье Тигра и Евфрата, в Египте, Индии и Китае. Мыслители не один век спорят о том, почему возникло государство. Есть различные теории на этот счет, и ни одна из них не считается единственно верной.

Теологическая теория гласит, что государство дано от Бога. Об этом писали, в частности, богословы Фома Аквинский и Августин Блаженный.

Классовая теория учит, что государство - продукт классовой борьбы, орудие угнетения в руках господствующих классов. Об этом писали Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ильич Ленин.

Патриархальная теория предполагает, что государство выросло из семейных отношений. Сторонники этой теории – древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель Роберт Филмер, русский социолог Николай Михайловский.

Договорная теория считает государство продуктом общественного договора, взаимовыгодного соглашения между людьми. Эту теорию разрабатывали английские философы Томас Гоббс и Джон Локк, французский просветитель Жан-Жак Руссо.

Теория насилия гласит, что государство возникло в результате завоевания, когда победители подчинили себе побежденных. Сторонники этой теории - немецкий мыслитель Карл Дюринг, шотландский философ Дэвид Юм, польский социолог Людвиг Гумплович.

Ирригационная теория связывает появление первых государств с необходимостью обслуживания сети оросительных каналов и строительства плотин на Древнем Востоке. Ирригационную теорию развивал немецкий китаевед Карл Виттфогель.


Золотая погребальная маска египетского фараона Тутанхамона. Фото: Reuters

Признаки государства

Чтобы называться государством, необходимы определенные признаки:

1. Территориальная организация . Наличие государственной границы и гражданства.

2. Суверенитет , внутренний и внешний.
Внутренний суверенитет - верховенство государственной власти внутри страны.
Внешний суверенитет - независимость на международной арене.

3. Наличие государственного аппарата . Государство невозможно без органов власти и государственных учреждений. Важная часть госаппарата - полиция, армия, суды.

4. Публичный характер власти. Государство и общество - не одно и то же, государство представляют специальные органы и люди.

6. Исключительное право на взимание налогов и эмиссию денег . Только государство может собирать налоги, пошлины, печатать национальную валюту.

7. Исключительное право принимать законы . Только государство может издавать правовые акты, обязательные для населения.

8. Государственная символика . Государственный герб, флаг и гимн.


Люди с государственным флагом России. Москва, 2016 год. Фото: Reuters

Функции государства

Общее предназначение государства - охранять права и свободы граждан; способствовать экономическому развитию страны; организовывать общество; поддерживать закон и порядок, обеспечивать безопасность граждан. Функции государства можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства

1. Политическая . Государство - главный носитель политической власти, обеспечивает деятельность политических и социальных институтов.

2. Экономическая . Государство регулирует экономические отношения.

3. Правовая . Государство устанавливает законы.

4. Социальная . Государство играет важную роль в здравоохранении и социальном обеспечении - например, в выплате пенсий и пособий.

5. Образовательная . Государство занимается детскими садами, школами и вузами, просвещением граждан.

6. Культурно-воспитательная , идеологическая. Государство воспитывает новых членов общества, формирует гражданские и патриотические ценности.

Внешние функции государства

1. Обеспечение национальной безопасности.

2. Защита государственных интересов в международных отношениях.

3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами и международными организациями.

4. Защита граждан, находящихся за рубежом.

5. Участие в решении глобальных проблем.

Формы государства

В силу исторических, культурных, экономических и прочих причин государства могут быть организованы по-разному.

Форма государства - это его структура, модель внутреннего устройства. Форма государства включает в себя три вещи: форму правления, форму территориально-государственного устройства и политический режим.

Форма государственного правления - это способ организации государственной власти, ее высших органов. По форме правления государства принято делить на республики и монархии.

Монархия - форма правления, при которой власть принадлежит пожизненному правителю и передается по наследству.
Монархия может быть абсолютной, ограниченной и дуалистической.
Примеры абсолютных монархий - Российская империя или сегодняшняя Саудовская Аравия, где вся высшая власть сосредоточена в руках короля.
Примеры ограниченных монархий - современная парламентская монархия в Великобритании или Нидерланды, где монархи играют символическую роль.
Пример дуалистической монархии - Марокко, где существует парламент, но король имеет реальное право назначить или сменить правительство.


Республика - форма правления, где верховная власть избирается.
Республика может быть президентской, парламентской и смешанной.
Примеры президентских республик - Россия и США, где президент избирается всенародным голосованием, руководит страной и имеет широчайшие полномочия.
Примеры парламентских республик - Германия и Италия, где главой государства является премьер-министр, лидер победившей на выборах парламентской партии.
Пример смешанной республики - Франция, где широкими полномочиями обладают и парламент, и президент.


Канцлер Германии Ангела Меркель и президент России Владимир Путин. Фото: Reuters

Государственно-территориальное устройство – это способ взаимосвязи территориальных образований. По территориальному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство - форма государственного устройства, при которой в составе страны нет самостоятельных образований, все регионы подчиняются единым центральным органам власти.
Примеры: Великобритания, Испания, Япония.

Федерация - форма государственного устройства, при которой части страны обладают определенной политической самостоятельностью.
Примеры: Российская Федерации, США, Германия.

Конфедерация - союз независимых государств, созданный для достижения определенных политических целей, обычно временный.
Примеры: Конфедеративные Штаты Америки - объединение противников федеральной власти в годы Гражданской войны в США (1861-65).
Современная Швейцария по традиции официально называется Швейцарской Конфедерацией, но по сути имеет все признаки федеративной республикой.


Флаг американской Конфедерации времен Гражданской войны. Фото: Reuters

Политический режим – это совокупность методов и способов осуществления государственной власти и управления. Политический режим может быть демократическим, авторитарным и тоталитарным.

Демократия - политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равными правами участников.
Пример: современные Франция, Швеция, Индия.

Тоталитаризм - политический режим, при котором государство стремится к полному контролю над всеми аспектами жизни общества и человека.
Пример: нацистская Германия, КНДР времен Ким Ир Сена, СССР сталинской эпохи.


Демократические выборы. Грузинский патриарх Илия II голосует на президентских выборах 2018 года. Фото: Reuters

Основные права и обязанности государств

Государства, как главные субъекты международного права, по определению наделены способностью обладать правами и нести обязанности по международному праву. Такие права и обязанности могут основываться на различных источниках международного права, включая международные договоры и международное обычное право. Возникает вопрос: существуют ли права и обязанности, неотъемлемо связанные с созданием и самой сущностью государства, и, таким образом, независимые от других источников правовых обязательств договорного или обычного, частного или общего характера. Этим объясняется необходимость использования выражения фундаментальные или основные права и обязанности государств (в отличие от прав и обязанностей государств как таковых, которые охватывают все международное право).

Теория основных прав и обязанностей возникла в XVII веке, когда государства окончательно провозгласили свою независимость и суверенитет с высшей и неоспоримой институциональной властью над социальными явлениями, происходящими в их юрисдикции, на ряду с постепенным созданием системы взаимных отношений с другими государствами. Считается, что этот исторический период начался в 1648 году после Тридцатилетней войны, закончившейся заключением Вестфальского мира. Государства, с одной стороны, подтвердили свою независимость от папства и империи, а, с другой стороны, установили исключительное господство над территориальными сообществами, тем самым обуславливая упразднение различных центров феодальной и общинной власти, сложившихся в течение предыдущих столетий.

Основные права государств.

Основные права государства — это те права, которыми государства обладают и пользуются в соответствии с основными принципами международного права. Эти права существуют в силу международного правопорядка, способного определять права своих субъектов. К числу основных прав государства относятся:

Право на независимость.

Право на независимость является основополагающим правом государства. В статье 1 Проекта декларации о правах и обязанностях государств 1949 года независимость определяется как способность государства обеспечивать свободное осуществление, без диктата со стороны какого-либо другого государства, всех своих законных прав, включая право выбора своей собственной формы государственного управления. Необходимость подчиняться нормам международного права не является отступлением от независимости.

Независимость является правовой категорией. Любая политическая или экономическая зависимость, которая может существовать в действительности, не влияет на правовую независимость государства, если только данное государство не вынуждено официально подчиняться другому государству, в таком случае имеет место зависимый статус.

Право на независимость в международном праве подразумевает ряд прав и обязанностей, например: право государства осуществлять юрисдикцию над своей территорией и постоянным населением или право участвовать в акте самообороны в определенных ситуациях. Оно также подразумевает обязанность не вмешиваться во внутренние дела других суверенных государств.

Право на суверенитет.

Суверенитет имеет два аспекта. Во-первых, он означает, что государство обладает высшей неделимой властью над своей территорией – данный аспект является проявлением концепции территориального суверенитета. Во-вторых, суверенитет означает способность государства по собственному усмотрению вступать в двусторонние и многосторонние отношения с другими государствами, такие как отправлять и принимать дипломатических представителей, участвовать в заключении договоров, а также пользоваться определенными привилегиями и иммунитетами от юрисдикции других государств – этот аспект связан с концепцией международной правосубъектности.

Суверенитет сегодня имеет гораздо более ограничительное значение, чем в XVIII и XIX веках, когда с появлением могущественных национальных держав право суверенитета было в некоторой степени ослаблено. В настоящее время вряд ли найдется государство не готовое в интересах международного сообществ пойти на определенные ограничения в отношении своей свободы действий. В самом деле право на осуществление суверенитета сегодня не является абсолютным. Государства ограничивают свои суверенные полномочия либо в соответствии с международными договорами или решениями международных организаций, членами которых они является, либо по собственному согласию.

Право на юрисдикцию.

Право на юрисдикцию вытекает из права на суверенитет. Право на юрисдикцию состоит в возможности государства осуществлять власть над своей территорией (сушей, внутренними и территориальными водами и национальным воздушным пространством) и над всеми лицами и вещами, находящимися в пределах его территории, а также в отношении своих граждан, находящихся за ее пределами. Эта власть подразумевает компетенцию государства в принятии законов, обеспечении их соблюдения и вынесении судебных решений в отношении лиц и событий, происходящих в его границах.

Право на суверенное равенство.

В соответствии с принципом суверенного равенства все государства занимают одно и тоже положение в международном сообществе, имеют одинаковую правоспособность и обладают равными правами и обязанностями независимо от их размера, военного, экономического или политического могущества и других различий. Это право, в частности, закреплено, в Декларации о дружественных отношениях 1970 года. Правило, согласно которому par in parem non habet imperium, т. е. ни одно государство не может законно претендовать на юрисдикцию над другим государством, обычно считается одним из конкретных проявлений рассматриваемого принципа.

Право на суверенное равенство также присутствует в законодательстве международных организаций. Например, в рамках системы ООН все государства имеют право на один голос. Однако существуют важные исключения, поскольку, только пять государств – Россия, США, Китай, Франция и Великобритания имеют право заседать в качестве членов Совета Безопасности на постоянной основе, а также обладают правом вето на его решения непроцедурного характера. Еще более очевидные отступления существуют в международных финансовых организациях (в частности, МБРР и МВФ), где право голоса определяется размером взноса страны в их капитал. Еще одним отходом от данного принципа является Совет Европейского сообщества, где каждому государству-участнику предоставляется определенное число голосов в зависимости от его демографического и экономического потенциала.

Право на самооборону.

Право государства на самооборону признается международным обычным правом, а также статьей 51 Устава ООН. Однако это право может осуществляться государством, только если на него будет совершено вооруженное нападение и до тех пор, пока Совет Безопасности не примет меры, необходимые для поддержания международного мира и безопасности. Правомерность реализации права на самооборону обусловлена соблюдением критериев необходимости и пропорциональности (соразмерности).

Хотя относительно предмета самообороны ведутся оживленные споры, в частности по таким вопросам: что именно представляет собой вооруженное нападение, когда конкретно начинается вооруженное нападение, и может ли государство предпринимать какие-либо меры перед лицом неминуемого вооруженного нападения, само право на самооборону является общепризнанным, и остается наиболее значимым исключением из общего запрета на применение силы в международных отношениях.

Основные обязанности государств.

Обладание правами непременно предполагает существование определенных обязанностей. Все государства должны соблюдать свои обязанности по международному праву. Несоблюдение государством своих обязанностей является нарушением международного права, за которое оно несет ответственность. Среди основных обязанностей государства можно выделить следующие:

Обязанность воздерживаться от угрозы силой или ее применения.

Каждое государство обязано воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций. Такая угроза силой или ее применение являются нарушением международного права и Устава Организации Объединенных Наций и влекут за собой международную ответственность. Данный принцип, в частности, закрепляется в Декларации о дружественных отношениях 1970 года и дополнительно подтверждается в Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 года.

Обязанность воздерживаться от угрозы силой или ее применения включает в себя ряд обязательств, таких как:

  • не побуждать, не поощрять и не оказывать содействие другим государствам в применении силы или угрозы силой в нарушение Устава ООН;
  • воздерживаться от организации и подстрекательства террористических или подрывных действий, включая действия наемников;
  • воздерживаться от военных, политических, экономических или любых других форм принуждения, направленных против политической независимости или территориальной целостности любого государства;
  • воздерживаться от пропаганды агрессивных войн;
  • осуществлять сотрудничество в целях ослабления международной напряженности, укрепления международного правопорядка и безопасности;
  • принимать эффективные меры, направленные в конечном итоге на достижение всеобщего и полного разоружения.

Однако применение силы допускается и считается законным в соответствии с международным правом в том случае, если оно осуществляется для самообороны, по решению Совета Безопасности ООН, на случай угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии.

Обязанность решать любые международные споры мирными средствами.

Принцип мирного разрешения споров неразрывно связан с принципом отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях. В статье 2.3 Устава ООН записано что все государства-участники решают свои международные споры исключительно мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость. В главе 6 Устава ООН приводится механизм выполнения этой обязанности государствами.

В соответствии с этой обязанностью государства должны стремиться к скорейшему и справедливому урегулированию своих международных споров любыми мирными средствами по своему выбору. В зависимости от обстоятельств и характера спора это могут быть, например: переговоры, добрые услуги, посредничество, обследование, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям.

Обязанность невмешательства в дела других государств.

Государства не должны прямо или косвенно вмешиваться во внутренние и внешние дела любого другого государства, независимо от их взаимоотношений. Любые вмешательства в дела другого государства являются нарушением международного права. Государства обязаны воздерживаться от применения экономических, политических или других мер в целях добиться подчинения себе другого государства и получения таким образом преимуществ любого рода. Государства не должны вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве и организовывать или поощрять любую деятельность, направленную на насильственное свержение режима другого государства.

Обязанность сотрудничать с другими государствами.

Государства обязаны, независимо от различий в их политических, экономических и социальных системах, сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений в соответствии с целями и принципами ООН. Такое сотрудничество должно способствовать взаимопониманию и добрососедству между народами, а также содействовать сокращению различий в уровнях экономического развития стран.

Обязанность добросовестно выполнять свои международные обязательства.

Каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН и, общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе с международными соглашениями. Осуществляя свои суверенные права, включая право устанавливать свои законы и административные правила, государства должны сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву.

Обязанность уважать права и основные свободы человека.

Государства обязаны уважать международно-признанные права и основные свободы каждого человека без различия расы, пола, языка и религии. Государства должны поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод. Обязанность уважать права и основные свободы человека требует от государств принятие соответствующих законодательных, административных, бюджетных, судебных и иных мер в целях полной реализации таких прав и создания механизмов, гарантирующих их эффективную защиту.

Заключение.

Несмотря на наметившуюся в последнее время тенденцию к снижению роли теории основных прав и обязанностей государств, нельзя отрицать, что нормы международного права, касающиеся таких принципов как независимость, суверенитет и равенство государств, по-прежнему занимают центральную роль в международном правопорядке. Такое положение, однако, не может быть обосновано их иерархическим статусом, но, скорее, должно объясняться из-за особого содержания рассматриваемых прав и обязанностей. По сути, основные права и обязанности государств по-прежнему имеют решающее значение для функционирования международного правопорядка, поскольку они обеспечивают набор основных обязательств, которые поддерживают мирное сосуществование независимых и суверенных государств.

Похожие записи

Преступления против человечности — бесчеловечные деяния крайне тяжелого характера, намеренно совершаемые в рамках широкомасштабного

Примирение — это метод урегулирования международных споров, в соответствии с которым комиссия, созданная сторонами,

Читайте также: