Что такое права ребенка для детей старшей группы доу

Обновлено: 18.05.2024

Представленная программа рассчитана на 1 год обучения (дети старшего дошкольного возраста).

Актуальность программы

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Только сейчас, когда демократия набирает силу, когда права человека перестают быть фикцией, можно реально ставить как приоритетную задачу – формирование гражданственности: предоставление каждому ребенку не только условий для творческой самореализации, но и условий для свободного самоопределения: как гражданина новой общественной системы, при которой человек становится не только субъектом практического действия, выработки средств достижения целей, но и субъектом общественного целеполагания. Личность, уважающая себя, обладает гораздо больше потенциальной активностью, чем, лишенная достоинства. И дошкольному учреждению принадлежит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны.

Главная цель педагогической деятельности по гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста – воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально-развитой творческой личности.

Стержневым в формировании детей является уважительное отношение к закону, к правам каждого человека. Необходимо, чтобы уважение к мнению, взглядам, запросам, в целом к личности ребенка не только было нормой общечеловеческой культуры, но и принималось как норма права. Как усвоить это с малых лет? Как сформировать в ребенке внутреннюю потребность и мотивацию такого усвоения? Как строить процесс воспитания и обучения? На мой взгляд, именно правовое воспитание призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества.

1.2.Цель программы:

Расширить и углубить у детей элементарные представления о своих правах и свободах.

Задачи программы:

  • Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
    • Способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям.
    • Создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми.
    • Развитие коммуникативной компетентности ребенка.
    • Развитие социальных навыков.
    • Формирование правового сознания детей.

    Для решения данных задач я выбрала следующие концептуальные идеи:

    - осознание ребёнком своих потребностей (но не в ущерб другим);

    - осознание ребёнком своих возможностей;

    - осознание своих достоинств и недостатков, проявление самокритичности;

    - осознание своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми;

    - формирование умения отстаивать свои права и считаться с правами других, проявлять терпимость, уважение традиций и культуры других людей;

    - определение вместе с детьми правил и норм человеческого общежития;

    - развитие умения давать адекватную оценку своим поступкам и поступкам других;

    - развитие умения делать свой выбор и принимать решение, мирно решать возникающие проблемы;

    - углубление понимания значимости и ценности жизни каждого человека;

    - формирование интереса к жизни других людей.

    1.3. Принципы реализации программы:

    1. Принцип научности.
    2. Принцип доступности по содержанию и форме.
    3. Принцип единства содержания и формы.
    4. Принцип привлекательности, яркости и образности.
    5. Принцип наглядности.
    6. Принцип учета возрастных особенностей.

    1.4. Ожидаемые результаты

    В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:

    - формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;

    - позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей), а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;

    - обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;

    - пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.

    II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

    2.1. Структурные особенности программы:

    Работа по правовому воспитанию строится по направлениям:

    1. Ознакомление с нравственными нормами и правилами поведения в обществе и расширение этих знаний.

    2. Расширение знаний за счет сведений о принципах и конкретных нормах, гарантирующих права ребенка, ознакомление с собственными правами: на отдых, на образование, на имя, на любовь и т.д.

    3. Активизировать деятельность детей, стимулировать их готовность отстаивать, защищать свои права и права других детей, применяя на практике как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать.

    Формы и режим занятий:

    2. 2. Формы подведения итогов реализации программы:

    Диагностика детей проводится 2 раза в год, в начале и в конце учебного года. На основе диагностики можно проследить результативность программы.

    Cтаршая группа на новогоднем представлении

    В этой статье будет рассказано о средней группе детского сада. Приводятся примеры занятий и работ.

    Часть четвертая: Старшая группа

    Продолжение.

    Старшая группа детского сада

    Старшую группу посещают дети в возрасте от 5 до 6 лет.
    В государственных детских садах эта группа работает 5 дней в неделю, с понедельника по пятницу включительно.


    Часы работы – с 7 утра до 19 часов вечера.


    Как правило, дети в этой группе это выпускники младшей группы, поэтому многое они уже умеют и в старшей группе происходит дальнейшее развитие их знаний и навыков.

    Занятия с детьми, проводимыми в старшей группе:

    - знакомство с окружающим миром (в этом возрасте дети могут общаться практически на любые темы, связанные с семьей, природой, обсуждать рассказы, детские познавательные передачи и т.д.)

    Знакомство с окружающим миром

    - развитие речи (в 5-6 лет дети умеют не только слушать и понимать просьбы взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать, делать выводы, улавливать интонации, говорить шепотом)

    - знакомство с художественной литературой (в перечень произведений входит не только произведения детской литературы, но и сложные тексты различных видов и жанров, имеющие скрытый под­текст (бытовая сказка, былина, басня и т. д.)

    - математические занятия (В ходе занятий дети получат устойчивые навыки счета, познакомятся с процессами сложения и вычитания, научатся составлять и решать задачи)

    Занятия математикой в старшей группе детского сада

    * старшая группа детского сада на занятиях математикой

    - лепка, аппликация (Занятия способствуют воспитанию чувства прекрасного; развитию эмоциональной отзывчивости воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умения доводить работу до конца)

    - рисование ( в этом возрасте детей надо знакомить с знакомясь с разными видами изобразительного искусства (живописью, графикой, скульптурой))

    Уроки рмсования в старшей группе

    - занятия музыкой - направлены на создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности, способности эмоционально воспринимать музыку.

    - конструирование и ручной труд (изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т. п.)

    - физкультура на занятиях преследует цель дальнейшего физического развития детей с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

     Уроки физкультуры в старшей группе

    • Информация для родителей о возрастных особенностях детей 5-6 лет.

    Пятый и особенно шестой год жизни ребенка характеризуется формированием его основных качеств, таких как:

    - развитие интеллекта - в данном возрасте отмечается резкое "повзросление" во взглядах и суждениях. Они становятся взвешеннымия, вдумчивыми, с попытками логично обосновать свои слова.

    - развитие волевых качеств (таких как осознание смысла слова "необходимость", "надо", "обязательно" и т.д. и все, что с этим связано.)

    - осознание ответственности за свои действия и принятые решения

    - происходит становление социальных взаимоотношений с друзьями, с коллективом, появляется чувство дружбы, симпатии, привязанности друг к другу. Возникает чувство солидарности , общности с такими же как и он и т.д.

    - ребенок начинает более критично относиться к межличностным отношениям в детском саду, в семье, среди сверстников. Происходит активное формирование собственного мнения по отношению к окружающей его обстановке.

    - меняются свойства памяти и способности анализировать. Улучшается внимание и способность восприятия материала. Особенно это происходит в случаях, если эти занятия полезны для его практиской деятельности.

    Цель : создать условия, способствующие формированию основ правового сознания дошкольников .

    Задачи : 1. Уточнить и обобщить представления детей о правах ребёнка .

    2. Способствовать формированию первоначальных представлений о Конвенции ООН о правах ребёнка , как о документе, защищающем их права и свободы .

    3. Активизировать речь детей по теме правового воспитания .

    4. Учить детей высказывать свое мнение, принимать точку зрения своих сверстников, расширяя и добавляя их ответы.

    5. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим людям.

    По извилистой дорожке

    Шли по миру чьи-то ножки.

    Вдаль смотря широкими глазами,

    Шел малыш знакомиться с правами .

    Знать должны и взрослые, и дети

    О правах , что защищают всех на свете.

    — Что такое же такое право ? (Высказывания детей.)

    Право – это возможность человека что-то делать, иметь, которая даётся и охраняется государством. (выучить с детьми)

    Воспитатель : Я вам буду говорить задание, а вы движениями должны отвечать.

    Поднимите руки вверх те, кто делает зарядку.

    Топните ногой те, кто обижает друзей.

    Хлопните в ладоши те, кто помогает воспитателям

    Поставьте руки на пояс те, кто любит днем спать.

    Разведите руки в стороны те, кто любит вредничать.

    Обнимите соседа, если вы любите гулять на улице.

    Возьмитесь за руки те, кто любит мороженое.

    Хлопните в ладоши те, кто всегда готов прийти на помощь другу!

    Подпрыгните те, кто всегда слушается воспитателей!

    Повернитесь те, кто всегда со всеми делится!

    Присядьте те, кто считает себя добрым!

    Воспитатель : Вот видите, сколько общего, сколько любимых занятий нас всех вместе объединяет! С давних времен люди живут вместе, работают, отдыхают…И, чтобы во всём был порядок, они придумали правила . А правила , которые установило государство и есть права . … Для вас, для детей, наша страна Россия, подписала один важный документ, в котором прописаны все права детей…Кто знает , что это за документ? Конвенция о правах ребенка ! Это очень важный документ… Чтобы стать полноценным членом общества, нужно знать свои права , правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей .

    Давайте подумаем, какой первый лепесток будет в нашем правовом цветке : Дети, помогите мне отгадать загадку :

    И у бабушки есть,

    И у дедушки есть,

    И у внучки есть,

    И у лошадки есть,

    И у собачки есть,

    Чтобы его узнать,

    Надо вслух назвать. (Имя)

    В-ль : Молодцы, ребята. Каждый ребенок, также как и каждый человек имеет право на имя ! Имя играет большую роль в жизни людей .

    Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имена у вас маленькие , но когда вы подрастете, ваши имена тоже подрастут и станут полными. Вставайте в круг, мы с вами послушаем, как красиво звучат ваши полные имена.

    Знают, знают все на свете,

    Знают взрослые и дети

    Имя каждому дано,

    — С самого рождения ребенок является гражданином своей страны, и это его право . В какой стране мы живем? Значит мы граждане России, россияне. В Конвенции о правах ребенка записано , что все дети должны иметь имя и гражданство. Когда вы родились, ваши родители зарегистрировали (то есть записали) вас, дав вам имя и фамилию в специальном учреждении – ЗАГСе и вы получили первый в своей жизни документ – свидетельство о рождении. (Воспитатель показывает детям свидетельство о рождении.)

    — Что это за документ? — О каком праве он напоминает ?

    Ответы детей праве на жизнь , на имя, фамилию, отчество.)

    СЛАЙД 4 право на жизнь .

    Воспитатель: Ребята, а кто к нам в гости пришел?

    Дети: Это Незнайка!

    Незнайка : Всем привет- а вот и я!

    Здравствуйте, мои друзья!

    Незнайкой все меня зовут

    Меня все знают и все ждут!

    Воспитатель: Незнайка ты умеешь разгадывать загадки?

    Это слово каждый знает,

    Ни на что не променяет!

    Что получится? (Семья)

    В-ль : Без чего человек не может быть по-настоящему счастлив? (Без семьи, без родных, без друзей) .

    Верно, право на семью . Что такое семья? Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, относятся друг к другу уважительно. Мы с вами тоже почти, как семья, мы целыми днями находимся вместе, вместе играем, занимаемся, гуляем и делаем всё дружно и мирно…

    В : Ребята, а сейчас посмотрите на следующую картинку. О каком праве она говорит ?

    СЛАЙД 5 – Верно, право на семью .

    В: Ребята, а как вы думаете, зачем люди создают семью

    ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ : (что бы жить вместе, помогать друг другу, растить детей и т. д.)

    В : — Ребята, вот вы родились, вам дали имя, вы растёте, а ещё вы имеете право на заботу !

    Воспитатель обсуждает с детьми право на заботу со стороны взрослых :

    1. Что такое забота? 2. В чём она проявляется?

    (Воспитатель прикрепляет лепесток)

    Воспитатель : Кто следующий герой из сказки? СЛАЙД 6

    Воспитатель : Вспомните, куда спешил Буратино, получив от папы Карло новенькую Азбуку?

    Да, он очень спешил в школу. Каким правом мог воспользоваться Буратино в своей сказке?

    Дети : Все дети имеют право на образование .

    СЛАЙД 7 Право на образование

    — Где можно получить образование?

    (В школе, в детском саду, в училище, в институте)

    — Для чего надо учиться? Чтоб получить профессию, диплом

    — Да, вы правы , учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком.

    — Когда пойдёте в школу, вы должны стать прилежными учениками, как вы думаете, что это значит? ( Ответы детей : мы будем слушать учителя, выполнять домашние задания, каждый день ходить в школу)

    В : Верно, вы узнаете много нового и интересного!

    В : Посмотрите на экран — О каком праве нам может рассказать эта картинка? ( Право на отдых )

    — Как можно отдохнуть детям?

    ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ (Играть в игры, Смотреть телевизор, купаться, гулять, спать)

    Давайте посмотрим какие права нарушены у героев сказок.

    Воспитатель : Посмотрите на следующий слайд? Как зовут эту героиню сказки? Дети : Золушка

    Воспитатель : Посмотрим отрывок из этой сказки и скажите, какие права были нарушены у Золушки? (ответы детей)

    Воспитатель : Дети имеют право на защиту от пыток или другого жестокого, бесчеловечного обращения.

    Воспитатель : – Ребята, давайте, вспомним знакомые сказки. В которых одни герои обижали других. (Волк и семеро козлят, Три поросенка, Красная шапочка, Морозко, Хаврошечка). А в жизни можно так поступать друг с другом? Нет, конечно.

    В : Ребята, вы можете одни и с друзьями: Петь, играть и веселиться, Бегать, прыгать и резвиться!

    — Вот так вы весело использовали свое право на отдых ! (Воспитатель крепит лепесток)

    В : О каком праве дальше мы будем рассказывать, давайте посмотрим.

    Трое детей разыгрывают сценку :

    Заяц – доброе сердечко —

    Рыжую пустил на печку,

    День – другой прошел, лисица

    Вдруг затеяла браниться.

    Не желаю жить с тобой!

    Убирайся вон, косой!

    И зайчишку прогнала,

    Узелок лишь отдала

    Сел зайчишка на опушке

    И прижав от страха ушки,

    Начал горько-горько плакать.

    Вот идет петух с косой.

    Плачешь ты о чем, косой?

    Жить ко мне лиса пришла

    Да меня же прогнала.

    Не горюй, приятель, вскоре

    Твоему поможем горю!

    Покажу лисе косу,

    Живо выгоню лису!

    Заяц : — Да ее собаки гнали, но с испугу убежали,

    Гнал и сам медведь недавно,

    Ты не справишься подавно!

    Петух: Поглядим. Ку-ка-ре-ку!

    Вон, лиса! Убирайся прочь в леса!

    Вот возьму косу на плечи!

    Я иду лису посечи!

    Лиса: Что ты, Петя, не спеши,

    Мне одеться разреши.

    Петух: Прекрати пустые речи,

    Прочь пошла, плутовка, с печи.

    Ведущий: Ох и струсила лиса

    Прыг с печи, да и в леса!

    Припустила во весь дух –

    напугал ее петух!

    С той поры зайчишка с Петей

    Лучшие друзья на свете.

    – Ребята, вы, наверное, догадались, как называется эта сказка? Какое право здесь было нарушено? (ответы детей)

    СЛАЙД 10 ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ

    В : Ребята, вы наверное, догадались, как называется эта сказка?

    Воспитатель : Ребята, какое право нарушила лиса ? (ответы детей)

    Лиса : Да я поняла, простите меня, я больше не буду так поступать.

    Воспитатель : Каждый ребенок имеет право на свой дом (показ иллюстраций). У человека дом был всегда. Посмотрите на экран и скажите, где жили древние люди?

    Там они укрывались от дождя, холода, диких животных. Потом человек научился строить себе жилище из камня и дерева. Это стали называть? Чем служит дом человеку? (крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха)

    Какое право зайчика было нарушено в этой сказке? ( право на жилище (Каждый ребенок имеет право на жилье и неприкосновенность жилища)

    — Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно)

    — Почему? ( Ответы детей : Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи) Это право на имущество , оно неприкосновенно.

    Пусть у каждого ребенка

    Будет светлый, теплый дом!

    Детство только раз бывает

    У ребят любой страны.

    Пусть никто из них не знает

    Никакой беды! (Воспитатель крепит лепесток)

    В : Ребята, давайте посмотрим, что ещё есть на нашем экране. Кто это?

    Девчонки и мальчишки!

    У кого болит животик?

    У кого чихает носик?

    У кого температура?

    Кто не делал физкультуру?

    Айболит: Я добрый доктор Айболит, я лечу всех зверей, всех взрослых и детей. Я прибегу к вам на помощь сразу же, как вы меня позовете. Но было бы лучше, если бы вам, никогда не приходилось меня вызывать. А что же вы должны делать, чтобы не болеть? (ответы детей). Ой, какие вы умненькие, а вот я игру знаю, на вопросы которой вы точно не знаете ответа.

    – Ну, задавай свои вопросы добрый доктор Айболит.

    Игра “Это можно или нет”

    Я сосульку полижу
    И снежочком закушу.
    Дайте, дети, мне ответ:
    Это можно или нет?
    Буду кушать апельсины
    В них так много витаминов
    Дайте, дети, мне ответ:
    Это можно или нет?
    Вот Барбос, бродячий пес,
    Я схвачу его за хвост.
    Дайте, дети, мне ответ:
    Это можно или нет?
    На зеленый свет, друзья,
    Вместе с мамой пойду я.
    Дайте дети мне ответ:
    Это можно или нет?
    Не забудь перед обедом
    Пирожком перекусить.
    Кушай много, чтоб побольше
    Свой желудок загрузить.
    Дайте, дети, мне ответ:
    Это можно или нет?
    За здоровьем я слежу,
    На зарядку выхожу.
    Дайте, дети, мне ответ:
    Это можно или нет?

    В : О каком праве этот рисунок напоминает? праве на медицинский уход )

    Ребенок : Если заболело ухо, если в горле стало сухо,

    Не волнуйся и не плачь – ведь тебе поможет врач.

    В : В рачи вам всегда помогут, но у вас есть и обязанность — это стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, больше есть овощей и фруктов (Воспитатель крепит лепесток) .

    Воспитатель : В нашей стране все дети имеют право на бесплатную медицинскую помощь (показ иллюстраций, читает)

    Воспитатель : Предлагаю с докторм Айболитом провести физминутку

    Очень дружно мы живем (показывают большой палец )

    Мы по улице идем (маршируют на месте)

    Если очень мы спешим, вместе быстро побежим, (бег на месте)

    Мы оглянемся, посмотрим, все ли рядышком бегут (повороты)

    Если рядом нет кого-то мы поищем там и тут (наклоны)

    Никого не потеряли, все ребята на местах (вдох и выдох)

    Значит можно продолжать нам задание выполнять (садятся)

    В : А сейчас давайте ещё раз вспомним на что мы имеем право

    СЛАЙД 12 Молодцы, вы справились с заданием !

    В : Какой красивый, яркий а главное, ВАЖНЫЙ, получился у нас правовой цветок . Каждый из вас теперь знает свои права , и вы никогда не должны нарушать прав других людей . Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди — и маленькие и большие — имеют права .

    — А правовой цветок , который у нас получился, мы повесим в группе.

    Воспитатель : Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

    У него уже с пеленок настоящие права !

    Он имеет право жить , развиваться и дружить;

    Иметь просторный, добрый дом

    Видеть тихий мирный сон.

    Врачей помощь получать,

    Быть веселым и здоровым,

    Восхищаться чем-то новым

    И любить, и быть любим

    Он на свете не один!

    Дети (читают)

    1 ребенок : Как хорошо, что есть права

    Закон нас строго защищает

    И в нем важны нам все права

    Они великой силой обладают

    Чтоб нас никто не мог побить

    Украсть, унизить и обидеть.

    Как хорошо, что есть права !

    2 ребенок : Права останутся навеки .

    Они помогут человеку,

    Мир восстановят навсегда.

    И у младенца есть права ,

    И у собаки, и у кошки тоже.

    Без прав на свете жить не сможем.

    Всегда нам право и везде поможет

    3. ребенок : Мы имеем право жить , развиваться и дружить;

    Иметь просторный, добрый дом,

    Чтоб мама и папа были в нем.

    Видеть тихий мирный сон.

    Врачей помощь получать,

    Быть веселым и здоровым,

    Восхищаться чем-то новым

    Незнание своих прав лишает вас защиты в спорных ситуациях на работе и резко повышает риск профессионального выгорания, особенно если родители или руководство детсада поступают с вами несправедливо. Будьте готовы защитить себя. Мы расскажем, как.

    Какие документы регламентируют деятельность воспитателя?


    Обязательно ознакомьтесь с этими документами:

    340 часов (3 мес.)

    Подходит для действующих специалистов

    За что несет ответственность воспитатель?

    За жизнь и здоровье детей (и за создание условий, которые могут им угрожать), за нарушение их прав, за бездействие, когда нужно оказывать первую помощь ребенку, за сокрытие несчастных случаев в течение рабочего дня, за халатность и уклонение от выполнения обязанностей, за нарушение норм безопасности и за разглашение конфиденциальной информации о воспитанниках.

    36 часов (1 неделя)

    Разбираем типичные ситуации

    Имеют ли право воспитатели детского садика отказаться работать в две смены?

    Да, и не только: вы вправе обратиться в трудовую инспекцию. Требование работать в две смены — нарушение ст. 103 ТК РФ.

    Если это разовая проблема (например, другой воспитатель внезапно заболел, произошел несчастный случай), можно пойти навстречу руководству. Но если вас заставляют работать в две смены регулярно, и администрация не решает проблему, обсудите вопрос с руководителем. Не удастся решить проблему в беседе — обращайтесь в трудовую инспекцию.

    Имеет ли право педагог ДОУ отказаться от аттестации?

    От добровольной (на повышение квалификационной категории) — да. От обязательной (на подтверждение соответствия должности) — нет, но есть исключения:

    • для беременных женщин и молодых матерей срок испытания переносится: они проходят аттестацию через 2 года после окончания отпуска по уходу за ребенком;
    • работники со стажем менее 2 лет и сотрудники с высшей категорией не проходят аттестацию;
    • для воспитателей, которые провели на непрерывном больничном более 4 месяцев, срок аттестации переносится: они проходят испытание через год после выздоровления.

    Отказ от обязательной аттестации без уважительной причины лишит вас права работать воспитателем.

    Разрешено ли воспитателю покидать рабочее место?

    Только если после завершения смены одного ребенка не забрали родители, и связаться с ними не удается.

    Во время рабочего дня оставлять детей без присмотра строго запрещено.

    Обязан ли воспитатель оставаться на работе после окончания смены, если родители не забирают ребенка?

    Нет. В случае опоздания более чем на час вы вправе отвести ребенка в детскую комнату полиции. Требование родителей оставаться с ребенком в группе после окончания смены нарушает права воспитателя — его рабочий день окончен, ответственности за безопасность ребенка он больше не несет.

    Можно ли отказаться принимать в группу ребенка с симптомами заболевания?

    Не только можно, но и нужно. Согласно п. 11.2 СанПиН 2.4.1.3049-13, дети с подозрением на заболевание в группу не допускаются. Если самочувствие ребенка было нормальным утром, но ухудшилось в течение дня, его нужно временно разместить в медицинском блоке.

    Если у вас есть сомнения по поводу здоровья ребенка, обратитесь к медперсоналу детского сада.

    Может ли воспитатель не пустить на занятие опоздавшего ребенка?

    Нет. Во-первых, это нарушение закона об образовании (№273-ФЗ). Во-вторых, это можно квалифицировать как халатность: воспитатель не может обеспечить безопасность ребенка, если тот не находится на занятии вместе с остальными.

    Имеет ли право воспитатель отказаться от обязанностей, не указанных в должностной инструкции?

    Да. Если руководство детсада обязывает вас убирать территорию, мыть посуду, готовить еду для детей и пр., и это не входит в ваши обязанности, это нарушение ТК РФ. По закону (ст. 60.2 ТК РФ), это возможно только с вашего письменного согласия.

    Обязан ли воспитатель участвовать в субботнике?

    По ст. 153 ТК РФ, работодатель обязан не только получить ваше письменное согласие на работу в выходной, но и оплатить эту работу в двойном размере. Если вы не хотите участвовать в субботнике, заставлять вас — незаконно. Исключение составляют случаи, описанные в ст. 113 ТК РФ — когда срочная работа в выходной необходима для предотвращения катастроф, несчастных случаев и пр.

    Что родители должны знать о правах воспитателя детсада?

    Важно, чтобы законные представители знали правила, принятые в детском саду, и придерживались их. Обычно в дошкольных учреждениях воспитатель имеет право:

    • не встречать ребенка лично, если его привели в группу с опозданием — педагог уже ведет занятие с другими детьми и не обязан отвлекаться;
    • отказаться стирать, чистить и гладить одежду ребенка — это обязанность родителей, как и подбор сменных вещей;
    • потребовать, чтобы ребенка с симптомами заболевания осмотрел врач во время утреннего приема в группу;
    • узнавать, по каким причинам ребенок не пришел в детский сад;
    • давать рекомендации по дополнительной работе с ребенком.

    Куда обращаться при нарушении прав воспитателя детского сада ?

    Зависит от того, с какой ситуацией вы столкнулись.

    Если ваши права нарушают родители , попросите помощи у руководства детского сада. Если дело доходит до клеветы, составьте встречную жалобу и предупредите, что готовы обратиться в полицию и суд — вы можете привлечь человека к уголовной ответственности по ст. 128.1 УК РФ. Обязательно соберите как можно больше доказательств в свою пользу — свидетельских показаний, записей с камер видеонаблюдения и пр., требуйте проведения служебной проверки. В полицию и суд также следует обратиться, если поступают угрозы, либо родители пытаются шантажировать вас.


    Раннее правовое воспитание дошкольника способствует быстрому становлению его личности, гуманистически ориентированной, обладающей гражданскими чувствами, умеющей отстаивать свои права, адаптироваться к условиям окружающей жизни.

    Содержимое разработки

    Проект в старшей группе

    Воспитатели: Могутова А.В.

    Подготовили воспитатели Могутова А.В.

    Продолжительность проекта: с 4 декабря по 8декабря (краткосрочный)

    Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители.

    Цель проекта: Формирование у детей основ социально- правового сознания.

    1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка.

    2. Познакомить детей с правами и обязанностями человека, воспитывать уважение к правам другого человека, формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми.

    3. Формирование доброжелательности и чуткости к окружающим, уважительного отношения к ним, привлечение внимания ребенка к своим правам и обязанностям, формирование нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).

    4. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.

    Раннее правовое воспитание дошкольника способствует быстрому становлению его личности, гуманистически ориентированной, обладающей гражданскими чувствами, умеющей отстаивать свои права, адаптироваться к условиям окружающей жизни.

    Ожидаемые результаты проекта:

    Повышение уровня правового воспитания

    Формирование навыков нравственно- патриотического поведения

    Усвоение правовых понятий: закон, право, правонарушение, национальные отношения.

    Повышение социальной компетентности дошкольников.

    Формирование гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие вопросы в повседневной жизни конфликты правовыми способами.

    Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

    Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

    Актуальность проекта

    Человеческое достоинство-это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок-личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развития личности есть оскорбление самих основ породы.

    Знание прав- это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личность.

    Защита прав это особая проблема государства и общества в целом. Все права и свободы могут быть осуществлены и гарантированы только в гражданском обществе. Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка.

    Огромную важность приобретают вопросы формирования у детей знаний и представлений об основных демократических ценностях, воспитание их в духе гуманизма. Особое значение приобретает вопрос осознания ценности человека, как личности, воспитания толерантности, терпимости к интересам других людей. Самоуважение и уважение к другим – вот, на мой взгляд, то, чего так остро не хватает как взрослым, так и детям.

    Социальная значимость темы определена тем, что нашим детям предстоит стать гражданами демократической России. И я убеждена, что воспитывая (или не воспитывая) уже в дошкольном возрасте предпосылки определенной гражданской позиции, мы строим свое будущее, будущее своей страны.

    Методы проекта: познавательно-игровая деятельность, игры, беседы, поход в библиотеку.

    Содержание образовательных видов деятельности.

    Основные направления развития

    Формы и методы работы

    С 4декабря по 8декабря

    Цикл занятий с детьми по ознакомлению прав:

    Сюжетно- дидактические игры.

    Цель: Побуждать детей проявлять интерес к действиям детей, оказывать друг другу посильную помощь, проявлять доброжелательное отношение к сверстникам

    «Подбери пуговицы для костюма, платья, кофты, блузок.

    Словесные игры:

    Играя, ребята учатся устанавливать новые связи и отношения с людьми, организовывать взаимодействие для достижения цели.

    В течение тематической недели

    Работа с родителями

    Результаты проекта:

    1. Дети познакомились с правами и обязанностями ребенка на библиотечном уроке и закрепили эти знания во время цикла занятий;

    2. Во время дидактических игр дети закрепили знания прав и обязанностей;

    3. Дети научились в творческих работах отображать свои права.


    -80%

    Читайте также: