Что такое патриотизм правовая норма

Обновлено: 20.05.2024

от 17 июня 2003 года N 01-06/24258

Направляем Вам Концепцию патриотического воспитания граждан Российской Федерации (далее - Концепция) для использования в воспитательной работе с должностными лицами таможенных органов.

В целях реализации Концепции рекомендуем:

довести до сведения руководителей подчиненных структурных подразделений и кадровых служб требования Концепции;

руководствоваться Концепцией в практической работе и использовать ее в качестве методического документа по организации патриотического воспитания должностных лиц таможенных органов;

скорректировать планы патриотического воспитания должностных лиц на II полугодие 2003 года и учитывать ее положения при планировании воспитательной работы на последующие годы;

начальникам Российской таможенной академии и ее филиалов организовать факультативное обучение по вопросам патриотического воспитания слушателей академии, института повышения квалификации руководителей таможенных органов и кадровых служб.

Первый заместитель председателя ГТК России
генерал-полковник таможенной службы
В.В.Макаров

Приложение

КОНЦЕПЦИЯ
патриотического воспитания граждан Российской Федерации

Одобрена
на заседании Правительственной
комиссии по социальным вопросам
военнослужащих, граждан,
уволенных с военной службы,
и членов их семей
(протокол N 2(12)-П4 от 21 мая 2003 года)

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (далее именуется - Концепция) - документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания.

Коренные преобразования в стране конца XX - начале XXI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования, как важнейших факторов формирования патриотизма.

Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной задачей.

В Концепции сформулированы теоретические основы патриотического воспитания, его цель, задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях.

Разработка Концепции осуществлена в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2002 года* N 122 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" и обусловлена необходимостью выполнения этой Государственной программы, подготовки организационных и методических документов, программ деятельности органов государственной власти и общественных организаций по патриотическому воспитанию граждан на последующий период.

* Вероятно ошибка оригинала. Вместо слов "от 16 февраля 2002 года" следует читать "от 16 февраля 2001 года". - Примечание "КОДЕКС"

Основной целью Концепции является определение места и роли воспитания патриотизма у российских граждан как важнейшего направления деятельности общества и государства.

Патриотизм и патриотическое воспитание

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой Родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Патриотизм - это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества.

Патриотизм - это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан.

Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов.

Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно-значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на созидание условий для национального возрождения России как великой державы.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Патриотическое воспитание военнослужащих организуется и проводится в рамках единой системы воинского воспитания военнослужащих.

В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание граждан должно определяться национальными интересами России и обеспечивать активное участие граждан в обеспечении ее безопасности от внешних и внутренних угроз.

Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

привлечение традиционных для России религиозных конфессий, для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;

создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;

формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

Реализация задач патриотического воспитания граждан Российской Федерации осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах.

Принципами патриотического воспитания являются:

принцип системно организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;

принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание гражданина-патриота таких факторов, как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный коллектив, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями, общества в целом;

принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;

принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма, как социально ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;

принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и так далее.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Патриотизм формируется в процессе воспитания на основе тесного взаимодействия объектов и субъектов воспитания.

Основными группами граждан, выступающими объектами патриотического воспитания, являются:

семья как основная социальная ячейка общества, в которой закладываются основы нравственного, духовного, культурного, физического и другого развития личности. В семье происходит формирование ее жизненных ориентиров и ценностей, отношений к себе, к другим людям и к Отечеству;

молодые граждане и молодежные общественные объединения;

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и по контракту, воинские коллективы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, работники системы правоохранительных органов;

трудовые коллективы предприятий, организаций, учреждений, предприниматели;

представители законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные и муниципальные служащие;

творческая интеллигенция и представители средств массовой информации;

преподаватели и воспитатели;

представители традиционных для России религиозных конфессий как носители духовно-нравственных идеалов и традиций российского народа.

Объектная позиция названных социальных групп относительна. Будучи включенными в систему патриотического воспитания, они в то же время выступают и как субъекты патриотического воспитания.

Проводниками цели патриотического воспитания являются субъекты воспитательной деятельности, в качестве которых выступают государство в лице федеральных, региональных и местных органов власти; учебные заведения всех уровней; различного рода общественные организации и религиозные объединения; учреждения культуры; семья; трудовые и воинские коллективы; средства массовой информации и другие. Субъектом патриотического воспитания может быть и отдельный человек - рядовой гражданин или представитель государственной власти, проявляющий патриотизм, верность своему гражданскому долгу и ставший побудительным примером и образцом для подражания. В их числе могут быть руководители государства, субъектов Российской Федерации, предприятий, различного рода коллективов и организаций.

Субъекты патриотического воспитания специфическими возможностями и средствами решают задачи патриотического воспитания определенных групп населения и граждан страны в целом.

Основы организации работы по патриотическому воспитанию

Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в государственной политике России в области воспитательной деятельности.

Люди

Патриотизм – это очень сложное и многогранное понятие. Все понимают, что это такое, и в то же время существует немало разных трактовок, многие из которых противоречат друг другу. Так что же такое патриотизм? Любовь к своей родине и к своему народу? Гордость за прошлое своей страны? Или за настоящее? Или стремление сделать что-то полезное для будущих поколений? Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой патриотизм и какие смыслы чаще всего вкладываются в это понятие.

Что такое патриотизм?

Патриотизм — любовь и привязанность к своей родине, а также преданность и готовность жертвовать ради неё собственными интересами. Кроме того, патриотизм подразумевает гордость за достижения своей страны и своего народа. Человек с сильными патриотическими чувствами придаёт большое значение культуре, традициям и значимым историческим событиям. Для него очень важно ощущение принадлежности к своему народу.

Противоположностью патриотизма является космополитизм – идеологическая концепция, согласно которой всё человечество представляет собой единую нацию, а каждый человек является гражданином мира.

В большинстве стран мира патриотизм считается основой жизнеспособности государства. Он выступает в качестве мобилизующего фактора, заставляя людей занимать активную гражданскую позицию и самоотверженно служить родине. Человек может испытывать патриотические чувства и по отношению к малой родине – своему краю и даже городу. К примеру, он может одинаково радоваться и когда сборная его страны побеждает на международных соревнованиях, и когда сборная его города побеждает на соревнованиях внутри страны.

Виды патриотизма

Как было отмечено выше, патриотизм – понятие сложное и многогранное. Он может проявляться в чувствах, взглядах, жизненных принципах или поступках человека. Он может иметь разную природу, затрагивать разные сферы жизни и быть направленным на разные объекты. Чтобы внести ясность, социологи выделили пять основных видов патриотизма:

  • Государственный. Патриотические чувства человека направлены на государство, которое он считает олицетворением своей родины. Он ассоциирует благополучие страны с государством и существующим политическим строем, поэтому обычно полностью поддерживает политический курс. Приоритетными ценностями для него являются государственность, национальная культура, независимость и территориальная целостность.
  • Национально-этнический. Патриотические чувства направлены на свои этнос и культуру. При этом человек испытывает привязанность именно к культуре, а не к местности. Люди, у которых развита данная форма патриотизма, высоко ценят национальные традиции и обычаи. Они участвуют в самодеятельности, поддерживают музеи, вступают в организации, занимающиеся сохранением культурных особенностей.
  • Региональный. Эта форма патриотизма подразумевает привязанность к своему региону или местности. Человек не допускает даже мысли о переезде и хочет, чтобы его дети тоже росли здесь. Люди с развитым чувством регионального патриотизма часто становятся защитниками окружающей среды. Они препятствуют вырубке леса, загрязнению рек и озер, строительству заводов и свалок.
  • Гражданский. Человек с такой формой патриотизма желает, чтобы его страна была успешной и благополучной. Его патриотические чувства направлены на гражданское общество, и он разделяет понятия государства и родины. Если человек не согласен с действиями государственных властей, гражданский патриотизм может приводить к формированию оппозиционных взглядов.
  • Ложный. Людям свойственно прятать ненависть и нетерпимость за другими чувствами, и патриотизм для этого подходит лучше всего. Человек, ведомый ложным патриотизмом, много и громко говорит о любви к своей родине, оправдывая ими агрессию по отношению к людям другой национальности или вероисповедания. Нередко ложный патриотизм вырождается в воинствующий национализм.

Примеры патриотизма в современном мире

Патриотизм обычно ассоциируется с героическими поступками, направленными на защиту родины. Поэтому в России большинство людей в ответ на просьбу объяснить, что такое патриотизм, вспоминает Великую отечественную войну. В других странах также обычно вспоминают войны, сыгравшие значительную роль в их истории. В современном мире военная служба также является одной из форм проявления патриотизма. Если человек решает стать профессиональным военным, им обычно движет государственный патриотизм.

Тем не менее, и многие другие профессии тоже подразумевают наличие патриотизма. К примеру, есть люди, которые заняты восстановлением экологии родного края. Они занимаются очисткой водоемов, восстанавливают леса, пропагандируют бережное отношение к природным ресурсам. Они тратят на эту деятельность значительную часть своего времени, несмотря на то, что это не их основная работа. Так проявляется региональный патриотизм.

Если человек занимается изучением и распространением культуры своего края, это проявление национально-этнического патриотизма. Он может изучать традиции и обычаи, пропагандировать историю и культуру родного края, заниматься воспитанием и культурным образованием молодёжи, поддерживать и развивать краеведческие музеи.

Гражданский патриотизм – это чувство, свойственное врачам, учителям, работникам правоохранительных органов, пожарным и спасателям. Конечно, у всех разные цели. И всё же, выбирая одну из этих профессий, люди мечтают помогать обществу, частью которого являются. И очень часто они действительно жертвуют ради этого своими интересами. К примеру, квалифицированный хирург может отказаться от приглашения в престижную европейскую клинику, чтобы не потерять возможность спасать жизни своих земляков.

Воспитание патриотизма в современном мире

Во всех странах в той или иной форме существует патриотическое воспитание, являющееся частью общего воспитательного процесса. Его суть состоит в том, чтобы объяснить подрастающему поколению, что такое патриотизм, сформировав у него патриотическое сознание, преданность родине и готовность при необходимости выполнить свой гражданский долг. Как правило, патриотическое воспитание проводится на государственном и на региональном уровне. То есть, детей учат любить не только страну, но и родной край.

Патриотическое воспитание представляет собой комплексный процесс. Оно подразумевает гармоничное воспитание личности, формирование чувства ответственности за страну и сограждан. Как правило, в этот процесс включено изучение родной литературы, культуры и истории, а также географии своей страны и её достопримечательностей. Благодаря этому во взрослом возрасте человек всегда будет помнить, в какой стране вырос, и будет ощущать свою принадлежность к ней.

Практически во всех странах присутствует также военно-патриотическое воспитание, которое призвано сформировать у подрастающего гражданина готовность защищать свою родину от всевозможных угроз. Данный процесс включает не только формирование патриотических чувств, но и базовую воинскую подготовку, которая может пригодиться в дальнейшем, если человек решит посвятить свою жизнь службе в армии.

Особенности патриотического воспитания в России

Россия – самая большая и многонациональная страна в мире. Поэтому одним из приоритетных направлений патриотического развития является формирование положительного восприятия представителей других наций и вероисповеданий. Кроме того, приоритетными считаются такие задачи как:

  • формирование у граждан патриотических ценностей, уважения к своей родине и её истории;
  • создание условий для участия граждан в совместном решении всевозможных проблем;
  • привитие уважения к Гербу, Флагу и Гимну России;
  • воспитание уважения к Конституции и законам Российской Федерации, а также к общепринятым нормам морали;
  • формирование у граждан национальной и религиозной терпимости.

Важной особенностью воспитания патриотизма в России является также то, что необходимо учитывать специфику каждого субъекта федерации. Поэтому задачи патриотического воспитания разбиваются на различные сферы, и в этих сферах вырабатываются собственные программы для каждого региона.

Негативная сторона патриотизма

Основу патриотизма составляет самоотверженная любовь к родине. В частности, это подразумевает, что человек при необходимости готов поступиться собственными интересами ради блага своей страны. Из-за этого патриотизм часто подвергается критике, поскольку государство существует для того, чтобы защищать и обеспечивать права граждан, а не требовать от них отказываться от своих прав, совершая патриотические поступки.

Заключение

Патриотизм – это естественное чувство, которое заставляет человека любить свою родину и быть готовым жертвовать ради неё собственными интересами. В целом, это положительное явление, но при условии, что патриотические чувства не вырождаются в ксенофобию и прочие формы ненависти к другим народам. Поэтому каждому человеку, считающему себя патриотом, полезно иногда задумываться об истиной природе этих чувств.

Столь радикальные изменения во всех сферах жизни общества не могли не сказаться на процессе формирования патриотического сознания россиян, которое претерпело ряд важных изменений.

Система воспитания патриотизма в человеке

Гражданское и патриотическое воспитание

Такое образование направлено на формирование качеств, необходимых человеку для того, чтобы быть представителем государства, а именно гражданского самосознания. Компонентами гражданского самосознания являются следующие понятия.

  • Политическая культура, подразумевающая политическое образование, наличие социально принятых установок, взглядов и ценностей, которые отражают понимание субъектом системы властных отношений и определяют его политическую активность.
  • Правовая культура — система представлений о правовом регулировании отношений, знание правовых норм и стремление их соблюдать.
  • Патриотизм — морально-политический принцип, содержанием которого является безусловная любовь к Родине, преданность ей, гордость за ее прошлое и настоящее, что выражается в стремлении защищать интересы Родины.
  • Культура межнациональных отношений — это способность признавать и уважать ценности других национальных культур в дополнение к своей собственной.

Важным аспектом является осознание себя субъектом политического действия, стремление найти и использовать легитимные, социально признанные формы влияния на политические условия, защита интересов родины. Правовое воспитание предоставляет такую возможность, а его отсутствие, наоборот, приводит к девиантному и даже преступному поведению.

Работа включает в себя такие аспекты, как самообслуживание, общественно полезная и продуктивная. Эти грани можно рассматривать как необходимые и последовательные шаги на пути к пониманию бессмысленности жизни вне трудовой деятельности. Нет никакого откровения в том, что то, что мы сделали, важнее для общества, чем то, что мы могли бы сделать. А при полном отсутствии трудовой реализации жизнь человека вообще не замечается обществом и даже не оставляет следа в семейной истории.

Основной целью трудового воспитания является реализация помощи в выборе профессии. Профессиональная ориентация включает в себя профессиональное обучение, диагностику профессиональных способностей и выбор профессии. Этот комплекс мероприятий обеспечивает профессиональное самоопределение личности, которое заключается в готовности к выполнению определенной деятельности, характер которой определяется с учетом склонностей, желаний, способностей личности и потребностей общества в специалистах данного профиля.

Физическое воспитание. К. Д. Ушинский говорил: «Самая важная часть воспитания — образование характера. Это, безусловно, так, ведь только наличие нормального характера позволяет решить проблему автономной регуляции поведения.

Военно-патриотическое воспитание обучающихся

Анализ сущностного содержания патриотического воспитания и военно-патриотического воспитания позволяет выявить отличительные особенности между ними и преодолеть узость понимания военно-патриотического воспитания как формирования у человека любви к армии:

  • процесс военно-патриотического воспитания является основополагающим компонентом патриотического воспитания;
  • по своей сути — формирование и развитие у учащихся основных духовно-нравственных качеств, таких как любовь к Родине, уважение к правопорядку, ответственность за выполнение конституционного долга и долга по защите своей Родины.
    Для студентов быть патриотом — значит быть достойным гражданином своей страны, ответственно относиться к учебе и общественным обязанностям, быть готовым выполнить свой конституционный долг и обязанность в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.

В этом контексте образовательное пространство должно быть наполнено необходимыми установками и привычками. В связи с этим необходимо создать следующие условия в образовательном пространстве:

  • Формировать ценностно-смысловую основу деятельности учащихся на примерах отечественной истории, проявления самоотверженности, мужества, храбрости наших соотечественников;
  • Поощрение участия студентов в военно-патриотической работе, поощрение конкретных действий по увековечиванию памяти защитников Отечества.

В психолого-педагогической литературе цель военно-патриотического воспитания определяется как формирование и развитие у молодого поколения чувства любви к Отечеству, развитие профессионально значимых качеств, навыков и готовности к выполнению конституционного и воинского долга в мирное и военное время.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.

  1. особым образом спроектировать согласованную педагогическую систему, направленную на формирование и развитие у учащихся качеств, характеризующих человека-патриота: Преданность Отечеству, честность, мужество, сопереживание, ориентация на участие в творческом процессе, толерантность, позитивное отношение к труду, потребность в творчестве, уважение к Конституции РФ, почитание символов государства, потребность в здоровом образе жизни, психическом и физическом совершенствовании.
  2. способствовать повышению престижа военной службы, воспитанию уважительного отношения к Вооруженным Силам Российской Федерации, защитникам Отечества, военнослужащим.
  3. продвигать идеи патриотизма в деятельности образовательных учреждений на основе сотрудничества и межсетевого взаимодействия. Активно противодействовать антипатриотизму, искажению и фальсификации истории российского государства.
  4. Оптимизировать развитие научно-методического, информационного обеспечения военно-патриотического воспитания с учетом требований ФГОС нового поколения.

Опыт реализации военно-патриотического воспитания в образовательных учреждениях убедительно свидетельствует о том, что эффективность этой работы будет обеспечена, если эта система будет основана на принципах

  • Гражданство;
  • Гражданство;
  • толерантность;
  • примат общественных и государственных интересов над личными;
  • преемственность российских исторических и культурных традиций, в том числе военных;
  • Гуманизм;
  • Разнообразие видов, форм, методов и средств;
  • адаптивность;
  • постоянное совершенствование;
  • Тесная и неразрывная связь с другими видами обучения.

Реализация системы военно-патриотического воспитания предполагает применение широкого спектра видов, форм, средств и методов субъектного взаимодействия.

Воспитание гражданственности и патриотизма

Воспитание мультикультурализма и толерантного отношения к людям и странам с различными политическими, религиозными и культурными взглядами ни в коей мере не противоречит необходимости формирования гражданственности и патриотизма у молодого поколения.

Мы рассматриваем гражданское и патриотическое воспитание вместе, так как эти социально-педагогические явления тесно связаны между собой, что отражается в их научных характеристиках. Содержание гражданского сознания включает патриотическое самосознание, а патриотические качества — активную гражданскую позицию.

Настоящий гражданин рассматривает себя как элемент социальной системы, обладающий особыми гражданскими чувствами (любовь к малой родине и ее народу, к его жизни и культуре, его законам и обычаям), знаниями (о законах и обычаях своей страны), стремлениями (желание сохранить и приумножить богатство своей семьи, своего народа, своей родины) и способный совершать поступки, отражающие эти знания и стремления.

Формирование гражданских качеств во многом зависит от нравственного воспитания. Понятие гражданственности включает в себя такие нравственные категории, как ориентация на гуманистическую идеологию, нравственная культура, социальная справедливость.

Патриотизм выражается на разных уровнях: эмоциональном (безразличное отношение к большой и малой родине); рациональном (осознание долга перед обществом и страной); активном (готовность совершать определенные действия, мотивация которых связана с общественными интересами).

Патриотизм тесно связан с духовностью, потому что духовно мертвый человек не может любить свою родину.

В условиях учреждений дополнительного образования спортивной направленности (ДЮСШ, спортивные секции и др.) могут быть использованы следующие формы гражданско-патриотического воспитания:

Правовое воспитание

Целью правового воспитания является формирование правовой культуры и поведения, а также понимания требований правовых норм. Система юридического образования определяется характером и политикой государства. Его часто рассматривают в контексте гражданского воспитания. У них много общего, но юридическое образование направлено на понимание законов, правовых норм и обязанностей.

Правовая норма — это идеальная модель должного поведения человека в обществе. Взаимодействие между законом и учеником происходит в основном косвенно, через родителей и взрослых, участвующих в образовании. Ребенок, не являющийся дееспособным гражданином, находится под защитой закона: Его особый статус закреплен во Всеобщей декларации прав человека (1948) и Конвенции о правах ребенка (1989). В условиях семейного и школьного воспитания дети усваивают привычки правомерного поведения, базовые знания моральных и правовых норм, первичные навыки социальной активности.

Цели патриотического воспитания требуют изменения подхода к его содержанию, основанного на признании Конвенции о правах ребенка и разработке практических методов. Целесообразно организованная педагогическая деятельность в области правового воспитания, формирующая отношение уважения к праву, интерес к праву, выполнение гражданского долга в правовой сфере, является общественно полезной и приемлемой для студентов.

Содержание правовоспитательной деятельности включает устранение обстоятельств, способствующих формированию делинквентного поведения (неблагоприятные условия жизни и воспитания); изучение среды, условий жизни и воспитания учащихся, их досуга; исправление личной ситуации учащегося; работу с учащимися, уже совершившими преступление.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института


Памятник студентам Политехнической школы в Париже, погибшим при защите родины от вторжения коалиции в 1814 году.

Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику. [1] [2]

Патриотизм — особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям.

Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. [3] [4] [5] По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие себя таковыми не считают. [4] [6] [7]

Содержание

Виды патриотизма

Патриотизм может проявляться в следующих формах:

  1. полисный патриотизм — существовал в античных городах-государствах (полисах);
  2. имперский патриотизм — поддерживал чувства лояльности к империи и её правительству;
  3. этнический патриотизм — в основании имеет чувства любви к своему этносу;
  4. государственный патриотизм — в основании лежат чувства любви к государству.
  5. квасной патриотизм (ура-патриотизм) — в основании лежат гипертрофированные чувства любви к государству и своему народу.

Патриотизм в истории





Христианство своей проповедью подрывало основы местных религиозных культов и тем самым ослабляли позиции полисного патриотизма [8] . Проповедь равенства всех народов перед Богом способствовали сближению народов Римской империи и препятствовали местному национализму. Поэтому на уровне городов проповедь христианства наталкивалась на противодействие патриотически настроенных язычников, которые видели в местных культах основу благополучия города. Яркий пример такого противостояния — реакция ефесян на проповедь апостола Павла. В этой проповеди они увидели угрозу местному культу богини Артемиды, который составлял основу материального благополучия города. (Деян. 19:-24-28)

Имперский Рим, в свою очередь, видел в христианстве угрозу имперскому патриотизму. Несмотря на то, что христиане проповедовали послушание властям и возносили молитвы за благополучие империи, они отказывались принимать участия в имперских культах, которые по мнению императоров должны способствовать росту имперского патриотизма.

Но впоследствии в Римской империи произошло переосмысления политической роли христианства. После принятия христианства Римской империей, она начала использовать христианство для укрепления единства империи, противодействии местному национализму и местному язычеству, формируя представления о христианской империи как о земной родине всех христиан.

В Средние века, когда лояльность гражданскому коллективу уступила место лояльности монарху, термин потерял актуальность и вновь приобрёл её в Новое время.

Отвержение патриотизма универсалистской этикой

Патриотизм и христианская традиция

Раннее христианство

Современные христианские авторы о патриотизме

По мнению патриарха Алексия II:

Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней.

Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть.

И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны.

Современная критика патриотизма

— Л. Толстой. Патриотизм или Мир? [17]

Идеи синтеза патриотизма и космополитизма

Читайте также: