Что такое объемно пространственный регламент

Обновлено: 25.06.2024

Хейзел работала со многими муниципальными проектами в США. Она консультировала девелоперов и правительство по поводу зонирования территории. Например, как создать смешенные зоны для устойчивого развития города, где должны располагаться места для прогулок и общественные пространства. Хейзел также участвовала в разработке комплексной программы благоустройства для Саратова, Калининграда и Владивостока.

В рамках форума Среда для жизни: города , который прошел в Великом Новгороде, редакция Вести. Недвижимость поговорила с Хейзл Борис о внедрении новых регламентов городского планирования и проектах Placemakers в России.

- Хейзел, у вас такое богатое портфолио: вы занимались проектами в области развития территорий по всему миру, знаете различные международные подходы к городскому планированию. Какие из них вы считаете наиболее эффективными?

Я думаю, что наиболее актуальный и эффективный подход к градостроительству - это объемно-пространственный регламент. Речь идет о том, например, как должна выглядеть застройка, ее допустимая высота, как она вписывается в городскую среду.

В прошлом мы составляли планы стратегического развития и даже генпланы развития наших кварталов и городов. Но все это касалось больше планировочных решений и городского дизайна, а не столько законодательства в сфере землепользования и зонирования. Сегодня мы говорим правильные слова, рисуем правильные схемы, но законы о землепользовании их не подкрепляют.

Объемно-пространственный регламент (ОПР) – это градостроительный регламент, который устанавливает детальные требования к характеристикам застройки и ее взаимодействию с городскими открытыми пространствами. Он позволяет решить проблему благоустройства, сохранения исторического центра, зеленых пространств и т д. ОПР называют еще градостроительным фундаментом развития города.

Самое актуальное и важное из того, что происходит сегодня, это приведение закона о землепользовании в соответствие с планами развития города. То, что вы делаете с российскими федеральными стандартами по объемно-пространственному регламенту, очень вдохновляет. Ни одна другая страна в мире не делает это с такой строгостью.

Поэтому сегодня российский город может принять объемно-пространственные регламенты, затем изменить их, сделать поправки для своего города и принять в качестве своей собственной законодательной базы. Это очень впечатляет, и, безусловно, будет иметь огромное значение для России.

- Насколько российский подход отличается того, который реализуется в США?

У нас нет такого уровня федеральной поддержки градостроительства. Нет федеральных стандартов, которые были бы так четко сформулированы. Большая часть нашего планирования землепользования происходит на уровне города или района. Местные органы власти в большей степени отвечают за создание своих собственных парадигм планирования, а на национальном уровне они оказывают поддержку в таких сферах, как транспорт и доступное жилье. Но они не контролируют столь тщательно процессы регламентов. Так что вам очень повезло.

- Как вы думаете, могут ли российские регламенты, инструменты и решения быть полезны в других странах?

Конечно. То, что вы делаете в России, в отношении ваших федеральных стандартов, может быть использовано и в других городах и странах. Конечно, есть и стандарты, которые сложно переложить на другие локации. Потому что они привязаны к типичным российским городским и пригородным моделям развития, существующим сегодня. Эту часть федерального стандарта нельзя применять к другой стране, потому что учтены типично русские реалии. Однако сами методологии, с помощью которых были созданы эти стандарты, могут также использовать другие страны.

При внедрении новых стандартов развития территории, наверняка есть жалобы со стороны противников прогресса. Какие претензии являются самыми распространенными – с чем больше всего не согласны строители, архитекторы?

Пожалуй, самая большая жалоба, которую мы слышим: регламенты очень сложные. Однако когда все архитекторы начинают одинаково кодифицировать проекты, потом можно легко кодифицировать любой участок, постройку и привязать её к заданному городу. Соответствие между реальным кодом и реальной стратегией развития района, между принципами, которые вы пытаетесь реализовать — это важный аспект, как и архитектурный код города в целом.

Другая жалоба, которую мы слышим, что город пытается, как-то себя закупорить, а не работает с рынком.

- Могли бы вы рассказать о проектах Placemakers в Саратове и Калининграде? Насколько сложно было взаимодействовать с культурными кодами этих городов, понять местные подходы и специфику?

Наша команда как в Саратове, так и Калининграде, работала с обеими формами объемно-пространственного регламента из КБ Стрелка. И обе команды потрясли нас строгостью своего подхода к анализу городской среды, экономическим и пространственным анализом – то, что формирует в первую очередь эти города. Это очень важно. Потому что прежде чем написать какой-то документ, сформировать стандарт, нужно детально проанализировать ситуацию. Нередко мы, архитекторы и градостроители, можем неосознанно усложнить эти стандарты, а не упростить.

Поэтому, на мой взгляд, одним из главных преимуществ КБ Стрелка, с одной стороны, заключалось в том, чтобы сохранять простоту, насколько это возможно. С другой стороны, создать комплексное урегулирование территории с помощью регламентов – помочь всем районам получить развитие: развитым и развивающимся. Для наших стандартов важна способность к управлению вне зависимости от того, на каком этапе развития находится сам район.

- Какой, по вашему мнению, сегодня самый важный навык для архитектора? Можно ли научить команду, привыкшую работать по одним видам регламентов, м новым решениям?

Это очень хороший вопрос. Определенно, людей можно научить, как понимать новые тренды. Вообще существующая тенденция развития городских пространств появилась достаточно давно. Но только с середины 80-х годов прошлого столетия она получила развитие, и сегодня стала действительно набирать обороты.

Обучение людей очень важно на всех этапах принятия стандартов. Архитекторы и дизайнеры должны понимать, что они имеют непосредственное отношение к формированию городской среды. Это значит, что каждый человек, который участвует в этом процессе, должен постоянно совершенствоваться, осваивать новые инструменты, наращивать свой потенциал. Потому что от него, как и от других, зависит конечный результат. Я думаю, что это лучший способ, чтобы поупражняться в этом.

Форум "Среда для жизни" проводится ДОМ.РФ при поддержке правительства РФ и Минстроя России ежегодно в городах, показывающих стремление развиваться и формировать комфортную городскую среду. Он собирает лучших российских и иностранных экспертов: архитекторов, урбанистов, девелоперов, представителей региональных и муниципальных администраций. Программная дирекция форума — Институт медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка".

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2519; 2014, N 43, ст. 5799) и подпунктом 5.2.29 пункта 5 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 31, ст. 4758), приказываю:

1.1. Требования к осуществлению деятельности и градостроительному регламенту в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Клещин", нач. I тыс. до н.э. - нач. I тыс. н.э., X - XVII вв. н.э., расположенного по адресу: Ярославская область, Переславский район, с. Городище, согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

1.2. Карту (схему) требований к осуществлению деятельности и градостроительному регламенту в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Клещин", нач. I тыс. до н.э. - нач. I тыс. н.э., X - XVII вв. н.э., расположенного по адресу: Ярославская область, Переславский район, с. Городище, согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра культуры Российской Федерации С.Г. Обрывалина.

к приказу Министерства культуры

от 21 апреля 2021 г. N 526

К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМУ РЕГЛАМЕНТУ

В ГРАНИЦАХ ТЕРРИТОРИИ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ - ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОЕ МЕСТО "КЛЕЩИН",

НАЧ. I ТЫС. ДО Н.Э. - НАЧ. I ТЫС. Н.Э., X - XVII ВВ. Н.Э.,

РАСПОЛОЖЕННОГО ПО АДРЕСУ: ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ,

ПЕРЕСЛАВСКИЙ РАЙОН, С. ГОРОДИЩЕ

I. Общие требования

1. Обеспечение сохранности объектов археологического наследия, входящих в состав объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Клещин", нач. I тыс. до н.э. - нач. I тыс. н.э., X - XVII вв. н.э., расположенного по адресу: Ярославская область, Переславский район, с. Городище (далее - достопримечательное место).

2. Обеспечение сохранности предмета охраны достопримечательного места.

3. Правообладатели и пользователи земельных участков, расположенных в границах достопримечательного места, обязаны:

3.1. Обеспечивать физическую сохранность объектов археологического наследия ("Городище "Клещино", XI - XII вв., "Валы крепостные быв. г. Клещина", XII в., "Селище (Клещино)", X - XII вв., "Городище "Александрова гора", I тыс. до н.э. - нач. I тыс. н.э., X - XVII вв. н.э.) с элементами рельефа и объемно-пространственной структурой, планировочными, геоморфологическими, ландшафтными и визуальными характеристиками достопримечательного места;

3.2. Содержать достопримечательное место в благоустроенном состоянии, не допускать повреждения и (или) разрушения (нанесения ущерба) объекту культурного наследия и (или) его частям.

4. В границах территории достопримечательного места разрешается:

4.1. Проведение научно-исследовательских археологических работ по выявлению и изучению (раскопки, разведки) объектов археологического наследия (археологические полевые работы);

4.2. Проведение противоэрозионных мероприятий на склонах и мероприятий, направленных на сохранение и регенерацию природного ландшафта, его компонентов, исключая вторжение в культурный слой;

4.3. Устройство туристическо-экскурсионных площадок и троп, исключая вторжение в культурный слой;

4.4. Покос травы, проведение санитарных и ландшафтных рубок древесно-кустарниковой растительности;

4.5. Снос и разборка диссонирующих объектов;

4.6. Установка информационных щитов и стендов, связанных с объектами культурного наследия.

5. В границах достопримечательного места запрещается:

5.1. Проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, нарушающих целостность достопримечательного места, создающих угрозу повреждения (нанесения вреда), разрушения или уничтожения объектов археологического наследия, элементов и характеристик культурного и природного ландшафта, всех признаков и объектов, входящих в предмет охраны достопримечательного места;

5.2. Хозяйственная деятельность, наносящая ущерб окружающей среде - природным и антропогенным объектам, санитарному состоянию почв, гидрологическому режиму водных объектов и гидрологической сети;

5.3. Использование металлоискателей и других специальных средств поиска, за исключением их применения в ходе археологических полевых работ на основании разрешения (открытого листа);

5.4. Установка рекламных конструкций;

5.5. Возведение ограждений в границах территории достопримечательного места;

5.6 Разведение костров и устройство пикников.

II. Режим Р-1: в границах территорий объектов археологического наследия "Городище "Клещино", XI - XII вв., "Валы крепостные быв. г. Клещина", XII в., "Селище (Клещино)", X - XII вв., "Городище "Александрова гора", I тыс. до н.э. - нач. I тыс. н.э., X - XVII вв. н.э.

6. В границах режима Р-1 разрешается:

6.1. Научно-исследовательские археологические раскопки;

6.2. Проведение работ, направленных на обеспечение физической сохранности объектов археологического наследия;

6.3. Музеефикация и консервация объектов археологического наследия с целью их сохранения, использования и популяризации;

6.4. Проведение экскурсий по специально устроенным маршрутам и тропам;

6.5. Сохранение естественного растительного покрова и его покос.

7. В границах режима Р-1 запрещается:

7.1. Строительство объектов капитального строительства, включая линейные объекты (дороги, проезды, подземные, надземные и наземные коммуникации);

7.2. Проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению природной среды;

7.3. Размещение некапитальных строений, сооружений;

7.4. Установка рекламных конструкций и информационных знаков, не связанных с сохранением объектов археологического наследия;

7.5. Динамическое воздействие на грунты, создающее вибрационные нагрузки в зоне их взаимодействия с объектами археологического наследия;

7.6. Распашка, посадка деревьев и кустарников;

7.7. Возведение ограждений в границах территорий объектов археологического наследия;

7.8. Самовольные раскопки и поиск археологических предметов с использованием технических средств поиска и изъятия их из мест залегания.

III. Режим Р-2: за пределами границ территорий объектов археологического наследия на участках природного ландшафта, в том числе: склонов плато "Селище (Клещино)", X - XII вв. и "Городище "Клещино", XI - XII вв., нижней террасы озера Плещеево, оврагов Глининский и Лисий; ложбины между "Городище "Александрова гора", I тыс. до н.э. - нач. I тыс. н.э., X - XVII вв. н.э. и плато "Селище (Клещино), X - XII вв.

8. В границах режима Р-2 разрешается:

8.1. Научно-исследовательские археологические исследования (разведки);

8.2. Сохранение естественного растительного покрова и его покос;

8.3. Проведение мероприятий, направленных на регенерацию природного ландшафта;

8.4. Устройство экскурсионно-туристических троп;

8.5. Проведение экскурсий по специально устроенным маршрутам и тропам;

8.6. Ремонт автодороги, идущей из Переславля-Залесского в сторону д. Криушино, без ее расширения.

9. В границах режима Р-2 запрещается:

9.1. Строительство объектов капитального строительства, включая линейные объекты (дороги, проезды, подземные, надземные и наземные коммуникации);

9.2. Проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов и сохранению природной среды;

9.3. Размещение некапитальных строений и сооружений, за исключением некапитальных строений и сооружений, устанавливаемых на период проведения культурно-массовых и образовательных мероприятий с их последующим демонтажем;

9.4. Установка рекламных конструкций и информационных знаков;

9.5. Распашка, посадка деревьев и кустарников;

9.6. Расширение автодороги, идущей из Переславля-Залесского в д. Криушкино по нижней террасе Плещеева озера (согласно карте (схеме) требований к осуществлению деятельности и градостроительному регламенту в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Клещин", нач. I тыс. до н.э. - нач. I тыс. н.э., X - XVII вв. н.э., расположенного по адресу: Ярославская область, Переславский район, с. Городище, утвержденной настоящим Приказом);

9.7. Осуществление любых видов деятельности, ухудшающих гидрологический режим.

IV. Режим Р-3: северо-восточная часть достопримечательного места на части территории с. Городище, занятой жилой застройкой (д. 101 и другие до границы с оградой объекта культурного наследия регионального значения "Церковь Рождества Богородицы", 1791 - 1795 гг.), строениями хозяйственного назначения и огородами.

10. В границах режима Р-3 разрешается:

10.1. Научно-исследовательские археологические исследования (разведки, раскопки и наблюдения);

10.2. Ремонт, реконструкция и строительство индивидуальных жилых домов с хозяйственными постройками, объектов общественного назначения, взамен утраченных строений, не превышающих высотные параметры существующей застройки, при условии реализации обязательных разделов об обеспечении сохранности объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на объекты культурного наследия;

10.3. Ремонт и реконструкция проездов и подъездов, связанных с функционированием жилой застройки, включая установку осветительного оборудования, при условии реализации обязательных разделов об обеспечении сохранности объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на объекты культурного наследия;

10.4. Размещение некапитальных строений, сооружений;

10.5. Посадка древесно-кустарниковой растительности, благоустройство и озеленение участков индивидуальной жилой застройки и территории общего пользования.

11. В границах режима Р-3 запрещается:

11.1. Проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ без проведения предварительного археологического обследования;

11.2. Изменение планировочной структуры части села и характера его застройки (усадебного типа с сохранением единой линии застройки зданий и ограждений).

12. Предельные (минимальные и (или) максимальные) параметры разрешенного строительства в границах участка с режимом Р-3:

12.1. Высотные параметры индивидуальных жилых домов не выше 6 м до верха конька кровли, количество этажей - 1, с возможностью использования подкровельного пространства;

12.2. Крыши 2-х скатные или вальмовые, угол наклона 20 - 40 градусов;

12.3. Высота ограждений - не выше 1,8 м; деревянный штакетник различной конфигурации;

12.4. Параметры хозяйственных построек - не выше 4,5 м до верха кровли;

12.5. Цветовое решение отделки крыш и стен зданий, ограждений - нейтральной цветовой гаммы.

13. В границах участка с режимом Р-3 запрещается возведение любых сплошных ограждений.

к приказу Министерства культуры

от 21 апреля 2021 г. N 526

ТРЕБОВАНИЙ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМУ

РЕГЛАМЕНТУ В ГРАНИЦАХ ТЕРРИТОРИИ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО

НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ - ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОЕ МЕСТО

"КЛЕЩИН", НАЧ. I ТЫС. ДО Н.Э. - НАЧ. I ТЫС. Н.Э., X - XVII

ВВ. Н.Э., РАСПОЛОЖЕННОГО ПО АДРЕСУ: ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ,

ПЕРЕСЛАВСКИЙ РАЙОН, С. ГОРОДИЩЕ

I - объект культурного наследия федерального значения "Городище "Клещино". XI - XII вв.;

II - объект культурного наследия федерального значения "Селище (Клещино)", X - XII вв.;

III - объект культурного наследия федерального значения "Городище "Александрова гора".

I тыс. до н.э - нач. I тыс. н.э., X - XVII вв. н.э.;

IV - объект культурного наследия федерального значения "Валы крепостные быв. г. Клещина". XII в.

границы СМР достопримечательности места "Клещино"

границы территории объекта культурного наследия "Городище Клещина", XI - XII вв.

границы территории объекта культурного наследия "Селище (Клещино)", X - XII вв.

границы территории объекта культурного наследия "Городище "Александрова гора", нач. тыс. до н.э., I - I тыс. н.э. X - XVII вв.

ГОСТ Р 59124-2020

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сохранение объектов культурного наследия

СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНО-ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПРОЕКТА ЗОН ОХРАНЫ

Preservation of cultural heritage objects. Composition and content of project documentation protection zones. General requirements

Дата введения 2021-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "Стандартинформ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 082 "Культурное наследие"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 октября 2020 г. N 936-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт определяет общие требования к составу и содержанию проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, общие принципы установления требований к режимам использования земель и земельных участков и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий таких зон.

Требования стандарта основаны на положениях [1], [2] и [3].

Настоящий стандарт предназначен для применения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, его территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, их подведомственными организациями, собственниками и пользователями объектов культурного наследия, государственными и муниципальными заказчиками в сфере сохранения и охраны объектов культурного наследия, юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность по сохранению объектов культурного наследия.

Настоящий стандарт определяет состав проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, порядок их разработки, рассмотрения и утверждения.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 17.8.1.01-86 (СТ СЭВ 5303-85) Охрана природы (ССОП). Ландшафты. Термины и определения

ГОСТ 28329-89 Озеленение городов. Термины и определения

ГОСТ Р 55528 Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования

ГОСТ Р 56891.4-2016 Сохранение объектов культурного наследия. Термины и определения. Часть 4. Исторические территории и историко-культурные ландшафты

ГОСТ Р 58204 Проект охранных зон объекта всемирного наследия. Состав и содержание. Общие требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 56891.4, ГОСТ 28329 и ГОСТ 17.8.1.01, а также следующие термины с соответствующими определениями:

зоны охраны объекта культурного наследия: Специально выделенные территории, сопряженные с объектом культурного наследия, предназначенные для обеспечения сохранности объекта культурного наследия и окружающей его исторической среды, выявления ее историко-художественной ценности и целесообразного использования

Примечание - Согласно Земельному кодексу Российской Федерации зоны охраны объектов культурного наследия являются одним из видов зон с особыми условиями использования. В случаях, если в границах зоны с особыми условиями использования могут выделяться две или более территории, в отношении которых устанавливаются различные ограничения использования земельных участков, выделяются подзоны.

3.2 объединенная зона охраны объектов культурного наследия: Специально выделенные территории, сопряженные с объектами культурного наследия, предназначенные для обеспечения сохранности объектов культурного наследия и окружающей их исторической среды, выявления ее историко-художественной ценности и целесообразного использования. В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны объектов культурного наследия, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта, составляющих вместе объединенную зону охраны объектов культурного наследия.

3.3 охранная зона: Территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

3.4 зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности: Территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.

3.5 зона охраняемого природного ландшафта: Территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

3.6 историко-культурные исследования: Комплекс историко-архитектурных, историко-градостроительных и архивных исследований, проводимый в целях обоснования состава зон охраны, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в их границах (которые должны быть направлены на сохранение и восстановление традиционных характеристик исторической среды объектов культурного наследия), а также в целях обоснования необходимости разработки проекта зон охраны в отношении одного объекта культурного наследия либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.

3.7 историко-архитектурные исследования: Один из видов историко-культурных исследований, включающих натурное обследование территории и научно-аналитические работы, направленные на изучение и фиксацию градации застройки и комплексов (ансамблей) по степени ценности, их типологических, хронологических, стилистических, конструктивных, функциональных, художественных характеристик, объемно-пространственного решения, архитектурных особенностей прочих элементов историко-градостроительной среды, архитектурных особенностей малых архитектурных форм.

3.8 историко-градостроительные исследования: Один из видов историко-культурных исследований, включающих натурное обследование территории и научно-аналитические работы, направленные на изучение и фиксацию характеристик планировочной, композиционно-пространственной, масштабной структуры историко-градостроительной среды, а также исторической, мемориальной и духовной ценности исследуемой территории.

3.9 историко-архивные и библиографические исследования (архивные исследования): Один из видов историко-культурных исследований, связанный с поиском и изучением документальных свидетельств исторического развития обследуемой территории, анализам и обобщением полученной информации.

Примечание - В процессе историко-культурных исследований в отношении городского поселения исследователями изучаются основные сведения, содержащиеся в летописных и литературных источниках (летописи, книги, публикации, дневники, путеводители и пр.), археологических отчетах, архивных материалах (карты, дореволюционные планы, советские генеральные планы, проекты типовой застройки и пр.), произведениях изобразительного искусства, выполненных ранее фотофиксаций, отражающий результаты архивно-библиографического поиска список выявленных опубликованных и архивных источников и литературы, касающихся рассматриваемой территории.

3.10 ландшафтно-визуальный анализ: Вид историко-градостроительных исследований, связанный с определением и классификацией условий восприятия объектов культурного наследия, исторически ценных градоформирующих объектов, исторической среды и видовых раскрытий.

3.11 ретроспективный анализ: Научно-аналитические работы с построением схем исторических этапов формирования планировки и застройки исследуемой территории.

3.12 подлинность: Качество, подтверждаемое наличием материальных характеристик, отражающих этапы создания и формирования объекта, историческая достоверность которых научно и документально обоснована.

3.13 историко-градостроительная среда: Совокупность элементов исторической застройки, планировки и ландшафта, включая масштаб, структуру, форму и стилистические качества застройки, элементы и характер благоустройства территории, иные характеристики среды, обладающие исторической, градостроительной, архитектурной ценностью.

3.14 историческая застройка: Включает в себя всю застройку, появившуюся до развития крупнопанельного домостроения и перехода к застройке жилыми районами и микрорайонами, т.е. до середины 50-х годов XX века.

Примечание - Историческая застройка является одним из элементов исторической среды.

3.15 градоформирующий потенциал наследия (градоформирующие факторы): Совокупность качеств наследия, определяющих границы и возможности его влияния на градостроительное развитие территорий города, его районов, локальных участков.

3.16 исторические красные линии: Красные линии (линии, которые обозначают границы территорий общего пользования) исторической застройки (в зонах исторической застройки), в основном сложившиеся к концу XIX - началу XX века (1917 г.) и существовавшие без особых изменений до середины XX века, а также линии исторической застройки, сложившиеся до середины 50-х годов XX века.

3.17 исторические линии застройки: Линии регулирования исторической застройки, в основном сложившиеся к концу XIX - началу XX века (1917 г.) и существовавшие без особых изменений до середины XX века, а также линии исторической застройки, сложившиеся до середины 50-х годов XX века.

Примечание - Исторические линии застройки могут совпадать с историческими красными линиями.

3.18 градостроительный ансамбль: Градостроительное образование, облик которого отвечает высоким художественным требованиям; композиционно упорядоченная целостная, визуально согласованная с окружением система - фрагменты исторических планировок, исторической застройки поселений и инженерных сооружений, фрагменты исторического ландшафта, имеющие единую объемно-пространственную и планировочную структуру, отвечающие требованиям сомасштабности сооружений ансамбля между собой и по отношению к человеку, композиционное единство.

исторически ценные градоформирующие объекты: Здания и сооружения, формирующие историческую застройку и объединенные в том числе масштабом, объемом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами

Примечание - Исторически ценные градоформирующие объекты являются одним из элементов исторической среды.

3.20 диссонирующие объекты: Здания, сооружения, постройки (в том числе объекты незавершенного строительства), линии электропередачи, линии связи, в том числе линейно-кабельные сооружения, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие объекты недвижимого имущества, существование и использование которых наносит вред историко-культурной ценности объекта культурного наследия.

3.21 архитектурно-градостроительные доминанты (доминанты): Архитектурные ансамбли или отдельные здания (комплекс сооружений или отдельное сооружение), господствующие в окружающей застройке и (или) ландшафте, организующие пространство вокруг себя, формирующие композиционную систему и играющие активную градоформирующую роль.

Примечание - Архитектурные (градостроительные) доминанты подразделяются на общегородские (общетерриториальные) доминанты, районные доминанты, локальные доминанты. Отдельно выделяются горизонтальные доминанты - значительные по площади открытые пространства, в том числе акватории водных объектов.

3.22 архитектурные акценты (локальные архитектурные акценты): Отдельные сооружения или части сооружений (здание, часть здания, сооружение, скульптура), выделяющиеся композиционно или стилистически в окружающей застройке на фоне других элементов среды.

3.23 пространственно-видовой каркас города: Система архитектурных (градостроительных) доминант, визуально связанных между собой.

3.24 композиционная ось: Воображаемая линия, организующая плоскостную или объемно-пространственную композицию сооружения или ансамбля.

3.25 композиционные связи объекта (объектов) культурного наследия, окружающей застройки и ландшафтного окружения: Видовые, смысловые, структурно логические отношения между объектами историко-градостроительной среды (исторической среды).

3.26 трасса основного композиционно-видового раскрытия: Линейный участок зоны видимости, при движении по которому имеется непрерывная связь видовых точек, с которых раскрываются виды (изменяющиеся виды) на объекты культурного наследия (объект культурного наследия) в исторической среде.

3.27 вид: Целостный образ находящегося перед наблюдателем городского или природного ландшафта.

3.28 видовая точка: Участок, при перемещении в границах которого обозреваемый вид практически остается неизменным.

3.29 панорама: Многоплановая видовая картина с большим сектором обзора вдоль линии горизонта (угол зрения от 60 до 180 градусов).

3.30 видовая связь: Воображаемая линия между точкой наблюдения (видовая точка) и объектом наблюдения.

3.31 силуэт: Очертания застройки, сооружений, элементов ландшафта, "небесная" линия.

3.32 видовая зона: Участок зоны видимости, с которого воспринимаются ценные виды и объекты.

Примечание - Качество зрительного восприятия памятников архитектуры и определяемые ими особенности композиционного влияния зависят от расстояния до них от точки наблюдения. Наиболее полно и четко они воспринимаются с близких расстояний (до 200 м), когда хорошо видны не только детали сооружения, материал и фактура стен, но и само сооружение. С близких расстояний памятники видны под большими углами и имеют ярко выраженные перспективные сокращения. С расстояния в два максимальных размера сооружение воспринимается в целом, господствуя в зоне видимости.

3.33 зона наилучшего зрительного восприятия: Зона, контур которой определяется на расстоянии до 350 м от объекта культурного наследия, контур зоны зависит от качества и видимости всех его деталей, конфигурация зоны определяется эмпирически на местности и зависит от характера рельефа, планировки и окружающей застройки.

Пока все наблюдают за тем, как в формируется новое правительство и переписывается Конституция РФ, мы изучили, что в это время происходит в сфере регулирования градостроительной деятельности. Главный вывод — у местных органов управления появится больше власти и влияния на архитектурный облик города: Стандарты, разработанные КБ Стрелка, постепенно внедряются, хотя и не совсем так, как предполагалось. Ну, а самые беспрецедентные полномочия, как водится, получило руководство столицы.

Закон в защиту главных архитекторов?

Впрочем, новый законопроект вовсе не гарантирует главным архитекторам возвращение контроля над строительным рынком: далеко не везде, несмотря на специальное поручение президента РФ, они подчиняются напрямую губернаторам областей; во многих регионах в отношении градостроительного регулирования сохраняется довольно жесткая и многозвеньевая вертикаль власти, и изменится ли ситуация и тем более когда — никому не известно.

Всемогущее ПЗЗ?

Основой для внедрения регулирования архитектурных решений становятся, конечно же, Правила землепользования и застройки (ПЗЗ): действующий Градостроительный кодекс не ограничивает перечень параметров, регулируемых ПЗЗ, и позволяет бесконечно детализировать обязательные к соблюдению критерии.

Согласно новому проекту ФЗ в рамках ПЗЗ для нового строительства и реконструкции объектов капитального строительства могут быть установлены:

предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков;

минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

максимальный процент застройки в границах земельного участка;

предельные параметры (минимальные и максимальные) пространственных габаритов зданий, строений и сооружений;

высота застройки по красной линии;

процент застроенности участка по красной линии;

максимальная глубина застройки;

минимальная высота типового этажа;

максимальный угол наклонной плоскости пространственных габаритов объекта капитального строительства;

минимальный отступ верхних этажей от линии застройки;

максимальный выступ консольных элементов фасада;

максимальный процент плоскости выступающих элементов фасада;

минимальная высота первых этажей зданий;

минимальный процент остекления фасада первых этажей зданий;

минимальный шаг входов в многоквартирные жилые дома и объекты предпринимательской деятельности, объекты административного, делового, финансового назначения, иные объекты, связанные с обеспечением жизнедеятельности граждан;

спектр цветовых решений фасадов зданий, строений и сооружений.

Согласно Стандарту, ОПР регулирует требования к объемно-пространственным характеристикам и функциональному использованию застройки и земельных участков, на которых она расположена. Регулируемые параметры включают предельные параметры застройки и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. При этом предельные параметры застройки делятся на четыре группы: параметры земельных участков, параметры пространственного конверта застройки, параметры уличного фронта и архитектурные параметры фасадов.

Неувязочка вышла?

Видимо, авторы закона полагают, что параметры, исключенные из перечня градостроительных регламентов, устанавливаемых ПЗЗ, должны увязываться с НГП. Однако НГП, которые, устанавливая совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, действительно могут регулировать, например, процент озеленения или процент территории, занимаемой автостоянкой, однако подмена одного другим не кажется равноценной. Вероятно, было бы правильнее все же прописать эти регламенты в общем списке с пометкой, что их необходимо увязать с НГП (сейчас согласно тексту законопроекта с НГП нужно увязывать ВСЕ регламенты, что не совсем корректно, поскольку объемно-пространственных характеристик зданий они касаются в меньшей степени).

Повторимся, законопроект пока не утвержден и все еще может быть изменен.

Москва — впереди планеты всей?

Автор документа, депутат Госдумы Игорь Гончар, утверждает, что изменения коснутся только социальных объектов. Но в законе в явном виде это не указано, привилегии относятся к любым участкам в государственной собственности. А ведь именно государство сегодня становится девелопером номер 1. Так что к чему все это приведет и не окажется ли новый закон ящиком Пандоры — покажет время.

Читайте также: