Что такое объект административного права понятие

Обновлено: 04.07.2024

Административное право – это отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти; это система правил поведения (норм), установленных государством для регулирования общественных отношений в сфере государственного управления, исполнительной власти, административно-правового статуса гражданина и общественных организаций, способов контроля и ответственности в процессе осуществления данной власти. Функционирование данных норм обеспечивается государством.

Таким образом, административное право – это отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в сфере деятельности органов исполнительной власти по поводу реализации их задач и функций, а также внутриорганизационные управленческие отношения, возникающие в остальных органах государства.

Система административного права состоит из административного права внутреннего (деятельность госорганов) и внешнего (отношения между органами госвласти и гражданами); это целостная система тесно связанных между собой отдельных административных норм права, институтов и подотраслей права. Их объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на одни и те же определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и специальных. В целом отрасль создает специфический – административно-правовой – режим регулирования, строящийся на обязывании как способе правового регулирования.

Система административного права как отрасли права включает в себя:

– общую часть – нормы, охватывающие управление в целом: предмет; формы и методы; субъекты административного права; ответственность по административному праву; административный процесс;

– особенную часть – состоящую из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти: экономическая сфера; социально-культурная сфера; административно-политическая сфера.

В общую часть входят пять групп подотраслей – регулирующих:

1) административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права);

2) основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);

3) административно-правовой статус негосударственных организаций;

4) законность деятельности исполнительной власти;

5) принуждение по административному праву.

Особенная часть административного права включает четыре подотрасли, объединяющие нормы – регулирующие:

1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность;

2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации;

3) ее социально-культурную деятельность;

4) деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных связей с другими странами (внешних связей).

Административное право – одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений; это самая массивная отрасль права. Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация.

Вокруг административного права группируются финансовое, земельное, экологическое право, то есть оно стоит во главе целой семьи отраслей, многие нормы которых тоже закрепляют управленческие отношения и в которых широко используется административно-правовой метод регулирования.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, предмет, метод, система и принципы аграрного права

ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, предмет, метод, система и принципы аграрного права 1. Понятие и предмет аграрного права Российское право представляет собой систему, состоящую из отраслей права.Отрасли права, в свою очередь, состоят из норм, объединяемых в институты.Аграрное

80. Уголовное право: понятие, предмет, метод, задачи, система

80. Уголовное право: понятие, предмет, метод, задачи, система Уголовное право представляет собой систему норм, которые установлены законодательством и эти нормы определяют наиболее опасные для строя, который существует на данный момент деяния, а также условия назначения

1.2. Понятие гражданского процессуального права. Предмет, метод и система

1.2. Понятие гражданского процессуального права. Предмет, метод и система Гражданское процессуальное право является отраслью права российской правовой системы. Данная отрасль права представляет собой систему правовых норм регламентирующих порядок рассмотрения и

§ 3 Понятие, предмет и система гражданского процессуального права

1. Понятие, предмет и система гражданского процессуального права

1. Понятие, предмет и система гражданского процессуального права Гражданское процессуальное право представляет собой совокупность и систему правовых норм, предметом регулирования которой являются общественные отношения в сфере осуществления правосудия в гражданских

Понятие, предмет и система норм особенной части уголовного права

Понятие, предмет и система норм особенной части уголовного права Уголовное право состоит из Общей и Особенной частей. Данное разделение является традиционным, характерным для всех отраслей права не только российского, но и зарубежного, а также международного

1.1. Предмет, метод и система конституционного права России, его место в системе национального права

1.1. Предмет, метод и система конституционного права России, его место в системе национального права Основные, определяющие критерии любой отрасли права — самостоятельный предмет и специфический метод правового регулирования. Предмет любой отрасли права составляют

Каковы понятие, предмет, метод и система гражданского процессуального права?

Тема 2. Предмет административного права (области отношений административно-правового регулирования)

Тема 2. Предмет административного права (области отношений административно-правового регулирования) 1. Предмет, область, сфера административно-правового регулирования (взаимосвязь и соотношение) Предмет административного права, как и любой другой отрасли, — это круг

Тема 4. Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины

Тема 4. Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины 1. Основания и виды систематизации норм административного права Административное право, как и любая другая отрасль, имеет свою систему, которая указывает, как, каким образом

Предмет и метод административного права

Предмет и метод административного права Административное право – самостоятельная отрасль правовой системы России, которая опутывает человека с момента его рождения (необходимо зарегистрировать) вплоть до его смерти (снова необходимо

Система материального административного права

Система материального административного права Система материального административного права делится на общую (включает нормы, охватывающие управление в целом) и особенную (состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной

Административное право – это отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти; это система правил поведения (норм), установленных государством для регулирования общественных отношений в сфере государственного управления, исполнительной власти, административно-правового статуса гражданина и общественных организаций, способов контроля и ответственности в процессе осуществления данной власти. Функционирование данных норм обеспечивается государством.

Таким образом, административное право – это отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в сфере деятельности органов исполнительной власти по поводу реализации их задач и функций, а также внутриорганизационные управленческие отношения, возникающие в остальных органах государства.

Система административного права состоит из административного права внутреннего (деятельность госорганов) и внешнего (отношения между органами госвласти и гражданами); это целостная система тесно связанных между собой отдельных административных норм права, институтов и подотраслей права. Их объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на одни и те же определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и специальных. В целом отрасль создает специфический – административно-правовой – режим регулирования, строящийся на обязывании как способе правового регулирования.

Система административного права как отрасли права включает в себя:

– общую часть – нормы, охватывающие управление в целом: предмет; формы и методы; субъекты административного права; ответственность по административному праву; административный процесс;

– особенную часть – состоящую из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти: экономическая сфера; социально-культурная сфера; административно-политическая сфера.

В общую часть входят пять групп подотраслей – регулирующих:

1) административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права);

2) основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);

3) административно-правовой статус негосударственных организаций;

4) законность деятельности исполнительной власти;

5) принуждение по административному праву.

Особенная часть административного права включает четыре подотрасли, объединяющие нормы – регулирующие:

1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность;

2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации;

3) ее социально-культурную деятельность;

4) деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных связей с другими странами (внешних связей).

Административное право – одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений; это самая массивная отрасль права. Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация.

Вокруг административного права группируются финансовое, земельное, экологическое право, то есть оно стоит во главе целой семьи отраслей, многие нормы которых тоже закрепляют управленческие отношения и в которых широко используется административно-правовой метод регулирования.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, предмет, метод, система и принципы аграрного права

ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, предмет, метод, система и принципы аграрного права 1. Понятие и предмет аграрного права Российское право представляет собой систему, состоящую из отраслей права.Отрасли права, в свою очередь, состоят из норм, объединяемых в институты.Аграрное

80. Уголовное право: понятие, предмет, метод, задачи, система

80. Уголовное право: понятие, предмет, метод, задачи, система Уголовное право представляет собой систему норм, которые установлены законодательством и эти нормы определяют наиболее опасные для строя, который существует на данный момент деяния, а также условия назначения

1.2. Понятие гражданского процессуального права. Предмет, метод и система

1.2. Понятие гражданского процессуального права. Предмет, метод и система Гражданское процессуальное право является отраслью права российской правовой системы. Данная отрасль права представляет собой систему правовых норм регламентирующих порядок рассмотрения и

§ 3 Понятие, предмет и система гражданского процессуального права

1. Понятие, предмет и система гражданского процессуального права

1. Понятие, предмет и система гражданского процессуального права Гражданское процессуальное право представляет собой совокупность и систему правовых норм, предметом регулирования которой являются общественные отношения в сфере осуществления правосудия в гражданских

Понятие, предмет и система норм особенной части уголовного права

Понятие, предмет и система норм особенной части уголовного права Уголовное право состоит из Общей и Особенной частей. Данное разделение является традиционным, характерным для всех отраслей права не только российского, но и зарубежного, а также международного

1.1. Предмет, метод и система конституционного права России, его место в системе национального права

1.1. Предмет, метод и система конституционного права России, его место в системе национального права Основные, определяющие критерии любой отрасли права — самостоятельный предмет и специфический метод правового регулирования. Предмет любой отрасли права составляют

Каковы понятие, предмет, метод и система гражданского процессуального права?

Тема 2. Предмет административного права (области отношений административно-правового регулирования)

Тема 2. Предмет административного права (области отношений административно-правового регулирования) 1. Предмет, область, сфера административно-правового регулирования (взаимосвязь и соотношение) Предмет административного права, как и любой другой отрасли, — это круг

Тема 4. Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины

Тема 4. Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины 1. Основания и виды систематизации норм административного права Административное право, как и любая другая отрасль, имеет свою систему, которая указывает, как, каким образом

Предмет и метод административного права

Предмет и метод административного права Административное право – самостоятельная отрасль правовой системы России, которая опутывает человека с момента его рождения (необходимо зарегистрировать) вплоть до его смерти (снова необходимо

Система материального административного права

Система материального административного права Система материального административного права делится на общую (включает нормы, охватывающие управление в целом) и особенную (состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной

Административное право – это особая правовая подсистема, которая вместе с другими отраслями права составляет правовую систему страны. Административное право устанавливает стандарты, обязанности и полномочия, выполнение которых подлежит контролю со стороны органов государственного управления.

Административное право является отраслью закона, которая регулирует следующие сферы:

  • административную деятельность правительства;
  • организацию управления;
  • деятельность общественных организаций;
  • выполнение административных задач;
  • судебные решения;
  • отношения между государством и его гражданами;
  • функционирование различных административных институтов и их отношения друг с другом;
  • правовую защиту граждан от действий исполнительной власти.

Различные определения административного права значительно различаются. Административное право обозначает организацию, полномочия и обязанности администрации. Также оно часто используется как синоним судебного рассмотрения и судебного пересмотра административных актов.

Административное право вытекает из принципа верховенства права:

  • администрация получает право вмешательства только через закон;
  • закон также ограничивает административные действия.

Административное право и его структура:

  • субъекты (стороны административных отношений);
  • объекты (причина, по которой возникли административные отношения);
  • юридические факты.

Административное право

Предмет административного права

Административное право очень динамично. Оно следует за развитием общественных отношений. Есть подсистемы административного права, которые со временем могут превратиться в независимые юридические дисциплины (налоговое право, экологическое право и т. д.). Сегодня заметен процесс дерегулирования многих правоотношений, которые находились в административном режиме.

В широком понимании, административное право – это система правовых норм, регулирующих организацию управления и общественных услуг, выполняет административную функцию, осуществление административной власти, административной деятельности, то есть предоставляет государственные услуги.

В более узком понимании предмет административного права – это совокупность правовых норм, регулирующих создание, упразднение и взаимоотношения органов, осуществляющих административную власть.

Более узкое понимание происходит из традиционных концепций правительства как государственной власти. Более широкое понимание предмета административного права начинается с современных концепций администрирования как государственной услуги с точки зрения административной деятельности.

Объекты административного права:

  • социальные (народности и нации, социальные слои и классы, профессиональные группы и др.);
  • территориальные (области, районы, города, сёла и др.);
  • общественные (общественно-политические движения, партии, объединения, производственные трудовые коллективы и др.).

Источники права

Набор источников административного права отличается от набора источников других отраслей права. Административное право регулируется многочисленными и разнообразными актами, исходящими от самой администрации, такими как законы или постановления. Существуют и акты местного права, которые в других отраслях играют меньшую роль или даже не относятся к источникам права.

К источникам права относятся:

  • Конституция;
  • нормы и принципы международного права, которые являются общепризнанными;
  • международные договоры;
  • местные законы (например, уставы субъектов РФ).

Кроме того, существуют определённые источники административного права, такие как акты планирования и технические стандарты.

В первую группу входят вопросы бюджета, территориального планирования или стратегического развития.

Вторая группа включает нормы, которые на самом деле не являются правовыми нормами, но стали обязательными в результате международного экономического сотрудничества.

Характеристики административного права

Характеристики административного права

Одной из характерных черт норм административного права является возможность применения государственного принуждения для их исполнения.

Нормы, относящиеся к одной отрасли права, через определённые правовые институты становятся частью других отраслей права. Это, безусловно, приводит к трудностям в различении взаимоотношений разных отраслей права, а также к трудностям в выявлении основных черт каждой отрасли права. В этом отношении административное право является частью общей правовой системы страны.

Административное право регулируется следующими политическими институтами:

  • министерствами;
  • административными органами в министерствах (администрациями, инспекциями, дирекциями);
  • специальными организациями (секретариатами, институтами, государственными учреждениями, центрами);
  • государственными службами (государственными учреждениями, общественными организациями).

Осуществляя свою деятельность, администрация принимает административные правила (общие и обязательные правила для неопределённого числа лиц) и административные акты (посредством которых администрация устанавливает специальные правила для конкретного случая и конкретного лица). Также администрация заключает административные контракты и выполняет административные действия, посредством которых предоставляются общественные услуги (ведение учёта, выдача справок и др.).

Контроль над осуществлением административного права

Контроль над исполнением административного права может быть:

  • политическим – парламентом, правительством, политическими партиями и общественными организациями;
  • юридическим – административным контролем администрации, судебным контролем администрации и особым контролем администрации со стороны прокуратуры и др.

В компетенцию административного органа входит, среди прочего, ведение учёта личного статуса граждан. Эти записи служат как для получения знаний об определённых данных, относящихся к конкретным правовым ситуациям, так и в качестве предварительного условия для выдачи гражданам документов (например, сертификатов, паспортов), на основании которых они могут осуществлять свои права и интересы.

Официальные записи могут храниться в регистрах (например, рождения, браки, смерти), различных записях органов внутренних дел (например, удостоверения личности, проездные документы, водительские удостоверения), а также в записях органов опеки и попечительства. В сфере внутренних дел существуют особо важные вопросы, связанные с проживанием и пребыванием, а также гражданством людей.

История административного права

Историческое развитие административного права

Развитие писаных и обычных правовых норм происходило в различных частях мира вместе с развитием государства.

Восточные деспотии, такие как Древний Египет, характеризуются сильной централизацией, воплощённой в законодательной, административной, судебной и военной власти правителя. Древневосточные правители имели в своём распоряжении громоздкий, строго иерархический, централизованный и бюрократический аппарат. В то же время, в Древнем Риме, где административная система была выборной, она была более децентрализованной.

В средние века, в период феодализма, наблюдались тенденции к усилению центральной власти после противостояний между правителями и феодалами. Наблюдалось влияние римского опыта на Византию в сторону попыток осуществить децентрализацию административного аппарата. Появляются и первые формы местного самоуправления.

В эпоху Нового времени, при абсолютной монархии, происходит изменение управляющей роли центральных государственных органов. Центральное правительство контролирует региональные исполнительные органы, которые создаются вместо прежних аристократических властей в провинциях. Выделяются самые важные государственные дела – военные, полицейские и финансовые.

В эпоху просвещённого абсолютизма в администрации произошли преобразования, которые оставили свой след и по сей день. Начинается дифференциация министерств (иностранных дел, войны, юстиции, внутренних дел, финансов и др.), которые приобретают публично-правовой характер. Министерская функция приобрела характер публичного права до конца XVII в. с преобразованием феодальной абсолютной монархии. После гражданских революций появляются правовые нормы управления.

Истоки административного права относятся к концу XVIII в. Они связаны, с одной стороны, с Французской революцией (1789-1799 гг.), сделавшей подданных гражданами. А с другой стороны, они связаны с развитием публичного права в странах просвещённого абсолютизма. Эти государства скрупулёзно регулировали общественную жизнь.

В период появления либеральных государств положения административного права в первую очередь определяли рамки функционирования государственного управления.

Регулятивные средства административного права

Регулятивные средства административного права:

  • предписание – указание об обязательном совершении определённых действий;
  • запрет – юридическое поручение по воздержанию от совершения конкретных действий;
  • разрешение – уполномочивание выполнять некоторые действия или не совершать их по собственному желанию.

Защита от административных актов и административной юрисдикции

Согласно классической точке зрения, можно выделить три основных типа административной юрисдикции:

  • правовые системы с собственной административной юрисдикцией;
  • правовые системы с судебной системой, специализирующейся на административных процессах в рамках обычной юрисдикции;
  • правовые системы, в которых административные споры разрешаются в обычных судах, но есть несколько специальных судов (например, по налогам).

Правовые институты

Правовые институты – это юридико-логические конструкции, которые представляют собой систематизированное целое правоотношений и правовых норм. Основными институтами административного права являются:

  • административное дело;
  • административная процедура;
  • административный акт;
  • административное действие;
  • административный надзор;
  • административный спор.

Административное дело

Административное дело

Административное дело – это правовая ситуация, в которой решаются права или обязательства, законные интересы человека в конкретном случае.

Для административного дела важно, чтобы оно решалось в индивидуальном порядке. Это принятие решения может осуществляться двумя разными способами:

  • принятие решения о признании прав;
  • принятие решения об установлении обязательства для гражданина.

Административные процедуры

Административная процедура – это процедура принятия административных актов. Административная процедура может быть инициирована двумя способами:

  • по желанию клиента при исполнении служебных обязанностей;
  • в зависимости от того, идёт ли речь о признании прав или определении обязательств.

Административная процедура проводится с целью реализации и защиты как общественных, так и индивидуальных интересов в рамках исполнения и в рамках объективного закона. Административная процедура всегда имеет односторонний характер.

Административные действия

  • документирование;
  • общение;
  • получение заявлений;
  • принудительные действия.

Административные акты

Административные акты – это основной вид индивидуальных правовых актов, издаваемых руководством при осуществлении административной деятельности. Основными особенностями административного акта являются:

  • конкретность;
  • авторитетность;
  • односторонность;
  • юридическая сила;
  • законность;
  • совершенство.

Административный надзор

Административный надзор

Административный надзор – это вид контроля, осуществляемый администрацией в отношении применения закона гражданами и организациями. Административный надзор включает:

  • надзор за законностью работы компаний, учреждений и других организаций, если это предусмотрено законом;
  • надзор за законностью действий компаний, учреждений и других организаций, когда они затрагивают права, обязанности и законные интересы граждан и других юридических лиц на основании закона;
  • инспекционный надзор.

Административный спор

Административный спор – это особая форма судебного контроля за законностью административного акта. Это вид судебной процедуры, в которой оценивается законность действий участников.

Посредством административного спора государственные органы, компании и другие организации, осуществляющие государственные полномочия, принимают решения о правах или обязанностях физических, юридических лиц или других сторон в отдельных административных делах.

Предметом административного спора является законность административного акта. Существуют разные подразделения и типы административных споров, возникающие из-за разных критериев, используемых для классификации:

  • объективные и субъективные административные споры;
  • споры ограниченной и полной юрисдикции.

Сравнительное административное право

Сравнительное правоведение – это отрасль права, которая занимается сбором, переводом и изучением данных о состоянии законодательства, юридической науки и практики в других странах, анализируя важные вопросы международного и сравнительного права.

Согласно обычной классификации правовых систем, выделяются три большие группы права:

  • европейско-континентальная;
  • англосаксонская;
  • шариатская.

Административное право определялось по-разному в процессе развития общества. Согласно традиционной концепции, административное право – это осуществление административной власти. Современное понимание административного права заключается в его понимании как системы социального регулирования.

Континентальная и англосаксонская правовая система

Европейско-континентальная правовая система

Европейско-континентальная система административного права восходит к традиции римского права. Выделяются французская и немецкая системы, оказавшие большое влияние на другие страны.

Французская система исходит из идеи существования специальных административных правовых норм и специальных административных судов, обеспечивающих судебную защиту. Основой для развития административного права был государственный совет.

Согласно немецкой системе, целью администрации является не исполнение закона, а управление делами государства. При этом деятельность администрации не должна регулироваться особым административным режимом закона.

Англосаксонская правовая система

Англосаксонская система основана на английском обычном праве и специальных судебных решениях. Эта система характерна для Великобритании и США.

Долгое время считалось, что в Великобритании нет административного права как особой отрасли права, поскольку судебная защита предоставлялась гражданам в соответствии с общими принципами. Однако, согласно современным представлениям, оно включает в себя широкий спектр полномочий, связанных с центральными органами власти, местными органами власти и государственными службами.

Социалистическая правовая система

Социалистическая система была основана на идее, что государство обладает монополией на силу и принуждение с целью реализации правящих интересов, а административное право было формализованным выражением воли правящего класса.

Эта доктрина оказала большое влияние на бывшие социалистические страны. Современная социалистическая доктрина рассматривает административное право как набор норм, регулирующих организацию, осуществление и контроль административной власти, в которых авторитарные отношения заменяются отношениями координации.

Помимо вышеперечисленного, существуют особые системы, содержащие элементы как европейско-континентального, так и англосаксонского права (например, правовая система Канады, Японии), а также специфические системы стран Дальнего Востока, Африки и др.

Административное правонарушение

Административное правонарушение

Административное правонарушение – это противозаконное действие или опасное бездействие, за что согласно закону следует административная ответственность.

Сутью административного правонарушения является покушение на общественный установленный порядок, государственные нормы, собственность, права и свободы граждан, которые находятся под государственной защитой. Административные правонарушения не наносят заметного и существенного вреда для всего общества.

В зависимости от степени вреда, некоторые деяния граждан (например, похищение имущества, нарушения авторских прав) могут признаваться государственными властями либо правонарушением, либо преступлением.

Административные проступки – это правонарушения, которые негативно сказываются на общественном порядке и не связаны с осуществлением служебных или трудовых обязанностей.

Административное право представляет собой сложную самостоятельную отрасль права. Это обусловлено специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами. Будучи неотъемлемой частью системы российского права, административное право соотносится с ней как часть и целое и тесно связано с другими отраслями российского права.

Разграничение между различными отраслями проводится в основном по предмету правового регулирования.

Предмет отрасли права составляет круг общественных отношений, отличающихся принципиальной однородностью и регулируемых данной отраслью. Для понимания сущности и особенностей любой отрасли права важно понимание сферы общественных отношений, которая регулируется этой отраслью права.

Для административного права сфера общественных отношений, составляющих ее предмет, в юридической науке обозначалась латинским термином administratio (управление). В связи с этим административное право в юридической литературе называют управленческим правом. Его нормы соответственно регулируют общественные отношения управленческого характера.

В теории административного права отмечается, что административное право - это управленческое право.

Назначение административного права - регулирование особой группы общественных отношений, специфика которых заключается прежде всего в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере реализации исполнительной власти, государственного управления всем комплексом экономической, социально-культурной и административно-политической деятельности.

С учетом изложенного административное право может быть определено как система юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере осуществления исполнительной власти (государственного управления).

Предмет административного права:

  • управленческие отношения, имеющие государственное содержание – в сфере исполнительной власти (внешние);
  • внутриорганизационные отношения в органах ветвей власти и иных государственных органах (внутренние).

Эти отношения образуют область государственного управления, в рамках которой субъекты государственного управления и прежде всего органы исполнительной власти реализуют задачи, определенные законодательством РФ в пределах своей компетенции.

При этом необходимо отметить, что в сферу административного права входят управленческие отношения, имеющие государственное содержание . Отсюда видно, что не все общественные отношения, по своей природе являющиеся управленческими, можно отнести к предмету административного права. В частности, отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественные объединения, коммерческие структуры и т.п.), не относятся к предмету административного права, но его нормы оказывают определенное регулирующее воздействие на них в тех случаях, когда это прямо предусматривается действующим законодательством.

Таким образом, что характерно для регулятивной роли административного права и в чем в наибольшей степени проявляются его особенности - это функционирование системы исполнительной власти. Соответственно административное право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и законодательством РФ на субъектов исполнительной власти, действующих в рамках разделения властей. Поэтому административное право отчетливо выражает все особенности, присущие государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или правом управления).

Особенности административного права:

  1. Административное право регулирует общественные отношения, возникающие прежде всего в связи с деятельностью органов исполнительной власти и иных органов, осуществляющих в соответствии с федеральным законом исполнительно-распорядительные полномочия, но не являющихся органами исполнительной власти (например, администрация государственных корпораций, холдингов и концернов, органы военного управления).
  2. Административное право регулирует такие общественные отношения, в рамках которых в принципе исключено юридическое равенство их участников. Объясняется это тем, что в них непременно участвует субъект исполнительной власти, способный в силу предоставленных ему юридически властных полномочий подчинять поведение иных участников этих отношений своим односторонним волеизъявлениям.
  3. Отношения, регулируемые административным правом, обусловлены исполнительно-распорядительной деятельностью субъектов государственного управления. Исполнительной эта деятельность является потому, что направлена на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. Распорядительной эта деятельность является, поскольку в процессе управления его субъекты обладают государственно-властными распорядительными полномочиями, правом действовать от имени государства, принимать обязательные к исполнению акты, применять меры государственного принуждения, т.е. осуществлять распорядительные полномочия.

Виды управленческих отношений:

1. В зависимости от субъектов управленческих отношений:

  • определяемые подчиненностью одних звеньев аппарата управления другим;
  • не связанные отношениями подчиненности (например, между двумя министерствами РФ);
  • между субъектами государственного управления и подведомственными, а также и не подведомственными им предприятиями, учреждениями и организациями;
  • между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;
  • между субъектами государственного управления и общественными объединениями;
  • между субъектами государственного управления и гражданами.

2. В зависимости от содержания управленческих отношений:

  • связанные с осуществлением вышестоящими субъектами государственного управления руководства деятельностью нижестоящих органов, а также подведомственных предприятий, учреждений и организаций;
  • связанные с осуществлением субъектами государственного управления (должностными лицами) функций непосредственного оперативного управления;
  • связанные с осуществлением органами государственного управления государственного регулирования (например, в отношениях с общественными объединениями);
  • связанные с осуществлением органами государственного управления (должностными лицами) деятельности по удовлетворению запросов и нужд граждан, охране их прав в сфере государственного управления.

3. В зависимости от направления административной деятельности:

  • подготовки и принятия управленческих решений различного рода, прежде всего правовых актов управления;
  • повседневной деятельности исполнительно-распорядительного характера, т.е. с исполнением принятых решений, а также законов и подзаконных актов;
  • контроля и надзора за исполнением решений (актов), за оперативной деятельностью подчиненных или подконтрольных объектов;
  • юрисдикционной деятельности органов государственного управления.

4. В зависимости от объема административной деятельности:

  • общего управления (руководство комплексом отраслей государственного управления);
  • специального управления (руководство по отдельным вопросам межотраслевого характера);
  • отраслевого управления (руководство отдельной отраслью государственного управления).

5. В зависимости от области административной деятельности:

  • в экономике;
  • в социально-культурном строительстве;
  • в административно-политической деятельности.

В современных условиях управленческие отношения в административно-правовом аспекте могут быть классифицированы также с учетом государственного устройства России:

  • между органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Федерации, т.е. республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения;
  • между органами исполнительной власти одноуровневых субъектов Федерации (например, между правительствами двух республик, администрациями двух областей и т.п.);
  • между органами исполнительной власти разноуровневых субъектов Федерации (например, между администрациями края и автономного округа).

Также следует выделить управленческие отношения, которые возможны между различными звеньями системы исполнительной власти, с одной стороны, и исполнительными органами (администрацией) системы местного самоуправления - с другой. В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Тем не менее эти органы действуют не изолированно от администрации республик, краев и областей, в состав которых они входят. Подобного рода управленческие отношения регламентируются нормами административного права.

Из всего изложенного можно сделать вывод, что условиями отнесения общественных отношений к управленческим, т.е. составляющим предмет административного права, являются:

  1. наличие в них, как правило, соответствующего субъекта государственного управления или его представителя;
  2. связь с осуществлением исполнительной власти.

Государственное управление и исполнительная власть

Подход к рассмотрению государственного управления как юридической категории определяется тем, что в рамках этого подхода государственное управление рассматривается с позиций наук теории государства и права, конституционного и административного права в неразрывной связи с осуществлением функций государства и понимается как один из видов государственной деятельности по их реализации.

В теории государства и права под функциями государства понимаются основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение.

В теории государства и права рассматриваются и основания (критерии) классификации функций государства. При этом в качестве наиболее общих критериев отграничения одной функции от другой рассматриваются:

  • особенности объекта государственной деятельности, своеобразие тех общественных отношений, в которых функции государства реализуются;
  • обусловленная последними специфика содержания каждой функции, т.е. однородных видов государственной деятельности.

Внешние функции:

  1. обороны страны;
  2. сотрудничества и укрепления связей с другими государствами;
  3. экологическая.

Внутренние функции:

  1. экономическая;
  2. социальная;
  3. развития культуры, науки и образования; налогообложения;
  4. обеспечения безопасности государства;
  5. обеспечения общественной безопасности и общественного порядка;
  6. экологическая и ряд других.

В юридической науке деятельность государства по реализации своих функций рассматривается на основе разделения форм государственной деятельности, и в демократическом государстве соответственно на основе разделения властей, осуществляющих эти формы деятельности.

В качестве основных форм осуществления деятельности государства выделяются:

  1. законодательная;
  2. исполнительная (управленческая);
  3. судебная.

Управленческая, исполнительная деятельность (государственное управление) представляет собой основанную на законах реализацию исполнительными органами государственной власти (исполнительно-распорядительных функций) в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, обеспечения безопасности государства и охраны общественного порядка, обороны страны и т.д.

Государственное управление осуществляется прежде всего органами исполнительной власти и проявляется в разнообразных формах:

  • издание подзаконных НПА;
  • исполнение законодательных и иных нормативных правовых актов (в т.ч. осуществление принудительных действий, применение в определенных случаях физической силы и оружия);
  • наложение административных наказаний на лиц за совершение административных правонарушений.

Метод административного права

Наряду с предметом административного права важнейшим критерием отграничения этой отрасли права является метод правового регулирования.

Метод правового регулирования - определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения. Следовательно, если предмет позволяет определить сферу правового регулирования, то метод - средства этого регулирования.

Необходимо отметить, что любая отрасль российского права использует в качестве средств правового регулирования следующие три юридические возможности:

  • предписание;
  • запрет;
  • дозволение.

Предписания - возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Запреты - фактически те же предписания, но иного характера, а именно: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволения - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Специфика метода регулирования административного права определяется сущностью государственного управления как юридически-властной деятельности. Если, например, для гражданского права характерно равенство сторон имущественных отношений, то в отношениях, регулируемых административным правом, налицо неравенство сторон. Сущность этого неравенства заключается в том, что в управленческих отношениях всегда есть субъект и объект управления; объект управления подчинен субъекту управления. Соответственно весьма ограничена возможность договорных методов регулирования отношений между ними. Административно-правовому регулированию свойствен метод юридического властвования, или властных предписаний, исходящих от правомочного субъекта управления. Эти предписания носят односторонний характер, в них выражается воля субъекта управления.

На данной основе представляется возможным выделить особенности административно-правового метода регулирования общественных отношений , вытекающие из сущности государственно-управленческой деятельности и предмета административного права:

  1. для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны правовые средства распорядительного типа, т.е. предписания (включая запреты);
  2. административно-правовое регулирование и его механизм - это форма юридического опосредования отношений, в рамках которой одна сторона выступает в роли управляющего (субъект управления), а другая - управляемого (объект управления);
  3. метод административно-правового регулирования предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения;
  4. в конкретных управленческих отношениях, регулируемых административным правом, наиболее типичное выражение находит следующая взаимосвязь между управляющими и управляемыми: либо у управляющей стороны есть такие юридически властные полномочия, каковыми не обладает управляемая сторона (например, гражданин), либо объем таких полномочий у управляющей стороны больше, чем у управляемой (например у нижестоящего органа исполнительной власти);
  5. возможные отношения равенства участников регулируемых управленческих отношений также предписываются административно-правовыми нормами (например, в виде административного договора, соглашения, взаимодействия между органами исполнительной власти, находящихся на одном иерархическом уровне).

В связи с этим в административном праве основным является метод императивного регулирования , который базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. Характерными чертами данного метода являются:

  • исполнительская дисциплина;
  • властный приказ;
  • подчиненность одних субъектов другим;
  • обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев государственного управления для нижестоящих.

Императивный метод правового регулирования, применяемый в административном праве, коренным образом отличается от диспозитивного метода правового регулирования, применяемого, в частности, в гражданском праве, который построен на равенстве прав и обязанностей сторон в общественных отношениях и координации их интересов и целей. Так, субъекты гражданского права во многих случаях сами выбирают, с кем и когда вступать в отношения, заключать договоры, определяют взаимные права и обязанности. При возникновении споров между участниками гражданско-правовых отношений они вправе обратиться в независимый орган - суд.

Властность и односторонность как наиболее существенные признаки метода административно-правового регулирования не исключают использования в необходимых случаях дозволительных средств , в результате которых могут возникать управленческие отношения равенства участников регулируемых управленческих отношений, т.е. их волеизъявлений. Но использование дозволений также предписывается административно-правовыми нормами (например, в виде административного договора, соглашения, взаимодействия между органами исполнительной власти, находящихся на одном иерархическом уровне).

Читайте также: