Что такое объект административного права понятие
Обновлено: 04.07.2024
Административное право – это отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти; это система правил поведения (норм), установленных государством для регулирования общественных отношений в сфере государственного управления, исполнительной власти, административно-правового статуса гражданина и общественных организаций, способов контроля и ответственности в процессе осуществления данной власти. Функционирование данных норм обеспечивается государством.
Таким образом, административное право – это отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в сфере деятельности органов исполнительной власти по поводу реализации их задач и функций, а также внутриорганизационные управленческие отношения, возникающие в остальных органах государства.
Система административного права состоит из административного права внутреннего (деятельность госорганов) и внешнего (отношения между органами госвласти и гражданами); это целостная система тесно связанных между собой отдельных административных норм права, институтов и подотраслей права. Их объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на одни и те же определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и специальных. В целом отрасль создает специфический – административно-правовой – режим регулирования, строящийся на обязывании как способе правового регулирования.
Система административного права как отрасли права включает в себя:
– общую часть – нормы, охватывающие управление в целом: предмет; формы и методы; субъекты административного права; ответственность по административному праву; административный процесс;
– особенную часть – состоящую из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти: экономическая сфера; социально-культурная сфера; административно-политическая сфера.
В общую часть входят пять групп подотраслей – регулирующих:
1) административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права);
2) основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);
3) административно-правовой статус негосударственных организаций;
4) законность деятельности исполнительной власти;
5) принуждение по административному праву.
Особенная часть административного права включает четыре подотрасли, объединяющие нормы – регулирующие:
1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность;
2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации;
3) ее социально-культурную деятельность;
4) деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных связей с другими странами (внешних связей).
Административное право – одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений; это самая массивная отрасль права. Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация.
Вокруг административного права группируются финансовое, земельное, экологическое право, то есть оно стоит во главе целой семьи отраслей, многие нормы которых тоже закрепляют управленческие отношения и в которых широко используется административно-правовой метод регулирования.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, предмет, метод, система и принципы аграрного права
ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, предмет, метод, система и принципы аграрного права 1. Понятие и предмет аграрного права Российское право представляет собой систему, состоящую из отраслей права.Отрасли права, в свою очередь, состоят из норм, объединяемых в институты.Аграрное
80. Уголовное право: понятие, предмет, метод, задачи, система
80. Уголовное право: понятие, предмет, метод, задачи, система Уголовное право представляет собой систему норм, которые установлены законодательством и эти нормы определяют наиболее опасные для строя, который существует на данный момент деяния, а также условия назначения
1.2. Понятие гражданского процессуального права. Предмет, метод и система
1.2. Понятие гражданского процессуального права. Предмет, метод и система Гражданское процессуальное право является отраслью права российской правовой системы. Данная отрасль права представляет собой систему правовых норм регламентирующих порядок рассмотрения и
§ 3 Понятие, предмет и система гражданского процессуального права
1. Понятие, предмет и система гражданского процессуального права
1. Понятие, предмет и система гражданского процессуального права Гражданское процессуальное право представляет собой совокупность и систему правовых норм, предметом регулирования которой являются общественные отношения в сфере осуществления правосудия в гражданских
Понятие, предмет и система норм особенной части уголовного права
Понятие, предмет и система норм особенной части уголовного права Уголовное право состоит из Общей и Особенной частей. Данное разделение является традиционным, характерным для всех отраслей права не только российского, но и зарубежного, а также международного
1.1. Предмет, метод и система конституционного права России, его место в системе национального права
1.1. Предмет, метод и система конституционного права России, его место в системе национального права Основные, определяющие критерии любой отрасли права — самостоятельный предмет и специфический метод правового регулирования. Предмет любой отрасли права составляют
Каковы понятие, предмет, метод и система гражданского процессуального права?
Тема 2. Предмет административного права (области отношений административно-правового регулирования)
Тема 2. Предмет административного права (области отношений административно-правового регулирования) 1. Предмет, область, сфера административно-правового регулирования (взаимосвязь и соотношение) Предмет административного права, как и любой другой отрасли, — это круг
Тема 4. Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины
Тема 4. Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины 1. Основания и виды систематизации норм административного права Административное право, как и любая другая отрасль, имеет свою систему, которая указывает, как, каким образом
Предмет и метод административного права
Предмет и метод административного права Административное право – самостоятельная отрасль правовой системы России, которая опутывает человека с момента его рождения (необходимо зарегистрировать) вплоть до его смерти (снова необходимо
Система материального административного права
Система материального административного права Система материального административного права делится на общую (включает нормы, охватывающие управление в целом) и особенную (состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной
Административное право – это отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти; это система правил поведения (норм), установленных государством для регулирования общественных отношений в сфере государственного управления, исполнительной власти, административно-правового статуса гражданина и общественных организаций, способов контроля и ответственности в процессе осуществления данной власти. Функционирование данных норм обеспечивается государством.
Таким образом, административное право – это отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в сфере деятельности органов исполнительной власти по поводу реализации их задач и функций, а также внутриорганизационные управленческие отношения, возникающие в остальных органах государства.
Система административного права состоит из административного права внутреннего (деятельность госорганов) и внешнего (отношения между органами госвласти и гражданами); это целостная система тесно связанных между собой отдельных административных норм права, институтов и подотраслей права. Их объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на одни и те же определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и специальных. В целом отрасль создает специфический – административно-правовой – режим регулирования, строящийся на обязывании как способе правового регулирования.
Система административного права как отрасли права включает в себя:
– общую часть – нормы, охватывающие управление в целом: предмет; формы и методы; субъекты административного права; ответственность по административному праву; административный процесс;
– особенную часть – состоящую из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти: экономическая сфера; социально-культурная сфера; административно-политическая сфера.
В общую часть входят пять групп подотраслей – регулирующих:
1) административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права);
2) основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);
3) административно-правовой статус негосударственных организаций;
4) законность деятельности исполнительной власти;
5) принуждение по административному праву.
Особенная часть административного права включает четыре подотрасли, объединяющие нормы – регулирующие:
1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность;
2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации;
3) ее социально-культурную деятельность;
4) деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных связей с другими странами (внешних связей).
Административное право – одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений; это самая массивная отрасль права. Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация.
Вокруг административного права группируются финансовое, земельное, экологическое право, то есть оно стоит во главе целой семьи отраслей, многие нормы которых тоже закрепляют управленческие отношения и в которых широко используется административно-правовой метод регулирования.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, предмет, метод, система и принципы аграрного права
ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, предмет, метод, система и принципы аграрного права 1. Понятие и предмет аграрного права Российское право представляет собой систему, состоящую из отраслей права.Отрасли права, в свою очередь, состоят из норм, объединяемых в институты.Аграрное
80. Уголовное право: понятие, предмет, метод, задачи, система
80. Уголовное право: понятие, предмет, метод, задачи, система Уголовное право представляет собой систему норм, которые установлены законодательством и эти нормы определяют наиболее опасные для строя, который существует на данный момент деяния, а также условия назначения
1.2. Понятие гражданского процессуального права. Предмет, метод и система
1.2. Понятие гражданского процессуального права. Предмет, метод и система Гражданское процессуальное право является отраслью права российской правовой системы. Данная отрасль права представляет собой систему правовых норм регламентирующих порядок рассмотрения и
§ 3 Понятие, предмет и система гражданского процессуального права
1. Понятие, предмет и система гражданского процессуального права
1. Понятие, предмет и система гражданского процессуального права Гражданское процессуальное право представляет собой совокупность и систему правовых норм, предметом регулирования которой являются общественные отношения в сфере осуществления правосудия в гражданских
Понятие, предмет и система норм особенной части уголовного права
Понятие, предмет и система норм особенной части уголовного права Уголовное право состоит из Общей и Особенной частей. Данное разделение является традиционным, характерным для всех отраслей права не только российского, но и зарубежного, а также международного
1.1. Предмет, метод и система конституционного права России, его место в системе национального права
1.1. Предмет, метод и система конституционного права России, его место в системе национального права Основные, определяющие критерии любой отрасли права — самостоятельный предмет и специфический метод правового регулирования. Предмет любой отрасли права составляют
Каковы понятие, предмет, метод и система гражданского процессуального права?
Тема 2. Предмет административного права (области отношений административно-правового регулирования)
Тема 2. Предмет административного права (области отношений административно-правового регулирования) 1. Предмет, область, сфера административно-правового регулирования (взаимосвязь и соотношение) Предмет административного права, как и любой другой отрасли, — это круг
Тема 4. Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины
Тема 4. Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины 1. Основания и виды систематизации норм административного права Административное право, как и любая другая отрасль, имеет свою систему, которая указывает, как, каким образом
Предмет и метод административного права
Предмет и метод административного права Административное право – самостоятельная отрасль правовой системы России, которая опутывает человека с момента его рождения (необходимо зарегистрировать) вплоть до его смерти (снова необходимо
Система материального административного права
Система материального административного права Система материального административного права делится на общую (включает нормы, охватывающие управление в целом) и особенную (состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной
Административное право – это особая правовая подсистема, которая вместе с другими отраслями права составляет правовую систему страны. Административное право устанавливает стандарты, обязанности и полномочия, выполнение которых подлежит контролю со стороны органов государственного управления.
Административное право является отраслью закона, которая регулирует следующие сферы:
- административную деятельность правительства;
- организацию управления;
- деятельность общественных организаций;
- выполнение административных задач;
- судебные решения;
- отношения между государством и его гражданами;
- функционирование различных административных институтов и их отношения друг с другом;
- правовую защиту граждан от действий исполнительной власти.
Различные определения административного права значительно различаются. Административное право обозначает организацию, полномочия и обязанности администрации. Также оно часто используется как синоним судебного рассмотрения и судебного пересмотра административных актов.
Административное право вытекает из принципа верховенства права:
- администрация получает право вмешательства только через закон;
- закон также ограничивает административные действия.
Административное право и его структура:
- субъекты (стороны административных отношений);
- объекты (причина, по которой возникли административные отношения);
- юридические факты.
Предмет административного права
Административное право очень динамично. Оно следует за развитием общественных отношений. Есть подсистемы административного права, которые со временем могут превратиться в независимые юридические дисциплины (налоговое право, экологическое право и т. д.). Сегодня заметен процесс дерегулирования многих правоотношений, которые находились в административном режиме.
В широком понимании, административное право – это система правовых норм, регулирующих организацию управления и общественных услуг, выполняет административную функцию, осуществление административной власти, административной деятельности, то есть предоставляет государственные услуги.
В более узком понимании предмет административного права – это совокупность правовых норм, регулирующих создание, упразднение и взаимоотношения органов, осуществляющих административную власть.
Более узкое понимание происходит из традиционных концепций правительства как государственной власти. Более широкое понимание предмета административного права начинается с современных концепций администрирования как государственной услуги с точки зрения административной деятельности.
Объекты административного права:
- социальные (народности и нации, социальные слои и классы, профессиональные группы и др.);
- территориальные (области, районы, города, сёла и др.);
- общественные (общественно-политические движения, партии, объединения, производственные трудовые коллективы и др.).
Источники права
Набор источников административного права отличается от набора источников других отраслей права. Административное право регулируется многочисленными и разнообразными актами, исходящими от самой администрации, такими как законы или постановления. Существуют и акты местного права, которые в других отраслях играют меньшую роль или даже не относятся к источникам права.
К источникам права относятся:
- Конституция;
- нормы и принципы международного права, которые являются общепризнанными;
- международные договоры;
- местные законы (например, уставы субъектов РФ).
Кроме того, существуют определённые источники административного права, такие как акты планирования и технические стандарты.
В первую группу входят вопросы бюджета, территориального планирования или стратегического развития.
Вторая группа включает нормы, которые на самом деле не являются правовыми нормами, но стали обязательными в результате международного экономического сотрудничества.
Характеристики административного права
Одной из характерных черт норм административного права является возможность применения государственного принуждения для их исполнения.
Нормы, относящиеся к одной отрасли права, через определённые правовые институты становятся частью других отраслей права. Это, безусловно, приводит к трудностям в различении взаимоотношений разных отраслей права, а также к трудностям в выявлении основных черт каждой отрасли права. В этом отношении административное право является частью общей правовой системы страны.
Административное право регулируется следующими политическими институтами:
- министерствами;
- административными органами в министерствах (администрациями, инспекциями, дирекциями);
- специальными организациями (секретариатами, институтами, государственными учреждениями, центрами);
- государственными службами (государственными учреждениями, общественными организациями).
Осуществляя свою деятельность, администрация принимает административные правила (общие и обязательные правила для неопределённого числа лиц) и административные акты (посредством которых администрация устанавливает специальные правила для конкретного случая и конкретного лица). Также администрация заключает административные контракты и выполняет административные действия, посредством которых предоставляются общественные услуги (ведение учёта, выдача справок и др.).
Контроль над осуществлением административного права
Контроль над исполнением административного права может быть:
- политическим – парламентом, правительством, политическими партиями и общественными организациями;
- юридическим – административным контролем администрации, судебным контролем администрации и особым контролем администрации со стороны прокуратуры и др.
В компетенцию административного органа входит, среди прочего, ведение учёта личного статуса граждан. Эти записи служат как для получения знаний об определённых данных, относящихся к конкретным правовым ситуациям, так и в качестве предварительного условия для выдачи гражданам документов (например, сертификатов, паспортов), на основании которых они могут осуществлять свои права и интересы.
Официальные записи могут храниться в регистрах (например, рождения, браки, смерти), различных записях органов внутренних дел (например, удостоверения личности, проездные документы, водительские удостоверения), а также в записях органов опеки и попечительства. В сфере внутренних дел существуют особо важные вопросы, связанные с проживанием и пребыванием, а также гражданством людей.
Историческое развитие административного права
Развитие писаных и обычных правовых норм происходило в различных частях мира вместе с развитием государства.
Восточные деспотии, такие как Древний Египет, характеризуются сильной централизацией, воплощённой в законодательной, административной, судебной и военной власти правителя. Древневосточные правители имели в своём распоряжении громоздкий, строго иерархический, централизованный и бюрократический аппарат. В то же время, в Древнем Риме, где административная система была выборной, она была более децентрализованной.
В средние века, в период феодализма, наблюдались тенденции к усилению центральной власти после противостояний между правителями и феодалами. Наблюдалось влияние римского опыта на Византию в сторону попыток осуществить децентрализацию административного аппарата. Появляются и первые формы местного самоуправления.
В эпоху Нового времени, при абсолютной монархии, происходит изменение управляющей роли центральных государственных органов. Центральное правительство контролирует региональные исполнительные органы, которые создаются вместо прежних аристократических властей в провинциях. Выделяются самые важные государственные дела – военные, полицейские и финансовые.
В эпоху просвещённого абсолютизма в администрации произошли преобразования, которые оставили свой след и по сей день. Начинается дифференциация министерств (иностранных дел, войны, юстиции, внутренних дел, финансов и др.), которые приобретают публично-правовой характер. Министерская функция приобрела характер публичного права до конца XVII в. с преобразованием феодальной абсолютной монархии. После гражданских революций появляются правовые нормы управления.
Истоки административного права относятся к концу XVIII в. Они связаны, с одной стороны, с Французской революцией (1789-1799 гг.), сделавшей подданных гражданами. А с другой стороны, они связаны с развитием публичного права в странах просвещённого абсолютизма. Эти государства скрупулёзно регулировали общественную жизнь.
В период появления либеральных государств положения административного права в первую очередь определяли рамки функционирования государственного управления.
Регулятивные средства административного права:
- предписание – указание об обязательном совершении определённых действий;
- запрет – юридическое поручение по воздержанию от совершения конкретных действий;
- разрешение – уполномочивание выполнять некоторые действия или не совершать их по собственному желанию.
Защита от административных актов и административной юрисдикции
Согласно классической точке зрения, можно выделить три основных типа административной юрисдикции:
- правовые системы с собственной административной юрисдикцией;
- правовые системы с судебной системой, специализирующейся на административных процессах в рамках обычной юрисдикции;
- правовые системы, в которых административные споры разрешаются в обычных судах, но есть несколько специальных судов (например, по налогам).
Правовые институты
Правовые институты – это юридико-логические конструкции, которые представляют собой систематизированное целое правоотношений и правовых норм. Основными институтами административного права являются:
- административное дело;
- административная процедура;
- административный акт;
- административное действие;
- административный надзор;
- административный спор.
Административное дело
Административное дело – это правовая ситуация, в которой решаются права или обязательства, законные интересы человека в конкретном случае.
Для административного дела важно, чтобы оно решалось в индивидуальном порядке. Это принятие решения может осуществляться двумя разными способами:
- принятие решения о признании прав;
- принятие решения об установлении обязательства для гражданина.
Административные процедуры
Административная процедура – это процедура принятия административных актов. Административная процедура может быть инициирована двумя способами:
- по желанию клиента при исполнении служебных обязанностей;
- в зависимости от того, идёт ли речь о признании прав или определении обязательств.
Административная процедура проводится с целью реализации и защиты как общественных, так и индивидуальных интересов в рамках исполнения и в рамках объективного закона. Административная процедура всегда имеет односторонний характер.
Административные действия
- документирование;
- общение;
- получение заявлений;
- принудительные действия.
Административные акты
Административные акты – это основной вид индивидуальных правовых актов, издаваемых руководством при осуществлении административной деятельности. Основными особенностями административного акта являются:
- конкретность;
- авторитетность;
- односторонность;
- юридическая сила;
- законность;
- совершенство.
Административный надзор
Административный надзор – это вид контроля, осуществляемый администрацией в отношении применения закона гражданами и организациями. Административный надзор включает:
- надзор за законностью работы компаний, учреждений и других организаций, если это предусмотрено законом;
- надзор за законностью действий компаний, учреждений и других организаций, когда они затрагивают права, обязанности и законные интересы граждан и других юридических лиц на основании закона;
- инспекционный надзор.
Административный спор
Административный спор – это особая форма судебного контроля за законностью административного акта. Это вид судебной процедуры, в которой оценивается законность действий участников.
Посредством административного спора государственные органы, компании и другие организации, осуществляющие государственные полномочия, принимают решения о правах или обязанностях физических, юридических лиц или других сторон в отдельных административных делах.
Предметом административного спора является законность административного акта. Существуют разные подразделения и типы административных споров, возникающие из-за разных критериев, используемых для классификации:
- объективные и субъективные административные споры;
- споры ограниченной и полной юрисдикции.
Сравнительное административное право
Сравнительное правоведение – это отрасль права, которая занимается сбором, переводом и изучением данных о состоянии законодательства, юридической науки и практики в других странах, анализируя важные вопросы международного и сравнительного права.
Согласно обычной классификации правовых систем, выделяются три большие группы права:
- европейско-континентальная;
- англосаксонская;
- шариатская.
Административное право определялось по-разному в процессе развития общества. Согласно традиционной концепции, административное право – это осуществление административной власти. Современное понимание административного права заключается в его понимании как системы социального регулирования.
Европейско-континентальная правовая система
Европейско-континентальная система административного права восходит к традиции римского права. Выделяются французская и немецкая системы, оказавшие большое влияние на другие страны.
Французская система исходит из идеи существования специальных административных правовых норм и специальных административных судов, обеспечивающих судебную защиту. Основой для развития административного права был государственный совет.
Согласно немецкой системе, целью администрации является не исполнение закона, а управление делами государства. При этом деятельность администрации не должна регулироваться особым административным режимом закона.
Англосаксонская правовая система
Англосаксонская система основана на английском обычном праве и специальных судебных решениях. Эта система характерна для Великобритании и США.
Долгое время считалось, что в Великобритании нет административного права как особой отрасли права, поскольку судебная защита предоставлялась гражданам в соответствии с общими принципами. Однако, согласно современным представлениям, оно включает в себя широкий спектр полномочий, связанных с центральными органами власти, местными органами власти и государственными службами.
Социалистическая правовая система
Социалистическая система была основана на идее, что государство обладает монополией на силу и принуждение с целью реализации правящих интересов, а административное право было формализованным выражением воли правящего класса.
Эта доктрина оказала большое влияние на бывшие социалистические страны. Современная социалистическая доктрина рассматривает административное право как набор норм, регулирующих организацию, осуществление и контроль административной власти, в которых авторитарные отношения заменяются отношениями координации.
Помимо вышеперечисленного, существуют особые системы, содержащие элементы как европейско-континентального, так и англосаксонского права (например, правовая система Канады, Японии), а также специфические системы стран Дальнего Востока, Африки и др.
Административное правонарушение
Административное правонарушение – это противозаконное действие или опасное бездействие, за что согласно закону следует административная ответственность.
Сутью административного правонарушения является покушение на общественный установленный порядок, государственные нормы, собственность, права и свободы граждан, которые находятся под государственной защитой. Административные правонарушения не наносят заметного и существенного вреда для всего общества.
В зависимости от степени вреда, некоторые деяния граждан (например, похищение имущества, нарушения авторских прав) могут признаваться государственными властями либо правонарушением, либо преступлением.
Административные проступки – это правонарушения, которые негативно сказываются на общественном порядке и не связаны с осуществлением служебных или трудовых обязанностей.
Административное право представляет собой сложную самостоятельную отрасль права. Это обусловлено специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами. Будучи неотъемлемой частью системы российского права, административное право соотносится с ней как часть и целое и тесно связано с другими отраслями российского права.
Разграничение между различными отраслями проводится в основном по предмету правового регулирования.
Предмет отрасли права составляет круг общественных отношений, отличающихся принципиальной однородностью и регулируемых данной отраслью. Для понимания сущности и особенностей любой отрасли права важно понимание сферы общественных отношений, которая регулируется этой отраслью права.
Для административного права сфера общественных отношений, составляющих ее предмет, в юридической науке обозначалась латинским термином administratio (управление). В связи с этим административное право в юридической литературе называют управленческим правом. Его нормы соответственно регулируют общественные отношения управленческого характера.
В теории административного права отмечается, что административное право - это управленческое право.
Назначение административного права - регулирование особой группы общественных отношений, специфика которых заключается прежде всего в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере реализации исполнительной власти, государственного управления всем комплексом экономической, социально-культурной и административно-политической деятельности.
С учетом изложенного административное право может быть определено как система юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере осуществления исполнительной власти (государственного управления).
Предмет административного права:
- управленческие отношения, имеющие государственное содержание – в сфере исполнительной власти (внешние);
- внутриорганизационные отношения в органах ветвей власти и иных государственных органах (внутренние).
Эти отношения образуют область государственного управления, в рамках которой субъекты государственного управления и прежде всего органы исполнительной власти реализуют задачи, определенные законодательством РФ в пределах своей компетенции.
При этом необходимо отметить, что в сферу административного права входят управленческие отношения, имеющие государственное содержание . Отсюда видно, что не все общественные отношения, по своей природе являющиеся управленческими, можно отнести к предмету административного права. В частности, отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественные объединения, коммерческие структуры и т.п.), не относятся к предмету административного права, но его нормы оказывают определенное регулирующее воздействие на них в тех случаях, когда это прямо предусматривается действующим законодательством.
Таким образом, что характерно для регулятивной роли административного права и в чем в наибольшей степени проявляются его особенности - это функционирование системы исполнительной власти. Соответственно административное право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и законодательством РФ на субъектов исполнительной власти, действующих в рамках разделения властей. Поэтому административное право отчетливо выражает все особенности, присущие государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или правом управления).
Особенности административного права:
- Административное право регулирует общественные отношения, возникающие прежде всего в связи с деятельностью органов исполнительной власти и иных органов, осуществляющих в соответствии с федеральным законом исполнительно-распорядительные полномочия, но не являющихся органами исполнительной власти (например, администрация государственных корпораций, холдингов и концернов, органы военного управления).
- Административное право регулирует такие общественные отношения, в рамках которых в принципе исключено юридическое равенство их участников. Объясняется это тем, что в них непременно участвует субъект исполнительной власти, способный в силу предоставленных ему юридически властных полномочий подчинять поведение иных участников этих отношений своим односторонним волеизъявлениям.
- Отношения, регулируемые административным правом, обусловлены исполнительно-распорядительной деятельностью субъектов государственного управления. Исполнительной эта деятельность является потому, что направлена на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. Распорядительной эта деятельность является, поскольку в процессе управления его субъекты обладают государственно-властными распорядительными полномочиями, правом действовать от имени государства, принимать обязательные к исполнению акты, применять меры государственного принуждения, т.е. осуществлять распорядительные полномочия.
Виды управленческих отношений:
1. В зависимости от субъектов управленческих отношений:
- определяемые подчиненностью одних звеньев аппарата управления другим;
- не связанные отношениями подчиненности (например, между двумя министерствами РФ);
- между субъектами государственного управления и подведомственными, а также и не подведомственными им предприятиями, учреждениями и организациями;
- между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;
- между субъектами государственного управления и общественными объединениями;
- между субъектами государственного управления и гражданами.
2. В зависимости от содержания управленческих отношений:
- связанные с осуществлением вышестоящими субъектами государственного управления руководства деятельностью нижестоящих органов, а также подведомственных предприятий, учреждений и организаций;
- связанные с осуществлением субъектами государственного управления (должностными лицами) функций непосредственного оперативного управления;
- связанные с осуществлением органами государственного управления государственного регулирования (например, в отношениях с общественными объединениями);
- связанные с осуществлением органами государственного управления (должностными лицами) деятельности по удовлетворению запросов и нужд граждан, охране их прав в сфере государственного управления.
3. В зависимости от направления административной деятельности:
- подготовки и принятия управленческих решений различного рода, прежде всего правовых актов управления;
- повседневной деятельности исполнительно-распорядительного характера, т.е. с исполнением принятых решений, а также законов и подзаконных актов;
- контроля и надзора за исполнением решений (актов), за оперативной деятельностью подчиненных или подконтрольных объектов;
- юрисдикционной деятельности органов государственного управления.
4. В зависимости от объема административной деятельности:
- общего управления (руководство комплексом отраслей государственного управления);
- специального управления (руководство по отдельным вопросам межотраслевого характера);
- отраслевого управления (руководство отдельной отраслью государственного управления).
5. В зависимости от области административной деятельности:
- в экономике;
- в социально-культурном строительстве;
- в административно-политической деятельности.
В современных условиях управленческие отношения в административно-правовом аспекте могут быть классифицированы также с учетом государственного устройства России:
- между органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Федерации, т.е. республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения;
- между органами исполнительной власти одноуровневых субъектов Федерации (например, между правительствами двух республик, администрациями двух областей и т.п.);
- между органами исполнительной власти разноуровневых субъектов Федерации (например, между администрациями края и автономного округа).
Также следует выделить управленческие отношения, которые возможны между различными звеньями системы исполнительной власти, с одной стороны, и исполнительными органами (администрацией) системы местного самоуправления - с другой. В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Тем не менее эти органы действуют не изолированно от администрации республик, краев и областей, в состав которых они входят. Подобного рода управленческие отношения регламентируются нормами административного права.
Из всего изложенного можно сделать вывод, что условиями отнесения общественных отношений к управленческим, т.е. составляющим предмет административного права, являются:
- наличие в них, как правило, соответствующего субъекта государственного управления или его представителя;
- связь с осуществлением исполнительной власти.
Государственное управление и исполнительная власть
Подход к рассмотрению государственного управления как юридической категории определяется тем, что в рамках этого подхода государственное управление рассматривается с позиций наук теории государства и права, конституционного и административного права в неразрывной связи с осуществлением функций государства и понимается как один из видов государственной деятельности по их реализации.
В теории государства и права под функциями государства понимаются основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение.
В теории государства и права рассматриваются и основания (критерии) классификации функций государства. При этом в качестве наиболее общих критериев отграничения одной функции от другой рассматриваются:
- особенности объекта государственной деятельности, своеобразие тех общественных отношений, в которых функции государства реализуются;
- обусловленная последними специфика содержания каждой функции, т.е. однородных видов государственной деятельности.
Внешние функции:
- обороны страны;
- сотрудничества и укрепления связей с другими государствами;
- экологическая.
Внутренние функции:
- экономическая;
- социальная;
- развития культуры, науки и образования; налогообложения;
- обеспечения безопасности государства;
- обеспечения общественной безопасности и общественного порядка;
- экологическая и ряд других.
В юридической науке деятельность государства по реализации своих функций рассматривается на основе разделения форм государственной деятельности, и в демократическом государстве соответственно на основе разделения властей, осуществляющих эти формы деятельности.
В качестве основных форм осуществления деятельности государства выделяются:
- законодательная;
- исполнительная (управленческая);
- судебная.
Управленческая, исполнительная деятельность (государственное управление) представляет собой основанную на законах реализацию исполнительными органами государственной власти (исполнительно-распорядительных функций) в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, обеспечения безопасности государства и охраны общественного порядка, обороны страны и т.д.
Государственное управление осуществляется прежде всего органами исполнительной власти и проявляется в разнообразных формах:
- издание подзаконных НПА;
- исполнение законодательных и иных нормативных правовых актов (в т.ч. осуществление принудительных действий, применение в определенных случаях физической силы и оружия);
- наложение административных наказаний на лиц за совершение административных правонарушений.
Метод административного права
Наряду с предметом административного права важнейшим критерием отграничения этой отрасли права является метод правового регулирования.
Метод правового регулирования - определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения. Следовательно, если предмет позволяет определить сферу правового регулирования, то метод - средства этого регулирования.
Необходимо отметить, что любая отрасль российского права использует в качестве средств правового регулирования следующие три юридические возможности:
- предписание;
- запрет;
- дозволение.
Предписания - возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
Запреты - фактически те же предписания, но иного характера, а именно: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
Дозволения - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.
Специфика метода регулирования административного права определяется сущностью государственного управления как юридически-властной деятельности. Если, например, для гражданского права характерно равенство сторон имущественных отношений, то в отношениях, регулируемых административным правом, налицо неравенство сторон. Сущность этого неравенства заключается в том, что в управленческих отношениях всегда есть субъект и объект управления; объект управления подчинен субъекту управления. Соответственно весьма ограничена возможность договорных методов регулирования отношений между ними. Административно-правовому регулированию свойствен метод юридического властвования, или властных предписаний, исходящих от правомочного субъекта управления. Эти предписания носят односторонний характер, в них выражается воля субъекта управления.
На данной основе представляется возможным выделить особенности административно-правового метода регулирования общественных отношений , вытекающие из сущности государственно-управленческой деятельности и предмета административного права:
- для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны правовые средства распорядительного типа, т.е. предписания (включая запреты);
- административно-правовое регулирование и его механизм - это форма юридического опосредования отношений, в рамках которой одна сторона выступает в роли управляющего (субъект управления), а другая - управляемого (объект управления);
- метод административно-правового регулирования предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения;
- в конкретных управленческих отношениях, регулируемых административным правом, наиболее типичное выражение находит следующая взаимосвязь между управляющими и управляемыми: либо у управляющей стороны есть такие юридически властные полномочия, каковыми не обладает управляемая сторона (например, гражданин), либо объем таких полномочий у управляющей стороны больше, чем у управляемой (например у нижестоящего органа исполнительной власти);
- возможные отношения равенства участников регулируемых управленческих отношений также предписываются административно-правовыми нормами (например, в виде административного договора, соглашения, взаимодействия между органами исполнительной власти, находящихся на одном иерархическом уровне).
В связи с этим в административном праве основным является метод императивного регулирования , который базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. Характерными чертами данного метода являются:
- исполнительская дисциплина;
- властный приказ;
- подчиненность одних субъектов другим;
- обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев государственного управления для нижестоящих.
Императивный метод правового регулирования, применяемый в административном праве, коренным образом отличается от диспозитивного метода правового регулирования, применяемого, в частности, в гражданском праве, который построен на равенстве прав и обязанностей сторон в общественных отношениях и координации их интересов и целей. Так, субъекты гражданского права во многих случаях сами выбирают, с кем и когда вступать в отношения, заключать договоры, определяют взаимные права и обязанности. При возникновении споров между участниками гражданско-правовых отношений они вправе обратиться в независимый орган - суд.
Властность и односторонность как наиболее существенные признаки метода административно-правового регулирования не исключают использования в необходимых случаях дозволительных средств , в результате которых могут возникать управленческие отношения равенства участников регулируемых управленческих отношений, т.е. их волеизъявлений. Но использование дозволений также предписывается административно-правовыми нормами (например, в виде административного договора, соглашения, взаимодействия между органами исполнительной власти, находящихся на одном иерархическом уровне).
Читайте также: