Что такое недоимка по страховым взносам в пфр

Обновлено: 30.06.2024

Пенсионные взносы: уплата недоимки в 2017 году

Недоимка по страховым взносам в ПФР образуется, если предприниматель или организация:

  • не полностью уплатили начисленные страховые взносы,
  • нарушили установленные для уплаты взносов сроки.

Налоговая инспекция может обнаружить недоимку при проведении проверки, либо после получения Расчета страховых взносов за соответствующий отчетный период. Перечисление пенсионных и других страхвзносов проводится не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем их начисления (ст. 431 НК РФ). Сопоставив показатели Расчета и поступившие в бюджет суммы, налоговики определяют наличие у плательщика недоимки или переплаты.

Требование ИФНС об уплате недоимки по страховым взносам ПФР

Обнаружив недоимку, налоговики направляют должнику требование об уплате страховых взносов.

Не дольше, чем три месяца со дня выявления недоимки по страховым взносам (в ПФР, ФОМС, ФСС) – такой срок отводится налоговым органам для направления требования плательщику. Но если недоимка по взносу, и сумма начисленных на нее пеней и штрафов не превышает 500 рублей, налоговикам отводится на выдачу требования до 1 года со дня обнаружения долга (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Если недоимка выявлена налоговиками в результате проведенной проверки, то требование о ее погашении будет направлено плательщику в более сжатые сроки - 20 дней с момента вступления в силу решения об этом (п. 2 ст. 70 НК РФ).

В требовании указывается не только сумма задолженности, размер пеней, начисленных на момент отправления требования, и срок, в течении которого плательщик должен это требование исполнить, но и меры ответственности, которые применяются к должнику в случае уклонения от исполнения таких требований ИФНС (ст. 69 НК РФ).

Если в тексте требования не указан более продолжительный срок, то плательщик должен погасить задолженность, указанную в нем, в течение 8 дней после получения документа по почте, электронным каналам связи, либо в личный кабинет налогоплательщика. При этом, требование, направленное должнику почтой заказным письмом, через 6 дней с даты его отправления автоматически считается полученным, а значит, недобросовестным плательщикам не удастся избежать ответственности, просто проигнорировав почтовое извещение на получение требования о недоимке (п. 6 ст. 69 НК РФ).

Куда платить недоимку по пенсионным взносам

Вся недоимка по взносам ПФР, пеням и штрафам теперь перечисляется в налоговые органы. Относится ли недоимка по страховым взносам в ПФР, к 2017 году, или 2016 и более ранним периодам - в любом случае уплачивать ее нужно в ИФНС, а не в Пенсионный фонд.

Для страховых взносов действуют новые КБК, которые нужно выбирать в зависимости от периода, за который платится задолженность: до 01.01.2017г., или с 01.01.2017г.

Основные КБК, которые следует указывать в платежке на уплату недоимки, пеней и штрафов по пенсионным взносам в 2017 году, собраны в таблице:

КБК

Расшифровка

182 1 02 02010 06 1000 160

Страховые взносы, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии, за периоды, истекшие до 01 января 2017 года

182 1 02 02010 06 2100 160

182 1 02 02010 06 3000 160

182 1 02 02010 06 1010 160

Страховые взносы, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии, за периоды, начиная с 01 января 2017 года

182 1 02 02010 06 2110 160

182 1 02 02010 06 3010 160

182 1 02 02020 06 1000 160

Страховые взносы, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной пенсии

182 1 02 02020 06 2100 160

182 1 02 02020 06 3000 160

182 1 02 02140 06 1100 160

Страховые взносы в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с суммы дохода плательщика в пределах 300 тыс.руб.) за периоды, истекшие до 01 января 2017 года

182 1 02 02140 06 1200 160

Страховые взносы в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с суммы дохода плательщика свыше 300 тыс.руб.) за периоды, истекшие до 01 января 2017 года

182 1 02 02140 06 2100 160

182 1 02 02140 06 3000 160

182 1 02 02140 06 1110 160

Страховые взносы в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой пенсии, за периоды, начиная с 01 января 2017 года

182 1 02 02140 06 2110 160

182 1 02 02140 06 3010 160

182 1 02 02150 06 1000 160

Страховые взносы в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату накопительной пенсии

182 1 02 02150 06 2100 160

182 1 02 02150 06 3000 160

182 1 02 02131 06 1010 160

Страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой пенсии (не зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда) (список 1)

182 1 02 02131 06 1020 160

Страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой пенсии (зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда) (список 1)

182 1 02 02131 06 2100 160

182 1 02 02131 06 3000 160

182 1 02 02132 06 1010 160

Страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой пенсии (не зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда) (список 2)

182 1 02 02132 06 1020 160

Страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой пенсии (зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда) (список 2)

По правилам, страховые взносы, включая пени, уплачиваются в территориальную налоговую инспекцию по установленным реквизитам до 15 числа (включительно) месяца, следующего за отчетным. Исключение составляют те месяцы, когда 15-е календарно выпадает на выходной день, тогда последний срок — это следующий рабочий день. Во избежание просрочки платежей оплатите заблаговременно.

Чтобы не попасть на санкции, советуем прочитать статьи о том, когда платить и кому перечислять страховые взносы.

Оплату всех штрафных санкций регламентирует НК РФ (ст. 34 НК РФ). Страхователь несет административную ответственность и перечисляет пени за неуплату страховых взносов в 2020 году за просрочку основного платежа. Смотрите в таблице, за что еще последуют санкции:

Нарушение Штраф
Нарушение сроков оплаты отчислений Неустойка 5% от суммы неуплаченных взносов за каждый просроченный месяц в следующих рамках: не менее 1000 рублей и не более 30% от общей суммы отчислений (ст. 119 НК РФ). Дополнительный штраф за нарушенные сроки сдачи составляет 300-500 рублей (ст. 15.5 КоАП РФ)
Сознательное занижение налогооблагаемой базы или ошибочный расчет обязательных платежей 20% от неуплаченной суммы СВ (п. 3 ст. 120, п. 1 ст. 122 НК РФ)
Уплата в неполном размере или неуплата взносов вовсе 40% (п. 3 ст. 122 НК РФ)
Умышленное нарушение сроков или полное игнорирование обязанности оплачивать СВ в ФСС От 20% до 40% от суммы неуплаченных отчислений (ст. 19 125-ФЗ), дополнительно взыскивается 300-500 рублей (15.33 КоАП РФ)
Подача сведений на бумаге, а не в установленной электронной системе 200 рублей (п. 2 ст. 26.30 125-ФЗ)
При общей численности сотрудников свыше 100 человек отчет предоставлен на бумажном носителе, а не в ЭС 200 рублей (ст. 119.1 НК РФ)
Нарушение сроков подачи или предоставление искаженных индивидуальных сведений в ПФР 500 руб. за 1 сотрудника (ст. 17 27-ФЗ), дополнительно взыскивается 300-500 рублей (ст. 15.33.2 КоАП РФ)
Подача сведений персонифицированного учета в бумажном, а не в электронном виде при численности сотрудников более 25 человек 1000 рублей (ст. 17 27-ФЗ)

Налоговые нарушители за неуплату отчислений в особо крупных размерах (от 5 млн руб.) привлекаются к уголовной ответственности на основании ч. 1 ст. 10 УК РФ. Если организация сознательно не платит, то Следственный комитет заводит уголовное дело по ст. 199 УК РФ за непредоставление отчетности или указание ложных сведений в ней.

Сумма максимального штрафа за состав вышеуказанного преступления — 500 000 рублей, максимально предусмотренный уголовный срок — 6 лет. При выплате совокупной суммы вместе со штрафными санкциями после того как произведут расчет пени за несвоевременную уплату страховых взносов в 2020 году в Пенсионный фонд и другие инстанции, уголовная ответственность с правонарушителя снимается, но только при условии, что это было первое нарушение подобного характера.

Вышестоящие инстанции не вправе штрафовать организацию за нарушение сроков при условии своевременной сдачи установленных форм расчетов (письмо Минфина России № 03-02-07/1/31912 от 24.05.2017). В задачи инспектора входит только начисление пеней.

Как рассчитать сумму

Налоговики рассчитывают санкции за просроченный платеж как 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Если организация просрочила ежемесячный платеж на 1 календарный день, то санкций последовать не должно. Налоговые инспекторы начисляют взыскания со дня, следующего после срока уплаты, с учетом, что день платежа не является расчетным днем (письмо Минфина РФ от 05.07.2016 № 03-02-07/39318).

Вот как рассчитать пени на страховые взносы в ПФР и ФСС по формуле:

  • П — пеня;
  • С — сумма отчислений, подлежащих к оплате;
  • Д — календарные дни просрочки;
  • СР — ключевая ставка рефинансирования.

Пример расчета

Разбивка по неуплаченной сумме, в руб.:

  • 73 226 — на обязательное пенсионное страхование;
  • 22 650 — на обязательное медицинское страхование;
  • 7544 — на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Просрочка с 17.02.2020 по 24.02.2020 составила 7 календарных дней — исключаем день уплаты. Ставка рефинансирования на момент перечисления средств — 6,0%. В итоге:

  • ОПС: 73 226 × 7 × 6,0% / 300 = 102,52 руб.;
  • ОМС: 22 650 × 7 × 6,0% / 300 = 31,71 руб.;
  • ВНиМ: 7544 × 7 × 6,0% / 300 = 10,56 руб.

В какие сроки платить

Основание для перечисления штрафных санкций — уведомление от ИФНС. В нем же прописан срок уплаты пени за просрочку страховых взносов в 2020 году. Законодательно установленного периода для перечисления такого платежа нет.

Но есть срок исковой давности. Если налогоплательщик не заплатил пеню вовремя, налоговая инспекция вправе подать в суд для взыскания штрафной суммы. Период, отведенный для обращения в суд, является сроком исковой давности. Если представители инспекции не начали судебное разбирательство с плательщиком, долг признают безнадежным и списывают.

Как правильно оплатить

Плательщик вправе погасить неустойку самостоятельно (если знает, что он просрочил платеж) или оплатить штраф по требованию из налоговой инспекции. Вот как оплатить пени по страховым взносам в 2020 году:

  1. Получить уведомление от ИФНС.
  2. Проверить сумму платежа — рассчитать взнос по формуле.
  3. Заполнить платежное поручение и перечислить требуемую сумму в территориальную налоговую инспекцию.

Сумму неустойки надлежит отразить в бухгалтерском учете. При отсутствии нормативных документов, регламентирующих вид записи просроченных отчислений в бухучете, организация-плательщик вправе сама определить вид бухгалтерской записи.

Проводки

Содержание операции

Для коммерческих организаций и НКО

Для бюджетных учреждений (инструкции 157н, 174н)

Дт 0.401.20.292 Кт 0.303.05.731

Начисление пеней и штрафов по страховым взносам

Дт 0.303.05.831 Кт 0.201.11.610

Уплата образовавшейся неустойки

Как заполнить платежку

Платежные поручения на оплату неустойки практически ничем не отличаются от взаиморасчетов с контрагентами. Но есть ряд нюансов:


Какие КБК указать в 2020 году

А вот какие КБК надлежит ставить в платежке на уплату пеней в налоговую:

  • на обязательное пенсионное страхование: 182 1 02 02010 06 2110 160;
  • на обязательное медицинское страхование: 182 1 02 02101 08 2013 160;
  • на временную нетрудоспособность и материнство: 182 1 02 02090 07 2110 160.

Пени на травматизм перечисляйте в ФСС по такому коду: 393 1 02 02050 07 2100 160.

Что последует за неуплату пеней

Если вы не оплатите сумму, требуемую налоговой, штрафа не последует. Инспектор увеличит сумму пеней до полной оплаты. Если плательщик проигнорирует все уведомления, ИФНС вправе подать иск и взыскать платеж в судебном порядке.

Если пени начислены и уплачены с ошибками

Плательщик провел некорректный расчет и перечислил неправильную сумму в бюджет. Что делать дальше? Уточните у инспектора, переплатили вы или недоплатили. Если образовалась переплата, напишите письмо о зачете излишка на будущий период. Если вы недоплатили пени за несвоевременное перечисление страховых взносов, рассчитайте и уплатите остаток в ИФНС.

При технических ошибках (неправильно указан ИНН или КПП, некорректно заполнены поля 104, 106-109) делать ничего не придется. Система автоматически уточнит платеж и направит его на нужный счет бюджета.

Если вы ошиблись в платежных реквизитах, оплату не примут. Пишите письмо об отмене транзакции в банк или о возврате неверно уплаченной суммы в Федеральную налоговую инспекцию. Не дожидаясь возврата, отправьте заново корректный платеж.

Методические указания о порядке взыскания задолженности плательщиков по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, зачета (возврата) переплаты сумм страховых взносов в эти фонды и единого социального налога (взноса)

Утверждены Приказом МНС от 29.12.2000 БГ-3-07/466

Методические указания о порядке взыскания задолженности плательщиков по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, зачета (возврата) переплаты сумм страховых взносов в эти фонды и единого социального налога (взноса)

Взыскание сумм недоимки, пеней и ?/трафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды

Принудительное взыскание задолженности с организаций

а) инкассовые поручения (распоряжения)
Согласно статье 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Положения статьи 46 Кодекса применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога.
Принудительное взыскание задолженности по страховым взносам за счет денежных средств на банковских счетах организаций производится путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика, инкассового поручения (распоряжения) - на списание и перечисление в соответствующие бюджеты Фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика.
По суммам задолженности предыдущих лет, переданным Фондами на основании Актов сверки, в пределах сумм, по которым меры принудительного взыскания Фондами не применялись, выставляются требования об уплате.
Ре?/ение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате страховых взносов, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Ре?/ение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
Ре?/ение о взыскании доводится до сведения плательщика в срок не позднее 5 дней после вынесения ре?/ения о взыскании необходимых денежных средств.
При оформлении налоговыми органами инкассовых поручения на принудительное взыскание задолженности предыдущих лет в пределах сумм, по которым Фондами представлена информация о возвращенных Фондам неисполненных инкассовых поручений, предварительного выставления налогоплательщику требований об уплате не требуется.
Если в ходе проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами будут установлены факты нару?/ения плательщиками законодательства по уплате страховых взносов в Фонды, то налоговыми органами направляются требования об уплате доначисленных платежей, в порядке, определенном Кодексом. Требование об уплате, выставляемое плательщику в соответствии с ре?/ением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего ре?/ения.
Согласно Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 14.01.2001 N Зн, доведенному до Управлений МНС России по субъектам Российской Федерации письмом от 16.01.2001 N ФС-6-09/24@, налогоплательщики представляют в банк платежные поручения на перечисление сумм недоимки, пеней и ?/трафов, образовав?/ихся на 1 января 2001 года, отдельно по каждому Фонду, на лицевые счета органов федерального казначейства Минфина России (далее - органы федерального казначейства), открытые в банках на балансовом счете 40101 Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Органы федерального казначейства осуществляют учет поступающих вы?/еназванных сумм по следующим кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации:

1400305 Задолженность предыдущих лет по уплате страховых взносов, пеней и ?/трафов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а также средства Фонда занятости, возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами (согла?/ениями);
1400310 Задолженность по страховым взносам, пеням и ?/трафам, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации;
1400311 Задолженность по страховым взносам, пеням и ?/трафам, зачисляемым в Фонд социального страхования Российской Федерации;
1400312 Задолженность по страховым взносам, пеням и ?/трафам, зачисляемым Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
1400313 Задолженность по страховым взносам, пеням и ?/трафам, зачисляемым в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

б) обращение взыскания на иное имущество плательщика
Порядок обращения взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика - организации определен статьей 47 Кодекса.
Следует иметь в виду, что статья 47 Кодекса не содержит ограничений по срокам вынесения налоговым органом ре?/ения о взыскании налога (сбора) за счет иного имущества плательщика.
?псполнение постановления налогового органа о взыскании налога или сбора возложено на судебных приставов-исполнителей, которым оно направляется в течение трех дней после вынесения соответствующего ре?/ения.
Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной с момента реализации имущества плательщика и пога?/ения задолженности за счет вырученных сумм.
Положения, предусмотренные статьей 47 Кодекса, применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов.

Принудительное взыскание задолженности с физических лиц

Взыскание налоговыми органами задолженности по страховым взносам в Фонды (недоимка, пени, ?/трафы) с физических лиц осуществляется в судебном порядке (статьи 48, 114 Кодекса).
Налоговый орган должен в течение ?/ести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов обратиться в арбитражный суд (в отно?/ении имущества индивидуального предпринимателя) или в суд общей юрисдикции (в отно?/ении имущества физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя) с исковым заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам за счет имущества указанных лиц.
В случае удовлетворения иска налогового органа о взыскании задолженности по страховым взносам за счет имущества плательщика - физического лица, взыскание производится судебными приставами-исполнителями в соответствии с Федеральным законом 0б исполнительном производстве.
Согласно статье 31 Кодекса налоговые органы имеют право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
Статьей б Федерального закона от 8 января 1998 года N 6-ФЗ 0 несостоятельности (банкротстве) установлено, что правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей обладают налоговые органы.
Таким образом, реализовать право принудительного взыскания задолженности по страховым взносам с должников (организаций и физических лиц) налоговые органы могут, обратив?/ись в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением им обязанности по уплате страховых взносов в Фонды.

Зачет (возврат) изли?/не уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов и единого социального налога (взноса)

- по страховым взносам
Возврат осуществляется с лицевого счета, открытого органу федерального казначейства для зачисления средств, поступающих с 16 января 2001 года в счет пога?/ения задолженности по страховым взносам, пеням и ?/трафам в бюджет того Фонда (за исключением Государственного фонда занятости населения Российской Федерации), по которому у плательщика образовалась переплата.
?пзли?/не уплаченные суммы страховых взносов подлежат возврату в пределах остатков средств на начало дня и дневных поступлений средств на вы?/еназванный лицевой счет соответствующего Фонда.
Возврат плательщику сумм страховых взносов, изли?/не уплаченных в порядке неденежных расчетов (натуроплата, векселя и т.п.), не производится, а осуществляется только их зачет в счет уплаты единого социального налога (взноса).

- по единому социальному налогу
Возврат осуществляется с лицевого счета, открытого органу федерального казначейства для перечисления единого социального налога (взноса) в бюджет того Фонда, по которому у плательщика образовалась переплата.
?пзли?/не уплаченные (взысканные) суммы налога также подлежат возврату в пределах остатков средств на начало дня и дневных поступлений средств на вы?/еназванный лицевой счет соответствующего Фонда.

Выдержки из Приложения
к Методическим указаниям о порядке взыскания задолженности плательщиков по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, зачета (возврата) переплаты сумм страховых взносов в эти фонды и единого социального налога (взноса)

За нарушение порядка исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов налоговым законодательством предусмотрена ответственность в виде штрафа. Может ли такая ответственность применяться в случае, когда нарушен порядок исчисления и уплаты авансового платежа? О том, к какому выводу пришел Верховный суд при рассмотрении дела о наложении штрафа за неуплату страховых взносов за II квартал, вы узнаете из представленного материала.

Налоговое законодательство об ответственности за неуплату страховых взносов

В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 129.3 и 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

В отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 122 НК РФ, установлено особое правило начала течения срока исковой давности: согласно абз. 3 п. 1 ст. 113 НК РФ такой срок исчисляется со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода. При этом под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога (п. 1 ст. 55 НК РФ).

Из буквального толкования нормы ст. 113 НК РФ следует, что отсчет трехлетнего срока начинается со следующего дня после окончания налогового периода, за который не уплачен или не полностью уплачен налог.

Однако у арбитров иная правовая позиция:

Постановление Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 № 4134/11: налоговым периодом, в течение которого совершено правонарушение, предусмотренное ст. 122 НК РФ, является период, в котором должен быть уплачен налог (то есть следующий за периодом, за который начислен налог). Следовательно, налогоплательщика можно привлечь к ответственности в течение трех лет со дня окончания налогового периода, следующего за периодом, в котором должен быть уплачен налог;

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (п. 15): срок давности привлечения к ответственности в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 122 НК РФ, исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога. То есть течение трехлетнего срока начинается со следующего дня после окончания налогового периода, в котором допущена неуплата налога.

Обращаем ваше внимание на тот факт, что штраф за неуплату налога можно снизить за счет имеющейся переплаты.

Дело в том, что штраф по ст. 122 НК РФ может быть наложен лишь в случае, когда проступок привел к возникновению задолженности перед бюджетом. Следовательно, наличие у плательщика переплаты по налогу или страховым взносам может снизить размер штрафа или вовсе освободить от наказания.

С учетом разъяснений, приведенных в Письме Минфина РФ от 24.10.2017 № 03-02-07/1/69682, штрафа не будет, если:

на дату окончания установленного срока уплаты налога за период, за который вменяется недоимка, есть переплата по тому же налогу, что и заниженный налог, в размере, превышающем сумму занижения;

К сведению: в случае, когда сумма недоимки оказалась больше суммы переплаты, переплата идет в зачет, а штраф исчисляется только с разницы между недоимкой и переплатой.

Если деяния, предусмотренные п. 1 ст. 122 НК РФ (неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора, страховых взносов), совершены умышленно, размер штрафа удваивается и составляет 40 неуплаченной суммы (п. 3 ст. 122 НК РФ).

К сведению: об умышленных действиях налогоплательщика могут свидетельствовать установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности, в том числе на основании взаимозависимости спорных контрагентов и проверяемого налогоплательщика, установленные факты осуществления транзитных операций между взаимозависимыми или аффилированными участниками взаимосвязанных хозяйственных операций, в том числе через посредников, с использованием особых форм расчетов и сроков платежей, а также обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий участников хозяйственной деятельности, и т. п. (Письмо ФНС РФ от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@).

Арбитры о наложении штрафов за неуплату страховых взносов

Свои выводы по делу о наложении штрафа за неуплату страховых взносов изложил Верховный суд в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 18.04.2018 № 305-КГ17-20241.

Суть дела заключалась в следующем. Организация представила в управление ПФР расчет по форме РСВ-1 ПФР за II квартал 2016 года, в котором за указанный период отсутствовало начисление страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Через несколько месяцев был представлен скорректированный расчет за тот же период с указанием начисленных страховых взносов в определенной сумме. По результатам камеральной проверки было принято решение о привлечении организации к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах: был наложен штраф по ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ.

Напомним, что ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ установлена ответственность за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, выразившееся в неуплате или неполной уплате сумм страховых взносов в результате занижения базы для их начисления, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов, в виде взыскания штрафа в размере 20 неуплаченной суммы страховых взносов. Как видим, эта норма идентична той, которая содержится в ст. 122 НК РФ и применяется к плательщикам страховых взносов после передачи функции администрирования страховых взносов налоговым органам.

К сведению: по мнению Минфина, выраженному в Письме от 26.09.2011 № 03-02-07/1-343, ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ целесообразно было применять с учетом практики применения ст. 122 НК РФ, согласно которой несвое­временная уплата налога влечет начисление пеней без взимания штрафа. При этом на момент подписания данного письма финансовое ведомство было уполномочено давать разъяснения по вопросам уплаты страховых взносов (ст. 3, п. 3 ч. 3 ст. 29 Федерального закона № 212-ФЗ).

Организация не согласилась с решением ПФР и обжаловала его в суд.

Однако суд первой инстанции пришел к выводу, что совершенное организацией правонарушение повлекло причинение внебюджетным фондам ущерба. Судьи посчитали, что заявитель скрыл от ПФР действительный размер своих обязательств по перечислению страховых взносов и не уплатил их. Кроме того, арбитры отметили, что последующее представление скорректированной отчетности не устраняет состав выявленного Пенсионным фондом правонарушения и вину заявителя в его совершении.

По мнению Судебной коллегии ВС РФ, указанные выводы являются неверными, поскольку законодательство о налогах и сборах не предусматривает применение санкций за неуплату или неполную уплату авансовых платежей по страховым взносам: нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 3 ст. 58 НК РФ). Это правило относится в том числе к порядку уплаты страховых взносов (п. 7 ст. 58 НК РФ).

Поскольку общество было привлечено к ответственности за неуплату страховых взносов за II квартал 2016 года, а расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 212-ФЗ), решение управления ПФР о взыскании штрафа суд счел неправомерным.

Итак, по результатам рассмотрения дела ВС РФ отменил принятые по делу судебные акты и признал недействительным решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности.

К сведению: согласно п. 2.2 Методических рекомендаций по организации работы территориальных органов ПФР по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства РФ о страховых взносах (утверждены Распоряжением Правления ПФР от 05.05.2010 № 120р) плательщик взносов не должен привлекаться к ответственности на основании ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ за неуплату (неполную уплату) правильно исчисленных страховых взносов.

Следует отметить, что арбитры неоднократно рассматривали вопрос о правомерности привлечения контролирующими органами страхователя к ответственности за несвоевременную уплату правильно исчисленных страховых взносов.

К сведению: из разъяснений контролеров следует, что судебную практику, основанную на утратившем силу Федеральном законе № 212-ФЗ, в настоящее время применять нельзя (письма Минфина РФ от 13.03.2018 № 03-15-06/15287, ФНС РФ от 23.08.2017 № БС-4-11/16742@). Однако, по нашему мнению, выводы, сделанные на основании положений названного закона, применимы и сейчас, поскольку аналогичные положения содержатся в Налоговом кодексе.

В таблице приведена подборка судебных решений.

Реквизиты документа

Позиция арбитров

Решение ВАС РФ от 31.05.2013 № ВАС-3196/13

В случае неуплаты или неполной уплаты сумм страховых взносов при отсутствии факта занижения базы для их начисления, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) ответственность, преду­смотренная ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ, не применяется. При этом в соответствии со ст. 25 данного закона начисляются пени.

Кроме того, суд признал Приказ Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 № 957н (далее – Приказ № 957н) не соответствующим Федеральному закону № 212-ФЗ в части приложения 7 в связи с содержащимся в форме требования 5-ПФР положением о возможности привлечения плательщика страховых взносов к ответственности по ст. 47 вышеприведенного закона.

Из буквального содержания формы требования следовало, что плательщик страховых взносов может быть привлечен к ответственности за сам факт неисполнения в установленный срок требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в том числе в случае, когда сумма страховых взносов, подлежащих уплате, была исчислена им правильно.

В рассматриваемом деле управление ПФР пришло к выводу, что к другим неправомерным действиям (бездействию) по неуплате страховых взносов относится неуплата недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов в срок, указанный в требовании. Таким образом, оспариваемое положение Приказа № 957н стало причиной формирования незаконной практики со стороны территориальных органов ПФР по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов в указанном выше случае, тем самым нарушая права последних

Постановление ФАС ПО от 22.10.2013 № А12-954/2013 (Определением ВАС РФ от 13.02.2014 № ВАС-808/14 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС)

Из части 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ следует, что штраф взыскивается только в случае, если взносы не были уплачены (полностью или частично) в результате вышеназванных действий. Если плательщик взносов правильно их исчислил, но несвоевременно уплатил, штраф на него не налагается

Постановление ФАС ПО от 05.12.2013 № А12-6980/2013

Согласно ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата страховых взносов в результате занижения базы для их начисления, иного неправильного исчисления взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков влечет взыскание штрафа в размере 20 неуплаченной суммы взносов. Аналогичные диспозиция и санкция содержатся в ст. 122 НК РФ.

Неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение задолженности только в результате указанных в соответствующей статье действий (бездействия)

Постановление ФАС ЗСО от 29.11.2013 № А67-2565/2013

Штраф на основании ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ взыскивается в случае неуплаты (неполной уплаты) взносов в результате занижения базы для их исчисления, иного неправильного исчисления взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщика. Поэтому за несвоевременную уплату правильно исчисленных страховых взносов привлечь к ответственности в виде штрафа нельзя

Итак, Верховный суд в Определении № 305-КГ17-20241 подтвердил: если организация – плательщик страховых взносов нарушила порядок исчисления и уплаты авансового платежа по страховым взносам, привлечение ее к ответственности по ст. 122 НК РФ недопустимо.

Читайте также: