Что такое моделирование и моделирующая деятельность при ознакомлении детей с природой

Обновлено: 04.07.2024

Актуальность данной выпускной курсовой работы состоит в том, что в настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности. А начинать это воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
Глава 1. Функции и значение моделей и моделирования в экологическом развитии детей……………………………………………………………..5
1.1. Понятие модели и моделирования в педагогическом процессе ДОУ, их значения в экологическом воспитании детей………………………..5
1.2. Классификация моделей и видов моделирования …………8
1.3. Развитие у дошкольников отношения к природе в процессе моделирования…………………………………………………………….10
1.4.Методика обучению старших дошкольников моделированию……………………………………………………………12
Глава 2. Использование моделей и моделирующей деятельности при ознакомлении старших дошкольников с природой осени……………………………………. …………………………………19
Заключение………………………………………………………. 22
Список литературы………………………………………………..

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая.doc

Тема: Функции и значение моделей и моделирования в экологическом развитии детей

Выполнила: Поздеева Елизавета Викторовна

курс 5,группа 50

Ромашова Елена Владиславовна

Глава 1. Функции и значение моделей и моделирования в экологическом развитии детей…………………………………………………………….. 5

1.1. Понятие модели и моделирования в педагогическом процессе ДОУ, их значения в экологическом воспитании детей………………………..5

1.2. Классификация моделей и видов моделирования …………8

1.3. Развитие у дошкольников отношения к природе в процессе моделирования…………………………………………… ……………….10

1.4.Методика обучению старших дошкольников моделированию…………………………………………… ………………12

Глава 2. Использование моделей и моделирующей деятельности при ознакомлении старших дошкольников с природой осени……………………………………. …………………… ……………19

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести в этот мир ребёнка, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – задача и долг взрослых: родителей, педагогов. Сделать это необходимо раньше, уже с первых шагов ребёнка по родной земле.

Ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада. Это важное средство всестороннего развития ребёнка, формирование нравственных и эстетических чувств.

Актуальность данной выпускной курсовой работы состоит в том, что в настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности. А начинать это воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Экология – это наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов друг с другом и окружающей средой. Экологическое воспитание включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Основные задачи такого воспитания заключаются в формировании у дошкольников элементов экологического сознания.

Цель данной работы: теоретически обосновать возможность осуществления экологического воспитания, посредством моделей и моделирования.

1. Изучить и проанализировать методическую литературу по теме исследования.

2. определить сущность моделирования, как метода познания; виды моделей

3. Сделать выводы по проведенной работе.

Гипотеза: если применять метод моделирования и модели на занятиях по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, то этот метод дает положительные результаты:

- повышается наблюдательность ребенка;

- ребенок замечает особенности окружающего мира;

- формируется цельное представление о временах года;

- выявляются связи между явлениями;

- доступное понимание ребенка о природе и окружающем мире.

Объект исследования: экологическое развитие детей дошкольного возраста в процессе моделирования.

Предмет исследования являются действия детей работа с календарём.

Теоретическая значимость: теоретически обосновать, что моделирование является эффективным направление ознакомления с природой старших дошкольников.

Практическая значимость: наблюдение за природой осенью старшими дошкольниками и заполнение календаря наблюдений за природой.

База исследования: старшие дошкольники.

1.Функции и значение моделей и моделирования в экологическом развитии детей

1.1. Понятие модели и моделирования в педагогическом процессе ДОУ, их значения в экологическом воспитании детей

Важное место в процессе ознакомления детей с природой принадлежит моделям и моделирующей деятельности с предметами.

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Цель моделирования в детском саду – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Модель – система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Модель упрощает структуру оригинала, отвлекается от несущественного. Она служит обобщённым отражением явления. Модели могут представлять собой материальные предметы или быть математическими, графическими, действенными, информационными (наглядно-образные, логико-символические), а процесс создания и использования этих моделей и есть моделирующая деятельность.

С этих позиций моделирование используется в педагогике, в частности при ознакомлении дошкольников с природой.

Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений. Пугливость и скрытый образ жизни диких животных, изменчивость развивающихся организмов, цикличность сезонных изменений в природе, многочисленные и скрытые от восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ — все это создает объективные трудности для познания явлений природы детьми дошкольного возраста, мыслительная деятельность которых находится еще в становлении. Указанные обстоятельства в ряде случаев вызывают необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы, их свойств и признаков.

Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром. Для становления ребёнка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию адекватно цели, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования.

В процессе экологического воспитания дошкольнику предстоит усвоить много информации, и именно моделирование помогает ему в этом. В исследованиях многих психологов (Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. В детском саду в качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки, геометрические фигуры, символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы), планы и многое другое.

Цель моделирования в экологическом воспитании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними.

Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:

- развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;

- учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта;

- наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире;

- способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника.

1.2. Классификация моделей и видов моделирующей деятельности

В дошкольном возрасте для экологического воспитания детей используются разные виды моделей:

1. Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре (биом водоёма). Самая простая предметная модель - заводная игрушечная золотая рыбка, с помощью которой можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыбы.

Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация (см.приложение 2).

1.3. Развитие у дошкольников отношения к природе в процессе моделирования

Отношение к природе в процессе моделирующей деятельности у детей формируется косвенно, исподволь, как результат совместной с воспитателем работы. Создание любой графической модели (календаря) не может осуществляться без участия воспитателя — даже старшие дошкольники еще не способны сделать это самостоятельно. Поэтому, начиная с младшего возраста, взрослый учит детей обозначать картинками явления природы, увиденные на прогулке, сам создает рисунок растения, за которым ведутся специальные наблюдения. При этом он использует определенные приемы: как бы между прочим учит детей, рисуя в их присутствии, поясняя все свои действия, сравнивает рисунок с натурой и с предыдущим изображением. Практическое участие детей в этом процессе незначительно (подают карандаши, держат трафаретку и пр.) — они в основном наблюдают за воспитателем. Тем не менее, это совместная деятельность, в которой рождается заинтересованное отношение к моделированию и к объекту природы одновременно.

В практике дошкольного обучения формирование образов об объектах природы, как правило, оценивается по характеру словесного описания объекта изучения. Вместе с тем отчетливые образы объекта у дошкольников иногда выражаются упрощенно из-за отсутствия у них необходимых умений и навыков. Дошкольник может иметь отчетливый образ объекта, но не может воплотить его на рисунке, плане, схеме, модели. Ряд авторов (7;11;12) полагают, что создание внутреннего образа и его внешнее выражение — это две стороны единого процесса развития образа, без взаимодействия которых в ходе обучения невозможно его полноценное формирование.

Особенности мышления и восприятия детей дошкольного возраста подталкивают делать больший упор на наглядные и практические методы обучения. К таким методам можно отнести метод моделирования. Моделирование - это метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов или явлений посредством их моделей (2).

В данной работе мы уделили особое внимание использованию метода моделирования при ознакомлении дошкольников с природой, как необходимое условие для развития у них умения формировать отчетливые образы об объектах природы.


  1. Моделирование помогает глубже усвоить логическую сущность природоведческих понятий. С помощью моделирования дети более ясно и отчетливо понимают научные понятия, процессы и отношения объективной действительности, что позволяет формировать правильный материалистический взгляд на изучаемые понятия.

  2. Моделирование дает возможность продемонстрировать структуру формируемого понятия: охарактеризовать свойства или функции какого-либо предмета или явления; выделить из всех признаков предмета главные, существенные; выводить из единичных закономерностей общие; объяснить сложные явления; вскрывать основные связи и отношения в изучаемых объектах.

  3. Моделирование активизирует умственную работу детей и позволяет правильно организовать их познавательную деятельность, сделать ее более продуктивной.

  4. Моделирование вносит в обучение экологическую направленность: позволяет объяснить причины сложных природных явлений, помогает в установлении связей между живой и неживой природой.

  1. Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий в миниатюре водоем. Самой простой предметной моделью является заводная игрушка, с помощью которой можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении объекта.

  2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения объектов представлены в виде предметов-макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета, можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображения геометрических фигур на карточке - при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) - при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений - листьев, стеблей и т.д.

  3. Графические модели (графики, схемы и т.д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных объектов и явлений. Предметом такой модели могут служить календари погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т.д.

1) предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели;

2) организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, последовательно отбирает и выкладывает на панно модели, заменяющие признаки изучаемых объектов;

3) увеличивает количество сравниваемых объектов до трех - четырех и продолжает обучение моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы);

Лучшим результатом работы по моделированию можно считать такой, когда ребенок начинает сам придумывать модели как иконические, так и произвольные (знаки, похожие на обозначаемый объект; знаки, не имеющие сходства с предметом) обосновывает способы их использования. (9).

Первоначальная работа с моделями была предусмотрена на занятиях в средней группе, где вводилась готовая модель (как правило, предметная ) для подачи нового материала. В старшей группе работа с моделями углублялась. Дети сравнивали два объекта между собой с выявленьями признаков различий, и сходства при помощи предметно-схематической и графической модели. В подготовительной группе была уже поставлена задача научить детей самостоятельно моделировать элементарные обобщенные понятия с помощью моделей различного типа.

Для того , чтобы определить способствует ли работа с моделями лучшему усвоению детьми природоведческих понятий, нами на завершающем этапе обучения были разработаны контрольные задания. В первой экспериментальной серии контрольных заданий детям предлагалось составить описательные рассказы о природных объектах по готовой модели. Было, получено 23 описания, из которых 20 оказалось достаточно точными и полными. Во второй части эксперимента детям предлагалось составить описательный рассказ без использования моделей. Было получено 23 описания из которых 15 описаний были практически неузнанны и лишь 7 описаний, несмотря на неточность, вырисовывали в целом узнаваемый образ. В третьей экспериментальной серии дошкольникам предлагались игры-задания на карточках, построенные по принципам моделей и выявляющие умение выделять существенные признаки в том или ином объекте умение сравнивать, сопоставлять и анализировать признаки объектов природы. Проанализировано 23 работы, из них задания без ошибок выполнили 21 человек.

Можно отметить, что использование моделей при составлении описательных и сравнительных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение связанной речью. Наличие зрительного плана делает описательные рассказы детей четкими, связанными, полными, последовательными и узнаваемыми.

В целом работа по использованию метода моделирования при ознакомлении дошкольников с природой способствует не только лучшему усвоению детьми основных представлений и понятий об объектах и явлениях окружающего мира, но и развивает внимание детей - помогает переключать и сохранять устойчивость внимания на протяжении всего занятия; позволяет увеличить количество объектов, которое может быть отчетливо воспринято в относительно короткий промежуток времени; дает возможность концентрировать внимание на нескольких предметах одновременно.

развитие детей. Исследованиями Л.А. Венгера, П.Я. Гальперина, В.

В. Давыдова, А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова установлено, что с

помощью пространственных и графических моделей относительно

легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность,

формируются перцептивные, интеллектуальные и практические

действия, происходят сдвиги в развитии мышления. Л.А. Венгер

выдвинул предположение о том, что психологическим содержанием

формирующихся в дошкольном возрасте общих умственных

способностей «являются действия пространственного моделирования –

построения и использования наглядных образов, функционально

С этих позиций моделирование используется в педагогике, в част-

ности при ознакомлении дошкольников с природой.

Многообразие природных явлений, составляющих непосред-

ственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в

процессе наблюдений. Пугливость и скрытый образ жизни диких

животных, изменчивость развивающихся организмов, цикличность

сезонных изменений в природе, многочисленные и скрытые от

восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ — все

это создает объективные трудности для познания явлений природы

детьми дошкольного возраста, мыслительная деятельность которых

находится еще в становлении. Указанные обстоятельства в ряде

случаев вызывают необходимость моделирования некоторых

явлений, объектов природы, их свойств и признаков. Особое значение

приобретают действующие модели, которые вскрывают характер

функционирования объекта, показывали механизм его связи с

Проанализируем педагогические исследования, в которых при-

менялось моделирование природных объектов. Остановимся сначала

на использовании иконических моделей (т.е. имеющих сходство с

натурой) как более доступных для восприятия и понимания детьми.

В наших предыдущих исследованиях, посвященных

ознакомлению дошкольников с приспособленностью животных к

среде обитания, использовались модели отдельных животных..

Картонная модель бабочки павлиньего глаза, сидящей на коре дерева,

имела подвижные крылья. Модель позволяла демонстрировать не

только особенности строения и поведения, но и приспособительную

связь со средой обитания, в основе которой — маскировочная и

запугивающая окраска и формы поведения (затаивание, интенсивная

демонстрация ярких пятен). Бумажная модель хищной птицы,

воспроизводящая ее полет и нападение, демонстрировала детям

приспособительные формы защитного поведения некоторых

животных (еж, черепаха и др.). .

Иной тип моделирования природных объектов применялся в

исследованиях Н. И. Ветровой. Она ставила задачу расширить и уточ-

нить конкретные представления о растениях у детей дошкольного

возраста. С этой целью их обучали приемам расчленяющей

абстракции с помощью моделирования различных признаков строения

растений. Н.И.Ветровой были разработаны модели-шкалы признаков

цвета, величины, характера поверхности и расположения, форм,

численности отдельных частей растения. Наблюдая за растениями,

дети самостоятельно составляли сенсорную модель — полоску,

отображающую его варьирующие признаки. В результате обучения

изменился характер наблюдения детей, появилась многоплановость в

восприятии объектов. Дети научились характеризовать растения

одновременно по многим признакам. Моделирование данного типа

способствовало сенсорному развитию детей.

В различных исследованиях кроме иконических использовались

абстрактные обобщающие модели, воспроизводящие характер

Например, модель маскировки показала значение совпадения и несов-

падения окраски, наличия или отсутствия движения для опознания

плоской геометрической фигуры, помещенной на картонную панель

определенного цвета. Эта модель позволяет формировать у детей

обобщенное представление о явлении маскировки как таковом. После

демонстрации на модели трех-четырех разных по форме и цвету

фигур дети начинали понимать, что для маскировки любого предмета

(животного) важны два признака: окраска, совпадающая с

окружающим фоном, и неподвижность. Таким образом, становилась

очевидной объективно существующая, но скрытая от восприятия

ребенка связь между особенностями строения и поведения

конкретных животных и свойствами среды их обитания.

Данный тип моделей способствует умственному воспитанию

детей, так как наглядно демонстрирует закономерную связь

природных объектов, связь причинно-следственного характера; это

помогает познать явление в обобщенном виде, развивать не только

наглядно-образное, но и логическое мышление ребенка.

Как отмечалось ранее, при ознакомлении дошкольников с живой

природой важное значение имеют закономерно протекающие

изменения: рост и развитие живых существ, сезонные изменения в

природе и др. Особую роль в познании природных изменений играет

сопоставление, которое выявляет устойчивые и меняющиеся признаки

объектов. Исследования показывают, что сопоставление различных

состояний меняющегося объекта или явлений, разделенных большими

промежутками времени, требует развитого образного мышления.

Такое сопоставление становится доступным детям дошкольного

возраста лишь при специальной организации обучения — создании

графических моделей, отражающих эти процессы.

Графическое моделирование неоднократно использовалось в

психологических исследованиях, проводимых под руководством Л.А.

Венгера, с целью формирования у дошкольников модельных

представлений о пространственном расположении предметов

(Т.В.Лаврентьева), о конструируемых и изображаемых в рисовании

объектах (Л. Л. Серхио, В. В. Холмовская, Л. И. Цеханская). Общим в

этих исследованиях является моделируемое содержание – отдельные

предметы или группы предметов (в одних случаях объединенные на

основе существенного сходства в обобщенные категории; в других —

взаимосвязанные пространственным расположением).

Исследованиями установлено, что графическое моделирование

оказывает положительное влияние на развитие продуктивной и

интеллектуальной деятельности дошкольников.

Но можно использовать иной, пространственно-временной тип

графического моделирования. Универсальным средством в данном

случае может стать серия графических изображений объекта на разных

этапах его преобразования. Такая серия, составленная с учетом

временных изменений объекта, адекватно отражающего скорость

изменения объекта, дает наглядное представление о характере и

последовательности преобразований предмета или явления. По этому

принципу разработаны различные типы графических моделей для

фиксации состояний меняющихся природных объектов (в

педагогической интерпретации их называют календарями наблюдений

за явлениями природы).

В качестве примера рассмотрим календари наблюдений за птицами

во время зимней подкормки, проводимых в разных возрастных группах.

Календарь для младших дошкольников, а также верхняя часть

календаря для старшей группы заполняются карточками с

изображениями птиц, прилетающих к кормушке. Фиксация наблюде-

ний таким способом производится каждый день. Нижняя часть

календаря старшей группы и календарь подготовительной группы

заполняются иначе: ежедневно в соответствующих графах проставляются

цветные галочки (символическое изображение птиц).

Календари различаются не только по способу фиксации

наблюдений, но и по содержанию. Объем моделируемого содержания

для старших дошкольников значительно больше: учитываются время

(за единицу которого взята неделя, разделенная на дни), а также

некоторые особенности поведения птиц у кормушки. В календаре

подготовительной группы может быть зафиксирована погода,

перечислены корма, что в комплексе составляет внешние условия, на

фоне которых происходят наблюдения за птицами.

Главным содержанием календарей всех возрастных групп (а для

младших — единственным) является состав птиц. Внесение данных в

календарь 1 раз в 2 недели в разгар зимней подкормки в

младшей – старшей группах позволяет детям хорошо познакомиться с

многообразием. зимующих птиц. Троекратное внесение данных в

календарь (в конце осени, зимой, в начале весны) в подготовительной

группе дает возможность проследить с детьми динамику изменения

состава птиц, связанную с осенне-весенними миграциями.

Как ведение календаря влияет на умственное воспитание детей? В

результате регулярных наблюдений младшие дошкольники

получают первые впечатления о видовом различии птиц. Работа с

календарем создает для этого дополнительные возможности. Дети

вместе с воспитателем находят карточки с изображением пернатых,

прилетавших к кормушке, и сравнивают их с образами птиц,

за которыми наблюдали. Ежедневное повторение этой процедуры в течение 2 недель способствует формированию у детей отчетливых

Кроме моделирования закономерных процессов природы (сезонные изменения, рост и развитие живых существ) с детьми можно изготовить целый ряд моделей, которые воспроизводят отдельные явления или объекты природы и позволяют дошкольникам познать их существенные стороны. Графическое моделирование может быть использовано при составлении карты-схемы помещения группы, участка детского сада, территории ближайшего природного окружения. Моделирование пространства, в котором протекает жизнедеятельность ребенка, помогает ему по-новому взглянуть на окружающий мир. Составление карты-схемы особенно целесообразно при создании экологической тропы, определении маршрута в природу, по которому дети регулярно совершают прогулки и экскурсии.

С детьми старшего дошкольного возраста можно сделать самодельный глобус (из папье-маше на мяче или воздушном шаре, либо другим способом).

Такой глобус позволяет давать информацию о Земле постепенно и небольшими порциями: в течение учебного года приклеивать материки, обозначать государства, города, моря,; которые так или иначе оказались в поле зрения детей, наносить1 печатными буквами их названия. Большой интерес у дошкольников вызывают путешествия по глобусу, приклеивание изображений животных, проживающих в океанах, на других материках.

Полезна демонстрация картонных моделей, на которых представлено одно из закономерных и широко распространенных явлений животного мира - защитная окраска покровов: маскировочная, отпугивающая, расчленяющая. Воспитатель сам или вместе с детьми может изготовить модель бабочки павлиньего глаза на коре дерева и с помощью подвижных крыльев демонстрировать то маскировочную окраску нижней их стороны, то яркие и отпугивающие, похожие на глаза, пятна на верхней их стороне. Модель можно использовать многократно, показывая морфофункциональную приспособленность насекомого к окружающей среде: бабочка неподвижно отдыхает на дереве, сложив крылья (в этот момент ее защищает маскировочная окраска); бабочка тревожится - открывает и закрывает крылья, отпугивая всех, кто к ней приближается, крупными синими "глазами" на верхней стороне крыльев.

Другая модель дает возможность формировать у детей обобщенное представление о маскировке как таковой. После демонстрации на пестрой и белой части панели 3-4 фигур (геометрических и в форме животных) в неподвижном состоянии и в движении вдоль прорези, дети начинают понимать, что для маскировки любого объекта необходимо сочетание двух условий: окраски, совпадающей с фоном, и неподвижности. Таким образом становится очевидной объективно существующая, но скрытая от восприятия ребенка связь между строением, поведением животного и его средой обитания.

В познавательную деятельность детей целесообразно включить такие предметные модели, с которыми они смогут совершать практические действия.

Таким образом, модели и моделирование позволяют демонстрировать существенные экологические связи в природе, поэтому процесс моделирования и использования готовых моделей является методом экологического воспитания.

2.Наглядные пособия и их роль в экологическом воспитании детей

В дошкольном возрасте преобладает образное мышление, потому формирование разнообразных реалистических представлений о природе проходит особенно успешно, если воспитатель постоянно использует различные формы наглядности. Демонстрационные учебные картины и маленькие раздаточные картинки, слайды, диафильмы, репродукции и видеофильмы позволяют рассказ воспитатель его объяснения, чтение познавательной литературы сделать образным, показать ребенку то, что стоит за словом и недоступно пока его наблюдению.

Каждое дошкольное учреждение и отдельные воспитатели имеют различный иллюстративный материал, правдиво и разнообразно отражающий природу: наглядные пособия, фотографии, вырезки из календарей и журналов, репродукции произведений известных художников. Весь этот материал может быть использован в педагогическом процессе самым различным образом - для рассматривания, рассказывания, беседы, для формирования у детей новых представлений и уточнения имеющихся, для оформления выставок, игр-путешествий, досугов. Выше уже отмечалась роль картинок для календарей: карточки, на которых изображены новорожденные хомячки, полностью восполняют пробел наблюдений; карточки с изображением атмосферных явлений служат средством фиксации наблюдений за погодой.

Особую ценность имеют цветные, большого размера учебно-наглядные пособия, на которых изображены разные экосистемы (лес, луг, степь, пустыня, тундра, полярный край, пруд или озеро, море), а также картины, на которых представлена природоохранная или сельскохозяйственная деятельность людей. В этом ряду наиболее значимыми являются картины с изображением леса и лесных животных в разные времена года.
В России лес разного состава занимает большие пространства; он широко представлен в народных и авторских сказках, в литературных произведениях, в живописи. Тема леса традиционно является важной в ознакомлении детей с природой.

Экологическое воспитание дошкольников на примере лесной экосистемы имеет очень большое значение, оно базируется на ряде существенных аспектов:

- Все лесные животные имеют ярко выраженные внешние морфофункциональные приспособительные особенности, доступные познанию детям дошкольного возраста (маскировочная окраска покровов, например, у зайца-беляка, белки, ежа, ящерицы, лягушки; приспособленность к быстрому передвижению по земле и по деревьям; приспособленность к нахождению и поеданию пищи, к защите от врагов, выращиванию потомства).

- Жизнь леса подчинена сезонным закономерностям неживой природы: деревья, кустарники имеют сезонный облик, так же как и покров лесной почвы (грибы, ягоды, травы, опавшие хвоя и листья); образ жизни животных также носит сезонно приспособительный характер (например, зимняя спячка бурого медведя, ежа; выведение потомства разными животными в весенне-летний период; линька, запасание кормов и пр.).

- Лес - это сообщество растений и животных, все они связаны между собой цепочками питания (растительноядные животные поедают разные части растений, хищники нападают на растительноядных животных).

Все эти моменты, если они представлены на картине учебного пособия, дают возможность формировать у детей первоначальные представления о лесе как экосистеме, причем картина в силу своей статичности позволяет длительно ее рассматривать, многократно обсуждать, сосредоточивать внимание ребят на разных явлениях из жизни леса, т.е. в определенном отношении, для детей дошкольного возраста, картина является универсальной наглядностью, она важнее, чем видео или слайд-фильм. Рассматривание картин экологического содержания может предшествовать экскурсии в лес и завершать ее.

Начинать рассматривать такие картины с целью формирования у детей отчетливых и правильных представлений целесообразно со средней группы. У четырехлетних дошкольников преобладают сказочные представления о лесе и его обитателях, их собственный опыт в этой области еще невелик, поэтому картина дает возможность: показать реальные объекты и события; сделать доступным восприятию из жизни лесной экосистемы то, что обычно скрыто, показать лесных животных в их естественной среде.

Формирование реалистических представлений о природе на основе картин пойдет эффективнее и быстрее, если воспитатель в процессе их рассматривания употребляет правильные обозначения-термины (например, не зайчик, а заяц-беляк; не мишка, а бурый медведь), делает пояснения достоверного содержания, исключает уменьшительно-ласкательные формы и обороты речи.

Со старшими дошкольниками эта же картина поможет обсудить следующие вопросы: как они приспособлены к передвижению по снегу, какие у них ноги, как они петляют, ложатся в лежку, какие у них зубы и почему они могут грызть кору. Рассматривая беляков, воспитатель рассказывает о приспособительных особенностях строения глаз, ушей, о значении весенней и осенней линьки.

Не менее важными являются картины сельской тематики: жизнь домашних животных в разное время года, уход человека за ними, их использование в хозяйстве - все интересно детям, особенно городским, которым не так часто доводится видеть деревенскую жизнь.

Еще один тип демонстрационных картин имеет большое значение для ознакомления детей с природой - картины, на которых животные представлены в крупном масштабе и со своими детенышами. Такие "портретные" картины особенно важны для младших дошкольников, восприятие которых еще недостаточно развито и легко сосредоточивается на четко прорисованных (без излишней детализации) цветных изображениях. Такие картины помогают формировать у маленьких детей первоначальные представления о домашних животных и их детенышах, позволяют обучать, сравнивать, обозначать словом увиденное, включать картины в простейшие сюжетные игры (например, "покормим корову сеном", "угостим козу ветками" и т.п.). Для детей старшего дошкольного возраста такого рода картины целесообразны, если на них представлены экзотические, малоизвестные животные.

Давая детям первоначальные знания о животных на основе картин, воспитатель должен смоделировать их реальные размеры. При этом единицей измерения становится он сам - действиями и движениями обозначает истинные размеры животного. Например, рассказывая о белке, воспитатель сообщает и показывает, что это небольшой зверек: он умещается на ладони взрослого человека.

Наряду с большими картинами, начиная со средней группы, используются наборы маленьких карточек с четким цветным изображением самых различных животных и растений. Они используются как раздаточный материал, с ними можно проводить дидактические игры, упражнения, создавать проблемные ситуации.

Картины важны не только для познавательного, но и для эстетического развития детей: красивый пейзаж останавливает взор, успокаивает и волнует одновременно, оставляет сильное эмоциональное впечатление. В дошкольном учреждении, как правило, много пейзажей, выполненных в разной технике (живопись, графика, репродукции, металлографика, художественная фотография). Можно вставить их в рамки и периодически организовывать мини выставки на разные темы. Воспитатели, посещая с дошкольниками такие выставки, учат их видеть красоту природы, отраженной в произведении искусства, красоту предмета, созданного человеком на основе впечатлений от природы, учит радоваться красивому предметному окружению, беречь его.

Яркие впечатления оставляют у детей познавательные видеофильмы: если есть аппаратура, надо собирать фильмы о лесе, пустыне, обитателях арктических и тропических зон. Завораживающе действует на детей, например, показ моря. Неоднократный показ детям животных жарких стран на картинках или в зоопарке расширяет их кругозор, вызывает интерес к окружающему миру. Есть учебные фильмы, в которых запечатлена жизнь муравейника, пчелиной семьи, подводных обитателей морей и океанов.

Важно иметь в фонотеке детского сада различные музыкальные произведения (классические, детские, современные), отражающие природу, ее явления, деятельность людей. Таким образом, наличие разнообразных наглядных пособий и художественных произведений в детском саду, содержательно и эмоционально отражающих объекты и образы природы, является важным условием полноценного экологического воспитания детей.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое моделирование и моделирующая деятельность при ознакомлении детей с природой? Почему недостаточно наблюдений в природе?

2. Какие бывают модели? Что такое графическая модель?

3. Как в календаре моделируются сезонные явления природы? Чем различаются календари разных возрастных групп?

4. Что отражает годичный календарь, состоящий из 12 страниц? Почему его можно назвать экологической моделью сезонных изменений в природе?

5. Как моделируются рост и развитие растений? Чем различаются календари наблюдений за ростом лука в разных возрастных группах? Являются ли эти календари моделью?
6. Как создается календарь наблюдений за развитием овощной (или цветочной) культуры, растущей в открытом грунте? Почему такой календарь можно назвать графической моделью, экологической моделью?

7. Как моделируется рост и развитие животных? В чем своеобразие такого календаря?
8. Как осуществляется организация зимней подкормки птиц? Каково ее природоохранное значение? Что она дает для педпроцесса, для экологического воспитания детей?

9. Как моделируется жизнедеятельность птиц в зимнее время? Чем отличаются календари наблюдений за птицами в разных возрастных группах?

10. Календарь какой группы (младшей или подготовительной к школе) можно назвать экологической моделью? Что он отражает?

11. Что такое предметные модели? Какие явления природы с их помощью можно демонстрировать детям?

12. В чем разница между наблюдением объектов природы и их моделированием?

13. Какую роль в экологическом воспитании детей играют наглядные пособия? Что с их помощью можно показать?

14. Зачем нужны большие и маленькие картины, как они могут быть использованы в педагогическом процессе?

15. Зачем нужны произведения искусства о природе? Как их можно использовать в воспитании и развитии детей?

Лекция 6. Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста

1.Связь игры с экологическим воспитанием.

2.Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании детей.

1.В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы "погрузить" детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия "природного" содержания.

Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое ее и спровоцировало.

Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т.е. он физически и морально не ограничен в этой деятельности. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учета специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов, ограничивают практическую деятельность ребенка. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми существами, познание природы игровым способом должны строиться по определенным правилам.

Читайте также: