Что такое медицинское освидетельствование

Обновлено: 25.06.2024

Сейчас в моем производстве находится дело по ст. 12.26 КоАП РФ. Говорить о перспективах пока рано, но поделюсь своими наработками, так как вскрылась проблематика и как мне кажется, существует она в разных округах Москвы.

События, имевшие место в феврале этого года, развивались по обычной схеме: остановили водителя, якобы разглядели признаки опьянения, предложили пройти освидетельствование на месте. После получения неоднократных отрицательных результатов, решили отвезти в медицинский кабинет, в нашем случае № 1, тот который в СВАО, на улице Вешних Вод. Надеясь на быстрый результат, неоднократно предлагали оформить отказ. В кабинете медицинского освидетельствования результаты забора выдыхаемого воздуха вновь были отрицательными. К сожалению, в силу физиологических особенностей отобрать биологический материал (мочу) не получилось. Достаточное количество воды выпить дали, а вот ждать не захотели. После этого сотрудники ДПС ретировались и оставили моего доверителя одного, а врач выдал крайне важный документ, именуемый направление!

Из содержания направления следовало, что не позже 6 часов после получения направления требуется обратиться в кабинет № 4 отделения медицинского освидетельствования на состояние опьянения по такому то адресу. При этом врач, этим же документом уведомил, что в случае неявки, либо обращения позднее, будет вынесено заключение "От медицинского заключения отказался".

Проанализировав действующее законодательство, я пришел к выводам о незаконности таких действий.

В соответствии с порядком проведения освидетельствования на состояние опьянения, утвержденному приказом Минздрава России от 18.12.2015 № 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)" медицинское освидетельствование включает в себя следующие осмотры врачами-специалистами, инструментальное и лабораторные исследования:

а) осмотр врачом-специалистом (фельдшером);

б) исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя;

в) определение наличия психоактивных веществ в моче;

г) исследование уровня психоактивных веществ в моче;

д) исследование уровня психоактивных веществ в крови.

Пунктом 12 Порядка закреплено, что при медицинском освидетельствовании отбор биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико-токсикологические исследования осуществляется вне зависимости от результатов исследований выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя. Обращаю внимание, что направляется биологический материал лица, а не само лицо и за свой счет для сдачи материала в другом месте. Данная правовая позиция подтверждается пунктом 13 анализируемого Порядка, которым закреплена учетная форма N 452/у-06 (направление), заполнение которой должны проходить в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 № 40 "Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ".

Обратившись к пункту 19 Порядка, вновь подтверждены мои мысли, так как медицинское заключение "От медицинского освидетельствования отказался" выносится в случаях:

а) отказа освидетельствуемого от проведения медицинского освидетельствования (до начала его проведения);

б) отказа освидетельствуемого при проведении медицинского освидетельствования от осмотра врачом-специалистом (фельдшером), от любого инструментального или лабораторных исследований, предусмотренных пунктом 4 Порядка;

в) фальсификации выдоха;

г) фальсификации пробы биологического объекта (мочи).

В данном случае мой доверитель от прохождения освидетельствования не отказывался, для сдачи крови в другой кабинет не явился, поскольку фактически находился под административной процедурой и доставлен туда не был, средств к проезду не имел (управлял автомобилем каршеринга).

Помимо этого, крайне удивительным было отношение судьи к делу и процедуре, но об этом после следующего заседания…

Власов Андрей

Практикующим адвокатам и юристам хорошо известно, насколько трудно доказать невиновность водителя по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.8 (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения) и 12.26 (невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения) КоАП РФ.

Нередко суды не обращают внимания ни на процессуальные нарушения, ни на ошибки при составлении документов, ни на противоречия показаний понятых и сотрудников ДПС, ни на показания свидетелей и лица, привлекаемого к административной ответственности. Нормы ст. 49 Конституции РФ и ст. 1.5 КоАП, предусматривающие презумпцию невиновности, применяются редко.

Приведу пример из своей адвокатской практики.

10 мая 2019 г. Наталья Амхадова, управляя автомобилем, стала участницей ДТП, в результате которого получила тяжкий вред здоровью.

С места аварии она была госпитализирована в медучреждение г. Новосибирска, где у нее, пока она находилась в бессознательном состоянии, были взяты биологические образцы для проведения химико-токсикологического исследования на предмет алкогольного и наркотического опьянения. По результатам исследования в крови Амхадовой было выявлено содержание этанола в количестве 0,46 гр/л.

Результаты освидетельствования послужили основанием для привлечения Амхадовой к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП.

Свою вину в правонарушении Наталья Амхадова не признавала и настаивала на своей невиновности, указывая на фальсификацию результатов химико-токсикологического исследования.

После моего вступления в дело в качестве представителя интересов доверительницы и участия в судебном разбирательстве у мирового судьи удалось установить обстоятельства, вызывающие сомнение в соблюдении порядка получения биологических образцов для проведения химико-токсикологического исследования.

В приложении № 3 к Порядку проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденному Приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 г. № 933н, установлены Правила проведения химико-токсикологических исследований при медосвидетельствовании (далее – Правила).

Согласно п. 6 Правил при невозможности проведения клинического исследования у водителя производится забор крови из поверхностной вены в объеме 15 мл в две пробирки объемом 10 и 5 мл. Пробирка с объемом крови 10 мл используется для проведения химико-токсикологических исследований, вторая (с объемом крови 5 мл) хранится как контрольный образец.

В каждом лечебном учреждении, где проводится забор крови для химико-токсикологических исследований, ведется журнал регистрации отбора биологических объектов. В нем указываются:

  • дата и время забора биоматериала;
  • ФИО лица, у которого производится забор;
  • наименование биоматериала и его объем;
  • код, присваиваемый биологическому объекту;
  • дата направления биологических объектов на исследование;
  • подпись освидетельствуемого лица;
  • фамилия лица, ответственного за взятие биоматериала.

Выписка из журнала, представленная в суд, содержала отметку о том, что у Натальи Амхадовой для проведения химико-токсикологических исследований было взято не 15 мл крови, как того требует порядок освидетельствования, а всего 4 мл крови плюс моча. При заборе крови женщина находилась под наркозом (по медицинским документам наркоз был введен за 10 минут до забора биоматериала), поэтому факт забора у нее крови засвидетельствовать не могла.

Нас с доверительницей заинтересовало, в результате каких манипуляций 4 мл крови превратились в 15, и я ходатайствовал перед судом о проведении молекулярно-генетической экспертизы с целью определить принадлежность доверительнице контрольного образца.

В заявленном ходатайстве суд отказал. Тогда я потребовал провести повторное исследование по контрольному образцу.

В результате повторного исследования 25 сентября того же года было установлено содержание этанола в крови в объеме 0,28 гр/л, что меньше установленного предела и свидетельствовало об отсутствии у моей доверительницы состояния опьянения (состоянием опьянения считается концентрация этанола в крови в объеме более 0,3 гр/л).

Однако данные обстоятельства не смутили мирового судью, и 18 октября он вынес постановление о лишении Натальи Амхадовой водительских прав на полтора года со штрафом в 30 тыс. руб.

Постановление я обжаловал в Октябрьский районный суд г. Новосибирска. Рассмотрев жалобу, суд вернул дело на новое рассмотрение с указанием мировому судье дать надлежащую оценку доказательствам, устранить имеющиеся противоречия и провести необходимые экспертизы (решение по делу № 12-548/2019).

Безусловно, и это постановление было обжаловано.

3 августа 2020 г. Октябрьский районный суд г. Новосибирска поставил точку в этом вопросе. Судья Марина Борзицкая разрешила дело на основании закона и исследованных доказательств.

Так, в судебном заседании был допрошен свидетель – фельдшер скорой помощи, оказывавший пострадавшей Амхадовой первую помощь. Свидетель показал, что для оказания неотложной медпомощи в вену пострадавшей был введен катетер, а место ввода было обработано спиртовой салфеткой, которая осталась на месте ввода. Впоследствии из того же катетера был произведен забор крови на химико-токсикологическое исследование. Этот факт послужил окончательным доводом, убедившим суд в невиновности моей доверительницы.

В итоге суд пришел к выводу, что порядок медицинского освидетельствования пациента в лечебном учреждении действительно был нарушен, и допущенные нарушения являются неустранимыми. Следовательно, в материалах дела отсутствует состав административного правонарушения.

Таким образом, постановление мирового судьи о привлечении Натальи Амхадовой к административной ответственности было отменено, а производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП (решение по делу № 12-281/2020).

Данное дело демонстрирует, что лечебные учреждения не всегда должным образом соблюдают порядок проведения освидетельствования водителей на состояние опьянения.

Так, в предоставленной копии журнала не было ни одного пациента, у которого забор биологических сред был произведен без нарушений (в частности, у Амхадовой объем взятой для исследования крови составил 4 мл, у остальных – 9–10 мл при установленной норме 15 мл). Наркологические диспансеры не обращают внимания на несоответствие представленных анализов, нередко осуществляя подлог документов, указывают в справках исследования объемы биологических жидкостей согласно Правилам, а не фактически полученные. А поскольку такие нарушения распространены, и для адвокатов есть поле деятельности по защите нарушенных прав граждан.

20130801_171142
Ответственность

В соответствии с ч. 1 ст. 12.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях, невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения — влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
С 01 сентября 2013 года отказ от медицинского освидетельствования (либо управление транспортным средством в состоянии опьянения) приведет одновременно к следующим неблагоприятным для водителя последствиям:
1. Лишение водительского удостоверения на срок от 1,5 до 2 лет;
2. Административный штраф в размере 30 000 руб.;
3. Необходимость пересдачи теоретического экзамена на знание ПДД РФ после окончания срока лишения для получения водительского удостоверения;
4. Необходимость предоставления медицинской справки для получения водительского удостоверения после окончания срока лишения.

Перспективы

Рассмотрение судами дел об отказе от прохождения медицинского освидетельствования

  • доказать, что водитель не управлял транспортным средством;
  • доказать незаконность предъявленного водителю инспектором ГИБДД требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
  • доказать нарушение порядка направления водителя на медицинское освидетельствование;
  • доказать, что имел место отказ от освидетельствования, а не отказ от медицинского освидетельствования.

В приведенном выше списке указаны далеко не все возможные варианты действий. Каждое дело имеет свои правовые аспекты и зацепки, в связи с чем, подлежит индивидуальному анализу.

Процедура направления водителя на медицинское освидетельствование

Остановленный сотрудником ГИБДД водитель, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения.
Достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков:

  • запах алкоголя изо рта;
  • неустойчивость позы;
  • нарушение речи;
  • резкое изменение окраски кожных покровов лица;
  • поведение, не соответствующее обстановке.

Таким образом, при выявлении вышеуказанных признаков у водителя, сотрудник ГИБДД предлагает ему пройти освидетельствование на месте. Именно освидетельствование на состояние опьянения на месте, а не медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Необходимо знать, что водитель имеет право отказаться от прохождения освидетельствования на состояние опьянения. Отказаться же от прохождения медицинского освидетельствования водитель не может. В противном случае водитель как раз и будет привлечен к административной ответственности по ст. 12.26 ч. 1 КоАП РФ за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Однако предложить пройти водителю освидетельствование на состояние опьянения сотрудник ГИБДД обязан. Поэтому следует внимательно читать все протоколы и, если водителю не предлагали пройти освидетельствование на состояние опьянения, надо отразить это в подписываемом протоколе. Отказ от освидетельствования, которое проводится инспектором ГИБДД, не может стать основанием привлечения водителя по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ.
Направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит:

  • при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;
  • при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;
  • при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Выводы

Не стоит рассчитывать на то, что вопрос удастся решить в суде самостоятельно и без помощи квалифицированного специалиста. Отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения это нарушение, которое требует правильного юридического подхода.

Только анализ ситуации квалифицированным специалистом и выверенная линия защиты помогут Вам избежать лишения и (или) вернуть права за отказ от медицинского освидетельствования.


Т. Н. Малицкая
автор статьи, специалист по бухгалтерскому учету и налогообложению, вопросам кадрового делопроизводства, налогообложения заработной платы, применения трудового законодательства, руководитель ЦОК Аскон

Для отдельных категорий сотрудников законодательством предусмотрена обязанность прохождения медицинских осмотров, а для их работодателей – установлена обязанность по организации и финансированию таких осмотров.Так какие же осмотры и как часто работодатели должны проводить? Какова мера ответственности работодателя за непроведение обязательного медицинского осмотра? Существует ли ответственность для работников за непрохождение обязательных осмотров? Ответы читайте в нашей статье.

Трудовой кодекс запрещает работодателям допускать к исполнению обязанностей сотрудников, не прошедших обязательные медицинские осмотры, психиатрические освидетельствования, а также при наличии медицинских противопоказаний[1]. Так что же такое медицинский осмотр? Если сформулировать кратко – это контрольное медицинское обследование состояния здоровья работников и один из важнейших компонентов первичной профилактики профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний.

Законодательство РФ выделяет следующие виды медосмотров[2]:

  • профилактический, проводимый в целях раннего выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития;
  • предварительный, проводимый при поступлении на работу или учебу;
  • периодический, проводимый с определенной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников;
  • предсменные (предрейсовые), проводимые перед началом рабочего дня, в целях выявления признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей;
  • послесменные (послерейсовые), проводимые по окончании рабочего дня, в целях выявления признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • иные установленные законодательством РФ виды медицинских осмотров.

Наличие последнего пункта говорит о том, что данный перечень видов медосмотров не является исчерпывающим. Также следует сказать о том, что в отношении некоторых категорий граждан законодательством РФ предусмотрено проведение углубленных медицинских осмотров. Представляют они собой периодические медицинские осмотры с расширенным перечнем участвующих в них врачей-специалистов и методов обследования.

Статья 213 ТК РФ устанавливает случаи обязательного прохождения осмотров для следующих категорий работников:

  • лица, занятые на работах с вредными, опасными условиями труда (в т. ч. на подземных работах), а также связанных с движением транспорта;
  • сотрудники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений;
  • работники, осуществляющие отдельные виды деятельности (в т. ч. связанной с источниками повышенной опасности).

А приказом Минздравсоцразвития утверждены перечни вредных или опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых необходимо проводить обязательные предварительные и периодические медицинские обследования[3].

Кроме того, обязательные медосмотры при приеме на работу должны проходить следующие категории граждан:

  • лица, не достигшие 18 лет[4]
  • лица, принимаемые на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей[5]
  • лица, принимаемые на работу вахтовым методом[6]
  • лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств[7]
  • сотрудники, занятые на подземных работах[8]
  • спортсмены[9]

Медосмотры проводят лицензированные медицинские организации. Порядок действий при проведении периодических осмотров можно привести в виде схемы.

Работодатель:

  • разрабатывает и утверждает поименный список работников, для которых периодический медосмотр обязателен
  • направляет поименный список работников в Роспотребнадзор в течение 10 дней с даты его утверждения
  • согласовывает с медицинской организацией дату начала медосмотра
  • направляет поименный список работников в медицинскую организацию не позднее чем за 2 месяца до запланированной даты начала медосмотра
  • знакомит работников под роспись с графиком проведения медосмотра не позднее чем за 10 дней до его начала
  • оформляет направления на медосмотр и выдает их сотрудникам
  • сообщает в ФСС РФ сведения о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах путем заполнения таблицы 10 формы 4-ФСС

Медицинская организация:

  • составляет календарный план медосмотра, согласовывает его с работодателем и утверждает у руководителя медорганизации
  • формирует постоянно действующую врачебную комиссию
  • комиссия определяет необходимость участия соответствующих врачей-специалистов, виды и объемы необходимых исследований
  • проводит осмотр и забор анализов
  • оформляет: медкарту амбулаторного больного (хранится в медорганизации), паспорт здоровья работника (если ранее не оформлялся), по окончании осмотра паспорт выдается работнику на руки, 2 экземпляра заключения по результатам осмотра. Заключение подписывает председатель комиссии и один экземпляр выдается работнику на руки, второй – приобщается к карте амбулаторного больного
  • направляет работника в центр профпатологии (при наличии признаков профзаболевания)
  • по итогам медосмотра не позднее, чем через 30 дней после его окончания совместно с работодателем и Роспотребнадзором обобщает результаты медосмотра и составляет окончательный акт
  • заключительный акт в течение 5 дней с даты утверждения направляет:работодателю, в Роспотребнадзор, региональный центр профпатологии
  • прибывает в медорганизацию в назначенную дату с документами: паспорт, направление на медосмотр, паспорт здоровья (при наличии), решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование (при необходимости) 10
  • проходит медосмотр

На основании медицинских рекомендаций, указанных в заключительном акте, могут проводиться внеочередные медицинские осмотры. Предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления, выданного работодателем.

В направлении следует указать:

  • наименование работодателя
  • форма собственности и вид экономической деятельности работодателя по ОКВЭД
  • наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН
  • вид медицинского осмотра (предварительный)
  • фамилия, имя, отчество лица, поступающего на работу
  • дата рождения лица, проходящего осмотр
  • наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), в котором будет трудиться лицо, поступающее на работу
  • наименование должности (профессии) или вида работы
  • вредные или опасные производственные факторы, а также вид работы в соответствии с утвержденным работодателем контингентом работников, подлежащих предварительным осмотрам

Указанное направление должно быть подписано уполномоченным представителем работодателя с указанием его должности, фамилии, инициалов. Данное направление следует выдавать соискателю под роспись. Кроме того, работодатель должен вести учет выданных направлений. В свою очередь, для прохождения предварительного осмотра лицо, поступающее на работу, представляет в медицинскую организацию документы (см. схему выше)[10]. Следует отметить, что предварительный осмотр считается завершенным, когда направленное на медосмотр лицо, осмотрено всеми врачами-специалистами и когда выполнены все лабораторные и прочие исследования. По окончании прохождения осмотра гражданину, поступающему на работу, выдается заключение, в котором указывается, выявлены ли медицинские противопоказания для выполнения работы или нет. Данные о прохождении медосмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки.

В силу ст. 214 ТК РФ работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами. В свою очередь, работодатель согласно ст. 212 ТК РФ обязан не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медосмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний. Таким образом, если лицо, поступающее на работу, не прошло обязательный предварительный медосмотр (отказалось от его прохождения) или в результате осмотра у него были выявлены медицинские противопоказания для работы по определенной должности – работодатель должен отказать ему в приеме на данную должность.

Если же работодатель не организовал прохождение обязательного предварительного медосмотра и оформил прием на работу (допустил к работе) без медицинского заключения, то в случае проверки контролирующими органами он может быть привлечен к административной ответственности, а трудовой договор придется прекратить вследствие нарушения установленных Трудовым кодексом или иным федеральным законом правил его заключения[11]. При этом до прекращения трудового договора работодатель должен предложить работнику другую должность, которую он может выполнять с учетом его состояния здоровья[12].

Если в заключении трудового договора о выполнении работы, противопоказанной работнику по состоянию здоровья на основании с медицинского заключения, выданного в установленном порядке, отсутствует вина работника – при увольнении ему должно быть выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Если же нарушение произошло по вине работника, то работодатель не обязан предлагать ему другую работу и выплачивать выходное пособие[13].

Если сотрудник не прошел обязательный медосмотр или психиатрическое освидетельствование или в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке, выявлены противопоказания для выполнения работы, обусловленной трудовым договором – работодатель должен отстранить этого сотрудника от работы.

Помимо отстранения такой работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности согласно ст. 192 ТК РФ, а работодатель, допустивший сотрудников к работе без прохождения в установленном порядке обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, осмотров в начале рабочего дня (смены), психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, – привлекается к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Штраф за данное нарушение составляет для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей от 15 000 до 25 000 руб., для юридических лиц – от 110 000 до 130 000 руб.

В случае совершения аналогичного нарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию, ему грозит более суровое наказание:

Читайте также: