Что такое математическое обеспечение ас

Обновлено: 02.07.2024

Сегодня мы поговорим об отечественных стандартах на проектную документацию. Как эти стандарты работают на практике, чем они плохи и чем хороши. При разработке документации для государственных и серьезных частных заказчиков у нас обычно нет выбора — в требования по документированию ТЗ вписано соблюдение стандартов. На практике мне приходилось сталкиваться с различными примерами недопонимания структуры стандартов, того, что должно быть в документах и зачем эти документы нужны. В итоге из-под пера техписателей, аналитиков и специалистов выходят порой такие перлы, что непонятно, в каком состоянии сознания они писались. А ведь на самом деле все достаточно просто. Поиск по Хабру не вернул ссылок на более-менее целостный материал на данную тему, потому предлагаю закрасить этот досадный пробел.

Что такое стандарты на документацию?

В серии 34, о которой идет речь, существует всего 3 основных стандарта по документированию:

Самый любимый и популярный стандарт по разработке ТЗ. Единственное, не стоит забывать, что он крепко связан с другими стандартами серии и если вы получили ТЗ, выполненное по данному стандарту, крайне желательно придерживаться и других стандартов, даже если об этом нет прямых требований. Хотя бы в плане общей идеологии (о которой ниже)

Это базовый документ, в котором приводится полный перечень документации ГОСТ 34, рекомендации по кодированию документов, к каким стадиям проекта относятся документы (стадии описываются в ГОСТ 34.601-90), а также как их можно объединить между собой.

Фактически, этот стандарт представляет собой большую таблицу с комментариями. Ее можно загнать в Excel для удобства использования.

Объемистый стандарт, с различной степенью детальности описывающий содержание проектных документов. В качестве индекса используется упомянутый выше ГОСТ 34.201-89.

Рассмотрим теперь плюсы и минусы стандартов, начав традиционно с минусов.

Минусы стандартов

Основной минус всем очевиден — стандарты старые. В них заложено устаревшее представление об архитектуре автоматизированной системы. Например:

Что в стандарте хорошо

А стандарты ГОСТ 34 хороши еще и тем, что они составлялись умными людьми, обкатывались годами и у них есть четкая цель — максимально полно описать на бумаге сложную абстрактную сущность, которую представляет собой любая АСУ.

Как читать и понимать стандарты документации по ГОСТ серии 34

Стадии создания АСУ

Стадии создания определены в ГОСТ 34.601-90. Имеют отношение к документированию из них три:

  • Эскизный проект (ЭП)
  • Технический проект (ТП)
  • Разработка рабочей документации (РД)

Технический проект описывает будущую систему со всех ракурсов. Документы стадии ТП должны после прочтения оставлять после себя полную ясность в предлагаемых подходах, методах, архитектурных и технических решениях. На следующей фазе уже поздно будет описывать подходы и обосновывать технические решения, так что фаза П является ключом к успешной сдаче работ, так как все многообразие требований ТЗ должно находить отражение в документах фазы П. На этапе П система может вообще не существовать.

Рабочая документация предназначена для успешного развертывания, ввода в действие и дальнейшей эксплуатации новой системы. Это документы, содержащие совершенно конкретные сведения, описывающие физически существующие сущности, в отличие от фазы П, где описывается будущее великолепие.

Части (разделы) проектной документации по созданию АСУ

Автоматизированная система в представлении составителей ГОСТ представляет собой совокупность железа, софта и каналов связи, которая обрабатывает приходящую из разных источников информацию в соответствии с некими алгоритмами и выдает результаты обработки в виде документов, структур данных или управляющих воздействий. Примитивная модель простейшего автомата.

Короче, на фазе РД документы Информационного обеспечения представляют собой довольно зловредный рудимент, так как формально они быть должны, но наполнять их особенно нечем.

Программное обеспечение (ПО). Любимая всеми часть проектной документации. Да хотя бы потому, что это всего один документ! И потом, всем понятно, что туда нужно записывать. Но я, все-же, повторю.

Техническое обеспечение (ТО). Не менее любимая всеми часть проектной документации. Радужную картину омрачает только обилие документов, которые требуется разрабатывать. Всего по стандарту требуется разработать 22 документа, из них 9 на стадии ТП.

Организационное обеспечение (ОО). Подавив в себе нормальное для технаря желание проскочить этот раздел поскорее, наоборот, рассмотрю его более подробно. Так как, коллеги, в последнее время на проектах наметились нехорошие тенденции, которые требуют внесения ясности именно в этот раздел.

На стадии РД появляются другие, более интересные документы, которые мне бы хотелось рассмотреть отдельно.

Руководство пользователя. Комментарии излишни, я думаю.

Методика (технология) автоматизированного проектирования. В этот документ при необходимости можно поместить описание процесса сборки ПО, управления версиями, тестирования и т.п. Но это если в ТЗ заказчик желает самолично осуществлять сборку ПО. Если он этого не требует (и не платит за это), то вся ваша внутренняя кухня не его ума дело, и этот документ делать не нужно.

Технологическая инструкция. В связи с модой на формализацию бизнес процессов, в этот документ ушлый заказчик иногда стремится запихнуть регламенты работы службы эксплуатации. Так вот, делать этого ни в коем случае не нужно.

Описание бизнес-процессов, ролевые и должностные инструкции, регламенты работы — все это ОРД, то есть организационно-распорядительная документация. Которая является продуктом консалтингового проекта, который у вас, насколько я понимаю, не покупали. А покупали у вас проект технический и документацию к нему тоже техническую.

Общесистемные решения (ОР). Стандартом предусмотрено 17 документов раздела ОР. Во-первых, это почти все документы предварительной фазы Эскизного проектирования. Во-вторых, это всевозможные сметы, расчеты и краткие описание автоматизируемых функций. То есть, информация для людей не с основного ИТ-производства, а для вспомогательного персонала — менеджеров, сметчиков, специалистов по закупкам, экономистов и т.п.

Варианты использования ГОСТ 34

Заключение

Эта статья была о наших ГОСТах на документирование АСУ. ГОСТы старые, но, как оказалось, до сих пор очень даже полезные в хозяйстве. Не считая некоторые явные рудименты, структура документации обладает свойствами полноты и непротиворечивости, а следование стандарту снимает многие проектные риски, о существовании которых мы можем по началу не догадываться.

Надеюсь, изложенный материал был вам полезен, или, как минимум, интересен. Несмотря на внешнюю скуку, документирование является важной и ответственной работой, аккуратность в которой так же важна, как и при написании хорошего кода. Пишите хорошие документы, коллеги! А я на следующей неделе отправляюсь в две подряд командировки, так что публикацию новых материалов не гарантирую (загашника у меня нет, пишу из головы).

Математическое обеспечение — совокупность математических методов, моделей и алгоритмов для реализации целей и задач АИС.

К средствам математического обеспечения относятся средства моделирования процессов управления; методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.

Программное обеспечение(ПО) – это совокупность комплекса различных по функциям и взаимосвязанных программ, участвующих в решении задач в составе АИС, и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ.

ПО развивается исходя из требований других видов обеспечения АИС. При обработке данных ПО является связующим звеном между комплексом технических средств и другими подсистемами АИС. Таким образом, ПО призвано оживить технические средства, то есть заставить их выполнять операции по обработке информации.

В состав программного обеспечения входят:

· общесистемноеПО – это совокупность программ и программных комплексов для обеспечения работы компьютера и сетей ЭВМ.

· прикладное (специализированное) ПО - предназначено для решения функциональных задач в составе АИС и работы пользователей.

· техническая (программная) документация - необходима для пользователей ПО. Она описывает основные возможности программных средств, режимы работы, порядок их использования, а также требования к информационному и техническому обеспечению, контрольные примеры.

К общесистемному ПО относятся комплексы программ, обеспечивающие работу компьютера и компьютерных сетей, а также служат для контроля и управления процессом обработки данных.

В свою очередь, общесистемное ПО состоит из 3-х частей:

· базовое ПО (операционные системы, программы-оболочки или файловые менеджеры);

· средства программирования (языки программирования, системы программирования, системы автоматизированного проектирования);

· сервисное ПО - это программы, которые направлены на расширение возможностей ОС и поддержание АИС в рабочем состоянии. Они называются утилитами и обеспечивают обслуживание ЭВМ, служат для выполнения вспомогательных операций по обработке. К ним относятся программы диагностики работоспособности компьютера, антивирусные программы, программы архивирования файлов, программы резервного копирования, программы защиты от несанкционированного доступа, программы криптографического шифрования, программы обслуживания сети.

Прикладное (специализированное) ПО носит проблемно-ориентированный характер и представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной АИС. В его состав входят пакеты прикладных программ (ППП), реализующие разработанные модели, отражающие функционирование реального объекта автоматизации.

В свою очередь прикладное ПО состоит из двух частей:

· пользовательское прикладное ПО - это текстовые процессоры (MS Word и пр.), табличные процессоры (MS Excel и др.), СУБД (MS Access и др.), интегрированные пакеты программ (MS Office);

В отличие от пользовательского ПО, где алгоритм функционирования АИС задается разработчиком, в конкретном ПО алгоритм уже задан.

Техническая (программная) документация поставляется фирмой-разработчиком программных продуктов и разрабатывается для различных категорий пользователей.

Глава 6. Основы проектирования автоматизированных
информационных систем

6.1. Понятие проектов и проектирования, цель и задачи
проектирования

Создание и внедрение АИС предполагает частичный или полный пересмотр деятельности управленческого аппарата предприятия, фирмы, организации. Поэтому созданию АИС всегда предшествуют подготовительные работы, завершающиеся разработкой соответствующей технической документации. Техническая документация представляет собой экономико-организационную модель системы обработки информации. Чем качественнее разработана техническая документация, тем быстрее и эффективнее будет разработана и реализована на ЭВМ АИС. Процесс разработки технической документации называется проектированием. Документ, получаемый в результате проектирования, называется проектом.




Процесс проектирования заключается в подготовке проектных документов и внедрении человеко-машинной системы управления организацией (объектом автоматизации). Основу такой системы составляет автоматизированная технология получения необходимой информации для принятия обоснованных решений специалистами в режиме реального времени.

Цель проектирования АИС заключается в определении и формировании обеспечивающих и функциональных подсистем АИС.

Методическую основу проектирования составляют системный подход и математическое моделирование изучаемых процессов. Системный подход позволяет исследовать свойства отдельных подсистем и рассматривать их как систему в целом. Математическое моделирование применяется при изучении информационных потоков и определении связей между объектами системы. В процессе проектирования выявляются наиболее существенные характеристики экономического объекта, изучаются его внешние и внутренние информационные потоки, создаются математические и физические аналоги исследуемой системы и ее элементов, устанавливаются условия взаимодействия человека и технических средств.

Объектами проектирования являются:

· обеспечивающие подсистемы, реализующие процедуры сбора, передачи, накопления и хранения информации, ее обработки и формирования результатов расчетов в нужном для пользователя виде;

· функциональные подсистемы, реализующие конкретные функции объектов автоматизации, например, управление инвестициями, оперативное управление производством, управление маркетингом, финансовой и внешнеэкономической деятельностью, бухгалтерский учет и формирование отчетности, делопроизводство и др.

Основными нормативными документами, регламентирующими процесс создания любого проекта ИС, являются ГОСТы на создание и документальное оформление автоматизированных систем.

Внедрение вычислительной техники в управление энергосистемами и отдельными предприятиями идет как по пути охвата все новых предприятий и подразделений энергосистем, так и по пути расширения количества задач и автоматизированных рабочих мест (АРМ) в уже существующих и введенных в эксплуатацию системах. Все эти процессы идут на фоне переоснащения энергосистем и отдельных предприятий современными средствами вычислительной техники и персональных компьютеров.

Разработка и внедрение автоматизированных систем обработки информации – процесс длительный и очень трудоемкий. Кроме того, акционирование энергосистем и отдельных объектов, таких, как станции, сети приводит к перестройке всей системы управления и отчетности, что в свою очередь вызывает переделку как отдельных автоматизированных рабочих мест в управлении, так и всей системы обработки экономической информации. Для создания системы обработки информации на базе ЭВМ необходимо выполнить большой комплекс работ:

- создать информационно-вычислительную систему;

- разработать организационно-правовое обеспечение;

- осуществить подготовку персонала в условиях использования вычислительной техники.

Создание информационно-вычислительной системы осуществляется последовательно и включает:

- разработку информационного обеспечения (совершенствование потоков информации, установление связей между задачами, создание нормативной базы и др.);

- создание математического и программного обеспечения (разработку методов, моделей, алгоритмов и программ);

- осуществление технического обеспечения системы обработки информации (приобретение, установку и наладку ЭВМ и периферийного оборудования, оборудования передачи данных и т.д.).

Информационное обеспечение – совокупность реализованных решений по объемам, размещению и формам организации информации, циркулирующей в автоматизированной системе управления при ее функционировании.

Информационное обеспечение (ИО) включает (рис. 4.1) нормативно-справочную информацию, необходимые классификаторы технико-экономической информации и унифицированные документы, используемые в АСУ. Цель информационного обеспечения – своевременная выдача необходимой достоверной информации для выработки и принятия управленческих решений. Таким образом, информационное обеспечение представляет собой совокупность средств и методов построения информационной базы, подразделяется на внемашинное и внутримашинное. Оно должно строиться по принципу совместимости автоматизированных систем управления различных уровней.


Рис. 4.1 Структура информационного обеспечения АСУ

При разработке информационного обеспечения большое значение имеют вопросы классификации элементов производственно-экономической информации. Под классификацией понимается совокупность правил распределения заданного множества объектов на подмножества в соответствии с установленными признаками их сходства или различия. Классификатор является своего рода формализованным языком, отражающим закон и порядок разбиения множества объектов на классы, группы, подгруппы и виды и позволяющий одновременно производить кодирование понятий номенклатуры. Систему кодирования определяет набор классификаторов, имеющих определенную сферу действия. Система классификации и кодирования технико-экономической информации должна быть единой и обеспечивать:

- информационную совместимость с общероссийскими и межотраслевыми классификаторами и классификаторами отдельных энергосистем и подразделений министерства;

- унификацию технико-экономических показателей как в части их наименований, так и в части классификации и кодирования;

- организацию единой автоматизированной системы ведения всех классификаторов.

Информационная совместимость классификаторов достигается в результате унификации форм оперативной, производственной, конструкторской, экономической и других видов документации, их увязкой с общероссийскими требованиями.

Современная организация учета и отчетности в энергосистемах производственно-хозяйственной деятельности рассчитана на ручную обработку, многоступенчата, применение ЭВМ входит с ней в противоречие. Поэтому при внедрении автоматизированных систем обработки информации необходимо разработать систему документов и форм отображения с учетом требования ЭВМ, для чего необходимо:

- совершенствование информационной системы управления предприятием, которое автоматизируется;

- создание массивов информации на машинных носителях.

Совершенствование информационной системы управления, в свою очередь, имеет два направления:

- выявление движения показателей от момента их возникновения до использования на различных уровнях управления;

- совершенствование системы документооборота.

Нормальная работа системы управления предприятий связана с переработкой больших массивов экономической и оперативно-диспетчерской которая должна быть записана в формализованном виде при обработке на ЭВМ. Массив или файл – это совокупность однотипных по структуре, содержанию, способу кодирования и переработке записей для решения задач управления. Массивы отличаются по содержанию, назначению, техническим характеристикам, объему и технологии обработки.

По семантическому содержанию различают:

- массивы данных – составляют информационное обеспечение;

- программные массивы – содержат программы и составляют программно-математическое обеспечение.

По технологии использования массивы делятся на:

Одним из основных элементов АСУ являются системы общения пользователей с ЭВМ или диалоговые системы. Диалоговые системы представляют собой комплекс технических и программных средств, а языкового и информационного обеспечения.

К техническим средствам диалоговой информационной системы наряду с ЭВМ относятся дисплеи с клавиатурой. Клавиатура дисплея служит для ввода в ЭВМ директив, запросов и данных, а индикатор, экран дисплея – для отображения вводимой с клавиатуры и выводимой из ЭВМ информации.

Внутримашинное информационное обеспечение включает индивидуальные файлы и информационные базы данных.

В эксплуатируемых системах сбора и обработки данных информация, относящаяся к каждой задаче, накапливается и хранится в отдельных файлах, которые по структуре и содержанию ориентированы только на данную задачу. При таком подходе к организации информационной базы в виде обособленных последовательных массивов характерны следующие недостатки:

- дублирование входной и нормативно-справочной информации;

- несовместимость структур файлов;

- сложность контроля дублированных данных на непротиворечивость;

- сложность ведения условно-постоянной информации и т.д.

По мере увеличения количества задач при одновременном развитии информационных связей между ними эти недостатки становятся все более ощутимыми, обусловливая необходимость перехода к интегрированным системам обработки данных. Для этих систем характерна современная технология организации информационной базы в виде банка данных (БД).

Банк данных обеспечивает:

- неизбыточное хранение взаимосвязанных данных, образующих базу данных;

- быстрый прямой доступ пользователей к требуемым элементам информации;

- независимость прикладных программ от структуры хранения данных, живучесть программы в условиях развития АСУ.

Банк данных (БД) осуществляет централизованное информационное обеспечение коллектива пользователей или комплексов решаемых задач. БД позволяет при однократном введении информации многократно ее использовать, а также, обеспечивая централизованное хранение информации, уменьшить дублирование информации и, следовательно, сократить объем хранимых, входных и выходных данных. Организационная структура БД включает данных, систему управления базой данных, архив, систему управления архивом, библиотеку программ и администратора БД. База данных представляет собой управляемую совокупность данных, являющихся исходной информацией для решения задач и принятия управляющих решений. База данных может включать информацию для всех решаемых задач или для других групп задач, например, для задач потокораспределения или задач, более общий банк для задач АСДУ и т.д. Назначение базы данных – обеспечение информацией задач, решаемых на ЭВМ. Система управления базой данных представляет совокупность языковых и программных средств, обеспечивающих-формирование и ведение-массивов данных. Обработка и выдача необходимой информации для коллектива пользователей или задач управления реализуются посредством программ управления информационной базой. Система управления банком данных включает манипулятор и набор сервисных программ. Основной задачей системы управления банком данных является организация взаимодействия между программами, контроль и данных.

Администратор осуществляет общее управление, координацию работ БД, создание баз данных, принятие решений при сбоях, обслуживание пользователей и реорганизацию банка данных.

Функционирование БД происходит путем реализации возложенных на него задач: выдача необходимой информации, запись информации, внесение изменений и т.д. Одним из важнейших БД является нормативно-справочная база данных, включающая все применяемые данные справочников, ценников и др. нормативных документов, которые необходимы для решения задач. Нормативно-справочная база создается или для комплексов задач, или системы в целом. Создание автоматизированной системы управления предполагает решение комплексов задач на ЭВМ, что требует приведения определенных работ:

- составление модели и алгоритмов обработки информации по задачам;

- написания (обычно на алгоритмических языках) и ввода в ЭВМ программ;

- трансляции этих программ на внутренний язык ЭВМ, называемый обычно языком загрузки;

- организации и ведения в памяти ЭВМ банка данных, содержащего массивы информации, необходимые для решения задач на ЭВМ;

- прием заданий на решение задач;

Каждый из перечисленных видов обеспечивается своими программами. Таким образом, для реализации на ЭВМ задач требуется создание математического, лингвистического и программного обеспечения.

Математическое обеспечение автоматизированной системы управления есть совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, использованная при создании автоматизированной системы управления.

Лингвистическое обеспечение автоматизированной системы управления есть совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц при общении персонала автоматизированной системы управления со средствами вычислительной техники при функционировании АСУ.

Программное обеспечение представляет совокупность программ для реализации целей и задач АСУ.

В практике разработки и внедрения автоматизированных систем обработки информации обычно математическое, лингвистическое и программное обеспечение называют одним термином математическое обеспечение. Широкое использование вычислительной техники в последнее десятилетие позволяет выделить ряд тенденций:

- увеличение относительной стоимости математического обеспечения по сравнению с комплексом средств;

- разумная типизация прикладного программного обеспечения;

- широкое применение пакетов прикладных программ (ГШП).

Переход на системы, использующие персональные компьютеры, вызвал рост стоимости математического обеспечения. В настоящее время стоимость математического обеспечения превышает стоимость технических средств при разработках систем обработки данных. По данным наших и зарубежных фирм затраты на разработку математического обеспечения составляют 50-65% всех затрат на проектирование и внедрение системы. Это объясняется тем, что, с одной стороны, резко усложнилась вычислительная техника, предоставив огромные возможности для пользователей ЭВМ, с другой – для использования возможностей современных ЭВМ необходимы большие как научные, так и прикладные исследования. Математическое обеспечение в значительной степени определяет эффективность функционирования систем обработки информации на базе ЭВМ.

В таких условиях эффективность использования ЭВМ определяется возможностью создания типового прикладного программного обеспечения. Это более важно, что в энергетике много однотипных предприятий: ТЭС, ГЭС, ПЭС и т.д. При этом ряд системных свойств современных ЭВМ таких, как программная совместимость, модульность построения, мощное системное программное обеспечение, обеспечивают эффективность построения и эксплуатации АСУ.

В общем случае математическое обеспечение можно разделить (рис. 4.2) на три части:

- обеспечение ЭВМ, или внутреннее;

- специальное обеспечение, внешнее;

- программные средства телеобработки данных.

Внутреннее обеспечение включает операционные системы, системы программирования и тесты (программы проверки исправности работы устройства ЭВМ). Операционная ОС – это набор программ, процессом решения задач. Оптимальная загрузка всех узлов ЭВМ и устройств основной задачей ОС. В состав операционной системы входит ряд программ, из которых основными являются: диспетчер, супервизор, служебные программы.

Диспетчер – это программа, обеспечивающая определенный режим работы ЭВМ.

Супервизор – это обеспечивающая работу, задаваемую машине оператором в рамках установленного для нее режима.

Рис. 4.2 Классификация математического обеспечения

К служебным программам относятся ввод исходных данных, программы редактирования и выдачи результатов, программа общения операционной системы с оператором и др. Операционные системы обычно поставляются в комплекте с ЭВМ.

Под операционной системой понимают совокупность программных средств, которые управляют ресурсами вычислительной системы (ВС), разрешают конфликтные ситуации, повышают производительность ВС в целом и эффективность ее использования. Операционные системы различают по целевому назначению на:

- общие – операционные системы имеющие общее назначение, рассчитаны на решение широкого круга задач

- проблемные – операционные системы, наиболее эффективны при решении определенного класса задач.

В зависимости от организации решения задач на ЭВМ различают следующие режимы работы операционной системы: индивидуальный, мультипрограммирование, разделение времени.

При индивидуальном режиме ЭВМ постоянно или на время решения задач находится полностью в распоряжении одного потребителя.

Мультипрограммирование предполагает возможность одновременно решать несколько задач по различным программам с учетом приоритета. При этом в каждый момент времени решается одна задача. Если при решении задачи появилась необходимость решения другой с более высоким приоритетом, то решение задачи прерывается, решается вторая задача, а после ее решения продолжается решение первой задачи с того места, где произошла остановка.

Режим разделения времени предполагает одновременное решение нескольких задач. Соотношение скорости ЭВМ и реакции человека очень сильно отличается, и у потребителя создается полная иллюзия работы в индивидуальном режиме.

Среди основных функций и особенностей операционной системы выделяют: увеличение производительности ВС путем обработки непрерывного входного потока заданий и совместного использования ресурсов ВС одновременно выполняющимися в СП задачами (эффект мультипрограммирования); планирование использования ВС в соответствии с приоритетами отдельных заданий, ведение учета и контроля использования ресурсов; обеспечение программистов средствами разработки и отладки программ; обеспечение оператора средствами управления ВС; универсальность операционной системы. Обычно операционные системы ориентированы на разнообразные приложения. Для условий конкретного приложения определяют конфигурацию, т. е. комбинацию необходимых возможностей и средств, а проводят генерацию операционной системы.

В связи с тем, что различные типы задач требуют применения различных языков, система программирования обычно содержит большой набор различных языков. Специальное, или внешнее математическое, обеспечение включает пакеты прикладных программ, программы конкретных задач, системную диспетчерскую программу.

Пакеты прикладных программ (ППП), расширяющие возможности ЭВМ, представляют собой комплекс программ для типовых процессов обработки данных. Это программы ввода-вывода данных, контроля, сортировки, корректировки информации и т.д. В последнее время в ППП включают программы общего назначения для решения задач, а также программы управления базами данных НСИ и программы для решения задач общенаучного характера (линейного программирования, корреляционного анализа и т. д.).

Пакеты прикладных программ ППП представляют собой функционально законченные комплексы программных средств, ориентированных на решение определенного класса задач. Использование ППП облегчает разработку программного обеспечения, позволяет осуществить типизацию разработок.

Программы конкретных задач разрабатываются при создании автоматизированных систем управления предприятиями (ТЭС, ГЭС, РЭУ, ремонтными предприятиями и т.д.). Большое количество различных по целям и значению программ требует их организации в масштабах всей системы, и это выполняется с помощью системной диспетчерской программы.

Предприятия энергосистемы территориально разобщены, и для их автоматизации необходимо обеспечить сбор информации о территориально удаленных объектах – подстанциях, электростанциях, предприятиях электрических сетей и т.д. Сбор и обработка данных осуществляются с помощью системы телеобработки данных (ТД). Под телеобработкой понимается обработка данных, удаленных от вычислительных центров (ВЦ) абонентов на основе использования техники, средств связи и математического обеспечения позволяющих объединить в единую систему процесс передачи и обработки информации и выдачу управляющих воздействий. Телеобработка данных включает средства технические и программные. Система телеобработки данных приобретает особо большое значение при создании автоматизированной системы диспетчерского управления, так как вся оперативно-диспетчерская информация поступает по каналам связи.

Под математическим обеспечением АСУТП понимается совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, используемых при разработке и функционировании таких систем. По мере развития применения вычислительной техники в АСУТП их математическое обеспечение вместе с построенным на его основе программным обеспечением приобретает всё большее значение и становится соизмеримым, а иногда и превышает по стоимости комплекс используемых технических средств. Управление объектом включает в себя комплекс операций, необходимых для формирования соответствующих целенаправленных воздействий на управляемый объект. Для этого каждую задачу управления надо сформулировать математически. Математическая формулировка любой задачи оптимального управления включает в себя два элемента: математическую модель объекта и критерий управления. Под математической моделью понимают систему математических соотношений, описывающих поведение объекта управления и те условия (возмущения, ограничения и т.д.), в которых он работает. Для представления модели в аналитической форме необходимо знать физическую природу управляемого объекта, его структуру и конструктивные особенности. Модель всегда в той или иной степени приближена и может не учитывать ряда тонких явлений, происходящих в объекте, и в то же время может с успехом использоваться для определения управляющих воздействий при различных совокупностях значений параметров объекта. Это можно сделать как в темпе с ходом процесса, так и в режиме опережающего анализа, поскольку большое быстродействие современных вычислительных машин позволяет произвести соответствующие опережающие расчеты. Если характеристики управляемого объекта подвержены изменениям, то соответствие модели объекту должно непрерывно проверяться и уточняться на основе информации о состоянии объекта. Модель закладывается в машину (т.е. хранится в ее запоминающем устройстве в виде программы). Пользуясь моделью, можно испробовать различные управляющие воздействия, получить и зафиксировать реакции модели на эти воздействия, а затем выбрать те из них, которые в наибольшей степени удовлетворяют оптимальному критерию. О том, как надо обработать информацию об управляемом объекте, чтобы получить целесообразные управляющие воздействия, говорится в инструкциях, которые отражаются в алгоритмах управления. Алгоритм управления, отражающий общую цель системы управления, довольно сложен и может быть расчленен на большое число подалгоритмов, соответствующих отдельным задачам (функциям) системы управления. Эти подалгоритмы связаны между собой так, что в определенных производственных ситуациях "работают" отдельные звенья общего алгоритма.

Форма математического обеспечения АСУТП основана на применении прогрессивного принципа модульности, в соответствии с которым математическое обеспечение можно разложить на совокупность (или синтезировать из совокупности) автономных частей алгоритмических модулей.

Алгоритмический модуль представляет собой законченное решение частной задачи алгоритмизации, возникающей при исследовании объектов автоматизации, синтезе систем контроля и управления. Совокупность алгоритмических модулей в целом образует упорядоченную иерархическую структуру. Модули более высокого уровня могут включать модули более низкого уровня, образуя составной модуль (макромодуль), В условиях конкретной системы макромодуль выступает в качестве самостоятельного алгоритма.

Описание алгоритмического модуля является основной частью задания на программирование. Описание модуля в проектном документе по своей полноте удовлетворяет условию возможности его практического применения без использования дополнительных источников информации, за исключением общедоступных материалов (ГОСТ, ОСТ и т.п.). Программное обеспечение охватывает круг решений, связанных с разработкой и эксплуатацией программ ЭВМ. Под программой принято понимать алгоритм, представленный в форме, воспринимаемой вычислительной машиной.

Программное обеспечение АСУТП представляет собой совокупность общего (ОПО) и специального (СПО) программного обеспечения.

Общее программное обеспечение АСУТП поставляется комплектно со средствами вычислительной техники. Поэтому в части ОПО в проекты АСУТП включают только элементы, дополняющие или заменяющие по функциональному назначению программы, поставляемые комплектно с вычислительной техникой.

ОПО АСУТП включает в себя программы, предназначенные для использования самостоятельно или в составе других программ (ранее разработанных и находящихся в отраслевом фонде для повторного применения), для решения на средствах вычислительной техники задач АСУТП.

Специальное программное обеспечение АСУТП оформляется как программные модули (ПМ), пакеты программных модулей (ППМ) и пакеты прикладных программ (ППП).

Программный модуль представляет собой совокупность программы на машинных носителях, чтение с которых возможно непосредственно аппаратурой вычислительных машин, и программной документации, необходимой для изготовления, сопровождения и эксплуатации программы. Программные модули в отдельности или в сочетании с другими программными модулями, реализуют применительно к конкретным вычислительным средствам одно или несколько взаимосвязанных типовых решений (или решений одноразового применения) задач функционирования АСУТП, оформленных в виде алгоритмических модулей. Минимальным ПМ является программа, дальнейшее деление которой приводит к потере функционального смысла.

Программный модуль рассматривается как основная форма разработки, организации и оформления СПО, обеспечивающая возможность повторного применения ранее разработанных ПМ в новых разработках, снижения трудоемкости создания программного обеспечения путем компоновки единой исходной или исполнительной программы из готовых ПМ, унификации и повышения эффективности разработки программной документации, автоматизации проектирования ПО АСУТП.

Пакет программных модулей представляет собой комплекс программных модулей, обеспечивающий реализацию функционально законченного алгоритма. ППМ могут обладать собственной базой данных, подсистемой управления ею и специализированным входным языком для настройки и общения с пользователем. Пакет прикладных программ АСУТП - это часть программного обеспечения АСУТП, представляющая собой совокупность программ, реализующих группу однородных подфункций АСУТП, и программу их настройки для конкретного, технологического объекта управления. Пакет программных модулей и пакет прикладных программ АСУТП разрабатываются в виде совокупности программ на машинных носителях и программной документации, необходимой для изготовления, сопровождения и эксплуатации пакетов.

Программы, определяющие работу АСУТП в целом (например, программы запуска системы), оформляются, как и другие элементы специального программного обеспечения, в виде ПМ, ППМ или ППП АСУТП.

Программная документация на элементы СПО АСУТП должна включать в себя документы, предусмотренные стандартом.

6. Человек в АСУТП

В существующих системах управления технологическими объектами на человека возлагается выполнение самых разнообразных операций. Иногда он выступает в роли исполнительного механизма, выполняющего несложные операции по сигналам командного устройства или другого человека, а иногда осуществляет наиболее ответственные, сложные и тонкие операции по управлению целыми технологическими комплексами.

Немаловажное значение имеет также применение специальных методов художественного конструирования и технической эстетики.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ

1. Задачи и функции САПР

Проект должен содержать все новейшие достижения научно-технической мысли. Он будет отвечать всем предъявляемым к нему требованиям при глубоком продумывании решений, сравнений различных вариантов, всесторонней оценке свойств того или иного варианта, применении лучших решений из всех рассмотренных вариантов. Но время, которое можно затратить на это, ограничено.

Всегда наступает момент, когда следует отвечать на вопрос, не устареет ли проект, если его продолжать улучшать, до того как он выйдет в законченном варианте.

В современных условиях повышение качества и сокращение сроков разработки проектов может быть обеспечено лишь на основе широкого использования математических методов и электронных вычислительных машин в проектных, конструкторских, технологических организациях и на предприятиях. Для повышения производительности труда в проектировании известны различные приемы. Изготовление макетов дает возможность наглядно представить проектируемый объект. Применение темплетов позволяет наиболее рационально разместить оборудование. Типовые решения и бланки типовой технической документации дают возможность многие удачные варианты использовать в различных проектах.

Выбирать отдельное оборудование можно с помощью перфокарт с краевой перфорацией или любой другой информационно-поисковой системы. Но это решение отдельных задач.

Комплексно проблему можно решать с помощью вычислительной техники. Работы по машинному проектированию в нашей стране и за рубежом ведутся ухе несколько лет. Делаются попытки разработать универсальные программы. Начаты и довольно успешно ведутся работы над автоматизацией творческие инженерных задач, в том числе и методами эвристического программирования.

Автоматизация проектирования особенно эффективна, когда от автоматизации выполнения отдельных инженерных расчетов переходят к комплексной автоматизации, создавая для этой цели системы автоматизированного проектирования.

Анализ процессов развития объектов новой техники как объектов проектирования, планирования и управления позволяет сделать вывод о том, что главной задачей современного проектанта - системотехника или специалиста по системному проектированию - является не столько расчет конструкций, функциональных схем и выпуск чертежей, сколько программирование всего жизненного цикла целого поколения объектов новой техники и определение последствий запуска в производственную сферу народного хозяйства поколений новой техники. Тем самым глубина прогнозирования последствий ввода в народное хозяйство новой техники и мощность совмещаемых взаимосвязей объектов новой техники на этапе их постройки и использования в сфере эксплуатации определяют задачи проектирования как задачи системных исследовании.

В связи с этим автоматизация проектирования объектов новой техники составляет качественно новое содержание, не имеющее практически ничего общего с традиционными задачами автоматизации инженерных расчетов и автоматизации чертежно-графических работ.

Возникновение и формирование концепции автоматизированного проектирования происходило примерно по следующей схеме.

Сначала автоматизировали чертежные работы как одну из самых трудоемких частей любого процесса проектирования и одновременно вели работы по автоматизации инженерных расчетов на базе математических методов. Эти работы оправдали затраченные средства, свели до минимума ошибки вычислений, повысили культуру проектирования, однако не привели к какому-либо существенному сокращению сроков проектирования и не внесли ничего принципиально нового, улучшающего проект.

Следующий этап - создание автоматизированных рабочих мест конструктора. Рабочие места оказались непосредственно связанными с ЦВМ, появились простейшие дисплеи, позволившие конструктору реализовать обратную связь с ЦВМ. Однако автоматизация рабочих мест конструктора также не решила основной проблемы.

Стала очевидной необходимость создания интегрированной системы автоматизированного проектирования, включающей автоматизированную систему управления процессом проектирования, автоматизированную информационную систему, систему имитационного моделирования и разнообразные диалоговые процедуры, автоматизированные рабочие места конструкторов рабочего профиля, автоматизацию всех графических и расчетных работ и др. Построение современных САПР является одной из наиболее актуальных проблем автоматизации проектирования, в которой сконцентрировались самые сложные задачи практически всех уровней (концептуального, теоретического, методологического, технологического) исследования САПР.

Это обусловлено несколькими причинами.

Автоматизация проектирования по своей глубине и охвату сфер автоматизации является третьим (завершающим) этапом автоматизации, которому предшествовали автоматизация управления технологическими процессами и автоматизация процессов управления предприятием. Построение современных САПР вызывает необходимость развития системы научных взглядов и формирование структуры проектировщиков, принимающих решения в процессе автоматизированного проектирования.

Система автоматизированного проектирования - это организационно-техническая система, состоящая из комплекса средств автоматизации проектирования, взаимосвязанного с подразделениями проектной организации, и выполняющая автоматизированное проектирование.

Основная функция САПР состоит в осуществлении автоматизированного проектирования на всех или отдельных стадиях проектирования объектов и их составных частей на основе применения математических и других моделей, автоматизированных проектных процедур и средств вычислительной техники. Функционирование САПР должно обеспечивать получение проектных документов, выполненных в заданной форме и содержащих проектные решения или результаты проектирования.

Уровень автоматизации процесса проектирования - это компромисс между потребностями проектной организации и возможностями разработчиков системы автоматизации, планово-снабженческих организаций, поставляющих техническое обеспечение, а также возможностями подготовки кадров.

Потребности проектной организации и автоматизации процесса проектирования определяются характером и сложностью проектируемых объектов строительства, возможностями выполнения проектов в установленные сроки, квалификацией персонала.

Уровень автоматизации проектных работ можно оценивать как процент работ, выполняемых ЭВМ в общем объеме работ проектной организации; он может служить критерием для оценки потребности в средствах вычислительной техники.

При создании САПР следует различать два разных, но важных подхода: 1) создание САПР в крупных, ведущих проектных и конструкторских организациях; 2) широкое распространение типовых расчетов, алгоритмов и программ в средних и заводских проектно-конструкторских организациях.

Возможность размножать, широко распространять в проектных и конструкторских организациях наиболее прогрессивные, а также типовые и стандартные методы расчетов, различные нормативные и справочные данные предопределяет высокую эффективность САПР.

Даже небольшая проектная организация получает возможность применять самые совершенные и эффективные методы инженерных расчетов, заимствуя их у организаций - разработчиков САПР.

Похожие документы:

Б 796 Болтнев, Валентин Егорович. Экология : учеб для студ вузов, обуч по напр.: "Автоматизация технол процессов и пр-ва", "Прикл информатика" / Болтнев

. при эксплуатации электроустановок. Предназначено для студентов высших и средних специальных учебных заведений, . Учебное пособие составлено в соответствии с программой курса протезирования зубных рядов (сложного протезирования) для студентов .

Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб пособие для студ высш учеб заведений. М.: Гуманит изд центр владос, 2000. 240 с

. понятийно-терминологический словарь. Учебное пособие рассчитано на студентов педагогических учебных заведений, но оно, без . общеобразовательных школ для слепых и слабовидящих детей, соответствуют требованиям программ массовой общеобразовательной .

Вертакова Ю. В., Симоненко Е. С. Управление инновациями : теория и практика : учеб пособие / Ю. В. Вертакова, Е. С. Симоненко

. Для студентов, аспирантов, преподавателей экономических вузов, специалистов, получающих второе высшее . Учебное пособие написано в соответствии с Государственным стандартом высшего . собственности, проектированием, производством и эксплуатацией машин .

. соответствует дополнительным ресурсам, необходимым для их эксплуатации . начиная с автоматизации проектирования и кончая . курс лекций для студентов высших учебных заведений. – М.: 1996. Глухов В.В. Основы менеджмента. 2 учебно-справочное пособие. .

Комплекс стандартов на автоматизированные системы

Термины и определения

Information technology. Set of standards for automated systems. Automated systems. Terms and definitions

МКС 01.040.35
35.240
ОКСТУ 0034

Дата введения 1992-01-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством электротехнической промышленности и приборостроения СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 27.12.90 N 3399

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

5. ИЗДАНИЕ (июль 2009 г.) с Поправкой (ИУС 1-2003)

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области автоматизированных систем (АС) и распространяется на АС, используемые в различных сферах деятельности (управление, исследования, проектирование и т.п., включая их сочетание), содержанием которых является переработка информации.

Настоящий стандарт не распространяется на системы, предназначенные для обработки (изготовления, сборки, транспортирования) любых изделий, материалов или энергии.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы по автоматизированным системам, входящих в сферу работ по стандартизации и использующих результаты этих работ и рекомендуются для применения в научно-технической, справочной и учебной литературе.

Настоящий стандарт должен применяться совместно с ГОСТ 15971 и ГОСТ 16504.

1. Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Недопустимые к применению термины-синонимы приведены в круглых скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой "Ндп".

2. Для отдельных стандартизованных терминов приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования.

3. Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

В случаях, когда в термине содержатся все необходимые и достаточные признаки понятия, определение не приводится и вместо него ставится прочерк.

4. В стандарте приведены эквиваленты для ряда стандартизованных терминов на английском (en) языке.

5. В стандарте приведены алфавитные указатели терминов на русском языке и их английских эквивалентов.

6. Термины и определения общетехнических понятий, необходимые для понимания текста стандарта, приведены в приложении 1.

7. Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой, - светлым, а синонимы - курсивом.

1. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1.1 автоматизированная система; AC: Система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций.

automated system; AS

1. В зависимости от вида деятельности выделяют, например, следующие виды АС: автоматизированные системы управления (АСУ), системы автоматизированного проектирования (САПР), автоматизированные системы научных исследований (АСНИ) и др.

2. В зависимости от вида управляемого объекта (процесса) АСУ делят, например, на АСУ технологическими процессами (АСУТП), АСУ предприятиями (АСУП) и т.д.

1.2 интегрированная автоматизированная система; ИАС: Совокупность двух или более взаимоувязанных АС, в которой функционирование одной из них зависит от результатов функционирования другой (других) так, что эту совокупность можно рассматривать как единую АС

1.3 функция автоматизированной системы; функция АС: Совокупность действий АС, направленная на достижение определенной цели

1.4 задача автоматизированной системы; задача АС: Функция или часть функции АС, представляющая собой формализованную совокупность автоматических действий, выполнение которых приводит к результату заданного вида

1.5 алгоритм функционирования автоматизированной системы; алгоритм функционирования АС: Алгоритм, задающий условия и последовательность действий компонентов автоматизированной системы при выполнении ею своих функций

AS operation algorithm

1.6 научно-технический уровень автоматизированной системы; НТУ АС: Показатель или совокупность показателей, характеризующая степень соответствия технических и экономических характеристик АС современным достижениям науки и техники

technical level of AS


2. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ

2.1 пользователь автоматизированной системы; пользователь АС: Лицо, участвующее в функционировании АС или использующее результаты ее функционирования

2.2 эксплуатационный персонал автоматизированной системы; эксплуатационный персонал AC: -

AS maintenance staff

2.3 организационное обеспечение автоматизированной системы; организационное обеспечение АС: Совокупность документов, устанавливающих организационную структуру, права и обязанности пользователей и эксплуатационного персонала АС в условиях функционирования, проверки и обеспечения работоспособности АС

2.4 методическое обеспечение автоматизированной системы; методическое обеспечение АС: Совокупность документов, описывающих технологию функционирования АС, методы выбора и применения пользователями технологических приемов для получения конкретных результатов при функционировании АС

AS methodical support

2.5 техническое обеспечение автоматизированной системы; техническое обеспечение АС: Совокупность всех технических средств, используемых при функционировании АС

2.6 математическое обеспечение автоматизированной системы; математическое обеспечение АС: Совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, примененных в АС

2.7 программное обеспечение автоматизированной системы; программное обеспечение АС: Совокупность программ на носителях данных и программных документов, предназначенная для отладки, функционирования и проверки работоспособности АС

2.8 информационное обеспечение автоматизированной системы; информационное обеспечение АС: Совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам существования информации, применяемой в АС при ее функционировании

AS information support

2.9 лингвистическое обеспечение автоматизированной системы; лингвистическое обеспечение АС: Совокупность средств и правил для формализации естественного языка, используемых при общении пользователей и эксплуатационного персонала АС с комплексом средств автоматизации при функционировании АС

AS linguistic support

2.10 правовое обеспечение автоматизированной системы; правовое обеспечение АС: Совокупность правовых норм, регламентирующих правовые отношения при функционировании АС и юридический статус результатов ее функционирования.

Примечание. Правовое обеспечение реализуют в организационном обеспечении АС.

2.11 эргономическое обеспечение автоматизированной системы; эргономическое обеспечение АС: Совокупность реализованных решений в АС по согласованию психологических, психофизиологических, антропометрических, физиологических характеристик и возможностей пользователей АС с техническими характеристиками комплекса средств автоматизации АС и параметрами рабочей среды на рабочих местах персонала АС

AS antropotechnical support

2.12 комплекс средств автоматизации автоматизированной системы; КСА AC: Совокупность всех компонентов АС, за исключением людей

AS automation means complex

2.13 компонент автоматизированной системы; компонент АС: Часть АС, выделенная по определенному признаку или совокупности признаков и рассматриваемая как единое целое

2.14 комплектующее изделие в автоматизированной системе; комплектующее изделие АС: Изделие или единица научно-технической продукции, применяемое как составная часть АС в соответствии с техническими условиями или техническим заданием на него

2.15 программное изделие в автоматизированной системе; программное изделие АС: Программное средство, изготовленное, прошедшее испытания установленного вида и поставляемое как продукция производственно-технического назначения для применения в АС

program product in AS

2.16 информационное средство. Комплекс упорядоченной относительно постоянной информации на носителе данных, описывающей параметры и характеристики заданной области применения и соответствующей документации, предназначенный для поставки пользователю.

Примечание. Документация информационного средства может поставляться на носителе данных.

2.17 информационное изделие в автоматизированной системе; информационное изделие в АС: Информационное средство, изготовленное, прошедшее испытания установленного вида и поставляемое как продукция производственно-технического назначения для применения в АС

AS information product

2.18 программно-технический комплекс автоматизированной системы; ПТК АС: Продукция, представляющая собой совокупность средств вычислительной техники, программного обеспечения и средств создания и заполнения машинной информационной базы при вводе системы в действие достаточных для выполнения одной или более задач АС

2.19 информационная база автоматизированной системы; информационная база АС: Совокупность упорядоченной информации, используемой при функционировании АС

informational background of AS

2.20 внемашинная информационная база автоматизированной системы; внемашинная информационная база АС: Часть информационной базы АС, представляющая собой совокупность документов, предназначенных для непосредственного восприятия человеком без применения средств вычислительной техники

AS external information base

2.21 машинная информационная база автоматизированной системы; машинная информационная база АС: Часть информационной базы АС, представляющая собой совокупность используемой в АС информации на носителях данных

AS computer information base

2.22 автоматизированное рабочее место; АРМ: Программно-технический комплекс АС, предназначенный для автоматизации деятельности определенного вида.

Примечание. Видами АРМ, например являются АРМ оператора-технолога, АРМ инженера, АРМ проектировщика, АРМ бухгалтера и др.


3. СВОЙСТВА И ПОКАЗАТЕЛИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ

3.1 эффективность автоматизированной системы; эффективность АС: Свойство АС, характеризуемое степенью достижения целей, поставленных при ее создании.

Примечание. К видам эффективности АС, например, относят экономическую, техническую, социальную и др.

3.2 показатель эффективности автоматизированной системы; показатель эффективности АС: Мера или характеристика для оценки эффективности АС

AS efficiency index

3.3 совместимость автоматизированных систем; совместимость АС: Комплексное свойство двух или более АС, характеризуемое их способностью взаимодействовать при функционировании.

Примечание. Совместимость АС включает техническую, программную, информационную, организационную, лингвистическую и, при необходимости, метрологическую совместимость

3.4 техническая совместимость автоматизированных систем; техническая совместимость АС: Частная совместимость АС, характеризуемая возможностью взаимодействия технических средств этих систем

3.5 программная совместимость автоматизированных систем; программная совместимость АС: Частная совместимость АС, характеризуемая возможностью работы программ одной системы в другой и обмена программами, необходимыми при взаимодействии АС

AS software compatibility

3.6 информационная совместимость автоматизированных систем; информационная совместимость АС: Частная совместимость АС, характеризуемая возможностью использования в них одних и тех же данных и обмена данными между ними

3.7 организационная совместимость автоматизированных систем; организационная совместимость АС: Частная совместимость АС, характеризуемая согласованностью правил действия их персонала, регламентирующих взаимодействие этих АС

AS organization level

3.8 лингвистическая совместимость автоматизированных систем; лингвистическая совместимость АС: Частная совместимость АС, характеризуемая возможностью использования одних и тех же языковых средств общения персонала с комплексом средств автоматизации этих АС

AS linguistic level

3.9 метрологическая совместимость автоматизированных систем; метрологическая совместимость АС: Частная совместимость АС, характеризуемая тем, что точность результатов измерений, полученных в одной АС, позволяет использовать их в другой

3.10 адаптивность автоматизированной системы; адаптивность АС: Способность АС изменяться для сохранения своих эксплуатационных показателей в заданных пределах при изменениях внешней среды

3.11. надежность автоматизированной системы; надежность АС: Комплексное свойство АС сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность АС выполнять свои функции в заданных режимах и условиях эксплуатации.

Примечание. Надежность АС включает свойства безотказности и ремонтопригодности AC, a в некоторых случаях и долговечности технических средств АС

3.12 живучесть автоматизированной системы; живучесть АС: Свойство AC, характеризуемое способностью выполнять установленный объем функций в условиях воздействий внешней среды и отказов компонентов системы в заданных пределах

3.13 помехоустойчивость автоматизированной системы; помехоустойчивость AC: Свойство АС, характеризуемое способностью выполнять свои функции в условиях воздействия помех, в частности от электромагнитных полей

AS noise immunity

4. СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ

4.1 жизненный цикл автоматизированной системы; жизненный цикл АС: Совокупность взаимосвязанных процессов создания и последовательного изменения состояния АС от формирования исходных требований к ней до окончания эксплуатации и утилизации комплекса средств автоматизации АС

Читайте также: