Что такое космическое пространство с позиций международного космического права

Обновлено: 04.07.2024

Нормативно-правовые документы в области космического пространства и небесных тел. Особенность правового режима

Режим правового регулирования как космического пространства, так и небесных тел в определенной степени является схожим, но при этом существует некая особенность правового режима небесных тел.

Идентичность особенностей правового режима космического пространства и небесных тел заключается в том, что исследование и пользование для всех стран основано на равенстве и, согласно нормам международного права, они не представляют собой секретный объект, запрещенный для научных исследований. В этой особенности и проявляется различие между космическим и воздушным пространством, поскольку воздушное пространство на национальном уровне разделено на воздушное пространство определенного государства и на пространство всеобщего пользования.

Также в соответствии с нормами международного права использование космическим пространством подразумевает собой то, что на него распространяется действие основных принципов и норм международного права.

Следует заметить тот факт, что космос и небесные тела не могут быть присвоены государству никаким образом – ни оккупацией, ни провозглашением независимости этого пространства, ни путем использования.

Космическое пространство представляет собой частично зону демилитаризации. Это связано с тем, что государства возложили на себя ответственность и запрет на введение на земную орбиту объектов с ядерным оружием или иным оружием массового уничтожения, на установление оружия на территории небесных тел и по всей территории космического пространства. Но правовыми нормами исключен из перечня запретов суборбитальный пролет.

Суборбитальный пролет – пролет через космическое пространство объектов, содержащих на борту ядерное или иное оружие массового поражения.

Не является запретом размещение объектов, содержащих на борту обычное оружие.

Согласно Договора о запрете испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой 1963 года, в космическом пространстве запрещено проводить испытания ядерного оружия.

Осуществление деятельности в космическом пространстве

Осуществлять деятельность в космическом пространстве разрешается только международным организациям. Неправительственные юридические лица также могут осуществлять деятельность, но при наличии соответствующего государственного разрешения и под контролем государства. Дополнением к основным составляющим правового режима космического пространства является правовой режим Луны и небесных тел, который заключается в их абсолютной нейтрализации, то есть они могут использоваться государством, но только в мирных целях без создания военных баз, сооружений, укреплений, проведения испытаний любого вида оружия. Небесные тела не могут быть задействованы государством в целях самообороны в случае возникновения вооруженного конфликта.

Геостационарное пространство

В космическом пространстве есть отдельная зона, в которой проходят орбиты геостационарных спутников.

Это спутники находятся на орбитах, размещенных на расстоянии 36 тысяч км от ее поверхности в плоскости экватора Земли и вращаются со скоростью равной вращению Земли под углом вокруг собственной оси.

Относительно конкретной точки Земли этот спутник является абсолютно неподвижным. Такой феномен является полезным с точки зрения транслирования телевизионных передач (с других источников прием сигнала должен осуществляться с помощью специальной синхронной антенны).

Геостационарное пространство является ограниченным ресурсом. Количество размещенных в нем спутников связи ограничено. Использование геостационарного пространство, а точнее регулирование его использования происходит в рамках международного союза электросвязи. Вопрос о геостационарной орбите находится на повестке дня Комитета ООН в вопросах по космосу, поскольку эта проблема имеет и политический характер.

Вопрос нижней границы космического пространства остается открытым. Это связано с тем, что режим правового регулирования воздушного и космического пространства отличен между собой. Существует гипотеза о том, что нижняя граница космического пространства находится на высоте около 100 км над уровнем океана. Это предположение было выдвинуто делегацией Советского Союза на заседании Комитета ООН.

4 октября 1957 г. впервые в истории человечества в космос был запущен советский искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 г. на околоземную орбиту впервые поднялся человек – гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин. Наступила новая эра человеческой деятельности – эра исследования и использования космического пространства.

С освоением космоса началось формирование новой отрасли современного международного права – космического права.

Становление космического права началось сравнительно недавно, однако его нормы и принципы уже сформированы и закреплены в ряде международных договоров, основными из которых являются: Договор о космосе;[199] Соглашение о спасании космонавтов;[200] Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1972);[201] Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1976);[202] Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979);[203] Принципы дистанционного зондирования Земли из космического пространства (1986),[204] а также другие многосторонние и двусторонние международные соглашения.

Субъектами международного космического права являются суверенные государства, международные межправительственные организации. Международное космическое право допускает возможность осуществления космической деятельности неправительственными организациями (юридическими лицами); однако они не становятся субъектами международного космического права, так как их деятельность должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением государств – участников Договора о космосе (ст. VI). Объектами международного космического права являются космическое пространство, небесные тела, космонавты, искусственные космические объекты, результаты практической космической деятельности государств.

П р и н ц и п ы международного космического права сводятся к следующему: во-первых, исследование и использование космического пространства должно осуществляться в мирных целях и в интересах всего человечества; во-вторых, на космическое пространство, Луну, небесные тела не может распространяться суверенитет отдельных государств. С учетом этих положений происходит формирование и закрепление в международных договорах принципов и норм этой специфической отрасли международного права.

Свобода исследования и использования космического пространства, Луны и других небесных тел в мирных целях[205] предусмотрена ст. I Договора о космосе: исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества. Исследование и использование космического пространства открыты для всех государств без какой-либо дискриминации и в соответствии с принципами международного права.

Демилитаризация космического пространства и небесных тел предусмотрена ст. IV Договора о космосе; государства обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать в космическом пространстве каким-либо иным образом. Запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах (1963) запрещает производить испытательные взрывы ядерного оружия в космосе.

Проблема демилитаризации космоса – это глобальная проблема современности. На предотвращение милитаризации космического пространства был направлен Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (1972) и Дополнительный протокол к нему (1974), договоры СНВ—1 и СНВ—2. Согласно Договору об ограничении систем противоракетной обороны (1972), каждая из сторон обязуется не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно наземного базирования (ст. V). В настоящее время США де-факто обошли этот договор путем развития новых космических технологий. Теперь они считают, что договор устарел и де-юре. Однако Россия придерживается противоположной точки зрения: она будет добиваться сохранения и соблюдения договора 1972 г. об ограничении систем противоракетной обороны – краеугольного камня стратегической стабильности.

Вместе с тем Договор о космосе не запрещает использование военного персонала для научных исследований, а также применение любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования космоса. Использование в космосе ядерных источников энергии (ЯИЭ) не противоречит нормам международного права. В настоящее время используются в основном два типа ЯИЭ – радиоизотопные генераторы и ядерные реакторы. Указанные ЯИЭ невзрывоопасны и в силу этого не могут рассматриваться в качестве оружия массового уничтожения, размещение которого в космосе запрещено ст. V Договора о космосе. Применение ЯИЭ в целях мирного исследования и использования космического пространства требует специальной регламентации с учетом их специфики.

Оказание помощи космонавтам в случае аварии возлагается на все государства. В Конвенции о спасании космонавтов закреплено следующее:

? если в случае аварии космический корабль приземляется на территории какого-либо государства, то оно принимает незамедлительные меры к оказанию помощи; информирует власти государства, запустившего космический объект, Генерального секретаря ООН (ст. 2);

? если космический корабль вынужден приводниться в открытом море или приземлиться на территории, не находящейся под суверенитетом какого-либо государства, ему оказывают помощь государства, которые в состоянии это сделать; они также информируют запустившее космический корабль государство и Генерального секретаря ООН (ст. 3);

? государство, на территории которого окажется космический корабль, незамедлительно возвращает его и экипаж государству, которому этот корабль принадлежит (ст. 4);

? все расходы, связанные с оказанием помощи космическому кораблю и его экипажу, покрываются властями, осуществившими запуск корабля (ст. 5).

Международное сотрудничество в мирном исследовании и использовании космического пространства (Договор о космосе, ст. I, III, IX) может осуществляться на двусторонней и многосторонней основе, а также в рамках международных организаций. Это сотрудничество предполагает: соблюдение норм и принципов Устава ООН; обязанность учитывать интересы других государств (Договор о космосе, ст. IX); запрещение создавать потенциально вредные помехи деятельности других государств (ст. IX); оказание возможной помощи космонавтам в случае аварии (ст. V); информирование всех стран о характере, ходе, месте и результатах деятельности в космическом пространстве (ст. XI) и др.

Наиболее распространено двустороннее сотрудничество. Так, в соответствии с соглашениями между Россией и Индией, российскими ракетами-носителями выводятся на околоземную орбиту индийские искусственные спутники. Успешно развивается сотрудничество России с Францией; в состав международных космических экипажей входят французские космонавты; французская аппаратура использовалась на российских космических аппаратах.

Большое внимание исследованию и использованию космоса уделяет ООН. Важнейшим ее органом, призванным быть центром международного сотрудничества в космосе, является Комитет по использованию космического пространства в мирных целях (создан в 1959 г.). В рамках этого Комитета разработаны основные договоры, соглашения и конвенции по космосу. Наша страна поддерживает идею об учреждении всемирной космической организации, что позволит поднять международное сотрудничество в мирном освоении космоса на более высокий уровень. Важную роль в осуществлении международного сотрудничества играют такие специализированные учреждения ООН, как Международный союз электросвязи (МСЭ), занимающийся распределением, регистрацией, координацией частот для различных служб радиосвязи; Всемирная метеорологическая организация (ВМО), под эгидой которой действует глобальная система метеорологических наблюдений. Международная морская организация (ИМО) использует космическую технику для морского судоходства, а Международная организация гражданской авиации (ИКАО) – для связи и навигации воздушного транспорта.

Согласно Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1976),[209] когда космический объект выводится на околоземную орбиту или дальше в космическое пространство, запускающее государство регистрирует этот космический объект путем записи в соответствующий регистр. Каждое запускающее государство информирует Генерального секретаря ООН об учреждении такого регистра.

Международная ответственность государств за деятельность в космическом пространстве предусмотрена Договором о космосе (ст. VI). Ответственность несет как государство, с территории которого осуществляется запуск космического объекта, так и то государство, в интересах которого осуществляется запуск (ст. VII). Если запуск осуществляет международная организация, то ответственность может быть солидарной. Противоправны в космосе такие действия государств, как ядерные взрывы, размещение ядерного оружия, враждебная пропаганда из космоса. Если ущерб причинен в результате иных правомерных действий, то речь может идти только о материальном возмещении ущерба. Так, согласно Конвенции о международной ответственности, за ущерб, причиненный космическими объектами (1972), запускающее государство несет абсолютную ответственность по вопросу выплаты компенсации за ущерб (ст. II). Кроме того, нарушение космического права влечет политическую ответственность государств.

В рамках СНГ заключены соглашения, направленные на мирное освоение космоса, например Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства (1991).[210] Осуществляется сотрудничество стран СНГ по соглашению о создании систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства (1992), в рамках двусторонних соглашений с Украиной (1997) и Белоруссией (1995) и др. В СНГ реализацию межгосударственных программ исследования и использования космического пространства координирует Межгосударственный совет по космосу, формируемый из полномочных представителей государств.[211]

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, международное право и национальное право государств-членов?

32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, международное право и национальное право государств-членов? Система внутригосударственного права разных стран и система международного права долгое время развивались как два различных, мало между собой

60. Международное право

1. Понятие, предмет и метод правоведения Согласно Конституции РФ мы все живем в демократическом правовом государстве. Одним из основных принципов является то, что незнание закона не освобождает от ответственности . Правоведение предназначено для студентов, обучающихся

47. Международное космическое право

47. Международное космическое право Международное космическое право – это совокупность международных принципов и норм, устанавливающих правовой режим космического пространства, включая небесные тела, и регулирующих права и обязанности участников космической

Тема 16. Международное космическое право

Тема 16. Международное космическое право Ответственность за нарушение норм международного космического права несут государства, независимо от того, кто осуществляет космическую деятельность – правительственные органы или неправительственные юридические лица

78. МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И НЕБЕСНЫХ ТЕЛ

78. МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И НЕБЕСНЫХ ТЕЛ Международное космическое право – система международных принципов и норм, устанавливающих основы космического сотрудничества государств, а также правовой режим космического

87. МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО

87. МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО Международное таможенное право – отрасль международного права, регулирующая таможенные отношения, возникающие между государствами, а также их объем и качество международно-правового регулирования.Существуют следующие основные

ПРАВО ЕВРОСОЮЗА И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

ПРАВО ЕВРОСОЮЗА И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Согласно своим учредительным документам интеграционные объединения признают общепризнанные нормы и принципы международного права и обязуются им следовать. Однако реальное участие этих образований в международных делах и

2.1. Международное право

2.1. Международное право 2.1.1. Международно-правовые стандарты равноправия и недискриминации применительно к сексуальной ориентации и гендерной идентичности В настоящее время Российская Федерация не участвует ни в одном международном договоре, который бы прямо

Международное космическое право (МКП) – это отрасль международного публичного права, принципы и нормы которой регулируют сотрудничество государств в сферах определения правого статуса, исследования и использования космического пространства и небесных тел[37]. По мнению Г.П. Жукова, международное космическое право – это совокупность специальных норм современного общего международного права, регулирующих отношения субъектов международного права в связи с осуществлением ими деятельности по исследованию и использованию космического пространства (космическая деятельность), а также определением международно-правового статуса этого пространства, включая Луну и другие небесные тела[38]. Ю. М. Колосов полагает, что международное космическое право – это совокупность международных принципов и норм, устанавливающих правовой режим космического пространства и небесных тел и регулирующих права и обязанности субъектов международного права в области использования космического пространства и космической техники[39].

МКП стало развиваться с 1959 г., когда начали приниматься резолюции ООН о сотрудничестве государств в исследовании и использовании космического пространства. Своего рода вехой в развитии МКП стал Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (далее – Договор по космосу), 1967 г.

Первым принципом МКП является свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел на благо всего человечества.

Второй принцип состоит в том, что космическое пространство и небесные тела не подлежат национальному присвоению.

Третий принцип можно выразить следующим образом: космическое пространство и небесные тела являются частично демилитаризованной зоной, ибо государства взяли обязательство не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с любыми видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать его в космическом пространстве. Вместе с тем в космос не запрещено посылать стратегические межконтинентальные ракеты, а также размещать в нем объекты с обычным оружием на борту. Проблема полной демилитаризации космоса активно обсуждается в рамках ООН. Луна и другие небесные тела полностью нейтрализованы. Это значит, что указанные небесные тела могут использоваться только в мирных целях.

Четвертый принцип МКП – международная ответственность государства за всю национальную космическую деятельность.

Основными многосторонними источниками МКП являются следующие международные договоры: 1) Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Договор по космосу), 1967 г. 2) Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г. 3) Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. 4) Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1976 г. 5) Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1984 г. Россия участвует в первых четырех договорах.

Важное значение для формирования и развития МКП имеют учредительные акты межгосударственных организаций, связанных с регулированием некоторых видов космической деятельности, - учрежденной в 1968 г. Международной организации дальней связи через искусственные спутники Земли (ИТЕЛСАТ), действующей с 1982 г.; Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ); Европейского космического агентства (ЕКА) и др.




Здесь же можно упомянуть международно-правовые акты, заключенные странами-членами СНГ и затрагивающие космические проблемы - Положение о Межгосударственном Совете по космосу 1992 г., Соглашение между Правительствами государств-участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. о совместном освоении космического пространства в мирных целях от 17 февраля 2000 г.

Наконец, значительный вклад в формирование и развитие МКП вносят многочисленные двусторонние договоры, заключаемые государствами в целях укрепления сотрудничества в космической сфере и детализации способов такого сотрудничества: Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях 1977 г., весьма близкие к нему по содержанию соглашения нашей страны с Китайской Народной Республикой (1990 г.), Болгарией (1995 г.), Бразилией (1997 г.) и другими государствами. В ряде таких соглашений достаточно четко обозначаются конкретные области сотрудничества, как это имеет место, например, в соглашении с Бразилией.

Основные идеи юридического порядка, а также конкретные положения международно-правовых актов получают отражение и в национальном законодательстве. Так, в 1958 г. в США были приняты Закон об аэронавтике и исследовании космического пространства и Закон о коммерциализации дистанционного зондирования Земли (1984 г.); в 1982 г. Закон о космической деятельности был принят в Швеции; в Великобритании в 1986 г. принят Закон о космическом пространстве; сходные по своим целям законодательные акты приняты также в Италии (1988 г.), Китае (1990 г.), Франции (1992 г.) и т. д.

Принятый в Российской Федерации Закон "О космической деятельности" (1983 г.) направлен на обеспечение правового регулирования таковой в целях развития экономики, науки и техники, укрепления обороны и безопасности страны и дальнейшего расширения международного сотрудничества. В нем подчеркивается, что отношения в данной пространственной сфере регулируются общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, заключенными Россией, а также российским законодательством (ст. 1). Среди прочих научных и прикладных целей в Законе указывается развитие и расширение международного сотрудничества в интересах дальнейшей интеграции России в систему мировых хозяйственных связей и обеспечение международной безопасности (ст. 3). Формулируемые в Законе принципы космической деятельности практически полностью основаны на положениях Договора по Космосу 1967 г. (ст. 4).

Международное космическое право – это относительно новая отрасль современного международного права, представляющая собой совокупность юридических норм, определяющих статус космического пространства и небесных тел, правовое положение космонавтов, космических объектов, а также регулирующих деятельность государств по освоению космоса.

Цель международного космического права ‒ обеспечение и под- держание международного мира, безопасности и сотрудничества государств, защита суверенных прав государств и интересов всего человечества путем регламентации взаимоотношений субъектов международного права в космической области.

В основе международного космического права так же, как и общего международного права, лежит идея мира и мирного сосуществования государств.

Под субъектом международного космического права понимается обладатель прав и носитель обязанностей, участник международно- правовых отношений по поводу деятельности в космическом пространстве или использования космических технологий.

Основными субъектами международного космического права являются государства как носители международных прав и обязанностей, осуществляющие основной объем космической деятельности.

Вторичными субъектами международного космического права выступают созданные государствами организации и правомерно действующие в соответствии со своей компетенцией (Международная организация спутниковой связи 1968 г.).

Для участия международных организаций в космической деятельности некоторые международные договоры, в частности Конвенция об ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. (далее – Конвенция об ответственности 1972 г.) устанавливают следующие дополнительные условия:

  • организация должна официально заявить о принятии ею прав и обязанностей по соответствующему соглашению данной Конвенции;
  • большинство членов этой организации должны являться участниками соответствующего соглашения Конвенции об ответственности 1972 г.;
  • большинство членов этой организации должны быть участниками Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (далее – Договор по космосу 1967 г.);
  • организация должна осуществлять космическую деятельность.

Международное право не исключает возможности реализации космической деятельности и неправительственными организациями (юридическими лицами), но предприятия не становятся субъектами международного космического права, поскольку не вправе принимать участие в создании норм этого права. Подписываемые юридическими лицами контракты с государствами не являются международными до- говорами, представляя собой лишь соглашения гражданско-правового характера. Космическая деятельность ведется с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства, которое несет ответственность за деятельность таких юридических лиц.

Объектом международного космического права является все то, по поводу чего субъекты международного космического права вступают в международные правоотношения, т. е. материальные и нематериальные блага, действия или воздержание от действий, которые не относятся исключительно к внутренней компетенции государства.

Объектами международного космического права являются:

  • космическое пространство;
  • небесные тела;
  • космонавты;
  • искусственные космические объекты;
  • наземные компоненты космических систем;
  • результаты практической деятельности;
  • космическая деятельность.

Начало формирования международного космического права было положено запуском первого искусственного спутника Земли СССР в 1957 г., однако днем рождения международного космического права можно считать дату вступления в силу Договора по космосу – 10 октября 1967 г. Ему принадлежит основная роль в процессе образования норм международного космического права, т. е. он является одним из основных источников международного космического права.

В Договоре по космосу 1967 г. содержатся обязательные для применения нормы и принципы, согласно которым космическое пространство открыто для исследования и использования всеми государствами в соответствии с международным правом.

К договорным источникам международного космического права также относятся различные соглашения о сотрудничестве государств в освоении космоса. Эти соглашения специального характера основываются на общих для международного космического права принципах и нормах, закрепленных в Договоре по космосу и указанных в соглашениях общего характера. К ним относятся: Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, за- пущенных в космическое пространство, 1968 г.; Конвенция об ответственности 1972 г.; Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство, 1975 г.; Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г., а также региональные и двусторонние соглашения между государствами, между государствами и международными организациями.

Несмотря на сравнительно инновационный характер космического права, в нем есть уже правовые принципы, сформировавшиеся в качестве обычая. Это два основополагающих принципа:

  • принцип свободы исследования;
  • принцип свободы использования космического пространства и небесных тел.

Один из основных принципов международного космического права ‒ принцип равноправия государств. Применительно к космической деятельности этот принцип означает равенство прав всех государств как в осуществлении космической деятельности, так и решении вопросов правового и политического характера, возникающих в связи с ее осуществлением.

Принцип запрещения применения силы и угрозы силой в между- народных отношениях также распространяется на космическую деятельность государств и возникающие в этой связи взаимоотношения между ними. Это означает, что космическая деятельность должна осуществляться всеми государствами так, чтобы при этом не подвергались угрозе международный мир и безопасность, а все споры по всем касающимся освоения космоса вопросам должны решаться мирным путем.

Договор по космосу 1967 г. закрепил принцип сотрудничества государств как один из общих принципов. Целый ряд положений данного Договора вытекает из принципа сотрудничества и детализирует его. Например, обязанность учитывать соответствующие интересы всех других государств при осуществлении деятельности в космосе, не создавать потенциально вредных помех деятельности других государств, оказывать возможную помощь космонавтам других государств, информировать все страны о характере, ходе, месте и результатах своей деятельности в космическом пространстве и т. д.

В международном космическом праве сложились следующие отраслевые принципы: свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел; ответственность государств за космическую деятельность; запрещение национального присвоения космического пространства и небесных тел и др. Как отдельная отрасль международного права международное космическое право имеет ряд характерных особенностей:

  • в космическом пространстве находятся небесные тела, территории которых никому не принадлежат;
  • космос практически безграничен; в отличие от сухопутной территории, морского и воздушного пространства, космическое пространство не поддается разделению на какие-либо зоны в процессе его использования;
  • космическое пространство представляет собой особую опасность для деятельности в нем человека и в плане использования космоса в военных целях;
  • в результатах космической деятельности заинтересованы все без исключения государства, а осуществлять ее самостоятельно могут в настоящее время лишь несколько наиболее развитых в научном и промышленном отношении государств.

Космическую деятельность можно определить как деятельность человека по исследованию и использованию космического пространства, в том числе естественных небесных тел внеземного происхождения. Понятие космической деятельности связывается с деятельностью в космическом пространстве, включая операции, осуществляемые на Земле в связи с запуском космического объекта, его управлением и возвращением на Землю.

Космическое пространство – это пространство, находящееся за пределами воздушного пространства (условно на высоте свыше 110 км).

Правовой режим космического пространства заключается прежде всего в том, что оно не находится в общей собственности; на него не распространяется суверенитет какого-либо государства; космическое пространство не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения, ни путем использования или оккупации, ни любым другим способом.

Космическое пространство открыто для исследования всеми государствами; исследование и использование космического пространства осуществляются на благо и в интересах всех стран независимо от степе- ни развитости и являются достоянием всего человечества.

Понятие ответственности в международном космическом праве включает:

  • международную ответственность государств за нарушение норм и принципов международного права;
  • материальную ответственность за ущерб, причиненный в результате осуществления космической деятельности.

Законодательно ответственность государств за космическую деятельность установлена в Договоре по космосу 1967 г., где сказано, что государства-участники Договора несут международную ответственность за деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными организациями или неправительственными юридическими лицами. Кроме того, предусматривается, что если ~ 154 ~ космическая деятельность осуществляется международной организа- цией, ответственность за выполнение положений Договора несут наряду с международной организацией также и участвующие в ней государства-участники Договора.

Согласно Договору по космосу 1967 г. международную ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами или их составными частями на земле, в воздухе или в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, несет то государство, которое выполняет или организует запуск, а также государство, с территории или установок которого производится запуск.

Ответственность возникает, когда ущерб причинен другому государству, его физическим или юридическим лицам. Ущербом может быть: падение любых космических объектов или их частей, приведшее к гибели людей, причинению им увечья, уничтожению или повреждению имущества, принадлежащего государству или его физическим и юридическим лицам как на сухопутной территории, так и в открытом море и в воздухе. Ущерб может быть причинен во время вывода космического объекта на орбиту, если траектория полета ракеты-носителя проходит через воздушное пространство, в котором находятся воздушные суда. Космический объект одного государства может причинить ущерб находящемуся на орбите объекту другого государства. Ущерб может выразиться также в создании помех космической радиосвязи и т. д.

Если ущерб причинен в результате законных действий, без наличия прямого умысла и без преднамеренного нарушения юридических норм, речь может идти только о материальном возмещении ущерба. Но когда приходится сталкиваться с преднамеренным нарушением норм международного права, речь идет уже о политической ответственности одного государства перед другим или перед всем международным сообществом

Можно ли купить Луну? За кем закреплена ответственность за космический мусор? Кто будет спасать космических туристов в нештатной ситуации? Эти и еще 7 вопросов мы задали кандидату юридических наук, доценту МГИМО Мариам Юзбашян. О современном состоянии и нерешенных вопросах международного космического права, а также практике его применения читайте в этой статье.


Что такое космическое право и для чего оно нужно? Где оно начинается?

Точнее международное космическое право, поскольку именно оно устанавливает правовой режим космического пространства и небесных тел и регулирует права и обязанности государств и международных межправительственных организаций в области исследования и использования космоса. Существует и национальное космическое право. В его рамках государства предусматривают специальные нормы для обеспечения исполнения своих международных обязательств, регламентируют космическую деятельность национальных субъектов космической деятельности.

Где начинает действовать космическое право?

И международное, и национальное космическое право начинаются там, где заканчивается воздушное. Однако этот вопрос, а именно разграничение воздушного и космического пространств, к сожалению, так и не получил международно-правового закрепления ввиду недостижения консенсуса по нему в Комитете ООН по использованию космического пространства в мирных целях. Известна точка зрения, согласно которой эта граница проходит на высоте порядка 100 км над уровнем океана.

Какую дату можно считать начало появления космического права?

Согласно подходу профессора Юрия Михайловича Колосова, одного из основоположников международного космического права и, к моей большой удаче, моему научному руководителю, международное космическое право (МКП) прошло три этапа развития и в настоящее время находится на четвертом. Если говорить о доктринальных разработках МКП, они появились в тридцатые годы XX века, пионерами в этой области были советский юрист Евгений Коровин и его чешский коллега Владимир Мандль. Первые международные документы появились после запуска СССР 4 октября 1957 года искусственного спутника Земли.

Принятие в 1967 году Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, ознаменовало становление МКП как новой отрасли международного права.

Договор по космосу 1967 года, в котором участвуют более ста государств, сохраняет свое значение и сегодня. Большинство его норм имеют опережающий характер, и в противовес, к сожалению, не всегда профессиональной, но весьма активной критике, я бы отметила, что сложно представить, по какому пути пошло бы развитие международных отношений в этой области без этого договора. Более того, Договор по космосу, хотя и прямо не регулирует частную космическую деятельность, опосредовано обеспечивает стабильность ее развития.

Как космическое право развивалось далее?

В период с 1968 года по 1979 год были приняты еще четыре международных договора: Соглашение о спасании (1968), Конвенция об ответственности (1972), Конвенция о регистрации (1975) и Соглашение о Луне (1979) После принятия последнего из этих международных договоров из-за противоречий между различными группами государств успешная нормотворческая деятельность Комитета в области разработки юридически обязательных актов завершилась. Развитие МКП пошло по пути принятия предметных резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, как известно, хотя и имеющих рекомендательный характер, но обладающих большим морально-политическим значением. В этот же период космическая деятельность приобрела экономическое значение, были учреждены международные организации спутниковой связи, большинство из которых в дальнейшем были приватизированы. С 80-х годах XX века началось постепенное нарастание тенденций приватизации, коммерциализации и глобализации космической деятельности, соответствующую актуальность приобрели и новые правовые вопросы. На современном этапе развития МКП, начавшемся во второй половине 90-х годов прошлого века, эти тенденции только усилились, увеличилось количество частных субъектов. Если кратко, сегодня мы наблюдаем возможное изменение вектора развития МКП ввиду ряда политических и экономических факторов.

Более того, с начала нового тысячелетия появились предпосылки к становлению международного частного космического права. В связи с этим можно обозначить и цель, как минимум, для неравнодушных международников – не отрицая экономического потенциала космоса, совместными усилиями обеспечить его мирное исследование и использование.

Могут ли быть приватизированными небесные тела? А их ресурсы?

Присвоение небесных тел или их частей запрещено МКП. Принцип неприсвоения распространяется на государства, международные организации, юридические и физические лица. В этом вопросе не может быть разночтений.

Этот принцип, согласно доктринальным оценкам, наряду с другими отраслевыми принципами МКП, закрепленными Договором по космосу, приобрел характер международного обычая. Соответственно, он распространяется и на государства, не участвующие в этом договоре. Более того, он применим к юридическим и физическим лицам. Согласно Договору по космосу, государства несут международную политическую ответственность за обеспечение того, чтобы вся национальная деятельность в космическом пространстве осуществлялась в соответствии с этим договором.

А если на Луне, например, добывать полезные ископаемые, кому они будут принадлежать?

Если действующий общий правовой режим космического пространства и небесных тел однозначен, то в отношении распространения или нераспространения запрета присвоения на природные ресурсы небесных тел возможны толкования. Договор по космосу не упоминает такие ресурсы, в Соглашении о Луне, предусматривающем правовые основы будущей космической природоресурсной деятельности, участвуют менее двадцати государств. Ни СССР, ни США не подписали это Соглашение по причине признания Луны и других небесных общим наследием человечества.

В отсутствие специального универсального международно-правового режима природных ресурсов небесных сложилось два подхода к толкованию запрета присвоения. Согласно первому, он распространяется и на ресурсы, согласно второму, изъятые из недр небесных тел ресурсы могут стать объектом прав собственности.

Кто несет ответственность за космический мусор?

Обязательство государств избегать вредного загрязнения космоса было установлено Договором по космосу. В развитие этого принципа в 2007 году были приняты Руководящие принципы Комитета ООН по космосу по предупреждению образования космического мусора. При этом под космическим мусором понимаются все находящиеся на околоземной орбите или возвращающиеся в атмосферу нефункциональные антропогенные объекты, включая их элементы и фрагменты.

Ответственность оператора в случае выхода космического аппарата из строя в отсутствие причинения ущерба по смыслу Конвенции об ответственности 1972 года – вопрос, подлежащий регулированию применимым национальным законодательством.

При этом существует потенциальная проблема – невозможность идентификации нефункциональных космических объектов, вследствие чего не ясен и субъект ответственности, то есть какому государству следует предъявлять претензию о возмещении ущерба.

Какие законы действуют МКС?

Документы всех трех уровней правовых обязательств в отношении МКС имеют двойственный характер: с одной стороны, они содержат прямую отсылку к нормам договоров ООН по космосу, с другой, в них урегулированы разнообразные частно-правовые (имущественные и личные неимущественные) отношения, осложненные иностранным элементом.

Опыт правового регулирования МКС является весьма интересным с точки зрения возможного учета отдельных положений при регулировании аналогичных отношений как в рамках будущих отдельных международных космических проектов, так и в целом в качестве общих принципов и норм применительно к регулированию международной или национальной космической деятельности.

Есть ли отдельное законодательство для частных космических компаний? Возможно ли появление их в России?

Космическая деятельность юридических и физических лиц регулируется национальным законодательством. В США, например, сложилась наиболее развитая система национально-правовых норм, учитывающих коммерческий характер такой деятельности. В России также допускается деятельность частных субъектов, однако сложившаяся система в меньшей степени учитывает ее особенности, но постепенно развивается.

В последние годы и в России появились частные космические проекты. Существующие сложности в пересмотре национальной системы, ориентированной изначально на государственное участие, постепенно преодолеваются.

Как вы считаете, нужно ли создавать специальное законодательство о космическом туризме?

Потенциально проблемы могут возникнуть в контексте распространения норм Соглашения о спасании 1968 года на космических туристов. Тем не менее, следует признать, что даже если туристы формально не подпадают под правовой статус космонавтов, чья деятельность имеет профессиональный характер, в случае аварии или бедствия и туристам должна быть оказана необходимая помощь, они должны быть спасены и возвращены соответствующему государству в силу международного обычая и различных кодифицированных актов общего международного права.

На мой взгляд, с одной стороны, с развитием космического туризма могут стать востребованными и специальные международно-правовые и в большей степени новые национально-правовые нормы. Они могут затронуть отдельные вопросы имущественных и личных неимущественных прав, ответственности, специальных видов страхования, экспортного контроля. С другой стороны, правовую основу всех этих вопросов можно было бы обеспечить в рамках общесистемного правового подхода к коммерческой космической деятельности, необязательно в специальном порядке применительно к отдельному ее виду – космическому туризму.

Читайте также: