Что такое кодификация права сперанский

Обновлено: 17.05.2024

Стремительный рост числа законодательных актов привел к путанице и несогласованному применению законов, что требовало проведения систематизации и приведения внормативное соответствие существующего законодательства. Ведущая роль в организации проведения систематизации отводится М.М. Сперанскому, под руководством которого были созданы проекты гражданского, уголовного и торгового уложения, но они были отклонены как основанные на французском революционном законодательстве. В 1826 г. работа по систематизации возобновилась и велась поэтапно по трем направлениям:

1)создание Полного собрания законов Российской империи(ПСЗ);

2) создание Свода действующих законов Российской империи (СДЗ);

3) создание нового Уложения.

В 1830 г. было подготовлено ПСЗ, в 1831 г. оно было опубликовано. Законодательные акты в ПСЗ располагались в хронологическом порядке, оно включало 40 томов законов и 6 томов приложений. начиная с Соборного уложения 1649 г., и заканчивая Манифестом от 14 декабря 1825 г. , написанным самим Сперанским.

СДЗ был опубликован в 1832 г. и введен в действие в 1835 г. В него были включены лишь действующие акты располагавшиеся по определенной системе - по отраслям права. Создание нового Уложения завершено не было, т. к. царь был против нововведений взаконодательстве. Как часть Уложения в 1845 г. было издано Уложение о наказаниях уголовных и исправительных.Рост промышленности и торговли обусловил развитие гражданского права,в котором значительное внимание уделялось укреплению права собственности, имущество делилось на недвижимое и движимое, различалось законное и незаконное владение. В обязательственном праверазличались обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. СДЗ регулировал составление, исполнение и прекращение договоров (Д). Предметом Д могли быть имущество и действия лиц. Д мог заключаться письменно или устно. Вводилось нотариальное удостоверение для отдельных Д. Средствами обеспечения Д являлись: задаток, неустойка, поручительство, залог и заклад. Семейное правопродолжало традиции церковного брака. Имущество супругов, родителей и детей было раздельным. В наследственном праверасширяется свобода завещания. По закону наследовала мужская нисходящая линия.

42. Систематизация российского законодательства. Полное собрание законов Российской импе­рии. Свод законов Российско империи.

1)Полное Собрание Законов Российской империи (ПСЗРИ) — наиболее полный сборник законодательных актов Российской империи, расположенных в хронологическом порядке. Собрание считается монументальным памятником русского права. Его сила и действие распространялись на все устройство государственной и общественной жизни.

2)Свод законов Российской империи -официальное собрание действующих законодательных актов Российской империи, расположенных в тематическом порядке. Первое издание 1832 г. и последующие издания 1842 и 1857 годов состояли из 15 томов (В частности, том 1 — Основные государственные законы, том 3 — Уставы о службе гражданской, том 9 — Законы о состояниях (сословиях), том 15 — Уложение о наказаниях, а в 1885 г. был добавлен XVI том, содержащий процессуальное законодательство). Между изданиями Свода законов выходили ежегодные и сводные (за несколько лет) продолжения Свода законов с указанием на упразднённые и измененные статьи. После 1857 г. Свод законов полностью не переиздавался, а выходили лишь отдельные тома (так называемые неполные издания Свода закон.

Николай I, продолжал дело своих предшественников по кодификации русского права, стал настаивать на создании Свода законов, а не нового Уложения. Уложенная комиссия была образована во второе отделение Собственной канцелярии Его величества (1826 г.), делами которого фактически ведал Сперанский. Из двух возможных подходов к кодификации права - сведения всех существующих (действующих и действующих) законов воедино и без изменений или отделение нового Уложения - был выбран первый (образцом для будущего Свода стал кодекс Юстиниана)

(43.)Отмена крепостного права в России. Подготовка, содержание и проведение крестьянской ре­формы 1861 г.

19 февраля 1861 г. император Александр II издал Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимостии утвердил: Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Их главными идеями были следующие: крестьяне получали личную свободу, и до заключения выкупной сделки с помещиком земля переходила в их пользование.Крестьяне получили личную свободу и наделялись землей в личное пользование. Размер земельного надела устанавливался по добровольному соглашению крестьянина и землевладельца, при его отсутствии наделение землей осуществлялось на основе местных положений в зависимости от типа земли (черноземная, нечерноземная, степная: от 0,9 до 12 десятин).Пользуясь помещичьей землей на условиях постоянного владения, крестьяне платили ему оброк и несли барщину.Подготовка крестьянской реформы началась в 1857 г. По указанию императора Александра II был образован Секретный комитет по крестьянскому делу,преобразованный в 1858 г. в Главный комитет по крестьянским делам. В своей деятельности Главный комитет опирался на дворянские губернские комитеты, где также разрабатывались проекты крестьянской реформы. Все выработанные проекты были рассмотрены к 1860 г. специальными редакционными комиссиями, которые передали материалы в Главный комитет.

Кодификация российских законов при Николае I началась в 1826 году. В результате длительной работы большого количества юристов был подготовлен Свод, куда попали все акты и нормы, действовавшие на территории империи. Это собрание законов с приложениями и объяснениями было издано в 1833 году.

Проблема громоздкого законодательства

К моменту вступления на престол Николая I кодификация законов стала одной из самых насущных задач, вставших перед российской властью. Проблема заключалась в том, что на протяжении многих десятилетий в стране появлялись новые своды, уложения и указы, которые порой противоречили друг другу. Кодификация нужна была для того, чтобы систематизировать законы, привести их в единый понятный порядок.

За эту проблему брались еще предшественники Николая I, в том числе его бабушка Екатерина Великая и старший брат Александр I. Новый правитель взялся за кодификацию сразу после того, как только оказался на престоле. Николай пришел к власти на фоне Декабристского восстания, устроенного сторонниками политических преобразований в стране. Николай всю оставшуюся жизнь принимал решения, оглядываясь на события 1825 года. Для него кодификация законов была одним из способов упрочить государственный строй.

кодификация законов

Неэффективность правовой системы

То, что властный аппарат был неэффективным и перегруженным пережитками прошлого, ни для кого не было секретом. Часто действия разных органов или чиновников противоречили друг другу из-за юридических лазеек и дырок в законах, регламентировавших их работу. Кроме того, эта ненормальная ситуация стала плодородной почвой для роста коррупции.

Кодификация законов была поручена Михаилу Сперанскому. Он некоторое время был приближенным Александра I и являлся автором многих его либеральных проектов и реформ. Накануне войны 1812 года Сперанский был в опале и оказался в почетной ссылке. Теперь Николай I вернул его в строй, надеясь на опыт и глубокие знания реформатора. Сперанский тут же стал слать императору докладные записки, в которых обрисовывал деятельность прежних комиссий по преобразованию законодательства и планы предстоящей кодификации.

Учреждение Второго отделения

Николай I одобрил идеи Михаила Сперанского. В апреле 1826 года специально для предстоящей работы по анализу законодательства было создано Второе отделение императорской канцелярии. Перед новым органом была поставлена четкая цель – составить Свод законов Российской империи. Кодификация проводилась множеством редакторов. Им были предоставлены все необходимые ресурсы. Юристам пришлось проверить колоссальную массу документов. Сперанский и его подчиненные пользовались плодами работы прежней Комиссии составления законов времен Александра I, так и не успевшей завершить свою работу.

Во Втором отделении стали работать юристы, правоведы, историки, статистики и важные государственные деятели. Вот только неполный список имен: Константин Арсеньев, Валериан Клоков, Петр Хавский, Дмитрий Замятин, Дмитрий Эристов, Александр Куницын и т. д. Все эти люди представляли собой интеллектуальную элиту страны. Они были лучшими в своих областях, а объединив усилия, смогли сделать, казалось бы, невозможное. Кодификация законов до того считалась невероятной. Достаточно сказать, что специалистам пришлось включать в будущий Свод документы, датированные XVII веком и все еще действовавшие на территории России.

кодификация законов при николае 1

Сбор документов

Оригинальные бумаги хранились в разных архивах, разбросанных по всей стране. Некоторые документы пришлось искать в зданиях упраздненных учреждений. Такими органами были: Коллегия иностранных дел, Вотчинный департамент, закрытые приказы и т. д. Кодификация российских законов осложнялась и тем, что все еще не существовало единого реестра, по которому могли бы сверяться составители Свода. Второму отделению пришлось создавать его с нуля, ориентируясь на московские, сенатские и министерские архивы. Когда реестр, наконец, был готов, оказалось, что в него попало более 53 тысяч актов, принятых в разных столетиях.

В Санкт-Петербурге требовали редкие книги, которые могли отыскиваться и доставляться неделями. Кодификация законов Российской империи заключалась еще и в ревизии текста. Специалисты сравнивали несколько редакций, анализировали старые источники, проверяли их правомочность, вносили и вычеркивали из реестра. Многие акты фактически дублировали друг друга, хотя могли быть приняты в разное время и по разным поводам. В таких случаях, как правило, ориентировались на более ранний документ, оставляя его для черновика Свода.

Анализ исторически актов

свод законов российской империи кодификация

Правила составления Свода

Организуя работу Второго отделения, Михаил Сперанский решил не рисковать, а взять за основу былой зарубежный опыт в подобных предприятиях. Искать долго не пришлось. В качестве ориентира были выбраны рекомендации Фрэнсиса Бэкона. Этот английский философ в начале XVII века исследовал юридическую теорию и оставил после себя богатое книжное наследие. Опираясь на его рассуждения, Михаил Сперанский сформулировал несколько правил, по которым в итоге стал составляться Свод российских законов.

Исключались повторения. Слишком длинные формулировки законов сокращались, при этом Второе отделение не имело права касаться их сущности. Делалось это для будущего упрощения работы государственных органов, судов и т. д. Законы распределялись по предметам регулирования, после чего они излагались в форме статей, которые и попадали в Свод. В итоговом издании каждый фрагмент имел свой номер. Человек, пользовавшийся Сводом, мог быстро и легко найти интересующий его акт. Именно этого и хотел достичь Николай 1. Кодификация законов, кратко говоря, стала одним из самых важных начинаний его правления. Предварительная подготовка Свода была закончена.

кодификация законов российской империи

Значение деятельности Сперанского

Однако были и причины, по которым кодификация законов Российской империи при Николае 1 затягивалась. Это происходило, потому что проекты часто возвращались обратно к составителям из-за замечаний ревизоров. Сам Сперанский вычитал каждую строчку в 15 томах Свода. На черновиках, которые ему не нравились, он оставлял свои замечания. Так проект мог курсировать между составителями и комиссией по несколько раз, пока, наконец, его не отшлифовывали до блеска.

Толкование устаревшего права

Согласно требованиям, которые выдвинул Николай 1, кодификация законов не была просто механической работой по переписыванию документов. Давние акты и уложения составлялись на устаревшем варианте русского языка. Составителям Свода приходилось избавляться от таких формулировок и писать их заново. Это была колоссальная работа по толкованию права. Прежние нормы и понятия нужно было перенести на тогдашние условия российской действительности XIX века.

проведена кодификация законов российской империи

Ревизия

Окончательная проверка Свода проводилась в специальном ревизионном комитете. В него вошли представители сената и министерства юстиции. В первую очередь проверялись уголовные и основные законы государства.

Ревизоры внесли множество поправок. Они настояли на том, что в Свод должны были быть добавлены нормы, имевшиеся в распоряжениях и циркулярных предписаниях различных министерств. Например, этого добивался глава финансового ведомства Егор Канкрин. В Российской империи все таможенное дело основывалось на разрозненных предписаниях его министерства.

Издание Свода

Непосредственная работа над составлением и ревизией издания проводилась с 1826 по 1832 гг. В апреле 1832-го появился первый пробный том. Манифест о полном издании Свода был подписан императором Николаем I 31 января 1833 года. В знак признательности царь наградил всех причастных к огромной работе званиями, пенсиями и т. д. Для монарха издание свода стало вопросом чести, так как он с самого начала своего правления озаботился этой задачей. Руководитель Второго отделения Михаил Сперанский получил высшую государственную награду – орден Андрея Первозванного. Кроме того, незадолго до смерти, в 1839 году, он стал графом.

Перед своим изданием Свод прошел проверку в Государственном совете, которой руководил председатель этого органа Виктор Кочубей. На заседаниях присутствовал и император. Так завершилась кодификация законов при Николае 1. Дата этого события (31 января 1833 года) была навсегда вписана в историю российского правоведения и юриспруденции. При этом в манифесте предусматривался подготовительный срок, в течение которого государственные органы должны были ознакомиться со Сводом и подготовиться к началу его использования. Это издание вступало в силу 1 января 1835 года. Действие его норм распространялось на всю территорию Российской империи.

николай 1 кодификация законов кратко

Недостатки

Хотя Свод обладал стройной внешней формой, она не соответствовала характеру внутреннего содержания. Законы исходили из разных принципов и были неоднородными. В отличие от западноевропейских сборников, Свод составлялся по принципу инкорпорации. Он заключался в том, что законы не менялись, даже если противоречили друг другу. Второе отделение имело право лишь сокращать формулировки.

Николай не стал затрагивать суть законодательства, потому как видел в этом начинании опасную реформу. Все свое правление он старался сохранить прежний порядок, державшийся на самодержавном строе. Это его отношение к действительности повлияло и на кодификацию.

Структура Свода

Сперанский предложил составить Свод согласно принципу римского права. Его система основывалась на двух основных частях. Это было частное право и право публичное. Сперанский разрабатывал свою систему для того, чтобы упростить работу со Сводом.

В итоге весь материал был разделен на восемь отделов. Каждый из них соответствовал определенной отрасли права – государственной, административной, уголовной, гражданской и т. д. В свою очередь восемь книг вмещали в себя 15 томов.

кодификация законов при николае 1 дата

Значение кодификации

Появление Свода ознаменовало новый этап в развитии отечественного права. Граждане страны впервые получили систематическое и простое в обращении издание, с помощью которого можно было свериться с действующими законами. До того система права была противоречива и состояла из эклектичных частей. Теперь период бессистемности остался в прошлом.

Началось бурное развитие российской правовой культуры. Теперь чиновникам стало сложнее злоупотреблять своими полномочиями. Их действия можно было легко проверить, сверившись со Сводом. Народ наконец узнал, что такое закон и как он применяется. Для России издание Свода фактически оказалось крупной политической и правовой реформой. В дальнейшем издание несколько раз редактировалось, согласно нововведениям, появившимся в законодательстве при преемниках Николая I.

Я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только по отношению ко вторым; действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов.

Михаил Сперанский

Правление Александра 1 знаменуется многочисленными реформами, которые затронули практически все аспекты жизнидеятельности государства. Одним из вдохновителей изменений в России того времени Михаила Сперанского, который предлагал кардинально реформировать политическое устройство страны, организовав власти ее по принципу разделения ветвей власти. Эти идеи сегодня известны, как реформы Сперанского, который кратко будут рассмотрены нами в данном материале. Сами реформы проводились в период с 1802 по 1812 года и имели большое значение для россии того времени.

Цели реформы Сперанского - таблица

Главные положения проекта реформ Сперанского

Реформы Сперанского - таблица

Первый этап (1802-1807)

После публикации этого проекта, Сперанский вместе с Императором приступил к реализации идей. 1 января 1810 года был организован совещательный орган – Государственный Совет. Его главой был назначен сам Михаил Сперанский. По идее этот орган должен был стать временным законодательным органом до того, пока не сформируется Дума. Также Совет должен был управлять финансами империи.

Третий этап (1811-1812)

  1. Предложил разделить Сенат на Правительствующий (вопросы местного управления) и Судебный (главный орган судебной ветви власти Российской империи).
  2. Создать вертикаль судебной власти. Должны создаваться губернские, окружные и волостные суды.
  3. Высказал идею предоставления крепостным гражданских прав.

Этот проект, как и первый документ 1809 года, так и остался всего лишь проектом. На момент 1812 года была реализована только одна идея Сперанского – создание Государственного Совета.

Почему Александр 1 так и не решился реализовать проект Сперанского?

Сперанский принимал участие в проведении финансовой реформы. В результате должны были увеличиваться налоги, которые должны были выплачивать дворяне. Этот факт также настраивал дворянство против главы Государственного Совета.

Таким образом, можно отметить основные причины, по которым реализация проекта Сперанского не была осуществлена:

Причины и последствия отставки Сперанского

Учитывая недоверие и протесты со стороны дворянства, Сперанский оказывался постоянно под давлением. Единственно, что спасло его от потери должности, это доверие императора, которое продолжалось до 1812 года. Так, в 1811 году сам государственный секретарь лично попросил у императора отставки, поскольку ощущал, что его идеи не будут реализованы. Однако император отставку не принял. С 1811 года увеличилось и количество доносов на Сперанского. Его обвиняли во многих преступлениях: клевете на императора, тайных переговорах с Наполеоном, попытке государственного переворта и в других подлостях. Несмотря на эти заявления, император вручил Сперанскому Орден Александра Невского. Однако, с распространением слухов и критики Сперанского тень падала на и самого императора. В результате в марте 1812 года Александр подписал указ об отстранении Сперанского от обязанностей государственного служащего. Тем самы и государственные реформы Сперанского были прекращены.

17 марта состоялась личная встреча Сперанского и Александра 1 в кабинете Зимнего Дворца, содержание этого разговора до сих пор является загадкой для историков. Но уже в сентябре бывшего второго человека в империи после императора отправили в ссылку в Нижний Новгород, а 15 сентября перевезли в Пермь. В 1814 году ему разрешили вернуться в свое имение на территории Новгородской губернии, но только под политическим надзором. С 1816 года Михаил Сперанский даже вернулся на государственную службу, став Пензенским губернатором, а в 1819 году стал генерал-губернатором Сибири. В 1821 году был назначен главой комиссии по составлению законов, за что в годы Николая I первого получил государственную награду. В 1839 году умер от простуды, перед смертью был включен в список графских родов Российской империи.

Главный итог деятельности Сперанского

Несмотря на то, что реформы Сперанского так и не были реализованы в жизнь, их продолжили обсуждать в российском обществе даже после смерти реформатора. В 1864 году, при проведении судебной реформы, учли идеи Сперанского относительно вертикали судебной системы. В 1906 году заработала первая в истории России Государственная Дума. Поэтому, несмотря на незавершенность, проект Сперанского оказал огромное влияние на политическую жизнь российского общества.

Личность Сперанского

Михаил Сперанский

В 1808 году он стал заместителя министра юстиции, а в 1810 году состоялось главное назначение его жизни: он стал государственным секретарем Государственного Совета, вторым человеком в стране после императора. Кроме того, с 1808 по 1811 Сперанский был Обер-прокурором Сената.

Ссылка для цитирования:

Законодательное направление в юридической политике Российского государства в первой половине XIX в., сохраняя главенствующее положение в механизмах законотворчества императора, получает дальнейшее развитие и начинает выстраиваться на новых основаниях, позволяющих говорить о достаточно четкой институционализации данного направления. Провозглашенный и развиваемый властью принцип опоры на закон и законность в управлении страной потребовал и решения проблем, связанных с качеством нормативных актов, систематизацией законодательства и определением системы узаконений. В контексте данного подхода заметим, что разработка и создание Свода законов Российской империи стало важнейшим этапом на пути формирования российской государственности и привело к определенному логическому и практическому завершению более чем вековую деятельность по упорядочиванию законодательного массива в стране.

На указанной ранее отечественной историко-теоретической базе М.М. Сперанский определил этапы работ по систематизации законодательства и содержание практической реализации каждого из них. При этом он, с учетом прежнего опыта, не исключая и своего, составил последовательный процесс упорядочивания законодательного массива, исходя из необходимости на первом этапе собрать все узаконения и опубликовать их в рамках Полного собрания законов Российской империи как хронологической инкорпорации и необходимой базы для последующих работ [1, с. 134]. И завершение его позволило перейти ко второму, более сложному этапу работ - созданию Свода законов Российской империи и изданию в его рамках систематизированного по определенным критериям действующего общеимперского законодательства.

По мнению М.М. Сперанского, фундаментом систематизации законодательства должен был стать Свод законов Российской империи. Свод законов базировался на материалах Полного собрания законов, но он как сложный акт систематизации законода­тельства представлял тематическую инкорпорацию законодатель­ного материала с его отраслевой консолидацией по соответствую­щим разделам свода - отраслям законодательства. Здесь перед правоведом встали несколько проблем: определение общих пра­вил составления Свода законов и его структуры, которая одновре­менно становилась и системой общеимперского законодательства.

В "Обозрении исторических сведений о Своде законов" Сперанский, исходя из состояния русского права в тот период, обосновывал необходимость Свода законов, объясняя это особенностями нашего юридического быта. Главной особенностью он считал, что Россия не получила, в отличие от западноевропейских стран, заимствовавших римское право, его стройной системы, которую составляли "законы высоким знанием придуманные, долголетним опытом испытанные и веками утвержденные". Основная задача Свода законов - это дальнейшее совершенствование законодательства. Отсутствие его вело к тому, что ". суд непрестанно обращался к законодательству и искал разрешения; отсюда так называемые в старину дела временные именными указами и боярскими приговорами" [2, с. 84-88].

Анализируя данное обстоятельство, известный историк Н.М. Коркунов считал, что необходимость составления Свода Сперанский обосновывал "отсутствием у нас права самостоятельного судебного толкования законов" [3, с. 95], то есть тем, что большинство действующих законоположений в России представляли собой решения по конкретным делам. Поэтому Свод законов был призван по идее правоведа - создать твердую основу для издания новых законов [4, с. 31].

Перед составлением Свода законов правовед предлагал определить его форму. Он различал в истории систематизации законодательства несколько видов свода:

1) свод, составляемый посредством выписок. Для составления такого свода готовились выписки из разных законов, касающиеся одного и того же предмета, но без взаимосвязи между собой. Сперанский различал общие и частные выписки. Частные выписки он видел в судопроизводстве по конкретным делам и классифицировал их на подготовительные или окончательные. В подготовительных выписках в хронологическом порядке излагались все положения, которые могли иметь отношение к делу. Общие выписки составлялись не по конкретному делу, а на целые главы или разделы законодательства. В таких выписках приводились указы, относившиеся к определенной главе или разделу законодательства. Эти указы приводились в хронологическом порядке, без связи одного с другим и без разделения действующих и недействующих правовых норм. Такое разделение осуществлялось присутствием уложенной комиссии, которое определяло, какую правовую норму считать действующей, а какую отмененной или подлежащей отмене;

2) учебные или научные своды. В этих сводах по принятой системе обычно излагались основные принципы классификации какого-либо раздела законодательства, последствия этой классификации и связь этих последствий между собой. К подобным сводам Сперанский относил сочинения римских правоведов, которые составили одну из частей Свода Юстиниана;

3) ручные книги или сборники. Это краткое указание на законы, содержавшие только их общий смысл. Они были схожи с учебными сводами, но, по мнению Сперанского, имели два существенных отличия: во-первых, учебные своды сочинялись для обучения, а ручные книги и сборники составлялись только для руководства должностных лиц, чтобы ввести их в курс своей должности; во-вторых, учебные своды обычно охватывали какой-либо целый раздел законодательства с соблюдением принятой системы и ее методическим изложением, а ручные книги составлялись не научными методами, а для удобства их практического применения;

4) своды в виде указателей. Последние обычно составлялись в алфавитном порядке и были либо пространные, либо краткие. В пространных указателях на каждое слово излагалась история прежних законов, их основные изменения, а также существо действующего законодательства с более или менее подробным указанием частных случаев и судебных решений. Краткие указатели ограничивались изложением содержания закона с указанием времени его издания. Такой краткий указатель законов был составлен и приложен, в частности, к Полному собранию законов Российской империи;

6) свод Юстиниана. Известно, что свод Юстиниана состоял из трех частей: из Институций, Дигестов, или Пандектов, и действующих императорских конституций, благодаря которым дошел до нас памятник периода расцвета римской юриспруденции [5, с. 5].

Институции были составлены в основном из сочинений Гая, а также трудов Флорентина, Марсиана, Павла и Ульпиана. Они были разделены на следующие книги: общие учения о праве и о лицах; общие институты вещного права; общие институты обязательственного права; учение об исках и судопроизводстве. Подобная система получила название институционной.

Кроме того, Сперанскому предстояло определить правила составления самого Свода законов. Характерно, что приемы юридической техники он почерпнул из истории римского права и европейской юриспруденции, связанные с систематизацией узаконений. Эти правила содержались в самом своде Юстиниановом, но, сверх того, ближайшим руководством положено было принять начала, установленные Ф. Бэконом, поскольку они подходили к условиям составления нашего Свода [8, с. 5], с теми ограничениями, которые по свойству наших законов признаны необходимыми.

Правила Ф.Бэкона были следующие:

Это правило Сперанский уточнил следующим образом: во-первых, статьи свода, взятые из одного действующего указа или постановления, следовало излагать дословно без каких-либо изменений; во-вторых, статьи, составленные из двух или более указов, излагать словами основного указа с присоединением слов из указов, служащих к нему дополнением или пояснением; в-третьих, статьи, составленные с учетом большого количества указов, должны были располагаться по смыслу, который они имели в своей совокупности, и, в-четвертых, под каждой статьей следовало давать ссылку на те указы и постановления, на основании которых она была составлена;

Во второй половине 1820-х гг. было составлено только историческое обозрение гражданских и некоторых частей уголовных законов. Создание исторических сводов по другим областям законодательства было отложено на неопределенное время. Только в 1832-1833 гг. чиновникам Второго отделения была снова поручена подготовка исторических сводов. Эти обозрения для тех частей законодательства, для которых они были составлены, группировали правовой материал по царствованиям. Однако, историк П.М. Майков, который исследовал архивные материалы М.М. Сперанского, считал, что эта работа не была закончена [12, с. 40]. Деятельность по составле­нию исторических сводов явилась важным этапом, непосредственно пред­шествующим созданию Свода законов. По мере завершения исторических сводов начались работы над систематическим Сводом.

Работа над Сводом закипела в январе 1826 г. и к концу 1832 г. Свод, заключавший в себе действую­щие узаконения, был отпечатан тиражом 1200 экземп­ляров и 19 января 1833 г. был представлен Государственному совету на за­седании, происходившем под личным председательством Николая I. Со­ставляющие Свод отдельные статьи расположены в систематическом, а не хроноло­гическом порядке. Свод законов изд. 1832 г. делился на восемь главных раз­делов и состоял из 15 томов. Всего в Своде законов 1832 г. содержалось 36000 статей. В целях периодического отражения состояния законодательства в определенный момент предполагалось выпускать Про­должения к Своду законов, а также переиздавать весь Свод через каждые де­сять лет. Продолжения к Своду должны были отражать все изменения в за­конодательстве, последовавшие за известный период времени. В течение восьми лет (1832-1840гг.) вышло шесть Продолжений к Своду законов.

Второе издание было осуществлено через десять лет после первого издания в 1842г. общий объем Свода значительно возрос, число статей в нем в полтора раза превысило, это количество в первом издании. Число томов осталось прежнее - пятнадцать, хотя состав томов вообще не подвергался особенным изменениям. В 1857 г. Свод был переиздан в третий, по­следний полностью раз, количество статей в 15-ти томах достигло 90000. Свод сделался обширнее потому, что были включены находившиеся в изданных с 1843 по 1854г. продолжениях различные законы, учреждения, уставы и постановления. К этому изданию Свода был составлен алфавитный указатель [12, с. 128]. В последующие годы полных переизданий не производилось, а переиздавались лишь отдельные тома свода.

Таким образом, Российское государство привело к определенному логическому и практическому завершению более чем вековую деятельность по упорядочиванию законодательного массива в стране. Систематизация имперского законодательства, осуществленная посредством издания Свода законов, была крупным шагом вперед в развитии русского права. Свод законов Российской империи стал действующим источником права. Он впервые представил для органов государства свод действующих законов, имеющий достаточно четкую и продуманную теоретическую и практиче­скую основу, снабженный указателями и вспомогательными материалами. На долгие годы Свод законов стал основным документом, к которому обращались российские юристы - как в своей практике, так и для теоретических целей. В качестве исторического источника Свод законов не утратил своего значения и сегодня.

Читайте также: