Что такое казна гражданское право

Обновлено: 30.06.2024

часть государственного или муниципального имущества, не закрепленная за государственными предприятиями и учреждениями. К. - нераспределенное между государственными и муниципальными юридическими лицами-несобственниками имущество, Непосредственно находящееся в собственности публично-правовых образова-. ний (п. 4 ст. 214 и п. Зет. 215 ГК РФ).

К., или фиск (лат. fiscus-денежный ящик, в римском праве - императорская, а затем общегосударственная К.), в некоторых правопорядках и в теоретической литературе иногда отождествляется с государством как публично-правовым образованием - самостоятельным субъектом гражданского оборота. С этой позиции К. рассматривается как имущественно-правовая (частноправовая) сторона деятельности государства, противопоставляемая его публично-правовой стороне (государству как публичной власти).

Действующее законодательство РФ рассматривает К. как определенную совокупность имущества, т.е. как объект, а не субъект права. При этом оно объявляет К. соответствующее имущество как РФ и ее субъектов (государственных образований), так и аналогичное имущество муниципальных образований, т.е. нераспределенное имущество любых субъектов публичной собственности.

К. публично-правового образования составляют средства соответствующего бюджета, а также иное имущество, не закрепленное за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями на ограниченном вещном праве. Государственную К. РФ составляют средства федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов (пенсионного,социального страхования и др.). а также средства ЦБ, золотой запас, алмазный и валютный фонды РФ.

Соответствующие публично-правовые образования отвечают по своим обязательствам имуществом, составляющим К., прежде всего - бюджетными средствами. Однако это не относится к обязательствам созданных ими унитарных, предприятий - субъектов права хозяйственного ведения от имени К. В качестве ответчиков по искам к публично-правовым образованиям по общему правилу выступают соответствующие финансовые органы (министерства финансов, финансовые управления (департаменты) и отделы финансов), в непосредственном распоряжении которых находятся бюджетные средства (ст. 1071 ГК РФ).

Энциклопедия юриста . 2005 .

Полезное

Смотреть что такое "КАЗНА" в других словарях:

КАЗНА — жен. наличные деньги, особ. звонкая монета в количестве; | государевы или государственые суммы, богатства, доходы, имущества; | та часть огневых орудий, куда кладется заряд; | ряз., тамб. казенка, голбец; | пермяц. сросток на веревке, срощеное… … Толковый словарь Даля

казна — ы; ж. Устар. 1. Совокупность денежных, земельных и иных средств государства. Государственная к. 2. Государство как владелец этих средств; правительственное учреждение, распоряжающееся государственными средствами, имуществом. 3. Денежные средства … Энциклопедический словарь

казна — сущ., ж., употр. нечасто Морфология: (нет) чего? казны, чему? казне, (вижу) что? казну, чем? казной, о чём? о казне 1. Казной называют все денежные, земельные и другие средства города, области, государства. Государственная казна. | Налоговые… … Толковый словарь Дмитриева

КАЗНА — (тюрк.) (устар.) ценности, имущество, принадлежащие государству (ранее также королю, князю, герцогу) или организации (напр., войсковая, монастырская казна). В Др. Руси всякого рода движимое имущество (домовая, постельная, золотая казна и т. п.),… … Большой Энциклопедический словарь

КАЗНА — КАЗНА, казны, мн. нет, жен. (от араб. сокровище). 1. Совокупность имущественных средств государства (офиц. устар.). Завод из частных рук перешел в казну. || Государство, как юридическое лицо в области имущественных отношений (офиц. устар.).… … Толковый словарь Ушакова

Казна — Бизнес * Банкротство * Бедность * Благополучие * Богатство * Воровство * Выгода * Деньги * Долги * Скупость * Золото * Игра * Идея * Конкуренция * Планирование * Прибыль * … Сводная энциклопедия афоризмов

казна — См … Словарь синонимов

Казна — тюрк. устар. ценности, имущество, принадлежащие государству (ранее также королю, князю, герцогу) или организации (напр., войсковая, монастырская казна). В Др. Руси всякого рода движимое имущество (домовая, постельная, золотая казна и т. п.),… … Политология. Словарь.

казна — казны, мн. нет, ж. [от араб. – сокровище]. 1. Совокупность имущественных средств государства (офиц. устар.). Завод из частных рук перешел в казну. || Государство, как юридическое лицо в области имущественных отношений (офиц. устар.). Имение у… … Словарь иностранных слов русского языка

КАЗНА — (тюркское), ценности, имущество, принадлежащие государству (ранее также королю, князю, герцогу) или организации (например, войсковая, монастырская казна); место для хранения ценностей … Современная энциклопедия


(на примере Орловской области) О.И. КОРОТКОВА, заведующая правовым сектором Управления государственного имущества администрации Орловской области, ассистент кафедры гражданского права Орловского государственного университета Государственная собственность в России неоднородна. Выделяются два ее уровня: федеральная собственность и государственная собственность субъектов Федерации. Государственное имущество может быть закреплено за государственными предприятиями и учреждениями в хозяйственное ведение и оперативное управление (статьи 294 и 296 Гражданского кодекса РФ), а также составлять государственную казну.

(на примере Орловской области)

О.И. КОРОТКОВА,

заведующая правовым сектором Управления государственного имущества администрации Орловской области, ассистент кафедры гражданского права Орловского государственного университета

Государственная собственность в России неоднородна. Выделяются два ее уровня: федеральная собственность и государственная собственность субъектов Федерации. Государственное имущество может быть закреплено за государственными предприятиями и учреждениями в хозяйственное ведение и оперативное управление (статьи 294 и 296 Гражданского кодекса РФ), а также составлять государственную казну.

Под основными целями, задачами и принципами государственной политики Российской Федерации в сфере управления государственным сектором экономики понимаются совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, а также государственной казны и имущественных прав государства. Реализация права государственной собственности определена в статьях 113, 124, 125 и 214 ГК РФ.

В число объектов государственной собственности входит государственная казна Российской Федерации и ее субъектов. Казна представляет собой средства соответствующего бюджета и иное государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. Таким образом, казна — это совокупность имущества.

Статья 214 ГК РФ устанавливает, что средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. В соответствии со ст. 128 ГК РФ имущество относится к объектам гражданского права. Казна как совокупность имущества является объектом, который в таком качестве не может выступать участником (субъектом) гражданских правоотношений.

Некоторые цивилисты указывают в рассматриваемых правоотношениях на огромное значение финансового права, объясняя это тем, что казну составляют в первую очередь средства соответствующего бюджета. Кроме того, туда могут быть отнесены средства государственных и муниципальных внебюджетных фондов[1]. То есть основная часть казны представлена фондами финансовых ресурсов, а отношения по их образованию, распределению и использованию признаются предметом финансово-правового регулирования. Поэтому в казну входит и такое имущество, право собственности на которое регулируется другими отраслями права.

Функции собственника в отношении имущества, входящего в состав казны, государство и муниципальные образования осуществляют непосредственно (например, правомочия владения, пользования и распоряжения). Непосредственное осуществление государством правомочий собственника невозможно вне деятельности его органов[2].

Пунктами 1 и 2 ст. 125 ГК РФ установлено, что государственные и муниципальные органы приобретают и осуществляют права и обязанности от имени государства и муниципальных образований в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В сложившейся практике представителями государства и муниципальных образований в отношении бюджетных средств признаются законодательные (представительные) органы, наделенные от имени общественно-территориальных образований правом распоряжения.

Статья 153 Бюджетного кодекса РФ закрепляет право законодательных (представительных) органов рассматривать и утверждать бюджеты.

Действующее законодательство, определяющее компетенцию органов власти и местного самоуправления, позволяет назвать и другой орган, который осуществляет правомочия общественно-территориальных образований по владению, пользованию и распоряжению бюджетными средствами. Так, на уровне субъекта Федерации — Орловской области организация бюджетного процесса осуществляется на основе законов области, принимаемых в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

В компетенцию высшего органа исполнительной власти Орловской области входит утверждение положения о казне Орловской области, определение порядка ее формирования и распоряжения ее объектами, распоряжение средствами областного бюджета в соответствии с законом о бюджете области.

К полномочиям исполнительного органа государственной власти специальной компетенции по управлению имуществом относится контроль за сохранностью и целевым использованием имущества, входящего в состав казны Орловской области, переданного в пользование юридическим и физическим лицам, а также привлечение этих лиц к ответственности за ненадлежащее использование переданных объектов. Кроме того, указанный орган разрабатывает распорядительные акты по распоряжению объектами казны.

Такой исполнительный орган государственной власти специальной компетенции, как Управление финансов и налоговой политики, является органом, обеспечивающим проведение финансовой, бюджетной и налоговой политики, осуществляющим общее руководство организацией финансов на территории области.

Казну Орловской области составляют средства областного бюджета, иное движимое и недвижимое имущество, не закрепленное за областными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельные участки, не закрепленные по договору аренды, постоянного бессрочного пользования, которые принадлежат Орловской области на праве собственности.

Объектами казны Орловской области являются:

· средства областного бюджета;

· ценные бумаги, доли в уставном капитале хозяйствующих субъектов;

· архивные фонды и архивные документы;

· здания, сооружения, жилые и нежилые помещения;

· материальные и нематериальные активы;

· иное имущество, не закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за областными предприятиями и учреждениями;

· незакрепленные земельные участки.

Объекты казны Орловской области могут находиться как на территории Орловской области, так и за ее пределами.

Основаниями отнесения объектов к казне Орловской области являются:

· отсутствие аренды и постоянного бессрочного пользования на земельные участки, закрепленные за областными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

· отказ областного предприятия или учреждения от права хозяйственного ведения или оперативного управления на областное имущество, отказ от аренды и постоянного бессрочного пользования на земельные участки;

· изъятие излишнего и неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления и за предприятием на праве хозяйственного ведения;

· остаток имущества после ликвидации областных предприятий и учреждений и иных юридических лиц с участием области;

· отсутствие собственника имущества, отказ собственника от имущества или утрата им права на имущество по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, на которое в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством, приобретено право областной собственности;

· принятие и приобретение в областную собственность имущества юридических или физических лиц;

· иные основания, предусмотренные действующим законодательством.

Управление и распоряжение имуществом, входящим в состав казны Орловской области, осуществляет высший орган исполнительной государственной власти Орловской области — Коллегия администрации Орловской области.

Учет осуществляется посредством занесения соответствующих сведений в специальный раздел Единого реестра областного имущества Орловской области, содержащий сведения о составе, способе приобретения, стоимости, основаниях и сроке постановки на учет имущества, составляющего казну Орловской области (и при необходимости — другие сведения).

Включение в специальный раздел реестра и исключение из него имущества казны Орловской области осуществляется на основании решений (приказов) органа исполнительной государственной власти по управлению имуществом Орловской области.

1 См., например: Карасева М.В. Финансовое правоотношение. — М., 2001. С. 103; Финансовое право Российской Федерации: Учеб. / Отв. ред. М.В. Карасева. — М., 2002. С. 104.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

часть государственного или муниципального имущества, не закрепленная за государственными предприятиями и учреждениями. К. - нераспределенное между государственными и муниципальными юридическими лицами-несобственниками имущество, Непосредственно находящееся в собственности публично-правовых образова-. ний (п. 4 ст. 214 и п. Зет. 215 ГК РФ).

К., или фиск (лат. fiscus-денежный ящик, в римском праве - императорская, а затем общегосударственная К.), в некоторых правопорядках и в теоретической литературе иногда отождествляется с государством как публично-правовым образованием - самостоятельным субъектом гражданского оборота. С этой позиции К. рассматривается как имущественно-правовая (частноправовая) сторона деятельности государства, противопоставляемая его публично-правовой стороне (государству как публичной власти).

Действующее законодательство РФ рассматривает К. как определенную совокупность имущества, т.е. как объект, а не субъект права. При этом оно объявляет К. соответствующее имущество как РФ и ее субъектов (государственных образований), так и аналогичное имущество муниципальных образований, т.е. нераспределенное имущество любых субъектов публичной собственности.

К. публично-правового образования составляют средства соответствующего бюджета, а также иное имущество, не закрепленное за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями на ограниченном вещном праве. Государственную К. РФ составляют средства федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов (пенсионного,социального страхования и др.). а также средства ЦБ, золотой запас, алмазный и валютный фонды РФ.

Соответствующие публично-правовые образования отвечают по своим обязательствам имуществом, составляющим К., прежде всего - бюджетными средствами. Однако это не относится к обязательствам созданных ими унитарных, предприятий - субъектов права хозяйственного ведения от имени К. В качестве ответчиков по искам к публично-правовым образованиям по общему правилу выступают соответствующие финансовые органы (министерства финансов, финансовые управления (департаменты) и отделы финансов), в непосредственном распоряжении которых находятся бюджетные средства (ст. 1071 ГК РФ).

Энциклопедия юриста . 2005 .

Полезное

Смотреть что такое "КАЗНА" в других словарях:

КАЗНА — жен. наличные деньги, особ. звонкая монета в количестве; | государевы или государственые суммы, богатства, доходы, имущества; | та часть огневых орудий, куда кладется заряд; | ряз., тамб. казенка, голбец; | пермяц. сросток на веревке, срощеное… … Толковый словарь Даля

казна — ы; ж. Устар. 1. Совокупность денежных, земельных и иных средств государства. Государственная к. 2. Государство как владелец этих средств; правительственное учреждение, распоряжающееся государственными средствами, имуществом. 3. Денежные средства … Энциклопедический словарь

казна — сущ., ж., употр. нечасто Морфология: (нет) чего? казны, чему? казне, (вижу) что? казну, чем? казной, о чём? о казне 1. Казной называют все денежные, земельные и другие средства города, области, государства. Государственная казна. | Налоговые… … Толковый словарь Дмитриева

КАЗНА — (тюрк.) (устар.) ценности, имущество, принадлежащие государству (ранее также королю, князю, герцогу) или организации (напр., войсковая, монастырская казна). В Др. Руси всякого рода движимое имущество (домовая, постельная, золотая казна и т. п.),… … Большой Энциклопедический словарь

КАЗНА — КАЗНА, казны, мн. нет, жен. (от араб. сокровище). 1. Совокупность имущественных средств государства (офиц. устар.). Завод из частных рук перешел в казну. || Государство, как юридическое лицо в области имущественных отношений (офиц. устар.).… … Толковый словарь Ушакова

Казна — Бизнес * Банкротство * Бедность * Благополучие * Богатство * Воровство * Выгода * Деньги * Долги * Скупость * Золото * Игра * Идея * Конкуренция * Планирование * Прибыль * … Сводная энциклопедия афоризмов

казна — См … Словарь синонимов

Казна — тюрк. устар. ценности, имущество, принадлежащие государству (ранее также королю, князю, герцогу) или организации (напр., войсковая, монастырская казна). В Др. Руси всякого рода движимое имущество (домовая, постельная, золотая казна и т. п.),… … Политология. Словарь.

казна — казны, мн. нет, ж. [от араб. – сокровище]. 1. Совокупность имущественных средств государства (офиц. устар.). Завод из частных рук перешел в казну. || Государство, как юридическое лицо в области имущественных отношений (офиц. устар.). Имение у… … Словарь иностранных слов русского языка

КАЗНА — (тюркское), ценности, имущество, принадлежащие государству (ранее также королю, князю, герцогу) или организации (например, войсковая, монастырская казна); место для хранения ценностей … Современная энциклопедия


1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. ст. 3301; Собрание законодательства РФ. 31.07.2017. № 31 (Часть I). ст. 4766.

3. Гольмстен А.Х. Дмитрий Иванович Мейер, его жизнь и деятельность // Журнал Юридического Общества при Императорском С.-Петербургском Университете. – СПб., 1894. – Книга 6 (Июнь). – С. 97-123.

5. Мейчик Д.Е. Законы гражданские (Свод законов т. X ч. I). Практический и теоретический комментарий под ред. А.Э. Вормса и проф. В.Б. Ельяшевича. Вып. 2. – Москва, 1913 // Вестник права и нотариата. – 1913. [№ 27. Июль – № 52. Декабрь].

7. Беспалова А.И. К вопросу о непосредственном осуществлении правомочий собственника // Ученые труды Казахского ун-та. Т. 10. Серия юридическая. Вып. 10. – Алма-Ата, 1970. – С. 383.

8. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / под ред. О.Н. Садикова. – М.: Контракт, Инфра-М, 1996. – С. 666.

10. Пятков, Д.В. О гражданской правосубъектности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований // Журнал российского права. – 1999. – № 10. – С.78.

11. Кечекьян, С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе / отв. ред. М.С. Строгович. – М.: Издательство АН СССР, 1958. – 187 с.

12. Матузов, Н.И. Теория государства и права: курс лекций / Н.И. Матузов, А. В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – 776 с

13. Марченко, М.Н., Проблемы общей теории государства и права: Государство. Учебник: В 2-х томах. Т. 1 / Марченко М. Н. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 752 c.

15. Дядькин, О.Н. Особенности участия прокурора в судебном разбирательстве по уголовным делам. В сборнике: Территория права: Заочная научно-практическая конференция: сборник научных статей. Ответственный редактор: В.Н. Сусликов, 2015. – С. 74-76.

16. Панова, В. В. Государственная казна субъекта РФ: финансово-экономический механизм функционирования и развития. Дис. . к. э. н. –Екатеринбург, 2005. – С. 29 – 30.

В качестве субъекта права воспринимал казну и Г.Ф. Шершеневич, видевший в ней публичное юридическое лицо. По его утверждению, казна занимает наиболее значимое место среди публичных юридических лиц и характеризует государство с хозяйственной стороны. Казна – единый субъект невзирая на то, что хозяйственная деятельность осуществляется разными органами [5]. Схожая позиция у К.Д. Кавелина и Н.И. Лазаревского [6].

В современных социально-экономических условиях, характеризующихся значительной трансформацией социально-экономических отношений, смысловое и функциональное содержание государственной казны объективно расширяется, в том числе с учетом особенностей участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в гражданских правоотношениях. Однако и сегодня можно утверждать, что ни правовые источники, ни юридическая литература не содержат однозначного юридического восприятия этой категории.

Казна влияет на осуществление функций государства. В зависимости от выполняемой государством функции и конкретной потребности казна обеспечивает ее выполнение, выступая одновременно и в качестве субъекта, и в качестве объекта (в смысле ст. 128 ГК РФ). Имущество казны достаточно сложно выделить из всего государственного имущества, что вызывает трудности на практике. Исчерпывающий перечень имущества, составляющего государственную казну РФ, казну субъекта РФ, казну муниципального образования, на законодательном уровне не определен. Источники формирования и состав имущества казны устанавливаются нормативными правовыми актами собственника.

Однако участие казны в отношениях, регулируемых гражданским процессом, не позволяет уместить ее в рамки определения, данного законом, что дает возможность говорить также о государстве-казне как своеобразном субъекте прав и обязанностей. Поскольку в ряде случаев, закон вовлекает государство в процессуальные правоотношения без конкретизации в виде территориального органа исполнительной власти либо унитарного предприятия, то здесь и обнаруживается государство-казна в качестве субъекта гражданских прав и обязанностей.

Ситуации, в которых закон требует непосредственного участия в гражданском и арбитражном процессе государственной казны, следующие:

а) когда собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование, субсидиарно отвечает по обязательствам юридического лица, которому передано такое имущество. Это может быть в случае, если это предусмотрено учредительными документами, либо если банкротство данного лица было вызвано распоряжениями собственника, наделенного правом давать обязательные для выполнения указания (ст. 114 ГК РФ). Что касается учреждений, основанных на федеральной собственности, и казенных предприятий, то ст. 115 прямо установлена субсидиарная ответственность Российской Федерации.

б) наиболее часто к казне предъявляются иски о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями следственных и судебных органов. Статья 1069 ГК РФ устанавливает ответственность казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования за вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц. В соответствии со ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный незаконными действиями следственных и судебных органов, повлекшими незаконное осуждение, незаконное привлечение к уголовной ответственности, незаконное применение в качестве меры пресечения заключение под стражу или подписку о невыезде, незаконное наложение административного взыскания или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом. Кроме того, следует иметь в виду, что в соответствии с ГК РФ вред возмещается в полном объеме (как материальный, так и моральный).

Таким образом, упоминание о казне, в том или ином смысле, содержится в ст. ст. 214, 215, 1069, 1070, 1071 ГК РФ. Согласно мнению комментаторов Гражданского кодекса РФ ст. 1071 призвана конкретизировать ст. 16 ГК РФ и вводит понятие казны, которое не используется в общей норме ст. 16 ГК РФ [8]. Однако несмотря на то, что российский законодатель достаточно давно ввел это понятие в юридический оборот, оно до настоящего времени не конкретизировано в содержательном смысле, не урегулированы отношения по управлению и распоряжению имуществом, составляющим казну. Как следствие, до сих пор, судебная практика де-факто рассматривает казну исключительно в качестве государственного бюджета [9].

В юриспруденции сложилось разделяемое многими теоретиками права суждение о том, что принципиальной разницы между субъектом права и субъектом правоотношения не существует [11, 12, 13, 14]. Однако полагаем есть резон в утверждении, что поскольку правосубъектность включает в себя и абстрактную способность иметь права и обязанности, и реальную способность эти права и обязанности реализовывать своими правомерными действиями, и, помимо прочего, способность отвечать за правонарушения, то под правосубъектностью следует все же понимать способность индивидов и их образований быть субъектами правоотношений.

Не сомневаясь в наличии у государства качеств правосубъектности, сконцентрируемся на властно-публичном характере его субъектной сущности. Являясь политико-правовым образованием, предназначенным для организации публичной власти в обществе, государство обладает суверенитетом и независимостью в отношениях внешних и внутренних, для чего наделяется качеством иммунитета и стоит на страже публичного интереса. Другое дело отношения имеющие индивидуальную (частную) природу, в основе которых лежит частный интерес. Они регулируются на основе иных принципов и государство, будучи субъектом гражданского права (гражданская правоспособность), вступая в гражданские правоотношения, фактически действует не в качестве государства (управляющего субъекта, наделенного властными полномочиями и иммунитетом), а как собственник, реализующий правомочия, как сторона в обязательственном правоотношении, как субъект деликтного правоотношения.

Казна призвана выполнять в государстве разнообразные функции. В.В. Панова выделяет функцию капитализации, воспроизводственную, социальную, инвестиционную, организационную, гарантийную и правовую функции [16]. Полагаем, что акты возмещения имущественного вреда и компенсация вреда морального, причиненных незаконными действиями органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, должны включаться в содержание правовой функции, которая, по мнению автора состоит в обеспечении возможности непосредственного участия публично-правовых образований в гражданских (в данном случае деликтных) правоотношениях.

Объектом правоохранительной деятельности государства выступают права и свободы человека и гражданина, а потому функционирование таких его органов как дознание. следствие, суд и прокуратура в условиях цивилизованного общества должно гарантировать соблюдение прав и свобод человека и гражданина, обеспечивать их реализацию, формировать механизм защиты, включающий элементы ответственности. Причинение вреда (имущественного, морального) в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения гражданина к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности указанными органами, их должностными лицами юридически обязывает государство гарантировать на правовом уровне возмещение (компенсацию)такого вреда за счет имущества, составляющего государственную казну. Казна при этом выступает в двуединой роли: с одной стороны – это государство – субъект права, состоящий в правоотношении со всеми своими гражданами и юридическими лицами и наделенный для реализации прав и исполнения обязанностей имуществом; с другой – это казна – система правовых и финансово-экономических отношений по управлению и распоряжению нераспределенным имуществом, находящимся в собственности государства.

Основываясь на вышеизложенном определим государственную казну как систему организационных и финансово-экономических отношений по владению, пользованию, распоряжению и управлению финансовыми средствами, а также нераспределенным государственным имуществом, сформированная в целях обеспечения экономической и правовой основы осуществления государственных функций, а также непосредственного участия государства в гражданско-правовых отношениях. Это именно система со своей внутренней структурой и организацией.

Читайте также: