Что такое интернет страхование

Обновлено: 25.06.2024

Деловой квартал-Ростов-на-Дону, 30 декабря 2011 г.

E-commerce , 5 февраля 2001 г.

Интернет-страхование в России: первые шаги к введению единых стандартов

Не так давно у российских граждан появилась возможность приобретать полисы отечественных страховых компаний через Интернет. До этого российские страховщики ограничивались только виртуальными представительствами (к 2001 г. ими обзавелись практически все крупные фирмы).

Не так давно у российских граждан появилась возможность приобретать полисы отечественных страховых компаний через Интернет. До этого российские страховщики ограничивались только виртуальными представительствами (к 2001 г. ими обзавелись практически все крупные фирмы). Теперь же граждане могут заключить договоры по следующим видам:

- страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- страхование медицинских расходов путешествующих;
- страхование имущества физических лиц (в первую очередь недорогих садовых домиков).

Предполагается, что в дальнейшем этот список будет расширен. Перевод части бизнеса страховой компании в Сеть дает ее потенциальным и реальным клиентам такие возможности:

- составить общее представление о страховщике и его услугах;
- провести самостоятельный расчет взносов с помощью Web-калькулятора;
- воспользоваться онлайновыми консультациями;
- подать заявку на заключение страхового договора в электронной форме;
- заключить договор страхования и внести страховую премию через Интернет;
- получить сплайн-сопровождение страхового договора;
- сообщить о наступлении страхового случая через Интернет.

При организации электронных продаж страховых услуг следует учитывать, что заключение Web-договоров возможно отнюдь не по всем видам страхования. Во-первых, выдача онлайнового страхового полиса должна быть максимально стандартизированной (т.е. требуется, чтобы принимаемые на страхование риски являлись типичными для широкого круга пользователей и, следовательно, процесс обработки заявок можно было автоматизировать). Во-вторых, в качестве объектов страхования рассматриваются лишь те, которые не нуждаются в непосредственном осмотре страховщиком. В-третьих, подробные консультации необходимо свести к минимуму. Указанные выше три вида страхования, появившиеся сейчас в Интернете, этим условиям вполне удовлетворяют.

В то же время существуют страховые услуги, составление договоров по которым пока не может быть автоматизировано, а потому организовать их онлайн-продажи невозможно. Это относится к страхованию крупных промышленных объектов: перед заключением контрактов они обязательно подвергаются осмотру, а затем для них разрабатываются индивидуальные страховые программы. К неподдающимся стандартизации относятся и большинство рисков в области электронной коммерции.

В настоящее время Департаментом страхового надзора Министерства финансов России [1] совместно со Всероссийским союзом страховщиков [2]" разрабатываются стандартные правила по основным видам страхования [3], что позволит организовать непосредственное распространение страховых полисов через Интернет в соответствии с условиями этих правил [4]. В их составлении участвуют также представители других государственных органов, ведущих страховых компаний, обществ потребителей, научно-исследовательских институтов, профессиональных объединений страховщиков. Таким образом, обеспечивается комплексный подход к разрабатываемым документам и, что еще важнее, создаются условия для наиболее полного учета интересов всех сторон (страхователей, страховщиков и государства). Представляется, что в дальнейшем при создании любых стандартных правил страхования следует учитывать возможность их использования в Сети.

Можно отметить и другие положительные моменты, обуславливающие необходимость и актуальность существования самого института типовых правил в российской системе страхования: при использовании таких правил обеспечивается единый научно обоснованный подход к страхованию; страховые гарантии распространяются только на те риски, которые наиболее активно страхуются, и применяются лишь те исключения, которые признаны целесообразными; применение стандартных, одинаковых по качеству страховых программ позволит страхователю не тратить время на сравнение перечней страховых рисков и исключений из страхового покрытия. Клиент сможет сосредоточиться на анализе тарифов и выборе страховщика (т.е. взвешенно рассмотреть все преимущества и недостатки конкретных компаний). Информацию о страховщиках, как и тексты типовых правил страхования, он также будет получать в Интернете.

Российских фирм, предлагающих услуги онлайн-страхования, пока немного, однако достаточно большое количество компаний заявили либо о начале разработки и внедрении соответствующих технологий, либо о своей заинтересованности этими вопросами. Далее, у российской системы страхования имеется еще несколько направлений развития, связанных с Интернетом, — в этой сфере деятельности, как и в любой другой, есть риски, которые могут стать предметом страховой защиты. В настоящее время в развитых странах уже предлагаются услуги страхования таких рисков (см.рисунок).

При создании любых стандартных правил страхования следует учитывать возможность их использования в Сети.

В заключение хотелось бы отметить следующие моменты.

- Многие страховые корпорации в развитых странах уже имеют Интернет-каналы реализации своих страховых полисов. По данным известной консультационной компании PricewaterhouseCoopers и журнала The Economist, Web-продажи составляют у них в среднем 2% от общего объема продаж. Ожидается, что к 2005 г. доля сетевого оборота увеличится до 16%.

- В определенной степени указанная тенденция будет прослеживаться и в России, хотя сейчас Интернет-страхование делает здесь лишь первые шаги. Пока удельный вес онлайн-продаж настолько мал, что статистически его невозможно уловить.

- При оценке перспектив сетевой продажи страховых полисов в нашей стране следует учитывать качественный состав Интернет-аудитории — многие пользователи имеют достаточный уровень благосостояния и, следовательно, потенциальный интерес к страхованию.

- Для развития Интернет-страхования в России требуется принятие ряда законов в сфере электронной коммерции, в том числе необходимо правовое признание электронно-цифровой подписи.

- Большинство российских страховщиков, по всей видимости, еще достаточно долгое время будут ограничиваться организацией виртуальных представительств, т.е. продажа страховых полисов через Интернет останется скорее удачным маркетинговым и рекламным ходом, чем реальным каналом сбыта.

- Главная особенность онлайнового страхования состоит в необходимости максимальной стандартизации страховых полисов, поэтому будут развиваться лишь определенные виды электронного страхования, к которым можно применить автоматизированный андеррайтинг.

[1] Предусмотренный российским законодательством орган федерального надзора за страховой деятельностью.
[2] Профессиональное объединение страховщиков, в которое входят около 300 крупнейших страховых компаний, контролирующих от 70 до 100% рынка — в зависимости от вида страхования.
[3] К марту 2001 г. разработано и утверждено 13 стандартных правил по различным видам страхования.
[4] Например, Правила страхования имущества физических лиц, Правила страхования от несчастных случаев, Правила страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.

Александр ЦЫГАНОВ,
кандидат экономических наук, заместитель заведующего кафедрой страхования Высшей школы приватизации и предпринимательства

Ольга Любарская

В 2020 году продолжится тенденция к опережающему развитию электронного страхования. В то время как агентство прогнозирует сокращение премий на страховом рынке в целом по итогам 2020 года, электронное страхование ожидает очередной значительный скачок. Объем премий без учета ОСАГО по итогам 2020 года достигнет 30–35 млрд рублей. Текущая ситуация с коронавирусом подтвердила еще большую значимость и актуальность электронного страхования. Те компании, которые активно использовали онлайн-канал продаж еще до эпидемии, значительно легче преодолели период ограничений и самоизоляции. Мы считаем, что интенсивное перераспределение страховых премий из других каналов в пользу онлайна продолжится, а пандемия лишь ускорит этот процесс.

Методология

Объемы электронного страхования оценивались агентством на основе данных, полученных в ходе анкетирования по итогам 2019 года. Среди 54 компаний/групп компаний, приславших анкеты, 38 предоставили данные по электронному страхованию. Целью настоящего обзора является исследование сегмента электронного страхования без учета ОСАГО.

Компаниям, предоставившим сведения для исследований, также были заданы дополнительные вопросы с целью проверки и уточнения величин страховых премий, получаемых посредством Интернета.

Чтобы добиться максимальной достоверности, каждую анкету рассматривали по следующим трем пунктам:

  • соответствие единиц измерения;
  • суммы строк в разбивке должны быть меньше или равны итоговым значениям;
  • значение взносов сегмента электронного страхования по видам и итого не должны превышать значений премий, полученных суммарно с помощью всех каналов продаж, по этим видам и итого.

ИТ-технологии

Согласно полученным в ходе опроса данным, 85 % компаний предоставляют клиентам возможность на своем сайте или в мобильном приложении произвести расчет и покупку страхового полиса. Исключительно полисы ОСАГО в режиме онлайн продают лишь 9 % опрошенных страховщиков, осуществляющих продажи через сайт или мобильное приложение. Соответственно, 91 % компаний, продающих полисы онлайн, предоставляют клиентам широкий выбор продуктов добровольного страхования: страхование от несчастных случаев и болезней, страхование выезжающих за рубеж, ДМС, страхование автокаско, страхование имущества физических лиц, страхование ответственности, страхование финансовых рисков, страхование жизни и некоторые другие.

Компании стремятся перевести в онлайн весь цикл работы с клиентом, начиная продажами и заканчивая урегулированием страхового случая, ведь это дает значительное конкурентное преимущество. По данным, полученным в результате опроса, 58 % респондентов предоставляют своим клиентам возможность подать заявку на урегулирование страхового случая через сайт или мобильное приложение. И доля таких компаний на рынке неуклонно увеличивается. Почти половина опрошенных позволяет своим клиентам полностью урегулировать страховой случай через дистанционные сервисы без посещения офиса компании.

Электронное страхование

Прочие виды страхования, существенную часть которых составляет страхование жизни и ипотечное страхование, заняли превалирующее место в структуре премий за 2019 год: 26,2 %. В прошлом крупнейший сегмент – страхование автокаско – теперь на втором месте по объему премии с долей 24,3 % во взносах. Крупнейшими видами страхования по доле премий в электронном сегменте за 2019 год также стали страхование имущества физических лиц (20,2 %) и страхование выезжающих за рубеж (16,7 %).

В результате процесса активного перераспределения премий из других каналов продаж в пользу онлайна динамика электронного страхования идет вразрез с общерыночными тенденциями, что подтверждают опережающие темпы прироста премий по отдельным видам.

В то время как агентство прогнозирует сокращение премий на страховом рынке по итогам 2020 года, электронный сегмент ожидает очередной значительный скачок. Карантин и самоизоляция продемонстрировали высокую степень важности онлайн-канала продаж для страховых компаний как для удержания существующих клиентов, так и для привлечения новых. Мы считаем, что интенсивное перераспределение страховых премий из других каналов в пользу онлайна продолжится, а пандемия лишь ускорит этот процесс. Объем премий без учета ОСАГО по итогам 2020 года достигнет 30–35 млрд рублей.

Приложение. Рэнкинги страховых компаний по электронному страхованию

Таблица 1. Топ-20 страховщиков по электронному страхованию (без учета ОСАГО), 2019 год

Таблица 2. Топ-10 страховщиков по электронному ДМС, 2019 год

Таблица 3. Топ-10 страховщиков по электронному страхованию от несчастных случаев и болезней (без учета ВЗР), 2019 год

Таблица 4. Топ-10 страховщиков по электронному страхованию выезжающих за рубеж (в том числе ДМС, НС, финансовые риски), 2019 год

Таблица 5. Топ-10 страховщиков по электронному страхованию автокаско, 2019 год

Таблица 6. Топ-10 страховщиков по электронному страхованию имущества физических лиц, 2019 год

Таблица 7. Топ-5 страховщиков по электронному страхованию АГО, 2019 год

Таблица 8. Топ-10 страховщиков по прочим видам электронного страхования, 2019 год

Представленная информация предназначена для использования исключительно в ознакомительных целях.

Агентство не несет ответственности за перепечатку материалов Агентства третьими лицами, в том числе за искажения, несоответствия и интерпретации таких материалов.

Агентство не несет ответственности и не имеет прямых или косвенных обязательств в связи с любыми возможными или возникшими потерями или убытками любого характера, связанными с содержанием сайта и с использованием материалов и информации, представленных на сайте, в том числе прямо или косвенно связанных с рейтинговой оценкой, независимо от того, что именно привело к потерям или убыткам.

Никакие материалы, отчеты, исследования, информация или разъяснения, размещенные на сайте, не могут в каком бы то ни было отношении служить заменой иных проверок и процедур, которые должны быть выполнены при принятии решений, равно как и заменять суждения, которые должны быть выработаны относительно вопросов, представляющих интерес для посетителей сайта. Никто не должен действовать на основании таких материалов, отчетов, исследований, информации или разъяснений, которые могут предоставляться Агентством в связи с ознакомлением с указанными материалами, отчетами, исследованиями, информацией, разъяснениями в каких бы то ни было целях.

Несколько лет назад дорогие иномарки стали обычным явлением на улицах крупных городов России. Тогда же рядовые автолюбители и узнали, что фара для автомобиля "Mersedes" вполне может стоить дороже, чем их "Жигули" целиком. Одно неосторожное движение за рулем – и на пару лет можно забыть о поездках на летний отдых и других удовольствиях. Кстати о поездках, примерно одновременно с появлением иномарок на улицах граждане стали выезжать на недельку в Турцию, Болгарию и т.д. Однако и здесь оказалось не без сюрпризов. Стоит человеку заболеть за границей и, не дай бог, попасть в больницу, как к $500, потраченным на поездку, добавляется (точнее, убавляется) еще столько же или даже больше. Одним словом, новые блага принесли и новые риски.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая . docx

Министерство образования и науки РФ

«Реализация различных технологий

Должина Елена Викторовна

преподаватель Университетского колледжа

Кнутарева Елена Юрьевна

Подпись руководителя Подпись студента

ВЕДЕНИЕ

Несколько лет назад дорогие иномарки стали обычным явлением на улицах крупных городов России. Тогда же рядовые автолюбители и узнали, что фара для автомобиля "Mersedes" вполне может стоить дороже, чем их "Жигули" целиком. Одно неосторожное движение за рулем – и на пару лет можно забыть о поездках на летний отдых и других удовольствиях. Кстати о поездках, примерно одновременно с появлением иномарок на улицах граждане стали выезжать на недельку в Турцию, Болгарию и т.д. Однако и здесь оказалось не без сюрпризов. Стоит человеку заболеть за границей и, не дай бог, попасть в больницу, как к $500, потраченным на поездку, добавляется (точнее, убавляется) еще столько же или даже больше. Одним словом, новые блага принесли и новые риски.

Любопытное совпадение: развитие Интернета в 90-х годах в России происходило параллельно с развитием страхования. Даже сейчас, в конце 2009 года, в Государственной Думе почти одновременно рассматриваются несколько проектов, регулирующих деятельность компаний при использовании Интернета.

В силу того, что оба явления пришли к нам с запада, можно проанализировать развитие Интернет-страхования в нашей стране.

В данной работе будут раскрыты понятия интернет-страхования и интернет-представительства страховой компании, будет проведен обзор американского и российского рынков интернет-страхования и будут рассмотрены основные российские интернет-страховщики: Ренессанс Страхование, РОСНО, Промышленно-Страховая Компания, Ингосстрах.

Тема данной работы актуальна, т.к. со временем, все большие число финансовых институтов используют возможности сети Интернет для предоставления своих услуг. Первыми были банки и другие инвестиционные посредники, теперь к ним присоединились страховые компании. Не смотря на то, что российскому рынку Интернет-страхования всего около года, на нем уже представлено около 10 страховщиков, которые, так или иначе, оказывают свои услуги через Интернет. Естественно, как и для любого другого электронного бизнеса, данный рынок наиболее развит в Америке. Также в США, наряду с обычными страховыми компаниями, в Сети представлено большое число страховых брокеров (страховые порталы), которые предоставляют возможность клиенту подобрать необходимую ему компанию и купить у нее полис через Интернет. В последнее время и в России стали появляться такие сайты. Некоторые из них просто предназначены для описания ситуации на рынке, консалтинга, а некоторые дают возможность получить полис, от выбранной Вами компании не выходя из дома.

Целью курсовой работы является изучение интернет-страхования в России.

Задачами курсовой работы являются:

- рассмотрение особенностей интернет-страхования в России.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИНТЕРНЕТ-СТРАХОВАНИЯ И ИНТЕРНЕТ-ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ

Прежде чем говорить об интернет-страховании, давайте вспомним в общих чертах, что такое традиционное страхование.

Страхование – это процесс установления и поддержания неких договорных отношений между Страхователем (тот, кто покупает страховые услуги) и Страховщиком (тот, кто предоставляет такие услуги). Страховщик разрабатывает и определяет программу страхования, предлагает ее клиенту и, если Страхователь согласен, то обе стороны заключают договор. Тогда клиент осуществляет единовременный или регулятивные платежи, а Страховщик обязуется, в случае наступления страхового случая, выплатить Страхователю денежную компенсацию, определенную условиями договора страхования. При совершении сделки формируется документ, называемый страховым полисом, Данный документ в обязательном порядке должен храниться у Страхователя. Полис служит для страховщика и для страховой компании юридическим документом, в котором оговариваются существенные моменты страхования: указывается объект страхования (имущество, человек, ответственность), страховой случай, от наступления которого заключается договор, начало и конец срока страхования, страховая сумма, страховая премия. Документ подписывается обеими сторонами.

Таким образом, Интернет-страхование (в полном смысле этого слова) – это все вышеперечисленные элементы взаимодействия между страховой компанией и клиентом, возникающие при продаже страхового продукта и его обслуживании, но производимые с помощью сети Интернет. Поэтому, чтобы интернет-представительство компании, функционировало как виртуальный офис этой страховой компании, оно должно включать в себя возможности:

  • предоставление клиенту полной информации об общем и финансовом состоянии компании;
  • предоставление клиенту информации об услугах компании и возможности детального ознакомления с ними;
  • расчет величины страховой премии и определение условий ее выплаты для каждого вида страхования и в зависимости от конкретных параметров;
  • заполнение формы заявления на страхование;
  • заказ и оплата (в виде единовременной выплаты или периодических выплат) полиса страхования непосредственно через Интернет;
  • передача полиса, заверенного электронно-цифровой подписью страховщика, клиенту непосредственно по сети Интернет;
  • возможность информационного обмена между страхователем и страховщиком во время действия договора (для получения клиентом различных отчетов от страховой компании);
  • информационный обмен между сторонами при наступлении страхового случая;
  • оплата страховой премии страхователю через сеть Интернет, в случае наступления страхового случая;
  • предоставление Страховщиком клиенту других услуг и информации: консалтинг, словарь страховых терминов и др.

Если всем этим требованиям отвечает интернет-представительство компании, то его можно назвать полноценным виртуальным офисом.

Какие основные преимущества получает компания при открытии такого офиса? Очевидно, что с содержанием виртуального офиса связаны меньшие затраты, чем с содержанием обычного офиса. Так же транзакционные издержки по сделкам в виртуальном офисе, намного ниже тех издержек, которые требуются для обслуживания клиента в обычном офисе (в среднем, 0,01 долл. и 0,50 долл. соответственно). Основным плюсом является то, что открытие интернет-представительства автоматически приводит к географической диверсификации страховых продуктов компании. Единственной проблемой здесь может стать проблема доставки страхового полиса. Так же такое представительство способствует новым возможностям продвижения услуг компании на рынке, т.е. применение интернет-маркетинга.

1.1. Особенности интернет-страхования

Как вы уже поняли, страховщики сравнительно недавно освоили продажу полисов через Интернет – мировой опыт он-лайновых страховок насчитывает всего около четырех лет. На сегодняшний день в мировом годовом объеме электронных продаж в $10 млрд на долю страховых продуктов приходится $250 млн.

Российский потребитель получил первую возможность застраховаться, не вставая из-за компьютера, только в декабре прошлого года. Впрочем, анкеты для расчета стоимости выбранной страховки российские страховщики разместили на своих сайтах раньше. Любопытно, что одной из первых новые технологии продаж освоила компания "Народный резерв" – страховщик, широко известный в народе как образец страховой пирамиды.

Всего у потенциального покупателя в сети есть три возможности купить страховку. Первый – самый быстрый. На сайте компании нужно выбрать нужный вид страховки. Затем заполнить форму для расчета стоимости полиса.

Данные, которые следует указать в анкете, сходны с теми, которые страховщик своей рукой заполняет в офисе, если вы лично пришли за страховкой. Это сведения о клиенте (смотрите в паспорт), страховая сумма, срок страховки и описание того, что требуется застраховать. Если это машина или дача – то ее стоимость и состояние. Если это конкретное тело (страховка от несчастного случая или медицинская страховка для поездки за рубеж), потребуется рассказать о себе подробнее – род занятий, цель поездки, состояние здоровья.

Затем, кликнув значок "рассчитать", вы получите стоимость полиса.
Оплатить покупку в режиме реального времени смогут только держатели карт Visa International, Eurocard/Mastercard, Diners Club и JCB – им достаточно указать номер и тип карточки. На этом все хлопоты по покупке заканчиваются. Минут через пятнадцать позвонит оператор компании и поинтересуется, куда и когда доставить полис.

Тонкость состоит в том, что страховка начнет действовать с того момента, когда на страховых документах появится ваша личная подпись.
Связано это с тем, что в действующем законодательстве нет закона об электронной подписи. Но и это, как уверяют страховщики, дело времени – соответствующий законопроект уже ждет в Думе своей очереди.

Третий вариант исключает возможность автоматической калькуляции страховки. Заполнив анкету, придется ждать информации от работника компании о стоимости полиса - вы будете информированы по почте или телефону.

Стоит иметь в виду, что далеко не все страховые продукты можно купить он-лайн. Заочно страховщик продаст только простейшие программы, то есть те, которые не требуют предварительной оценки страхового эксперта. К ним относятся полис гражданской ответственности автовладельца, страхование от несчастного случая, туристическая медицинская страховка, страхование загородных дач и квартир.

Правда, с недавнего времени в сети встречаются предложения купить нетрадиционный для электронной продажи полис добровольного медицинского страхования (ДМС). И это при том, что обычно оформить страховку ДМС можно только после предварительного медосмотра. В сети его можно пройти заочно, заполнив анкету с минимальными сведениями о своем здоровье. Но купленный таким образом полис будет отличаться от страховки ДМС, приобретенной в офисе страховой компании. Потому что заочно застраховаться могут только лица от 15 до 60 лет, а количество процедур по страховке будет ограничено.

Некоторые ограничения присутствуют и при страховании дач и квартир. Купить он-лайн страховку для недвижимости можно только при условии, что дача или квартира стоит не дороже $20 тыс., поскольку страховщик не выезжает на место для предварительной оценки строения, а суммы больше $20 тыс. компании предпочитают свидетельствовать личной экспертизой.

Кроме того, через сеть для своей дачи/квартиры можно купить только полный пакет рисков – от пожара, удара молнии, взрыва газа, затопления, стихийных бедствий, падения летательных аппаратов и противоправных действий третьих лиц. Поэтому, если, к примеру, к вашей даче не проведен газ, лучше не переплачивать, а самостоятельно приехать в компанию и лично включить в полис более вероятные страховые случаи.

Но при этом на некоторых видах страхования в Интернете можно сэкономить. Так, отдельные компании предлагают 5-10-процентные скидки при заочной покупке (см. таблицу). Это объясняется тем, что страховщик не тратится на административные расходы при он-лайн продаже.

По оценкам аналитиков PricewaterhouseCoopers, в скором времени удобство электронных продаж оценят и компании, и клиенты. В результате, по прогнозам экспертов, к 2005 году доходы страховщиков от интернет-продаж вырастут с 2 до 16%. Следовательно, раз в восемь чаще потребитель будет включать компьютер, чтобы купить страховку.

По словам российских страховщиков, потери времени на покупку полиса могут сократиться еще на несколько порядков. Сейчас на заказ страховки в среднем уходит около 10 минут. А на Западе он-лайновая покупка происходит в несколько раз быстрее – оформляя формы для заказа полиса, потребитель просто сообщает страховщику свой идентификационный номер, который фактически заменяет подпись. Затем страховщик по почте отправляет купленную страховку.

Российские компании вполне могли бы перенять такой опыт. Однако для этого необходимо внести поправки в Гражданский кодекс, согласно которому полис начинает действовать только с момента появления на договоре страхования личной подписи клиента.

1.2. Интернет-страхование в России

В настоящее время более 100 российских страховых компаний представлено в Интернет. При этом web-сайты большинства страховых компаний выполняют лишь информационные функции, размещая на своих страницах в основном только общую информацию о компании и предлагаемых продуктах страхования, иногда описание своей деятельности. Возможности Интернет для организации интерактивных продаж в полной мере используют пока только 4 страховые компании: "Ренессанс-Страхование", "Ингосстрах", "РОСНО" и "АВИКОС".

В силу тех или иных причин, все сайты российских страховых компаний нельзя назвать полноценными интернет-представительствами этих компаний. В России из-за отсутствия законодательства об ЭЦП не возможна передача полиса клиенту по Интернет. Страховой полис доставляется страхователю, либо почтой (в этом случае полис подписан только Страховщиком), либо курьерской службой компании, или же сам клиент приезжает в офис компании и забирает его. Так же важна проблема платежных систем, с помощью которых производятся расчеты между продавцом и покупателем. В России, в силу отсутствия соответствующего доверия со стороны обоих контрагентов к безопасности платежных систем, используемых в Интернет (пластиковые карты, цифровая наличность), не многие страховые компании предлагают своим клиентам данный вид расчетов. Обычно используется наложенный платеж или передача денег происходит наличными при передаче полиса.

IT захватывает мир. Онлайн можно заказать доставку еды, провести видеоконференцию и выучиться новой профессии. Тренд не обошел стороной и рынок страхования: больше половины полисов сегодня покупаются в интернете. Банки и страховые компании в борьбе за клиентов предлагают все более простые и удобные решения. Этот текст о том, какие типы страховок лучше оформлять онлайн и какие выгоды от этого можно получить.

  • Электронное ОСАГО можно оформить за пять минут — главное не попасться мошенникам.
  • При страховании жилья и ипотеки индивидуальный подход может оказаться лучше коробочного онлайн-предложения.
  • Из-за пандемии компании расширили список услуг в сфере страхования здоровья.

е-ОСАГО

ОСАГО — обязательный в России вид страхования, без которого запрещено управлять автомобилем и ставить его на учет. Неудивительно, что именно этот продукт страховщики первым делом вывели в онлайн.

Купить полис через интернет можно с 2015 года, а с 2017 года электронные продажи ОСАГО стали обязательными. За 2020 год россияне купили 17,8 млн полисов е-ОСАГО.

Плюсы электронного ОСАГО

  • Быстро. Полис можно оформить через смартфон или компьютер, он сразу придет на электронную почту. Не нужно ходить в офис и стоять в очереди.
  • Удобно. Полис не надо возить с собой — он всегда доступен в личном кабинете, на электронной почте или в смартфоне. В полис можно внести изменения онлайн за несколько минут.
  • Экономит деньги. Электронный и бумажный полис стоят одинаково, но при оформлении страховки через интернет никто не сможет навязать дополнительные услуги.

Но есть и узкие места

  • При оформлении полиса надо вбивать код техосмотра, который должен пройти каждый автовладелец. Обойти этот момент не получится, нужно пройти техосмотр и получить код заранее.
  • Иногда сотрудники ГИБДД не могут проверить подлинность полиса. Например, при остановке на трассе за городом не ловит интернет или на сайте РСА произошел технический сбой. Можно распечатать электронный полис и возить с собой — но, в принципе, такой обязанности у автовладельца нет.
  • Есть вероятность купить поддельный полис ОСАГО. Мошенники копируют сайты крупных страховщиков и продают фальшивые документы.

Автоэксперт Максим Едрышов считает, что даже с учетом этих проблем е-ОСАГО упростило жизнь автовладельцам.

Следите за мошенниками и скрытыми предложениями

  • Внимательно изучите сайт страховой компании, чтобы убедиться, что это не фишинговый сайт. В поисковых системах Яндекс и Mail официальные сайты страховых компаний отмечаются значком ЦБ РФ — сине-белая галочка в кружке справа от названия сайта. На официальный сайт страховщика, например, можно зайти через форму РСА.
  • Проверяйте все пункты, отмеченные галочками, чтобы не заплатить за ненужную дополнительную страховку.
  • Не верьте рекламе о больших скидках на е-ОСАГО: пока по закону существуют только скидки за безаварийную езду.
  • Платите за полис только банковской картой, не наличкой и не переводом: о таких формах оплаты чаще всего просят мошенники.

Дом или квартира

С появлением нейросетей банки стали легче выдавать кредиты, а значит, им понадобились более простые и быстрые формы страхования по сравнению с традиционными. Тогда кредитные организации стали сами выступать страховщиками, чем подстегнули отрасль к конкурентной борьбе. В итоге застраховать квартиру или дом можно онлайн.

Преимущества перед классическим страхованием

  • Дом или квартира не требуют осмотра и оценки, а значит, не надо тратить время на встречу с экспертом-оценщиком и пускать домой постороннего человека.
  • Полис можно оформить за пять-десять минут.
  • Стоимость такого страхования ниже, потому что специалисты не выезжают на осмотр, типовые договоры уже разработаны и не требуют дополнительных экспертиз и согласования, не надо проводить оценку имущества или подтверждать его стоимость.

Жить стало проще, но и здесь есть минус:

Страховка вместо путевки

Популярной услугой до 2020 года было страхование при выезде за границу. Пандемия коронавируса свела спрос на нет и заставила страховщиков искать новые ниши.

Главным трендом стала страховка от коронавируса. По данным ЦБ РФ, от коронавируса в России застраховались около 500 тыс. человек. Общий объем страховых премий — 1,6 млрд рублей. Средняя стоимость полиса — 3,2 тыс. рублей, рассказала управляющий партнер маркетплейса онлайн-страхования BENFIN Анастасия Залесская.

Страховые компании предлагают единовременные выплаты от примерно 40 тыс. рублей (в случае ухода на больничный дольше 14 дней из-за впервые диагностированного заболевания COVID-19) до примерно 2,5 млн рублей за смертельный случай. Полисы в разных компаниях стоят примерно от 3 до примерно 8 тыс. рублей на год.

Главный минус таких страховок летом обнаружили Центробанк и Генпрокуратура РФ:

правила страхования часто давали возможность отказать заболевшему в выплате возмещения или задержать эту выплату при наличии форс-мажорных обстоятельств — а ведь именно к ним относится и сама пандемия. Важно изучать правила, чтобы не платить деньги впустую.

Читайте также: