Что такое инициативный взнос

Обновлено: 28.06.2024

Инициативный аудит — это проверка отчетности, правильности ведения и достоверности налогового и бухгалтерского учета, других направлений деятельности фирмы. Как следует из названия, для проведения такой проверки нужна инициатива руководства или собственников компании. Порядок проведения добровольного аудита зависит от целей, которые ставит заказчик. Это может быть сплошная или выборочная проверка, привлечение независимых аудиторов или создание собственной комиссии.

Что такое инициативный аудит

Аудит — это проверка экономической, хозяйственной и финансовой деятельности компании. Она может проводиться в обязательном порядке (в силу закона) или по решению собственников, руководства организации. Отчет или заключение независимых аудиторов может потребоваться при взаимодействии с государственными структурами, банками, страховыми компаниями, инвесторами.

Инициативный (добровольный) аудит можно заказать и провести в любой момент, по мере необходимости.
Цели добровольной аудиторской проверки могут заключаться:

  • в оценке правильности и достоверности ведения налогового и бухгалтерского учета;
  • в проверке информации по финансовой, налоговой и бухгалтерской отчетности;
  • в выявлении нарушений и недостатков при ведении учета и составлении документов, устранении рисков при проверках надзорных органов;
  • в анализе текущего состояния бизнеса, принятия решений по всем направлениям деятельности.

Результаты инициативного аудита можно использовать для поиска инвесторов и раскрытия преимуществ организации, для выявления внутренних резервов и повышения эффективности работы. Это общие фразы, но они реально работают на практике.

Если вы планируете продать бизнес или привлечь средства инвесторов, заключение независимых аудиторов даст полное и объективное представление о состоянии дел в компании.

Если специалисты выявят нарушения, их можно своевременно устранить до проверок со стороны налоговых органов. Это устраняет риски наложения штрафов, привлечения к ответственности.

В чем отличия от обязательного аудита

Главное отличие инициативного аудита от обязательного заключается в добровольности процедур. Это дает возможность гибко выбирать направления проверок. Например, если новый руководитель хочет получить полные и объективные данные о состоянии дел в компании, он может заказать полноценный аудит по всем направлениям. После этого, по мере необходимости, можно привлекать аудиторов для проверки бухгалтерского учета, правильности формирования первичных документов, для других задач.

За нарушения, выявленные в ходе инициативной проверки, предприятию и должностным лицам не грозит штраф. Заключение специалистов передается заказчику, а не направляется в надзорные органы.

Это дает возможность устранить недостатки, восстановить учет, привести в соответствие документы и сведения. Эти услуги также можно заказать в аудиторской компании.

Кому и когда нужен аудит

Решение о проведении инициативного аудита принимается добровольно. Аудиторы могут привлекаться к проверке:

  • по решению собственников компании — для этого проводится общее собрание или совет директоров, либо принимается решение единственного участника;
  • по решению руководителя, главного бухгалтера — в этом случае могут издаваться приказы, заключаться договоры, проводиться конкурсы по выбору аудиторской фирмы;
  • по инициативе других лиц — требовать заключение аудиторов у компании могут инвесторы, контрагенты, банки, страховые компании, государственные органы.

Привлечь серьезных инвесторов или получить крупный кредит нереально без аудиторского заключения. Причем банки и инвесторы будут требовать заключение независимых аудиторов, которому можно в полной мере доверять. Государственные органы могут запросить результаты инициативного аудита для выделения субсидий и грантов, допуска к проектам и программам, финансируемым из бюджета.

Для руководителей или собственников компании аудит может потребоваться:

  • перед продажей бизнеса, реорганизацией фирмы;
  • при смене руководителя и главного бухгалтера;
  • для подготовки к плановой или внеочередной проверке ФНС;
  • для оценки фактического состояния дел в документообороте, финансах, бухгалтерии.

Обращаем внимание, что Закон № 307-ФЗ позволяет аудиторским компаниям и специалистам оказывать множество дополнительных услуг. Их можно заказать для устранения нарушений и ошибок, выявленных по итогам инициативного аудита. Например, это может быть управленческое или налоговое консультирование, восстановление и ведение учета, подготовка документации, юридическая поддержка. После завершения аудита вы сможете сами решить, какой перечень и объем услуг нужен для вашего бизнеса, заключить отдельный договор.

Виды аудита и их особенности

Есть два варианта для проведения инициативного аудита — собственными силами (внутренняя проверка) или привлечение независимых экспертов (внешняя оценка). Первый вариант можно использовать, если в фирме есть своя служба внутреннего аудита. Преимущества и недостатки такого способа проверки:

  • свои специалисты заранее знают состояние дел и слабые места в компании, постоянно взаимодействуют со всеми подразделениями, имеют данные о недостатках и нарушениях;
  • внутренняя проверка неизбежно влечет прямую или косвенную заинтересованность в ее результатах, необъективность выводов;
  • у собственных специалистов заведомо ниже уровень ответственности за полноту, объективность и достоверность итогов аудита.

Привлекая независимых экспертов для инициативного аудита, вы получите точные и беспристрастные выводы о состоянии дел в финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности, по другим направлениям деятельности.

Частные аудиторы или компании обязаны состоять в профильной СРО. Для оказания аудиторских услуг специалисты должны иметь квалификационный аттестат. Аудиторы несут ответственность за выводы, указанные в заключении. Это гарантирует полноту и объективность проведенной проверке.

Нормы законодательства

Аудиторская деятельность ведется в соответствии с Законом № 307-ФЗ. Его положения можно использовать и для проведения инициативного аудита. Методики и правила внутреннего аудита определены Приказом Минфина РФ № 192н.

Перечень нормативных актов, которые будут применяться аудиторами, зависит от целей, задач и направлений проверки. Например, для анализа налоговой отчетности применяются положения НК РФ, нормативных актов, приказов и писем ФНС. Все руководящие документы, которые были использованы при проверке, аудитор укажет в заключении.

Преимущества аудита для компании

Заказав независимый инициативный аудит, вы получите следующие преимущества:

  • получите беспристрастное, полной и объективное заключение по нужным вам направлениям (финансы, бухгалтерия, учет, отчетность, ведение первичных документов и т.д.);
  • сможете принимать стратегически правильные решения по управлению бизнесом и ведению деятельности;
  • примите меры по устранению ошибок и нарушений, восстановлению учета, оптимизации работы финансовых и бухгалтерских служб;
  • подготовите информацию об обязательствах, расходах, выручке и активах предприятия, кредиторской и дебиторской задолженности;
  • проведете оценку и учтете риски, которые могут возникать в финансовой и хозяйственной деятельности;
  • сможете заказать дополнительные услуги, которые нужны вашему бизнесу.

Стоимость аудита зависит от направлений и объема проверок, сложности и срочности работы. Эти расходы всегда окупаются, так как на штрафах или неправильных решениях можно потерять намного больше.

Как проводится и что включает

Инициативная проверка проводится на основании договора между заказчиком и аудиторской компанией.
При заключении договора можно выбрать следующие варианты проверок:

  • полный анализ всей финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • отдельные направления бухгалтерского или налогового учета (например, оценка правильности ведения и отражения кассовых операций, определение чистых активов организации);
  • налоговый аудит (является аналогом налоговых проверок, но проводится независимыми экспертами).

Есть возможность выбрать способ проведения инициативного аудита — сплошной или выборочный. В первом случае проводится анализ всех операций и первичных документов, правильность их отражения в учете и отчетности, результаты финансовой деятельности. Выборочный аудит может проводиться по отдельным операциям и видам деятельности, в том числе за определенный срок или с ограничением по минимальной стоимости.

Что лучше, сплошная или выборочная инициативная проверка? Это зависит от сферы и видов деятельности заказчика, целей аудита, других факторов. Эти нюансы будут уточнены нашими специалистами на стадии заключения договора. Сплошной аудит стоит дороже и занимает больше времени. Но он дает полную оценку состояния дел в компании, исключает вероятность ошибок и нарушений.

Правила проведения и содержание добровольный аудиторских проверок законом не утверждены. Поэтому можно использовать по аналогии тот же порядок, что применяется при обязательном аудите. В зависимости от целей заказчика и содержания договора, инициативный аудит включает анализ:

  • бухгалтерской, финансовой и налоговой документации;
  • договоров, первичных и платежных документов;
  • материалов по ранее проводившимся проверкам ФНС и аудитов;
  • учетной политики, систем внутреннего контроля предприятия;
  • ведения налогового учета, оформления отчетов, расчетов, деклараций;
  • кассовых операций;
  • расчетов по обязательным платежам с бюджетом, контрагентами, банками;
  • налоговых резервов;
  • активов, материальных ценностей, ресурсов.

Точный перечень направлений проверки будет указан в техническом задании, договоре.

Порядок проведения инициативного аудита

Как и при обязательных проверках, добровольный аудит состоит из нескольких этапов.
Предварительное планирование включает:

  1. общий анализ сферы, видов и показателей деятельности предприятия, схемы налогообложения;
  2. оценка направлений проверок, уточнение порядка работы с документами и сведениями;
  3. согласование стоимости услуг и подписание договора.

На начальной стадии утверждается план (программа) инициативного аудита, его сроки и формы, порядок предоставления доступа к документам и сведениям, требования к отчету (заключению). Также определяется состав комиссии, если в проверках будут участвовать несколько специалистов.

В перечень обязательных мероприятий при проведении добровольного аудита входит:

  1. сбор и обработка информации, анализ деятельности и документов заказчика, т.е. непосредственно сама проверка — объем и сроки мероприятий определяются по плану (программе);
  2. подготовка заключения (отчета) по итогам инициативного аудита — документ содержит данные о состоянии дел, о выявленных нарушениях и ошибках, о рекомендациях и выводах экспертов;
  3. передача заключения заказчику — на финальной стадии работы организация получает документ с объективными и достоверными данными по финансам, бухгалтерии, отчетности, другим направлениям.

По результатам инициативного аудита специалисты могут оказать услуги по устранению нарушений, восстановлению учета и документов, подготовке к проверкам ФНС, по другим направлениям деятельности.

Объекты проверки при проведении аудита от КСК-ГРУПП

КСК-ГРУПП входит в число лидеров на рынке аудиторских услуг России. Мы работаем с государственными структурами, предприятиями малого и среднего бизнеса, крупными корпорациями во всех сферах деятельности. Вы можете заказать инициативный аудит своего бизнеса по следующим направлениям:

  • анализ учетной политики, налогового и бухгалтерского учета, отчетности;
  • оценка показателей финансовой, бухгалтерской отчетности и учета, проверка правильности их формирования;
  • налоговая экспертиза;
  • анализ показателей и точности формирования налогооблагаемой базы;
  • проверка полноты и правильности ведения первичных документов, надлежащее отражение их в регистрах налогового и бухгалтерского учета;
  • оценка результатов инвентаризации материальных ценностей, в том числе для подготовки годовой отчетности;
  • анализ правильности ведения кадровой документации.

Это далеко не полный перечень направлений, по которым наши аудиторы выполнят проверки.

Чтобы согласовать условия проведения инициативного аудита, позвоните нашим консультантам или оставьте заявку на сайте. Мы поможем даже в самой сложной ситуации!

Так, в целях реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части, по решению вопросов местного значения или иных вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления, в местную администрацию может быть внесен инициативный проект. Порядок определения части территории муниципального образования, на которой могут реализовываться инициативные проекты, устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может быть предусмотрена возможность выявления мнения граждан по вопросу о поддержке инициативного проекта также путем опроса граждан, сбора их подписей.

Информация о внесении инициативного проекта в местную администрацию подлежит опубликованию (обнародованию) и размещению на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение трех рабочих дней со дня внесения инициативного проекта в местную администрацию и должна содержать сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, а также об инициаторах проекта. Одновременно граждане информируются о возможности представления в местную администрацию своих замечаний и предложений по инициативному проекту с указанием срока их представления, который не может составлять менее пяти рабочих дней. Свои замечания и предложения вправе направлять жители муниципального образования, достигшие шестнадцатилетнего возраста. В случае, если местная администрация поселения не имеет возможности размещать указанную информацию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", указанная информация размещается на официальном сайте муниципального района, в состав которого входит данное поселение. В сельском населенном пункте указанная информация может доводиться до сведения граждан старостой сельского населенного пункта.

Порядок выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов, а также проведения их конкурсного отбора устанавливается представительным органом (сходом граждан, осуществляющим полномочия представительного органа) муниципального образования.

Источником финансового обеспечения реализации инициативных проектов, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона, являются предусмотренные решением о местном бюджете бюджетные ассигнования на реализацию инициативных проектов, формируемые в том числе с учетом объемов инициативных платежей и (или) межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставленных в целях финансового обеспечения соответствующих расходных обязательств муниципального образования.

Под инициативными платежами понимаются денежные средства граждан, индивидуальных предпринимателей и образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации юридических лиц, уплачиваемые на добровольной основе и зачисляемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в местный бюджет в целях реализации конкретных инициативных проектов.

В случае, если инициативный проект не был реализован, инициативные платежи подлежат возврату лицам (в том числе организациям), осуществившим их перечисление в местный бюджет. В случае образования по итогам реализации инициативного проекта остатка инициативных платежей, не использованных в целях реализации инициативного проекта, указанные платежи подлежат возврату лицам (в том числе организациям), осуществившим их перечисление в местный бюджет.

Порядок расчета и возврата сумм инициативных платежей, подлежащих возврату лицам (в том числе организациям), осуществившим их перечисление в местный бюджет, определяется нормативным правовым актом представительного органа (решением схода граждан, осуществляющего полномочия представительного органа) муниципального образования.

Вышеуказанные изменения, внесенные Федеральными Законами от 20.07.2020 № 236-ФЗ, № 216-ФЗ вступили в силу с 1 января 2021 года.

Красногорского района К.В. Василенко

Прокуратура
Брянской области

Прокуратура Брянской области

30 марта 2021, 10:58

Инициативные проекты граждан по вопросам местного значения муниципального образования и их финансовое обеспечение, реализация

Так, в целях реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части, по решению вопросов местного значения или иных вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления, в местную администрацию может быть внесен инициативный проект. Порядок определения части территории муниципального образования, на которой могут реализовываться инициативные проекты, устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может быть предусмотрена возможность выявления мнения граждан по вопросу о поддержке инициативного проекта также путем опроса граждан, сбора их подписей.

Информация о внесении инициативного проекта в местную администрацию подлежит опубликованию (обнародованию) и размещению на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение трех рабочих дней со дня внесения инициативного проекта в местную администрацию и должна содержать сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, а также об инициаторах проекта. Одновременно граждане информируются о возможности представления в местную администрацию своих замечаний и предложений по инициативному проекту с указанием срока их представления, который не может составлять менее пяти рабочих дней. Свои замечания и предложения вправе направлять жители муниципального образования, достигшие шестнадцатилетнего возраста. В случае, если местная администрация поселения не имеет возможности размещать указанную информацию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", указанная информация размещается на официальном сайте муниципального района, в состав которого входит данное поселение. В сельском населенном пункте указанная информация может доводиться до сведения граждан старостой сельского населенного пункта.

Порядок выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов, а также проведения их конкурсного отбора устанавливается представительным органом (сходом граждан, осуществляющим полномочия представительного органа) муниципального образования.

Источником финансового обеспечения реализации инициативных проектов, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона, являются предусмотренные решением о местном бюджете бюджетные ассигнования на реализацию инициативных проектов, формируемые в том числе с учетом объемов инициативных платежей и (или) межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставленных в целях финансового обеспечения соответствующих расходных обязательств муниципального образования.

Под инициативными платежами понимаются денежные средства граждан, индивидуальных предпринимателей и образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации юридических лиц, уплачиваемые на добровольной основе и зачисляемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в местный бюджет в целях реализации конкретных инициативных проектов.

В случае, если инициативный проект не был реализован, инициативные платежи подлежат возврату лицам (в том числе организациям), осуществившим их перечисление в местный бюджет. В случае образования по итогам реализации инициативного проекта остатка инициативных платежей, не использованных в целях реализации инициативного проекта, указанные платежи подлежат возврату лицам (в том числе организациям), осуществившим их перечисление в местный бюджет.

Порядок расчета и возврата сумм инициативных платежей, подлежащих возврату лицам (в том числе организациям), осуществившим их перечисление в местный бюджет, определяется нормативным правовым актом представительного органа (решением схода граждан, осуществляющего полномочия представительного органа) муниципального образования.

Вышеуказанные изменения, внесенные Федеральными Законами от 20.07.2020 № 236-ФЗ, № 216-ФЗ вступили в силу с 1 января 2021 года.

Красногорского района К.В. Василенко

Личный прием руководителями прокуратуры (прокурором области и его заместителями) осуществляется по предварительной записи.

Адрес:
г. Брянск, ул. им. А.М. Рекункова, д.1

Прием граждан осуществляется
С понедельника по четверг: с 9.00 до 18.00
По пятницам: с 9.00 до 16.45
Кроме выходных и праздничных дней
Обеденный перерыв: с13.00 до 13.45

Личный прием руководителями прокуратуры (прокурором области и его заместителями) осуществляется по предварительной записи.


Референдум в подъезде

Закон, подписанный 11 ноября, внес на рассмотрение Госсовет Татарстана — чтобы самообложение могло применяться не только в отдельно взятом муниципалитете, но и в микрорайоне. Иначе получалось нечестно: дорога нужна на одном конце населенного пункта, а скидываются на нее всем селом. Кроме того, если раньше для принятия решения о самообложении необходимо было проводить референдум, то теперь достаточно схода.

Самообложение — это добровольный разовый взнос на целевые нужды, который делает население. Обычно подразумевается, что к собранным деньгам добавляют какую-то долю из бюджета, что должно стимулировать граждан. Первопроходцами в практике самообложения в России стали Пермский край и Кировская область.

министерство финансов


По его словам, половина проектов, реализованных с привлечением средств самообложения, касалась содержания дорог и мостов местного значения, 18% — благоустройства поселения. Есть проекты по водоснабжению, обустройству кладбищ и другие.

Политолог, основатель Школы местного самоуправления Наталия Шавшукова также считает, что такие законодательные правки разумны.


Традиции и стимул

— Предусмотрено выделение из бюджета республики дополнительных средств бюджетам муниципальных образований, в которых введено самообложение граждан: к каждому собранному жителями поселений рублю республика добавляет еще четыре, — отметили в ассоциации.

Подчеркивается, что именно сами жители на сходах определяют, какие вопросы будут решены. Самообложение проводится один раз в год — либо посредством сходов, либо посредством референдумов. Причем в Татарстане сходы и разделение населенных пунктов по микрорайонам применяли еще до того, как это появилось в федеральном законодательстве.

ямочный ремонт

Популярность самообложения в Татарстане объясняют как раз действиями властей, которые очень активно стимулируют граждан выделять деньги из своего кармана, добавляя на каждый рубль по четыре бюджетных.


В прошлом году два десятка субъектов РФ смогли повысить заинтересованность во вложениях в их экономику

По словам председателя комитета Госсовета Татарстана по местному самоуправлению Альберта Хабибуллина, в проекте бюджета республики на будущий год на самообложение уже заложен 1 млрд рублей.

Виктор Кидяев замечает, что Татарстан выделяется потому, что там опыт самообложения сразу дал положительный эффект, который увидело население.

Мне кажется, когда в республике сильны традиции взаимопомощи, есть желание не затягивать проблемы, а решать их всем миром, то иного результата и быть не могло, — заявил он. — Плюс, конечно, требуется высокий уровень доверия людей к местным администрациям и к региональной власти, иначе просто не состоится ни один референдум, не сдвинется ни один проект.

Центр семьи Казан в Казани


Кандидат экономических наук, доцент Сибирского федерального университета Юлия Черкасова также отмечает, что в Татарстане сильные национальные традиции.

По ее словам, в Красноярском крае даже создавали специальную рабочую группу, разговаривали с главами администраций, ездили по муниципалитетам, но примеров сбора денег очень мало. Причем были и механизмы софинансирования, похожие на те, что применяются в Татарстане, однако и это не подействовало.

Есть контроль — нет явки


Из тысячи сельских поселений в семи программа самообложения не работает, потому что там активисты производят контроль выборного процесса, — заметил он.

Денежные купюры и монеты


Пример Резеды Шмелевой и ее района Саяхова называет положительным, отмечая, что там как раз все довольны программой. А Шмелева, в свою очередь, замечает: у них недовольны платежами чаще всего те, кто и налоги не платит.

— Любое хорошее дело можно испортить бездумным подходом, однако предусмотрены меры контроля, государственного и общественного, — заметил Виктор Кидяев. — Учитывая полную открытость и подотчетность процедуры, чтобы устроить здесь злоупотребления, потребовалось бы постоянное давление на жителей, что в современном обществе невозможно и не останется безнаказанным.


Выживательный минимум

— Проблема в том, что референдумы проходят в самых бедных местах, там, где не хватает собственных средств, — говорит Наталия Шавшукова. — Не секрет, что у нас большая часть муниципалитетов, особенно в сельской местности, не способны обеспечить выполнение своих собственных муниципальных функций, поэтому вынуждены прибегать к этой мере. Для сельских территорий это абсолютно порочная практика.

По ее словам, нужно по-другому рассчитывать налоговую базу, распределять налоги, остающиеся внутри региона, чтобы они обеспечивали сельские территории.

Вера Левина также замечает, что есть минимум бюджетных услуг, в который включен перечень вопросов местного значения, — и его должны финансировать из бюджета.

В идеальном обществе должно было быть так: граждане проект предлагают, разрабатывают, а финансируется он из бюджета, — замечает она. — Финансовое участие граждан может быть, если речь идет о каких-то дополнительных работах, сверх того минимума — более комфортных условиях, например, более качественных детских площадках, обустройстве парков. А в сельских поселениях это касается как раз выживательного минимума: засорился колодец, течет крыша.

татарстан панорама


Андрей Лукин также отмечает, что к самообложению как таковому относится негативно, так как налоговая система страны самостоятельно должна решать вопросы, связанные с инфраструктурой.

Но все бюджеты у нас дефицитные, нет денег на элементарные задачи, — говорит он. — В итоге муниципалитетам приходится изыскивать средства, а единственный способ — это население. В этой ситуации самообложение может решать проблемы, потому что других возможностей для поддержания инфраструктуры у муниципалитетов нет.

Еще один способ

Говоря о распространении самообложения на всю Россию, Левина замечает, что более действенным является инициативное бюджетирование, а не самообложение.

Инициативное бюджетирование не требует референдума, это более гибкий механизм, который развит в большем количестве регионов, — говорит она. — По нему инициативная группа — жители многоквартирного дома, дачного поселка, родители учеников в школе — может выйти с инициативой по реализации какого-либо проекта. Под это собирается часть денег, и дальше проект софинансируется из местного или регионального бюджета.

Капитальный ремонт в средней общеобразовательной школе

По ее словам, эта практика уже давно позволяет реализовывать интересы конкретной школы, двора. Здесь инициативная группа сама разрабатывает документы, собирает подписи, подает заявку на конкурс. Комиссия в муниципальном образовании отбирает проекты и реализует лучшие из них.

— Если сравнивать практики самообложения и инициативного бюджетирования, то будущее за последним, — уверена Левина. — В мировом контексте это тоже чаще встречается, практика эффективнее работает, лучше учитывает интересы людей, меньше функциональных барьеров.

Впрочем, Хабибуллин рассматривает инициативное бюджетирование в первую очередь как способ выявления наиболее горячих проблем, в решении которых заинтересовано население, а более широкие возможности видит как раз в самообложении.


Референдум в подъезде

Закон, подписанный 11 ноября, внес на рассмотрение Госсовет Татарстана — чтобы самообложение могло применяться не только в отдельно взятом муниципалитете, но и в микрорайоне. Иначе получалось нечестно: дорога нужна на одном конце населенного пункта, а скидываются на нее всем селом. Кроме того, если раньше для принятия решения о самообложении необходимо было проводить референдум, то теперь достаточно схода.

Самообложение — это добровольный разовый взнос на целевые нужды, который делает население. Обычно подразумевается, что к собранным деньгам добавляют какую-то долю из бюджета, что должно стимулировать граждан. Первопроходцами в практике самообложения в России стали Пермский край и Кировская область.

министерство финансов


По его словам, половина проектов, реализованных с привлечением средств самообложения, касалась содержания дорог и мостов местного значения, 18% — благоустройства поселения. Есть проекты по водоснабжению, обустройству кладбищ и другие.

Политолог, основатель Школы местного самоуправления Наталия Шавшукова также считает, что такие законодательные правки разумны.


Традиции и стимул

— Предусмотрено выделение из бюджета республики дополнительных средств бюджетам муниципальных образований, в которых введено самообложение граждан: к каждому собранному жителями поселений рублю республика добавляет еще четыре, — отметили в ассоциации.

Подчеркивается, что именно сами жители на сходах определяют, какие вопросы будут решены. Самообложение проводится один раз в год — либо посредством сходов, либо посредством референдумов. Причем в Татарстане сходы и разделение населенных пунктов по микрорайонам применяли еще до того, как это появилось в федеральном законодательстве.

ямочный ремонт

Популярность самообложения в Татарстане объясняют как раз действиями властей, которые очень активно стимулируют граждан выделять деньги из своего кармана, добавляя на каждый рубль по четыре бюджетных.


В прошлом году два десятка субъектов РФ смогли повысить заинтересованность во вложениях в их экономику

По словам председателя комитета Госсовета Татарстана по местному самоуправлению Альберта Хабибуллина, в проекте бюджета республики на будущий год на самообложение уже заложен 1 млрд рублей.

Виктор Кидяев замечает, что Татарстан выделяется потому, что там опыт самообложения сразу дал положительный эффект, который увидело население.

Мне кажется, когда в республике сильны традиции взаимопомощи, есть желание не затягивать проблемы, а решать их всем миром, то иного результата и быть не могло, — заявил он. — Плюс, конечно, требуется высокий уровень доверия людей к местным администрациям и к региональной власти, иначе просто не состоится ни один референдум, не сдвинется ни один проект.

Центр семьи Казан в Казани


Кандидат экономических наук, доцент Сибирского федерального университета Юлия Черкасова также отмечает, что в Татарстане сильные национальные традиции.

По ее словам, в Красноярском крае даже создавали специальную рабочую группу, разговаривали с главами администраций, ездили по муниципалитетам, но примеров сбора денег очень мало. Причем были и механизмы софинансирования, похожие на те, что применяются в Татарстане, однако и это не подействовало.

Есть контроль — нет явки


Из тысячи сельских поселений в семи программа самообложения не работает, потому что там активисты производят контроль выборного процесса, — заметил он.

Денежные купюры и монеты


Пример Резеды Шмелевой и ее района Саяхова называет положительным, отмечая, что там как раз все довольны программой. А Шмелева, в свою очередь, замечает: у них недовольны платежами чаще всего те, кто и налоги не платит.

— Любое хорошее дело можно испортить бездумным подходом, однако предусмотрены меры контроля, государственного и общественного, — заметил Виктор Кидяев. — Учитывая полную открытость и подотчетность процедуры, чтобы устроить здесь злоупотребления, потребовалось бы постоянное давление на жителей, что в современном обществе невозможно и не останется безнаказанным.


Выживательный минимум

— Проблема в том, что референдумы проходят в самых бедных местах, там, где не хватает собственных средств, — говорит Наталия Шавшукова. — Не секрет, что у нас большая часть муниципалитетов, особенно в сельской местности, не способны обеспечить выполнение своих собственных муниципальных функций, поэтому вынуждены прибегать к этой мере. Для сельских территорий это абсолютно порочная практика.

По ее словам, нужно по-другому рассчитывать налоговую базу, распределять налоги, остающиеся внутри региона, чтобы они обеспечивали сельские территории.

Вера Левина также замечает, что есть минимум бюджетных услуг, в который включен перечень вопросов местного значения, — и его должны финансировать из бюджета.

В идеальном обществе должно было быть так: граждане проект предлагают, разрабатывают, а финансируется он из бюджета, — замечает она. — Финансовое участие граждан может быть, если речь идет о каких-то дополнительных работах, сверх того минимума — более комфортных условиях, например, более качественных детских площадках, обустройстве парков. А в сельских поселениях это касается как раз выживательного минимума: засорился колодец, течет крыша.

татарстан панорама


Андрей Лукин также отмечает, что к самообложению как таковому относится негативно, так как налоговая система страны самостоятельно должна решать вопросы, связанные с инфраструктурой.

Но все бюджеты у нас дефицитные, нет денег на элементарные задачи, — говорит он. — В итоге муниципалитетам приходится изыскивать средства, а единственный способ — это население. В этой ситуации самообложение может решать проблемы, потому что других возможностей для поддержания инфраструктуры у муниципалитетов нет.

Еще один способ

Говоря о распространении самообложения на всю Россию, Левина замечает, что более действенным является инициативное бюджетирование, а не самообложение.

Инициативное бюджетирование не требует референдума, это более гибкий механизм, который развит в большем количестве регионов, — говорит она. — По нему инициативная группа — жители многоквартирного дома, дачного поселка, родители учеников в школе — может выйти с инициативой по реализации какого-либо проекта. Под это собирается часть денег, и дальше проект софинансируется из местного или регионального бюджета.

Капитальный ремонт в средней общеобразовательной школе

По ее словам, эта практика уже давно позволяет реализовывать интересы конкретной школы, двора. Здесь инициативная группа сама разрабатывает документы, собирает подписи, подает заявку на конкурс. Комиссия в муниципальном образовании отбирает проекты и реализует лучшие из них.

— Если сравнивать практики самообложения и инициативного бюджетирования, то будущее за последним, — уверена Левина. — В мировом контексте это тоже чаще встречается, практика эффективнее работает, лучше учитывает интересы людей, меньше функциональных барьеров.

Впрочем, Хабибуллин рассматривает инициативное бюджетирование в первую очередь как способ выявления наиболее горячих проблем, в решении которых заинтересовано население, а более широкие возможности видит как раз в самообложении.

Читайте также: