Что такое информационное обеспечение

Обновлено: 23.04.2024

Информационное обеспечение (ИО) – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методологии построения баз данных.

ИО - важнейший элемент ИС и ИТ, предназначенный для отражения информации, характеризующей состояние управляемого объекта и являющейся основой для принятия управленческих решений. ИО включает совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации, циркулирующей в ИС. Содержит систему показателей, классификаторов и кодовых обозначений элементов информации в базах и банках данных на машинных носителях (ИБ), а также включает персонал, обеспечивающий надежность хранения, своевременность и качество технологии обработки информации. Состав документации, входящей в информационное обеспечение ИС, представлен на рис.2.2.

На рис.2.3. представлены пять основных функций, которые должно выполнять информационное обеспечение ИС.

Рис.2.3. Основные функции подсистемы информационного обеспечения ИС.

Показатель – логическое высказывание, содержащее качественную и количественную характеристику отображаемого явления или объекта. Показатель является минимальной по составу информационной совокупностью для образования самостоятельного документа.

Документ обычно содержит большое количество показателей. Документы как единицы информации составляют содержание баз данных.

Группа однородных документов, объединенных по определенному признаку, составляет информационный массив (файл).

Файл является основной структурной единицей при автоматизированной обработке.

Массивы по различным признакам могут объединяться в информационные потоки.

Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации и ее объемы, места возникновения первичной информации и использования результатной информации. Анализ структуры этих схем позволяет выработать меры по совершенствованию всей системы управления.

Вся сложная структура информации экономического объекта включается в информационную подсистему Информационного обеспечения ИС.

В составе Информационного обеспечения выделяют внемашинное и внутримашинное ИО:

  • Внемашинное ИО включает систему экономических показателей, потоки информации, систему классификации и кодирования, документацию.
  • Внутримашинное ИО – система специальным образом организованных данных, подлежащих автоматизированной обработке, накоплению, хранению, поиску, передаче в виде, удобном для восприятия техническими средствами.

Основой для построения элементов внемашинного и внутримашинного ИО служит система показателей, представляющая собой совокупность взаимосвязанных между собой социальных, экономических и технико-экономических показателей, используемых для решения задач ИС.

Системы показателей предназначены для отражения различных функций управления предприятием:

  • функции планирования;
  • функции анализа;
  • функции финансового контроля;
  • функции принятия управленческих решений;
  • функции управления качеством продукции;
  • функции управления трудовыми ресурсами.

К системе внемашинного ИО относятся методы классификации и кодирования информации, предназначенные для представления информации в форме, удобной для восприятия машиной, а также организация документопотоков.

Классификатор– это систематизированный свод однородных наименований, т.е. классифицируемых объектов и их кодовых обозначений.

Код – условное обозначение объекта знаком или группой знаков по определенным правилам, установленным системами кодирования.

Унифицированные системы документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях, поэтому различают общегосударственные (ОК), отраслевые, региональные и локальные классификаторы.

Классификаторы общегосударственного значения составляют Единую систему классификации и кодирования (ЕСКК) и условно делятся на 4 группы:

  1. Классификаторы трудовых и природных ресурсов (ОКПДТР);
  2. Классификаторы информации о структуре экономики (СООГУ) и административно-территориальном делении страны (СОАТО);
  3. Классификаторы информации о продукции и услугах (промышленной и сельскохозяйственной) – (ОКП), ОК строительной продукции;
  4. Классификаторы технико-экономических показателей (ОКТЭН), управленческой документации (ОКУД), единиц измерения (ОКЕИ).

Все кодовые группы имеют многозначные цифровые коды, например Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) имеет десятизначный код.

Основным носителем информации в процессе управления и принятии решений является документ.

Документы, содержащие исходные данные, называют первичными, а документы, содержащие сведения обобщающего характера и используемые для принятия управленческих решений – выходными.

Документы бывают организационно-распорядительными и специальными.

Организационные – нормативная документация: правила и инструкции.

Распорядительные – приказы, решения и распоряжения.

Документы, циркулирующие в системе управления, образуют информационные потоки.

Правильная организация документооборота играет важную роль в функционировании подсистемы Информационного обеспечения.

В работе информационного обеспечения могут возникать следующие недостатки, делающие работу ИС менее эффективной:

  • Нарушение движения документов;
  • Дублирование показателей;
  • Появление малозначительных документов;
  • Возникновение лишних документов;
  • Нарушение классификации информационных потоков;
  • Поступление к менеджеру ненужных документов.

К системе внутримашинного ИО относятся системы хранения и поиска информации: базы и банки данных.

Банк данных (БнД) – это система специальным образом организованных данных (баз данных), программных, технических, языковых, организационно-методических средств, предназначенных для обеспечения централизованного накопления и коллективного многоцелевого использования данных.

Методология построения баз данных базируется на теоретических основах их проектирования, которые включают этапы анализа предметной области и целей заказчика и создания концептуальной информационно-логической модели базы данных для оптимизации связей между объектами и их реквизитами.

Центральную роль в функционировании БнД выполняет система управления базой данных (СУБД).

По организации и технологии хранения и обработки данных базы данных делятся на централизованные и распределенные.

По способу доступа к данным БД разделяются на БД с локальным доступом и БД с удаленным (сетевым) доступом.

По архитектуре централизованные БД делятся на пять основных классов:

Эта архитектура используется в современных СУБД MS SQL Server 2000, Oracle, Informix и Sybase.

Выбор СУБД определяется возможностью работы с конкретной моделью данных: иерархической, сетевой или реляционной.

Информационное обеспечение — это совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения БД.

Системыклассификации икодированияинформации

Классификаторы представляют собой систематический свод, перечень каких-либо объектов, позволяющий находить каждому их них свое место, и имеют определенное (обычно числовое) обозначение. Система классификации позволяет сгруппировать объекты выделить определенные классы, которые будут характеризоваться рядом общих свойств. Классификация объектов — это процедура группировки на качественном уровне, направленная на выделение однородных свойств. Применительно к информации как к объекту классификации выделенные классы называют информационными объектами.

В любой стране разработаны и применяются государственные, отраслевые, региональные классификаторы. Например, классифицированы: отрасли промышленности, оборудование, профессии, единицы измерения, статьи затрат и т.д.

Классификатор — систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок.

Назначение классификатора:

· систематизация наименований кодируемых объектов;

· однозначная интерпретации одних и тех же объектов в различных задачах;

· возможность обобщения информации по заданной совокупности признаков;

· возможность сопоставления одних и тех же показателей, содержащихся в формах статистической отчетности;

· возможность поиска и обмена информацией между различными внутрифирменными подразделениями и внешними информационными системами;

· экономия памяти компьютера при размещении кодируемой информации.

Разработаны три метода классификации объектов, которые различаются разной стратегией применения классификационных признаков.

Методы классификации объектов:

· Иерархический метод классификации

Учитывая достаточно жесткую процедуру построения структуры классификации, необходимо перед

началом работы определить ее цель, т.е. какими свойствами должны обладать объединяемые в классы объекты. Эти свойства принимаются в дальнейшем за признаки классификации. В иерархической системе классификации каждый объект на любом уровне должен быть отнесен к одному классу, который характеризуется конкретным значением выбранного классификационного признака. Для последующей группировки в каждом новом классе необходимо задать свои классификационные признаки и их значения. Таким образом, выбор классификационных признаков будет зависеть от семантического содержания того класса, для которого необходима группировка на последующем уровне иерархии. Количество уровней классификации, соответствующее числу признаков, выбранных в качестве основания деления, характеризует глубину классификации.

Достоинства иерархической системы классификации: простота построения и использование независимых классификационных признаков в различных ветвях иерархической структуры. Недостатки иерархической системы классификации: жесткая структура, которая приводит к сложности внесения изменений, так как приходится перераспределять все классификационные группировки; невозможность группировать объекты по заранее не предусмотренным сочетаниям признаков.

· Фасетный метод классификации

В отличие от иерархической позволяет выбирать признаки классификации независимо как друг от друга, так и от семантического содержания классифицируемого объекта. Признаки классификации называются фасетами (facet — рамка). Каждый фасет содержит совокупность однородных значений данного классификационного признака. Причем значения в фасете могут располагаться в произвольном порядке, хотя предпочтительнее их упорядочение. Схема построения фасетной системы классификации представляется в виде таблицы. Названия столбцов соответствуют выделенным классификационным признакам (фасетам). В каждой клетке таблицы хранится конкретное значение фасета. Процедура классификации состоит в присвоении каждому объекту соответствующих значений из фасетов. Достоинства фасетной системы классификации: возможность создания большой емкости классификации, т.е. использования большого числа признаков классификации и их значений для создания группировок; возможность простой модификации всей системы классификации без изменения структуры существующих группировок. Недостатком фасетной системы классификации является сложность ее построения, так как необходимо учитывать все многообразие классификационных признаков.

· Дескрипторный метод классификации

Для организации поиска информации, для ведения тезаурусов (словарей) эффективно используется дескрипторная (описательная) система классификации, язык которой приближается к естественному языку описания информационных объектов. Особенно широко она используется в библиотечной системе поиска.

· Система кодирования

Применяется для замены названия объекта на условное обозначение (код) в целях обеспечения удобной и более эффективной обработки информации. Система кодирования-совокупность правил кодового обозначения объектов. Код строится на базе алфавита, состоящего из букв, цифр и других символов. Код характеризуется: длиной - число позиций в коде, и структурой — порядок расположения в коде символов, используемых для обозначения классификационного признака.

Унифицированные системы документациисоздаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Главная цель — это обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства. Разработаны стандарты, где устанавливаются требования:

· к унифицированным системам документации;

· к унифицированным формам документов различных уровней управления;

· к составу и структуре реквизитов и показателей;

· к порядку внедрения, ведения и регистрации унифицированных форм документов.

Однако, несмотря на существование унифицированной системы документации, при обследовании большинства организаций постоянно выявляется целый комплекс типичных недостатков:

· чрезвычайно большой объем документов для ручной обработки;

· одни и те же показатели часто дублируются в разных документах;

· работа с большим количеством документов отвлекает специалистов от решения непосредственных задач;

· имеются показатели, которые создаются, но не используются, и др.

Поэтому устранение указанных недостатков является одной из задач, стоящих при создании информационного обеспечения.

Схемы информационных потоковотражают маршруты движения информации и ее объемы, места возникновения первичной информации и использования результатной информации. За счет анализа структуры подобных схем можно выработать меры по совершенствованию всей системы управления.

Простейшая схема потоков данных -схема, в которой отражены все этапы прохождения служебной записки или записи в базе данных о приеме на работу сотрудника — от момента ее создания до выхода приказа о его зачислении на работу.

Построение схем информационных потоков, позволяющих выявить объемы информации и провести ее детальный анализ, обеспечивает:

· исключение дублирующей и неиспользуемой информации;

· классификацию и рациональное представление информации.

При этом подробно должны рассматриваться вопросы взаимосвязи движения информации по уровням управления. Следует выявить, какие показатели необходимы для принятия управленческих решений, а какие нет. К каждому исполнителю должна поступать только та информация, которая используется.

Методология построения БД - баз данныхбазируется на теоретических основах их проектирования. Для понимания концепции методологии приведем основные ее идеи в виде двух последовательно реализуемых на практике этапов:

· 1-й этап — обследование всех функциональных подразделений предприятия с целью:

o понять специфику и структуру его деятельности

o построить схему информационных потоков

o проанализировать существующую систему документооборота;

o определить информационные объекты и соответствующий состав реквизитов (параметров, характеристик), описывающих их свойства и назначение.

· 2-й этап — построение концептуальной информационно-логической модели данных для обследованной на 1-м этапе сферы деятельности. В этой модели должны быть установлены и оптимизированы все связи между объектами и их реквизитами. Информационно-логическая модель является фундаментом, на котором будет создана база данных.

Для создания информационного обеспечения необходимо:

· ясное понимание целей, задач, функций всей системы управления организацией;

· выявление движения информации от момента возникновения и до ее использования на различных уровнях управления, представленной для анализа в виде схем информационных потоков;

· совершенствование системы документооборота;

· наличие и использование системы классификации и кодирования;

· владение методологией создания концептуальных информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации;

создание массивов информации на машинных носителях, что требует наличия современного технического обеспечения.

информация, необходимая для управления экономическими процессами, которая хранится в базах данных информационных систем.

комплекс мер по обеспечению информационными ресурсами, включающий в себя механизмы поиска, получения, хранения, накопления, передачи, обработки информации; организация банков данных.

совокупность и порядок получения и предоставления информации, содержащейся в базах данных информационных систем, материально-техническая база этого процесса, необходимая для управления экономикой.

совокупность мероприятий и документов, обеспечивающих успешное функционирование системы, связанной с использованием, хранением, обновлением, передачей и переработкой информации, сохранением ее конфидециальности.

создание информационных условий функционирования системы; информация, необходимая для управления экономическими процессами, содержащаяся в банке данных информационно-управляющих систем, а также средства и приемы поиска, получения, хранения, передачи, обработки и использования информации.

1) информация, необходимая для управления экономическими процессами, содержащаяся в базах данных информационных систем; 2) создание информационных условий функционирования системы, обеспечение необходимой информацией, включение в систему средств поиска, получения, хранения, накопления, передачи, обработки информации, организация банков данных.


Информационное обеспечение - в автоматизированных системах - совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации и информационных массивов.
Информация, найденная в ходе работ по удовлетворению информационных потребностей пользователя и представленная в виде удобном для потребителя.


создание информационных условий функционирования системы, обеспечение необходимой информацией, включение в систему средств поиска, получения, хранения, накопления, передачи, обработки информации, организация банков данных. Создание информационного обеспечения - непременное условие построения и функционирования автоматизированных систем управления.

1) обеспечение фактическими данными управленческих структур; 2) использование информационных данных для автоматизированных систем управления; 3) использование информации для обеспечения деятельности различных потребителей (организаций, ученых, художников, писателей, журналистов и т. д.).
Обеспечение информацией управленческих структур (государства, корпораций, организаций) производится прежде всего за счет организаций, специально занимающихся сбором данных (государственные органы статистики, научные центры различного типа). Большую роль в информационном обеспечении управленческих структур играют средства массовой информации, которые не только представляют большой массив информации, но и формируют на ее основе общественное мнение, воздействующее на управленческие решения.
Вторым важным направлением информационного обеспечения является формирование информационных данных для автоматической системы управления (АСУ). Вводимая в систему АСУ информация является необходимым элементом всей системы, без которой невозможно математическое, техническое, организационно - правовое ее функционирование. Информация, вводимая в систему, ее предмашинная обработка - основа современных автоматизированных информационных систем.
Третье направление информационного обеспечения связано с удовлетворением информационных запросов потребителей самого разнообразного типа: как организаций, учреждений, так и отдельных лиц. В этом случае в качестве информационного обеспечения выступают не только статистические данные, данные социологических опросов, данные архивов и пр. официальных учреждений, но и такие типы информации, как книжные и журнальные публикации, научные отчеты, диссертации и пр. Наиболее распространенной формой этого типа информационного обеспечения являются библиотеки, а в современных условиях все большее значение приобретают службы и центры анализа информации (например в России - Всероссийский институт научной и технической информации, Всероссийский научно - технический информационный центр и др. информационные службы).

Читайте также: