Что такое информационное обеспечение менеджмента

Обновлено: 05.07.2024

Быстрое практическое развитие менеджмента, а также работы по формированию единой теории управления дают возможность озвучить его устоявшееся определение.

Итак, под менеджментом принято понимать разработку, создание, максимально эффективное использование (управление) и контроль общественно-хозяйственных систем, сумма современных принципов, методов, средств и форм управления производством для того, чтобы повысить его эффективность и увеличить объемы прибыли.

При этом возможно определить не только ценность и эффективность использования непосредственно информационных данных и знаний, но и иных видов ресурсов организации, которые в той или иной мере входят в контакт с информацией: технологических, кадровых, материальных и прочих.

Информационный менеджмент реализуется в рамках конкретно взятой организации, где информация является самостоятельным фактором производства, лежащим в фундаменте всего процесса принятия управленческого решения.

Информационный менеджмент относится не только к самому понятию информации, а непосредственно к информационной деятельности предприятия. Иными словами, инновационным менеджментом можно назвать управление деятельностью по формированию и последующему применению информации на благо той или иной организации.

Сущность информационного менеджмента

Рис. 1 - Информационный менеджмент

Цель информационного менеджмента заключается в обеспечении эффективного развития организации с помощью регулирования самых разных вариаций ее информационной деятельности.

Что касаемо задач информационного менеджмента, то ими принято считать следующие:

  • создание технологической среды информационной системы;
  • мероприятия по развитию информационной системы и обеспечению ее обслуживания;
  • деятельность по планированию (как оперативному, так и стратегическому);
  • создание структуры организации в сфере информатизации;
  • использование и эксплуатация информационных систем (ИС);
  • создание инновационной политики и претворение в жизнь инновационных программ;
  • кадровый менеджмент;
  • управление вложениями и капиталом;
  • мероприятия по формированию и обеспечению комплексной защиты всех информационных ресурсов.

В широком смысле информационный менеджмент трактуют как технологию, составляющими которой являются документация, рабочий персонал, технические и программные средства обеспечения информационных процессов, а также нормативно установленные процедуры формирования и эксплуатации информационных ресурсов.

На сегодняшний день имеют место следующие объекты управления в информационном менеджменте:

  • информация в различных видах ее существования;
  • информационные системы и информационные технологии;
  • информационная индустрия и информационный рынок;
  • кадры, которые реализуют функции создания, эксплуатации и хранения информационных данных.

Субъекты управления - это специальные федеральные и региональные органы, которые осуществляют политику государства в сфере управления информацией и службы управления информационными ресурсами учреждений, организаций и предприятий.

Виды информационного менеджмента

На сегодняшний день принято выделять несколько видов информационного менеджмента, которые более подробно изложены на рисунке 2.

Виды информационного менеджмента

Рис. 2 - Виды информационного менеджмента

Управление организацией состоит из вопросов организации информационных источников, средств передачи, создания баз данных, технологий обработки информации, гарантии безопасности данных.

Стоит отметить, что данные задачи решаются на уровне высшего звена руководства предприятия. Выбранные решения долгосрочных задач создают собой наборы исходных данных (задания) для оперативного, то есть самого краткосрочного уровня (в сфере обработки информации – это промежуток времени до 1 календарного года)

Круг задач менеджмента включает в себя разработку, внедрение, эксплуатацию и развитие автоматизированных информационных систем и сетей, которые обеспечивают деятельность организации. В данных сетях стоит обеспечить управление информационными ресурсами.

Информационное общество

Целевое направление информационного менеджмента – формирование нового информационного общества, что, на сегодняшний день, представляется возможным лишь на основании технологий информационного менеджмента, в том числе вместе с автоматизированными информационными системами в качестве базового компонента информационного менеджмента и информационного общества.

Информационным обществом называют концепцию постиндустриального социума, где ключевые продукты производства - это информация и знания.

Отличительными чертами информационного общества принято считать:

  1. увеличение значимости информации и знаний в жизнедеятельности социума;
  2. возрастающая роль информационных коммуникаций, продуктов и услуг в ВВП;
  3. формирование глобального информационного пространства, которое обеспечивает:
  • эффективное информационное взаимное действие людей;
  • доступ людей к информационным ресурсам по всему миру;
  • потребительское удовлетворение людей в информационных продуктах и услугах.

Информационные системы

Согласно наличию различных векторов деятельности предприятия, особенностей и уровней структуры выделяют несколько главных видов информационных систем:

  • эксплуатационного уровня (Executive Support Systems (ESS));
  • уровня знания (Knowledge Work System (KWS));
  • уровня менеджмента (Management Information Systems (MIS));
  • стратегического уровня.

Все перечисленные системы в организациях нужны для оказания содействия сотрудникам или управленцам каждого уровня в обслуживании функциональных областей, например, продаж и маркетинга, производства, финансов, бухгалтерского учета и человеческих ресурсов. С ходом развития процесса компьютеризации, информатизации и методов менеджмента подвергаются изменениям и информационные системы, их структура, возможности и функционал.

К примеру, из управляющих систем MIS с ходом роста интеллектуальных способностей возникли системы поддержки принятия решений (Decision Support System (DSS)). Сегодня MIS способны преобразоваться в системы планирования ресурсов организации, либо организационные информационные системы (Enterprise Resource Planning (ERP)).

Помимо этого, на трансформацию информационных систем оказываются влияние и воздействие в методах управления. Иерархическая (вертикальная) система управления начинает стираться, ее сменяет горизонтальная, а связи обретают менее формализованный характер. Не прекращается и процесс изменения методов инновационного менеджмента: на смену пооперационного управления сегодня приходит реинтеграция (объединение) операций и знаний – возникли методы всеобщего управления качеством (Total Quality Management) и их полная трансформация реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering).

Ключевым инструментом информационного менеджмента стали информационные технологии в качестве совокупности методов, приемов и средств, которые осуществляют информационный процесс согласно заданным требованиям. Информационные технологии дают возможность формировать автоматизированные информационные системы субъектов, осуществлять телекоммуникационные среды, гарантировать взаимодействие данных систем и, соответственно, помогают создать единое информационное пространство.

Итак, в заключение стоит признать, что информационный менеджмент можно представить в качестве совокупности информации (основного предмета труда и продукта), информационных технологий (инструмент преобразования информации) и информационной системы (сфера деятельности менеджмента). Все данные компоненты информационного менеджмента обладают существенной спецификой, что, в конце концов, и является принципиальным отличием информационного менеджмента от менеджмента в остальных отраслях.


Интегрирование реформируемых энергокомпаний в рыночные отношения резко повышает требования к современному надежному и качественному информационному обеспечению менеджмента. Это обусловлено следующими причинами. [c.460]

Таким образом, информация в условиях рыночных отношений становится важнейшим ресурсом энергокомпании, который нуждается в специальных автоматизированных технологиях ее сбора, обработки, структуризации, передачи, хранения и использования. Эта проблема должна решаться путем создания информационных систем, функционирующих на основе современных компьютерных технологий. Информационные системы, основанные на использовании объединенных в сеть персональных компьютеров, в настоящее время являются основным средством информационного обеспечения менеджмента. На рис. 27.1 представлена самая общая модель процесса переработки информации, описывающая полный цикл работы с информацией. [c.460]

На данный момент общепринятого решения организации информационного обеспечения менеджмента нет. Как правило, интересы менеджеров первого и среднего уровней реализуются за счет КИС. Чем выше уровень менеджера, тем выше требования к предъявляемой информации по форме и содержанию. [c.477]

Использование информационных технологий на базе интегрированных решений позволяет создать систему информационного обеспечения менеджмента, осуществляющего высокоэффективное управление путем выполнения действий оперативного и тактического характера, а также принятия стратегически важных решений. [c.477]

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК ЭЛЕМЕНТ БУХГАЛТЕРСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА, ЕГО РОЛЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ [c.5]

Уровни информационного обеспечения менеджмента и типы информации [c.8]

Мельников О.Н. Рекламно-информационное обеспечение менеджмента современных российских предприятий. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции "Современный менеджмент в условиях становления рыночной экономики в России", М. МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1998. [c.29]

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ [c.62]

Как правило, говоря об информационном обеспечении менеджмента фирмы, обращаются к внутренним информационным потокам, направленным на достижение предварительно выбранной цели. Однако при этом нельзя не дооценивать влияния на формирование внутренних информационных потоков внешней информационной среды. [c.62]

Для обоснования выбора целей предпринимательской деятельности руководство фирмы использует большое число исходных данных, которые определяются как внутренними, так и внешними условиями жизнедеятельности фирмы в конкретном временном интервале. То есть одним из существенных факторов информационной поддержки принятия управленческих решений является рекламно-информационное обеспечение менеджмента фирмы. [c.62]


Отечественные, с многолетними традициями информационной поддержки промышленности специализированные журналы испытывают значительные финансовые трудности. Иностранные технические журналы стали малодоступны даже библиотекам, а появившиеся в последние годы популярно-технические журналы, в том числе и в рассматриваемой области техники, преследуют главную цель не в развитии рекламно-информационного обеспечения менеджмента отечественных предприятий-производителей, а сугубо в продвижении в данном случае импортной аудио-техники на российский рынок. [c.65]

Для реализации рекламно-информационного обеспечения менеджмента фирм задействован современный аппарат прямого общения между продавцом и покупателем — директ-маркетинг. Это связано с тем, что внедрение ноу-хау разработок требует технической адресности. Нельзя внедрить новую технологию на неподготовленном предприятии. [c.66]

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что для восстановления нормального рынка высокоинтеллектуальных продуктов труда в среде российских производителей необходимо, по всей видимости, начать со становления абсолютно нового, возможно нетрадиционного для российского рынка, института рекламных коммуникаций, предназначенных для удовлетворения потребностей информационного обеспечения менеджмента российских предприятий. Основой этого должно стать формирование рекламно-информационных сетей, базирующихся на изучении (исследовании с использованием законов маркетинга) и, возможно, на формировании новых потребностей российских производителей, касающихся совершенствования технологии их производства. [c.67]

Главной предпосылкой является, конечно, воля руководителей и специалистов компании. Отождествлять учет с составлением внешней финансовой отчетности было логично в условиях плановой экономики, когда единственным собственником и монопольным потребителем учетной информации было государство. Но в условиях рынка и круг пользователей расширяется, и приоритеты меняются от фискальных функций — к функциям информационного обеспечения менеджмента. [c.92]

О специфике учета в коммерческом банке правильнее говорить как о специфике относительной и временной. Банки просто раньше и острее, нежели коммерческие компании и промышленные предприятия, почувствовали необходимость оперативного информационного обеспечения менеджмента. [c.92]

Задачи и цели менеджмента рекламы. Субъекты и объекты управления рекламой. Основные функции управления рекламой. Информационное обеспечение рекламной деятельности. Основные, виды рекламной информации. Внутрифирменная текущая информация. Внешняя текущая маркетинговая информация. Данные специальных исследований. Виды специально организованных рекламных исследований. Планирование и контроль рекламной деятельности. Структура управления и организация деятельности рекламных служб. [c.353]

Бухгалтерский учет и финансовый менеджмент. Общеизвестно, что управление представляет собой синтез науки и искусства, иными словами, фактор субъективности играет весьма существенную роль при принятии управленческих решений, в том числе и решений финансового характера. Именно поэтому финансовый менеджмент имеет очевидную практическую направленность и служит своеобразным мостиком между теоретическими построениями в отношении рынка капитала, систем, процессов и общих принципов управления и их практической реализацией. Эта сторона финансового менеджмента задается его тесной связью с бухгалтерским учетом как с позиции информационного обеспечения деятельности финансового менеджера, так и с позиции совпадения объекта деятельности представителей этих двух направлений, каковым являются финансовые потоки и операции с ними, приводящие к изменению в активах и обязательствах предприятия. [c.40]

Таким образом, в деятельности компании заинтересованы многие лица, причем их интересы, в том числе и с позиции информационного обеспечения, далеко не всегда совпадают. Поскольку информация финансового характера является, вероятно, наиболее значимой для подавляющего большинства заинтересованных лиц, система финансового менеджмента должна быть организована таким образом, чтобы удовлетворить непосредственные финансовые интересы определенного круга лиц и обеспечить адекватное информирование всех категорий лиц, имеющих прямое или косвенное отношение к данной компании. [c.48]

Информационное обеспечение финансового менеджмента — один из наиболее важных видов обеспечения, поскольку никакое обоснованное решение не может быть принято без анализа некоторых релевантных данных. Ниже будет приведена общая характеристика этого вида обеспечения. [c.53]

Эффективность каждой управляющей системы в значительной мере зависит от ее информационного обеспечения. В условиях перехода к рыночной экономике известная формула время — деньги" дополняется аналогичной формулой информация — деньги". Применительно к инвестиционному менеджменту она приобретает прямое значение, так как от качества используемой информации при принятии управленческих решений в значительной степени зависят объем затрат инвестиционных ресурсов, уровень инвестиционной прибыли, рыночная стоимость предприятия, альтернативность выбора инвестиционных проектов и финансовых инструментов инвестирования и другие показатели, формирующие уровень благосостояния собственников предприятия и темпы его экономического развития. Чем больший размер капитала инвестируется предприятием, чем более диверсифицирована его инвестиционная деятельность, тем выше становится роль качественной информации, необходимой для принятия инвестиционных решений, направленных на повышение эффективности этой деятельности. [c.72]

Информационная система (или система информационного обеспечения) инвестиционного менеджмента представляет собой процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки эффективных оперативных управленческих решений по всем аспектам инвестиционной деятельности предприятия. [c.72]

Содержание системы информационного обеспечения инвестиционного менеджмента, ее широта и глубина определяются отраслевыми особенностями деятельности предприятий, их организационно-правовой формой функционирования, объемом и степенью диверсификации инвестиционной деятельности и рядом других условий. Конкретные показатели этой системы формируются за счет как Внешних (находящихся вне предприятия), так и внутренних источников информации. В разрезе каждой из групп этих источников вся совокупность показателей, включаемых в информационную систему инвестиционного менеджмента, предварительно классифицируется. [c.74]

В первом разделе рассматриваются ораганизационно-правовые основы менеджмента и его технология. Основное внимание уделяется классификации фирм, правовому регулированию образования и деятельности фирм, организации управления в крупных промышленных фирмах. Технология менеджмента включает такие вопросы, как выработка целей и стратегии в менеджменте, процесс принятия и реализации управленческих решений, информационное обеспечение менеджмента. [c.7]

Например, в учебнике И.НЛерчиковой находим . управленческие решения принимаются в системе менеджмента на основе информации, получаемой и обрабатываемой в процессе подготовки решений [5, с. 14]. При этом не конкретизируется, какая именно информация используется для принятия решений, какими службами она готовится. В главе под названием Информационное обеспечение менеджмента , правда, отмечается роль бухгалтерской информации, однако об управленческом учете упоминается лишь однажды — ему отводится роль информационного обеспечения финансового менеджмента. Среди задач последнего (в числе которых — разработка и реализация финансовой политики организации с использованием различных финансовых инструментов принятие решений по финансовым вопросам, их конкретизация и выработка методов реализации оценка инвестиционных проектов и формирование портфеля инвестиций) в учебнике выделяется информационное обеспечение — составление и анализ финансовой отчетности по фирме в целом и ее центрам ответственности финансовое планирование и контроль [5, с. 205]. Из этого еле- [c.15]

В других случаях [12 13] вопрос об информационном обеспечении менеджмента подменяется рассмотрением его методов и приемов анализа. Первые два автора в качестве основных выделяют метод сравнения (предполагающий сравнение отчетных показателей с плановыми и с показателями предшествующих периодов плановых — с показателями предшеству- [c.20]

После обсуждения задач контроллера обратимся к личности контроллера и его роли в организации. Как уже было отмечено, роль контроллера Б системе планирования заключается в координации отдельных планов и организации общего процесса планирования в компании. Контроллер участвует в процессе планирования и в выстраивав ия системы информационного обеспечения менеджмента что определяет его непосредственную подчиненность руководству компании, Однако деятельность контроллера охватывает все уровни организационной иерархии IT все подразделения компании. Соответственно в крупных компаниях система контроллинга является весьма дифференцированной, включал большое число децентрализованных контроллинговых подразделений [c.25]

Важнейшим условием инновационного менеджмента является выявление и фиксация новых научных результатов, полученных на этапах фундаментальных и прикладных исследований, а также опытно-конструкторских работ, оценка их инновационного потенциала и маркетинговые исследования (экспертиза) профильных сегментов рынка. Для этого в ведомственной СУР НИД необходимо предусмотреть структурное подразделение (подразделения), обеспечивающее выполнение перечисленных функций (например, Фонд содействия развитию инновационной деятельности высшей школы СИНД, см. рис. 2), на которое будет возложено также организационное, нормативно-правовое, методическое и информационное обеспечение деятельности ведомственной СУР НИД. [c.14]

Читайте также: