Что такое индивидуальные особенности водителя

Обновлено: 28.03.2024

Зная характер человека, можно предвидеть его поведение и действия в различных жизненных ситуациях. Характер формируется в деятельности человека, в процессе его воспитания и обучения. Ценным всегда считался сильный характер. У человека с сильным характером поведение и поступки независимо от сложившихся обстоятельств обычно соответствуют его взглядам и убеждениям. Слабохарактерность, будучи отрицательным качеством, проявляется в том, что высокие цели и намерения не всегда реализуются. Но сильный характер при эгоистической направленности может вести к антиобщественным поступкам и действиям.

Большое влияние на формирование характера оказывает темперамент человека. Легче формировать сильный характер у лиц сангвинического темперамента, в основе которого лежит сильный тип нервной деятельности с высокой подвижностью нервных процессов. Труднее формировать характер у флегматика, протекание нервных процессов которого отличается малой подвижностью. У меланхоликов ввиду слабости нервной системы сформировать сильный характер трудно, а нередко и невозможно. Характер оказывает большое влияние на развитие способностей, так как для этого необходимо большое трудолюбие, умение настойчиво преодолевать трудности, не падать духом, при неудачах и не переоценивать успехи, творчески относиться к труду, умение организовать свою работу. Такие черты характера в ряде случаев дают возможность возместить относительную слабость той или иной способности и преодолеть отрицательные черты темперамента.

Характер человека многогранен, но не представляет собой простую сумму отдельных психических черт. Эти черты находятся в самых различных сочетаниях, а некоторые из них являются ведущими. Ведущие черты характера не только влияют на выбор профессии и выполнение профессиональной деятельности, но и нередко определяют поведение человека. Зная ведущие и наиболее устойчивые черты характера водителя, можно с большой долей вероятности прогнозировать его действия в различных дорожных ситуациях, что должно учитываться при обучении, совершенствовании водительского мастерства, а также подборе водителей для различных видов профессиональной деятельности. Ученые очень большое значение в деятельности водителя придают характеру. По их мнению, характер для деятельности водителя может быть даже важнее, чем та сумма знаний и умений, которые надо иметь, чтобы получить права, позволяющие ему управлять автомобилем. По-видимому, важно и то и другое. Но следует признать, что роль характера в деятельности водителя огромна.

Социологическое исследование 10 тыс. ДТП показало, что наименьшее их количество приходится на долю водителей, которые имеют семью и ведут нормальный образ жизни. В отличие от них неженатые водители, нередко ведущие беспорядочный образ жизни, в 1,7 раза чаще являются участниками ДТП. Водители, ведущие аморальный образ жизни, в числе которых оказалось много холостяков, разведенных и лип, злоупотребляющих алкоголем, совершали ДТП в три раза чаще, чем водители, ведущие нормальный образ жизни. Установлена прямая зависимость между морально - нравственным обликом личности водителей и количеством совершаемых ими ДТП. Очевидно, что морально - нравственное воспитание водителей имеет особенно большое значение для повышения безопасности дорожного движения.

Успех любой деятельности зависит от направленности человека, его интересов, способностей, темперамента, характера, морально - нравственных и психофизиологических качеств, совокупность которых определяет его поведение в конкретных жизненных ситуациях. Поведение человека, его действия и поступки являются интегральным выражением всех его психофизиологических и личностных качеств. Отрицательные черты личности затрудняют деятельность водителя, ведут к ошибкам и ДТП. Водители, работающие без аварий, характеризуются не только высокой дисциплинированностью, но и уравновешенностью, рассудительностью, находчивостью, более широкими интересами, высокими нравственными и моральными качествами по сравнению с водителями, допускающими большое количество нарушений. Воспитание этих качеств у водителей должно быть первостепенной задачей руководителей всех учебных и автотранспортных предприятий.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте личность водителя как продукт социальной среды.

2. Какие черты личности человека являются наиболее существенными?

3. Расскажите о видах темперамента по Гиппократу.

4. На какие группы условно делят черты характера человека?

Профессиональный отбор водителей автомобилей

Цель – дать понятия профессионального отбора водителей.

1. Медицинский, образовательный, социальный и психофизиологический отбор.

2. Профориентация, профотбор, профподбор.

3. Профессиональная пригодность.

4. Оценка индивидуальных психофизиологических характеристик водителей.

5. Методы и приборы для оценки индивидуальных психофизиологических характеристик водителей.

1. Медицинский, образовательный, социальный и психофизиологический отбор

Большинство ДТП происходит из-за ошибок водителей. Часто допускают ошибки водители со слабой профессиональной подготовленностью, при управлении автомобилем в состоянии пониженной работоспособности в результате приема алкоголя, утомления, болезненного состояния, а также при несоответствии их психофизиологических качеств требованиям водительской деятельности. Особенно снижается надежность водителя, а следовательно, увеличивается вероятность ошибок при сочетании этих неблагоприятных факторов. Мужественный, эмоционально устойчивый водитель, с быстрыми и точными реакциями, хорошими оперативными качествами внимания, мышления и памяти, даже в состоянии сниженной работоспособности, в неожиданно возникшей опасной ситуации будет действовать более адекватно и правильно, чем водитель, не имеющий таких качеств.

Установлено, что большинство серьезных ошибок водители совершают из-за неспособности своевременно и правильно отреагировать на неожиданное изменение дорожной обстановки, что нередко определяется их ограниченными психофизиологическими возможностями. Своевременное выявление и отстранение таких лиц от обучения и управления автомобилем является важным фактором в обеспечении безопасности дорожного движения. Решается эта задача методами профессиональной ориентации, профессионального отбора и профессионального подбора.

Приходя на курсы вождения, не каждый человек готов к тому, что, помимо обучения правилам поведения на дороге, ему придется изучать психофизиологические основы деятельности водителя. Но эти вопросы не менее важны, чем мастерство владения управлением автомобиля. Ведь эти занятия помогут познать себя и собственное эмоциональное состояние, что поможет не только за баранкой автомобиля, но и в дальнейшей жизни.

Психофизиология водителя

Психофизиологические основы деятельности водителя – восприятие водителем окружающей ситуации, реакции, внимательность, восприятие, оперативное мышление.

психофизиологические основы деятельности водителя

Ощущения - как один из психофизиологических аспектов - проявляются отражением в сознании водителя отдельных явлений и свойств предметов, воздействующих на его органы чувств. Таким образом, различают: слуховые, двигательные, зрительные, кожные, вибрационные и обонятельные реакции.

Восприятие – это управление органами чувств, точная оценка пространственных отношений, скорость переработки информации.

Психомоторная реакция проявляется в скорости и точности реагирования водителя на критические ситуации. Выявление точной психомоторной координации движений.

Внимательность проявляется в способности быстро переключать свое внимание с одного предмета на другой и оценивать их в комплексе.

Эмоционально-волевая реакция – это стрессоустойчивость, высокий уровень таких качеств, как: самообладание, настойчивость, решительность.

Оперативное мышление проявляется в оценке дорожной обстановки, принятии быстрых и адекватных решений, способности к прогнозированию ситуации.

психофизиологические основы деятельности водителя программа

Для водителя важны физическая подготовка, технические знания и в особенности психофизиологические. Деятельности водителя отводится отдельное внимание в вопросах психологии, игнорировать изучение этих моментов нельзя. Конечно, мастерство вождения водителя приобретается с опытом и течением времени, однако тот факт, обладает ли личность определенными чертами характера, определяет психологическую готовность к трудной работе, такой как вождение авто.

Психофизиологические основы деятельности водителя. Программа этического воспитания

Этические основы профессии водителя – это соблюдение правил дорожного движения, умение использовать их в различных ситуациях, строго соблюдать, проявляя уважение к другим водителям и пешеходам. Таким образом, черты характера человека очень часто проявляются именно в поведении на дороге.

особенности психофизиологические деятельности водителя

Существуют особенности психофизиологические деятельности водителя на дорогах:

  • Водитель должен уважительно относиться к пешеходу, пропуская его. Особенно это важно на нерегулируемых перекрестках и при поворотах. Никогда не следует забывать, что каждый водитель периодически является пешеходом, так же как и его родственники и дети.
  • Не ослепляйте коллег дальним светом. Каждый водитель знает, как неприятно и опасно, когда встречная или обгоняющая машина ослепляет фарами.
  • Не стоит устраивать гонки и препятствовать проезду другой машине, даже если водитель сильно торопится, уступите ему, не создавая аварийной ситуации на дороге.
  • Не нужно ерзать на дороге, переезжая с одной полосы на другую, точно следуйте правилам дорожного движения, предупреждая других водителей о предстоящих маневрах.
  • Если вы видите, что машина попала в трудную ситуацию и стоит на обочине, не стоит проезжать мимо.
  • Готовясь припарковать свою машину, не нужно думать только о собственном комфорте, занимая места больше, чем отведенное для одного авто, или блокируя выезд для другой.

Внимательность водителя

психофизиологические основы деятельности водителя тесты

Внимание водителя может быть как рассеянным, так и распределенным. При стандартных и неопасных ситуациях внимание водителя является распределенным. Он спокойно может оценивать окружающую обстановку на пути своего следования. Сосредоточенное внимание проявляется, когда возникает опасная ситуация. Водитель сосредотачивает все свое внимание только на одном объекте или ситуации.

Быстрота реакции водителя

Пожалуй, самые важные психофизиологические основы деятельности водителя – это быстрые реакции. Так как мало заметить, оценить и спрогнозировать ситуацию, очень важно быстро отреагировать, чтобы принятое решение воплотилось в действии и выполнило основное свое назначение – ликвидацию аварийной или потенциально опасной ситуации.

С научной точки зрения, реакция делится на три этапа: оценка ситуации, принятие взвешенного решения, выполнение оперативных действий. Чем быстрее происходит эта цепочка в сознании водителя, тем быстрее проявляется его реакция на сложившуюся ситуацию. Таким образом, можно определить, что мастерство водителя приблизительно на 70 % зависит от способности к быстрым реакциям, так как время, отведенное для принятие решений, иногда исчисляется даже меньшим промежутком времени, чем секунды.

Основа эффективности общения водителей

основы психофизиологии труда водителя

  • Психофизиологические основы деятельности водителя.
  • Познавательные функции системы восприятия. и правила.
  • Эмоциональное состояние, профилактика конфликтов.

Эмоциональное состояние

Пожалуй, это один из наиболее важных разделов психологии водителя. В автошколе обязательно будут проводиться занятия по этой теме, на которых с помощью преподавателя и сокурсников будут ставиться небольшие инсценировки возможных конфликтных ситуаций на дороге, с применением агрессии со стороны собеседника. Преподаватель-психолог обязательно поможет и научит, как правильно выходить из этих ситуаций с минимальными потерями для своего психоэмоционального состояния. А также пояснит на примерах, чем та или иная ситуация может быть опасна и как избежать ее негативного развития.

Физическая подготовка водителя

Для водителя занятия спортом так же важны, как и для любого другого человека. Например, при различных видах поломок, возможно, понадобится физическая сила для их устранения. К тому же очень важно тренировать свою координацию и реакции, которые обязательно пригодятся на дороге и могут даже спасти кому-то жизнь. Очень полезными для водителя будут виды спорта или игры, которые предполагают высокий уровень концентрации, наличие определенной скорости реакций, тренировку периферического и центрального зрения, а также координацию движений. В этом помогут: малый и большой теннис, спортивные состязания, лыжи, гребля, плавание, коньки, пейнтбол и тому подобные мероприятия.

Безопасность водителя

УМКД психофизиологические основы деятельности водителя

Также не следует пренебрегать простыми правилами безопасности, касающимися физического состояния человека. Если водитель чувствует недомогание или неприятные ощущения в собственном организме, необходимо остановиться и уделить внимание состоянию своего здоровья, во избежание внезапных приступов, аварий и летального исхода. А также не стоит игнорировать потребности организма в утолении жажды, так как последние исследования доказали, что обезвоживание соответствует состоянию опьянения. Не стоит игнорировать потребность в отдыхе или двигательной активности. Если конечности или мышцы затекли и устали, необходимо сделать остановку и немного размяться. Эти действия помогут не допустить аварийных ситуаций, человеческих жертв на дороге.

Основы психофизиологии труда водителя не сложны для понимания и выполнения. Каждое верно сделанное движение и соблюдение ПДД спасает не только вашу собственную жизнь, но и пассажиров, сидящих рядом, а также пешеходов и других водителей.


Учет психофизиологических особенностей водителей при управлении автомобилем в сложных условиях

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сложно недооценивать значимость человеческого фактора в обеспечении возрастания интенсивности автоперевозок в соответствии критериям безопасности на автомобильных дорогах. Снижение рисков может быть достигнуто только при достаточно продуманной и реализованной организации дорожного движения и значительно ощутимом снижении дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Если вести речь про настоящее время, то во многих государствах с высоким уровнем автомобилизации ДТП по прежнему становятся причиной больших человеческих жертв и материальным потерям.

Интенсивное развитие автомобильного парка приводит к повышению загруженности транспортных потоков, что сказывается на увеличении требований к водителям. По этой причине, увеличение надежности водителей является приоритетной задачей. Без достижения результата по этой задаче не удастся достигнуть качественного снижения ДТП и, что закономерно, повысить безопасность движения.

Актуальность: Проблема обеспечения безопасности дорожного движения в сложных условиях относится к числу приоритетных социальных, медицинских и технологических проблем во всем мире.

Анализ основных видов нарушения правил дорожного движения (ПДД) показывает, что ведущими связанными непосредственно с вождением и приводящими к наиболее тяжким последствиям, являются грубые нарушения ПДД. Это свидетельствует о том, что определяющим выполнение действий, приводящих к ДТП, является недостаточность психических и психофизиологических механизмов регуляции деятельности водителей.

Степень изученности темы работы.К настоящему времени, учет системы профессиональной деятельности функционируют в авиации, энергетике, атомной энергетике, на предприятиях ядерно-оружейного комплекса, железнодорожном транспорте, МЧС, МВД, МО России. Изучение состояния здоровья и психофизиологических характеристик водителей, определяющих профессиональную пригодность и безопасность труда, имеет достаточно давнюю предысторию, как в медицине, так и в смежных областях науки. Тем не менее, до настоящего времени отсутствует единое мнение на задачи, методы и процедуру психофизиологического обследования в системе медицинского обеспечения водителей.

Объект исследования - система подготовки водителей по безопасности движения на автомобильном и городском транспорте.

Предмет исследования - психофизиологические компоненты подготовки водителей по безопасности движения на автодорогах в сложных условиях.

Цель работы заключается в изучении связи риска возникновения дорожно-транспортных происшествий с уровнем психофизиологической адаптации и психофизиологических характеристик водителей; научное обоснование введения в систему обучения водителей по безопасности движения психофизиологической подготовки, как самостоятельного вида, и разработке рекомендаций, направленных на повышение безопасности вождения;

Для достижения целей работы, были поставлены следующие задачи:

1)аналитическое исследование психофизиологических причин дорожно-транспортных происшествий;

Глава 1 Роль человеческого фактора

Важность движения каждым становится более более . Это с плотности автомобилей прочих средств улицах ростом легковых среди . Именно ощутимо процесс смешанного потока дорогах [4].

фаза важном восприятия на водителем - изменение езды траектории транспортного . Очень реакция на - либо дорожной направлена на скорости , а усиление напряженности, которой не момент ее признаков, по распространения в головного [11]. Поэтому часто ошибки в возникновения ситуации, через время, , казалось , благополучного из . Этим, частности, концентрация -транспортных (ДТП) на опасном дороги, на удалении него. человеческого в движении выявление роли обеспечении движения из крупных .

На этапе связи постоянно скоростью интенсивностью в дорог необходимость возможностей в опасности принятии мер. связи этим понятие " расстояние ", включающее себя только путь , но путь, автомобилем время водителя.

принятием качестве из параметров реакции появилась при дорог безопасность инженерными : устранение неожиданного во движения дороге (каких- препятствий разрушений части) предоставление времени на оценку ситуации, принятие и реализацию решения. При этом, естественно, из-за отсутствия специальных дорожных исследований возможная величина времени реакции водителя была заимствована из психофизиологических исследований, и для случая неожиданного сигнала была принята 1 с.[7]

Этот показатель оставался долгое время единственным, численно представляющим человека во всей теории проектирования дорог, а параметры трассы дороги рассчитывались исходя из систем уравнений, основанных на геометрии и механике, обеспечивающих устойчивость автомобиля при движении с расчетной скоростью. Возможность выбора параметров расчетных формул с позиций удобства движения появилась после введения коэффициента поперечной силы, позволившего количественно выразить ощущение человеком нагрузок при движении автомобиля по закруглению[7]. Расчетная формула для определения минимального радиуса кривой в плане с учетом заданной степени комфортабельности движения (рис. 1), предложенная А.В. Макаровым в 1939 г. используется и в настоящее время.

Рисунок 1- Формула расчета минимального радиуса кривой и его изображение

Для второго этапа, начавшегося в послевоенные годы, характерно более глубокое изучение степени воздействия условий аварийность и движения [2]. было тем, , несмотря соблюдение проектировании требований условий в назначения параметров и поперечного , на построенных в процессе выявлялось участков с аварийностью и скоростью .

Это о недостаточном в принятых и методах дорог восприятия дорожной . В развернутых сам выступал в неявной : в качестве степени дорожных на движения изменения или движения и статистики -транспортных .

Третий характеризуется изучением водителем обстановки. в работах рода практически с появления автомобиля. за , оценка -транспортной полностью на . Но сенсорная , все функции под скоростей к нему и необходимой ответной , которые для перемещения с собственных . Сенсорные и возможности превышают необходимые, определенный в скорости информации и реагирования, ему среде в условиях. эти не и исчерпываются, правило, при скоростях 60…70 км/ч. во движения помогать в дорожных , подсказывать тактику автомобилем. надежным средством при этом является сама дорога.

До тех пор пока напряженность работы водителя, вызываемая скоростью и плотностью движения потока, стала оптимальные , для безопасности достаточно при технических учитывать общие психологии человеком мира, числа главными с точки являются представление за обеспечения расстояния и учет ответного водителя [5]. изучаемых расширился, в дорожных стали электрокардиограмму () как показатель состояния . Большая работ направлена выявление между в ЭКГ и дорожной .

Необходимость комплексных восприятия дорожных , оценки эмоциональной и функционального центральной системы появление лабораторий, в процессе фиксировать движения и целый психофизиологических : электроэнцефалограмму, , кожно- реакцию, .

Проблема фактора в безопасности движения в необходимости механизмов и характеристик и переработки информации о обстановке, влияния продуктивность и деятельности дорожных и разработке и методов, учитывать возможности при дорог и движения.

1.1 Пригодность к вождению основе психофизиологических факторов

психофизиологическими, по определяют к вождению ,является ощущение, восприятие, психомоторная реакция, внимание, эмоционально-волевая реакция, оперативное мышление и специальные личностные факторы:

ощущение - отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно на чувств ( ощущение , слуховые, , кожные, , вибрационные и .);

восприятие - развития чувств, определения отношений и интервалов, переработки ;

психомоторная - скорость и реакции в критических , четкая координация;

- широкий и распределение , его переключаемость и , правильная внимания выполнении ;

эмоционально- реакция - стойкость, уровень волевых (самообладание, , настойчивость);

мышление - оценки обстановки и решений, к быстрому прогнозированию, оперативная и ее ;

личностные - активность и личности, к технике, , смекалка, , интерес к работе . Недостаточное одних особенностей может развитием и проявляться в сложных условиях, предотвращение и разрядка дорожной зависят скорости ситуации, применить управления , от и от реакции, , решительности и . Мастером дела считать того , который правильно и оценивать обстановку, ее изменения и не в сложные , а при избежать , - максимально опасную .

Опыт и водитель постепенно, же характера - чувство ответственности за безопасность других людей, способность сосредоточиться только на управлении автомобилем, выдержка и восприимчивость к информации - он должен воспитывать в себе с самого начала вождение.

Из основных психофизиологических качеств водителя, помимо темперамента, который исследовался в моих прошлых научно-исследовательских работах, особенно следует выделить внимательность и скорость реакции к соответствующим действиям на воспринятую информацию.

Рисунок 2 – Скорость реакции водителя в зависимости от сложности ситуации

Внимательность - способность сосредоточить внимание на выявленном объекте опасности, сделать его полный обзор и оценить ситуацию. При средних высоких скоростях движения водитель может обозревать десятки объектов, но детально рассмотреть он может только один объект. Водителю важно уметь вовремя сосредоточить свое внимание на основном объекте опасности, который может потребовать принятие срочных мер для предотвращения аварии. При управлении автомобилем необходимо постоянно оценивать переменчивые дорожные условия и обстановку движения, чтобы вовремя определить новый режим движения.

Одним из важнейших навыков водителя, которые обеспечивают безопасность движения, является скорость реакции - закономерный ответ организму на внешнее влияние.

Процесс реакции можно подразделить на три фазы: оценка обстановки, принятия решения и выполнения соответствующих действий. Время реакции водителя при управлении автомобилем измеряется коротким промежутком от момента восприятия опасности к началу действий, направленных на ее устранение. Время реакции зависит от вида реакций - сложной, простой и в опасной зоне (рис. 2).

Рисунок 3 – Схема сложной ситуации на дороге

При движении автомобиля перед водителем могут возникать всевозможные препятствия и опасности. Чтобы предотвратить возникшую опасность, водитель должен правильно оценить ее и выбрать наиболее эффективное действие: остановить автомобиль, объехать объект опасности, проехать мимо него с увеличенной скоростью (рис. 3). Такая оценка в совокупности и выбор способа действия являют собой сложную реакцию.

Глава 2 Действия водителя в сложных условиях

Что бы наглядно увидеть, как водитель видит дорогу, в зависимости от скорости движения ТС, приведена следующая схема:

Рисунок 4 – Поле зрения водителя в зависимости от скорости движения

Видно прямую зависимость сужения поля зрения водителя при увеличении скорости (рис. 4). А скорость зависит от дорожной обстановки и темперамента водителя, что в следствии влияет на безопасность дорожного движения для всех его участников.

Во время сложных условий на дороге навыки и состояние водителя являются одними из важнейших факторов, которые предопределят благополучное окончание поездки.

Важной автомобильной дорогой проходящей через Саратовскую область является трасса Р158. По данным статистики за 2018 г., приведенным в открытых источниках, на большей части протяженности трассы Р158 Нижний Новгород - Арзамас происходит большое количество ДТП, по различным причинам (рис. 5). Обще количество процентов превышает 100%, т.к. часто ДТП происходит из-за нескольких причин одновременно.

Рисунок 5 – Диаграмма причин ДТП в России по данным ГИБДД

Многие из них заканчиваются летальным исходом, что говорит о том, что на этой трассе имеют место быть многие недочеты в проектировании и эксплуатации. Явные эти ошибки заметны в том, что трасса не соответствует требованиям безопасности для загородной автодороги, на которой существует большой поток транспортных средств всех видов. Так же дорога в основном имеет одну полосу для движения в каждом направлении, встречные потоки не разделены барьером или другим строительно-техническим образом. Большой перепад высоты между проезжей частью и обочиной, отсутствуют отбойники с краю дороги и не продублированы знаки запрещающие обгон по левой стороне дороги.

2.1 Междугородние пассажирские перевозки

Зима 2019 года в Саратовской области началась с сильных снегопадов, которые повлияли на многие сферы жизни людей, в том числе и на дорожную ситуацию. Практическим примером применения знаний о темпераменте водителя, его физическом и психическом состоянии стала поездка из Саратова в областной город в сложных дорожных условиях.

В качестве наглядного примера рассмотрим мои наблюдения за действиями водителя междугороднего рейса Саратов-Петровск. В этот день многие рейсы были отменены из-за сложных погодных условий (рис. 6). Саратов и Петровск соединяет трасса Р158. Она является дорогой федерального значения. Протяженность трассы 610 километров, а отрезок соединяющий Саратов с Петровском – 98 километров.

Рисунок 6 – Фото дороги Р158 зима 2019 г.

Водитель Колдин В.С. является профессионалом 1 класса (При оформлении на работу классность присваивается на основании водительских прав. Водитель 1 класса – получает специалист с категориями В, С, Д, Е.).

Поездку осложняла плохая видимость (туман и снегопад), сильный боковой ветер, большое количество снежных масс на проезжей части и обочинах, как видно на фото выше.

Существует множество рекомендаций и инструкций о том, как обезопасить вождение в зимний период:

Обязательно использовать зимнюю резину;

Автомобиль должен быть очищен от снега (особенно лобовое и боковые стекла);

Обязательно должны быть включены фары;

Стиль вождения должен быть плавным;

Не превышать скоростной режим, поддерживать оптимальную скорость движения ТС;

При потере управления автомобилем, продолжать действия во избежание заноса.

Как видно, эти рекомендации просты. Их в силах соблюдать любой человек, в отличии от более глобальных мероприятий по реконструкции дороги и ее проектированию. Исполнение рекомендаций для водителей поможет предотвратить ДТП, сохранить жизни и здоровье людей.

Хочу отметить, что водитель, за которым велось наблюдение по управлению автомобилем в сложных дорожных условиях, на протяжении всего пути сохранял сосредоточенность, осторожность и внимательность.

В заключении еще раз отмечу, что интенсивное развитие автомобильного парка приводит к повышению загруженности транспортных потоков. Это однозначно влияет на увеличении требований к водителям. По этой причине, увеличение надежности водителей является приоритетной задачей.

В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент – свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей, который значительно влияет на поведение водителя при движении на дороге, особенно при управлении ТС в сложных условиях.

Балмаков А.И. За рулем без аварий./ Балмаков А.И., Звонов В.Ф. – Минск.: Беларусь, 2014;

Василенко В. А. Психологические особенности водителя, как фактор безопасности дорожного движения // Молодой ученый. / Василенко В. А. — 2016. — №2

Клебельсберг Д. Транспортная психология/ Клебельсберг Д. , под ред. В. Б. Мазуркевича. — М.: Транспорт, 2018.

Коноплянко, В. И. Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения: учеб. пособие / В. И. Коноплянко, В. В. Зырянов, Ю. В. Воробьев. — М.: Высш. шк. 2015.

Лаппи Отто, Диссертация, факультет поведенческих наук,/ Лаппи О., университет Хельсинки, 2010 г.

Лобанов Е.М. Проектирование дорог и организация движения с учетом психофизиологии водителя. / Лобанов Е.М. - М.: Транспорт, 2013

Ломов Б.Ф. Основы инженерной психологии: учебник для техн. вузов / Ломов Б.Ф. - М.: Высш. шк., 2016.

Мишурин В.М., Надежность водителя и безопасность движения / Мишурин В.М., Романов А.Н., 166, -.М. - Транспорт 2012 г.

Романов, А. Н. Автотранспортная психология: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений/А. Н. Романов.- М.: Академия, 2012


Учет психофизиологических особенностей водителей при управлении автомобилем в сложных условиях

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сложно недооценивать значимость человеческого фактора в обеспечении возрастания интенсивности автоперевозок в соответствии критериям безопасности на автомобильных дорогах. Снижение рисков может быть достигнуто только при достаточно продуманной и реализованной организации дорожного движения и значительно ощутимом снижении дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Если вести речь про настоящее время, то во многих государствах с высоким уровнем автомобилизации ДТП по прежнему становятся причиной больших человеческих жертв и материальным потерям.

Интенсивное развитие автомобильного парка приводит к повышению загруженности транспортных потоков, что сказывается на увеличении требований к водителям. По этой причине, увеличение надежности водителей является приоритетной задачей. Без достижения результата по этой задаче не удастся достигнуть качественного снижения ДТП и, что закономерно, повысить безопасность движения.

Актуальность: Проблема обеспечения безопасности дорожного движения в сложных условиях относится к числу приоритетных социальных, медицинских и технологических проблем во всем мире.

Анализ основных видов нарушения правил дорожного движения (ПДД) показывает, что ведущими связанными непосредственно с вождением и приводящими к наиболее тяжким последствиям, являются грубые нарушения ПДД. Это свидетельствует о том, что определяющим выполнение действий, приводящих к ДТП, является недостаточность психических и психофизиологических механизмов регуляции деятельности водителей.

Степень изученности темы работы.К настоящему времени, учет системы профессиональной деятельности функционируют в авиации, энергетике, атомной энергетике, на предприятиях ядерно-оружейного комплекса, железнодорожном транспорте, МЧС, МВД, МО России. Изучение состояния здоровья и психофизиологических характеристик водителей, определяющих профессиональную пригодность и безопасность труда, имеет достаточно давнюю предысторию, как в медицине, так и в смежных областях науки. Тем не менее, до настоящего времени отсутствует единое мнение на задачи, методы и процедуру психофизиологического обследования в системе медицинского обеспечения водителей.

Объект исследования - система подготовки водителей по безопасности движения на автомобильном и городском транспорте.

Предмет исследования - психофизиологические компоненты подготовки водителей по безопасности движения на автодорогах в сложных условиях.

Цель работы заключается в изучении связи риска возникновения дорожно-транспортных происшествий с уровнем психофизиологической адаптации и психофизиологических характеристик водителей; научное обоснование введения в систему обучения водителей по безопасности движения психофизиологической подготовки, как самостоятельного вида, и разработке рекомендаций, направленных на повышение безопасности вождения;

Для достижения целей работы, были поставлены следующие задачи:

1)аналитическое исследование психофизиологических причин дорожно-транспортных происшествий;

Глава 1 Роль человеческого фактора

Важность движения каждым становится более более . Это с плотности автомобилей прочих средств улицах ростом легковых среди . Именно ощутимо процесс смешанного потока дорогах [4].

фаза важном восприятия на водителем - изменение езды траектории транспортного . Очень реакция на - либо дорожной направлена на скорости , а усиление напряженности, которой не момент ее признаков, по распространения в головного [11]. Поэтому часто ошибки в возникновения ситуации, через время, , казалось , благополучного из . Этим, частности, концентрация -транспортных (ДТП) на опасном дороги, на удалении него. человеческого в движении выявление роли обеспечении движения из крупных .

На этапе связи постоянно скоростью интенсивностью в дорог необходимость возможностей в опасности принятии мер. связи этим понятие " расстояние ", включающее себя только путь , но путь, автомобилем время водителя.

принятием качестве из параметров реакции появилась при дорог безопасность инженерными : устранение неожиданного во движения дороге (каких- препятствий разрушений части) предоставление времени на оценку ситуации, принятие и реализацию решения. При этом, естественно, из-за отсутствия специальных дорожных исследований возможная величина времени реакции водителя была заимствована из психофизиологических исследований, и для случая неожиданного сигнала была принята 1 с.[7]

Этот показатель оставался долгое время единственным, численно представляющим человека во всей теории проектирования дорог, а параметры трассы дороги рассчитывались исходя из систем уравнений, основанных на геометрии и механике, обеспечивающих устойчивость автомобиля при движении с расчетной скоростью. Возможность выбора параметров расчетных формул с позиций удобства движения появилась после введения коэффициента поперечной силы, позволившего количественно выразить ощущение человеком нагрузок при движении автомобиля по закруглению[7]. Расчетная формула для определения минимального радиуса кривой в плане с учетом заданной степени комфортабельности движения (рис. 1), предложенная А.В. Макаровым в 1939 г. используется и в настоящее время.

Рисунок 1- Формула расчета минимального радиуса кривой и его изображение

Для второго этапа, начавшегося в послевоенные годы, характерно более глубокое изучение степени воздействия условий аварийность и движения [2]. было тем, , несмотря соблюдение проектировании требований условий в назначения параметров и поперечного , на построенных в процессе выявлялось участков с аварийностью и скоростью .

Это о недостаточном в принятых и методах дорог восприятия дорожной . В развернутых сам выступал в неявной : в качестве степени дорожных на движения изменения или движения и статистики -транспортных .

Третий характеризуется изучением водителем обстановки. в работах рода практически с появления автомобиля. за , оценка -транспортной полностью на . Но сенсорная , все функции под скоростей к нему и необходимой ответной , которые для перемещения с собственных . Сенсорные и возможности превышают необходимые, определенный в скорости информации и реагирования, ему среде в условиях. эти не и исчерпываются, правило, при скоростях 60…70 км/ч. во движения помогать в дорожных , подсказывать тактику автомобилем. надежным средством при этом является сама дорога.

До тех пор пока напряженность работы водителя, вызываемая скоростью и плотностью движения потока, стала оптимальные , для безопасности достаточно при технических учитывать общие психологии человеком мира, числа главными с точки являются представление за обеспечения расстояния и учет ответного водителя [5]. изучаемых расширился, в дорожных стали электрокардиограмму () как показатель состояния . Большая работ направлена выявление между в ЭКГ и дорожной .

Необходимость комплексных восприятия дорожных , оценки эмоциональной и функционального центральной системы появление лабораторий, в процессе фиксировать движения и целый психофизиологических : электроэнцефалограмму, , кожно- реакцию, .

Проблема фактора в безопасности движения в необходимости механизмов и характеристик и переработки информации о обстановке, влияния продуктивность и деятельности дорожных и разработке и методов, учитывать возможности при дорог и движения.

1.1 Пригодность к вождению основе психофизиологических факторов

психофизиологическими, по определяют к вождению ,является ощущение, восприятие, психомоторная реакция, внимание, эмоционально-волевая реакция, оперативное мышление и специальные личностные факторы:

ощущение - отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно на чувств ( ощущение , слуховые, , кожные, , вибрационные и .);

восприятие - развития чувств, определения отношений и интервалов, переработки ;

психомоторная - скорость и реакции в критических , четкая координация;

- широкий и распределение , его переключаемость и , правильная внимания выполнении ;

эмоционально- реакция - стойкость, уровень волевых (самообладание, , настойчивость);

мышление - оценки обстановки и решений, к быстрому прогнозированию, оперативная и ее ;

личностные - активность и личности, к технике, , смекалка, , интерес к работе . Недостаточное одних особенностей может развитием и проявляться в сложных условиях, предотвращение и разрядка дорожной зависят скорости ситуации, применить управления , от и от реакции, , решительности и . Мастером дела считать того , который правильно и оценивать обстановку, ее изменения и не в сложные , а при избежать , - максимально опасную .

Опыт и водитель постепенно, же характера - чувство ответственности за безопасность других людей, способность сосредоточиться только на управлении автомобилем, выдержка и восприимчивость к информации - он должен воспитывать в себе с самого начала вождение.

Из основных психофизиологических качеств водителя, помимо темперамента, который исследовался в моих прошлых научно-исследовательских работах, особенно следует выделить внимательность и скорость реакции к соответствующим действиям на воспринятую информацию.

Рисунок 2 – Скорость реакции водителя в зависимости от сложности ситуации

Внимательность - способность сосредоточить внимание на выявленном объекте опасности, сделать его полный обзор и оценить ситуацию. При средних высоких скоростях движения водитель может обозревать десятки объектов, но детально рассмотреть он может только один объект. Водителю важно уметь вовремя сосредоточить свое внимание на основном объекте опасности, который может потребовать принятие срочных мер для предотвращения аварии. При управлении автомобилем необходимо постоянно оценивать переменчивые дорожные условия и обстановку движения, чтобы вовремя определить новый режим движения.

Одним из важнейших навыков водителя, которые обеспечивают безопасность движения, является скорость реакции - закономерный ответ организму на внешнее влияние.

Процесс реакции можно подразделить на три фазы: оценка обстановки, принятия решения и выполнения соответствующих действий. Время реакции водителя при управлении автомобилем измеряется коротким промежутком от момента восприятия опасности к началу действий, направленных на ее устранение. Время реакции зависит от вида реакций - сложной, простой и в опасной зоне (рис. 2).

Рисунок 3 – Схема сложной ситуации на дороге

При движении автомобиля перед водителем могут возникать всевозможные препятствия и опасности. Чтобы предотвратить возникшую опасность, водитель должен правильно оценить ее и выбрать наиболее эффективное действие: остановить автомобиль, объехать объект опасности, проехать мимо него с увеличенной скоростью (рис. 3). Такая оценка в совокупности и выбор способа действия являют собой сложную реакцию.

Глава 2 Действия водителя в сложных условиях

Что бы наглядно увидеть, как водитель видит дорогу, в зависимости от скорости движения ТС, приведена следующая схема:

Рисунок 4 – Поле зрения водителя в зависимости от скорости движения

Видно прямую зависимость сужения поля зрения водителя при увеличении скорости (рис. 4). А скорость зависит от дорожной обстановки и темперамента водителя, что в следствии влияет на безопасность дорожного движения для всех его участников.

Во время сложных условий на дороге навыки и состояние водителя являются одними из важнейших факторов, которые предопределят благополучное окончание поездки.

Важной автомобильной дорогой проходящей через Саратовскую область является трасса Р158. По данным статистики за 2018 г., приведенным в открытых источниках, на большей части протяженности трассы Р158 Нижний Новгород - Арзамас происходит большое количество ДТП, по различным причинам (рис. 5). Обще количество процентов превышает 100%, т.к. часто ДТП происходит из-за нескольких причин одновременно.

Рисунок 5 – Диаграмма причин ДТП в России по данным ГИБДД

Многие из них заканчиваются летальным исходом, что говорит о том, что на этой трассе имеют место быть многие недочеты в проектировании и эксплуатации. Явные эти ошибки заметны в том, что трасса не соответствует требованиям безопасности для загородной автодороги, на которой существует большой поток транспортных средств всех видов. Так же дорога в основном имеет одну полосу для движения в каждом направлении, встречные потоки не разделены барьером или другим строительно-техническим образом. Большой перепад высоты между проезжей частью и обочиной, отсутствуют отбойники с краю дороги и не продублированы знаки запрещающие обгон по левой стороне дороги.

2.1 Междугородние пассажирские перевозки

Зима 2019 года в Саратовской области началась с сильных снегопадов, которые повлияли на многие сферы жизни людей, в том числе и на дорожную ситуацию. Практическим примером применения знаний о темпераменте водителя, его физическом и психическом состоянии стала поездка из Саратова в областной город в сложных дорожных условиях.

В качестве наглядного примера рассмотрим мои наблюдения за действиями водителя междугороднего рейса Саратов-Петровск. В этот день многие рейсы были отменены из-за сложных погодных условий (рис. 6). Саратов и Петровск соединяет трасса Р158. Она является дорогой федерального значения. Протяженность трассы 610 километров, а отрезок соединяющий Саратов с Петровском – 98 километров.

Рисунок 6 – Фото дороги Р158 зима 2019 г.

Водитель Колдин В.С. является профессионалом 1 класса (При оформлении на работу классность присваивается на основании водительских прав. Водитель 1 класса – получает специалист с категориями В, С, Д, Е.).

Поездку осложняла плохая видимость (туман и снегопад), сильный боковой ветер, большое количество снежных масс на проезжей части и обочинах, как видно на фото выше.

Существует множество рекомендаций и инструкций о том, как обезопасить вождение в зимний период:

Обязательно использовать зимнюю резину;

Автомобиль должен быть очищен от снега (особенно лобовое и боковые стекла);

Обязательно должны быть включены фары;

Стиль вождения должен быть плавным;

Не превышать скоростной режим, поддерживать оптимальную скорость движения ТС;

При потере управления автомобилем, продолжать действия во избежание заноса.

Как видно, эти рекомендации просты. Их в силах соблюдать любой человек, в отличии от более глобальных мероприятий по реконструкции дороги и ее проектированию. Исполнение рекомендаций для водителей поможет предотвратить ДТП, сохранить жизни и здоровье людей.

Хочу отметить, что водитель, за которым велось наблюдение по управлению автомобилем в сложных дорожных условиях, на протяжении всего пути сохранял сосредоточенность, осторожность и внимательность.

В заключении еще раз отмечу, что интенсивное развитие автомобильного парка приводит к повышению загруженности транспортных потоков. Это однозначно влияет на увеличении требований к водителям. По этой причине, увеличение надежности водителей является приоритетной задачей.

В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент – свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей, который значительно влияет на поведение водителя при движении на дороге, особенно при управлении ТС в сложных условиях.

Балмаков А.И. За рулем без аварий./ Балмаков А.И., Звонов В.Ф. – Минск.: Беларусь, 2014;

Василенко В. А. Психологические особенности водителя, как фактор безопасности дорожного движения // Молодой ученый. / Василенко В. А. — 2016. — №2

Клебельсберг Д. Транспортная психология/ Клебельсберг Д. , под ред. В. Б. Мазуркевича. — М.: Транспорт, 2018.

Коноплянко, В. И. Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения: учеб. пособие / В. И. Коноплянко, В. В. Зырянов, Ю. В. Воробьев. — М.: Высш. шк. 2015.

Лаппи Отто, Диссертация, факультет поведенческих наук,/ Лаппи О., университет Хельсинки, 2010 г.

Лобанов Е.М. Проектирование дорог и организация движения с учетом психофизиологии водителя. / Лобанов Е.М. - М.: Транспорт, 2013

Ломов Б.Ф. Основы инженерной психологии: учебник для техн. вузов / Ломов Б.Ф. - М.: Высш. шк., 2016.

Мишурин В.М., Надежность водителя и безопасность движения / Мишурин В.М., Романов А.Н., 166, -.М. - Транспорт 2012 г.

Романов, А. Н. Автотранспортная психология: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений/А. Н. Романов.- М.: Академия, 2012

Читайте также: